Конспект занятия по изо портрет. Конспект по Изо "Портрет.Виды портретов"

Урок 2 9. Картина-портрет

Цели: рассказать об особенностях жанра «портрет»; дать пред« ставление о жанре портрета и автопортрета; познакомить с ра¬ботами известных русских художников-портретистов; научить выбору выразительных средств для рисунка; продемонстрировать подбор колорита для раскрашивания лица; познакомить с терми¬ном «маринист».

Вид деятельности: рисование.

Планируемые результаты: школьники приобретут знания

о жанре «портрета»; научатся использовать новую лексику в рас-| сказах; попробуют рисовать портреты.

Оборудование: образцы портретов разных видов и историче¬ских эпох, бумага, карандаши, краски, фломастеры.

Ключевые слова и понятия: маринист, группой портрет, инди-видуальный портрет.

Примечание. Для пояснения темы «Портрет» можно подгото- М*и> компьютерную презентацию. Для поисков нужного компо- ■Ииионного решения желательно приготовить образцы детских шиПит с правильным и неправильным решением.

Ход урока

I Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II Вводное слово

С каким жанром изобразительного искусства вы познако-

I мились на прошлом уроке?

Что изображается на картине в жанре пейзажа?

Что такое «стиль» художника? (Манера его работы, приемы изображения, личный почерк, по которому картины этого автора можно узнать.)

Каких художников-пейзажистов вы знаете?

Еще одним знаменитым во всем мире русским художником- нпйзажистом был Иван Константинович Айвазовский.

- Посмотрите на его картины, что их все объединяет? (Изо¬

бражение моря.)

Художника, который рисует на своих пейзажах море, назы- ; ипют «маринист». Повторите это слово и запомните его. Айва- № не кий - один из самых выдающихся художников-маринистов [ и мире, он создал около 1000 полотен с изображением морской г I ихии. Ведь это очень сложно - рисовать море. Если, к примеру, им рисуете с натуры дерево или пейзаж, то можете над ним рабо- Iпть сколько вам угодно, ведь они не двинутся с места. Но море - предмет постоянно изменчивый, меняющийся на глазах каждое мгновенье. Чтобы рисовать его, надо иметь необыкновенную па-мять. Вот такая память была у художника И. Айвазовского, по- тгому его картины поражают своей подлинностью, а еще - уди- иительным мастерством. Талант Айвазовского можно сравнить с одаренностью композитора Моцарта, с такой легкостью создавал художник свои полотна. Большую картину он мог написать всего ш несколько дней, и при этом она восхищает техникой ее созда¬ния и выразительностью.

Запомните название самой известной картины И. Айвазов-ского - «Девятый вал».

(Демонстрация репродукции картины.)

На картине нарисованы моряки, которые спасаются после кораблекрушения. На них идет громадная волна - тот самый

девятый вал, но художник вселяет в нас уверенность, что л ищи победят разгневанную СТИХИЮ И спасутся. Потому что наверх в небе, солнце раздвигает своими лучами тучи, предвосхищая ки нец шторма и спасение людей.

- Как называют художника, который рисует море?

- Назовите фамилию самого знаменитого художника-мари

ниста. Ш

- Какая картина Айвазовского является самой известно!!"1

- По каким признакам можно догадаться, что перед нами картина Айвазовского?

- Что утверждает эта картина?

У поэта С. Михалкова есть стихотворение «Рисунок». Послу шайте его начало и определите жанр картины, которую рисошш юный художник.

Я карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним - корову.

Налево - дом, направо - сад,

В саду - двенадцать точек,

Как будто яблоки висят,

А дождик их не мочит.

Я сделал розовым быка,

Оранжевой - дорогу,

Потом над ними облака Дорисовал немного.

И эти тучи я потом Проткнул стрелой. Так надо,

Чтоб на рисунке вышел гром И молния над садом.

- Какой жанр изобразительного искусства получился на ри-сунке у художника? (Пейзаж.)

На прошлом уроке вы получили задание - найти картину- пейзаж и составить по ней рассказ экскурсовода. Есть ли ребята,! которые выполнили это домашнее задание и готовы выступить в ролях экскурсоводов? (Ответы школьников.)

Эти ребята добросовестно отнеслись к выполнению домаш¬него задания, так интересно нам рассказали о понравившихся им картинах. Конечно, все они получают за свой труд высокие оценки.

III. Беседа по теме урока

- Посмотрите на репродукции новых картин и расскажите, что в них общего. (Все они являются изображениями людей.)

Такой жанр изобразительного искусства называется «порт- I» I Повторите все вместе это слово и запомните его.

Откройте учебники на с. 120-121, рассмотрите портреты, рас-

I кажите, что вы видите на них.

Кто изображен на портрете?

I - Как одет этот человек?

В каком он настроении и как это передано художником?

Жанр портрета появился в глубокой древности, люди пере¬кипали облик человека, рисуя на скале, вырезая его в дереве, вы¬пиливая из глины.

Из каких материалов можно делать объемные скульптурные портреты? {Из гипса, мрамора, бронзы.)

Различают портрет парадный, когда человек изображен в тор- | сственной обстановке, и домашний, комнатный, когда все окру- /кение подчеркивает уют и комфорт.

- Сравните два портрета и скажите, какой из них является парадным, а какой - домашним.

(Демонстрация репродукций картин «Всадница» К. Брюллова и любого портрета кисти В. Тропинина.)

Когда изображен один человек, такие портреты называют «ин- /шнидуальные». Повторите это слово и запомните его. Индивиду-альные портреты делались и делаются чаше, чем все остальные.

- Сколько человек может быть изображено на портретах, ко¬торые называются «парные»? {Два человека - пара.)

Самые крупные портреты - групповые, когда перед нами - несколько портретов, целая группа. В этом случае над большим многопортретным полотном работает не один художник, а вместе с помощниками, учениками.

Рассмотрите репродукции и скажите, какие портреты вы ви¬дите перед собой.

(Демонстрация репродукций картин с групповыми портрета¬ми «Заседание Государственного Совета» И. Репина и «Ночной дозор» Рембрандта.)

Ноя еще раз подчеркну, что такие портреты - с большим ко-личеством людей - редкость, чаще всего на картине присутствует один человек.

