Когда родился bach johann sebastian. Иоганн Себастьян Бах – море или ручей в мире музыки

Вопреки распространённому мифу, Бах после смерти не был забыт. Правда, это касалось произведений для клавира: его сочинения исполнялись и издавались, использовались в дидактических целях. В церкви продолжали звучать произведения Баха для органа, в постоянном обиходе были гармонизации хоралов . Кантатно-ораториальные сочинения Баха звучали редко (хотя ноты бережно сохранялись в церкви св. Фомы), как правило, по инициативе Карла Филиппа Эммануила Баха , однако уже в 1800 году Карлом Фридрихом Цельтером была организована Берлинская певческая академия Singakademie, основной целью которой была именно пропаганда баховского певческого наследия. Большой общественный резонанс приобрело исполнение учеником Цельтера, двадцатилетним Феликсом Мендельсоном-Бартольди 11 марта 1829 года в Берлине «Страстей по Матфею ». Событием стали даже репетиции, которые проводил Мендельсон - их посетило множество любителей музыки. Представление имело такой успех, что концерт был повторён в день рождения Баха. «Страсти по Матфею» прозвучали также в других городах - во Франкфурте , Дрездене , Кёнигсберге . Творчество Баха оказало сильнейшее влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XXI веке . Без преувеличения, Бах создал основы всей музыки Нового и Новейшего времени - история музыки обоснованно делится на добаховскую и послебаховскую.

Биография

Детство

Города, в которых жил И. С. Бах

Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт . Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века : многие предки и родственники Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами . В этот период Церковь, местные власти и аристократия поддерживали музыкантов, особенно в Тюрингии и Саксонии . Отец Баха жил и работал в Эйзенахе . В это время в городе насчитывалось около 6000 жителей. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки.

Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год не стало отца. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе . Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения.

Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов - Пахельбеля , Фробергера и других. Возможно также, что он познакомился с работами композиторов Северной Германии и Франции .

К тому же начальство предъявило Баху обвинения в «странном хоральном сопровождении», смущавшем общину, и в неумении управлять хором; последнее обвинение, видимо, имело под собой основания .

В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене , крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але . Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта . Впоследствии у них родилось шестеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших - Вильгельм Фридеман , Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил - стали впоследствии известными композиторами.

Городские и церковные власти Мюльхаузена были довольны новым служащим. Они без раздумий одобрили его план реставрации церковного органа, требующий больших затрат , а за публикацию праздничной кантаты «Господь - мой царь», BWV 71 (это была единственная напечатанная при жизни Баха кантата), написанной к инаугурации нового консула, ему дали большое вознаграждение.

Веймар (1708-1717)

В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. Идею написания переложений он мог позаимствовать у сына своего работодателя, наследного герцога Иоганна Эрнста , композитора и музыканта. В 1713 году наследный герцог вернулся из зарубежной поездки и привёз с собой большое количество нот, которые показал Иоганну Себастьяну. В итальянской музыке наследного герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Баха) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти (игры всего оркестра).

В Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. В Веймаре Бах написал большинство своих фуг (наиболее крупным и известным собранием фуг Баха является «Хорошо темперированный клавир »). Во время службы в Веймаре Бах начал работу над «Органной книжечкой» - сборником органных хоральных прелюдий, возможно, для обучения Вильгельма Фридемана. Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов .

К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом и мастером клавесина. К этому времени относится эпизод с Маршаном. В 1717 году в Дрезден приехал известный французский музыкант Луи Маршан. Дрезденский концертмейстер Волюмье решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя известными клавесинистами, Бах и Маршан согласились. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан (который, видимо, имел перед тем возможность послушать игру Баха) спешно и тайно покинул город; состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному .

Кётен (1717-1723)

Лейпциг (1723-1750)

Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат (два из них, по всей вероятности, были утеряны). Большинство этих произведений написаны на евангельские тексты, которые читались в лютеранской церкви каждое воскресенье и по праздникам в течение всего года; многие (такие как «Wachet auf! Ruft uns die Stimme» или «Nun komm, der Heiden Heiland» ) основываются на традиционных церковных песнопениях - лютеранских хоралах.

Во время исполнения Бах, по-видимому, сидел за клавесином или стоял перед хором на нижней галерее под органом; на боковой галерее справа от органа располагались духовые инструменты и литавры , слева находились струнные . Городской совет предоставлял в распоряжение Баха только около 8 исполнителей, и это часто становилось причиной споров между композитором и администрацией: Баху приходилось самому нанимать до 20 музыкантов, чтобы исполнять оркестровые произведения. На органе или клавесине играл обычно сам композитор; если он руководил хором, то это место занимал штатный органист или один из старших сыновей Баха.

В этот же период Бах написал части Kyrie и Gloria знаменитой Мессы си минор , позже дописав остальные части, мелодии которых почти целиком заимствованы из лучших кантат композитора. Вскоре Бах добился назначения на должность придворного композитора; по-видимому, он долго добивался этого высокого поста, который был веским аргументом в его спорах с городскими властями. Хотя вся месса целиком никогда не исполнялась при жизни композитора, сегодня многие считают её одним из лучших хоровых произведений всех времён.

Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными , Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля ; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов , 2 лютневых клавесина, 3 скрипки , 3 альта , 2 виолончели , виолу да гамба , лютню и спинет , а также 52 священные книги .

В течение жизни Бах написал более 1000 произведений. В Лейпциге Бах поддерживал дружеские отношения с университетскими профессорами. Особенно плодотворным было сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици , писавшим под псевдонимом Пикандер. Иоганн Себастьян и Анна Магдалена нередко принимали у себя в доме друзей, членов семьи и музыкантов со всей Германии. Частыми гостями были придворные музыканты из Дрездена , Берлина и других городов, в том числе Телеман , крёстный отец Карла Филиппа Эммануила. Интересно, что Георг Фридрих Гендель , одногодка Баха из Галле , что в 50 км от Лейпцига, никогда не встречался с Бахом, хотя Бах дважды в жизни пытался с ним встретиться - в и 1729 годах . Судьбы этих двух композиторов, однако, были соединены Джоном Тейлором, который оперировал обоих незадолго до их смерти.

