Краткое описание д и фонвизин недоросль. "Недоросль": действующие лица, описание и характеристика

Недоросль. Комедия в пяти действиях. События происходят в поместье Простаковых.

Действие 1

Митрофан примеряет кафтан. Проставова решает, что кафтан мал, жмет и «мошенник» И «вор» Тришка специально его заузил. Тришка говорит, что он не портной, а шитью учился сам.

Простакова возражает, что это «скотское» рассуждение, ведь того, кто первый шил на белом свете, никто не учил. Она зовет мужа, чтобы тот посмотрел, как сшит кафтан. Но Простаков, запинаясь от робости, не зная, что думает его жена по этому по- воду, говорит, что кафтан «мешковат». Простакова ругает его, а он отвечает, что его глаза при ней ничего не видят. Появляется Скотинин, который думает, что кафтан сшит «изряднехонько» .

Раздосадованная Простакова требует, чтобы «Тришка вышел вон». Еремеевне велит дать позавтракать «ребенку», и когда старуха отвечает, что он уже «пять булочек скушать изволил», обвиняет, что ей, «бестии», жаль шестую. Митрофан говорит, что ночью ему всякая «дрянь» лезла в глаза — то матушка, то батюшка. И Митрофану очень жаль было матушку, потому что она устала, колотя батюшку. Растроганная Простакова просит, чтобы «друг сердечный» Митрофанушка ее обнял.

В доме Простаковых живет дальняя родственница Софья, отец и мать которой умерли. Ее единственный близкий родственник — дядя Стародум — уехал несколько лет назад слу- жить. С того времени о нем ничего не известно, но Простаковы считают его умершим. Софью они взяли к себе и надзирают над имением Софьи как «за своим». На девушке мечтает жениться Скотинин, который больше всего на свете любит свиней. Он хочет заполучить ее имение, в котором их много. Софья получает письмо от дяди. Простакова не хочет верить: ведь она несколько лет его за упокой поминала. Неужто ее грешные молитвы не доходили? Простакова сама не может прочитать письмо: не умеет, как и ее муж.

Письмо читает заехавший к Простаковым Правдин. Он сначала отказывается, так как не открывает писем без позволения адресата, но Софья просит его об этом. Чтение письма обрывает Простакова, как только слышит, что дядя желает сделать девушку наследницей своего богатства, которое он нажил трудами и честностью. Понимая, что Софья — прекрасная партия для Митрофанушки, Простакова уводит ее в спальню, чтобы об этом поговорить.

Не дослушав, Простакова обрушивает на нее свои ругательства. Взяв под руки плачущую Еремеевну, Цыфиркин и Кутейкин уходят.

Действие 2

В это время слуга приносит известие, что в деревне остановились солдаты. Офицер, который их ведет, оказывается старым другом Правдина, который открывает ему истинную причину своего нахождения у Простаковых: его цель — найти помещиков-самодуров, тех «злонравных невежд», которые не умеют распоряжаться своей властью и применяют ее во зло по отношению к крепостным. Офицер Милон ведет солдат в Москву и решает ненадолго остановиться в этой деревне. Он ищет свою любимую, связь с которой потерял полгода назад. Неожиданно входит Софья. Она оказывается той самой возлюбленной Милона.

Оба рады встрече. Милон узнает, как много Софья натерпелась от Простановой и какого «умного» и «прекрасного» жениха приглядели для Софьи. Мимо проходит Скотинин и, ввязавшись в разговор, говорит о своих планах на совместную жизнь с Софьей: он бы скупил всех свиней на свете за счет наследства девушки и жили бы они припеваючи! Тут Правдин разрушает его мечты, сообщая, что женить Софью Простакова хочет на своем сыне. Скотинин в ярости набрасывается на только что вошедшего Митрофанушку. Еремеевна защищает его, и Митрофан прячется за нянькиной спиной. Скотинину приходится отступить.

Входят Простаков и Простакова, которая ругает мужа. Она замечает Милона и тут же начинает с ним любезничать, а Софью отправляет посмотреть комнату, приготовленную для ее дядюшки. Появляются учителя Митрофана: дьячок Кутейкин с часословом в руках, который учит грамоте, и Цыфиркин — учитель арифметики.

Кутейкин был семинаристом, но ушел, так как не имел способностей к наукам. Цыфиркин — отставной солдат, эанявшийся на досуге обучением детей. Митрофанушка заявляет, что учиться не хочет, жалуется на дядюшку, что тот его обижает. Еремеевна пересказывает сцену со Скотининым.

Действие 3

К дому Простаковых подъезжает карета Стародума. Его встречает Правдин, старый друг. Они беседуют о бесчинствах семьи Простаковых, Появляется Софья, а затем дерущиеся Скотинин и Простакова. Милон их разнимает. Увидев гостя и узнав, что это дядя Софьи, Простакова резко меняет свое поведение. Она, муж и сын поочередно обнимают «долгожданного» дядюшку.

Митрофан, по приказанию матери, хочет ему поцеловать руку, но Старо дум не позволяет. Он говорит, что намерен увезти Софью в Москву и выдать замуж за человека «больших достоинств».

Это вызывает всеобщее смятение, однако недолгое. Скотин ин начинает говорить о своих достоинствах, а точнее о свином заводике, Простакова — о своей семье, где наука не почиталась и стремление к ней наказывалось. Но сейчас она понимает необходимость образования, и Митрофанушка знает науки.

Стародум, устав, отправляется отдохнуть. Его провожает Софья.

Простакова уговаривает Митрофана хоть немного поучиться или хотя бы сделать вид, что учится. Цыфиркин дает ему легкую задачку, с которой Митрофан справиться не может, и мать отговаривает его решать. Потом Кутейнин пытается заниматься с Митрофаном. После этого приходит Вральман. Он плохо говорит по-русски И утверждает, что не нужны Митрофанушке науки.

Простакова переживает: ребенку надо ехать в Петербург, а там много развелось «умниц», она их боится. Но Вральман успокаивает: бояться нечего, так как умный человек никогда с Митрофаном спорить не станет. Главное — не связываться с умными людьми, тогда будет благоденствие божие. А компанию Митрофан всегда себе найдет: таких, как он, — миллионы. Когда Простакова уходит, Кутейкин и Цыфиркин набрасываются на Вральмана, который убегает от них.

Действие 4

Софья и Стародум беседуют о благородном воспитании.

Стародум рассказывает племяннице, как достойно вести себя в жизни, говорит о долге, чести, счастье. Их беседа прерывается.