Иногда портреты создают для украшения парадных залов, для восхваления определенных персон и для увековечивания памя¬ти тех, чей портрет создается. Например, в санкт-петербургском музее Эрмитаж есть целая галерея портретов военных - героев Отечественной войны 1812 года. Там есть портреты полководца Кутузова, офицеров Раевского, Багратиона, Барклая де Толли,

Ермолова, Давыдова. Каждый из них, защищая Родину, сопор шил военные подвиги, поэтому их портреты навечно высташк ми в картинной галерее Эрмитажа.

- Итак, портретом называется картина, на которой изобраЖш кто? (Человек.)

- Какие портреты создаются художниками чаще всего им дивидуальные, парные или групповые? (Индивидуальные|

IV. Работа в тетради

Откройте тетради, запишите тему сегодняшнего урока: «Кар тина-портрет». Запишите также определение этого жанра изобрн зительного искусства.

Портрет- это жанр изобразительного искусства, посвящен ный изображению человека.

Сегодня вам предстоит самостоятельно нарисовать картину в этом жанре.

V. Пояснение темы урока

Особенности жанра под названием «портрет» заключаете»! в том, что портрет - отражение не только внешности человека, но и его внутреннего мира. Это художник показывает, прорисовы¬вая детали, присущие только этому человеку. Кроме того, портрет человека демонстрирует особенности эпохи, времени, в котором он жил. Это также происходит за счет отдельных деталей, кото¬рые имеются на портретах, - одежды, обстановки, декоративных частей оформления.

- По каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет во-енного? (Военная форма, ордена, особая выпрямленная осанка, смелое открытое лицо, отважный взгляд.)

- А чем будет отличаться портрет ребенка? (Детским обликом.)

А еще, наверно, особой теплотой изображения, с которой

обычно художники рисуют детей, непосредственностью, добро¬той, нежностью.

Представьте, что каждый из вас художник, который рисует иллюстрации к известным книгам.

Что вам захочется нарисовать в первую очередь? (Портреты

героев книги.)

Нарисовать портрет, конечно, нелегко. Надо запомнить внеш¬ние особенности человека, которого художник стремится изо¬бразить. В первую очередь - его лицо, а также позу, в которой он будет находиться, предметы, которые его окружают. При этом каждый человек получится непохожим на других, даже если вы рисуете близнецов.

Для примера посмотрите портреты разных эпох, которые со¬четали мастера прошлого и настоящего. Это специально сде- /Iпиная подборка женских портретов XIX-XX вв. Рассматривая портреты, обратите внимание на то, как менялось изображение руюкой женщины.

(Демонстрация женских портретов кисти художников В. Тро- иинина, Ф. Рокотова, В. Серова, 3. Серебряковой, А. Шилова,

II Глазунова.)

Вглядываясь в лицо на портрете, мы не только узнаем, как человек выглядел внешне. Еще мы можем узнать о характере, на-

I роении человека, и художник передает - нахмурился человек Или улыбается, сердитый он или, напротив, смотрит открыто.

I ще можно рассмотреть внимательно все предметы, которые его окружают, полюбоваться его прической, одеждой, украшениями.

Эти важные детали вы также можете использовать при выпол-нении самостоятельной работы над портретом.

Что менялось в женском облике на протяжении XIX-XX вв.?

Какой из портретов вам понравился больше остальных, можете ли вы рассказать о стиле художника, который его нарисовал?

VI. Самостоятельная работа

Для начала подумайте о том, кого вы хотите нарисовать, а по¬том о размере портрета. Ведь вовсе необязательно крупно рисовать одну только голову. Портрет может быть погрудным - когда изо-бражаются также плечи, поясным - когда художник также рисует и руки, или поколенным. Как вы хотите запечатлеть героя порт¬рета - одного или в соседстве с другими людьми? Что еще будет изображено на портрете? Какие-то вещи, домашняя обстановка или уголок природы?

От ваших ответов на эти вопросы будет зависеть расположение вашего листка для рисования. Давайте договоримся, чтобы все расположили листок одинаково - вертикально.

Теперь следует продумать композицию рисунка.

Что такое композиция? (Расположение предметов в про-странстве картины.)

Разместите изображение человека, которого вы будете рисо¬вать, в центре. Определите, где будет низ и верх рисунка. А еще - какого размера будет изображение, которое вы нарисуете.

Посмотрите, у меня есть несколько детских работ с правиль¬ными и неправильными композиционными решениями. Найдите работы, в которых есть ошибки.

(Педагог демонстрирует работы учащихся с разными комки зиционными решениями, школьники анализируют работы.)

Наметьте на листе, где будет располагаться основная фигу ра; каким будет ваш портрет - плечевым, поясным, поколенным или полным. Герой вашего портрета будет просто смотреть на мне с картины или вы хотите его изобразить в какой-то другой по ю в повороте, в движении?

Начните рисовать портрет с головы. Голова человека имеет овальную форму, но этот овал - не совсем точный. Чаще вест вверху голова бывает шире, книзу сужается. Черты лица вы буде і е рисовать после раскрашивания лица, поэтому прорисуйте покп детали прически, плеч, рук.

(Школьники приступают к самостоятельной работе.)

VII. Физкультминутка

Проведем физкультминутку, которая называется «Знаком ство».

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро-ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.) Давай с тобой попрыгаем,

Раз, два, три!

(Выполняют легкие прыжки на месте двумя ногами.) И ножками подрыгаем,

Раз, два, три!

(Выполняются прыжки поочередно на правой и левой ноге.)

И ручками похлопаем,

Раз, два, три!

(Одновременно с прыжками, хлопают в ладоши.)

И ножками потопаем,

Раз, два, три!

(Выполняют притопы ногами, руки держат на поясе.) Давай с тобой покружимся,

Раз, два, три!

(Медленно кружатся на месте, руки на поясе.)

И мы с тобой подружимся,

Раз, два, три!

(Протягиваютруки вперед.)

VIII. Поиски колорита для раскрашивания

После того как вы нарисовали портрет, его необходимо рас-красить. А самым сложным здесь является поиск оттенка для лица. Лицо необходимо раскрасить краской специального оттенка - те-лесного. В чистом виде такой краски не существует. Для получе- кия I юдходящего теплого телесного цвета надо смешать несколько пипов - желтый, белый, красный. Попробуйте поискать нужный мГгенок для раскрашивания частей тела. После того как вы нашли нужный цвет, прорисовываем им лицо, шею, плечи, руки.

