Классный час 115 лет в осеевой. Внеклассное мероприятие " Литературная гостиная,посвященная творчеству В.А

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьм?мся

И друг другу улыбн?мся (улыбаются друг другу). А теперь назовите «Волшебные слова» (каждый ребёнок называет слова и передаёт мяч по кругу).

  1. Слайд №1, №2,№3, №4. Рассказ учителя о биографии В. А. Осеевой.

Ребята вы узнаёте эту женщину? Как её зовут? Чем она занималась?

Да, это Валентина Александровна Осеева. Она родилась в городе Киеве, в городе герое, в котором есть памятник «Родина мать зовёт.

Юная Валя мечтала стать актрисой, но её мечта не осуществилась.

Придя в трудовую колонию, к беспризорным детям она поняла, что её призвание воспитывать трудных детей. Это дети, у которых нет родителей. И не кому о них позаботиться. У них нет мамы, которая им расскажет сказку, споёт колыбельную.

Много лет она воспитывала детей - беспризорников, а в свободное время писала, рассказы, сказки, стихи для них.

  1. Со стихотворением «В гости к ягодам» вас познакомит Белов Кирилл.

Стих «В гости к ягодам»

На берёзовой полянке

Земляничка расцвела,

Закраснела, заалела,

В гости Груню зазвала:

«Кушай, Груня, земляничку,

Для тебя созрела я.

А поешь - запей водичкой

Из студёного ручья!»

Съела Груня земляничку,

Запила её водичкой,

Побежала на село.

А на утро всё село

В гости к ягодам пришло.

  1. Назовите ребята рассказы, с которыми вы уже знакомы: Сторож, Плохо, Что легче? и т. д. слайд №6
  2. А вот оживший рассказ «Синие листья» вам покажут Катя и Маша.

Инсценирование рассказа В. А. Осеевой «Синие листья».

6. Упр. «Хорошо - плохо». Учитель называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

Ребята играли все вместе и, и всем было весело. (СТОРОЖ)

Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят. (СТОРОЖ)

Володя подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу. (3ТОВАРИЩА)

А я правду скажу. Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ни чего не надо. (ЧТО ЛЕГЧЕ?)

А я совру, скажу будто волк на меня напал в лесу. (ЧТО ЛЕГЧЕ?)

Собака яростно лаяла. Прямо перед ней сидел маленький котёнок и жалобно мяукал. Неподалёку стояли ребята и ждали, что будет. (ПЛОХО)

Дай мне кусочек пирожка ПОЖАЙЛУСТО. (ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО)

Смотри ни чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много. (СИНИЕ ЛИСТЬЯ). (После каждого предложения необходимо спросить детей чему учит каждый рассказ).

7. Слайд №7 Дети должны подобрать к каждому рассказу верное выражение.

8. Слайд №8 «Правила дружбы» (на правильное выражение дети должны говорить «правильно», на не верное выражение «не правильно».

9. Викторина. Слайд №9, №10, №11.

10. Итог классного часа. Учитель раздаёт всем детям конфеты дружбы и доброты.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к классному часу "Экскурс по творчеству В. А. Осеевой".»

Валентина Александровна

Осеева


Валентина Александровна Осеева родилась в

г. Киеве


Юная Валя мечтала стать актрисой, но её мечта не осуществилась.

Придя к беспризорным детям она поняла, что её призвание воспитывать детей.



Стихотворение В. А. Осеевой

«В гости к ягодам»


Рассказы В. А. Осеевой

«Синие листья»

«Отомстила»

«Плохо»

«3 товарища»

«Волшебное слово»

«Сторож»

«Что легче?»


Чему учат рассказы В. А. Осеевой?

«Отомстила»

«Волшебное слово»

«Что легче?»

«Сторож»

«Три товарища»

Делиться с товарищем.

Просить прощение, если обидел друга.

Не обманывать.

Быть вежливым.

Приходить на помощь товарищу.


«Правила дружбы»

Не ссориться!

Вредничать другу!

Просить прощения, если обидел друга!

Врать другу!

Быть вежливым!

