Краткий пересказ мир художественной культуры просвещения. Мир художественной культуры просвещения

1. Заполните таблицу "Культура Просвещения"

2. Прочитайте отрывок из романа Даниэля Дефо "жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" и выполните задания

1) Подчеркните одной линией доводы отца в пользу удела среднего человека, двумя линиями - мысли, с которыми не мог согласиться Робинзон

Одной линией:

Проходит свой жизненный путь тихо и безмятежно, не обременяя себя ни физическим, ни умственным трудом...

Двумя линиями:

Для счастья приспособлено, ибо человека не гнетут нужда и лишения, тяжкий труд и страдания, выпадающие на долю низших классов, и не сбивают с толку роскошь, честолюбие, чванство и зависть высших классов...

Среднее положение в обществе наиболее благоприпятствует расцвету всех добродетелей и всех радостей бытия...

2) Придумайте и запишите ответ Робинзона отцу

Если бы все люди вокруг стремились прожить свой век тихо, спокойно и безмятежно, то общество до наших дней пребывало быв невежестве, не зная великих географических открытий и т.д.

3) После публикации роман Дефо пользовался большой популярностью, особенно читателям понравились приключения и путешествия. Это очень огорчало автора, он говорил, что его поняли неверно: дело совсем не в приключениях. Напишите возможные возражения Дефо своим читателям. Попробуйте написать воображаемое предисловие к роману от имени Дефо

Уважаемый читатель. В данном романе за описанием красочных авантюр, дальних путешествий и экозотических стран сделана попытка показать образ современной эпохи

3. Перед вами четыре иллюстрации художников С. Харламова и Ж. Гранвилля к роману Джонатана Свифта "Путешествие Гулливера". Определите, к каким петешествиям они относятся. Найдите в романе соответствующие фрагменты текста и сделайте подписи под рисунками

4. Внимательно рассмотрите первый лист серии "Модный брак" ("Брак по моде своего времени") художника Уильяма Хогарта. Выполните задания

1) Какие детали произведения, увиденные на иллюстрации, позволяют вам утверждать, что автор изобразил заключение брачного контракта?

Присутствие стряпчего, предъявляющего аристократу, вероятно, долговые расписки и богач, внимательно изучающий документ

2) Что могло бы стать предметом беседы героев произведения?

Условия брака и величина приданного

3) Придумайте и запишите их диалог

У Вас очень много долгов. Мое имя и положение дорого стоят

И сколько же Вы хотите?

Ну... 10 000 фунтов

Позвольте, как можно столько требовать!...

4) Вы рассмотрели только первый из четрыех листов серии "Модный брак". Как могли бы развиваться события дальше? Дайте название каждой гравюре

1. Брачный контракт

2. Похождение графа

3. Будуар графини

4. Печальный конец

5) Нарисуйте вашу версию последнего листа серии "Модный брак"

6) Постарайтесь найти в книгах и альбомах репродукции серии. Сравните гравюру Уильяма Хогарта и ваш рисунок. Что вы угадали правильно? Что изменили?

5. Перед вами произведения, созданные художниками XVIII в. Рассмотрите также иллюстрации учебника. Выполните задания

1) Напишите номера тех произведений, героев которых, с вашей точки зрения, можно назвать людьми, олицетворяющими век Просвещения

2) Запишите несколько доказательств своей точки зрения, начав фразу словами: "Здесь изображены люди века Просвещения, потому что..."

Здесь изображены люди века Просвещения, потому что художники смогли передать настроение героев, погруженных в свои мысли и переживания

6. Перед вами два натюрморта

1) Рассмотрите их и кратко опишите то, что изображено

На картине Клафа мы видим сервированный стол, уставленный дорогой посудой и деликатесами, тогда как на картине Шардена изображена простая еда и непритязательные предметы обихода

2) Как вы думаете, какую задачу ставили перед собой художники, создавая эти произведения?

Отражены две особенности эпохи: резкое имущественное расслоение общества и внимание к жизни низших сословий

7. В комедии Бомарше "Севильский цирюльник" есть такой диалог:

Розина: Вечно вы браните наш бедный век

Бортоло: Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?