- Какие детали надо нарисовать на лице? (Глаза, брови, нос, губы.)

- Какие детали будут парными? (Глаза и брови.)

При рисовании парных деталей помните, что они должны по- лучиться как можно больше похожими друг на друга. То есть левая чисть лица должна иметь сходство с правой и наоборот.

- Какая кисточка понадобится для рисования эти деталей? (Тонкая.)

Ваши рисунки-портреты вы завершите на следующем уроке.

IX. Актуализация понятия

Откройте учебник на с. 122-123. Какой из этих портретов можно назвать парадным, а какой - домашним? Найдите сре- ди репродукций, представленных в учебнике, потрет погрудный, поясной, полный. На прошлом уроке вы составляли рассказ о по-нравившейся картине.

- Как называется профессия человека, который в музеях рас-сказывает посетителям о картинах и других произведениях искусства? (Экскурсовод.)

Выберите понравившийся вам портрет, вообразите себя экс-курсоводом и сделайте сообщение об этой картине.

Все портреты, представленные в учебнике, являются зна-менитыми. Но, пожалуй, особенным среди них можно назвать «Портрет А.П. Струйской», который принадлежит кисти худож¬ника Ф. Рокотова. Это был совершенно удивительный мастер портретных изображений, и для каждого знатного его современ¬ника было честью заказать портрет у Ф. Рокотова. Причем сам художник удивлял своих знакомых тем, что он мог одновременно работать сразу над несколькими портретами. Один из его друзей вспоминал, что видел, как в мастерской художника находилось около 50 портретов, которые он доводил до совершенства.

- Чем вам нравится портрет Александры Петровны Струй¬ской? (В этом портрете художник уделил много внимания глазам красавицы. Она смотрит вперед, и ее глаза расположе¬ны так, что мы можем переходить на разные места, но будет казаться, что она наблюдает за нами, переводя свой взгляд.)

В XX в. поэт Н. Заболоцкий даже посвятил картине известное стихотворение «Портрет».

(Педагог читает отрывок из стихотворения.)

Я помню, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас.

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач...

Обратите внимание на то, что поэт подчеркнул важную вещь; в тяжелую минуту жизни человек, чтобы не терять присутствии духа, может обратиться к выдающемуся произведению искуссти,!. и оно поможет ему в трудный час, поддержит его. Таково свои ство всех произведений, которые мы называем шедеврами. Не зри стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» заканчивается такими словами:

Когда потемки настигают Иль надвигается гроза,

Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

Когда надвигается трудный час, жизненная усталость, бес« силие, надо непременно вспоминать прекрасные произведения искусства, и любая беда не покажется уже такой страшной, а че-ловек найдет в себе силы, чтобы переломить ее.

- К какому жанру относится эта картина?

- Чей портрет изобразил художник?

- Какой художник нарисовал эту картину?

Картина «Портрет А.П. Струйской» находится в Третьяков¬ской галерее. Поэтому, если вы попадете в этот выставочный зал,; то сможете им там полюбоваться.

- Каким важным свойством обладают все произведения ис-кусства, которые называются шедеврами?

X. Рефлексия

- Что такое портрет?

- По каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет?

- Каких людей изображают художники?

- Какими видами работы вы занимались на уроке?

- С чего вы начинали рисовать портрет?

- Какие краски вы смешивали для прорисовки цвета кожи?

- Какому портрету посвящены стихи, в которых есть слова «ее глаза - как два тумана»?

- В чем заключается сила художественных шедевров?

Вам понравилось быть экскурсоводом, рассказывая про портреты?

Какова роль братьев-Мастеров при создании картины в жанре портрета?

А теперь сочиним синквейн на тему «Портрет».

XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следу-

11 иций урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры. Л также не забудьте портреты, над которыми вы начали трудиться.

Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину- портрет и составить по ней рассказ экскурсовода.

Занятие по рисованию (красками) в подготовительной к школе группе ЗПР на тему: «Портрет мамы»

Цель :

Закрепить знания детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос). Учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.

Словарная работа:

Портрет, автопортрет, погрудный, миниатюра, профиль, анфас, фас, жизнерадостная, доброжелательная, исполнительная, длинноволосая, коротковолосая, белолицая, круглолицая, чернобровая, большеглазая и т.д.

Методическое обеспечение:

У воспитателя плакат с женским погрудным портретом, мел для рисования, схемы лица. У детей лист бумаги (формат А-4), карандаши, акварельные краски, гуашь, среди которых светло – розовая или светло – оранжевая для рисования лица, палитра. Толстые и тонкие кисточки, стаканчики для воды, салфетки.

Предварительная работа:

Рассматривание портретов художников и поэтов.

Рассматривание тематического словаря в картинках из серии «Мир человека» на тему: «Части тела». Рисование простым карандашом портретов.

Дидактическая игра «Назови ласково», «Назови части головы», «Назови чего у человека по 2» и т.д.

Ход занятия:

«Простое слово»

На свете добрых слов

Живёт не мало,

Но всех добрее и важней – одно:

Из двух слогов

Простое слово «мама»,

И нету слов роднее, чем оно!

Дети сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. Вы знаете, какие у вашей мамы глаза, цвет волос, какая прическа, какое любимое платье.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.

Обязательно картина называется …(портрет)

Портреты бывают:

  1. В полный рост
  2. Погрудный
  3. Портрет головы
  4. По пояс

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный.

Можно выделить еще автопортрет - изображение художником самого себя.

(см. Приложение)

Прежде чем рисовать портрет мамы, мы рассмотрим портрет этой актрисы, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах.

Какой формы голова? (обвести пальцами голову).

Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица.

Какой они формы? (овальные с острыми уголками).

Воспитатель рисует мелом на доске овал и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.

Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.

Какие глаза у твоей мамы Юля?

Коричневые глаза.

Твоя мама кареглазая! А твоя Саша?

Мама голубоглазая, сероглазая и т.д.

Что находится над глазами? (брови).

