Кляксография в доу. Кляксография техника рисования для дошкольников и школьников


Использование нетрадиционных техник рисования (кляксография).

Цель мастер-класса : знакомство педагогов с использованием нетрадиционной техники рисования - кляксографией.

Познакомить с техникой "кляксография"

Обучить различным вариативным способам изображения в технике

"кляксография"

Развивать творческие способности

Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности

Воспитывать чувство прекрасного

Материал:

акварель; тушь коричневая; соломинка для коктейля; кисть.

Основные этапы мастер-класса:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Подведение итогов.

1. Теоретическая часть

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях

изобразительной деятельности, способствуют развитию творческих

способностей детей дошкольного возраста. Существует много техник

нетрадиционного рисования. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники рисования способствуют этому.

Что же такое кляксография?

Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время,

поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. В основе этой техники лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получаются спонтанные изображения. Затем дорисовываются детали.

Кляксография:

Помогает формировать умение передавать силуэтное изображение,

отрабатывать навыки работы красками, кистью.

Отлично развивает творчество, воображение, фантазию.

Воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного

искусства, внимание, аккуратность, целеустремленность.

Развивает глазомер и координацию.

С успехом применяется психологами на коррекционных занятиях.

Техника «кляксография» - это способ рисования каплями краски.

Есть несколько способов рисования в этой технике:

Выполнение рисунка на тему «Бабочка».

Лист бумаги согнуть пополам. На одну сторону листа, возле линии

сгиба, нанести два довольно крупных пятна краски. Накрыть второй

половиной листа и плотно прижать. Развернув лист – получаем причудливые

крылья бабочки с необычными узорами. Тонкой кистью можно дорисовать

ей туловище, голову, усики. Бабочка – готова.

Рисование на тему «Волшебное превращение кляксы».

Лист бумаги согнуть пополам. На одну сторону листа, в центре,

нанести несколько капель туши. Накрыть второй половиной листа и

разгладить. Развернув лист – получаем два цветных пятна – кляксы. Теперь

надо внимательно вглядеться и пофантазировать, кого напоминают эти

кляксы. Фломастером дорисовываем недостающие детали, «оживляем» их.

Рисование на тему «Заколдованный лес».

2. Практическая часть.

Просмотр рисунков детей в технике «кляксография» на тему

«Заколдованный лес».

Эти рисунки выполнены способом, который называется «кляксография».

Особенность этого способа состоит в том, что он используется в основном

для рисования сказочных сюжетов, где используются тонкие кривые линии.

Очень выразительные рисунки в этой технике получаются, когда надо

передать образ сказочного заколдованного леса.

Просмотр иллюстраций на тему «Сказочный лес».

Посмотрите, на что похожи стволы у деревьев? (туловище человека) .

А толстые ветки на что похожи? (руки) .

Что напоминают вам тонкие ветки? (пальцы, волосы).

На ветвях деревьев сидят? (филин, ворон) .

Между корней, в темной траве что растет? (грибы) .

Какие? (поганки, мухоморы) .

Что стоит в глубине леса? (маленькая избушка на курьих ножках).

Кто в ней живет? (Баба – Яга).

Рисовать деревья мы сегодня будем необычным способом, с помощью

кляксы. Этот способ называется - «кляксография».

Для выполнения этой работы нужна соломинка и тушь чёрного или

коричневого цвета.

Последовательность рисования деревьев в технике «кляксография»:

1. Поставить каплю жидкой краски на нижнюю часть листа.

2. Поставить конец соломинки немного с наклоном в краску.

3. Подуть на каплю через соломинку, направляя при этом её движения

вверх. Получится ствол дерева.

4. Меняя направление – делаем ветки. Тонкие ветки получаются, если

быстро двигать соломинкой из стороны в сторону или резко подуть на

небольшие капли.

После рисования нескольких деревьев, можно дорисовать характерные

детали заколдованного леса: избушку, мухомор, поганки и т. д.

