Константин бальмонт родился. Константин бальмонт - биография, информация, личная жизнь

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ К.Д. БАЛЬМОНТА

(1867 - 1942)

Константин Дмитриевич Бальмонт - русский поэт-символист. Родился в 1867 г. в городе Шуе Владимирской губернии в дворянской семье. Предки поэта являлись выходцами из Скандинавии. Дед Бальмонта был морским офицером, отец - председателем земской управы в Шуе. Мать Константина Дмитриевича (в девичестве Лебедева) происходила из литературной семьи.

Будущий поэт был исключен из шуйской гимназии за принадлежность к нелегальному кружку. С этого периода начинается активное участие Бальмонта в революционном движении. Константин Дмитриевич был исключен также из Московского университета, на юридический факультет которого поступил в 1886 г.

Первая книга поэта - "Сборник стихотворений" - увидела свет в Ярославле в 1890 г.

Произведения Бальмонта завоевали широчайшую популярность. Поэт признавал собственную индивидуальность и глубину таланта: "Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто". Отсюда культ "я" в стихотворениях поэта. Мимолетным хитросплетениям жизни Бальмонтом уделяется большее внимание, нежели важным, судьбоносным событиям.

Поэт стремится противопоставить "железному веку" так называемое солнечное начало в его целостном, первозданном виде. В 1900 г. выходит в свет сборник "Горящие здания", в 1903 г. - "Будем как солнце".

Помимо создания стихотворений, Бальмонт занимался изучением искусства, писал исследовательские статьи, а также делал переводы произведений иностранных авторов.

В 1920 г. Константин Бальмонт эмигрировал из России. Поэт умер в 1945 г. во Франции.

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867 -1942). Серебряный век длился в России всего пару предреволюционных десятилетий, но дал для русской поэзии немало ярких имен. И целое десятилетие на поэтическом олимпе царил Константин Бальмонт.

Он родился под Шуей, в семье провинциального дворянина. Выучился читать, присутствуя на уроках матери, обучавшей старшего брата. Мать сформировала начала мировоззрения Константина, познакомив с миром высокого искусства.

Обучение в гимназии закончилось исключением из-за распространения народовольческих прокламаций. Все же образование удалось получить (1886), хотя об этом периоду у поэта остались тягостные впечатления. Дебют Бальмонта (1885) в известном журнале прошел незамеченным; изданный сборник также не вызвал откликов.

Второй сборник «В безбрежности» (1894) был отмечен совершенно новой формой и ритмикой. Его стихи становятся все лучше. Выбравшись из безденежья, поэт путешествует, много работает, читает лекции по русской поэзии в Англии. В собрании стихов «Горящие здания» (1900) читатели увидели того Бальмонта, который будет владеть душами русской интеллигенции начала 20 века.

Константин Бальмонт становится лидером символизма. Ему подражают, завидуют, поклонницы пытаются прорваться в квартиру. Склонный к романтизму поэт принимает участие в революции 1905 года, из-за чего вынужден был скрыться за границей.

По возвращении на родину Бальмонт издает десятитомник своих произведений. Он занимается переводами, читает лекции. Февральскую революцию поэт приветствовал, но вскоре охладел к ее лозунгам. А революцию октября 1917 вызвала у него отторжение. Бальмонт добивается разрешения на выезд и покидает родину навсегда.

В эмиграции поэт избегает кругов враждебных СССР. Помощи получить неоткуда. К тому же Бальмонт содержит две семьи, и финансовое положение становится все затруднительнее. Последний сборник стихов «Светослужение» (1937) он пишет, уже страдая психическим заболеванием. Последние годы он поселился в доме призрения, где скончался от воспаления легких зимой 1942 года.

К российским читателям Константин Бальмонт вернулся, когда в шестидесятых выпустили первые антологии поэтов серебряного века.

С имволист Константин Бальмонт был для своих современников «вечной тревожной загадкой». Его последователи объединялись в «бальмонтовские» кружки, подражали его литературному стилю и даже внешности. Свои стихи ему посвящали многие современники - Марина Цветаева и Максимилиан Волошин, Игорь Северянин и Илья Эренбург . Но особое значение в жизни поэта имели несколько человек.