Композитора похоронили вблизи церкви Св. Иоанна (нем. Johanniskirche ), одной из двух церквей, где он прослужил 27 лет. Однако вскоре могила затерялась, и лишь в 1894 году останки Баха случайно были найдены во время строительных работ по расширению церкви, где и были перезахоронены в 1900 году. После разрушения этой церкви во время Второй мировой войны прах был перенесён 28 июля 1949 года в церковь Св. Фомы . В 1950 году, который был назван годом И. С. Баха, над местом его захоронения была установлена бронзовая надгробная плита .

Баховедение

Первым описанием жизни и творчества Баха стала работа, выпущенная в 1802 году Иоганном Форкелем . Составленная Форкелем биография Баха основана на некрологе и рассказах сыновей и друзей Баха. В середине XIX века интерес широкой публики к музыке Баха возрос, композиторы и исследователи начали работу по собиранию, изучению и изданию всех его произведений. Заслуженный пропагандист произведений Баха Роберт Франц опубликовал несколько книг о творчестве композитора. Следующим капитальным трудом о Бахе стала книга Филиппа Шпитты, изданная в 1880 году . В начале XX века опубликовал книгу немецкий органист и исследователь Альберт Швейцер . В этом произведении, кроме биографии Баха, описания и анализа его произведений, много внимания уделяется описанию эпохи, в которую он работал, а также богословским вопросам, связанным с его музыкой. Эти книги были наиболее авторитетными до середины XX века, когда с помощью новых технических средств и тщательных исследований были установлены новые факты о жизни и творчестве Баха, местами вступавшие в противоречие с традиционными представлениями . Так, например, было установлено, что Бах написал некоторые кантаты в -1725 годах (раньше считалось, что это произошло в 1740-е), были найдены неизвестные произведения, а некоторые приписываемые ранее Баху оказались написанными не им. Были установлены некоторые факты его биографии. Во второй половине XX века было написано много работ на эту тему - например, книги Кристофа Вольфа. Также существует работа, называемая мистификацией XX столетия, «Хроника жизни Иоганна Себастьяна Баха, составленная его вдовой Анной Магдаленой Бах», написанная английской писательницей Эстер Мейнел от имени вдовы композитора.

Творчество

Бах написал более 1000 музыкальных произведений. Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокр. от Bach Werke Verzeichnis - каталог работ Баха). Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую. Некоторые произведения Баха являются обработками произведений других композиторов, а некоторые - переработанными версиями своих произведений.

Органное творчество

Органная музыка в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха - Пахельбелю , Бёму , Букстехуде и другим композиторам, каждый из которых по-своему влиял на него. Со многими из них Бах был знаком лично.

В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия , фантазия, токката , пассакалья , так и в более строгих формах - хоральной прелюдии и фуги . В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. На композитора оказала влияние как музыка северонемецких композиторов (Георг Бём , с которым Бах встретился в Люнебурге , и Дитрих Букстехуде в Любеке), так и музыка южных композиторов: Бах переписывал себе произведения многих французских и итальянских композиторов, чтобы понять их музыкальный язык; позже он даже переложил несколько скрипичных концертов Вивальди для органа. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода ( -) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий и фуг и токкат и фуг, но и сочинил неоконченную Органную книжечку - сборник из 46 коротких хоральных прелюдий, в котором демонстрировались различные техники и подходы к сочинению произведений на хоральные темы. После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа; тем не менее, после Веймара были написаны многие известные произведения (6 трио-сонат , сборник «Clavier-Übung» и 18 Лейпцигских хоралов). Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при постройке инструментов, проверкой и настройкой новых органов.

Прочее клавирное творчество

Бах также написал ряд произведений для клавесина , многие из которых можно было исполнять и на клавикорде . Многие из этих творений представляют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений. Большинство клавирных произведений Баха, изданных при его жизни, содержались в сборниках под названием «Clavier-Übung» («клавирные упражнения»).

  • «Хорошо темперированный клавир » в двух томах, написанных в и 1744 годах , - сборник, в каждом томе которого содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую употребительную тональность . Этот цикл имел очень важное значение в связи с переходом на системы настройки инструментов , позволяющие одинаково легко исполнять музыку в любой тональности - прежде всего, к современному равномерно темперированному строю .
  • 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций - небольшие произведения, расположенные в порядке увеличения количества знаков в тональности. Предназначались (и используются по сей день) для обучения игре на клавишных инструментах.
  • Три сборника сюит : Английские сюиты, Французские сюиты и Партиты для клавира. Каждый цикл содержал по 6 сюит, построенных по стандартной схеме (аллеманда , куранта , сарабанда , жига и необязательная часть между последними двумя). В английских сюитах аллеманде предшествует прелюдия, а между сарабандой и жигой присутствует ровно одна часть; во французских сюитах количество необязательных частей увеличивается, а прелюдии отсутствуют. В партитах стандартная схема расширяется: кроме изысканных вступительных частей, присутствуют дополнительные, причём не только между сарабандой и жигой.
  • Гольдберг-вариации (около ) - мелодия с 30 вариациями . Цикл имеет довольно сложное и необычное строение. Вариации строятся скорее на тональном плане темы, чем на самой мелодии.
  • Разнообразные пьесы вроде «Увертюры во французском стиле», BWV 831, «Хроматической фантазии и фуги», BWV 903, или «Итальянского концерта», BWV 971.

Оркестровая и камерная музыка

Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло - 6 сонат и партит для скрипки соло, BWV 1001-1006, 6 сюит для виолончели , BWV 1007-1012, и партиту для флейты соло, BWV 1013, - многие считают одними из самых глубоких творений композитора. Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты , сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба , сопровождаемых лишь генерал-басом , а также большое количество канонов и ричеркаров , в основном без указания инструментов для исполнения. Наиболее значимые примеры таких произведений - циклы «Искусство фуги » и «Музыкальное приношение ».