Подумайте над вопросом персонажа комедии и письменно дайте свой вариант ответа

В комедии высмеивались неприглядные стороны французского аристократического общества и государственного устройства, замедлявшие современное развитие страны и служившие причиной социальных противоречий

8. Современники сравнивали "Энциклопедию наук, искусств и ремесел" с громадным арсеналом, в котором добывалось оружие для штурма старой Франции. Как вы понимаете это сравнение?

Авторами "Энциклопедии" были выдающиеся просветители того времени, которые в своих статьях выражали идеи просвещения. Для читателя становилось понятно, что процветание страны невозможно при сохранении старого порядка

9. Из курса истории Средних веков вам известно, что эмблема - условное изображение какого-либо понятия или идеи. Обобщив свои знания об эпохе Просвещения, ее культуре, придумайте и нарисуйте эмблему, в которой с наибольшей полнотой воплотился бы век Разума и Света. Напишите комментарии к своей эмблеме

Область культуры: изобразительное искусство

Деятель: Джотто (Италия)

Произведения: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», расписной крест, «Распятие», «Успение Марии». Чаще всего создавал фрески.

Идеи: первым стал показывать в работах глубину пространства, превратив плоское двухмерное изображение в трехмерное. Таким образом, он преодолел каноны иконописи, в которых тогда рисовали абсолютно все художники.

Деятель: Донателло (Италия)

Произведения: скульптуры - св. Георгий, св. Марк, Мария Магдалина, Иоанн Креститель, Юдифь и Олоферн.

Идеи: великолепно умел изображать эмоции в пластике скульптуры и движения тел. Идеи христианские.

Деятель: Леонардо да Винчи (Италия)

Произведения: «Джоконда», «Мадонна Бенуа», «Мадонна с младенцем», «Благовещение», «Тайная вечеря»

Идеи: создал новую, не условно-раскрашенную, а реалистично изображавшую действительность живопись.

Деятель: Ботичелли Сандро (Италия)

Произведения: «Портрет Данте», «Мадонна с младенцем», «Мистическое распятие», «Венера и Марс», «Оплакивание Христа»

Идеи: изображал красоту человеческого лица и тела, радость жизни. Часто обращался к античным сюжетам как к «золотому веку» культуры Европы.

Деятель: Санти Рафаэль (Италия)

Произведения: «Сикстинская мадонна», «Святое семейство», «Мадонна Альба», «Преображение».

Идеи: изображение радости жизни, очарования природы, красоты и совершенства человеческого тела, прелести здоровья в противовес аскетизму и болезненному идеалу средних веков.

Деятель: Микеланджело Буонаротти (Италия)

Произведения: Сикстинская капелла (роспись), скульптуры «Давид», «Пьета», «Бахус»

Идеи: прорыв в изображении человеческого тела, его пластики, сложности движений, объемов.

Деятель: Дюрер Альбрехт (Германия)

Произведения: автопортрет, Дрезденский алтарь, «Семь скорбей», «Девушка с распущенными волосами», «Поклонение волхвов», «Заяц», «Святой Иероним в пустыне»

Идеи: один из «отцов» жанра автопортрет. Мастер сложных ракурсов. Идеи христианства. Еще один мастер Возрождения, преодолевший «плоский» стиль иконописи.

Область культуры: литература

Деятель: Вильям Шекспир (Англия)

Произведения: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло», «Укрощение строптивой»

Идеи: Идея справедливости судьбы и воздаяния за поступки. Идея высшей ценности любви и человеческих чувств по сравнению с нормами и правилами общества. Борьба против предрассудков общества. Дал начало современному литературному английскому языку.

Деятель: Рабле Франсуа (Франция)

Произведения: «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Идеи: сатира, антицерковные идеи, пропаганда науки и просвещения, гармоничного физического и умственного развития личности.

Деятель: Данте Алигьери (Италия)

Произведения: «Божественная комедия»

Идеи: гуманизм, беспредельная вера в силу творчества, преобразующего мир. Проповедовал всеобщую любовь, миролюбие и гармонию.

Деятель: Франческо Петрарка (Италия)

Произведения: сонеты

Идеи: воспевает возвышенную любовь (лично его возлюбленной была донна Лаура), нападает на духовенство, критикует разврат и праздную жизнь. Защищает ценность творчества для человека. Первый гуманист в Европе.