«Первые поэты, которых я читал»

Константин Бальмонт родился в селе Гумнищи Владимирской губернии. Его отец был служащим, мать устраивала любительские спектакли и литературные вечера, выступала в местной печати. Первые книги будущий поэт Константин Бальмонт прочитал уже в пятилетнем возрасте.

Когда старшие дети должны были пойти в школу (Константин был третьим из семи сыновей), семья переехала в Шую . Здесь Бальмонт поступил в гимназию, здесь написал свои первые стихи, не одобренные матерью: «В яркий солнечный день они возникли, сразу два стихотворения, одно о зиме, другое о лете». Здесь же - вступил в нелегальный кружок, который распространял в городке прокламации исполнительного комитета партии «Народная воля». О своих революционных настроениях поэт писал так: «…я был счастлив, и мне хотелось, чтобы всем было так же хорошо. Мне казалось, что, если хорошо лишь мне и немногим, это безобразно».

Дмитрий Константинович Бальмонт, отец поэта. 1890-е гг. Фото: П. В. Куприяновский, Н. А. Молчанова. «Бальмонт.. «Солнечный гений» русской литературы». Редактор Л. С. Калюжная. М.: Молодая гвардия, 2014. 384 с.

Костя Бальмонт. Москва. Фото: П. В. Куприяновский, Н. А. Молчанова. «Бальмонт.. «Солнечный гений» русской литературы». Редактор Л. С. Калюжная. М.: Молодая гвардия, 2014. 384 с.

Вера Николаевна Бальмонт, мать поэта. 1880-е гг. Изображение: П. В. Куприяновский, Н. А. Молчанова. «Бальмонт.. «Солнечный гений» русской литературы». Редактор Л. С. Калюжная. М.: Молодая гвардия, 2014. 384 с.

«Крестный отец» Владимир Короленко

В 1885 году будущего писателя перевели в гимназию во Владимире. Он опубликовал три своих стихотворения в «Живописном обозрении» - популярном тогда журнале Санкт-Петербурга . Литературный дебют Бальмонта прошел практически незамеченным.

В этот период состоялось знакомство Константина Бальмонта с писателем Владимиром Короленко. Позже поэт назвал его своим «крестным отцом». Короленко передали тетрадь, в которой были стихотворения Бальмонта и его переводы австрийского поэта Николауса Ленау.

Писатель подготовил для гимназиста Константина Бальмонта письмо с отзывом на его произведения, отметил «несомненный талант» начинающего поэта и дал несколько советов: сосредоточенно работать над своими текстами, искать собственную индивидуальность, а также «читать, учиться и, что еще важнее, - жить».

«Он писал мне, что у меня много красивых подробностей, успешно выхваченных из мира природы, что нужно сосредоточивать свое внимание, а не гоняться за каждым промелькнувшим мотыльком, что никак не нужно торопить свое чувство мыслью, а надо довериться бессознательной области души, которая незаметно накопляет свои наблюдения и сопоставления, и потом внезапно все это расцветает, как расцветает цветок после долгой невидной поры накопления своих сил».

В 1886 году Константин Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета . Но через год его исключили за участие в беспорядках и выслали в Шую.

К. Д. Бальмонт. Портрет работы Валентина Серова (1905)

Здание Московского государственного университета

Владимир Короленко. Фото: onk.su

«Русская Сафо» Мирра Лохвицкая

В 1889 году начинающий поэт женился на Ларисе Гарелиной. Спустя год Константин Бальмонт издал свою первую книгу «Сборник стихотворений». Издание не вызвало интереса ни в литературных кругах, ни среди родственников поэта, и он сжег почти весь тираж книги. Родители поэта фактически разорвали с ним отношения после его женитьбы, финансовое положение молодой семьи было неустойчивым. Бальмонт попытался покончить с собой, выбросившись из окна. После этого он почти год провел в постели. В 1892 году он начал заниматься переводами (за полвека литературной деятельности он оставит переводы почти с 30 языков).