Обижать друга!

Не жадничать!

Помогать друг другу!

Не злиться!

Постоянно ссориться!


викторина

Найди портрет В. А. Осеевой


Какой рассказ написала В. А. Осеева?


К какому рассказу эти картинки?

«Сторож»

Познавательный час по рассказам В. Осеевой

Цели:

сформировать умение анализировать художественное произведение на доступном для детей уровне;

способствовать развитию речи, пополнению словарного запаса;

дать детям возможность оценить себя и свои поступки.
Оборудование : доска, книжная выставка, иллюстрации к рассказам, презентация.
Валентина Александровна ОСЕЕВА

Есть на свете волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста». Скажешь их - и люди станут к тебе добрее и внимательнее. Но, к сожалению, не все ребята знают эти слова. Вот и происходят с ними неприятности. Совсем такие, как у мальчика Павлика из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

пересказ одним из учеников.

В чем заключается главная мысль рассказа «Волшебное слово»?

(Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми)

Работа с пословицами

Соберите пословицы

учит, человек, добрый, и, добру

добрые, дана, на, жизнь, дела

добро, за, платят, и, добром

(Добрый человек добру и учит. Жизнь дана на добрые дела. За добро добром и платят.)

О ком первая пословица? (О старичке)

Объясните значение второй пословицы

Как понимаете значение третьей пословицы?

Какие « волшебные слова» вы знаете?

(На доску выносятся слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо)

дети читают стихи "Волшебные слова"

"Здравствуйте"

"Доброго пути"

"Спасибо"

"Пожалуйста"

"До свидания"

Только ли важно знать «волшебные слова»?

(Нет, еще более важно правильно их произносить)

Произнесите слова правильно, обращая внимание на тон, громкость, мимику.

Но не только о «волшебных словах» можно узнать из рассказов Осеевой.

Семнадцать лет проработала Валентина Александровна с детьми. Любила их и понимала. И книги свои писала для того, чтобы выросли все девочки и мальчики честными и воспитанными людьми.

А чтобы стать воспитанным человеком, мало знать и говорить «волшебные» и вежливые слова. Воспитанный человек - это тот, кто не будет сидеть, равнодушно поглядывая в окно, если рядом, в переполненном трамвае или автобусе, стоит пожилой человек, маленький мальчик или девочка. Тот, кто не съест всё печенье, ничего не оставив маме и бабушке, как это сделали Вова и Миша из рассказа В. Осеевой «Печенье». И уж точно, воспитанный человек никогда не будет обижать тех, кто слабее его, например собаку. А именно так и поступила девочка Таня из рассказа «Кто всех глупее».

В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.


С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".
Читать вы все умеете. Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.

Определите по рисункам рассказы В.Осеевой

(«Что легче?», «Сыновья»)

Почему мальчики боялись идти домой? (Зачитать ответ)

Сценка «Разговор мальчиков в лесу»

Что произошло с мальчиками дома?

Объясните название рассказа «Что легче?»

(В жизни следует быть правдивым человеком. Правду как ни прячь, она все равно выйдет наружу. Надо быть честным перед собой и другими людьми.)

А как бы поступили вы на месте мальчиков?

Какие пословицы подобрали к рассказу?

(Правда суда не боится. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь)

Что же легче сказать?

(Правду) (Слово правда выносится на доску)

Пересказ рассказа «Сыновья» по картинному плану

Кого из мальчиков старик считает настоящим сыном? Почему?

(Третьего мальчика. Он помог маме нести тяжелые ведра с водой.)

Что проявил сын по отношению к матери?

(помощь, заботу - слова выносятся на доску)

Расскажите, как вы помогаете своим родным. (Рассказы детей)


Я хочу проверить действительно ли вы такие все хорошие и умненькие, Для этого я вам загадаю загадки, а они у меня особенные. Если сама загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем вместе хором сказать: «Это я. это я, это все мои друзья».Эти слова надо говорить не на каждую загадку. Если загадка вредная – надо промолчать. Будьте внимательны!