Область культуры: философия

Деятель: Томас Мор (Англия)

Произведения: «Утопия», роман

Идеи: отстаивал католицизм, гуманизм, спорил с атеистами, выступал против смертной казни, против частной собственности, против власти богатых и за равноправие женщин.

Деятель: Николло Макиавелли (Италия)

Произведения: трактат «Государь»

Идеи: изучение политического устройства общества, отстаивал идеи республики, идею сильного лидера во главе государства, идею всеобщей воинской повинности взрослых мужчин в обществе.

Деятель: Мишель Монтень (Франция)

Произведения: эссе «Опыты»

Идеи: проповедовал терпимость, высказывался за всестороннее развитие личности. Консерватор. Скептик. Высказывался против любых идеалов, так как они сковывают природу человека и его стремление к счастью. Создал гуманную теорию воспитания детей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура Просвещения

Даниель Дефо Английский писатель 1660 – 1731 Автор романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Робинзон Крузо Робинзон оказался на необитаемом острове после кораблекрушения Он прожил там 24 года, приручил животных, выращивал растения и спас человека, которого назвал Пятницей

Джонатан Свифт Ирландский священник 1667 – 1745 Автор «Путешествия Гулливера»

Гулливер Произведение было написано как пародия на произведения просветителей Страна лилипутов и великанов – карикатура на Англию XVIII в.

Пьер Бомарше Французский драматург 1732 – 1799 Автор «Женитьбы Фигаро»

«Женитьба Фигаро» Герой – обаятельный, ловкий слуга В пьесе высмеиваются недостатки аристократии

Фридрих Шиллер Немецкий драматург 1759 – 1805 Герои его произведений – борцы с тиранией и коварством власти

Пьесы Шиллера «Разбойники» «Коварство и любовь» «Мария Стюарт»

Иоганн Фольфганг Гёте Немецкий драматург 1749 – 1832 Автор драмы «Фауст», которая была создана за 60 лет

«Фауст» Главный герой – врач, алхимик Фауст, живший в XVI в. Фауст заключил сделку с Мефистофелем (дьяволом), чтобы стать свободным

Франсуа Буше Французский живописец 1703 – 1770 Изящные картины художника украшали интерьеры господ во времена Людовика XV

Антуанн Ватто 1684 – 1721 Работы посвящены праздникам и развлечениям королевского двора Картины наполнены чувствами, переживаниями

«Затруднительное предложение»

«Радости бала»

Симеон Шарден Французский художник 1699 – 1779 Его картины посвящены простым людям, их повседневным работам «Возвращение с рынка»

«Натюрморт с атрибутами искусств»

Жак Луи Давид Французский художник 1748 – 1825 В своем творчестве он обращался к историческим, античным сюжетам

«Клятва Горациев»

Иоганн Себастьян Бах Немецкий композитор 1685 – 1750 Произведения посвящены библейским сюжетам

«Страсти по Матфею» Произведение рассказывает о последних днях Иисуса, его страданиях, жертве во имя людей

Вольфганг Амадей Моцарт Австрийский композитор 1756 – 1791 В 12 лет написал первую оперу, а в 14 – стал академиком

«Реквием» (покой) Последнее произведение автора «Реквием» был заказан неизвестным человеком в память о своей жене, но Моцарту казалось, что он писал для себя

Симфония № 6 и Лунная соната

Людвиг ван Бетховен 1770 – 1828 Известный композитор, который продолжал создавать прекрасное, несмотря на тяжелую болезнь Симфония «Героическая» посвящена революциям 18 в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)

Цели и задачи:1. Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...

Роль комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в формировании системы непрерывного духовно – нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.

«Пусть рвутся связи, меркнет свет,Но подрастают в мире дети…Есть в мире Бог или Бога нет,А им придется жить на свете».Н.Коржавина...

Презкнтация по МХК 10 класс: "Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума" 1, 2 часть

Эпоха Просвещения - - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали...

Мир художественной культуры Просвещения

Вера человека в собственные силы, способность принимать ответственные решения, добиваться поставленных целей отразилась и в светской литературе.