Стародуму приходит письмо от графа Честана из Москвы, ко- торый сообщает, что его племянник, предполагаемый жених Софьи, скоро будет в Москве. Тут входят Милон и Правдин, и оказывается, что Милон и есть племянник графа Честана. Все рады. Стародум дает согласие на брак.

Идиллия прервана Скотининым. который, не обращая ни на кого внимания, начинает просить руки Софьи у Стародума. Но появляется Проставова и предлагает Стародуму устроить экзамен Митрофанушке.

Последний, демонстрируя познания в грамматике, говорит, что дверь, которая висит, — «прилагательна», так как к месту приложена, а та, которая возле чулана стоит, пока «существительна». Историей оказываются рассказы скотницы Хавроньи, которую слушает Вральман. О географии Митрофан даже не слышал. Стародум отказывает обоим претендентам и сообщает, что Софья уже сговорена с другим. Но Простакова просто так не отступает и решает похитить девушку.

Действие 5

Правдин получает письмо: ему поручают опекать дом и деревни Простановых. Этим известием Правдин делится со Стародумом. Вдруг раздаются крики. Милон спасает Софью из рук похитителей. Еремеевна привнается: хотели венчать с Митрофаном.

Врывается разъяренная Простакова, за ней муж и сын. Правдин говорит, что за похищение придется отвечать перед судом. Вся семья Простановых бросается на колени и умоляет простить. Стародум прощает.

Простакова собирается наказать своих людей за то, что упустили Софью. Но Правдин останавливает ее и сообщает о поручении правительства, вследствие которого она не вольна над ними. Простакова ссылается на незаконченные дела, но Правдин желает решить их сам. Зовут учителей, чтобы с ними рассчитаться.

Входит Вральман, и Стародум узнает в нем своего бывшего кучера. Он стал учителем, чтобы не умереть с голоду. Правдин решает отпустить его. Кутейкин говорит, что ему должны за потраченное время и изношенную обувь, а Цыфиркин, человек совестливый и честный, утверждает, что ему ничего не надо, так как он ничему не смог научить Митрофана. Кутейкину становится совестно, и он уходит ни с чем, а Цыфиркину в награду дают деньги Стародум, Милон и Правдин. Вральмана Стародум снова берет себе в кучеры.

Простакова в отчаянии бросается к сыну: «Один ты остался у меня! .. » Митрофан же ее грубо отталкивает. Простанова падает в обморок, понимая, что все пропало. Правдин возмущен таким поведением Митрофана и отправляет его служить. Простакова, очнувшись, в отчаянии кричит, что нет теперь у нее ни власти, ни сына. Стародум подводит итог: «Вот злонравия достойные плоды!»

Основные действующие лица

Простаков

Простаков — персонаж комедии Фонвизина «Недоросль». Терентий Простаков — глава семьи, отец главного героя комедии, недоросля Митрофанушки. Это подкаблучник, который отдал бразды правления жене. Простаков — носитель той же говорящей фамилии, что и основные герои пьесы — его сын Митрофанушка и его супруга, Простакова. Он настолько же сильно попал впросак и прост, как стальные. Он подкаблучник, не смеет и слова сказать жене поперёк её воли, при разговоре запинается. Он настлько во власти жены, что даже говорит, что не способен увидеть что-либо, если рядом супруга, которой он доверяет смотреть за него. Простаков во всём отрицает свою волю, даже решение велик ли ему костюм или жмёт, доверяет жене. Но это не доверие мудрому, это отношения раболепного слуги и хозяйки. Весь дом держится на грубой силе супргуги Терентия Простакова. Простаков, хоть и барин, но такой же слуга в доме, как и все остальные, даже свою основную функцию он трактует как «я женин муж», представляясь будущему родственнику.

Простакова - жена его

Простакова неграмотная и необразованная и считает грамотность ненужной роскошью, которая может только испортить человека. Понятия совесть и честность не знакомы героине. Простакова стремиться выглядеть не хуже других помещиков и хочет дать своему сыну Митрофану, который является главной отрадой Простаковой, образование, достойное дворянина, нанимает ему учителя-немца. Но делает она это только из-за столичной моды и не заботиться о том, как и чему будет научен её сын. Главное для Простаковой-её собственное благополучие и благополучие её сына. Она пойдёт на любой обман и подлость, используя все хитрости и уловки, только чтобы не потерять своё благосостояние. Она живет по своим устоявшимся принципам, главный из которых-беспринципность. В образе Простаковой отражены двуличие, тупая бесчеловечная власть и невежество-все те качества, которые были присуще русским помещикам восемнадцатого века

Митрофан - сын их, недоросль

Митрофан – сын Простаковых, недоросль – то есть молодой дворянин, ещё пока не поступивший на государственную службу. По указу Петра I все недоросли были обязаны иметь элементарные знания. Без этого они не имели права жениться, а так же не могли поступать на службу. Поэтому Простакова и наняла учителей сыну Митрофанушке. Но ничего доброго из этого не получилось. Во-первых, его учителями были недоучившийся семинарист и отставной солдат. Во-вторых, сам Митрофан не хотел учиться, да и госпожа Простакова не очень настаивала на учёбе. Большая роль в лени и инфантильности конечно сыграла семья. Раз мать не считала образование важным, откуда трепетное отношению к обучению могло появиться у самого Митрофанушки. Главными чертами характера Митрофана являются лень и эгоизм. Ему совершенно не хочется ничего делать. Митрофан не хочет учиться и совершенно не понимает надобности знаний: «Ну, давай доску, гарнизонная крыса!». Он с самого детства находился под опекой матери и Еремеевны, так что не удивительно, что Митрофан вырос таким разгильдяем. Эгоизм же, с которым Митрофан относится к окружающим, просто поражает. Авторитетом для него является лишь его мать Простакова, да и та выполняет все его прихоти. Он ужасно относится к Еремеевне: «Ну, ещё слово молви, старая хрычовка, уж я те отделаю! Я опять нажалуюсь матушке; так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему». Но в минуту опасности всегда зовёт её на помощь: «Скотинин (бросаясь на Митрофана) Ах ты чушка проклятая… Митрофан. Матушка! Заслони меня». Недоросль совершенно не думал о своём будущем, не заботился о своей судьбе. Он жил одним днём, каждый день он был сыт, и ему не приходилось ничего делать. Если бы хорошая жизнь закончилась, то он не смог бы ничего сделать, никак приспособиться к жизни. Он конечно смешон, но становится грустно, когда задумаешься, что с ним будет дальше. Ведь такие Митрофанушки есть и в наше время. Мы читаем книги, для того чтобы не попасть в беды, описанные в них. Прочитав «Недоросль» Митрофан является недорослем, отрицательным персонажем в комедии, молодым дворянином. Он очень похож на свою мать, госпожу Простакову, брата Тараса Скотинина. У Митрофана, у госпожи Простаковой, у Скотинина можно заметить такие черты характера, как жадность и корыстолюбие. Митрофанушка знает о том, что вся власть в доме принадлежит его матери, которая его любит и позволяет ему вести себя так, как он хочет. Митрофан ленивый, не любит и не умеет работать и учиться, лишь только резвится, веселится да сидит на голубятне. Не столько сам маменькин сынок оказывает влияние на окружающих, сколько они - на него, стараясь воспитать недоросля честным, образованным человеком, а он во всем подходит на свою мать. К слугам Митрофан относится очень жестоко, оскорбляет их и вообще за людей не считает: Еремеевна. Да поучись хоть немножечко. Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему. К учителям Митрофан тоже никакого уважения не имеет. Он стремится лишь к своей личной выгоде, и, когда узнает о том, что Софья стала наследницей Стародума, он немедленно намеревается предложить ей руку и сердце, а отношение к Софье в доме Простаковых значительно изменяется в лучшую сторону. И все это только из-за жадности и хитрости, а не из-за подвига сердца.