Это дугообразные полосы.

А вот нос у человека такого цвета как лицо. Поэтому нужно нарисовать только кончик носа посередине расстояния от глаз до конца лица. А вот от кончика носа до конца лица находятся губы.

Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (нарисовать губы). Положите руку на подбородок.

А теперь расскажите, где расположены глаза? (посередине лица).

Кончик носа? (посередине от глаз до конца лица).

Губы? (посередине от кончика носа до конца лица).

Дидактическая игра «Назови ласково».

Глаза – глазки Брови – бровки

Нос – носик Губа – губка

Щека – щёчка Губы – губочки, губки

Лоб – лобик Уши - ушки

Волосы – волосики и т.д.

Портрет своей мамы вы нарисуете погрудный – голову, шею, плечи. Не забудьте, что шея уже лица, а плечи шире головы (показываю на портрете).

Цвет глаз, волос, прическу, верхнюю часть платья постарайтесь нарисовать такими как у вашей мамы.

Дидактическая игра «Какая?».

Слова – определения :

добрая, ласковая, заботливая, хорошая, молодая, красивая, стройная, модная, весёлая, здоровая, строгая, крепкая, спортивная, воспитанная, культурная, нарядная, довольная, счастливая и т.д.

- Словообразование:

Воспитатель: Дети:

Если радуется жизни? Жизнерадостная

Если желает добра? Доброжелательная

Если исполняет всё? Исполнительная

Если у мамы длинные волосы? Длинноволосая

Если у мамы белое лицо? Белолицая

Если у мамы круглое лицо? Круглолицая

Если у мамы чёрные брови? Чернобровая

Если у мамы большие глаза? Большеглазая

Если мама занята хозяйством? Домохозяйка

Дидактическая игра «Что делает?»

Глаголы (слова – действия):

Ходит на работу, зарабатывает деньги, готовит пищу, убирает квартиру, вытирает пыль, моет посуду, варит, жарит, стирает, гладит, шьёт, ходит в магазин, читает сказки, ухаживает за рыбками, слушает музыку, поёт песни, танцует, играет со мной, сидит, стоит, отдыхает, спит и т.д.

Дидактическая игра «Мамочка, какая?»

Мама улыбается – улыбчивая

Мама грустит – грустная

Мама смеётся – веселая

Мама плачет – плаксивая

Мама злится – злая

Мама задумалась – задумчивая и т.д.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Конспект

урока изобразительного искусства во 2 класс б

Тема: Портрет.

Планируемыерезультаты:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к художественно -творческой деятельности;

- понимание чувств других людей;

- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя ;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и

замыслом художественной работы.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- расширять свои представления об искусстве;

- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

-анализируют, обобщают полученную информацию в ходе беседы о портрете, о маме;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения

живописи, принимать участие в их обсуждении;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- выполнять работу со сверстниками;

- договариваться, приходить к общему решению.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства;

- использовать базовые формы композиции: геометрическая форма - предмет.

- рисовать женский портрет, его характерные черты; владеть практическими умениями и

навыками.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся чувства прекрасного, аккуратность

при выполнении работы; потребность учащихся в «общении» с произведениями

искусства, формировать способностьвоспринимать прекрасное;

Развивающая:развивать творческий потенциал учащегося средствами

художественной деятельности, развитие воображения и фантазии; совершенствовать

эмоционально- образное восприятие произведений искусства и окружающего мира;

Образовательная:

Изобразительная: учить рисовать женский портрет по алгоритму;

Техническая: совершенствовать навыки рисования портрета методом

геометретизации с основой на вспомогательные линии карандашом,

совершенствовать навыки рисования кистью (№6 при закрашивании лица, причёски,

Композиционная: учить при рисовании располагать части лица симметрично в

соответствии с алгоритмом рисования портрета;

Цветовая: учить смешивать краски при подборе цвета в соответствии с цветом

лица человека.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация урока, репродукции картин;

альбом, простой карандаш, ластик.

План урока

1.Организационный момент (2 -3 мин)

2.Мотивация к учебной деятельности (1 -2 мин)

3.Постановка темы и целей урока.

4.Изучение нового материала. (15 мин)

5.Практическая работа. (20 мин)

6.Выставка детских работ. (2 -3 мин)

7.Итог. Рефлексия. (2 -3 мин)

Ход урока

I.Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит музыка (В.А.Моцарт) Представьте, что вы в картинной галерее.Как вести себя надо

(не шуметь)

Давайте вспомним, какие жанры изобразительного искусства вы знаете?

Какое литературное произведение мы недавно изучали о жанрах живописи? Кто помнит

Кто вспомнит и расскажет строки о пейзаже, о натюрморте, о портрете?

Мне бы хотелось проверить сможете ли вы точно определить жанры художествен ных

произведений.

РАБОТА ПО ГРУППАМ:

1-ый ряд определяет номера картин натюрмортов. Дайте определение натюрморту

2 ой ряд определяет номера картин пейзажей. Дайте определение пейзажу

3-ый ряд определяет номера картин портретов. Дайте определение портрету

Отчитывается один человек - мы считаем .....

- Рассмотрите репродукции картин. Обратите внимание, что общего на всех картинах.

-Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, внимательно послушайте загадки. - Итак,

первая загадка:

1) Кто вас, дети, больше любит,кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,не смыкая ночью глаз? (Мама)

2) Если, дети, вы ленивы,непослушны, шаловливы,

Что бывает иногда, - кто же слёзы льет тогда?-«Всё она, родная». (Мама)

3) Кто пришёл ко мне с утра?Кто сказал: «Вставать пора»?

Кашу кто успел сварить?Чаю -в кружечку налить?

Кто косички мне заплёл?Целый дом один подмёл?

Кто цветов в садунарвал?Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?Кто на свете лучше всех? (Мама)

- Какая общая тема объединяет эти загадки? (мама)

- Итак, все загадки о маме.

3. Постановка цели и задач урока.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Совершенно верно. Тема нашего урока «Портрет мамы».

-Какая будет цель урока? (учиться рисовать портрет мамы, узнаем больше о том, какие

бывают портреты.)

4. Изучение нового материала.

Ребята, что такое портрет? (варианты детей)

изображением человека или группы людей. В портретах художники стремятся не только

передать внешнее сходство, но и характер, настроение человека.