3. Подведение итогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов.


Использование нетрадиционных техник рисования (кляксография).

Цель мастер-класса : знакомство педагогов с использованием нетрадиционной техники рисования - кляксографией.

Задачи:

Познакомить с техникой "кляксография"

Обучить различным вариативным способам изображения в технике

"кляксография"

Развивать творческие способности

Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности

Воспитывать чувство прекрасного

Материал:

акварель; тушь коричневая; соломинка для коктейля; кисть.

Основные этапы мастер-класса:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Подведение итогов.

1. Теоретическая часть

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях

изобразительной деятельности, способствуют развитию творческих

способностей детей дошкольного возраста. Существует много техник

нетрадиционного рисования. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники рисования способствуют этому.

Что же такое кляксография?

Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время,

поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. В основе этой техники лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получаются спонтанные изображения. Затем дорисовываются детали.

Кляксография:

Помогает формировать умение передавать силуэтное изображение,

отрабатывать навыки работы красками, кистью.

Отлично развивает творчество, воображение, фантазию.

Воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного

искусства, внимание, аккуратность, целеустремленность.

Развивает глазомер и координацию.

С успехом применяется психологами на коррекционных занятиях.

Техника «кляксография» - это способ рисования каплями краски.

Есть несколько способов рисования в этой технике:

Выполнение рисунка на тему «Бабочка».

Лист бумаги согнуть пополам. На одну сторону листа, возле линии

сгиба, нанести два довольно крупных пятна краски. Накрыть второй

половиной листа и плотно прижать. Развернув лист – получаем причудливые

крылья бабочки с необычными узорами. Тонкой кистью можно дорисовать

ей туловище, голову, усики. Бабочка – готова.

Рисование на тему «Волшебное превращение кляксы».

Лист бумаги согнуть пополам. На одну сторону листа, в центре,

нанести несколько капель туши. Накрыть второй половиной листа и

разгладить. Развернув лист – получаем два цветных пятна – кляксы. Теперь

надо внимательно вглядеться и пофантазировать, кого напоминают эти

кляксы. Фломастером дорисовываем недостающие детали, «оживляем» их.

Рисование на тему «Заколдованный лес».

2. Практическая часть.

Просмотр рисунков детей в технике «кляксография» на тему

«Заколдованный лес».

Эти рисунки выполнены способом, который называется «кляксография».

Особенность этого способа состоит в том, что он используется в основном

для рисования сказочных сюжетов, где используются тонкие кривые линии.

Очень выразительные рисунки в этой технике получаются, когда надо

передать образ сказочного заколдованного леса.

Просмотр иллюстраций на тему «Сказочный лес».

Посмотрите, на что похожи стволы у деревьев? (туловище человека) .

А толстые ветки на что похожи? (руки) .

Что напоминают вам тонкие ветки? (пальцы, волосы).

На ветвях деревьев сидят? (филин, ворон) .

Между корней, в темной траве что растет? (грибы) .

Какие? (поганки, мухоморы) .

Что стоит в глубине леса? (маленькая избушка на курьих ножках).

Кто в ней живет? (Баба – Яга).

Рисовать деревья мы сегодня будем необычным способом, с помощью

кляксы. Этот способ называется - «кляксография».

Для выполнения этой работы нужна соломинка и тушь чёрного или

коричневого цвета.

Последовательность рисования деревьев в технике «кляксография»:

1. Поставить каплю жидкой краски на нижнюю часть листа.

2. Поставить конец соломинки немного с наклоном в краску.

3. Подуть на каплю через соломинку, направляя при этом её движения

вверх. Получится ствол дерева.

4. Меняя направление – делаем ветки. Тонкие ветки получаются, если

быстро двигать соломинкой из стороны в сторону или резко подуть на

небольшие капли.

После рисования нескольких деревьев, можно дорисовать характерные

детали заколдованного леса: избушку, мухомор, поганки и т. д.