Близким другом поэта в 1890-е годы была Мирра (Мария) Лохвицкая, которую называли «русской Сафо». Познакомились они, скорее всего, в 1895 году в Крыму (примерную дату восстановили по книге с дарственной надписью Лохвицкой). Поэтесса была замужем, Константин Бальмонт в это время был женат во второй раз, на Екатерине Андреевой (в 1901 году у них родилась дочь Нина).

Земная жизнь моя - звенящий,
Невнятный шорох камыша,
Им убаюкан лебедь спящий,
Моя тревожная душа.
Вдали мелькают торопливо
В исканьях жадных корабли,
Спокойно в заросли залива,
Где дышит грусть, как гнет земли.
Но звук, из трепета рожденный,
Скользнет в шуршанье камыша,
И дрогнет лебедь пробужденный,
Моя бессмертная душа,
И понесется в мир свободы,
Где вторят волнам вздохи бурь,
Где в переменчивые воды
Глядится вечная лазурь.

Мирра Лохвицкая. «Спящий лебедь» (1896)

Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою - глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.
Над тобой - Эфир бездонный
С яркой Утренней Звездою.
Ты скользишь, преображенный
Отраженной красотою.
Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный
Лебедь чистый, лебедь белый!

Константин Бальмонт. «Белый лебедь» (1897)

Почти десятилетие Лохвицкая и Бальмонт вели поэтический диалог, который часто называют «романом в стихах». В творчестве двух поэтов были популярны стихотворения, которые перекликались - без прямого упоминания адресата - по форме или содержанию. Порой смысл нескольких стихов становился ясен лишь при их сопоставлении.

Вскоре взгляды поэтов стали расходиться. Это сказалось и на творческой переписке, которую Мирра Лохвицкая пыталась остановить. Но литературный роман прервался лишь в 1905 году, когда она умерла. Бальмонт продолжал посвящать ей стихи и восхищаться ее произведениями. Он говорил Анне Ахматовой , что до встречи с ней знал лишь двух поэтесс - Сафо и Мирру Лохвицкую. В честь поэтессы он назовет свою дочь от третьего брака.

Мирра Лохвицкая. Фото: e-reading.club

Екатерина Андреева. Фото: П. В. Куприяновский, Н. А. Молчанова. «Бальмонт.. «Солнечный гений» русской литературы». Редактор Л. С. Калюжная. М.: Молодая гвардия, 2014. 384 с.

Анна Ахматова. Фото: lingar.my1.ru

«Брат моих мечтаний, поэт и волхв Валерий Брюсов»

В 1894 году вышел сборник стихов Константина Бальмонта «Под северным небом», и в этом же году на заседании Общества любителей западной литературы поэт познакомился с Валерием Брюсовым.

«Он впервые открыл в нашем стихе «уклоны», открыл возможности, которых никто не подозревал, небывалые перепевы гласных, переливающихся одна в другую, как капли влаги, как хрустальные звоны».

Валерий Брюсов

Их знакомство переросло в дружбу: поэты часто встречались, читали друг другу новые произведения, делились впечатлениями от иностранной поэзии. В своих воспоминаниях Валерий Брюсов писал: «Многое, очень многое мне стало понятно, мне открылось только через Бальмонта. Он научил меня понимать других поэтов. Я был одним до встречи с Бальмонтом и стал другим после знакомства с ним».

Оба поэта старались привнести европейские традиции в русскую поэзию, оба были символистами. Однако их общение, длившееся в общей сложности более четверти века, не всегда складывалось гладко: иногда вспыхивавшие конфликты приводили к долгим размолвкам, потом и Бальмонт, и Брюсов снова возобновляли творческие встречи и переписку. Многолетняя «дружба-вражда» сопровождалась множеством стихотворений, которые поэты посвящали друг другу.

Валерий Брюсов «К.Д. Бальмонту»

В. Брюсов. Картина художника М. Врубеля

Константин Бальмонт

Валерий Брюсов

«Мещанин Пешков. По псевдониму: Горький»

В середине 1890-х годов Максим Горький интересовался литературными опытами символистов. В этот период началось его заочное общение с Константином Бальмонтом: в 1900–1901 годах они оба публиковались в журнале «Жизнь». Бальмонт посвятил Горькому несколько стихотворений, писал о его творчестве в своих статьях о русской литературе.