-О чём нам может рассказать портрет? (о человеке)

1. Костюм и окружающая обстановка могут дать представление о том времени, когда жил

человек (эпоха ).

2. Композиция, колорит, окружающая обстановка, внешний облик человека могут дать

представление о его положении в обществе.

3. Одежда, окружающая обстановка, характерные предметы и детали интерьера могут дать

представление о профессии человека.

4. Внешний облик человека дает представление о возрасте человека.

5. Колорит, поза, мимика, характерные предметы и детали интерьера могут дать

представление об увлечениях человека.

6. Композиция, колорит, поза, мимика, особенно выражение глаз, могут рассказать

о характере , о настроении человека.

-Какие части лица помогают создать настроение ?

НАСТРОЕНИЕ в портрете слайд

-Рассмотрите иллюстрации и скажите, какое настроение выражено у каждого человека,

нарисованного в портрете? (Радость, плач, удивление, злость, смех, страх)

Как известно у человека бывает разное настроение. Приведите примеры.

Игра ЭМОЦИИ . Повернитесь лицом друг к другу. Я называю вам эмоцию, а вы ее

показываете. Удивление, радость, страх, грусть, восхищение, боль.

По жанру портреты бывают:

Индивидуальный портрет –портрет, включающий одного персонажа.

По формату:в полный рост, по бёдра, поясной, погрудный, портрет головы.

Групповой портрет –портрет, на котором изображено не менее трех персонажей,

находящихся в одной обстановке, связанных единым действием или сценой.

Есть еще один вид портрета… Узнать о нем вам поможет ответ на загадку:

«Есть в комнате портрет, во всемна вас похожий.

Засмейтесь - и в ответ он засмеется тоже.

Я увидел свой портрет, отошел - портрета нет...» (зеркало)

изображения. Только по автопортретам мы и знаем портреты великих художников мира.

необычно. При изображении сказочных персонажей художники не редко изображают

отдельные части лица, увеличено, условно, иногда комично.

Литературный портрет - описание словами внешнего вида героя, его костюма, манер

поведения, речи, жестов, его жилища, интерьера.

ВСПОМНИМ ,ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТКАКОГО ГЕРОЯ МЫ СОСТАВЛЯЛИ? Что это такое?

опишите героя?

- Как вы думаете, достаточно ли полученных сегодня знаний для того, чтобы приступить к

работе? (Нет) Что ещё нужно нам узнать?

-Хотели бы вы нарисовать портрет мамы?

-Посмотрите как это сделали другие дети. (показ детских рисунков)

кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на

правильный путь.

-Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «мама»? - Так,

хорошо.… Еще что?

- Мама, мамочка.… Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого

близкого, родного человека! Слово "мама" - особое слово. Оно рождается как бы вместе с

нами, сопровождая нас всю жизнь.

-Чему учит нас мама? Мама учит нас быть добрыми, мудрыми, дает советы, заботится о нас,

оберегает нас.

1. Поэтапное рисование портрета

-Ребята, сейчас я вам объясню приемы работы рисования портрета.

Изображение человека с разных точек зрения.

-В портрете человека можно рисовать в анфас и в профиль.

-Как вы понимаете, что значит в анфас? В анфас значит лицом к смотрящему.

В профиль?В профиль значит вид лица сбоку.

Может быть ещё полупрофиль.

1 этап. Делаем эскиз

- Чтобы правильно нарисовать голову человека, нужно знать её пропорции. Какую форму

имеет голова? (овальную).

1.Сначала сделаем овал и разделяем его линиями. Вертикальная линия ровно посредине

пересекает его.

2 .Овал делим на четыре равные части горизонтальной линией. И сейчас каждую часть

линия рта. Лицо рисовать довольно сложно. Вспомогательные линии рисуем сильно не

нажимая на карандаш, чтобы потом их было легко стереть.

3. На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца - сами открываются.

Переходим к прорисовке глаз.

Намечаем линию глаз –горизонтально посередине. Делим её на 5 равных частей.

Расстояние между глазами –равно ширине одного глаза.

Они расположены чуть выше носа. Внешние края носа указывают, где будут идти

внутренние уголки глаз. Сделайте эскиз, как показано на рисунке. Тут нужно учесть важный

фактор: анатомия человека устроена так, что расстояние между глаз равно величине еще

одного глаза. На рисунке это показано красной стрелкой. В середине глаза рисуем радужку

и зрачок.Чего еще не хватает у глаз? Правильно, ресниц. Ресницы расположены как на

верхнем веке, там и на нижнем.

Он бывает самым разным: длинным, гордым, важным, маленьким, горбатым,

толстым, тонким, конопатым. Есть всегда у людей, есть всегда у кораблей. (нос)

4. Прорисовываем части лица. Рисуем нос.

Намечаем линию носа –вертикально посередине. Рисуем ее плавной дугообразной линией.

Есть у радости подруга в виде полукруга. На лице она живет. То куда- то вдруг уйдет,

то внезапно возвратится. Грусть, тоска её боится. (улыбка)

5.Прорисовываем рот.

Тема урока: «Портрет. Виды и типы портрета. Описание портрета».

Тип урока: Итоговый обобщающий урок с элементами пассивного опроса (с использованием мультимедийных средств (проектор, интерактивная доска или экран)).

Цель: проводя итоговое обобщающее занятие по разделу: «Портрет», напомнить учащимся о том, что такое портрет, его основные типы, а также, исходя из полученных знаний, научить описывать портрет.

Задачи:

    выявить способность обобщать и систематизировать полученные знания;

    развить способность учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства.

Зрительный ряд: презентация PowerPoint (описание слайдов дано в самой презентации, а также в ), в которую включены произведения живописи, графики, скульптуры и ювелирного искусства (портреты разных эпох), фотографии, также при возможности можно использовать фрагменты документального фильма «Портрет» (издательство «Кордис», серия «Русский музей детям»).

Для учащихся: рабочая тетрадь, письменные принадлежности.