Кто из вас, проснувшись бодро,

С добрым утром скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

У кого из вас в порядке Сумка,

книжки и тетрадки?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго спасибо?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?
- О чем мечтал Юра из рассказа «Хорошее»?

(О хороших поступках)

О каких делах мечтал Юра?

Как Юра поступал на самом деле?

Что ему посоветовала мама?
- Чему учит произведение?

(Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)

Чтение по ролям

После прочтения

Что хорошо в рассказе, а что – плохо?

(Мысли, желания) (Поступки мальчика)

На доску выносятся слова хорошо, плохо .

Какое чувство проявил Юра по отношению к сестре, няне, Трезорке?

(Грубость) (Слово выносится на доску)

Назовите антоним к слову грубый (вежливый)


Вопросы и задания

1. Почему писала В. А. Осеева маленькие рассказы?

2. Что значит быть воспитанным человеком?

4. Какие «волшебные слова» вы знаете?

5. Расскажите какой рассказ вам понравился и объясните почему.


7.Итог урока

Как бы вы ответили на вопрос:

О чем заставляет нас задуматься В.А.Осеева в своих произведениях?

(О том, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя.

Как правильно поступать с друзьями, родными, чужими незнакомыми людьми)

Что хорошего можно сделать по отношению к людям?

(Быть вежливым, честным, заботливым, помогать всем кто нуждается в помощи, не брать чужого, быть добрым…)

Обращение к словам В.А.Осеевой:

В каждом из вас, ребята,

есть волшебная сила –

Классный час «Великая сила слов и поступков»

Цель: развивать нравственные качества личности учащихся через работу над рассказами В. Осеевой.

Задачи:

Образовательные:

* Формирование умения учащихся анализировать художественное произведение на доступном уровне, прогнозировать события.

* Совершенствование навыков правильного и осознанного чтения.

* Совершенствование умения оценивать поступки других людей с позиции морали, умения рассуждать и находить выход из проблемных ситуаций.

* Закрепление знаний учащихся по теме: «Творчество В. Осеевой».

*Ознакомление учащихся с пословицами.

Воспитательные:

*Воспитание честности, чувства ответственности за свои поступки, уважения и вежливости во взаимоотношениях.

Ход мероприятия.

Организационный момент.

Под звуки музыки «Дорогою добра» дети рассаживаются по местам.

Дети, вам знакома эта песня? (ответы детей)

Давайте и мы улыбнемся друг другу, ведь это такое простое и доброе дело.

Поднимите, руку, кто из вас сегодня, уже сделал хоть какое-

нибудь доброе дело? (ответы детей). И я тоже сделала – я пожелала всем

здоровья и улыбнулась.

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать,
И подарить его людям
.
(С. Островой)

Сегодня мы поговорим о добре и зле, о вежливости, о нас с вами. И

попробуем из грустной картины создать добрый радостный мотив. - А проведём его с замечательным автором детских коротких рассказов Валентины Александровы Осеевой и создадим образ добра, узнаем в чём заключается волшебная сила слов и поступков.

Вспомним биографию писательницы.

Ученик 1:

Мы нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет назад. Так же, как и мы, она училась, только в гимназии. В.А.Осеева мечтала стать актрисой, но стала педагогом в детских домах и колониях для детей.

Ученик 2 :.Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала нам о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Ученик 3 . Родилась 28 апреля 1902 года.

Как вы думаете, почему Валентина Александровна Осеева писала такие короткие рассказы. Оказывается, она оставила все детям письмо.

Письмо - обращение В. А. Осеевой к читателям, послушайте, я его прочитаю: (послушать ауди запись)

«Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.

Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

Инсценировка и обсуждение рассказа «Волшебное слово»

- Ребята, какому герою можно отнести эти слова»

сказал

сердито буркнул

сжал кулаки

засопел от обиды

крикнул

стукнул кулаком по скамейке

вдруг замолчал

подошёл боком, потянул за рукав, глядя в глаза, тихим голосом сказал

заглянул в глаза и прошептал, расцеловал в обе щёки

сидел притихший, положил руку на плечо и тихо попросил

(Павлик из рассказа «Волшебное слово»)

Я знаю много сказочных волшебных слов, но, произнеся их, чудес не происходит. (Учитель произносит: сим –салабим, абра-кадабра).

