Конногвардейский манеж - Манеж. Центральный выставочный зал

и культуры Санкт-Петербурга. .Основной фасад искусно обработан портиком, представляющим собой лоджию, ограниченную дорическим ордером и состоящим из 8 колонн, фриза и треугольного фронтона. Фронтон украшен скульптурами работы Трискорни. Ранее фронтон был украшен также терракотовыми барельефами Иенсена, которые впоследствии были удалены с фасада. Здание — двухэтажное (с 1931 года), по углам оформлено пилястрами, завершено антаблементом. Стены и колонны кирпичные, но отштукатуренные. Кровля железная. В 1806 году Кварнеги заказал в Италии уменьшенные копии знаменитых мраморных Диоскуров — Кастора и Поллукса, установленных в Риме перед Квиринальским дворцом. Каждая композиция представляет собой юношу (Кастора или Поллукса), укрощающего коня. Скульпутрные группы известны во многом из-за своей пластичности и монументальности. Обе фигуры были закончены Паоло Трискорни в 1810, однако доставлены в Россию в Кронштадт только в августе 1816. В 1817 году Диоскуры были установлены на гранитные постаменты с двух сторон от главного фасада манежа. В период с 1840 по 1954 год Диоскуры стояли у фасада, противоположного основному. Разработка предназначена для уроков истории, для обучающихся 7 классов.

Дунаева Светлана Романовна, 17.11.2017

374 84

Содержимое разработки


Конногвардейский манеж

Выполнено Дунаевой С.Р. учителем истории ГБОУ СОШ №516 Невского района Санкт Петербурга




  • История
  • Здание построено в годы правления Александра Первого, в 1804-1807 годах. Манеж относится к ряду последних творений архитектора Джакомо Кваренги. Здание строилось для Лейб-гвардии Конного полка, для зимней и летней выучки парадных конных выездок.



























  • Центральный выставочный зал «Манеж»
  • Основное направление деятельности «Манежа» - организация и проведение некоммерческих художественных выставок
  • Ежемесячно «Манеж» представляет новые художественные проекты, различные по характеру и содержанию, по оформлению и подаче материала. Диапазон выставок весьма широк:

  • Ретроспективные выставки произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, фотографии, печатные издания, медальерное искусство.
  • выставки, посвященные культурному и духовному наследию Санкт-Петербурга;
  • выставки, проводимые в содружестве с музеями и архивами Санкт-Петербурга и пригородов (Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Гатчина, Павловск);
  • выставки из частных собраний, дающие редкую возможность познакомиться с произведениями отечественных и зарубежных мастеров, принадлежащими петербургским коллекционерам;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений; («Митьки», «Озерки», «Арт-центр «Пушкинская, 10»»)
  • выставки-циклы («Судьбы»; «Художественные династии», «Крупным планом», «Ковчег», «Зооарт»).
  • Выставки современного искусства, представляющие традиционные направления и новейшие художественные течения - инсталляции, перформансы, компьютерную графику и дизайн, видеоискусство.
  • выставки петербургских художников (Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников «Петербург» (проводится с 1993 г.);
  • выставки современных художников России и стран СНГ;
  • выставки детского творчества;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений, знакомящие с именами наших современников;
  • международные выставки (Международная биеннале современного искусства «Диалоги» (проводится с 1993 г.), «Фестиваль экспериментальных искусств и перформанса»(проводится с 1994 г.).
  • В начале XIX века на берегу канала, связывавшего Адмиралтейство с лесными складами («Новой Голландией»), были построены казармы Конногвардейского полка. В комплекс казарменных сооружений входил и манеж, возведенный по проекту архитектора Д. Кваренги в 1804–1807 годах. Здание манежа представляет в плане вытянутый прямоугольник. Почти весь его объем занимал в прошлом один большой зал, предназначенный для упражнений в верховой езде.
  • Отделка зала была предельно проста. Весьма скромно решил Кваренги и боковые фасады. Только один фасад, обращенный на площадь, получил более сложную и богатую обработку: его украшает величественный и строгий портик, увенчанный фронтоном. Двойная колоннада в центральной части портика создает сильную игру светотени и ещё более подчеркивает монументальность небольшого по протяженности торцевого фасада. Стены здания членятся тягой как бы на два яруса. Нижняя часть стен рустована. Над рустовкой в глубине портика расположен барельеф, разделенный пилястрами на три части.
  • Неизвестным автором с большим мастерством изображены полные динамики и напряженной борьбы сцены конных состязаний, которые происходили на римском ипподроме. При сооружении манежа на постаментах перед портиком были установлены скульптурные группы Диоскуров. Эти парные мраморные скульптурные группы юношей, сдерживающих вздыбленных коней, были выполнены в Италии скульптором П. Трискорни и доставлены в Россию в 1817 году. Образцом для них послужили античные статуи Диоскуров (мифологических близнецов Кастора и Поллукса) перед Квиринальским дворцом в Риме.
  • В 1840-х годах скульптурные группы перенесли от манежа к зданию казарм в Конногвардейском переулке. Только в 1954 году статуи Диоскуров возвращены на свое место. Пристройка с западной стороны манежа относится к концу XIX века. В 1873 году в тимпанах фронтонов были установлены неудачные по композиции терракотовые барельефы работы скульптора Д. И. Иенсена. В 1930-х годах, после пожара, архитектор Н. Е. Лансере перестроил здание, приспособив его под гараж. Зал был разделен на два этажа, и с задней стороны пристроены пандусы, ведущие на второй этаж. Барельефы Иенсена были сняты. В 1967 году принято решение о передаче здания Союзу художников для устройства в нем выставочного зала.

