Когда писать заявление на перевод на бюджет. Как перевестись с платного места на бюджет: личный опыт

Количество бесплатных мест в учебных учреждениях обычно ограничено. Однако студенты-контрактники при определенных условиях могут рассчитывать на перевод с платного обучения на бюджет.

Практически каждый студент, которому при поступлении в учебное заведение не хватило финансируемого государством места, хочет перейти на бесплатное отделение. Но не все, даже проучившись определенное время на контракте, знают, как перевестись на бюджет с платного обучения. На законодательном уровне смена формы учебы регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.06.2013 № 433, в котором подробно прописана процедура перевода.

Условия перехода

Законодательство в целом предусматривает право учащегося на смену коммерческой формы получения образования на бюджетную. Однако конкретные условия процедуры устанавливаются правилами вуза.

Перевод с платного обучения на бюджет зачастую осуществляется при условии соблюдения ряда требований:

  • отсутствие у студента-контрактника академических долгов;
  • дисциплинированность, прилежное посещение занятий;
  • своевременная оплата контрактного обучения;
  • наличие мест на необходимой специальности и соответствующем курсе.

Количество свободных мест определяется по особому алгоритму расчета соотношения коммерческих и бесплатных мест на каждой специальности. Он учитывает число человек, принятых на обучение в конкретный год и фактическое количество студентов на текущий момент. Перерасчеты осуществляются дважды за год по завершению каждого из семестров, полученные данные в обязательном порядке размещаются в средствах массовой информации или на сайте заведения.

Важно! Рассчитывать на перевод могут учащиеся, которые закрыли две последние сессии, получив высокие баллы (отлично и хорошо) по всем предметам, при этом четверок не должно быть больше 25 %.

Порядок перевода на бюджет

Часто студенты задаются вопросом о том, можно ли перевестись с платного на бюджет непосредственно после поступления в вуз. Этого сделать нельзя. Чтобы претендовать на переход, необходимо проучиться определенное количество времени, продолжительность которого вуз устанавливает самостоятельно, но не меньше двух семестров. В течение этого периода преподаватели имеют возможность оценить способности студента, его отношение к учебе и другие заслуги, чтобы определить, есть ли основания для его перевода на бюджет.

Если установленный вузом период соблюден, то в течение тридцати дней после появления данных о наличии вакантных мест студент-контрактник должен предоставить в деканат:

Важно! В большинстве заведений есть такое понятие, как особое основание, являющееся поводом для перевода учащегося на бюджетное обучение. Им может стать утрата возможности платить по контракту, связанная с гибелью одного из родителей, необходимостью дорогостоящего лечения, потерей работы и т. п.

Сотрудники деканата проверят поданные претендентом сведения и передадут документацию специальной комиссии. Если прошение удовлетворят, то перевод будет подтвержден приказом ректора, который оформляется в течение десяти календарных дней с момента принятия решения.

Льготные категории

  • сироты и дети без родительского попечения;
  • учащиеся возрастом до двадцати лет из малообеспеченных семей, которые имеют родителя-инвалида первой группы;
  • учащиеся из семей с доходом на одного члена ниже регионального прожиточного минимума;
  • студенты, которые в процессе обучения потеряли обоих родителей (опекунов).

Важно! Если студент утрачивает способность оплачивать обучение по причине материальных трудностей, то он имеет законное право подать заявление о переводе.

Перевод с платного на бюджет в другой вуз

Согласно закону сменить форму обучения можно не только внутри заведения, но и, перейдя в другой вуз. Механизм проведения процедуры прописан в общем, но каждый институт имеет собственные правила зачисления на бюджет. Для перехода в этом случае необходимо:

  • Узнать о наличии бюджетных мест в заведении, куда планируется перевод. По закону, если подобные места имеются, то вуз не имеет права отказать в рассмотрении заявления. Однако обращаться за решением вопроса следует не к приемной комиссии, а на более высокий уровень, например, к ректору учебного заведения. Чаще всего окончательную резолюцию выносит ученый совет.
  • После этого студент подает заявление о переводе на бюджет по примеру, который предоставит кафедра.
  • Некоторые заведения требуют прохождения студентом определенных аттестационных испытаний. При этом необходимо погасить имеющиеся академические задолженности, которые могут возникнуть по причине разницы в учебных планах.
  • Если студент проходит все «испытания», ему выдается справка о зачислении в новое учебное заведение. С полученным документом он возвращается в предыдущий вуз и пишет заявление об отчислении, сдает зачетную книжку и студенческий билет, получает аттестат о среднем образовании и академическую справку с информацией обо всех сданных экзаменах и зачетах.