Разве в жизни слова могут быть волшебными? Оказывается, могут. Давайте посмотрим инсценировку рассказа В.Осеевой

1. Почему все герои вдруг стали выполнять желания Павлика?

2. Как волшебное слово меняет героев?

3. Как меняется поведение Павлика? (Волшебное слово изменило главного героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к ним.)

Что это за волшебные слова? Оказывается, это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. Волшебными они стали потому, что без них просто невозможно обходиться. (В. Осеева «Волшебное слово». Слово «пожалуйста».)

. О чем заставил нас задуматься этот рассказ? (Доброе отношение к людям, вежливость приносят радость, рождает доброе отношение к самому себе.

Работа с пословицами «Соберите пословицу»

Варианты пословиц в конвертах на листочках.

Какая из пословиц выражает главную мысль рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово»?

Вариант 1

Где труд, там и радость.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Добрый человек добру и учит.

Нет друга лучше, что родная матушка.

Вариант 2

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Друзья познаются в беде.

Добрый человек добру и учит.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Вариант 3

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Добрый человек добру и учит.

Старый друг лучше новых двух.

Физминутка Игра «Вежливо – невежливо»

(если вежливыми были действия, то всаете, если невежливыми – приседаете).

    Поздороваться при встрече….

    Толкнуть, не извиниться…..

    Помочь подняться, поднять упавшую вещь….

    Не вставать, обращаясь к учителю…..

    Не уступить место пожилому человеку…..

    Поздороваться, когда входите в класс…..

    Бегать по коридору на перемене и громко кричать…..

    Не обижай и не унижай своего товарища…..

Я надеюсь, что вы не только знаете правила вежливого человека, но и будете на практике их выполнять.

Стихотворение читает 1 ученик:

Добрым быть совсем-совсем непросто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

На дворе, весна. А рассказ, о котором мы будем говорить, называется «Синие листья»

Беседа по вопросам

Бывают ли в природе синие листья?

ОСЕЕВА. СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена.

Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

Кто, главные герои? (Лена, Катя)

Что происходит между детьми?

Почему Катя не дает карандаш? Хочет ли она его дать?

Почему Катя так себя ведет? Что вы можете сказать о поведении Лены? Как вы думаете, возьмет она карандаш?

Каковы главные слова всего произведения?

(Надо так давать, чтобы можно было взять)

Вывод: Вежливыми должны быть не только слова, но и поступки, чтобы

за них не пришлось краснеть, ни вам, ни родителям, ни друзьям.

На столе у вас лежат листочки и цветные карандаши. Сейчас подумайте, как бы вы поступили, если бы у вас попросили карандаш? Раскрасьте листик дерево:

- синим , если вы поступите, также как героиня рассказа Катя. Не дам

- зеленым , если поделились бы с Леной, не у кого не спрашивая. Дам

- красным , если не знаете, как поступить. Не знаю

Размещаем свои листики на дереве.

Рассказ «Печенье»

"Печенье" В.А. Осеева

Рассказ для детей

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

Как заканчивается рассказ? (Ребята съели все печенья)

Какими были Вова и Миша? (жадными)

Какие советы вы бы дали ребятам?

В этом нам поможет игра.

Игра «Ларец - добродетелей.»

Как вы думаете, что там?

Кто желает произнести заветные слова: «Если я хочу стать добрее, мне

нужно научиться..? (взять из ларца записку):

    помогать там, где нужна моя помощь;

    понимать другого;

    заботиться о близких;

    выручать друзей в беде;

    не сориться;

    улыбаться тем, с кем общаешься;

    сочувствовать.

Итак, я предлагаю составить правила вежливости.

    Будь внимательным к людям.

    Не будь грубым.

    Не причиняй другому неприятностей, обид.

    Помогай тому, кому трудно.

    Будь трудолюбивым и отзывчивым.

    Уважай старших, помогай малышам.

    Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.

Если вы будете выполнять эти правила, то будете очень красивыми людьми.

Ведь как гласит пословица:

«Не одежда красит человека, а его добрые дела».

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой.

А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно.

В произведении В.А. Осеевой опять есть такой момент, когда мы можем пройти мимо, не замечая, что кто то, нуждается в нашей помощи это конечно рассказ «Просто старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – отвечал мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.

Чему удивилась девочка? (Потому что, мальчик пришел на помощь совсем посторонней бабушке.)

Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить для себя самые главные слова.

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

«Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарит нас природа, - это дружба»

Ларошфуко Франсуа Де .

Три товарища (рассказ)

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
– Почему ты нe ешь? – спросил его Коля.
– Завтрак потерял…

Плохо, – сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!
– А ты где его потерял? – спросил Миша.
– Не знаю… – тихо сказал Витя и отвернулся.
– Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, – сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
– Бери, ешь.

В рассказе, мальчик делиться своим обедом, не спрашивая не каких объяснений.

Что можно сказать о Володе. (ответы детей)

Вывод: Так поступает настоящий друг.

Стихи о дружбе читают дети

Ну а все же, что обозначает.

Это слово, Значит, что оно?

Навещай его по доброй воле,

Школьные уроки приноси.

Плохо сделал или не сказал,

Попробуем вспомнить пословицы о дружбе.

Я начну, а вы продолжайте:

1. Все за одного, а один за..(всех).

2. Семеро одного…(не ждут).

3. Один в поле…(не воин).

4. Старый друг лучше..(новых двух)

5. Нет друга – ищи, а нашел –…(береги).

6. Не имей сто рублей, а имей сто… (друзей).

7. Друг познается …(в беде).

8. Без беды друга …(не узнаешь).

Хотелось бы провести тренинг для поднятия настроения.

Все слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза.

Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения.

Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки,

ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная

музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите все добро и

хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас

появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе согревшее душу

настроение.

Откройте глаза. Посмотрите вокруг.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой,

уходя из класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с

вами.

А, напоследок, я хотела бы вам, дать напутствие.

Стань добрым волшебником!

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!!!

Рефлексия

И тогда в жизни, как и в сказке, добро будет побеждать зло.

Если сравнить доброту с солнцем, то какие бы слова вы написали на лучиках? (Дети обводят ладошки и пишут добрые слова

Я надеюсь, что урок посвященный произведениям В. Осеевой не прошел сегодня зря.

Чему учат рассказы В.А. Осеевой.

-Мы учились задумываться над чужими поступками и сравнивали их со своими.

- В дальнейшем вы будете настоящими друзьями, и поступки наши будут добрыми. (Дети встают, берутся за руки и припевая песню двигаются из стороны в сторону образуя круг)

Звучит песня «У друзей нет выходных…»

Мы нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет назад 28 апреля 1902 года. Так же, как и мы, она училась, только в гимназии. В.А.Осеева мечтала стать актрисой, но стала педагогом в детских домах и колониях для детей.

Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала нам о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Первый рассказ «Гришка». Первая книга «Рыжий кот».

Сама писала пьесы, ставила их вместе с детьми.

Мы прочитали много рассказов В.Осеевой.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Стихи о дружбе читают дети

    Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает.

Это слово, Значит, что оно?

    Дружба – если друг твой болен

И не может в школу приходить,-

Навещай его по доброй воле,

Школьные уроки приноси.

    Если друг твой что – то к сожаленью,

Плохо сделал или не сказал,

Надо честно, прямо без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

    Может быть, понять он все не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

    Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Конспект урока литературного чтения в начальной школе

Тема: В. Осеева «Потерянный день»

Ход урока:

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным,
Ты читай, не отставая,
Слушай, не перебивая!
Говори ты четко, внятно,
Чтобы всем было понятно,
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать!

С каким настроением вы сегодня пришли в школу?
-А чего ждете от урока?
-Я надеюсь, что урок будет интересным и даст вам новых открытий! Без вас мне не справиться! Будете мне помогать?