Еремеевна - няня Митрофана

Еремеевна — пожилая женщина, няня, кормилица Митрофана, которая ухаживает за ним с рождения. Еремеевна уже 40 лет служит в семье Простаковых Еремеевна получает мало денег, но терпит много обид от Простаковых Простаковы обзывают и бьют Еремеевну, как и остальных своих крестьян Еремеевна «с рабским подобострастием» служит Простаковым, несмотря на все их обиды Еремеевна любит Митрофана и заботится о нем. Она ласково называет Митрофана «дитем», хотя ему уже 15 лет Неблагодарный Митрофан не любит и не ценит Еремеевну, несмотря на всю ее заботу о нем

Скотинин - брат Простаковой

Тарас Скотинин– дворянин, брат Простаковой. Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума. Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном, конфликтовал с Простаковой: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь» . Этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия. Причина такой деградации – в невежестве, отсутствии правильного воспитания: «…не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет» . Тарас Скотинин — типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Вырос в семье, враждебно относившейся к просвещению. Отличается невежеством, умственной неразвитостью, хотя от природы сообразителен. Все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором. Теплоту и нежность он проявляет только к своим свиньям. Скотинин — свирепый крепостник, необыкновенно жаден, груб (о чем свидетельствует его речь) , невежествен.

Тришка – портной

Тришка — один из второстепенных героев комедии «Недоросль». Тришка появляется в начале 1-ого действия и больше не упоминается в пьесе. Тришка — крепостной крестьянин семьи Простаковых Тришка — портной-самоучка. Простакова ругает его за плохо сшитый кафтан, но Тришка справедливо объясняет хозяйке, что он не учился на портного, поэтому не отвечает за результат Тришка — бойкий и, судя по всему, неглупый парень.Портной Тришка — единственный крестьянин, который осмеливается спорить с госпожой Простаковой: Простакова обзывает Тришку мошенником, вором, скотом и т.д. Скорее всего, эти слова никак не характеризуют самого Тришку, потому что грубая Простакова всех своих крепостных обзывает подобными словами

Стародум

Стародум – один из центральных персонажей «недоросля» Фонвизина. Он является положительным персонажем комедии в отличии от Митрофанушки, Простакова, Простаковой, Скотинина и других. Стародум олицетворяет собой умного, гордого, справедливого, любящего человека. Он считает, что главное в человеке это воспитание его души. «Невежда без души - зверь» говорит он. И этим высказыванием он объясняет поведение г-жи Простаковой, Митрофанушки и Скотинина. Стародум является любящим дядюшкой Софьи. Он желает для нее только лучшего, и все свои деньги завещает своей племяннице. Его гордость доказывает то, что он прибывая при дворе сохранил свою честь и достоинство и ушёл оттуда. «Я отстал от двора без деревень, без ленты, без чинов, да < …> принес домой неповрежденной мою душу, мою честь» . Стародума можно назвать идеальным героем. Его нравственный идеал - честное служение Отечеству, нетерпимое отношение к пороку, несправедливости.

Софья - племянница Стародума

Софья – племянница Стародума, который является ее опекуном. Имя героини имеет значение «мудрость» . В комедии Софья наделена мудростью души, сердца, добродетели. Софья – сирота. Ее имением, в отсутствии Стародума, управляют Простаковы, которые обкрадывают девушку. А когда они узнают, что у Софьи большое приданое, то начинают борьбу за ее руку и деньги. Но у Софьи есть возлюбленный – Милон, с которым она помолвлена и которому остается верна. Семейство Простаковых-Скотининых Софья презирает и смеется над ним. Девушка происходит от честных дворян, которые дали ей хорошее образование. Софья умна, насмешлива, чувствительна и добра (в конце комедии она прощает Простакову за причинено ей зло) . Героиня считает, что почет и богатство должны доставаться трудами, что девушке приличны кротость и послушание старшим, но любовь свою она может и должна отстаивать. Вокруг Софьи группируются все положительные персонажи пьесы. Они помогают ей освободиться из-под опеки Простаковых и соединиться с Милоном в конце комедии..

Милон - жених Софьи

Милон – один из положительных героев комедии «Недоросль», введенный автором для создания контраста характеров с Простаковыми и Скотининым. Милон – офицер, которого во главе отряда солдат мы впервые встречаем в комедии в деревне Простаковых. Милон – человек образованный, благородный, ответственно исполняющий свои обязанности перед государством. Милон возмущен тем, как ведут себя Простаковы по отношению к Софье, особенно лицемерием Простаковой, которая, узнав о наследстве Софьи, хочет заполучить его, поженив их с сыном Митрофаном – «Недостойные люди!» — так он говорит о них. Милон хорошо воспитан, ненавязчив и во всех ситуациях сохранят честь и лицо. Во время драки госпожи Простаковой со Скотининым Милон не только успевает разнимать их, но еще и наставлять на путь примирения и быть совершенно вежливым: «И вы забыли, что он вам брат!», «Разве она вам не сестра?», «Да не ушибла ль она вас?», «Не пущу, сударыня. Не прогневайся!» Когда происходит знакомство Милона и Стародума, Милон демонстрирует скромность и достоинство, почтительность к старшим, ответственность: «В мои лета и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди». Милон считает, что неустрашимость офицера – это не слепая и безответственная готовность умереть на поле боя ради славы, а осознание всей опасности, которой подвергается его жизнь, понимание ценности своей жизни и только тогда отвага – это готовность пожертвовать своей жизнью во имя Отечества. Кроме того, смелость по Милону нужна в каждой жизненной ситуации. Когда Простакова пытается силой увезти Софью под венец, Милон защищает ее с обнаженной шпагой, по отношению к поведению Простаковой он высказывает негодование и презрение. В идеальный образ Милона Фонвизин вложил все позитивные качества, которые должны быть присущи настоящему офицеру, дворянину, благородному человеку чести.