Ход урока (краткое описание)

    Вводная беседа (2 мин)

    • повторение понятия «портрет» (1 мин), выявление основной особенности портрета (с помощью объяснений учителя, либо путем просмотра видеофрагмента документального фильма «Портрет» (издательство «Кордис», серия «Русский музей детям»; иллюстрирующий видеофрагмент «Портрет В.В.Стасова» 3 мин) и обсуждение увиденного (2 мин));

      составление схемы «Описание портрета» / /, путем повторения полученных ранее знаний о типах портрета (8 мин);

      проведение физкультминутки (2 мин) / /;

    • выполнение контрольной работы, в которой учащимся предлагается распределить номера представленных портретов по типам (4 мин) / /;

      анализ представленных портретов по вариантам (10 мин)

    Подведение итогов (1 мин)

Ход урока (подробное описание)

    Вводная беседа (2 мин)

    сообщение темы итогового урока (1 мин)

    формулировка целей и задач данного урока (1 мин)

Здравствуйте, садитесь слайд 1

Сегодня, мы завершаем изучение одного из жанров изобразительного искусства – портрет. Урок итоговый и во второй его части вы должны будете самостоятельно, по вариантам проанализировать несколько портретов. Но перед этим, для того чтобы успешно выполнить самостоятельную работу, вы должны вспомнить, что такое портрет, каковы его особенности и какие основные виды портрета существуют.

Откройте тетради и запишите тему урока слайд 1

    Повторение и систематизация полученных ранее знаний (23 мин)

    повторение понятия «портрет» (1 мин), выявление основной особенности портрета, либо с помощью объяснений учителя, либо путем просмотра видеофрагмента (3 мин) и обсуждение увиденного (2 мин), просмотр иллюстрирующего видеофрагмента «Портрет В.В.Стасова» 3 мин);

Итак, что же такое портрет? слайд 2

Учащиеся вспоминают определение портрета.

Каждый из портретов должен обладать особым качеством. слайд 3

Учитель помогает ученикам сформулировать мысль о том, что главное качество: это сходство изображения и оригинала, не только внешнее, но и внутреннее.

Итак, какова главная особенность? слайд 3

    составление схемы «Анализ портрета», путем повторения полученных ранее знаний о типах портрета (8 мин) / /;

Итак, мы вспомнили, что такое жанр «портрет» и какова его главная особенность.

А сейчас мы должны составить план, по которому вы в дальнейшем будете анализировать портрет. Для того, что бы составить план, нужно вспомнить, на какие типы мы можем разделить портреты. слайд 4 и работа со слайдами с 5 по 16 (в представленной презентации даны подробные пояснения к слайдам).

    проведение физкультминутки (2 мин) / /;

    Обобщение и закрепление знаний (14 мин)

    выполнение контрольной работы, в которой учащимся предлагается распределить номера представленных портретов по типам (4 мин)

Перед вами 6 картин, 6 разных портретов. Пожалуйста, выполните задание слайд 20 / /

    пример анализа портрета (3 мин)

Итак, мы составили план, по которому вы будете анализировать портреты. Перед уроком я раздала каждому из вас этот план. Пожалуйста, возьмите клей и приклейте его в тетрадь /Приложение1/. По этому плану попробуем проанализировать представленный портрет слайд 17

    анализ представленных портретов по вариантам (10 мин) слайд 20

С новой строки запишите: ЗАДАНИЕ № 2.

Разобьемся на варианты: I и II..

    Подведение итогов (1 мин)

Краевой педагогический фестиваль

«Инновационный поиск – 2013.Компетентностныйподход на уроках и во внеурочной деятельности».

Развернутый план-конспект урока

« К артина – портрет»

Учитель изобразительного искусства

МБОУ НОШ №12 «Гармония»

Ст. Каневской Каневского района

Серга Елена Серафимовна

2013 год

Тема урока «Картина – портрет». 3 класс.

Курс «Изобразительное искусство» 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2011 год. Автор программы народный художник России, академик, член РАО и РАХ, лауреат Государственных премий СССР и РФ, премии Президента Российской Федерации, ряда международных премий Б.М. Неменский.

Ценностные основы урока - духовное развитие ребенка.

Тип урока - учебный диалог.

Дидактическая задача урока: расширить знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.

Цели урока:

образовательные: сформировать знания о жанре « портрет»; познакомить с известными картинами – портретам; развивать практические навыки изображения портрета;

воспитательные : формировать эстетическое отношение к действительности; укрепить любовь к родному краю, уважение к землякам, работающим в нем;

развивающие : развивать навыки диалога учителя с учениками, учеников друг с другом, умение доказывать свою точку зрения; формировать навыки диалога с авторами художественных произведений через эмоциональное восприятие произведений искусства, развивать фантазию, творческое воображение.

Планируемые результаты:

предметные

  1. сформировать потребность в общении с искусством и художественном творчестве,
  1. сформировать начальные представления о жанрах изобразительного искусства,
  1. сформировать способность воспринимать, описывать и эмоционально оценивать произведения художников - портретистов.

личностные

  1. сформировать осознанное стремление к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов,
  1. сформировать осознание своей ответственности за общее дело,
  2. сформировать ориентацию на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи,
  3. сформировать уважительное отношение к культурно-исторической, духовной, социальной жизни родного края,
  4. сформировать готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения.

коммуникативные

  1. сформировать умение входить в коммуникативную учебную и игровую ситуации,
  2. сформировать умение принимать участие в диалоге,
  3. сформировать умение принимать участие в работах группами,
  4. сформировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

познавательные

  1. сформировать умение работать с информацией, представленной в виде изображения,
  2. сформировать умение выделять ряд признаков в изучаемом объекте и подводить анализируемый объект под понятие (жанр « портрет»),
  3. сформировать умение аргументировать свою точку зрения,
  4. сформировать умение проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,
  1. сформировать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.

регулятивные

сформировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формы работы на уроке. Фронтальная . Работа в группах . Самостоятельная.

Ресурсы урока: интерактивная доска

  1. экранно-звуковые пособия (презентация к уроку в PowerPoint, видеофрагменты для физминутки, фрагмент мультфильма "О картинах" А.Кушнера; детские песенки о друзьях, школе;
  1. дидактический раздаточный материал: опорные карточки;
  2. книгопечатная продукция: учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс Н.А.Горяева, пособие для учащихся «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс Н.А. Горяева, Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов».