  • ru.wikipedia.org/wiki
  • http://www.manege.spb.ru/
  • http://www.hellopiter.ru/
  • http://www.citywalls.ru/
  • http://www.visit-petersburg.ru/


Конногвардейский манеж построен в 1804-1807 годах по проекту Д. Кваренги на Конногвардейском бульваре, который находится на месте бывшего Адмиралтейского канала. Манеж предназначался для верховых занятий солдат Конногвардейского полка в осеннее и зимнее время года. До появления Исаакиевского собора и засаженного деревьями Александровского сада он играл большое значение в перспективе Сенатской площади.

Ступени манежа в 1810-1811 годах украшены копиями римских античных статуй Диоскуров. Их автор — Паоло Трискорни. Изготовлены они в Италии в 1807 году. Статуи изображают мифических близнецов, сыновей Зевса и Леды, олицетворявших братскую любовь и преданность и потому отображавшихся всегда вместе, зеркально отображёнными.
Постоянными посетителями манежа были царские особы. Существовала легенда о подземном ходе, якобы связывавшим Зимний дворец и манеж.

В 1837 году на фронтонах установили барельефы работы Д.И. Иенсена. В 1840 году капитул Исаакиевского собора посчитал кощунственным нахождение рядом с собой обнажённых языческих богов. Статуи поставили позади манежа. Вернули их на своё историческое место только в 1954 году.
В 1930-х годах манеж переоборудовали по проекту Н.Е. Лансере под гаражи. В 1977 году после капитальной реконструкции в здании был открыт центральный выставочный зал, которым пользуется Союз художников Санкт-Петербурга.

Манеж – это площадь или здание для тренировки лошадей. В Петербурге было построено много манежей, в них проводились полковые сборы и парады. До настоящего времени хорошо сохранились такие манежи, как Михайловский манеж (ныне Зимний стадион) архитектора В. Бренны, манеж 1-го Кадетского корпуса на Васильевском острове и другие.

Конногвардейский манеж был построен в 1804 – 1807 годах под руководством архитектора Джакомо Кваренги для прославленного Конного полка. Казармы полка размещались в конногвардейском переулке, а здание Манежа протянулось вдоль Конногвардейского бульвара. На месте бульвара до XIX века находился Адмиралтейский канал.

Конногвардейский полк был создан еще на основе лейб-шквадрона А. Д. Меншикова, домовой драгунской роты генерала-фельдмаршала Б.П. Шереметева и драгунской роты Санкт-Петербургского губернского батальона. Этот полк принимал участие в русско-турецкой и русско-шведской войнах, а также в отечественной войне 1812 года. Он считался одним из самых привилегированных полков, пользовавшимся особым вниманием императоров.

Здание Манежа выполнено Кваренги в строгом классическом стиле. Главный фасад, обращенный к Исаакиевскому собору, украшает глубокий восьмиколонный портик. Над входом в здание размещается барельеф со сценами спортивных конных состязаний в античном цирке. Все скульптуры и барельефы манежа повествуют об истории укрощения коня человеком.

