Корабль 300 летия флота на носу скульптура. Как устроен памятник Петру I Церетели? Ниже плинтуса: башня

Как добраться до памятнику Петру I: ст. метро Октябрьская или Парк Культуры.

Памятник Петру I в Москве носит официальное название "Памятник в ознаменование 300-летия российского флота". Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850-летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

История возникновения памятника Петру I довольно курьезна. Вначале это была статуя Колумба, которую скульптор изготовил в начале 90-х годов 20-го столетия к 500-летнему юбилею открытия Америки. Автор предлагал приобрести памятник Испании, США, а также странам Латинской Америки, но желающих не нашлось, после чего грандиозный монумент переделали, и он превратился в статую российскому императору.

Скульптурная композиция имеет очень сложное и уникальное устройство. Столб, установленный на гранитном основании, держит корабль, в котором располагается фигура Петра Великого. Несущие конструкции памятника изготовлены из нержавеющей стали, а на них закреплены облицовочные элементы из бронзы. Пьедестал, ладья и фигура царя собирались отдельно, и монтировались вместе уже в готовом виде.

Из нержавеющей стали изготовлены и ванты корабля. Подвесные ванты сплетены из нескольких тросов и прочно закреплены. Для уменьшения веса паруса создали не цельнолитыми, внутри полостей установлен металлический каркас, а изготовлены паруса из меди. Облицовка постамента, корабля и статуи выполнена из бронзы высокого качества. Вначале металл обработали пескоструйным аппаратом, затем патинировали. Чтобы предохранить бронзу от окисления и разрушительного действия окружающей среды, ее покрыли специальными защитными воском и лаком.

В руке Петр I держит позолоченный свиток. Андреевские флаги установлены на подшипниках, и служат флюгерами, кресты на них также позолочены. Как и во многих крупных монументах, внутри памятника Петру I имеется лестница, для того, чтобы можно было следить за состоянием объекта. В железобетонное основание встроены фонтаны, которые создают эффект движущегося корабля, рассекающего волны.

Среди москвичей памятник вызвал неоднозначную реакцию. Среди жителей города была проведена акция под лозунгом "Вас здесь не стояло" против установки памятника. Монумент иронически сравнивали с фигурой сеятеля из романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев". С нарушением исторических традиций выполнены ростры памятника. Обычно, их украшали трофейными флагами с поверженных кораблей. В случае монумента Церетели, растры увенчаны Андреевскими флагами, т.е. согласно историческим и военным канонам, получается, что русский император воевал против флота своей страны.

Одним из самых грандиозных произведений искусства во всем мире является великолепное творение Церетели – памятник Петру Великому, расположенный в столице России, на Москве-реке. Установленный в конце девяностых годов, за почти два десятка лет внушительный монумент стал родным для москвичей.

Описание

Культовая скульптура русского императора возвышается над землей на 98 метров и по праву считается самой высокой в стране. Памятник установлен на специально оборудованном помосте на Москве-реке и представляет собой фигуру Петра I, твердо стоящего на палубе корабля. В свою очередь, корабль опирается на своеобразный постамент из нескольких фрегатов поменьше. Вокруг помоста бьют фонтаны.

Ввиду огромного размера памятника, установка его происходила по частям. Сначала был выстроен железобетонный фундамент, на него водружен крепкий помост, который является основой всей конструкции. На постамент были по очереди водружены пьедестал, корабль, фигура императора, а также мачта и паруса с подвижными вантами из металлических тросов.

Каркас конструкции очень прочен, так как полностью состоит из нержавеющей стали. Облицовка выполнена из бронзы и закреплена на стальном каркасе. Каждая бронзовая часть памятника тщательно обработана специальными средствами и покрыта лаком с целью защиты поверхности скульптуры от неблагоприятных погодных явлений.

В руке Петра Великого свиток, покрытый позолотой, как и Андреевские кресты на знаменах кораблей, составляющих основу постамента. Для производства парусов главного корабля была использована технология выколотки из меди, а все механизмы креплений изготавливались из нержавеющей стали.

История создания

Петру I был открыт 5 сентября 1997 года. Согласно официальным документам, его создание было приурочено к празднованию 300-летия российского флота. Однако, эта годовщина была отпразднована значительно раньше – еще осенью 1996 года. К тому же, морским сообществом изначально был одобрен совсем другой проект, но в итоге более подходящим значительной дате был признан проект Церетели.

По существующей в российских СМИ байке, памятник Петру – это не что иное, как переделанная статуя Христофора Колумба, первооткрывателя Америки, которую Церетели не смог продать США. Действительно, между проектами памятников Колумбу и Петру I есть схожие черты: обе величественные фигуры стоят на палубе корабля, подняв вверх правую руку, а корабль установлен на сложном по своей структуре постаменте. Однако, между ними есть и масса различий, как, например, между любыми памятниками императорам верхом на скачущем коне. Сравнить оба проекта можно в Москве, в галерее Зураба Церетели: они специально установлены рядом, чтобы сомневающиеся и скептики видели различия между ними.