Лично писатели познакомились в ноябре 1901 года. В это время Бальмонта снова выслали из Петербурга - за участие в демонстрации и написанное им стихотворение «Маленький султан», в котором содержалась критика на политику Николая II. Поэт поехал в Крым к Максиму Горькому. Вместе они побывали в гостях у Льва Толстого в Гаспре. В письме редактору «Жизни» Владимиру Поссе Горький написал о знакомстве: «Познакомился с Бальмонтом. Дьявольски интересен и талантлив этот неврастеник!»

Горький! Ты пришел со дна,
Но душою возмущенной любишь нежное, утонченное.
В нашей жизни - скорбь одна:
Мы возжаждали величья, видя бледное кругом, незаконченное

Константин Бальмонт. «Горькому»

С 1905 года Константин Бальмонт активно участвовал в политической жизни страны, сотрудничал с антиправительственными изданиями. Через год он, опасаясь ареста, эмигрировал во Францию. В этот период Бальмонт много путешествовал и писал, выпустил книгу «Песни мстителя». Общение поэта с Максимом Горьким практически прекратилось.

Поэт вернулся в Россию в 1913 году, когда была объявлена амнистия в честь 300-летия дома Романовых. Октябрьскую революцию 1917 года поэт не принял, в книге «Революционер я или нет?» (1918) он рассуждал о том, что поэт должен быть вне партий, однако выражал негативное отношение к большевикам. В это время Бальмонт был женат уже в третий раз - на Елене Цветковской.

В 1920 году, когда поэт с женой и дочерью Миррой переехал в Москву, он написал несколько стихотворений, посвященных молодому Союзу. Это позволило выехать за рубеж, якобы в творческую командировку, но семья в СССР не вернулась. В это время отношения с Максимом Горьким выходят на новый виток: Горький пишет письмо Ромену Роллану, в котором осуждает Бальмонта за псевдореволюционные стихи, эмиграцию и осложнившееся положение тех поэтов, которые также хотели выехать за границу. На это поэт отвечает статьей «Мещанин Пешков. По псевдониму: Горький», которую опубликовали в рижской газете «Сегодня».

Константин Дмитриевич Бальмонт был рожден летом 1867 года в деревне. Его семья была дворянского происхождения. Дедушка Кости служил офицером, а папа был судьей. Его мама много читала, она была поклонницей литературных вечеров и спектаклей. Именно мама первая обучала Костю различным предметам, в них входила музыка, история, русский язык. В пять лет мальчик научился читать. Мама познакомила ребенка с такими писателями как Пушкин и Некрасов. Его любимое стихотворение было написано Лермонтовым.

Молодой человек поступил в университет, но его исключили, так как он участвовал в студенческом движении. Костя увлекся символизмом.

Поэт женился в 1896 году. Его возлюбленная была переводчицей. Пара поехала в Европу, посетила много стран. Константин много времени сидел в библиотеке, где совершенствовал знания в иностранных языках. Это путешествие дало ему большие возможности.

В следующем году поэт поехал в университет в Англии с лекцией.

Отличительная черта стихотворений Константина – музыкальность. Поэт также работал переводчиком. Благодаря ему русские люди смогли прочитать таких писателей как Шелли, Кальдерон, Уитмен, Эдгар По на родном языке.

Поэт поехал в Скандинавию в 1892 году. Он начал переводить писателей, которые жили там.

Константин был участником демонстрации, которая была разогнана. Потом он выступил со стихотворением, в котором критиковал правление Николая Второго.

Константин был во Франции, когда Первая мировая война началась. Он был рад, когда началась Февральская революция, но негативно отнесся к Октябрьской. По его мнению, она породила хаос, сумасшествие. Он считал, что большевики сеют разрушения.

Константин уехал из России. Он занимался поэзией и переводами и заслужил известность.

Талантливый поэт и переводчик умер в 1942 году.