В комедии «Недоросль» Правдин является положительным героем, честным чиновником с гуманными взглядами на управление имением. По сюжету произведения мужчина по службе попадает в деревню Простаковой, чтобы обличить и пресечь происходящие там бесчинства, наказать жестоких помещиков и взять имение под собственную опеку. Чиновник успешно разрешает острую ситуацию, наказывая виноватых и помогая нуждающимся. В «Недоросле» как классицистической пьесе имена героев во многом определяют их личные качества и роль в произведении. Не стал исключением и Правдин. В «Недоросле» характеристика личности персонажа полностью соответствует значению его фамилии – «Правдин» от «правда», то есть герой является носителем правды и беспристрастного правосудия. В комедии чиновник выступает ревизором, олицетворяя букву закона, высшую справедливость и строгость в решениях, – он наказывает виновных, забирая у Простаковых деревню, выясняет, кто из учителей служил честно, а кто только обманывал Простакову. Мужчина решает и судьбу Митрофана, забирая к себе на службу. Персонаж Правдина играет важное значение в идейном замысле комедии. В его образе Фонвизин изобразил идеал гуманного и образованного чиновника просвещения, который заслужено вознаграждает и наказывает. Для автора Правдин – олицетворение человечной, рациональной истины в последней инстанции.

Кутейкин

В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости» . Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков» , да ещё растолковывает слово червь - «сиречь (т. е.) животина, скот» . Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы, — вынесенные им из духовной среды и духовной школы.

Цыфиркин

Отставной солдат Цыфиркин - человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю», - говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести» , а «на досуге ребят обучает» . (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам - отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматике - семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». Речь основана на том, что он в прошлом был солдатом, а сейчас преподаёт арифметику. Отсюда в его речи постоянные подсчёты, а также военные термины и фразеологические обороты. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести» , а «на досуге ребят обучает»

Комедия была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 г. Основной проблемой произведения является осуждение традиционного воспитания дворян, в частности провинциальных, их глупости и злонравия. Пьеса «Недоросль» написана в классицистическом стиле, что отразилось в «говорящих» фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия: события происходят в течение 2 дней, в деревне Простаковых. Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями».

Для общего ознакомления с сюжетом произведения предлагаем краткое содержание «Недоросль».

Главные герои

Госпожа Простакова - жена Простакова. Активная, грубая, необразованная женщина, которая больше думает о собственной наживе, чем о людях вокруг и добродетели, старается все решать силой либо хитростью.

Простаков Митрофан - сын Простаковых, недоросль, молодой человек 16 лет, такой же глупый, как и родители, полностью безвольный, согласен на все, что скажет мать или другие (в конце сразу согласен уйти в армию).

Правдин - постоялец Простаковых, государственный чиновник, приехавший разобраться с непорядками в их именье, решить вопрос жестокости Простаковой по отношению к слугам. Высокоморальный человек, представитель «нового» образованного дворянства, олицетворяет в произведении «Недоросль» правду и слово закона.

Стародум - человек с высокими моральными принципами, который всего в жизни добился сам, не прибегая к обману или хитрости. Дядя и опекун Софьи.

Софья - честная, образованная, добрая девушка. После того как лишилась родителей, живет у Простаковых, влюблена в Милона.

Милон - жених Софьи, с которым они несколько лет не виделись. Офицер, отличался на службе храбростью и смелостью, имеет высокие понятия о человеческой добродетели, чести.

Скотинин - родной брат госпожи Простаковой. Глупый, необразованный мужчина, во всем ищущий наживы, легко лжет и льстит ради выгоды.

Другие персонажи

Простаков - муж Простаковой. Практически ничего не решает в доме, по сути тень и подкаблучник жены, необразованный, безвольный.

Еремеевна - няня Митрофана.

Кутейкин (семинарист, который сам бросил учиться на половине, так как не осилил науки, хитрый и жадный, учитель грамматики), Вральман (бывший конюх Стародума, простой, но умеющий мастерски обманывать – называл себя немцем-учителем светской жизни), Цыфиркин (отставной сержант, честный человек, учитель арифметики) - учителя Митрофана.

Тришка - портной, слуга Простакова.

Действие 1

Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, что он сшил плохой кафтан для Митрофана, хотя тот предупреждал о своем неумении шить. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан пошит хорошо и Тришку выгоняют.

Заходит разговор о Митрофане – наверно он заболел, так как плохо спал всю ночь. При обсуждении сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал всю ночь пил квас, а ночью ему виделось, что мать бьет отца. На это Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение и Митрофан убегает на голубятню.

Скотинин, Простакова и Простаков обсуждают, что хотят отдать за Скотинина сироту Софью. Единственный родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не напоминал о себе. Разговор обнажает корыстную, злую личность Скотинина, которому нравится не Софья, а много свиней в ее деревнях.

Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, пытаются заговорить девушку тем, что на самом деле это письмо от поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать, оказывается, что все неграмотные.

Входит Правдин, которому и поручают прочитать письмо. Присутствующие узнают, что Стародум сделал Софью наследницей 10 тысяч рублей. Теперь не только Скотинин хочет свататься к девушке, но и Простакова начинает льстить девушке, желая выдать ее за Митрофана. Пока женщины удаляются, забегает слуга и сообщает мужчинам, что мимо проходившие солдаты остановились в их деревне.

Действие 2

Милон и Правдин оказываются старыми друзьями. Правдин рассказывает, что приехал в деревню, чтобы поставить на место «презлую фурию» Простакову. Милон делится тем, что едет в Москву, чтобы встретиться с возлюбленной, которую давно не видел, так как после смерти ее родителей ее взяли на попечение дальние родственники.

По воле случая мимо проходит Софья. Возлюбленные рады друг другу. Софья рассказывает Милону, что Простакова хочет отдать ее замуж за своего глупого 16-летнего сына.
Тут же они встречают Скотинина, который переживает, что может уехать домой без жены и денег. Правдин и Милон подначивают его поссориться с сестрой, говоря, что она играет им как мячиком. Скотинин выходит из себя.

Мимо проходят Митрофан с Еремеевной. Няня пытается заставить юношу учиться, но он не хочет. Скотинин ссорятся с Митрофаном по поводу предстоящей женитьбы, так как оба не против взять в жены Софью. Однако Еремеевна и Правдин не дают им подраться. Скотинин злой уходит.