Бах написал множество произведений для оркестра и солирующих с ним инструментов. Одни из самых известных - «Бранденбургские концерты ». Они были так названы, потому что Бах, послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году , думал получить работу при его дворе; эта попытка оказалась безуспешной. Эти шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо . Другие дошедшие до нас оркестровые шедевры Баха включают два скрипичных концерта (BWV 1041 и 1042), концерт для 2 скрипок ре минор BWV 1043, так называемый «тройной» ля-минорный концерт (для флейты, скрипки, клавесина, струнных и непрерывного (цифрованного) баса) BWV 1044 и концерты для клавиров и камерного оркестра: семь для одного клавира (BWV 1052-1058), три - для двух (BWV 1060-1062), два - для трёх (BWV 1063 и 1064) и один - ля минорный BWV 1065 - для четырёх клавесинов . В наше время эти концерты с оркестром часто исполняются на фортепиано , поэтому их можно назвать фортепианными концертами Баха, но не стоит забывать, что во времена Баха фортепиано не было. Кроме концертов, Бах сочинил 4 оркестровые сюиты (BWV 1066-1069), некоторые отдельные части из которых в наше время в особенности широко популярны и имеют популярные переложения, а именно: так называемая «шутка Баха» - последняя часть, badinerie второй сюиты и вторая часть третьей сюиты - ария.

Вокальные произведения

  • Кантаты . В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви Св. Фомы руководил исполнением кантаты , тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене . Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только 200 дошли до наших дней (последняя - в виде единственного фрагмента). Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые - для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые - всего несколько инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом . В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии , что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus . Наиболее известными из духовных кантат Баха являются «Christ lag in Todesbanden» (номер 4), «Ein’ feste Burg» (номер 80), «Wachet auf, ruft uns die Stimme» (номер 140) и «Herz und Mund und Tat und Leben» (номер 147). Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям, например, к свадьбе. Среди самых известных светских кантат Баха - две Свадебных кантаты и шуточная Кофейная кантата и Крестьянская кантата .
  • Пассионы , или страсти. Страсти по Иоанну () и Страсти по Матфею (ок. ) - произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в страстную пятницу в церквях Св. Фомы и Св. Николая. Пассионы являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха. Известно, что Бах написал 4 или 5 пассионов, но только эти два полностью дошли до наших дней.
  • Оратории и магнификаты . Наиболее известна Рождественская оратория () - цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. Пасхальная оратория ( -) и магнификат представляют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская оратория или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной (ми-бемоль мажор, ) и более поздней и известной (ре мажор, ).
  • Мессы . Наиболее известная и значимая месса Баха - месса си минор (закончена в 1749 году), представляющая собой полный цикл ординария . В эту мессу, как и во многие другие произведения композитора, вошли переработанные ранние сочинения. Месса никогда не исполнялась целиком при жизни Баха - впервые это произошло только в XIX веке . Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за несоответствия лютеранскому канону (в него входили только Кирие и Глория), а также из-за длительности звучания (около 2 часов). Кроме мессы си минор, до нас дошло 4 коротких двухчастных мессы Баха (Кирие и Глория), а также отдельные части, как Sanctus и Kyrie.

Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов , около 180 хоралов , песни и арии.

Исполнение

Сегодня исполнители музыки Баха разделены на два лагеря: предпочитающих аутентичное исполнение (или «исторически ориентированное исполнение»), то есть с использованием инструментов и методов эпохи Баха, и исполняющих Баха на современных инструментах. Во времена Баха не было таких больших хоров и оркестров, как, например, во времена Брамса, и даже наиболее масштабные его произведения, такие как месса си минор и пассионы, не предполагают исполнение большими коллективами. Кроме того, в некоторых камерных произведениях Баха вообще не указана инструментовка, поэтому сегодня известны очень разные версии исполнения одних и тех же произведений. В органных произведениях Бах почти никогда не указывал регистровку и смену мануалов . Из струнных клавишных инструментов Бах предпочитал клавикорд . Он встречался с Зильберманом и обсуждал с ним устройство его нового инструмента, внеся вклад в создание современного фортепиано . Музыка Баха для одних инструментов часто перекладывалась для других, например, Бузони переложил органную токкату и фугу ре минор и некоторые другие произведения для фортепиано.

В популяризацию музыки Баха в XX веке внесли свой вклад многочисленные «облегчённые» и «осовремененные» версии его произведений. Среди них - широко известные сегодня мелодии, исполненные Swingle Singers, и запись Венди Карлос 1968 года «Switched-On Bach», где использовался недавно изобретённый синтезатор . Обрабатывали музыку Баха и джазовые музыканты, такие как Жак Лусье . Обработку Гольдберг-вариаций в стиле нью-эйдж исполнил Джоэль Шпигельман. Среди российских современных исполнителей отдать должное великому композитору попытался Фёдор Чистяков в своём сольном альбоме 1997 года «Когда проснётся Бах».

Судьба музыки Баха

Личная печать Баха

В последние годы жизни и после смерти Баха его известность как композитора стала уменьшаться: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом. Его больше знали и помнили как исполнителя, педагога и отца Бахов-младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила , музыка которого была известнее. Однако многие крупные композиторы, такие как Моцарт и Бетховен , знали и любили творчество Иоганна Себастьяна. В России начала XIX века как знатоки и исполнители музыки Баха особенно выделяются ученица Фильда Мария Шимановская и Александр Грибоедов . Например, при посещении школы Св. Фомы Моцарт услышал один из мотетов (BWV 225) и воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» - после чего, попросив ноты, долго и упоённо изучал их . Бетховен очень ценил музыку Баха. В детстве он играл прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», а позже называл Баха «истинным отцом гармонии» и говорил, что «не Ручей, а Море ему имя» (слово Bach по-немецки значит «ручей»). Произведения Иоганна Себастьяна оказали влияние на многих композиторов. Некоторые темы из произведений Баха, например, тема токкаты и фуги ре минор, были многократно использованы в музыке XX века .

Иоганн Себастьян Бах возглавил десятку самых великих композиторов всех времён и народов (New York Times) .