Внутри манежа – огромный зал. Широкая лестница, ведущая к парадному входу в здание, украшена скульптурными группами. По краям лестницы. на высоких пьедесталах размещены статуи обнаженных юношей, рядом с которыми – разгоряченные вздыбленные кони.

Юноши – Кастор и Полидевк, близнецы Диоскуры. По древнегреческим преданиям они были детьми Зевса и земной женщины, но Кастор родился смертным, а Полидевк унаследовал бессмертие отца. Братья были очень дружны. И когда Кастор погиб в бою, с разрешения Зевса Полидевк разделил с братом свое бессмертие. С этой поры они были неразлучны, но один день проводили с богами на Олимпе, а другой – в царстве умерших.

В 1817 году около Конногвардейского манежа установили уменьшенные мраморные копии огромных статуй, находящихся в Риме (скульптор П. Трискорни). В первой половине XX века под руководством архитектора Н.Е. Лансере Манеж был переоборудован в гараж. Был надстроен второй этаж с ведущими на него пандусами. С 1967 года помещение Конногвардейского манежа используется как выставочный зал.

Факты и цены

Адрес Россия, город Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 1

Полк, считавшийся одним из привилегированных и пользовавшийся повышенным вниманием императорской фамилии, вполне заслуживал, чтобы в возведении основного тренировочного корпуса – манежа участвовал величайший архитектор. Здание получилось, действительно, парадным. При соблюдении строгих классицистических канонов, в облик фасада Кваренги органично вписал традиционные античные декоративные элементы. Портик с восемью колоннами украшает сторону, обращённую к Исаакию. Барельеф с картинами конных цирковых состязаний разместился над входом. Все главные детали убранства: рельефные изображения и скульптуры связаны с историей приручения и укрощения людьми лошадей. Интерьер манежа – это просторный, огромных размеров зал.

Надстройка с пандусами появилась в XX веке, когда Конногвардейский манеж стал пристанищем «железных коней» - гаражом. С ноября 1977 года историческое здание стало Центральным выставочным залом Петербурга.

Шпалерная ул., 60-62
Шпалерная ул., 49-51


Год постройки: 1741-1757, 1800
Архитектор: Боенналь

Стиль: Классицизм

Главные артиллерийские казармы (Аракчеевские казармы)
1800-е гг.
Утраченные здания

До революции на Шпалерной ул. (по обеим ее сторонам), начиная от угла Таврической ул., располагались Аракчеевские казармы. По правой стороне казармы располагались от дома № 60/41 до самого Смольного собора, по левой стороне от дома № 49/29 (позднее № 49/39) и доходили до Ставропольской улицы.
С 1733 до 1800 гг. здесь квартировала Конная гвардия.
В 1730-е гг. Кикины палаты передали лейб-гвардии Конному полку, прибывшему из Москвы, где он был сформирован по приказу Анны Иоанновны.
Поблизости правильными рядами были поставлены 107 изб и светлиц, образовавших четырехугольник с одиннадцатью улицами - Конную слободу, выходящую на Первую Березовую улицу (Шпалерную). В 1733 г. Кикины палаты были приспособлены под полковой лазарет и канцелярию. Большой зал использовали для полковой церкви.
Создавалась слобода Конного полка по проекту и под руководством арх. Боенналя. Строительство велось с 1741 по 1757 гг. Постепенно территория слободы стала сокращаться, деревянные избы заменяться каменными. Сокращение территории произошло за счет строительства на ней сначала Смольного собора, а позднее Таврического дворца с садом.
При Павле I началось повсеместное строительство каменных казарм, куда были переселены солдаты. Конному полку выделили и роскошный Таврический дворец.
В 1800 г. Конногвардейская слобода была ликвидирована, здания распроданы.
В начале 1800-х гг. на территории бывшей слободы Конного полка вдоль Воскресенской наб. (Шпалерной ул.) были выстроены (возможно, перестроены из старых построек) длинные одноэтажные казармы. Поскольку шефом артиллерии считался Аракчеев, казармы стали называть также Аракчеевскими. Описание казарм - низенькие здания, украшенные огромными гербами с инициалами Императора Павла I и изображением мальтийского креста, с живописным мальтийским орлом над порталом.
Аракчеевские казармы, уже показанные на плане 1806 г., состояли из одноэтажных кирпичных корпусов конюшен, расположенных по обе стороны Шпалерной ул. Параллельно основным конюшням, стоявшим по красной линии, размещены с некоторым разрывом дополнительные корпуса (сеновалы, кузницы и т.д.).