Появляются супруги Простаковы. Простакова льстит Милону и извиняется, что вовремя не вышла его встретить. Нахваливает Софью и рассказывает, как уже все устроила для ее дяди. Девушка с Простаковым уходят смотреть комнату. Им на смену приходят Кутейкин и Цыфиркин. Учителя рассказывают Правдину о себе, как учились грамоте и как попали в дом Простаковых.

Действие 3

Правдин, увидев из окна карету Стародума, вышел его встретить первым. Чиновник рассказывает о бесчинствах Простаковых по отношению к Соне. Стародум говорит, что нельзя действовать по первому порыву, так как опыт показал ему, что горячность не всегда хорошо, рассказывает Правдину о своей жизни, как увидел, что люди бывают разные.

Тут подходит Софья. Стародум узнает племянницу, они рады встрече. Дядя рассказывает, что бросил все и уехал, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть» он не мог.
В это время Простакова и Скотинин успели подраться. После того как их усмирил Милон, Простакова замечает Стародума и приказывает Еремеевне звать сына и мужа. Вся семья Простаковых и Скотинин с излишней радостью приветствуют Стародума, обнимают и всячески льстят. Митрофан повторяет за матерью, что Стародум его второй отец. Это его очень удивляет дядю Софьи.

Стародум говорит, что забирает девушку в Москву отдать замуж. Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, все же соглашается с его волей. Простакова и Скотинин пытаются его переубедить. Женщина рассказывает, что в их роду учеба была не в почете, но Митрофан якобы из-за книги не встает и усердно учится. Правдин прерывает женщину, говоря что гость устал с дороги и все расходятся.

Остаются Цыфиркин и Кутейкин, которые жалуются друг другу, что Митрофан не может три года обучиться арифметике и четыре грамоте. Они винят в том немца Вральмана, который мешает учению и оба не против побить горе-ученика, лишь бы тот начал что-то делать.

Входит Митрофан и Простакова. Женщина уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Цифиркин задает две задачи, однако в обеих случаях, до того как Митрофан посчитает, Простакова решает их, основываясь на своем личном опыте: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Только Кутейкин начинает обучать юношу грамоте, как появляется Вральман и говорит, что Митрофану не нужно учиться грамоте и вообще лучше водить дружбу со «своими», неграмотными, в чем его поддерживает Простакова. Вральман оговаривается, что видел свет, сидя на извозчичьих козлах, но вовремя спохватывается и женщина не замечает, что он ей врет.

Простакова и Митрофан уходят. Учителя ссорятся. Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана, но он убегает.

Действие 4

Стародум и Софья беседуют о добродетели, о том как люди сходят с праведной дороги. Дядя объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Мужчина объясняет, что должность должна соответствовать делам, а не одному названию. Говорит и о семейной жизни, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, что не важно происхождение супругов, если они любят друг друга но любовь эта должна быть дружеской.

Тут Стародуму приносят письмо из которого он узнает, что молодой человек, за которого он собирался выдать Софью – это Милон. Стародум, беседуя с Милоном, узнает, что он – человек с высокими понятиями о долге и чести. Дядя благословляет племянницу и юношу.

Скотинин отрывает их от беседы, пытаясь показать себя в выгодном свете, но только смешит своей нелепостью. Приходят Правдин, Простакова и Митрофан. Женщина снова хвалит грамотность своего сына. Правдин решает проверить. Митрофан не дает ни одного верного ответа, при этом мать всячески пытается оправдать его глупость.

Простакова и Скотинин продолжают расспрашивать Стародума, кого он выберет для своей племянницы, на что получают ответ, что у нее уже есть жених и они завтра с утра уезжают. Скотинин и Митрофан с Простаковой отдельно планируют перехватить девушку на выезде.

Действие 5

Правдин и Стародум обсуждают то, что скоро все узнают, что без правды и благонравия нельзя достичь чего-то стоящего, что залог благосостояния государства – достойные, честные образованные, воспитанные люди.

Они прерываются, услышав шум. Как оказывается, Еремеевна хотела по приказу Простаковой увезти силой Софью, но Милон ей помешал. Правдин говорит, что это незаконное действие. Он указывает, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и требовать немедленного наказания. Женщина пытается выпросить прощение у Софьи, та ее прощает. Простакова, только ее освобождают от вины, собирается наказать слуг, которые не дали злодеянию совершиться и упустили девушку. Однако Правдин ее останавливает – зачитывает пришедшую от правительства бумагу, что с этого момент дом и деревни Простаковых переходят под его опеку. Простакова возмущается и просит хотя бы три дня, но Правдин отказывает. Тогда женщина вспоминает о долгах учителям и Правдин соглашается сам рассчитаться с ними.

Приходят Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Обнаруживается обман Вральмана – что он на самом деле отставной конюх Стародума, а не немецкий учитель и знаток высшего света. Вральман соглашается снова пойти на службу к Стародуму. Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой, так как за все время не смог ничему обучить Митрофана. Правдин, Стародум и Милон награждают Цыфиркина за честность. Кутейкин же не против даже за безрезультатную науку получить деньги, но остается ни с чем.

Стародум, Милон и Софья собираются уезжать. Митрофан говорит, чтобы мать отвязалась от него, отец упрекает его в этом. Правдин предлагает юноше пойти служить и тот соглашается. Простакова в отчаянье, так как потеряла все. Стародум подытоживает произошедшее: «Вот злонравия достойные плоды!».

Заключение

Комедия «Недоросль» Фонвизина – знаковое произведение 18 века, обнажившее острые вопросы того времени. В пьесе противопоставляются образованность, воспитанность, высокие моральные принципы с глупостью, невежеством, злостью и своенравием. Тонкий юмор писателя, его понимание глобальных человеческих проблем позволяет и сегодня зачитываться классической комедией. Советуем не только прочитать пересказ «Недоросля» по действиям, но и оценить произведение полностью.

Тест по комедии «Недоросль»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 9527.

Замысел комедии «Недоросль» возник у Дениса Фонвизина в 1778 году, а четыре года спустя он представил пьесу своим друзьям. Но путь произведения на сцену оказался тернистым. В Петербурге и Москве комедию сразу ставить отказались. Цензоры испугались некоторых смелых реплик.

В сентябре 1782 года пьесу рискнул поставить Вольный Российский Театр на Царицыном лугу. Успех был ошеломительный. Правда, эта смелость стоила театру закрытия, но было уже поздно – комедия Фонвизина приобрела огромную популярность. С тех пор пьеса не сходит со сценических площадок.