для 3 класса, 4, 11 класс о главном для детей

Биография Константина Бальмонта

В селе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии 15 июня 1867 года в семье морского офицера Дмитрия Константиновича Бальмонта и Лебедевой Веры Николаевны родился 3й ребенок из 7- ми, будущий поэт - символист и переводчик - Дмитриевич Константин Бальмонт.

Именно мать, занимавшаяся литературой и знавшая несколько иностранных языков, оказала основное влияние на формирование личности Николая Дмитриевича. Она познакомила его с музыкой, литературой, историей, словесностью.

В 5 лет будущий поэт сам научился читать, подсмотрев за мамой, которая обучала письму и чтению старшего брата. Около 9 лет маленький Коля уже читал произведения на французском и немецком языках, а в 10 написал первые 2 стихотворения (о лете и о зиме, как вспоминал сам поэт). Стихи были раскритикованы матерью поэта, после чего он прекратил писать, взявшись за это дело спустя целых шесть лет.

Образование

В 1884 году был переведен во владимирскую гимназию, так как из школы в Шуе его отчислили за членство и активное участие в нелегальном кружке с революционным настроением. В 18 лет, в конце 1885 года, Бальмонт дебютировал как поэт: в достаточно известном журнале Санкт - Петербурга "Живописное обозрение", но наставник запрещает ему печататься до самого выпуска из гимназии. Курс в гимназии г.Владимир был закончен Бальмонтом в 1886 году. В тот же год он поступил в Московский университет (факультет юридический), но был отчислен за протест против нового устава учебного заведения. В 1888 году вернулся, но бросил обучение сам по причине изнеможения. Тогда же поступил в Демидовский лицей юридических наук в Ярославле. К концу 1890 года был отчислен и из него, на чем прекратил попытки получить полное юридическое образование.

Женитьба и литературный провал

Поэт в 1889 году женился на дочери купца Гарелиной Ларисе Михайлове, а спустя год выпустил свой первый сборник стихов, который так и назвал «Сборник стихотворений». Издание не пользовалось популярностью, но более всего Бальмонта подкосили холодность и скептицизм, с которыми встретили работу его близкие. Не выдержав этого, оказавшись без малейшей поддержки в своей неудаче, он выбросился из окна. Получив множественные сложные переломы, к счастью, остался жив, но был прикован к кровати на целый год.

Расцвет творчества

Как вспоминал сам поэт этот год и 90 - е годы, в общем, были самыми плодотворными и значимыми для него. В эти годы Николай Дмитриевич переводит книги «История скандинавской литературы» и «История итальянской литературы» (несмотря на незаконченное образование, благодаря своим упорству и трудолюбию изучил от 14 до 16 языков, как гласят разные сведения), знакомится с Брюсовым в последствии ставшим его близким другом, издаёт несколько сборников (« Под северным небом» 1894г.; «В безбрежности мрака» 1895 г.; «Тишина. Лирические поэмы» 1898 г.; «Горящие здания. Лирика современной души» 1900 г.)

Эмиграции

14 марта 1901 года поэт в зале Госдумы на литературном вечере прочел своё стихотворение «Маленький султан», в скрытой форме критиковавшее правительственный режим в государстве. За это Бальмонт был выслан из Петербурга с запретом проживания и в других университетских городах, после чего уехал за границу и пробыл там до 1905 года, 2-я эмиграция с 1906 по 1913,3-я с 1920 по 1942.

Бальмонт скончался в 1942 году 23 декабря. Причиной смерти явилось воспаление лёгких. Похоронен в пристанище последних лет - коммуне под Парижем Навуази-ле-Гран, во Франции.

