Кто автор скульптуры минин и пожарский. Памятник Минину и Пожарскому: кто и как изображён

До начала XIX века Москва не имела традиции установки скульптурных памятников: в честь знаменательных событий возводились часовни и церкви (например, Покровский собор на Красной площади, выстроенный в память взятия Казани). Первые монументы в России появились в Санкт-Петербурге и были посвящены его основателю – императору Петру I. Со временем и москвичи пожелали увековечить своих героев – выбор пал на Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

С предложением создать памятник лидерам Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польского нашествия, выступило в начале XIX века Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Установить монумент изначально предполагалось не в Москве, а в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Модель памятника по своей инициативе в 1804 году выполнил скульптор Иван Петрович Мартос – один из самых известных скульпторов России, прошедший длинный путь от сына небогатого помещика до профессора Академии художеств и создавший фигуру Иоанна Крестителя для портика Казанского собора в Петербурге. В 1811 году первоначальное решение было изменено: от установки памятника в Нижнем Новгороде отказались в пользу Москвы – главного места действия Второго ополчения. А после окончания Отечественной войны 1812 года монумент Минину и Пожарскому обрёл новое значение: как символ победы над захватчиками и изгнания их из Москвы.

Памятник был создан после сбора пожертвований, в котором приняла участие буквально вся страна: императорская фамилия, дворяне, купцы, мещане, крестьяне – размер пожертвований колебался от 50 копеек до 5000 рублей, средства приходили из различных губерний России. Торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади 20 февраля 1818 года в присутствии императора Александра I и при огромном стечении народа: люди заполнили не только всю Красную площадь, но и крышу здания Верхних торговых рядов и даже башни Кремля.

Скульптор Мартос сформулировал общую идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели». Новый памятник был поставлен в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов. Выбор места не случаен: Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому с призывом возглавить ополчение, своей рукой указывает на Кремль, где в этот момент находятся захватчики. Пожарский опирается на щит с ликом Спаса Нерукотворного Образа, принимает из рук Минина меч и готовится встать. Постамент украшен двумя барельефами: на лицевой стороне – сцена сбора средств на Второе ополчение, на задней стороне – наступление и разгром русским войском поляков. Кроме того, на пьедестале присутствует надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия в лето 1818».

В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке. К счастью, эти планы так и остались лишь проектами. Однако оставить памятник на прежнем месте власти тоже не могли: официально необходимость переноса объяснялась тем, что монумент, находясь в центре Красной площади, создаёт помехи для транспорта и демонстраций. Но была и другая причина: Минин теперь указывал прямо на мавзолей, в связи с чем у горожан рождались свои ассоциации и присказки. В результате в 1931 году памятник героям Второго ополчения «переехал» с центра Красной площади к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня. В 2010–2011 годах была проведена комплексная реставрация монумента, позволившая укрепить его и предотвратить разрушение.

Кстати, Нижний Новгород свой монумент всё же получил: в 2005 году Зураб Церетели создал чуть уменьшенную копию московского памятника Минину и Пожарскому, которая была установлена возле Нижегородского кремля.

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому - один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.

Изначально установить памятник планировали в 1812 г. к двухсотлетнему юбилею изгнания поляков Вторым ополчением под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина.

Средства на памятник собирались по всей России по всенародной подписке, и его, наконец, решили поставить в центре Красной площади в Москве в 1818 г.

Скульптор Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо и подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство.

Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.

Барельефы на постаменте отражают два ключевых момента из истории Второго ополчения.


Передний барельеф разделен на две части. В правой - группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой - группа женщин. Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.

Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».

На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части - на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой - группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей.


Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, - на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.

После революции снести памятник ни у кого не поднялась рука, единственно его переместили в 1931 г. с центра площади к Собору Василия Блаженного - мешал парадам.

Правда, еще ходила легенда, что кому-то сверху не понравился указующий жест Минина с призывом освободить Кремль от временщиков. К тому же, кто-то в один день нацарапал на постаменте: «Гляди-ка, Князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась» (по другой версии: «Гляди-ка, Князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась»).