«Недоросль» вызвал серьезное недовольство Екатерины II. Фонвизину не позволили больше опубликовать ни одного произведения, даже перевод на русский язык трудов римского историка Тацита.

Название комедии связано с указом Петра I, согласно которому дети дворян, не получившие образования, не имеют права служить и вступать в брак. Таких молодых людей и называли «недорослями». Считалось, что они не готовы к взрослой сознательной жизни.

Основные проблемы , которые поднимает в комедии автор: порочное воспитание и разложение дворянства в условиях крепостного строя. Воспитание, по мнению Фонвизина, определяет нравственный облик молодого поколения. Доверяя своих детей неграмотным крепостным нянькам, недоучившимся дьячкам и сомнительным иностранцам, дворянское сословие погружается в пучину невежества, тупости, стяжательства и безнравственности. Скотинины и Простаковы способны воспитывать только Митрофанушек.

Фонвизин на простых примерах показывает, что помещики в большинстве своем забыли не только о дворянской чести, но даже о человеческом достоинстве. Вместо служения интересам страны, они не соблюдают ни нравственные, ни государственные законы.

Особую остроту комедии придает случайная победа сил добра. Если бы Правдин не получил предписание взять имущество Простаковых под опеку, а из Сибири вовремя не вернулся бы Стародум, все могло закончиться далеко не так благополучно.

Комедия «Недоросль» построена по законам классицизма . Здесь только одна сюжетная линия, одно место действия и все события происходят в течение суток. Но в пьесе проявляются и некоторые черты реализма : достоверное изображение быта, далекие от схематичности персонажи, отдельные элементы драмы. Фонвизин создал новый жанр – социально-политическую комедию. В центре сюжета, вопреки канонам классицизма, находится не любовная интрига, а острый социальный конфликт.

Пьеса состоит из пяти действий. В первом автор знакомит нас с основными персонажами, происходит завязка сюжета – письмо от Стародума, в котором Софья названа богатой наследницей. Кульминация наступает в пятом действии, когда Правдин зачитывает письмо о переходе имения Простаковых под его опеку. Развязкой становятся последние слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»

В «Недоросли» показаны практически все сословия Российского государства. Здесь есть крепостные Тришка, Палашка и Еремеевна, помещики Простаковы и Скотинин, офицер Милон и отставной сержант Цыфиркин, чиновник Правдин, священнослужитель Кутейкин. Согласно традициям классицизма, все действующие лица четко разделены на отрицательные и положительные, а их имена указывают на основные черты характера. Правдин олицетворяет справедливость, Стародум – мудрость и мораль, а фамилии Вральман и Скотинин понятны даже ребенку.

Отрицательные и положительные персонажи комедии создают пары-антагонисты: «дети» – Митрофан и Софья, «женихи» – Скотинин и Милон, «главные» – Простакова и Стародум, «помощники главных» – Простаков и Правдин, «учителя» – бескорыстный Цыфиркин и жадный Кутейкин.

Госпожа Простакова – наиболее яркий комедийный образ. Злобная, хитрая, наглая и чрезвычайно деятельная помещица постоянно ругается и бьет слуг. Простакова стремится все прибрать к рукам, единовластно распоряжается не только крепостными, но и родными. Ее муж – бесправное существо, которое не смеет и шагу ступить без приказа жены. Простакова распространяет свою власть на всех, у кого не хватает сил дать ей отпор: Софью, Скотинина, учителей. Главный девиз помещицы: «Что захотела, поставлю на своем» .

Героиня слепо любит единственного сына и на все готова ради его блага. Простакова бросается с кулаками на брата, защищая Митрофанушку, заботится, чтобы «дитятко» хорошо питалось и не утруждало себя науками. Она принимает за сына все решения, оберегает его от малейших неприятностей, калеча судьбу юноши.

При таком воспитании совершенно неудивительно, что сын растет трусом, бездельником, обжорой и хамом. Невежество и тупость Митрофана заставляют сквозь смех ужаснуться: какое будущее у страны, где подрастает такое поколение? При этом «недорослю» хватает ума манипулировать своей деспотичной мамашей и вызывать умиление отца. Он, как и мать, понимает только власть сильного, может прикинуться любезным, воспитанным, любящим, благодарным. Но только Простакова теряет свою власть, любимый сынок грубо ее отталкивает.

На фоне ярких образов отрицательных персонажей положительные Стародум, Правдин, Милон, Софья выглядят бледно и невыразительно. Но они необходимы для развития сюжета, динамики событий. В то же время эти действующие лица говорят от имени самого автора. Их поучительные беседы показывают правильный путь честного человека, объясняют истинные обязанности дворянина и правила семейной морали.

Противопоставление мира Простаковой и Стародума наиболее четко видно в их отношении к образованию. Помещица сама не умеет читать и сыну своему говорит: «Не учись этой дурацкой науке!» Стародум получил прекрасное образование и называет воспитание «залогом благосостояния государства» .

Фонвизин – большой мастер слова. Каждый его герой имеет свою языковую характеристику. Простакова сыплет грубыми и простонародными выражениями. Свободно и красиво говорят Стародум, Софья, Правдин. Речь Митрофана и Скотинина, как и речь крепостных, – бедна, примитивна. Словарный запас Кутейкина богат церковнославянскими словами, а отставной сержант Цыфиркин щеголяет военным жаргоном. Безграмотность немца Вральмана передана его характерным косноязычием.

Комедия Фонвизина «Недоросль» раскрывает проблему необразованности молодых людей того времени. Ее по праву можно считать бессмертным произведением, ведь интерес к нему не утихает до сих пор. Тема воспитания подрастающего поколения актуальна для каждого из нас. Краткое содержание комедии «Недоросль» по действиям заставит задуматься читателя над проблемой личной свободы человека. Главный герой, не имевший собственного мнения и всегда идущий на поводу матери, стал жертвой обстоятельств. Не умевший сопротивляться давлению со стороны, он стал недорослем , для которого нет ничего святого. Фонвизин постарался изобразить крепостничество злом русской жизни, от которого страдали ни в чем не повинные люди.

Главные действующие лица

Госпожа Простакова. Супруга хозяина дома. Хитрая, корыстная женщина. Ставит собственные интересы превыше других. Необразованная. Грубая. Своей активностью и желанием везде совать нос раздражает и отталкивает от себя.

Митрофан Простаков. Шестнадцатилетний оболтус. Глупый, необразованный. Не имеет собственного мнения. Полностью зависит от материнского слова.

Софья. Оставшись сиротой, живет в доме Простаковых, находясь на их попечении. Добрая, образованная, честная и открытая девушка. Невеста на выданье.