для 3 класса, 4, 11 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Биография

«Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространств попадает Бальмонт на землю - в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал… надевает пенсне и надменно (вернее, испуганно) озирается по сторонам, поднимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой… И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг - все это чередуется в нем, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! …мстительный гений грозы, демон сжигающей страсти … сам рыжебородый Тор, но Тор, бредущий тоскливо по Арбату в октябрьский день, когда струи дождя дни и ночи натянуты над городом. Он останавливается … и вдруг надменно топнет ногой по мокрому асфальту: „Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце!“» - таким запечатлел облик поэта Андрей Белый. Чествование двадцатипятилетия литературной деятельности К. Д. Бальмонта, организованное 11 марта 1912 г. Неофилологическим обществом при Петербургском университете, М. А. Волошин назвал юбилеем «молодой» русской литературы: «Двадцать пять лет тому назад при звуке первых стихотворений Бальмонта она очнулась от того старческого сна, в который погружалась постепенно. Бальмонт был действительно заревом грядущих зорь».

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Самые яркие впечатления детских лет - природа среднерусской полосы. «В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озера, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют», - вспоминал поэт в автобиографии 1907 г. Его литературные вкусы формировались под влиянием «народных песен, Никитина, Кольцова, Некрасова и Пушкина». В юношеские годы появилась склонность к иностранным языкам, которыми он овладевал быстро и легко. Это помогло поэту познакомиться с западноевропейской литературой в подлинниках и переводить П. Б. Шелли, Э. По, П. Кальдерона, К. Марло, О. Уайльда. Позже проснулась страсть к путешествиям. «Бальмонт объехал весь свет. Кажется, мировая поэзия не знала поэта, который столько времени провел на палубе парохода или у окна вагона», - заметил И. Эренбург. Действительно, поэт изъездил всю Европу (Скандинавия, Англия, Испания, Италия), посетил Мексику, совершил путешествия в Египет, Грецию, Океанию, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, южную и северную Индию. Литературный дебют - сборник «Стихотворения» (Ярославль, 1890) - не принес поэту ожидаемого успеха, сам он позже считал книгу слабой. Более счастливой оказалась судьба трех следующих сборников 1890-х годов - «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина». Уныло-романтическая тональность этих книг - поэзия «печали, угнетения, сумерек» - хорошо вписывалась в колорит лирики 90-х годов. Правда, на фоне господствовавшей тогда невыразительности поэтических форм и преобладания пушкинского ямба они выгодно отличались «блистательной отделкой стиха», обилием аллитераций и внутренних рифм, игрой цезурою, обрывистостью строк и новыми неожиданными ритмами. Бальмонт, названный Горьким «гениальным виртуозом формы», показал, «что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку». Отдельные стихотворения, такие как «Челн томленья», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Камыши», были признаны шедеврами и принесли славу Бальмонту. Именно этим путем, используя музыкальные возможности стиха, пошли многочисленные подражатели поэта, прозванные «бальмонтистами». В сборниках «Горящие здания», «Будем как Солнце», «Только любовь», вышедших в 1900 - 1903 гг., сформировалась индивидуально-бальмонтовская система поэтических образов-символов (солнце, огонь, стихии), оказавшая влияние на поэтику символизма в целом. В них поэт окончательно нашел «путь экстатического проникновения в душу мира, в сущность мироздания, окончательное оправдание всего многообразия вселенной, великое „Да“, которое он мучительно тщетно искал всю жизнь». В это время Бальмонт - кумир публики, он - на гребне своих творческих возможностей и «царит над русской литературой». Е. В. Аничков расценил программные сборники Бальмонта как «моральное, художественное и просто физическое освобождение от прежней скорбной школы русской поэзии, привязывающей поэзию к невзгодам родной общественности». Гордый оптимизм, жизнеутверждающий пафос бальмонтовской лирики, стремление к свободе от оков, налагаемых обществом, и возвращение к первоосновам бытия - все это воспринималось читателями не просто как эстетический феномен, а как новое мироощущение. Поэтический метод Бальмонта - импровизация, «импрессионистическая кристаллизация творческих мгновений». Они, полагал Брюсов, «властно берут» душу поэта «и увлекают ее в свою стремительность, как водоворот малый камешек. Истинно то, что сказалось сейчас. Что было перед этим, уже не существует. Будущего, быть может, не будет вовсе. Подлинно лишь одно настоящее, только этот миг, только мое сейчас … И действительно, что такое стихи Бальмонта, как не запечатленные мгновения?» Бальмонт считал, что заслуга «новой поэзии» в умении «говорить исполненным намеком и недомолвок нежным голосом сирены или глухим голосом сибиллы, вызывающим предчувствие»; в «символическом» произведении он видел «два содержания»: «скрытую отвлеченность и очевидную красоту». Уже со сборника «Литургия красоты» (1905) критика констатирует признаки очевидного «спада» в творчестве поэта. Хотя русская поэзия, как заметил Блок, не успела еще к этому времени изжить влияния Бальмонта, сам поэт начинает повторять «свои образы, свои приемы, свои мысли». Его прославления жизни не зву- чат уже убедительно, критика и читатели чувствуют в них теперь «что-то намеренное, какое-то усилие, какую-то при- нужденность языка и чувства» (В. Я. Брюсов). На революцию 1905 - 1907 гг. Бальмонт откликнулся политическими стихами, большей частью вошедшими в сборник «Песни мстителя». В поисках нового материала для поэтического творчества он обращается к фольклорным источникам: пишет стихи на темы славянской мифологии, перелагает былины, художественно обрабатывает заговоры и заклинания, хлыстовские «распевцы» (сборники «Жар-птица», «Зеленый вертоград»), знакомит читающую публику с эстетическими впечатлениями своих путешествий («Белый Зодчий», «Зарево зорь»). Книги эти уже не имеют успеха у читателей, а критика указывает на их художественное несовершенство. В 1920 г. Бальмонт покинул Россию и поселился во Франции. Он по-прежнему активно работает, занимается переводами, издает поэтические сборники. Лейтмотивом его лирики становятся тонкие ностальгические переживания. Склонный ранее к легким и веселым «переодеваниям» поэт - то он угрюмый скальд, то страстный мексиканец, то испанский гранд - впервые пишет о себе: «Я русский, я русый, я рыжий». Образ потерянной родины становится центральным в эмигрантских сборниках «Марево», «Мое - Ей», «В раздвинутой дали», «Северное сияние» и других. Поэт пишет о ней с болью и проклятьями и в то же время не теряет надежды на возможное примирение.