  • Родился Дефо в Криплгейте примерно в 1600 году. Образование в биографии Даниэля Дефо было получено в Ньюингтонской академии. Еще с тех пор Дефо увлекся изучением иностранных языков (в академии изучал латинский, греческий), а позже усовершенствовал свои знания во время торговых поездок в Европу. Биография Даниеля Дефо известна также как политика (хотя официальной должности он не имел), а кроме того – предпринимателя. Авантюристские черты характера Дефо стали причиной его частых разорений, а также повторных приобретений богатства.
  • Первые свои произведения Дефо написал в виде памфлетов сатирическо-публицистического жанра. Популярность в пределах Лондона ему принес памфлет «Истинный англичанин», защищающий короля. Несомненно, такой поступок сблизил Дефо и короля Вильгельма III. После испробования различных профессий, Дефо, наконец, остановился на выборе писательской деятельности. За один из своих скандальных памфлетов Дефо был осужден на 7 лет тюрьмы.
  • Однако наиболее прославлена биография Д. Дефо благодаря его роману «Робинзон Крузо». Все описания этого произведения очень точны. Мотивы романа, предполагающие простоту на фоне изобретательности, позже стали характерными для многих писателей.

Удивительные приключения Робинзона и Гулливера.


Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо.

Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим.

  • Свифт родился в ирландском городе Дублине в семье пастора. Пойдя по стопам отца, получил богословское образование. Он служил несколько лет священником, был назначен настоятелем Дублинского собора. Занимался политической деятельностью.
  • Как литератор он начинал с памфлетов, написанных по самым важным поводам общественно-политической и литературной жизни в Англии. Памфлет «Сказка бочки» сатира на церковь, где защищается принцип веротерпимости. Роман «Путешествия Гулливера» вышел в свет в 1726 году. Автор создавал его десять лет. Это произведение стало в адаптированном (упрощенном изложении) чтением для детей. Полный вариант сатирический философско-политический роман-памфлет. Писатель часто ездил в Англию, вел дружбу со многими литераторами и философами своего времени. В Ирландии его авторитет был чрезвычайно велик. Настолько, что наместник Англии в Ирландии писал, что правит этим островом «с соизволения декана Свифта». В последние годы своей жизни писатель страдал от расстройства психики. И его душевная болезнь прогрессировала. Эпитафию (надгробную надпись) он придумал себе сам: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этой кафедральной церкви, и суровое негодование уже не раздирает его сердце».

Джонатан Свифт Путешествие Гулливера.



  • Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (24 января 1732, Париж - 18 мая 1799, Париж) - знаменитый французский драматург и публицист.
  • Крупнейший французский драматург второй половины 18 в. Родился 24 января 1732 в Париже, в семье богатого часовщика. Обучался семейному ремеслу, однако за экстравагантные выходки отец отстранил его от дел. Став учителем музыки у дочерей Людовика XV, он позднее приобрел должность секретаря при монархе и благодаря придворным связям принял активное участие в разнообразных финансовых операциях, которые принесли ему громадное состояние и одновременно вовлекли в целый ряд громких судебных процессов. Несколько дней Бомарше пришлось провести в тюрьме; чтобы оправдаться, он издал свои блистательные Мемуары (Mémoires, 1774), где язвительно высмеял судебный произвол.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше.


  • Действие пьесы, которую написал Пьер Огюстен Карон де Бомарше , происходит на протяжении одного единственного безумного дня в графском замке. За короткое время многочисленная прислуга графа Альмавивы успевает задумать и реализовать сложную многогранную интригу со свадьбой, судом, усыновлением, слепой ревностью и беспринципным примирением. Сердце интриги – Сюзанна – горничная графини и в то же время фаворитка графа, невероятно очаровательная девушка. Мозгом интриги в пьесе является Фигаро, графский домоуправитель, феерически остроумный и невероятно умный молодой человек из Севильи.

Женитьба Фигаро


  • Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер – выдающийся немецкий драматург, поэт, видный представитель романтизма, один из создателей национальной литературы Нового времени и самых значимых персон немецкого Просвещения, теоретик искусства, философ, историк, военврач. Шиллер был популярен на всем континенте, многие его пьесы по праву вошли в золотой фонд мировой драматургии.

Фридрих Шиллер.