Стародум. Родной дядя Софии. Опекун девушки. Честный и порядочный мужчина, для которого честь и достоинство превыше всего.

Милон. Жених Софии. Военный. Честный и порядочный молодой человек. Принципиален. Ответственен.

Скотинин. Брат Простаковой. Алчный, корыстный. Ищет во всем выгоду. Не образован. Глуп.

Правдин. Государственный чиновник, прибывший навести в деревне порядки. Ведет борьбу с распустившимися помещиками. Честный, правдивый. Не бросает слов на ветер.

Действие 1

Ох, и влетело Тришке за неудачно сшитый кафтан. Госпожа Простакова была взбешена, хотя он предупреждал, что его швейные навыки далеки от профессиональных. Митрофану кафтан оказался узковат и при всем желании он туда определенно не влезет. Простаков был согласен с женой, хотя личное мнение у этого человека отсутствовало напрочь и ему, по сути, было все равно, в чем будет ходить его сынок. Единственным человеком кому понравился кафтан, был Скотинин, но его мнение в расчет не бралось. Тришку в качестве наказания было решено изгнать из барских хором.

Митрофан жаловался на плохой сон. Совсем не выспался. То ли плотный ужин сказался на самочувствии, то ли большое количество кваса выпитого перед сном. Матушка приголубила сыночка, обняла, поцеловала и отправила на прогулку. Свежий воздух положителен во всех отношениях.

В отсутствии Митрофанушки троица в составе четы Простаковых и Скотинина принялись обсуждать Софью , оставшуюся в их доме после смерти матери. Девушку хотели выдать замуж за Скотинина, которому по душе были больше ее свиньи, чем сама невеста. Алчный и корыстный он наперед просчитал все ходы. Заступиться за сиротку было некому. Единственный родственник Стародум и тот скрылся в неизвестном направлении несколько лет назад.

Неожиданно дядя объявился. Весточка от него для Софии взбудоражило осиное гнездо. Прочитать сие послание выпала честь Правдину. Он один среди присутствующих был грамотным человеком. В письме сообщалось о том, что София стала наследницей 10 тысяч рублей. Деньги немалые. Из бедной невесты, девушка превратилась в невесту нарасхват. Еще бы, с таким-то приданым. В голове госпожи Простаковой мелькнула шальная мысль. Отчего бы не отдать их Митрофанушку за Софию. Может мысль женить на ней Скотинина, была поспешной.

Действие 2

Мимо проходившим солдатам приглянулась данная деревня. Они решили остановиться здесь на какое-то время. Милон занимается размещением военных. Неожиданно встречает старого друга Правдина. Правдин рассказывает, с какой целью прибыл сюда. Он должен поставить на место вконец оборзевших помещиков, среди которых Простакова. Милон делится с ним любовной историей, рассказывая о своей невесте, которую увезли из Москвы, оставив на попечение дальним родственникам после смерти ее родителей.

Неожиданно появляется та, о ком шел разговор. Ею оказалась Софья. Увидев возлюбленного, девушка была вне себя от счастья. Теперь будет кому заступиться за нее. София рассказывает Милону о планах Простаковой. О двух предполагаемых женихах Митрофане и Скотинине.

Скотинин пребывает в расстроенных чувствах. Он уже прикидывал, как распорядится деньгами и приданым, а тут оказия вышла. Митрофан встал на пути к достижению цели. Правдин и Милон решают воспользоваться ситуацией и рассорить Скотинина с сестрой. Они намекают ему, что негоже взрослому мужику быть пешкой в руках бабы. Мол, Простакова играет им, как хочет, а он не замечает очевидного. Цель была достигнута. Скотинин взбесился.

Няня с Митрофаном проходили мимо. Женщина пыталась вбить в голову нерадивого ученика, что прежде чем стать кем-то в этой жизни, надо не лениться, а учиться. Для Скотинина вид Митрофана был словно для быка красная тряпка. Словесная перепалка по поводу предстоящей женитьбы грозила вылиться в драку, но Правдин с няней пресекли их попытки наброситься друг на друга с кулаками. Скотинин злой и оскорбленный покидает поле боя.

Простакова резко изменила отношение к Софье. Стала льстивой и угодливой. Комната для Стародума готова. Софья вместе с Простаковым уходит осматривать подготовленное помещение для дяди. Правдин знакомится с Цыфиркиным и Кутейкиным, учителями Митрофана. Учителя вспоминают историю появления в доме Простаковых, как сами учились грамоте, а уже потом, как взялись за обучение хозяйского сынка.

Действие 3

Правдин, увидев карету Стародума, решил первым выбежать ему навстречу, чтобы рассказать правду о том, как нелегко живется Софии в помещичьем доме. Софья узнала дядюшку. Они искренне обрадовались встрече после долгой разлуки. Стародум признается, почему ему пришлось уехать отсюда и оставить племянницу на попечение злым родственникам. Ему необходимо было заработать денег на жизнь и себе, и Софии.

Простаковы в компании Скотинина вышли встречать Стародума, всячески показывая своим видом, как они рады его появлению в их доме. Даже Митрофан, глядя на матушку, пытается копировать ее поведение. Стародум удивлен.

Он сообщает новость всем собравшимся о том, что желает забрать племянницу с собой в Москву, где подобрал ей приличную по всем меркам партию для замужества. Софья, не догадываясь о ком идет речь, все же соглашается с дядей.

Простакова со Скотининым пытаются отговорить Стародума. Госпожа пытается показать, какой чудесный у нее сын и что лучше его не сыскать партии для Софии. Она просит Митрофана блеснуть знаниями перед гостем, но тщетно. Лентяй и бездельник не может решить элементарную задачу, не говоря о чем-то большем.

Учителя Митрофана устроили между собой словесную перепалку, пытаясь выяснить истинную причину нежелания учиться у их подопечного. Четыре года они мотают с ним нервы, а он ни считать, ни писать так и не научился. По их мнению, виновный в этом немец Вральман, всячески мешающий им в процессе обучения и сбивающий мальчишку с толку своими высказываниями, что учиться совсем необязательно. Безграмотные, мол, тоже себя неплохо чувствуют в этом мире.

У Цыфиркина и Кутейкина появилось жгучее желание поколотить немца, но тот словно почуяв приближающуюся беду, ударяется в бега. Нерадивые учителя остаются ни с чем.

Действие 4

Софья и Стародум нашли общие темы для разговоров. Дядюшка и племянница много времени проводили вместе. Стародум наставлял девушку на путь истинный. Учил что важно в этой жизни, что второстепенно. Какие отношения должны быть между супругами, как сохранить их. Что все дела должны быть нацелены на благо народа, а поступки совершены не в обход закона и не с целью заполучить выгоду.