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в селе Гумнищи, расположенном во Владимирской губернии, в семье дворянина. С детства любил природу и фольклор своей родины, увлекался творчеством Пушкина, Некрасова, Кольцова и Никитина. В юности заинтересовался иностранными языками, к которым у него проявились способности. Благодаря этому поэт смог в подлинниках читать западноевропейскую литературу, а также занимался переводами.

Следующим увлечением стали путешествия. Бальмонт посетил многие страны Европы, Азии, Африки и т.д.

Первый сборник сочинений под простым названием «Стихотворения» вышел в 1890 году в Ярославле, однако он был плохо воспринят публикой. Далее публикуются еще три сборника: «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина» - и уже они приносят поэту известность. 1900-1903 гг. - выпускаются сборники «Горящие здания», «Будем как Солнце», «Только любовь» с уже сформировавшейся индивидуально-бальмонтовской системой поэтических образов-символов, в итоге оказавшей влияние на всю поэтику символизма. Именно в них Бальмонт окончательно определился со своим литературным стилем. Это была кульминация славы поэта.

Начиная с 1905 года, когда вышел сборник «Литургия красоты», популярность творчества поэта пошла на спад. Он начал повторяться, в стихах чувствовалась тяжесть и принуждение. Во время революции 1905-1907 гг. К.Д. Бальмонт попробовал себя в политических стихах, основная часть которых вошла в сборник «Песни мстителя».

Чувствуя угасание своей музы, поэт обращается к фольклору (сборники «Зеленый вертоград» и «Жар-птица»), описывает впечатления от своих путешествий («Зарево зорь», «Белый Зодчий»). Однако эти книги уже неинтересны читателям и подвергаются критике.

В 1920 г Константин Дмитриевич переселился во Францию. Он продолжал по-прежнему активно работать, занимался переводами, издавал поэтические сборники. Основной темой его стихов в данный период стали тонкие ностальгические переживания, а центральным образом в эмигрантских сборниках («Марево», «Мое - Ей», «В раздвинутой дали», «Северное сияние» и т. д.) был образ потерянной родины.