1 слайд
Урок литературного чтения. Чему мы учимся на уроках?(читать, рассуждать, любить книгу )
Девиз урока: «Книги-наши друзья»
Вы читаете не только в школе, но и дома.
И у вас, наверняка, уже есть любимые книги. Вы не хотите познакомить нас с ними?

Презентация книги (Дети рассказывают о своей любимой книге ).
-Кто знаком с этой книгой?
- А кого она заинтересовала?

2 слайд
Как называется раздел? («Учимся уму-разуму»)
-О чем будем читать?
-Какая жизненная мудрость в рассказе «Три товарища»?

Проверка домашнего задания
Чтение по ролям В. Осеева «Три товарища»
-На что нужно обращать внимание при чтении? (на вопросительные предложения…)
-Чье чтение вам понравилось?

Сообщение темы урока
Прочитайте тему урока:
В. Осеева « Потерянный день»
-Назовите автора. Кто помнит ее имя, отчество? (Валентина Александровна )
- А что вы о ней знаете?
(родилась в Киеве в семье инженера, в юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет, 16 лет отдала воспитанию беспризорников и правонарушителей, а на досуге сама писала пьесы и рассказы и ставила их вместе с детьми )
-Какие произведения вам знакомы? («Синие листья»,«Плохо», «На катке» )

3 слайд
-Прочитайте название «Потерянный день». Вас что-то удивило?(как это день может быть потерянным? )
-Давайте разделим заголовок на части.
-Прочитайте первое слово.(потерянный )
-Что может быть потерянным? (Учитель достает из коробки разные предметы- ручки, резинки, ключи и т.д )
- Почитайте второе слово.(день )
-Что такое день?(Это промежуток времени )
Проблемный вопрос: Как может день потеряться?
Это будет на проблемный вопрос, на который мы будем искать ответ.

4 слайд
Постановка учебных задач:
- Давайте поставим учебные задачи:
-познакомиться с произведением В. Осеевой
-учиться рассуждать
-проанализировать поступки героев
-узнать,чему учит это произведение

Первичное чтение(Стратегия «Чтение с остановками»)
Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.
Учитель читает текст
Проверка первичного восприятия
-Какое впечатление произвело на вас это произведение?
- Определите жанр произведения –сказка, рассказ, стихотворение.(рассказ )
-Почему? (События могли происходить на самом деле, написано в прозе, нет рифмы )

Вторичное чтение, анализ рассказа
- Назовите героев рассказа. Давайте перечитаем текст. Понаблюдаем за ними.(читают 2-3 человека )

Самостоятельная работа в парах
- Вы перечитываете рассказ, отвечаете на вопросы.
Прочитайте первый вопрос
Проверяем
Прочитайте 2 вопрос.
Прочитайте 3вопрос.
-Давайте прочитаем вопросы вместе.
(Кто испытывает затруднения, тот поднимает сигнал «светофор» - красный сигнал).

Проверка самостоятельной работы

Назовите главных героев (Витя, брат Вити, его товарищ )

Характеристика героев (Стратегия «Черты характера»)

Каким вы представили себе Витю?(Маленький,возможно, дошкольник или младший школьник )
-Каким представили его брата?(ему лет 10 )
- Каким представили его товарища? (его ровесник. Раз он переживает, что потерял день,значит, чем-то увлекался )
-Почему автор не дает им имен? (это неважно )
-Кто главный герой? (Витя )
Почему? (именно он пытается выяснить для себя что-то важное, что-то узнать )

Работа в группах «Соедини героя и его характер»
(в левом столбике - характеристики, в правом - имена героев)

Брат Вити - трудолюбивый, организованный ;
Витя - любопытный ;
Товарищ брата Вити - ответственный ;

Какой герой вам симпатичен? Почему?