Важно! Если количество студентов, претендующих на бесплатное обучение, больше, чем число свободных мест, то ученый совет имеет право отбирать соискателей по результатам конкурса.

Если не удалось поступить на оплачиваемое государством место, не спешите расстраиваться, так как переход на бюджет - реальная и выполнимая задача. Все, что нужно, - это проявить себя с лучшей стороны в процессе обучения и активно участвовать в общественной деятельности учебного заведения.

Вопрос: Здравствуйте, Екатерина Геннадьевна! Меня зовут Лилия Романовна. Я мама Шигаповой Нелли Марселевны, студентки 2 курса филологического факультета, "Лингвистика", "Иностранные языки" профиль "Итальянский язык".
Вопрос: Возможно перевести мою дочь с платного на бюджет? Если я являюсь пенсионеркой по старости, не работаю по состоянию здоровья, получаю пенсию 10 000 руб плюс 1000 руб. за ребенка, у мужа оклад 20 000 руб, на след. год идет на пенсию, и 10 00 руб пенсия моей мамы, дочь не работает, т.к. учится в дневном отделении. В итоге в среднем получается 40-45 тыс, иногда редко дают мужу премию.
Дочь сдала экзамены и зачеты все три семестра на "4" и " 5" , но пока с переводом не получается. У нас закончились все запасы денег, и занимать уже не у кого. Дочь всегда училась на отлично, рассчитывали, что поступит на бюджет. Возможно ли перевести ее на бюджет, как малоимущую? Если да, то какие подавать документы и когда? Спасибо.

Ответ Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Бабелюк Екатерины Геннадьевны

В соответствии с пунктом 7.2.8 «Правил обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете, утверждённых приказом первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе от 29.01.2016 № 470/1 », на перевод с мест с оплатой стоимости обучения на места, финансируемые за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут претендовать следующие студенты:

  • студенты, сдавшие экзамены за два последних семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценки «отлично» или «отлично» и «хорошо» или «хорошо»;
  • дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • студенты, утратившие в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя).

Согласно пункту 7.1.3 правил обучения перевод и восстановление студентов осуществляется на конкурсной основе при наличии вакантных мест.

Информация о количестве вакантных мест публикуется на официальном портале СПбГУ не позднее рабочего дня, предшествующего дню проведения заседания комиссии по приёму документов в целях осуществления переводов и восстановлений по соответствующему направлению.

Следующее заседание Центральной комиссии по переводам и восстановлениям состоится 10.02.2017 перед началом весеннего учебного семестра 2016/2017 учебного года. Приём документов осуществляется с 12.12.2016 по 30.01.2017 (включительно). Документы могут быть переданы членам комиссии по приёму документов по соответствующему направлению , либо в электронном виде через «Личный кабинет» .

" onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать

Перевестись с коммерции на бюджет теперь смогут не только студенты-отличники, но и хорошисты. Новые правила смены формы обучения прописало Министерство образования РФ.

Процесс перевода студентов с коммерческих отделений на бюджетные теперь будет осуществляться по новым единым правилам во всех вузах страны. Соответствующий приказ появился на сайте Минобрнауки РФ.

Согласно тексту документа, для того, чтобы сменить форму обучения, студенту предстоит учиться без троек на протяжении последних двух семестров.

Хороший табель успеваемости – главное условие для перевода, но не единственное. Окончательно судьбу студента, претендующего на переход на бесплатную форму учебы, будет вершить специально созданная для этих целей комиссия.

«Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается специально созданной комиссией с учетом мнения совета обучающихся образовательной организации (при наличии) и совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (при наличии, в отношении несовершеннолетних обучающихся)», – уточняется в тексте документа.

Как предполагают в вузовском сообществе, в компетенции комиссии окажется отбор лучших при наличии большого количества претендентов в условиях ограниченного числа бюджетных мест. При прочих равных условиях свою роль могут сыграть спортивные достижения, социальная активность кандидатов, а также банальное преимущество по табелю успеваемости одного студента над другим. Однако все же главным условием останется наличие свободных бюджетных мест, предполагают эксперты.