  • Иоганн Вольфганг Гете - немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1826). Родился 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне. Скончался 22 марта 1832, Веймар.
  • И. Гете начал с бунтарства «Бури и натиска» сентиментального романа «Страдания молодого Вертера» (1774). Через период веймарского классицизма, проникнутого стихийным материализмом античности («Римские элегии», 1790), отмеченного антифеодальными и тираноборческими (драма «Эгмонт», 1788) тенденциями, Иоганн Гете шел к реалистическому осмыслению проблем художественного творчества, взаимоотношений человека и общества (автобиографическая книга «Поэзия и правда», издана 1811-1833; романы «Годы учения Вильгельма Мейстера», 1795-1796, и «Годы странствий Вильгельма Мейстера», 1821-1829), пантеистическому наслаждению полнотой жизненных переживаний (сборник лирических стихов «Западно-восточный диван», 1814-1819).
  • Творчество Гете отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом философском сочинении - трагедии « Фауст » (1808-1832), насыщенной научной мыслью своего времени, Иоганн Гете воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. Автор трудов «Опыт о метаморфозе растений» (1790), «Учение о цвете» (1810). Подобно Гете-художнику, Гете-натуралист охватывал природу и все живое (включая человека) как единое целое. На темы произведений Гете писали музыку Л. Бетховен , Ш. Гуно.

Иоганн Вольфганг Гете


Франсуа Буше

Живописцы знати.

В первой половине XVIII в. В европейской живописи еще процветает изысканное придворное искусство.


Живописцы знати.

Антуан Ватто


Певцы третьего сословия.

В середине XVIII в. почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было задешево купить гравюры.




  • Иоганн Себастьян Бах 1685–1750) - немецкий композитор, органист. При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17–18 вв. обстановке церкви, двора и города. Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695–1702 учился в Ордруфе и Линебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703–07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707–08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708–17 придворный органист, камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717–23 придворный капельмейстер в Кётене, в 1723–50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге.
  • Бах - один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма.

Музыкальные перекрестки Европы.


  • Родился 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Первым учителем музыки стал для мальчика его отец Леопольд Моцарт. С самого раннего детства Вольфганг Амадей был «чудо-ребёнком»: уже в четырёхлетнем возрасте пробовал написать концерт для клавесина, а с шести лет блестяще выступал с концертами по странам Европы. Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его.

Вольфганг Амадей Моцарт


  • Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - немецкий композитор и пианист, представитель «венской классической школы».
  • Родился в семье заурядного музыканта в Бонне. Пьяница-отец, обнаружив у сына талант, начал обучать его игре на фортепиано. Жестоко расправляясь с ним при малейших неудачах, он чуть было не отбил у мальчика вкус к музыке. К счастью, необыкновенно одаренным ребенком вскоре заинтересовались другие боннские музыканты. В 1792 году после смерти отца, его посылают в Вену, где он учится композиция у Гайдна и Сальери. В этот период ему значительно помогли венские аристократы-меценаты - Вальдштейн, Лихновский, Лобковиц, Эстергази, которым он впоследствии посвящал свои произведения. В 1795 году Бетховен с триумфом входит в музыкальную жизнь как пианист-виртуоз и композитор. Год спустя он отправляется в Прагу, Дрезден, Будапешт и Берлин. Это было самое далекое путешествие Бетховена, который до конца своей жизни, никогда больше не покидал Вену.

Людвиг ван Бетховен

Вопросы в начале параграфа

Деятелей культуры эпохи Просвещения можно считать наследниками гуманистов Возрождения, поскольку они утверждали ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие как и гуманисты. Во взглядах на общество гуманисты XV–XVI вв., как и просветители XVIII века, призывали к построению гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. В качестве примера можно сравнить главный принцип гуманистов – учение о высоком назначении человека, о его достоинстве (dignitas, гласившее что человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой) и идеи Руссо, что человеку от рождения присущи нравственность и доброта.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Как вы считаете, в чём просветители видели цель и главное назначение искусства?

Цель и главное назначение искусства в служении гуманистическим идеалам. Центром внимания искусства должна быть человеческая личность, свободная, обладающая правами.

Вопрос 2. Подобно литературным героям Возрождения, персонажи многих просветительских романов также отправляются в путь. Что зовёт в дальние страны Робинзона и Гулливера?

Робинзона и Гулливера в дальние страны звал интерес к познанию нового.

Вопрос 3. Чем различается творчество «живописцев знати» и «певцов третьего сословия»?