Их дискуссия была прервана приходом посыльного, в руках которого оказалось письмо, где говорилось о женихе Софьи. Им оказался Милон. Вот уж стечение обстоятельств. В письме были перечислены характеристики жениха, все как одна положительные. Дядюшка считал, что Милон достойный кандидат на руку и сердце племянницы, но все же еще раз решил поинтересоваться у девушки, не занято ли ее сердце. Только София открыла рот, чтобы рассказать о своем женихе, как на пороге возник Милон собственной персоной в сопровождении Правдина.

Дядюшка был несказанно рад, когда выяснилось, что настоящий жених Софьи и тот, за кого он хотел девушку сосватать одно и то же лицо. Парень понравился ему, и Стародум с легкой руки благословил молодых.

Скотинин своим приходом прервал беседу. Его разговоры о свиньях привели всех в недоумение. Желавший казаться умным и интересным он в очередной раз выставил себя глупцом, насмешив присутствующих. Предложение руки и сердца Софии с его стороны было воспринято Стародумом как личное оскорбление. Не для него этот цветок. Таким как Скотинин самое место в свинарнике, наедине с себе подобными.

Следующим клоуном на арене оказался Митрофан, вошедший в комнату вместе с матушкой и Правдиным. Простакова начинает расхваливать сынка, говоря какой он умный и талантливый парень, но при первой проверке на знания, Митрофан с треском проваливается. Правдин высмеял несостоявшегося жениха и дал понять, что усилия Простаковой и Скотинина не увенчаются успехом.

Стародум подтвердил его слова. На рассвете он и Софья покинут дом Простаковых. Осуществлению задуманного решила помешать сама госпожа. Она надумала перехватить Софью и насильно обвенчать девушку с Митрофаном.

Действие 5

Венчание вполне могло состояться, если бы не вовремя подоспевший Милон, вырвавший невесту из рук няньки. По приказу хозяйки женщина хотела похитить ничего не подозревающую девушку. Попавшись на месте преступления, Еремеевна решает рассказать всю правду о том, что творится в доме Простаковых, ибо сил молчать и терпеть беззаконие у нее уже не осталось. Давно пора поставить на место Простакову, совсем распустилась баба.

Хозяйка узнав, что о ее злодеяниях прознал Стародуб и Правдин, бросается в ноги Софии с просьбой простить ее окаянную. Правдин настаивал, чтобы Простакова понесла заслуженное наказание и ответила за преступление, но София добрая душа решила простить женщину.

Стоило Простаковой понять, что ей ничего не грозит, она несется в дом и первое, что делает, набрасывается на слуг по ее мнению способствовавших освобождению Софьи. Только она хотела поднять на них руку, как появился Правдин и объявил, что по новому правительственному закону за плохое отношение к слугам, именье и деревни Простаковых переходят под его опеку. Скотинин поспешил уйти с места событий, но перед уходом клятвенно пообещал, что впредь никогда не поднимет руку на крепостных.

Учителя Митрофана в полном составе явились в дом. Вскрывается обман Вральмана, притворяющегося учителем. На самом деле он конюх, правда, бывший, служивший в свое время Стародуму. Немец решает вновь попроситься на службу к старому хозяину.



Цыфиркин от предложенных ему госпожой Простаковой денег отказывается. Не заслужил он ничего. Столько потраченных усилий и нервов и все зря. Видно плохой он учитель, раз не смог ничему научить Митрофана. Его поступок был оценен Правдиным, всегда уважавшим честность. Вместе со Стародумом и Милоном они все же выплатили учителю денежную компенсацию.

Кутейкин в отличие от коллеги был жаден до денег. Несмотря на то, что ему не удалось ничему научить хозяйского сынка, он мечтал о вознаграждении, но в итоге остался ни с чем. Правдин и Стародум не посчитали нужным поощрить этого попрошайку.

Софья с женихом и дядей уезжают из именья. Митрофан впервые в жизни повысил голос на мать с просьбой не указывать ему, что и как делать. Правдин предлагает ему пойти в армию. Неожиданно для всех Митрофан соглашается, чем вводит в отчаянье мать, потерявшую воздействие на сына. Отец осуждает подростка, не поддерживая подобное своеволие.

На этом и заканчивается краткий пересказ комедии Фонвизина «Недоросль», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Денис Иванович Фонвизин

Недоросль

Комедия в пяти действиях

Действующие лица

Простаков.

Г-жа Простакова , жена его.

Митрофан , сын их, недоросль.

Еремеевна, мама Митрофанова.

Правдин.

Стародум.

Софья , племянница Стародума.

Милон .

Скотинин , брат г-жи Простаковой.

Кутейкин , семинарист.

Цыфиркин , отставной сержант.

Вральман , учитель.

Тришка , портной.

Слуга Простакова.

Камердинер Стародума.


Действие в деревне Простаковых.

Действие первое

Явление I

Г-жа Простакова, Митрофан, Еремеевна.


Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане) . Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.


Митрофан отходит.

Явление II

Г-жа Простакова, Еремеевна, Тришка.


Г-жа Простакова (Тришке) . А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.

Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.

Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.

Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.

Митрофан (вбегает) . Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.

Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.

Митрофан. Да вот и батюшка.

Явление III

Те же и Простаков.


Г-жа Простакова. Что, что ты от меня прятаться изволишь? Вот, сударь, до чего я дожила с твоим потворством. Какова сыну обновка к дядину сговору? Каков кафтанец Тришка сшить изволил?

Простаков (от робости запинаясь) . Ме… мешковат немного.

Г-жа Простакова. Сам ты мешковат, умная голова.

Простаков. Да я думал, матушка, что тебе так кажется.

Г-жа Простакова. А ты сам разве ослеп?

Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.

Г-жа Простакова. Вот каким муженьком наградил меня Господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.

Простаков. В этом я тебе, матушка, и верил и верю.

Г-жа Простакова. Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…

Явление IV

Те же и Скотинин.


Скотинин. Кого? За что? В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. Да за что ж ты так прогневалась?

Г-жа Простакова. Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. Митрофанушка, подойди сюда. Мешковат ли этот кафтан?

Скотинин. Нет.

Простаков. Да я и сам уже вижу, матушка, что он узок.

Скотинин. Я и этого не вижу. Кафтанец, брат, сшит изряднехонько.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, Мати Божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо…

Г-жа Простакова. Так авось-либо Господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.


Митрофан с Еремеевною отходят.

Явление V

Г-жа Простакова, Простаков, Скотинин.


Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают ее замуж?

Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может еще подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.

Простаков (Скотинину) . Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…