С 1807 г. полку был отведен участок между Мойкой и Адмиралтейским каналом.





Конногвардейский бульв., 2
Якубовича ул., 1
Исаакиевская пл., 1
Архитекторы: Кваренги Д.

Год постройки: 1804-1807
Стиль: Классицизм


Долгое время на месте Конногвардейского бульвара был канал, соединяющий Адмиралтейство с лесными складами - Новой Голландией.
В начале XIX в. на берегу канала были построены казармы Конногвардейского полка. В комплекс казарм входил и манеж , сооруженный по проекту арх. Д. Кваренги в 1804-1807 гг. Главным фасадом манеж выходит на Сенатскую площадь и Исаакиевский собор. выполнен в стиле строгого классицизма; благодаря великолепному дорическому портику главного фасада похож на антитчный храм.
Почти весь внутренний объем здания в прошлом занимал один большой зал, предназначенный для занятий верховой ездой.
В 1817 г. перед входом были установлены мраморные скульптурные группы Диоскуров, держащих коней. Они были выполнены в Италии скульптором П. Трискорни. В 1840-х гг. скульптуры были перенесены к зданию казарм в Конногвардейском пер. Возвращены в 1954 г.
В 1872-1873 гг. арх. Д. И. Гримм перестроил манеж. Тогда же с западной стороны был пристроен вестибюль, разобранный в 1970-х гг. В это же время на фронтоне установлен терракотовый барельеф работы скульптора Д. И. Иенсена.
В 1930-х гг., после пожара, арх. Н. Е. Лансере перестроил манеж, приспособив его под гараж. Барельефы были сняты. В 1967 г. здание передали Союзу художников для выставок.
(Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной. 54)

Полк занял новое здание, построенное вдоль Адмиралтейского канала специально для Лейб-гвардии Конного полка (Конногвардейский бульвар, 2-4).

Казармы лейб-гвардии Конного полка - Трехэскадронный корпус



Конногвардейский бульв., 4
Конногвардейский пер., 2
Якубовича ул., 3
Архитекторы: Ермолаев (?)
Руска Л. (?)

Черник И. Д.
.

Год постройки: 1810, 1844-1847
Стиль: Классицизм

Фасад дома выходил на Адмиралтейский канал, который проходил по Конногвардейскому бульвару и соединял Адмиралтейство с лесными складами - Новой Голландией.
В 1844-1847 гг. арх. И. Д. Черник перестроил старый корпус, изменив фасад здания в стиле, переходном от казарменного классицизма к неоренессансу в безордерной трактовке.
(Памятники истории и культуры, состоящие под государственной охраной. 64)

Главный фасад первоначально выходил на Ново-Исаакиевскую (ныне Якубовича) улицу: отсюда офицеры поднимались в свои квартиры на 3-м этаже. Солдаты располагались на втором этаже и входили со стороны Адмиралтейского канала. Первый этаж был занят конюшнями.
После 1845 г., когда канал был засыпан и на его месте образовался Конногвардейский бульвар, были построены новые корпуса ближе к Мойке. Вход с бульвара в Трехэскадронный корпус стал главным, а с противоположной стороны пристроили еще один ряд конюшен. Длина фасада этого здания с бульвара составляет 275 м, стены скупо оформлены в стиле классицизма, однако здание выглядит привлекательно, благодаря пяти выдвинутым за красную линию ризалитам, над центральным из которых возвышается фронтон, над боковыми - небольшие аттики.

Согласно новейшему изданию справочника охраняемых государством памятников, казармы возведены в 1805 - 1807-е годы, их автор - совершенно неизвестный А. И. Ермолаев. А ведь историк города П. Н. Столпянский еще в 1934 г. писал, что Ермолаев выстроил Конногвардейские казармы по проекту придворного архитектора Л. Руска…
Конногвардейские казармы - хороший образец безордерного ампирного стиля. Выносной карниз, дощатый руст по первому этажу, отделенному профильными тягами от двух верхних, - обычные элементы этого стиля, как и украшения оконных проемов: прямоугольные сандрики и заглубленные арки. Именно окна придают строгую ритмичность зданию, объемно расчлененному четырьмя ризалитами; центральный из них украшен треугольным фронтоном.
На каком основании Руска следует назвать автором Конногвардейских казарм? Во-первых, он входил в Городской комитет о построении гвардейских казарм и состоял его ведущим архитектором. Во-вторых, сам Руска, перечисляя свои произведения, упоминает и эти казармы. Зачем было приглашать какого-то Ермолаева, если Руска, автор казарм Кавалергардского и Гренадерского полков, стоял во главе всей казарменной программы?
Казармы, сохраняя свой внешний облик, подвергались основательной переделке военными архитекторами Е. Тимофеевым (1820), который расширил их по торцам, и И. Д. Черником (1844-1847). Последний, вероятно, придал казарме более нарядный вид, ибо главный фасад стал выходить на новопроложенный бульвар… В центре Петербурга возник военный квартал… Посередине этого квартала по-прежнему стоит здание, автором которого отныне необходимо считать Л. Руска.