Напомним, ранее каждое высшее учебное заведение самостоятельно определяло процедуру перевода студентов с коммерции на бюджет. Каждый вуз устанавливал собственные требования к успеваемости для кандидатов на перевод и срокам, на протяжении которых нужно было показывать определенный результат на сессиях. Также часто учитывалось социальное положение кандидата. Например, если студент находился в непростой жизненной ситуации (его семья относилась к категории малообеспеченных или потерявших кормильца и т.п.) и показывал хорошие академические результаты перевод можно было получить быстрее. Но все же главным критериям также оставалось наличие свободных бюджетных мест.

«Я переводилась с коммерции на бюджет, учась тогда еще в РГУ, в начале нулевых, – делится ростовчанка Наталья . – Изначально мне просто очень не повезло при поступлении и пришлось идти на коммерцию. Но первые же две сессии сдала на отлично и написала заявление о переводе. Каких-то сложностей этот процесс не вызвал. Возможно, потому что у меня помимо академической успеваемости была еще активная жизненная позиция – участие в вузовских конкурсах, мероприятиях. Но, главное – у меня не было конкурентов при переводе. Все-таки, как правило, на коммерции учатся более слабые студенты и на перевод претендуют единицы».

Станет ли теперь процедура перевода проще для талантливых студентов, пока прогнозов нет. Однако единый приказ Минобрнауки РФ определенно внес ясность в ситуацию, установив единые правила для всех учебных заведений, считают эксперты. Теперь во всяком случае каждый студент, учащийся на коммерции, будет четко знать, что отсутствие троек в табеле за последние две сессии, дают право претендовать на бюджетное место.