Монументы Баху в Германии

Памятник И. С. Баху у церкви Св. Фомы в Лейпциге

  • Памятник в Лейпциге , воздвигнутый 23 апреля 1843 года Германом Кнауром по инициативе Мендельсона и по чертежам Эдуарда Бендемана , Эрнста Ритшеля и Юлиуса Гюбнера .
  • Бронзовая статуя на площади Frauenplan в Эйзенахе , спроектированная Адольфом фон Донндорфом, поставлена 28 сентября 1884 года . Сначала стояла на Рыночной площади возле церкви Св. Георгия, 4 апреля 1938 года была перенесена на Frauenplan с укороченным пьедесталом.
  • Памятник Генриха Польмана на площади Баха в Кётене , воздвигнут 21 марта 1885 года .
  • Бронзовая статуя Карла Сеффнера с южной стороны церкви Св. Фомы в Лейпциге - 17 мая 1908 года .
  • Бюст работы Фрица Бена в монументе «Вальхалла » под Регенсбургом , 1916 год .
  • Статуя Пауля Бирра при входе в церковь Св. Георгия в Эйзенахе, установлена 6 апреля 1939 года .
  • Памятник Бруно Эйермана в Веймаре , впервые установленный в 1950 году , затем на два года убранный и вновь открытый в 1995 году на площади Демократии.
  • Рельеф Роберта Пропфа в Кётене, 1952 год .
  • Памятник Бернда Гёбеля около рынка Арнштадта , воздвигнут 21 марта 1985 года .
  • Деревянная стела Эда Гарисона на площади Иоганна Себастьяна Баха перед церковью Св. Власия в Мюльхаузене - 17 августа 2001 года .
  • Памятник в Ансбахе , спроектирован Юргеном Гёртцем, установлен в июле 2003 года .

Музыкальные фрагменты

  • Клавирный концерт ре минор (инф.)
  • Кантата 140, хор (инф.)
  • Фуга соль-минор (инф.)

Фильмы о И.С. Бахе

  • Антон Иванович сердится - фильм, в котором Бах является главному герою во сне. (1941, реж. А. Ивановский, художественный)
  • Бах: Борьба за свободу (1995, реж. С. Гиллард, художественный)
  • Иоганн Бах и Анна Магдалена ("Il etait une fois Jean-Sebastien Bach") (2003, реж. Jean-Louis Guillermou, художественный)
  • Иоганн Себастьян Бах (серия "Знаменитые композиторы", документальный)
  • Иоганн Себастьян Бах (серия "Немецкие композиторы", документальный)
  • Иоганн Себастьян Бах: жизнь и творчество , в двух частях (телеканал "Культура", Ю. Нагибин, документальный)
  • Конкурс продолжается (1971, реж. Н. Хробко, телеспектакль)
  • Меня зовут Бах (2003, реж. Dominique de Rivaz, художественный)
  • Молчание перед Бахом (2007, реж. Пере Портабелья, художественный)
  • Тщетное путешествие Иоганна Себастьяна Баха к славе (1980, реж. В. Викас, художественный)
  • Возможная встреча (1992, реж. В. Долгачев, С. Сатыренко, телеспектакль по пьесе "Ужин в четыре руки", О. Ефремов, И. Смоктуновский, С. Любшин)
  • Ужин в четыре руки (1999, реж. М. Козаков, художественный)
  • Хроника Анны Магдалены Бах (1968, реж. Даниэль Юйе, Жан-Мари Штрауб, художественный, Г. Леонхардт)
  • Bach Cello Suite #6: Six Gestures (1997, реж. Патриция Розема, художественный)
  • Friedemann Bach (1941, реж. Трауготт Мюллер, Густаф Грюндгенс, художественный)
  • Great Composers (BBC TV series) – Жизнь и творчество И.С. Баха, документальный (англ.), в 8 частях: Часть 1 , Часть 2 , Часть 3 , Часть 4 , Часть 5 , Часть 6 , Часть 7 , Часть 8
  • Johann Sebastian Bach (1985, реж. Lothar Bellag, художественный) (нем.)
  • Johann Sebastian Bach - Der liebe Gott der Musik (серия "Die Geschichte Mitteldeutschlands", сезон 6, серия 3, реж. Lew Hohmann, документальный) (нем.)
  • The Cantor of St Thomas"s (1984, реж. Colin Nears, художественный) (англ.)
  • The Joy of Bach (1980, документальный) (англ.)

См. также

  • Барокко - эпоха, к которой относится творчество Баха
  • Бах (род) - семья Бахов, воспитавшая за два века (XVII-XVIII вв.) более 50 музыкантов и композиторов.
  • BWV - общепринятая система нумерации произведений Баха
  • Бах (кратер) - кратер на Меркурии .
  • Страсти (Бах) - пассионы Баха.

Примечания

  1. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. Гл. 1. Истоки Баховского искусства.
  2. С. А. Морозов. Бах. (Биография И. С. Баха в серии ЖЗЛ), М.: Молодая гвардия, 1975. (Книга на www.lib.ru)
  3. Eisenach 1685-1695, J. S. Bach Archive and Bibliography
  4. Документы жизни и деятельности И. С. Баха - генеалогия рода Бахов (веб-архив)
  5. В Германии найдены рукописи Баха, подтверждающие его обучение у Бёма - РИА Новости, 31.08.2006
  6. Документы жизни и деятельности И. С. Баха - Протокол допроса Баха (веб-архив)
  7. И. Н. Форкель. О жизни, искусстве и произведениях И. С. Баха . Гл. II.
  8. М. С. Друскин. Иоганн Себастьян Бах. С. 27.
  9. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. Гл. 7.
  10. Документы жизни и деятельности И. С. Баха - Запись в деле, Арнштадт, 29 июня 1707 года (веб-архив)
  11. Документы жизни и деятельности И. С. Баха - запись в церковной книге, Дорнхайм (веб-архив)
  12. Документы жизни и деятельности И. С. Баха - Проект реконструкции органа (веб-архив)
  13. Документы жизни и деятельности И. С. Баха. Запись в деле, Мюльхаузен, 26 июня 1708 года (веб-архив)
  14. Ю. В. Келдыш. Музыкальная энциклопедия. Том 1. - Москва : Советская энциклопедия, . - С. 761. - 1070 с.
  15. Документы жизни и деятельности И. С. Баха. Запись в деле, Веймар, 2 декабря 1717 года (веб-архив)
  16. М. С. Друскин. Иоганн Себастьян Бах. С. 51.
  17. Документы жизни и деятельности И. С. Баха - запись в церковной книге, Кётен (веб-архив)
  18. Документы жизни и деятельности И. С. Баха. Протоколы заседания магистрата и прочие документы, связанные с переездом в Лейпциг (веб-архив)
  19. Документы жизни и деятельности И. С. Баха - Письмо И. С. Баха Эрдману (веб-архив)
  20. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. Гл. 8.
  21. Документы жизни и деятельности И. С. Баха. Сообщение Л. Мицлера о концертах Collegium Musicum (веб-архив)
  22. Peter Williams. The Organ Music of J. S. Bach, p. 382-386.
  23. Russell Stinson. J. S. Bach’s Great Eighteen Organ Chorales, p. 34-38.