P.S. А нижегородцы памятник все-таки получили. Копию работы Церетели в 2005 г. поставили у Кремля на той самой площади, где некогда Минин созывал ополчение.

Подготовил К. Морозов

6 сентября 1817 года в Москву прибыл памятник Минину и Пожарскому. Он был отлит в Санкт-Петербурге и доставлялся водным путём через Нижний Новгород. Впервые в истории Москвы был установлен памятник в честь народных героев, а не государя.

Работы по созданию памятника начались в 1804 году. Руководил ими российский скульптор-монументалист Иван Петрович Мартос, а отливка была поручена Василию Екимову – литейному мастеру Академии Художеств. На изготовление памятника потребовалось 1100 пудов меди, время плавления которой составляло около десяти часов.

Кто такие Минин и Пожарский? Где они жили? Чем прославились?

Давайте заглянем в историю. Свой подвиг они совершили почти четыреста лет назад. Тяжелое это было время для Руси, названное народом «лихолетьем». Древний Новгород был захвачен шведами. Вся Русь на Западе и северо-западе была в руках польско-литовских интервентов. Даже в столице находился польский гарнизон. Враги хозяйничали и бесчинствовали.

1611г. был одним из самых тяжелых в истории Москвы и всей земли русской. России угрожала потеря независимости. К тому же обрушились на землю русскую невиданные беды: несколько лет подряд стояла небывалая засуха, случился сильный неурожай, начался голод. Вымирали целые деревни.

Казалось, что небыло в истории времени более мрачного, чем это; казалось, что Русь погибает от всех несчастий, обрушившихся на нее, и неоткуда ждать спасения. Но оно пришло!


«За веру православную стою…» Кузьма Минин

В это время в городе Нижний Новгород (на Волге) жил богатый торговец Кузьма Минин. Он призвал новгородцев на борьбу с иноземцами:

«Братья! Постоим за русскую землю, ополчимся поголовно, отдадим наше имущество, соберем деньги на войско, освободим Москву от иноземцев!»

Воспрянули духом нижегородцы, собрали ополчение и двинулись к Москве. По дороге со всех сторон присоединялись к ополчению люди, а возглавил войско князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

В 1612 году подступили русские полки к столице и здесь приняли бой с поляками, три дня отважно сражались и одержали победу, а вскоре и Кремль освободили от укрывшихся там последних захватчиков.

Этот великий подвиг гражданина Минина и князя Пожарского остался навека в народной памяти.

«Стечение жителей было неимоверное»

Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 20 февраля 1818 года. На Красной площади, заполненной тысячами москвичей, были выстроены войска, прошел военный парад. Под барабанный бой и крики «ура» с памятника сняли покрывало. Одна из московских газет так описывала это событие:

«Во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное; все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем».

Памятник произвел на зрителей большое впечатление. На нем в русской рубашке изображен нижегородский староста Кузьма Минин, призывающий Дмитрия Пожарского возглавить ополчение и повести его на спасение отечества. Пожарский, опираясь на щит, принимает меч из рук Минина.


Пьедестал памятника сделан из трех цельных кусков гранита, привезенного из Финляндии, а знаменитые барельефы «Нижегородские граждане» и «Изгнание поляков», а так же сама скульптура Минина и Пожарского — из бронзы.



Интересные факты

Интересно, что на памятнике есть и изображение автора монумента. Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них — стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом — нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. На последнем барельефе крайняя фигура слева (мужчина, отправляющий в народное ополчение своих сынов) — Мартос с сыновьями.

Значение памятника Минину и Пожарскому далеко выходило за рамки памяти о событиях 1612 года. Он не только стал первым монументом в Москве, но и первым памятником, на котором изображен человек из простого народа.