В самой конструкции памятника есть несколько спорных моментов: фигура императора почему-то облачена в костюм испанского моряка, ростры вражеских кораблей увенчаны российскими флагами. Противники установки памятника находили и другие исторические несоответствия, но в изначальный проект так и не было внесено никаких изменений.

Помимо смутной истории создания, памятник обладает еще и неравнозначной репутацией среди общественности. Люди разделились на два лагеря: одним скульптура кажется громоздкой и неуклюжей, другим – величественной и прекрасной.

Несмотря на все пересуды, легенды и сплетни, которые множатся вокруг монумента с годами, сегодня уже сложно представить облик столицы без величественной фигуры Петра, возвышающейся над водами Москвы-реки.

Как добраться:

Адрес: г. Москва, Крымская набережная, 10, ближайшее метро – станции «Парк Культуры», «Полянка» и «Октябрьская».

Памятник "В ознаменование 300-летия российского флота" или памятник Петру Великому работы Зураба Церетели был официально открыт ровно 15 лет назад.

98-метровая работа Церетели стала одним из самых высоких памятников в России и в мире. Ей уступает даже Статуя Свободы в Нью-Йорке. Возможно, памятник Петру стал и одним из самых тяжелых. Скульптура, каркас которой сделан из нержавеющей стали, а детали облицовки выполнены из бронзы, весит более 2000 т. Памятник состоит из трех частей: пьедестала (нижняя часть памятника), корабля и фигуры Петра. Все части собирались по отдельности. И чтобы создать памятник, скульптору потребовалось чуть меньше года.

Статуя была установлена на искусственном острове с помощью 120 монтажников . Данные о суммах, затраченных на работу, разнятся. Неофициальные источники утверждают, что стоимость возведения бронзового царя - около 20 млн. долл. Из официальных источников известно, что на установку монумента было потрачено 100 млрд. руб., то есть 16,5 млн. долл.

Если верить СМИ, эта уникальная инженерная конструкция изначально представляла собой памятник Колумбу, которую автор хотел продать Испании, США и странам Латинской Америки к 500-летию открытия Американского континента. Однако никто не принял предложение скульптора.

Судя по словам экспертов в области морской истории, при создании памятника было допущено несколько неточностей. Ростры - трофеи с вражеских кораблей - установлены неправильно. На памятнике ростры увенчаны Андреевским флагом, поэтому получается, что царь Петр воевал против собственного флота. По правилам, Андреевский флаг вывешивается на корме. Интересно, что это правило выполнено только на корабле, на котором стоит Петр.

Было опровергнуто и официальное название памятника - "В ознаменование 300-летия российского флота". Монумент не мог иметь такое название в первую очередь, потому что 300-летие российского флота праздновалось за год до открытия памятника. Кроме того, в 1995 году моряки за подписью врио Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова просили установить в честь праздника в Москве памятник работы народного художника академика Льва Кербеля.

Сразу же после завершения монтажных работ памятник невзлюбили за внешний вид, за огромные размеры, за неудачное месторасположение и за то, что гигантский монумент не представлял ценности для города. Под лозунгом "Вас здесь не стояло" проводился сбор подписей против установки памятника. Согласно многочисленным соцопросам, проведенным в 1997 году, больше половины москвичей были против памятника. Споры не утихали долгое время. С памятником пытались бороться не только на бюрократическом уровне. Существуют слухи, что сначала памятник даже пытались взорвать. Позднее, в 2007 году, появился проект, авторы которого предлагали накрыть монумент стеклянным кожухом. В этом же году проходил сбор пожертвований на демонтаж памятника. Однако собрать удалось не более 100 тыс руб. После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова памятник Петру предложили перенести в Санкт-Петербург, но там отказались от такой щедрости, сказав, что в городе уже есть один монумент царю работы Церетели.

На стороне недовольных граждан выступили и иностранные организации. Так, в 2008 году памятник работы Церетели занял десятую позицию в списке самых уродливых сооружений мира, по версии сайта "Виртуальный турист".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

  • Другие названия: Памятник Петру Первому. Памятник Петру I. Памятник 300-летию российского флота / В ознаменование 300-летия российского флота
  • Дата постройки: 1997 г.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: Скульптор Зураб Царетели
  • Адрес: Берсеневская наб., д.2
  • Метро: Полянка
  • Координаты: 37°36′30.06″E; 55°44′19.17″N

Памятник "В ознаменование 300-летия российского флота" на насыпном острове у Берсеневской набережной на разделе Москвы-реки и Водоотводного канала был открыт 5 сентября 1997 года к 850-летию Москвы.

Монумент является одним из самых высоких не только в столице и в стране, но и в мире. Его высота составляет 98 м., общий вес - более 2 тыс. тонн.