Родился Иоганн Себастьян Бах 21 марта1685г., в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии, в семье бедного городского музыканта. В десятилетнем возрасте, осиротев, И.С. Бах переехал в Ордруф, к своему старшему брату Иоганну Христофу, органисту, который и обучал поступившего в гимназию маленького брата игре на органе и клавире.

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700-1703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. Прекрасный голос, владение игрой на скрипке, органе, клавесине, помогли ему поступить в хор “избранных певчих”, где он получал небольшое жалованье. В обширной библиотеке люнебургской школы хранилось много рукописных сочинений старинных немецкий и итальянских музыкантов, и Бах погрузился в их изучение. Во время учёбы он посетил Гамбург - крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. В этот период своей жизни Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.

В январе 1703 года, после окончания учёбы, Бах получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Но там он проработал недолго. Не удовлетворённый работой и зависимым положением, он охотно принял приглашение на должность органиста Новой церкви в город Арнштадт и в 1704 году туда переехал.
(

В 1707 году, после трёхлетнего пребывания в Арнштадте, И.С. Бах переезжает в Мюльхаузен и поступает на такую же должность церковного музыканта. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось шестеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших - Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил - стали впоследствии известными композиторами.

Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз, получая место придворного органиста и устроителя концертов - намного более высокую позицию, чем прошлая его должность - в Веймаре, где и пробыл около десяти лет. Здесь впервые в своей биографии И.С. Баху представилась возможность раскрыть в разносторонней исполнительской музыке свой многогранный талант, испытать его во всех направлениях: в качестве органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходилось играть на скрипке и клавесине, а с 1714 года - и должности помощника капельмейстера.



Через некоторое время И.С. Бах опять занялся поисками более подходящей работы. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости». Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь, сам будучи музыкантом, ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий.

В 1722 году И.С. Бах завершил работу над первым томом прелюдий и фуг *Хорошо темперированного клавира*. До того, в 1720 году появилось другое, не менее выдающееся сочинение для того же инструмента - *Хроматическая фантазия и фуга* ре минор, которая переносит в область клавира монументальность форм и драмматическую патетику органных композиций. Появляются и лучшие сочинения для других инструментов: шесть сонат для скрипки соло, шесть знаменитых Бранденбургских концертов для инструментального ансамбля. Все эти творения относятся к числу выдающихся творений композитора, но ими далеко не исчерпывается написанное Бахом в кётенский период.

В 1723 году состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви Св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня Бах получил должность кантора хора Святого Фомы с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви, заменив на этом посту Иоганна Кунау. Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат. Преодолеть скупость и косность лейпцигских заправил Бах был не в силах. Зато на “ строптивого” кантора ополчилось всё чиновное начальство. “Кантор не только ничего неделает, но не хочет на сей раз давать объяснений ”. Решают, что “кантор неисправим ”, и, что в виде наказания следует снизить ему жалованье и перевести в младшие классы. Тяжесть положения Баха несколько скрашивалось артистическими успехами. Издавна завоёванная слава несравненного виртуоза на органе и клавире доставляла ему новые триумфы, привлекала почитателей и друзей, среди которых были такие выдающиеся люди, как композитор Гассе и его знаменитая супруга – итальянская певица Фаустина Бордони.

В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии (Collegium Musicum), светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман. Бах с увлечением отдался работе, свободной от назойливого вмешательства и постоянного контроля. Он выступает в качестве дирижёра и исполнителя в публичных концертах, которые устраивались в различных общественных местах. Новая форма музыкальной деятельности выдвигала и новые творческие задачи. Нужно было создавать произведения, сообразовываясь со вкусами и потребностями городской аудитории. Для выступлений Бах написал огромное количество разнообразной музыки; оркестровой, вокальной. В ней много выдумки, шутки и изобретальности.

В последнее десятилетие жизни заметно падает интерес Баха к общественно – музыкальной деятельности. В 1740 году он отказался от руководства Collegium Musicum; не принял участия в основанной в следующем, 1741 году новой концертной музыкальной организации.

Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля 1750г.

В течение жизни Бах написал более 1000 произведений.

Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор, виртуоз игры на органе, представитель барокко, талантливый музыкальный педагог.

Биография

Детство

Иоганн Себастьян Бах родился в достаточно зажиточной немецкой семье, в котором был младшим из восьми детей. Отец, Амброзиус Баха, был музыкантом и отвечал за светские и духовные музыкальные события города. Мать, Элизабет Леммерхирт, была дочерью богатого чиновника, который дал за дочерью немалое приданое, благодаря которому семья могла существовать безбедно. Когда Иоганну исполнилось 9 лет, Элизабет умерла, а через год вслед за ней умер и Амброзиус. Мальчика взял на воспитание старший брат, Иоганн Кристоф, живший по соседству в Ордруфе.

Образование

В Ордруфе Бах учился в гимназии и увлечённо занимался музыкой: учился играть на органе и клавире. В 1700 году будущий композитор переехал в Люнебург, где обучался в вокальной школе.

Творческий путь

После окончания вокальной школы Бах получил придворную должность и поступил в распоряжение Иоганна Эрнста, веймарского герцога. Всего за несколько месяцев работы в этом городе о Бахе как о прекрасном исполнителе знал весь Веймар. Его пригласили работать органистом в арнштадтскую церковь святого Бонифация. В этот период Бах создаёт крупные органные произведения.

У Баха не сложились отношения с властями, и он вынужден сменить высокооплачиваемое место работы. Однако на новом месте в зарплате он ничуть не потерял. В 1707 году композитор устраивается на должность органиста в Мюльхаузене, в церкви святого Власия. Здесь начальство его высоко ценит, удовлетворяет любые его прихоти (например, подвергает очень дорогостоящей реконструкции органную систему храма) и платит ему высокое жалованье.