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока.
  3. Постановка художественной задачи практического задания. Практическая работа учащихся.
  4. Подведение итогов.

Развёрнутый план-конспект урока .

  1. Организационный момент.

Учитель: - Добрый день, ребята!

Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех.

Девиз поможет нам в пути: смело иди вперед, не стой на месте, что не сделаешь один, сделаем мы вместе.

  1. Актуализация знаний. Выход на тему и задачи урока.

Учитель: - Ребята! Что объединяет архитектурные сооружения, представленные на слайде?

Саша: - Это музеи.

Дети: - Это здание Эрмитажа...

Дети: - Здание Третьяковской галереи в Москве.

Дети: - Русского музея...

Дети: - И народной картинной галереи станицы Привольной Каневского района!

Учитель: - У кого какие еще мнения?

Катя: Саша, я соглашусь с тобой, но дополню: это художественные музеи! В залах художественных музеев хранятся картины, рисунки, скульптура...

Учитель: - Верно! Вот и сегодня продолжается полюбившееся нам путешествие по залам художественных музеев. Впереди новые встречи и новые впечатления.

(Звучит музыка. Дети рассматривают картины - портреты, представленные на слайде).

Учитель: - Рассмотрите внимательно картины. Это картины - пейзажи? Почему?

Дети: - Нет!

Дети: - Нет - нет! Пейзаж - это изображение природы: сады, поля, заросший камышом берег реки...

(Дети указывают на оформленную в классе выставку работ учащихся по теме "Картина - пейзаж").

Дети: - Мы же видим на картинах человека...Людей!

Дети: - Разных людей.

Дети: - На картинах изображены мальчики и девочки. Мужчины и женщины. Дедушки и бабушки. Возраст разный и пол.

Дети: - Разный рост. Высокие и низкие.

Дети: - Одежда у них разная! По - моему, они жили в разные исторические времена...

Дети: - Я вижу, что и характеры у них разные.

Дети: - Настроение разное и профессия!

Учитель: - Каждый человек – отдельный удивительный мир. Вот поэтому настроение, чувства, мысли людей всегда были интересны художнику, и во все времена ему так хотелось их изображать!

(Дети смотрят фрагмент мультфильма "О картинах" А.Кушнера)

Учитель: - Кто сможет предположить, какова тема урока?

Дети: - Человек!

Витя: - Портрет!

Лиза: - Интересная мысль, Витя, но я дополню: тема урока картина - портрет.

Учитель: - Молодцы!

(По просьбе учителя дети открывают словарь и знакомятся с термином «портрет»).

3.Работа по теме урока.

Дети - Портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Портрет – это, прежде всего, лицо, изображённое художником так, как художник его видит.

Портрет графини О. Орловой.

Портрет императора Николая II.

Портрет В. Мамонтовой.

Девочка с персиками.

Портрет М.Я. Симонович.

Девушка, освещенная солнцем.

Учитель – Внимание художников к людям всех слоев общества, способствовало расцвету искусства портрета в XIX веке.

Замечательный русский художник Валентин Александрович Серов создал много портретов своих современников.

Учитель - Одет малыш в костюмчик? Его волосы тщательно расчесаны?

Дети - Нет. На нем ночная рубашечка. И волосы его спутались!

Учитель - Посмотрите, у него розовые щёчки после сна, огромные блестящие глазки. И не только потому, что утро такое солнечное. Очень много интересного вокруг!

Учитель - Ребята! Как вы думаете, чем будет заниматься Мика в течение дня? Что он любит делать? Какой у него характер?

Дети – Мика любит бегать, прыгать, играть в прятки. Ещё он любит кататься на качелях! И на велосипеде! Любит строить город из песка. Кушать конфеты!

У него, наверное, есть щенок и котёнок. Он с ними играет!

Учитель – Ребята, а что делает Мика сейчас?

Дети – Он сидит в кресле.

Учитель – Да. Сидя в кресле, мальчик позирует художнику. Как вы думаете, ему трудно усидеть на месте?

Дети – Да! Трудно!

Учитель – Почему вы так решили?

Дети - …

Учитель - Как сидит Мика? Опираясь на спинку кресла? Удобно? Надолго? Сравните, как сидит девушка, освещенная солнцем. Попробуйте сесть так, как сидит Мика. Пожалуй, мама или бабушка рассказывают ему интересную сказку. Сказки мальчик любит слушать. И о рыбаке и золотой рыбке, и про Красную Шапочку...

Автопортрет. И.Е. Репин.

И.Е. Репин. Портрет Веры Репиной «Стрекоза»

И.Е. Репин. Портрет П.М. Третьякова.

Дети - Он хоть и заинтересован очень – готов соскочить с места и бежать по своим важным-преважным делам!

Учитель - Ребята! Мика напоминает ваших младших братьев и сестричек? Вы бы хотели с ним подружиться?

Дети – Да. Он такой же, как мой брат: подвижный и забавный.

Учитель – А это – великий русский художник Илья Ефимович Репин, автор уже известного вам портрета Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи. Довольно часто художники рисуют себя – это изображение называется – автопортрет. Художнику удалось передать свой собственный характер, свою духовную жизнь, пытливое, внимательное отношение к окружающему миру…

Особенно красочно - задушевны у И. Репина образы родных художника.

(На экране портрет дочери художника Веры Репиной «Стрекоза»).

Учитель – Ребята! Почему художник назвал портрет дочери «Стрекоза»?

Дети – Я люблю бегать, прыгать, танцевать и моя бабушка называет меня «стрекоза».

Как высоко взобралась! Художник изобразил девочку на фоне неба. Не случайно!

Мы видим девочку, которая весело покачивая ножками, сидит на высокой перекладине штакетника. Она напоминает стрекозу, которая сидит на цветке и помахивает прозрачными крылышками.

Учитель - Вот-вот непоседа и озорница соскользнет вниз и весело убежит прочь.

Учитель – Портрет Мики Морозова был написан в 1901 году, портрет Веры Репиной - в1884году – более ста лет назад. Ещё тогда, когда не было ни самолетов, ни космонавтов, ни электричества. В музеях же хранятся портреты, которым 300, 400, 500 и более лет.

(На экране портрет «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи (около 1485 г.))