Творчество «живописцев знати» и «певцов третьего сословия» имеет существенные различия. Полотна первых далеки от реальности, полны беззаботной легкости. А «певцы третьего сословия» изображают окружающую их реальную жизнь, зачастую героями картин становятся простые труженики.

Вопрос 4. Подготовьте сообщение о жизненном пути и творчестве одного из упомянутых в параграфе деятелей искусства эпохи Просвещения.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, органист, музыкальный педагог, мастер полифонии. Творчество Баха включает в себя более 1000 произведений различных жанров.

Родился (21) 31 марта 1685 года в городе Эйзенах, его предки были профессиональными музыкантами.

В десятилетнем возрасте Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе. В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила, в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 начинается музыкальная биография Иоганна Себастьяна Баха, написана первая органная музыка.

После окончания учёбы Бах был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его поменять работу. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. В это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами.

В 1707 Бах переезжает в Мюльхузен, продолжает работать церковным музыкантом и заниматься творчеством. Власти довольны его работой, композитор получает вознаграждение.

В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. Он снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются шестеро детей, трое в будущем становятся известными музыкантами.

В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм.

В 1717 году Баха переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).

В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты.

В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»)

В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.

Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным.

Задания к параграфу

Вопрос 1. На автопортрете Хогарта изображены три книги. Авторы двух вам уже знакомы - Шекспир и Свифт. Случайно ли это? Как вы можете объяснить выбор художника?

На автопортрете Хогарта книги Шекспира и Свифта изображены не случайно. Хогарт был автором иллюстраций к книгам этих авторов

Вопрос 2. Предположите, что в произведениях придворных живописцев могли бы высоко оценить современные зрители, а что могло бы вызвать критику.

В произведениях придворных живописцев современные зрители могли бы высоко оценить уровень мастерства художников. Прекрасно написанные пейзажи, лёгкие, приятные взору; мастерски переданные настроения героев; общее мечтательное настроение картин. Критику могло бы вызвать ощущение недостоверности, нереальности представленных сюжетов, далеких от настоящей жизни.

Вопрос 3. Бетховен сказал о Бахе: «Не ручей! Море должно быть имя ему» («Бах» по-немецки - ручей). Согласны ли вы с этим высказыванием?

Бетховен очень ценил музыку Баха, называя его «истинным отцом гармонии» Согласен с его высказыванием, потому что талант Баха безграничен, «как море», его творческое наследие огромно, включает в себя более 1000 произведений различных жанров. В творчестве Баха представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах - знаменитый мастер полифонии, продолжатель старинных традиций, в его творчестве полифония достигает расцвета.

Вопрос 4. Какое произведение, упомянутое в параграфе, вы читали? Расскажите о ваших впечатлениях. Что изменилось в вашем отношении к произведению или его героям после изучения темы?

Роман «Путешествие Гулливера». Показался очень интересным произведением. Необычными представляются те страны, где побывал Гулливер, интересно читать. В жителях описанных в романе стран высмеиваются человеческие и общественные пороки. После изучения темы пришло понимание, что описанные страны имеют свои прототипы в реальных европейских государствах. Так, Лилипутия – это пародия на Англию.

Вопрос 5. Используя дополнительный материал учебника, охарактеризуйте архитектурные стили барокко и классицизм. Какие идеи эпохи нашли отражение в этих архитектурных стилях? Подумайте, какая музыка могла бы сопровождать ваш осмотр архитектурного памятника стиля барокко или стиля классицизм. Поясните свою точку зрения.

Стиль барокко отличается сложностью, причудливостью и пышностью форм, обилием украшений и деталей. Барокко идеально подходит для воплощения величия католической церкви и абсолютизма, не случайно основными заказчиками барочных построек были церковь и короли.

Особое внимание в этих постройках уделялось убранству помещений, которым архитекторы и художники старались придать изящный пышный облик. Изысканный и аристократический стиль барокко мало отвечал философии мыслителей Просвещения. Призывы Вольтера, Руссо, Локка руководствоваться разумом и моралью, вернуться к природе предопределили для искусства увлечение античностью. В моду входят строгость линий и благородная простота, подражание спокойному величию греческих образцов. Сторонники классицизма в архитектуре отказываются от барочной пышности и берут за образец естественность и гармоничность античных построек: гладкие поверхности, скромный декор, портики и колонны придают зданиям холодноватое изящество.