Однако через год он опять уезжает в Веймар, чтобы занять место придворного органиста и устроителя дворцовых концертов. Веймарский период в жизни Баха (1708–1717) считается расцветом его творчества. Здесь он имеет открытый доступ к прекрасному органу, не устаёт сочинять свои музыкальные шедевры. Он многое заимствует из итальянской музыки (динамичные ритмы и гармонические схемы), пишет большую часть своих знаменитых фуг.

В 1717 году Бах покидает Веймар, чтобы работать капельмейстером у князя Ангальт-Кётенского, который сам был музыкантом и умел ценить талант композитора. Здесь Бах, пользуясь абсолютной свободой и практически неограниченными средствами, сочинил 6 сюит для виолончели соло, сюиты для оркестра, Английские и Французские сюиты для клавира, 3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло, Бранденбургские концерты.

После того, как в одной из главных церквей Лейпцига были исполнены баховские «Страсти по Иоанну», композитора назначают главным музыкальным директором всех церквей Лейпцига: он подбирал хоры, обучал их и подбирал музыку. В Лейпциге сочинял в основном кантаты. С 1729 года Бах возглавляет Музыкальную коллегию, которая устраивала концерты в знаменитой кофейне Циммермана.

Уже к концу 30-х годов у Баха резко начинает падать зрение, но это не останавливает великого композитора в написании произведений: он диктует их под запись, не в состоянии сам разглядеть ноты. В 1750 году Джон Тейлор, английский офтальмолог, дважды оперировал Баха, но оба раза неудачно: Бах ослеп.

Личная жизнь

В 1707 году женой великого композитора Баха стала его собственная кузина, Мария Барбара, с которой он познакомился в Арнштадте. Из шестерых детей, родившихся у них в браке, трое умерли во младенчестве, а трое оставшихся в живых братьев укрепили музыкальную славу отца и стали композиторами. В 1720 году семейное счастье неожиданно обрывается смертью Марии.

Но уже в следующем году Бах женится на молодой придворной певице Анне Магдалене Вильке.

Смерть

В 1750 году, после двух неудачных операций на глаза, Бах скончался. Его останки покоятся в церкви святого Фомы в Лейпциге, где он когда-то работал.

Основные достижения Баха

  • Вся история музыки делится на два периода: добаховский и послебаховский.
  • Написал более 1000 произведений всех существующих музыкальных жанров за исключением оперы.
  • Обобщил всю музыку эпохи барокко.
  • Бах считается непревзойдённым мастером полифонии.
  • Оказал огромное влияние на композиторов всех последующих поколений: многие музыканты XX и XXI века ориентируются на мэтра в мире музыки - Баха.

Важные даты биографии Баха

  • 1685 год - рождение
  • 1694 год - смерть матери
  • 1695 год - смерть отца, переезд в Ордруф к старшему брату
  • 1700–1703 года - вокальная школа Люнебурга
  • 1703–1707 года - должность органиста в церкви Арнштадта
  • 1707 год - женитьба на Марии Барбаре, работа органистом в церкви Мюльхаузена
  • 1708 год - должность придворного органиста в Веймаре
  • 1717 год - придворный капельмейстер в Кётене
  • 1720 год - смерть первой жены
  • 1721 год - женитьба на Анне Магдалене Вильке
  • 1722 год - I том «Хорошо темперированного клавира»
  • 1723 год - должность церковного музыкального директора в Лейпциге
  • 1724 год - «Страсти по Иоанну»
  • 1727 год - «Страсти по Матфею»
  • 1729 год - глава Музыкальной коллегии
  • 1734 год - «Рождественская оратория»
  • 1741 год - «Гольдберг-вариации»
  • 1744 год - II том «Хорошо темперированного клавира»
  • 1749 год - месса си минор
  • 1750 год - смерть
  • Когда Бах был придворным органистом в Веймаре, в город приехал знаменитый французский музыкант Луи Маршан. Композиторы согласились устроить своеобразный музыкальный поединок. Однако в ночь перед заявленным концертом, на котором должна была состояться эта необычная дуэль, Маршан тайно покинул город, не желая состязаться со столь великим музыкантом, как Бах.
  • Бах засыпал только под музыку. Когда сыновья обучились игре на клавесине, они поочерёдно ежедневно усыпляли отца аккордами на этом инструменте.
  • Бах был глубоко верующим человеком и был для обеих жён верным супругом и прекрасным семьянином.
  • Именно благодаря Баху в храмах зазвучали женские голоса: до него на хорах позволялось петь только мужчинам. Первой женщиной, спевшей в церковном хоре, стала его жена, Мария Барбара.
  • Великий композитор умел зарабатывать неплохие деньги и не был расточительным. Однако существовала вещь, которую Бах всегда делал бесплатно: он никогда не брал деньги за частные уроки.
  • Современником Баха был Гендель, который жил в 50 км от Веймара. Оба композитора мечтали встретиться друг с другом, но каждый раз им что-то мешало. Встреча так и не состоялась, однако и того, и другого незадолго до смерти оперировал Джон Тейлор, которого многие считали простым шарлатаном, а не доктором.
  • Существует легенда, не подтверждённая документально, но упоминаемая первым биографом композитора: чтобы услышать знаменитого Дитриха Букстехуда, Бах пешком шёл от Арнштадта до Любека, расстояние между которыми составляет 300 км.

Иоганн Себастьян Бах, биография которого до сих пор тщательно изучается, входит, по мнению газеты «Нью-Йорк Таймс», в топ-10 интереснейших жизнеописаний композиторов.

В одном ряду с его именем стоят такие фамилии, как Бетховен, Вагнер, Шуберт, Дебюсси и др.

Давайте же и мы познакомимся с этим великим музыкантом, чтобы понять, почему его творчество стало одним из столпов классической музыки.

И. С. Бах — немецкий композитор и виртуоз

Имя Баха приходит нам в голову одним из первых при перечислении великих композиторов. Действительно, он был выдающимся, свидетельством чего служат более 1000 музыкальных произведений, оставшихся после его жизни.

Но не стоит забывать и о втором Бахе – музыканте. Ведь оба они были настоящими мастерами своего дела.

В обеих ипостасях Бах оттачивал своё мастерство на протяжении всей жизни. С окончанием вокальной школы обучение не закончилось. Оно продолжалось на протяжении всей жизни.

Доказательством профессионализма, помимо сохранившихся музыкальных сочинений, является впечатляющая карьера музыканта: от органиста на первой должности до директора музыки.