3. Подведение итогов.


Нетрадиционные техники рисования позволяют раскрыть в полной мере возможности художественных материалов. Кроме того, здесь нет строгих правил, как нужно рисовать. Это в своем роде баловство. Ребенку разрешается творить как он хочет и чем хочет.

Даже если мы не готовим ребенка в великие художники, хотя кто знает, нетрадиционные техники изобразительного творчества благоприятно влияют на психику ребенка именно потому, что ребенок не ограничивается в творчестве. Он делает, что хочет. А в реальной жизни вокруг ребенка столько запретов со всех сторон: это нельзя, так не делай и т.д. Так хоть в изобразительном творчестве пусть ребенок «похулиганит», пусть раскроется, раскрепостится.

Эту технику придумала, конечно, не я. И до меня ею пользовались и после будут. Каждый вносит в эту технику что-то свое. Поэтому у каждого педагога и родителя в частности хочет он того или нет будет своя методика работы в этой технике. Кляксография доступна детям дошкольного возраста, лет с четырех точно. Но чем старше , тем интереснее его работы получаются. Сначала ребенок повторяет, что делает взрослый. А потом… Вы будете в восторге от его работ.

Итак, для работы в технике «кляксография» потребуется: акварельные краски, кисть (желательно мягкую - белка или пони, № 4-5), баночка с водой, альбомные листы (почему листы, а не альбом, потому что так удобней и рисовать и сушить работы), по желанию фломастеры.

Приступим:
1. Все необходимое собрали в одном месте на рабочем столе.

2. Если эта техника ребенку еще не знакома, попробуем начать с простого, но при этом, чтобы все-таки что-то получилось. Т.к. если с первого раза у ребенка работа не получится, вполне возможно, что творить в этой технике он больше не захочет.

Итак, делаем продолговатую лужицу внизу листа (лист расположен горизонтально). Для этого берем много воды и много зеленой краски на кисть. Должна получиться именно лужа, воды должно быть много.

3. Дуем на зеленую лужу в направлении к верху листа. Это можно делать вместе с ребенком (только имейте в виду, если долго дуть, то у ребенка может закружиться голова, делайте перерывы в «дунии»), места хватит обоим. Так у нас получилась травка.

4. Над травкой делаем небольшую лужицу, например, красного цвета.

5. Ее раздуваем в разные стороны. Для этого лист придется вертеть. Раздули в одну сторону, повернули лист, раздули в другую - повернули и т.д. Так у нас получился цветок.

6, 7. Таким же образом выполним еще один цветок. А если позволяет место на бумаге, то можете и еще.

8. Стебельки цветкам дорисовываем кончиком кисточки. Несложный, но все-таки пейзаж готов!

9. Вторая работа. Посередине листа сделайте желтую лужицу.

10. Раздуваем ее в разные стороны. Это солнышко.

11. В уголочке - синяя лужица.

12. Раздуваем. Получилась тучка или облачко.

13. Выполните такие тучки в каждом уголочке. Получилось солнышко с тучками.

14. И последняя работа. Она посложнее. В верхней половине листа выполните небольшую желтую лужицу.

15. Раздуваем ее в разные стороны.

16. В нижней части листа - желтую лужицу побольше.

17. Раздуваем ее.

18. Подрисуем лапки, клюв, глазик - получился цыпленок.

Конечно, не следует все три работы выполнять за раз. По одной работе за один сеанс вполне хватит. Если после вашей совместной работы, у появилось желание порисовать самому, предоставьте ему такую возможность. Если ребенку эта техника понравится, то он будет ее в дальнейшем использовать в своем творчестве.

Рисункам, созданным в технике «кляксография» можно найти и практическое применение. Кроме того, что лучший детский рисунок можно повесить на стену, оформив в бумажную рамочку, можно сделать открытку. Выполните в данной технике цветочек или солнышко. Вырежьте этот фрагмент из листа. Приклейте на согнутый пополам лист цветного картона с лицевой стороны. Открытка для бабушки или дедушки готова! Любящие бабушки и дедушки не останутся равнодушными к первым самодельным открыткам своих внуков.

Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо"
нажатием на кнопочки ниже.


Тема занятия: Кляксография и акварель

Возраст детей - 4-6 лет

Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство с нетрадиционными методами рисования.

Задачи:

Обучающие - овладение технологией кляксографии и методом примакивания акварельными красками.

Развивающие - развитие творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с нетрадиционными методами рисования.

Воспитывающие - воспитывать у воспитанников аккуратность, собранность при выполнении приёмов работы, трудолюбие, умение слушать.

Методическое оснащение:

Образцы ранее выполненных работ, иллюстраций к детским книгам.

Необходимые материалы: лист мелованной бумаги, формат А-3, чернила, палитра, акварельные краски, баночка с водой, кисти.

Ход занятия.

1. Вступление.

Кляксография - это один из приемов, который любят как дети, так и взрослые. При помощи кляксы и потока воздуха появляются необычные силуэты, которые потом художники превращают в деревья, сказочные персонажи, цветы и многое другое.

Сегодня мы с вами познакомимся лишь с одним способом кляксографии, но для начала мы познакомимся с иллюстрациями знаменитых художников, которые использовали этот метод рисования в своих работах. Это творчество Эрика Булатова и Олега Васильева.

Как вы думаете что помогло этим художникам создать образ дремучего леса?

Правильно! Кляксы!

Кляксы бывают разные: страшные и милые, злые и добрые. Все зависит от фантазии художника.

Послушайте стихотворение о кляксах.

Замечательная клякса.

В каждой кляксе

Кто-то есть,

Если в кляксу

Пальцем влезть.

В этой кляксе -

Кот с хвостом,

Под хвостом -

Река с мостом,

Судоходная река

Для судов и судака.

На мосту -

Чудак с чудачкой.

Под мостом -

Судак с судачкой,

И плывут туда-сюда

Всевозможные суда:

Туда плывут с тудачками,

Сюда плывут с сюдачками,

Отражаются в реке

Судаки с чудачками,

Чудаки с судачками.

Этой кляксе - конец,

Надо сделать новую,

В ней - огромный дворец

И балкон с коровою!

2. Подготовка детей к практическому занятию.

Ребята, сегодня и мы с Вами при помощи клякс будем создавать различные образы деревьев. А поможет нам в этом волшебная баночка с чернилами. Чернила не отстирываются от одежды, поэтому проверяем, чтобы у всех были фартуки и нарукавники.

3. Практическое занятие.

А теперь приступим к созданию кляксографии. Для этого посредине листа ставим большую кляксу чернил и начинаем дуть. Дуем таким образом, чтобы наша клякса росла вверх, превращаясь в дерево.

(Комментарий педагога к каждому этапу изготовления, помощь детям в процессе работы). Кляксы надо выдувать. Поэтому дети быстро устают.

Физкультминутка:

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

После того, как наши деревья готовы, приступаем к завершению работы, используя метод примакивания акварельными красками. На палитре смешиваем желтый и синий цвета. Получаются различные оттенки зеленого. Делаем кистью примакивания, создавая листья у дерева и траву.

В старые добрые времена, когда для письма использовались гусиные перья, которые нужно было макать в чернила, поставить кляксу на бумаге было проще простого. Стоило немного зазеваться, не до конца стряхнуть перо или просто неаккуратно дернуть рукой, и письмо бывало испорчено. На нем красовалась огромная клякса, говорящая о том, что работу придется переписывать заново. Сейчас пером пишут разве что увлеченные раритетом люди, дабы проникнуться атмосферой прошлого.