Самых активных людей, желающих перевестись, было в группе двое: я и одногруппник.
Мы начали писать заявления после первой же сессии, в то время как по Уставу вас могут перевести не раньше второй положительно закрытой сессии (т.е. не раньше первого курса). Тем не менее моя зам. декана лично посоветовала писать заявления с первой сессии (и несмотря на оценки), и только сейчас я осознаю, что причиной этого было ее понимание, что к этим заявлениям никто никогда не прикоснется, а не желание помочь. Также Устав гласит, что должна быть информация по бюджетным местам, вновь выделенным направлению (факультету) или освободившимся, рейтинги студентов-платников, на основании которых осуществляется перевод. Сразу оговорюсь, не знаю как дела на других фак-ах, но конкретно на моем родном У никаких рейтингов и информации о местах нет и не было.
Начну расписывать по семестру как складывалась ситуация.
1 сессия: я – все 5 и только одна 3 по матану. Одногруппник – все 5.
Написали заявления, мол просим перевести такого-то студента с платной на бюджетную форму обучения. Отдали зам. декану, больше нас ничего не просили прикладывать и предоставлять, да и вообще не шли на контакт с нами, только повторяли: «пишите заявление, кладите, уходите, будут места – переведут».
2 сессия: я - все 5 и только одна 3 по матану. Одногруппник – оценки 4 и 5.
Ситуация не меняется, заявления берут и больше ничего.
3 сессия: я - все 5 только одна 3 по матану. Одногруппник – оценки 4 и 5.
Наши заявления продолжают оставаться без ответа. Тем временем из группы по собственному желанию уходит один человек-бюджетник, что естественно еще больше подогрело мое желание перевестись. Также я понимала и боялась, что даже если что-то и выгорит, то вряд ли в мою пользу, т.к. о переводе с тройками по Уставу не может быть и речи. Но будучи активисткой, я не сдавалась.
4 сессия: я - все предметы на 5, да-да, даже по матану. Одногруппник - 4 и 5.
Тут я почувствовала полное право за собой добиваться перевода. Я начала читать Устав, искать информацию. Мои заявления перестали быть безликими, я стала прикладывать ксерокопии зачетной книжки, в заявлении указывать, что я принимаю участие во многих студенческих мероприятиях, являюсь старостой и тд и тп.
Но все равно попытки донести заявление до кого-то не приносили успеха. Желание было уже не перевестись, а хотя бы просто добиться внимание к проблеме и получить информацию по таинственным свободным местам.
5 сессия: я - все 5. Одногруппник - оценки 4 и 5.
Не знаю, писал ли он в этом семестре заявление, но я пошла дальше. Я проконсультировалась с преподавателем права в МИФИ (спасибо Вам. Он посоветовал посылать заказным письмом или добиваться, чтобы на заявлении поставили отметку о том, когда оно принято, кем, в течение какого срока подлежит рассмотрению, и что в связи с отсутствием обратной связи я имею право обращаться к Стриханову с проблемой. Также спасибо за моральную поддержку Мифическому Боту;)
Что я и сделала. Естественно меня еще в приемной Стриханова развернули, но хотя бы развернули к Путилову (проректор), что было уже успехом. Я пошла к нему. Он прочел, но брать отказался, сославшись на то, что нет мест и вообще я ему мешаю. Я начала добиваться от него информации о том, как и кому отдавать заявление, где информация по бюджетным местам, почему мое заявление не рассматривают и что я буду посылать его заказным письмом и после подавать в суд. Естественно это его немного насторожило.
Он меня отправил к какому-то мужчине по учебной части (не помню фамилию, но сидит он на втором этаже, правое крыло, худого телосложения). Он мне долго и упорно пытался объяснить систему распределения бюджетных мест между факультетами, получалось у него это плохо и вынесла я из этого крайне мало. Отправил меня в деканат, оставить заявление там. В деканате сказали идти к Путилову. Я сказала, что я только оттуда. Отправили к зам. декану; она отправила в деканат. Тут мое сердце не выдержало и я начала истерить. Сказала, что не сдвинусь с места, пока мое заявление не подпишут и не рассмотрят. Стена рухнула. Она сказала, что сейчас мое заявление примут, будет назначена комиссия о рассмотрении всех заявлений и выбора лучшего студента по рейтингу. Созвонилась с деканатом, где приказала меня все же принять и положить отдельно мое заявление.
На этом моменте моя духовная связь с заявлением обрывается. Я плохо поняла в итоге кто, как и через кого договаривался о переводе. Но знаю одно: комиссия, которая должна абсолютно после каждой сессии формироваться и рассматривать заявления студентов, так и не была созвана и вряд ли вообще созывается когда-либо. Все «рассматривается» одним человеком за всю «комиссию». И то опять же тогда, когда вы добились хотя бы этого. Потом ваше заявление лежит достаточно долго, вы, чтобы не упустить последний шанс, обязаны приходить в деканат каждую неделю, как минимум, и узнавать про комиссию, рассмотрели ли они и тд и тп.
После того как «они» рассмотрели заявление, а это может занять около месяца точно, выходит приказ о переводе, которое потом подписывается также очень долго (опять же около месяца).
Когда все было сделано, для меня осталось самое страшное, это пропустить документы через юр. отдел, который сверяет все данные по студенту с положениями Устава. Наличие тех троек могло все испортить. Но деканат был за меня, и в целом мои тройки были еле заметны в зачетке на фоне всех остальных пятерок. Поэтому чудом документы были одобрены.
Меня перевели на бюджет, вернули деньги за 5-ый семестр, в течение которого была эта вся канитель. Одногруппник переведен не был, т.к. и с заявлениями он никуда как я не бегал.
Резюме всей истории: учитесь хорошо, чтобы не было повода придраться к вам, но и при наличии троек не оставляйте попыток перевестись, если желание имеется. Никто не заинтересован в вашем переводе, в вас вообще никто не заинтересован. Даже впечатление, будто они держатся за вас как за «платника» не сложилось. Просто начинайте попытки со второй сессии, ходите по кабинетам и «долбите» их. Да, это очень мерзко и местами унизительно, но потерпите, это того стоит. Никто не хочет платить +/- 60 тыс. руб. за семестр, не получая при этом стипендии, так еще будучи не разгильдяем, а примерным студентом. И главное, делайте все, чтобы ваше заявление было подписано хоть одним лицом, которое тем самым берет на себя ответственность за ваш перевод. Этот человек начинает пугаться невозможности «ничегонеделанья» и подгонять остальных своих коллег.
Нетерпение к проблеме и труд все перетрут.


А вам удалось перевестись? Как это было?

Число бюджетных мест в вузах ограничено, и попасть на них не так-то просто. Однако, если вы – примерный студент, у вас есть шанс перевестись на «бюджет».

Приказ Минобрнауки РФ от 06.06.2013 № 433 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное» закрепляет право студента высшего учебного заведения на перевод с контрактной на бюджетную форму обучения. При этом порядок перевода на бюджет определяется уставом данного учебного заведения.