Тем удивительнее осознавать, что многие современники негативно воспринимали музыкальные сочинения композитора. При этом имена популярных в те годы музыкантов практически не сохранились до наших дней. Только позже Моцарт и Бетховен восторженно отозвались о творчестве композитора. С начала 19 века творчество виртуозного музыканта начало возрождаться благодаря пропаганде Листа, Мендельсона и Шумана.

Сейчас же ни у кого не возникает сомнений в мастерстве и огромном таланте Иоганна Себастьяна. Музыка Баха – образец классической школы. О композиторе пишут книги и снимают фильмы. Подробности жизни до сих пор являются предметом для изысканий и изучения.

Краткая биография Баха

Первое упоминание о роде Бахов появилось в 16 веке. Среди них было много известных музыкантов. Поэтому выбор профессии маленьким Иоганном был ожидаемым. К 18 веку, когда жил и творил композитор, знали о 5 поколениях музыкального семейства.

Отец и мать

Отец — Иоганн Амброзий Бах родился в 1645 году в Эрфурте. У него был брат-близнец Иоганн Христоф. Наряду с большинством представителей своего семейства Иоганн Амброзий работал придворным музыкантом, учителем музыки.

Мать — Мария Элизабет Леммерхирт родилась в 1644 году. Она тоже была родом из Эрфурта. Мария была дочерью городского советника, уважаемого в городе человека. Приданое, оставленное им своей дочери, было солидным, благодаря чему она могла безбедно жить в браке.

Родители будущего музыканта поженились в 1668 г. У пары родилось восемь детей.

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) родился 31 марта 1685 г., став младшим ребёнком в семье. Жили они тогда в живописном городе Эйзенахе с населением около 6000 человек. Мать и отец Иоганна - немцы, потому по национальности сын тоже немец.

Когда маленькому Иоганну исполнилось 9 лет, Мария Элизабет умерла. Спустя год, через несколько месяцев после оформления второго брака, умирает отец.

Детство

Осиротевшего 10-летнего мальчика забрал к себе старший брат – Иоганн Кристоф. Он работал учителем музыки и церковным органистом.

Иоганн Кристоф учил маленького Иоганна игре на клавире и органе. Именно последний считается любимым инструментом композитора.

Об этом периоде жизни известно немного. Мальчик обучался в городской школе, которую закончил в 15 лет, хотя обычно её выпускниками становились молодые люди на 2-3 года старше. А значит можно сделать вывод о том, что учёба давалась мальчику легко.

Часто упоминается и другой факт из биографии. Ночами мальчик часто переписывал ноты произведений других музыкантов. Однажды старший брат обнаружил это и строго запретил впредь заниматься подобным.

Обучение музыке

Окончив школу в возрасте 15 лет, будущий композитор поступил в вокальную школу Имени Святого Михаила, которая находилась в городе Люнебург.

В эти годы начинается биография Баха — композитора. Во время обучения с 1700 г. по 1703 г. он пишет первую органную музыку, получает знания о современных композиторах.

В этот же период впервые путешествует по городам Германии. В будущем у него останется эта страсть к путешествиям. Причём все они совершались ради знакомства с творчеством других композиторов.

Окончив вокальную школу, юноша мог поступить в университет, но необходимость зарабатывать средства к существованию вынудила отказаться от этой возможности.

Служба

Окончив обучение, И. С. Бах получил должность музыканта при дворе у герцога Эрнста. Он был лишь исполнителем, играл на скрипке. Свои музыкальные композиции писать ещё не начал.

Однако неудовлетворённый работой, он уже через несколько месяцев решает её поменять и становится органистом церкви Святого Бонифация в Арндштадте. В эти годы композитор создал много произведений, в основном для органа. То есть, впервые на службе получил возможность быть не только исполнителем, но и композитором.

Бах получал высокое жалование, но спустя 3 года решил переехать из-за напряженных отношений с властями. Проблемы возникали из-за того, что музыкант долго отсутствовал в связи с поездкой в Любек. По имеющейся информации в этот немецкий город его отпустили на 1 месяц, а вернулся он только через 4. К тому же община высказывала претензии к способностям руководить хором. Всё это в совокупности сподвигло музыканта сменить работу.

В 1707 году музыкант переезжает в Мюльхузен, где продолжает работать. В Церкви Святого Власия у него было выше жалование. Отношения с властями складывались удачно. Городская власть осталась довольна деятельностью нового работника.

Всё же через год Бах вновь переехал в Веймар. В этом городе получил более престижную должность устроителя концертов. 9 лет, проведённые в Веймаре, стали плодотворным периодом для виртуоза, здесь он написал десятки произведений. Например, сочинил «Токкату и фугу ре-минор» для органа.

Личная жизнь

До переезда в Веймар, в 1707 году, Бах заключил брак со своей кузиной Марией Барбаре. За 13 лет совместной жизни у них родилось семеро детей, из которых трое умерли во младенчестве.

Через 13 лет брака жена умерла, а композитор спустя 17 месяцев вновь женился. На этот раз супругой стала Анна Магдалина Вильке.

Она была талантливой певицей и впоследствии пела в хоре, которым руководил её муж. У них было 13 детей.

Двое сыновей от первого брака – Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил - стали знаменитыми композиторами, продолжив музыкальную династию.

Творческий путь

С 1717 года работает у герцога Анхальт-Кётенского в качестве капельмейстера. В течение следующих 6 лет были написаны многочисленные сюиты. Также этому периоду принадлежат Браденбургские концерты. Если в целом оценивать направление творческой деятельности композитора, то стоит отметить, что в этот период он писал в основном светские произведения.

В 1723 году Бах становится кантором (то есть органистом и дирижёром хора), а также учителем музыки и латыни в церкви Святого Фомы. Ради этого вновь переезжает в Лейпциг. В этом же году впервые исполнено произведение «Страсти по Иоанну», благодаря чему и была получена высокая должность.

Композитор писал как светскую, так и духовную музыку. Он по-новому исполнял классические духовные произведения. Были сочинены «Кофейная кантата», Месса си минор и множество других произведений.

Если кратко охарактеризовать творчество музыкального виртуоза, то невозможно обойтись без упоминания полифонии Баха. Это понятие в музыке было известно и до него, но именно времена жизни композитора стали говорить о полифонии свободного стиля.