Перьевые ручки против авторучек

В советские времена появились которые нужно было самостоятельно заправлять чернилами. Конфузы с кляксами случались реже, но не были устранены до конца. Перьевые ручки, так же как и их предшественницы, продолжали портить писанину, вынуждая переделывать, переписывать и вырывать испорченные листы. Сейчас, когда правит бал авторучка, кляксу увидеть практически нереально. Случиться такое событие может лишь в экстренных ситуациях, к примеру, если в условиях жаркой погоды потечет стержень. Дети стали забывать, что такое клякса, потому что авторучка - это удобство и практичность.

Клякса в мультфильмах о школьниках-лодырях

Во многих любимых всеми нами советских мультфильмах про горе-учеников есть эпизоды, когда школьник ставит кляксу в свою тетрадь. Делая домашнее задание, которое и так кажется ему сложным, персонаж ужасно начинает злиться из-за случившейся оказии. Современные ребятишки, просматривая старые мультфильмы, задаются вопросом о том, что же такое клякса и откуда она появляется. Им тяжело понять весь механизм и историю образования кляксы, ведь те авторучки, которыми они пользуются, не текут. Здесь на помощь, как всегда, приходят родители, которые смогут не только доходчиво все объяснить, но и наглядно показать ребенку на примере красок, гуаши или акварели, как нарисовать кляксу. Узнавать все новое намного интереснее, если делать это вместе.

Совместное творчество

Форма кляксы напоминает расплывчатое пятно краски или чернил. Точнее всего объяснить ребенку о ней можно несколькими способами, для которых понадобятся альбом и краски для рисования, кисточка и простой карандаш:

  1. Первый способ - с кисточкой и красками. Обмакнув кисточку в воду, а потом, густо намазав ее краской, нужно приподнять ее над альбомным листом и подождать, пока цветная капля упадет на лист. Под силой своего веса она приобретет неповторимую форму. Кляксу рисовать просто, с этим справится даже годовалый малыш.
  2. Второй способ - с использованием простого карандаша. Как нарисовать кляксу карандашом? Просто, если не бояться и проявить немного творческих способностей, которые заложены в каждом из нас. Для этого просто стоит воспроизвести на бумаге неровные по форме и пропорциям кружки или овалы. Делать это следует, включив в работу фантазию, потому что каждая клякса уникальна. Неопытным художникам может показаться, будто они одинаковые, но это абсолютное заблуждение.
  3. Третьим оригинальным способом прорисовки клякс будет такой: для начала стоит полностью разукрасить альбомный лист или любой предназначенный для работы холст однородной краской. Затем следует окунуть чистую кисточку в обычную воду и, не стряхивая ее, подержать над разукрашенным заранее листом бумаги. Капля воды непременно упадет на холст и оставит след в виде размытого места. Это и будет клякса. Такой способ даёт ответ на вопрос о том, как нарисовать кляксу чистой водой. Используя его в качестве конкурса на мероприятиях, можно на длительное время увлечь малышей, а это, как известно, является очень ценным.

Как нарисовать кляксу и превратить ее в шедевр?

Это не всё. Получившиеся расплывчатые пятна легко превратить в забавных монстриков или чудесных медуз. После наглядных объяснений ребенку о том, как рисовать кляксу, можно приступить к этому более увлекательному занятию. Такое легко проделать, добавив несколько оригинальных деталей: глазки, носик, ротик. Можно нарисовать целые семейки похожих монстриков или же всех сделать разными. Все решает воображение и фантазия. Рисовать просто, когда делаешь это в хорошем настроении и в веселой компании. Такие интересные совместные творческие мероприятия также хорошо проводить в больших детских компаниях, например, на каком-нибудь празднике. Дети с большим удовольствием посмеются над оригинальными шедеврами друг друга.

Рисуйте вместе с детьми, всей семьей - это увлекательно и смешно.

Кляксография – это техника рисования на основе спонтанных пятен и брызг.

Использовать её можно для разных целей.

  1. Для создания декоративных фонов (в открытках, например)
  2. Для упражнений на развитие фантазии
  3. Для арт-терапии – вытаскивания образов проблемы из подсознания и преобразования их
  4. Для создания художественных произведений.