Обобщение (по группам)
-Вы получаете вопросы и задания (разрезанное изображение часов, на обратной стороне вопросы)
1 группа - подготовиться к выразительному чтению рассказа по ролям
2 группа - Назовите главную мысль произведения. Найдите ее в тексте.
3 группа - Содержит ли эта история поучительный урок для вас?
В чем он состоит?
4 группа - Какой герой ближе вам. Почему?
5 группа - Соберите пословицы (у доски на магниты или на экране)

Например:
- Делу время, потехе - час;
- Минута час бережёт;

Рефлексия
-Что у нас получилось? (изображение часов )
- Прикрепите стикеры к часам, если вы считаете, что время на уроке вы потратили не зря, если считаете, что зря, на другую часть доски.

Мы знаем-время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагружённое. Пустое-
Часов и дней напрасный счёт
пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки.
Но положив их на весы,
Находим долгие минутки
и очень краткие часы.

Презентация на тему: В. Осеева «Потерянный день»

Классный час

«МУДРЫЕ УРОКИ ВАЛЕНТИНЫ ОСЕЕВОЙ»

Художественная литература является одним из важнейших средств духовно-нравственного воспитания. Сегодня проблемы жестокости и равнодушия среди детей становится явной. Необходимость воспитания у подрастающего поколения таких качеств как доброта, отзывчивость, сопереживание, милосердие не вызывает сомнения. В связи с этим хочется обратиться к произведениям Валентины Осеевой, которые остаются актуальными и в наше время. В увлекательной форме писательница помогает понять, что такое дружба, честность, уважение и любовь к людям, чуткость к окружающим.

Классный час был проведен с учащимися 3 класса. При выборе данной формы все дети активно вовлечены в деятельность. Подготовительная работа предполагает чтение произведений Валентины Осеевой на уроках и дома.

Цель: развитие нравственных качеств посредством чтения детской художественной литературы.

Задачи:

Личностные: расширять знания детей о важнейших нравственных качествах; воспитывать нравственные качества обучающихся через анализ произведений; формировать умение эмоционально откликаться на события, происходящие в произведении.

Метапредметные: развивать умение строить продуктивное речевое высказывание, используя информацию, полученную на занятии и свой жизненный опыт, развивать умение участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано строить свою; учить работать в группе.

Оборудование: мультимедийная презентация, 3 листа форматом А3, карточки с биографическими сведениями и фотографиями Валентины Осеевой, карточки с отрывками из произведений Осеевой, кармашки, шаблоны листочков, цветная бумага.

Ход классного часа

Организационный момент.

Учитель: У каждого из нас сейчас свое настроение: кто-то возбужден, кто-то удивлен, кто-то заинтересован. Закройте глаза, вытяните руки вперед ладонями вверх, представьте то, что о чем я вам буду рассказывать. Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на ладошки. Почувствуйте, как он согревает ваши ладошки, вдохните его удивительный запах, послушайте приятную музыку. Приложите ладошки к сердцу и мысленно поместите в него свой цветок. Постарайтесь запомнить, что вы сейчас чувствуете. Я надеюсь, что теплые чувства и хорошее настроение вы пронесете через все занятие.

Вступительная часть.

Учитель: Писатель Юрий Олеша сказал: «Золотая полка - та, на которую ставят любимые книги». (Слайд 2)

А какая ваша любимая книга? Кто ваш любимый писатель?

Попадалась ли вам такая книга, после которой вам захотелось что-то сделать, изменить себя?

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к известной детской писательнице. Ее рассказы читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Кто же это? Поиграем в игру «Четыре картинки - одно слово». Постарайтесь узнать ее имя по иллюстрациям к произведениям. (Слайд 3)

Вы уютно устроились за тремя столами и готовы к разговору. (Класс делится на группы)

Свои произведения Валентина Осеева написала давно. Сегодня я вам предлагаю вспомнить ее рассказы и поразмышлять, а могут ли они помочь нам в жизни сейчас?

Мы не только вспомним произведения Осеевой, но и в ходе нашего разговора изготовим лэпбук. Что же это такое? Это слово образовано из двух слов: lap и book. Вспомните уроки английского языка. Какое слово вы сможете перевести на русский язык?

Если это слово переводить дословно, то лэпбук - это книжка на коленях. У каждой группы должна получиться папка с кармашками, мини-книжками, окошками, в которой мы соберем все, что узнаем и вспомним о Валентине Осеевой и ее творчестве.