В 1930 году при проведении реконструкции Красной площади памятник был перенесен к храму Василия Блаженного. Уже в нашем веке восторжествовала справедливость и в отношении Нижнего Новгорода, где напротив крепостных ворот, из которых когда-то выходило народное ополчение, была установлена копия памятника Минину и Пожарскому.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Памятник Минину и Пожарскому стал первым монументом в Москве: прежде в честь важных исторических событий устанавливали триумфальные арки, часовни и храмы.

Идея композиции

В 1803 году участники Вольного общества любителей словесности, наук и художеств предложили возвести в Нижнем Новгороде памятник к 200-летию победы русских над иностранными интервентами в 1612 году. Центральными фигурами композиции они предлагали князя Дмитрия Пожарского и земского старосту Кузьму Минина.

Место и герои были выбраны неслучайно: в Смутное время Минин и Пожарский собрали в Нижнем Новгороде Второе ополчение против шведских и польско-литовских интервентов. В 1612 году русское войско разбило армии захватчиков и полностью освободило столицу.

Работа над памятником

Автором проекта стал скульптор Иван Мартос. В 1812 году под его руководством мастера начали работу над монументом, спустя 4 года литейщик Василий Екимов отлил скульптуру целиком. На памятник ушло 18 тонн латуни и меди. Впервые в европейской истории такой крупный монумент отлили за один раз.

Пьедестал для памятника изготовил каменотес Самсон Суханов из трех кусков гранита - их специально привезли из Финляндии. Иван Мартос украсил пьедестал двумя горельефами. На переднем горельефе «Нижегородские граждане» скульптор изобразил людей, которые жертвуют богатства на защиту Родины. Среди фигур - сам Мартос и двое его сыновей, которые отправляются на войну. На заднем горельефе «Изгнание поляков» Иван Мартос изобразил князя Пожарского, который гонит захватчиков из Москвы.

Фигуры Минина и Пожарского были выполнены в классическом стиле и напоминали античные статуи. Однако в скульптурной композиции были и традиционно русские элементы: одежда Минина напоминала русскую рубашку, на щите Пожарского был изображен Спас Нерукотворный, а на одном из горельефов - икона Казанской Божией Матери.

Открытие памятника

Изначально памятник хотели установить в Нижнем Новгороде. Но Иван Мартос настаивал, что его место - в Москве на Красной площади перед Верхними торговыми рядами (сегодня здание ГУМа). Памятник Минину и Пожарскому установили в 1818 году.

С 1818 года облик Красной площади неоднократно менялся: на месте торговых рядов в 1893 году открылся ГУМ, а в 1930 году построили Мавзолей. Памятник мешал проводить масштабные парады и демонстрации. В 1931 году его перенесли к собору Василия Блаженного, где он располагается и сейчас.

Сегодня памятник Минину и Пожарскому - одна из главных достопримечательностей и Красной площади, и столицы в целом. Зимой возле памятника, как и в конце XIX столетия, заливают каток.

Памятник Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, двум национальным героям-освободителям - один из самых известных московских монументов и, возможно, самый символичный. Во-первых, он стоит в самом центре Москвы - на Красной площади, перед . Во-вторых, он был установлен не на деньги государства, а на народные пожертвования. В-третьих, он изображает не государя, не поэта, не вождя, а простолюдина и князя. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский изображены вовсе не так, как подобает средневековым русским воинам. Но разберемся со всем по порядку.

Почему они?

Козьма Минин и Дмитрий Пожарский жили на рубеже XVI и XVII веков. Это было трудное для России время, которое носит название «Смута». Династия Рюриковичей прервалась - на Руси не стало законного государя. В погоню за российским троном пускаются ложные царевичи, которые финансово и политически поддерживаются могущественными поляками. После свержения Лжедмитрия I поляки и литовцы, используя разобщенность русского царства, в открытую нападают на Москву. Начинается . Пока в Кремле господствуют интервенты, в 400 километрах от столицы - в Нижнем Новгороде - староста Козьма Минин постепенно собирает народное ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. В феврале 1612 года ополчение вышло к Москве, по дороге призывая добровольцев. С августа по октябрь армия ополченцев долго и кровопролитно сражалась в Москве с поляками и в конце концов успешно изгнала их.