Больше материалов по теме:

Про последний пункт расскажу в другой раз, а пока давайте попробуем, что же такое кляксография.

Материалы:

Для того, чтобы заниматься кляксографией, нужна бумага. Много бумаги. Ибо процесс захватывает, и хочется “запятнать” как можно больше пространства. Поэтому берите кипу бумаги попроще – серой для письма или белой для принтера.
Ещё нужна тушь или чернила. Если оных нет, то подойдут акварельные краски. Кисть берём покрупнее. Подойдет даже малярный флейц.

Подготовка рабочего пространства:

Перед началом процесса застелите поверхность стола газетами или плёнкой. Возможно, всё вокруг тоже придется прикрыть, дабы брызги, летящие во все стороны, не испачкали интерьер. Хорошо бы и свою одежду обезопасить фартучком – тушь практически не отстирывается.

Начните рисовать акварелью уже сегодня!

Освойте основы акварельного письма с популярным курсом

“Укрощение акварели”

Кляксография, техника создания клякс:

Теперь, когда всё готово, можно начинать впадать в безумство. 🙂

  • Наберите тушь на кисть и стряхните её на бумагу, чтобы получились кляксы. Красота?

Можно импульсивно водить рукой по бумаге, можно просто капать тушь, можно наклонять лист, чтобы тушь текла в разные стороны. А еще на капли краски можно дуть, и они будут растекаться красивыми потёками. Для этого удобно брать коктейльную соломинку.

Вот парочка пятен, которые при этом получились у меня.

Первое напоминает мне цветок. А второе вызывает какие-то неприятные ассоциации с внутренними органами… Правда, это еще похоже на боб с ростком…

Я предлагаю и вам бездумно поиграть со своими кляксами. Это как раз то, что запрещали в детстве. А теперь то мы взрослые люди и можем себе позволить немного пошалить и впасть в безумство… 🙂

Отпустите свою руку и дайте ей малевать всё, что она захочет. Пусть подсознание через движения тела выплеснет наружу то, что ему нужно.

Спонтанные брызги и “дутые” кляксы, конечно, к работе подсознания имеют мало отношения, зато они хорошо украшают графический лист. Поэтому попробуй и то, и другое. В разных вариантах, и на одном листе одновременно.

И что дальше?

  • После того, как наиграетесь, передохните, разглядывая работы. Выберите те, которые вам о чем-то говорят или представляют собой интересные композиции из пятен.
  • Теперь можно включить своё воображение и завершить картины несколькими аккуратными мазками.

Вот что получилось у меня.

Вторую работу с “органом” я сначала оживила прорастающим из семени цветком. Результат все равно не радовал, а потому я оттенила черно-белое изображение цветом. В графике это вполне допускается.

Картинка эта явно несёт арт-терапевтическую направленность.

Такие работы важны не своей художественной стороной, а тем, что они значат для нас лично. Они требуют, чтобы мы вносили в них коррективы до тех пор, пока не удовлетворимся произошедшими в них изменениями. Таким образом мы как бы даём своему подсознанию путь решения проблемы.


А вот картинка с цветком была важна именно как изобразительный мотив. Я доработала её, нарисовав стебель цветка, тычинки, стрекозу-ручейника. Такую и на стену можно вешать. 🙂

Надеюсь, что и вам подобный способ создания графических изображений придется по душе. Ведь в них есть то, что так привлекает внимание – энергия движения, игра спонтанности и осознанности.

Технику кляксографии можно с успехом использовать для создания вполне художественных работ. Таких, какие мы выполняем на курсе “Акварельные Фантазии”:

Техника акварели включает в себя множество различных приёмов, которые будят фантазию, помогают раскрыться вашему внутреннему Художнику.

Я хочу, чтобы Вы попробовали свои силы в акварели и полюбили этот чудесный материал.

Поэтому предлагаю вам