Памятник, более известный как памятник Петру I, создан скульптором Зурабом Церетели и представляет собой 18-метровую фигуру Петра I за штурвалом корабля на высоком постаменте. В основание монумента встроены фонтаны, которые создают эффект движущегося корабля, рассекающего волны.

Грандиозная скульптура из бронзовых листов на каркасе из нержавеющей стали, венчающая искусственный островок Москва-реки, несмотря на свою "экстравагантность", получила большую известность. Поглядеть на это "чудо" стремятся многие гости Москвы.

Общественное мнение по поводу скульптуры неоднозначно. Некоторые считают, что стараясь подчеркнуть важность события, Церетели, как обычно переборщил с деталями. Во-первых, громоздкий, изобилующий барельефами и скульптурами постамент. Башня из кораблей, очевидно, должна подчеркивать могущество и мощь российского флота. Причудливое нагромождение кораблей крест-накрест - очевидно символизирует Андреевский флаг, учрежденный Петром Первым в качестве флага военно-морского флота России. Зачем понадобилось идти на подобные ухищрения, если все равно каждый из кораблей в буквальном смысле слова увешан Андреевскими флагами, остается загадкой.

Во-вторых, весьма удивляет одеяние царя. Верхняя часть наряда - светская одежда XVIII века, нижняя - античные одежды римского легионера, ну и в довесок - обутые на босу ногу ботфорты. Конечно, Петр Первый эксцентричная неординарная личность, и все же не настолько, чтоб одеваться подобным образом. Что хотел сказать автор, наряжая царя подобным образом, также остается тайной.

С эстетической точки зрения представители культурной общественности считают, что верхний корабль категорически несоизмерим по пропорциям с мачтой и рулем, отчего смотрится слегка нелепо. Словом, весь этот монументальный ансамбль - гремучая смесь реализма, авангарда и буйной фантазии скульптора, все же пользуется большой популярностью.

Скульптурная композиция имеет сложное и уникальное устройство. Чтобы следить за состоянием монумента внутри объекта имеется лестница.

Удивительная скульптура видна из разных уголков Москвы, своими габаритами и эксцентричностью затмевает все окрестные достопримечательности. Хорошо это или плохо - судите сами. Творчество Церетели весьма неоднозначно, познакомившись ближе с его творениями, каждый делает свои выводы. Одно можно сказать наверняка - памятник "В ознаменование 300-летия российского флота" - безусловно, яркий, запоминающийся монумент.

Вконтакте

Фотогалерея









Полезная информация

Па́мятник Петру́ I

В культуре

Как пишет «Новая Газета»: «…ни один из московских памятников последних лет не выполнил главной задачи городского монумента: не вошёл в легенду, в „культурный текст“ столицы. (Кроме Петра Церетели, вероятно. Этот - вошёл, и какой поступью!)».

Московский памятник Петру воспринимается как своего рода аналог петербургскому памятнику Петру («Медный всадник»), также являющемуся символическим литературным объектом.

В сборнике юмористических рассказов Михаила Веллера «Легенды Арбата» один из рассказов - «Гулливер» - своего рода биография Церетели. Он описывает долгий творческий путь памятника, который изначально был замыслен как памятник Гулливеру, от берегов Англии до берегов Москвы-реки.

"И был отлит корабельный врач Лэмюэль Гулливер ростом с небоскреб, и Колосс Родосский только в прыжке дотянулся бы поцеловать его в пупок, а динозавр работает мелким домашним животным типа кошки. Гигантские бронзовые листы, подобные парусам галеонов, башенный кран поднимал в крепеж на каркас, почти равный Эйфелевой башне. И ничтожные лилипуты карабкались по его телу и снизу задирали головы, потрясенные гигантом из неведомой страны настоящих людей".

В песне Юрия Шевчука «Интервью» c альбома «Мир номер ноль» группы «ДДТ» памятник фигурирует как «Гулливер-Пётр в лилипутской лодке».

В романе Олега Дивова «Лучший экипаж Солнечной», действие которого разворачивается в пост-ядерном мире, памятник Петру I и Храм Христа Спасителя - одно из немногих сооружений, уцелевших в Москве. Причём мутанты считают памятник изображением некого языческого бога и поклоняются ему, совершая паломничества по высохшему руслу реки, которое считают специальной дорогой, а обгоревший Храм Христа Спасителя («Чёрную церковь») - специальным культовым сооружением, возведённым при идоле для свершения обрядов. Описание статуи Петра таково:

«Непомерных размеров статуя глядела прямо в экран на собравшихся в рубке астронавтов. Злое некрасивое лицо с маленькими глазками и закрученными усами поражало мастерски переданной скульптором параноидальной жаждой власти. Единственная рука гиганта сжимала архаичного вида штурвал. Ногами чудовище попирало крошечный морской кораблик».