«Дама с горностаем» - портрет семнадцатилетней Чечилии Галлерани, которой

В народной картинной галерее станицы Привольной особое место занимают портреты механизаторов, птичниц, доярок, агрономов - наших прославленных земляков - тружеников.

(На экране - портреты народной картинной галереи станицы Привольной. Учитель обращает внимание детей на портрет птичницы Александры Ильиничны Кононец кубанского художника Крысина Виктора Михайловича).

Учитель: - Рассмотрите картину - портрет. Что хотел рассказать художник о нашей землячке? Давайте вспомним, как художник выражает свое отношение к герою полотна? Какие детали особенно ярко передают настроение, характер изображенного человека?

(Дети обычно быстро называют внешние способы характеристики человека: костюм, позу, прическу, окружающие предметы. Обращаю внимание детей на такие детали, как руки, выражение глаз, уголки губ).

Учитель: - Для того чтобы еще лучше понять картину, несомненно, нужно познакомиться с ее автором. Давайте на

минутку представим, что Виктор Михайлович Крысин у нас в гостях и зададим ему такие вопросы, которые помогут нам понять особенности его творчества. И, конечно, как всегда, обсудим наше умение вести диало г.

(Вопросы дети задают самые разные, порой неожиданные).

Дети: - Виктор Михайлович, где Вы живете?

Дети: - У Вас есть внуки?

Дети: - Скажите, пожалуйста, почему Вы захотели написать портрет именно этой труженицы?

Дети: - А какие картины Вы ещё написали?

Дети: - За какой срок был написан портрет?

Дети: - Скажите, а самой героине портрет понравился?

Дети: - Виктор Михайлович, а почему птичницу Вы написали не за работой?

Учитель: - Спасибо, ребята! Сколько разных вопросов! А какие из них, на ваш взгляд, наиболее интересны, помогают понять творчество художника? Какие вежливы? Тактичны ?

(Дети обычно правильно выделяют вопросы).

А сейчас мы разделимся на творческие группы и постараемся, как настоящие экскурсоводы, рассказать о портрете, исполненном по заказу колхоза специально для галереи.

(На столах «экскурсоводов» карточки с опорной лексикой.

  1. Художник, живописец, портретист.
  2. Изобразил, написал, отразил, раскрыл, показал.
  3. Полотно, холст, картина, портрет.
  4. Руки: большие, работящие, ласковые, неловкие, крепкие, грубые, нежные, сильные, корявые, бледные, родные, загорелые, щедрые, уставшие, быстрые, сухощавые, слабые, умелые, натруженные и т.д.).

(Группы намечают построение текста.

Класс слушает «экскурсоводов»).

Учитель: - Спасибо. Что же самое важное художник хотел сказать нам, зрителям?

Саша: - Я думаю, что птичницей работать нелегко, что птичница хорошая труженица.

Лиза: - Я соглашусь с Сашей. Надо очень рано приходить на работу. С восходом солнца птицы начинают кричать, хлопать крыльями, требуя еду и внимание. За день их надо кормить и поить не один раз.

Аня: - У Александры Ильиничны внимательный, спокойный взгляд, загоревшее и обветренное лицо...

Учитель: Что вы можете сказать о позе птичницы?

Саша: - Твердо стоит она посреди птичьего двора.

Соня: - По-хозяйски!

Лена: - Уверенно стоит!

Света: - У нее стать, которая бывает только у казачки! Она сильный человек.

Учитель: - Точно подмечено. Молодцы! Ребята, фон портрета это огромный птичий двор, залитый солнцем, переполненный шумными утками, тянущийся до маленького лоскутка реки на горизонте. С какой целью художник выбрал этот вариант фона?

Света: - Я думаю художник, таким образом, рассказал о профессии своей героини. Показал ее рабочее место.

Таня: - Света, я с тобой не согласна. Моя бабушка называет наших 6 уточек "беспокойным хозяйством". У Александры Ильиничны, как рассказал нам фон картины, их в сотни раз больше, а значит много и работы. Об этом рассказал художник.

Учитель: - Ваши мнения?

Саша: - Я соглашусь с обеими девочками...

Учитель: - Хорошо!

Катя: - Птичница одета в выгоревшее платье, передник, косынка на голове укрывает от палящего солнца - приходится работать и в жару и в холод.

Лиза: - У неё натруженные сильные руки.

Аня: - Лиза, ты очень точно сказала, но дополню: руки работящие и щедрые. Думаю, они кормят не только птиц, но и выпекают вкуснейшие пироги, щедро одаряя ими родных и близких.

Учитель: - Молодцы, ребята! Не безмолвен для вас портрет. Вы чуткие и внимательные зрители. Диалог художника со зрителем состоялся.

4. Постановка художественной задачи практического задания.

Практическая работа учащихся .

Для проживания детьми творческого процесса создания художественного образа в форме художественных действий (этап урока - практическая работа учащихся), необходимо грамотное использование художественных материалов, их выразительных средств, элементарных знаний основ композиции. Дети получают советы от педагога во время постановки задач практической работы и выполнения творческого задания.

Учитель – Ребята, а вам хотелось бы написать портрет? Подумайте, чей это будет портрет? Пусть в нём раскроется характер интересного для вас человека – друга, подруги, брата, сестры, тренера, учителя, а может быть папы, мамы, бабушки, дедушки. Найдите то, чем каждый из них отличается от других людей, чем близок и дорог вам. Это и будет главным в портрете (короткий ёжик волос, коса, чёлка, белёсые или чёрные брови, улыбка, прищур глаз, рыжие волосы и веснушки, синяк под глазом…). Дорисуйте одежду, подумайте, какие предметы могут оказаться рядом с героем портрета. Портрет можно писать гуашью или пастелью. Не забудьте, что фон портрета тоже часть картины.

Учитель оказывает практическую помощь детям. Учащимся можно предложить выполнить портреты героев детских стихотворений. Например, иллюстрацию к стихотворению кубанского поэта

В.Д. Нестеренко «Пшеничный цвет».

(Звучат детские песни о дружбе, друзьях, школе…)

5 . При подведении итогов урока необходимо организовать выставку рисунков всего класса. Художники становятся зрителями. Вместе с учителем дети анализируют написанные портреты. Учащиеся дают положительную оценку работам.