Вообще полифония означает многоголосие. В музыке одновременно звучат два равнозначных голоса, а не просто мелодия и аккомпанемент. О мастерстве музыканта говорит тот факт, что по его произведениям до сих пор обучаются студенты-музыканты.

Последние годы жизни и смерть

Последние 5 лет жизни виртуоз стремительно терял зрение. Чтобы продолжать сочинять, ему приходилось диктовать музыку.

Возникли проблемы и с общественным мнением. Современники музыку Баха не оценили, считали устаревшей. Связано это было с расцветом классицизма, начавшимся в тот период.

В 1747 году, за три года до смерти, был создан цикл «Музыка приношения». Написан он был после того, как композитор побывал при дворе Фридриха II, короля Пруссии. Для него эта музыка и предназначались.

Последняя работа выдающегося музыканта – «Искусство фуги» – состояла из 14 фуг и 4 канонов. Но дописать её он не успел. За него после смерти это сделали сыновья.

Несколько интересных моментов из жизни и творчества композитора, музыканта и виртуоза:

  1. После изучения истории семьи, среди родственников виртуоза обнаружили 56 музыкантов.
  2. Фамилия музыканта с немецкого переводится «ручей».
  3. Услышав однажды произведение, композитор мог повторить его без ошибки, что и делал неоднократно.
  4. За всю жизнь музыкант переезжал восемь раз.
  5. Благодаря Баху, в церковных хорах разрешили петь женщинам. Его вторая жена стала первой хористкой.
  6. Написал за всю жизнь более 1000 произведений, поэтому по праву считается самым «плодовитым» автором.
  7. В последние годы жизни композитор почти ослеп, а сделанные операции на глаза не помогали.
  8. Могила композитора долгое время оставалась без надгробного камня.
  9. До сих пор не все факты биографии известны, некоторые из них не подтверждены документами. Поэтому изучение его жизни продолжается.
  10. На родине музыканта открыли два посвящённых ему музея. В 1907 г. открыли музей в Эйзенахе, а в 1985 г. в Лейпциге. Кстати, в первом музее хранится прижизненный портрет музыканты, выполненный пастелью, о котором долгие годы не было ничего известно.

Самые известные музыкальные произведения Баха

Все произведения его авторства объединили в единый список – каталог BWV. Каждому сочинению присвоен номер от 1 до 1127.

Удобен каталог тем, что все произведения разделены по типам произведений, а не по году написания.

Чтобы сосчитать, сколько сюит написал Бах, достаточно посмотреть на их нумерацию в каталоге. Например, Французским сюитам присвоены номера от 812 до 817. Значит, всего написано 6 сюит в рамках этого цикла. Всего же можно насчитать 21 сюиту и 15 частей сюит.

Самым узнаваемым произведением является Скерцо си-минор из «Сюиты для флейты и струнного оркестра № 2», получившее название «Шутка». Это мелодия часто использовалась для звонка на мобильных устройствах, но, несмотря на это, к сожалению, не все смогут назвать её автора.

Действительно, названия многих произведений Баха не на слуху, однако их мелодии многим покажутся знакомыми. Например, «Бранденбургские концерты», «Гольдберговские вариации», «Токката и фуга ре-минор».

Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах создал за свою жизнь больше 1000 музыкальных произведений. Он жил в эпоху барокко и в своем творчестве обобщил все, что было характерно для музыки своего времени. Бах писал во всех имевшихся в 18-м веке жанрах, за исключением оперы. Сегодня произведения этого мастера полифонии и виртуозного органиста слушают в самых разных ситуациях – настолько они многообразны. В его музыке можно найти простодушный юмор и глубокую скорбь, философские размышления и острейший драматизм.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году, он был восьмым и самым младшим ребенком в семье. Отец великого композитора Иоганн Амброзиус Бах тоже был музыкантом: род Бахов с начала 16-го века известен своей музыкальностью. В то время создатели музыки пользовались в Саксонии и Тюрингии особым почетом, их поддерживали власти, аристократы и представители церкви.

Бах к 10 годам лишился обоих родителей, и его воспитанием занялся старший брат, работавший органистом. Иоганн Себастьян учился в гимназии, и одновременно с этим получал от брата навыки игры на органе и клавире. В 15 лет Бах поступил в вокальную школу и начал писать первые произведения. После окончания школы он недолго был придворным музыкантом у веймарского герцога, а затем стал органистом в церкви в городе Арнштадт. Именно тогда композитор написал большое количество органных произведений.

Вскоре у Баха начались проблемы с властями: он выражал недовольство уровнем подготовки певцов в хоре, а затем и вовсе на несколько месяцев уехал в другой город для того, чтобы познакомиться с игрой авторитетного датско-немецкого органиста Дитриха Букстехуде. Бах уехал в Мюльхаузен, куда его пригласили на ту же должность – органиста в церкви. В 1707 году композитор женился на своей кузине, которая родила ему семерых детей, трое из них умерли в младенчестве, а двое в дальнейшем стали известными композиторами.

В Мюльхаузене Бах проработал всего год, и переехал в Веймар, где стал придворным органистом и организатором концертов. К этому времени он уже пользовался большим признанием и получал высокое жалованье. Именно в Веймаре талант композитора достиг расцвета – он около 10 лет непрерывно занимался сочинением произведений для клавира, органа и оркестра.

К 1717 году Бах добился в Веймаре всех возможных высот и начал искать другое место работы. Cтарый работодатель сначала не хотел отпускать его, и даже на месяц посадил под арест. Однако Бах вскоре покинул его и направился в город Кётен. Если раньше его музыка во многом сочинялась для богослужений, то здесь из-за особых требований нанимателя композитор начал писать, в основном, светские произведения.

В 1720 году внезапно умерла жена Баха, но уже через полтора года он снова женился на молодой певице.

В 1723 году Иоганн Себастьян Бах стал кантором хора при церкви Святого Фомы в Лейпциге, а потом был назначен и «музыкальным директором» всех работавших в городе Церквей. Бах продолжал писать музыку до самой смерти – даже лишившись зрения, он диктовал ее своему зятю. Умер великий композитор в 1750 году, сейчас его останки покоятся в той самой церкви Святого Фомы в Лейпциге, где он проработал 27 лет.