Москву иноземцы захватывали нечасто: в XIV веке ее разграбил монгольский хан Тохтамыш, а позднее, в XIX столетии, - Наполеон. Всего три раза за 700 лет истории московского и российского государства! И каждый раз избавление давалось ценой многочисленных жертв и разрушений. А Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, добровольно и без какого-либо приказа собравшие и возглавившие освободительное движение, стали для России символом свободы и несокрушимости.

Почему здесь?

Памятник не всегда стоял у храма Василия Блаженного. Изначально его хотели поставить в Нижнем Новгороде - ведь легендарное ополчение было собрано там. Но сражались-то Минин и Пожарский у стен Кремля! Кроме того, ставился памятник после войны 1812 года и изгнания из Москвы Наполеона. Поэтому император Александр II принял решение установить монумент в Москве и объявил сбор средств по всей стране. Был объявлен художественный конкурс, на котором получил одобрение проект скульптора Ивана Петровича Мартоса. Отливку памятника производили в Санкт-Петербурге. О том, что создание памятника было воистину всенародным делом, гласит табличка: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Однако даже свое нынешнее место монумент занял не сразу. Изначально на Красной площади он стоял перед зда нием торговых рядов (ныне на этом месте стоит здание ГУМа), которые после Отечественной войны 1812 года построил архитектор Осип Бове. Это протяженное здание, завершавшееся плоским широким куполом, перекликалось с другим, схожим по архитектуре строением - кремлевским Сенатом, построенным в XVIII веке Матвеем Казаковым. Они стояли друг напротив друга, на одной оси, а между ними пролегала длинная открытая площадь. Жест руки Минина, одновременно торжествующий и покровительственный, словно перекликался с куполами этих двух построек, «укрывал» их и в то же время указывал на башни Кремля. В 1930-х XX века годах памятник был перенесен к собору. Официальная версия гласила, что он мешал проведению парадов. А если верить народному анекдоту, одному из партийных деятелей не понравилось, что Минин одной рукой берёт меч, а другой указывает на .

Почему так?

Посмотрите на памятник. Почему Минин стоит, а Пожарский сидит? Почему оба русских воина так странно одеты? Где же здесь легендарная битва с поляками? Все эти вопросы обдумывал и автор монумента - скульптор Иван Мартос.

Вначале он задумал изобразить Минина и Пожарского в образе античных героев, но по-разному: Минина, как представителя простого народа, - босым и с непокрытой головой, а князя Пожарского скульптор решил обуть в княжеские сапоги, на его голову водрузить римский шлем, а плащ заколоть фибулой древнерусских князей. Потом Пожарский был задуман совсем как античный герой - в сандалиях, а Минин - в простой крестьянской русской рубахе. В конечном итоге Мартос изобразил обоих босыми, без лишних деталей (нагота в античной фигуре - знак героя). Так скульптор уравнял их значимость и лишил всяких примет времени, подчеркнув, что их подвиг навсегда останется в памяти людей.

Однако приметы «русскости», конечно же, в памятнике есть. На щите Пожарского изображен лик Спасителя - он становится практически иконой. А длинный русский меч, лишь частично вынутый из ножен, напоминает крест. Защита Отечества на Руси всегда ассоциировалась с защитой веры. Стоящий Минин передает меч Пожарскому, как бы призывая его возглавить ополчение. Пожарский же, хоть и сидит, полон внутренней энер гии, словно сжатая пружина, готовая распрямиться. Он уже берёт меч, а за его спиной находится древнерусский (а вовсе не римский) шлем. На рельефах пьедестала изображены события, произошедшие во время Смуты, включая знаменитую битву на Красной площади 24 августа 1612 года. По легенде, на рельефе под надписью Мартос изобразил и самого себя, отдающего двух своих сыновей в войска ополчения.