Подача заявления

Перевестись «с платного на бюджет» сразу после поступления нельзя. Для этого необходимо отучиться в данном вузе определенное время. Этот срок каждый вуз устанавливает самостоятельно, но в любом случае он составит не менее двух семестров. Это нужно для того, чтобы преподаватели смогли оценить вас как студента, и понять – заслуживаете ли вы права учиться на государственные деньги.

Итак, вы отучились минимально необходимое для перевода количество семестров. После этого требуется подать в учебную часть вашего факультета пакет документов:

1. личное заявление на имя ректора;

2. копию паспорта;

3. справки об успеваемости за время обучения либо копию зачетной книжки;

4. вашу характеристику, подписанную деканом факультета;

5. документы, подтверждающие наличие особых оснований для перехода (если они есть);

6. документы, подтверждающие отсутствие задолженности по оплате обучения в предыдущие годы.

Основания для перевода

Главное основание для вашего перевода –отличная успеваемость : сдача экзаменов на «хорошо» и «отлично», при том, что доля оценок «хорошо» не больше 25%.

Так же, в зависимости от устава вуза, могут рассматриваться такие показатели, как о тсутствие дисциплинарных взысканий, активное участие в научной, спортивной или культурной жизни вуза, рекомендация студенческой совета или любой другой организации студенческого самоуправления.

Существует и особое основание , которое равносильно отличной успеваемости, а в некоторых вузах и вовсе ставится на первое место при принятии решения о переводе на «бюджет». Таким основанием служит резкое снижение платежеспособности студента , связанное со смертью лица, оплачивающего его обучение (родителя, опекуна), ухудшением состояния его здоровья, потерей работы, разводом с супругом, оплачивавшим обучение и тому подобное. Если это случилось – необходимо предоставить в учебную часть соответствующий документ: свидетельство о смерти или о разводе, справку о регистрации плательщика в качестве безработного, сведения о доходах семьи студента по форме 2-НДФЛ.

Условия перевода

Одним из основных условий для перевода с контрактной на бюджетную форму обучения служит наличие свободных бюджетных мест на выбранном отделении.

Если такие места есть, решение о переводе студента на «бюджет» принимается ректором вашего вуза по согласованию с деканом и Ученым советом факультета, на котором вы учитесь.

При этом каждое учебное заведение самостоятельно определяет порядок действий, необходимых для осуществления перевода, и закрепляет его в локальном акте данного вуза. Однако, в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, решения о переводе студентов на бюджетную форму обучения принимаются не реже двух раз в год по окончании учебной сессии. При этом приказ ректора о переводе студента вступает в силу с первого дня следующего семестра.

Если число студентов-платников, желающих перевестись на «бюджет», превышает количество вакантных бюджетных мест, Ученый совет вправе предъявить к претендентам дополнительные требования и устроить конкурсный отбор. Список таких требований каждый вуз определяет самостоятельно. Это может быть как «конкурс зачеток» - то есть средний балл за все годы учебы в вузе, так и конкурс дополнительных показателей. В их числе:

посещаемость студентом лекций и семинаров;

итоги промежуточных аттестаций, которые складываются из результатов внутрисеместровых проверочных работ;

наличие/отсутствие оценок «удовлетворительно» за весь период обучения;

наличие/отсутствие благодарственных писем, грамот и прочих знаков отличия

Ложка дегтя

Вам повезло. Вы подали документы, успешно прошли конкурс и получили долгожданный перевод на бюджет. Не спешите радоваться. В некоторых вузах «бюджетики» оказываются в проигрышном положении по сравнению с «платниками». Вот рассказ об этом из первых уст.

Ольга Неверова , студентка одного из столичных вузов:

«После второго курса я перевелась на «бюджет». До этого мое обучение стоило 100 тысяч рублей в год, и родители решили: раз я теперь учусь бесплатно, эти деньги отдадут мне на карманные расходы. Папа так и сказал: «Заслужила!» Однако счастье мое было недолгим. Очень быстро выяснилось, что в нашем универе «бюджетники» - самая дискриминируемая часть студенчества. У нас было самое неудобное расписание. К нам сильнее всего придирались. Нас постоянно привлекали на общественные работы – от разбора бумаг в учебной части до мойки стен. Как сказали старшие товарищи – пожаловаться можно, и отказаться от работ тоже. Но все, кто жаловался и отказывался, вылетали из универа в ближайшую сессию. Поэтому, когда нам выдали план обязательных работ на каникулы – я написала заявление о переводе обратно на «платное».

Подробнее в источнике на