Ист.: Антонов В. В. Кому был нужен Ермолаев? // Антонов В. В. Петербург неизвестный. Забытый. Знакомый. - М.: Центрполиграф, 2007. -С. 80-82.

Казармы Конногвардейского полка


Конногвардейский бульв., 6
Конногвардейский пер., 1
Труда ул., 8
Архитектор: Черник И. Д.

Год постройки: 1843-1848

Полку было тесно, один из эскадронов квартировал в Стрельне. В 1844 г. началось строительство нового казарменного комплекса на территории, ограниченной Большой Морской ул., Благовещенской площадью, Ново-Исаакиевской улицей и Конногвардейским переулком. Автор проекта и руководитель строительства архитектор И.Д. Черник. Основную площадь занимают солдатские казармы и полковой плац между ними. Двухэтажные здания, в первых этажах которых размещались конюшни, образуют три стороны каре. Две расположены вдоль современных улиц Труда и Якубовича, третья идет под углом к Большой Морской. Свободная сторона Каре обращена в сторону Конногвардейского переулка и забрана изящной чугунной решеткой на гранитном основании, за которой находился плац.

Казармы лейб-гвардии Конного полка. Офицерский корпус




Большая Морская ул., 67
Труда ул., 10
Конногвардейский пер., 5

Архитекторы: Черник И. Д.

Год постройки: 1840-1849
Стиль: Эклектика
Офицерский корпус построен в 1840-х гг. по проекту арх. Ивана Денисовича Черника.
Двухэтажное на высоком гранитном цоколе с трехэтажными центральным и боковыми ризалитами здание соединяет черты классицизма (исп. штукатурки, рустовка) с чертами неоренессанса - "брамантовыми окнами" (арочное окно в прямоугольной раме - названо по фамилии итальянского архитектора Браманте, впервые использовавшего их при строительстве одной из итальянских вилл).
Над главным входом в здание до настоящего времени сохранилась лепнина: знамёна, шлемы, латы.
До недавнего времени дом имел красный кирпичный фасад, такой же как у дома № 69. Эти здания строились одновременно.

По адресу Благовещенская ул. (ул. Труда), дом 10 в начале XX в. располагался Усиленный лазарет Лейб-гвардии конного полка с Благовещенским офицерским отделением. В лазарете к 1910 г. имелось 75 коек для нижних чинов и 25 коек для офицерского состава. Гражданские больные принимались за плату в отделение для нижних чинов, если были свободные места. Руководил лазаретом старший врач.
(Ист.: Врачебные и санитарные учреждения города Санкт-Петербурга. СПб.,1910) .

Офицерский корпус и служебный флигель лейб-гвардии Конного полка, здание полковых казарм с конюшнями и ограда



Якубовича ул., 26
Архитекторы: Черник И. Д.

Год постройки: 1848-1850
Стиль: Эклектика

Последнее здание казарм возведено в 1914 г. военным инженером В.П. Апышковым параллельно строениям И.Д. Черника на нынешней улице Труда. Стилизованное под ампир здание удачно вписалось в существовавший комплекс. Здание украшено центральным портиком со сдвоенными колоннами на уровне 2-го и 3-го этажей и треугольным фронтоном, богато отделано скульптурой.

Церковные службы для конногвардейцев отправлялись в домовой церкви, расположенной в казармах. В 1842-49 гг. на площади, примыкающей к казарменному комплексу со стороны Невы, архитектор К.А. Тон построил церковь в русско-византийском стиле, освященную во имя Благовещания пресвятой Богородицы 4 марта 1849 г. Тогда же Благовещенскими стали именоваться площадь и мост через Неву. В 1939 г. церковь была снесена, и с тех пор площадь лишена доминанты.