Основная часть.

Знакомство с биографией.

Учитель: Рассказы Валентины Осеевой вы уже читали, а вот о ее жизни нам известно пока немного. Сейчас вы поработайте с информацией из биографии Осеевой и в ваш лэпбук поместите фотоальбом о жизни и творчестве писательницы. (Дети в группах работают с предоставленной информацией и оформляют мини-книжку, в которой находятся фотографии и биографические сведения о писательнице)

Что вы узнали о биографии Валентины Александровны Осеевой? Что вас заинтересовало? (Слайды 5, 6)

Осеева- писательница.

Учитель: Из выступлений ребят, вы узнали, что Валентине Александровне пришлось работать в детских колониях, где находились беспризорные дети, лишенные присмотра родителей, бездомные. Некоторые из них иногда проявляли грубость в отношении к товарищам и взрослым. Но писательница очень любила детей, и поэтому для своих воспитанников стала писать рассказы, чтобы помочь этим детям стать лучше.

К классному часу вы читали рассказы Осеевой. (Слайд 7)

Давайте знакомые книжки откроем,

И снова пойдём от страницы к странице,

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться!

Сегодня мы с вами проведем викторину и узнаем лучших знатоков ее рассказов. (Представитель группы вытягивает карточки с вопросами)

1) По началу текста узнайте, как называется рассказ:

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

Жила-была девочка. И был у нее петушок. Встанет утром петушок, запоет: - Ку-ка-реку! Доброе утро хозяюшка.

У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и прости Лена Катю: - Дай мне зеленый карандаш.

2) Ответьте на вопросы:

Назовите главного героя произведения «Волшебное слово».

Почему в рассказе «Волшебное слово» мальчик был рассержен и хотел даже убежать из дома?

Какое волшебное слово сказал старичок в произведении «Волшебное слово»?

Как нужно произносить «волшебное слово»?

Кого действительно можно назвать товарищем Вити из рассказа В.Осеевой «Три товарища»

Что случилось с собакой в рассказе «Кто хозяин»?

Как вы думаете, какой проступок совершили Вова и Миша в рассказе В.Осеевой «Печенье»?

Почему Лена нарисовала синие листья в одноименном рассказе?

Почему в рассказе В.Осеевой «Сыновья» старичок, встретив женщин и их сыновей у колодца, сказал, что он видит только одного сына?

Подводится итог викторины. Учащиеся в лэпбуке оформляют мини-книжку «Викторина»: приклеивая на страницу карточку вопросом, а с обратной стороны размещают ответ.

Дома вы можете еще составить вопросы для викторины, а затем добавить их в мини-книжку.

Учитель: Как вы думаете, почему Валентина Осеева писала такие короткие рассказы?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".

Учитель: В 1946 году Валентина Осеева стала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи». В ней писательница показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляется их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. В 1952 году эта книга была отмечена государственной наградой - Сталинской премией 3 степени. (Слайд 8)

В 1959 году вышла повесть «Динка». Эта книга имеет автобиографические корни. Повесть посвящена жизни десятилетней девочки после революции 1905 года. Главная героиня так понравилась детям, что они в своих письмах к Осеевой просили написать продолжение этой истории. Так появляется вторая книга «Динка прощается с детством».

Я вам предлагаю создать в лэпбуке кармашек «Советуем прочитать». Каждый из вас может поместить в него карточку с названием произведения Осеевой, которые вы рекомендуете прочитать и другим ребятам. (В кармашек помещаются иллюстрации обложек книг, далее он может пополняться рекомендациями детей)

Осеева-поэт.

Учитель: Мы читали рассказы Валентины Осеевой. Но мало кто знает и другую сторону ее творчества. Валентина Осеева писала не только рассказы и повести, но и стихотворения. Они печатались в журналах «Мурзилка», «Дружные ребята», «Затейник». Ваши мамы и папы, когда им было столько же лет, как вам, с удовольствием читали эти журналы. Давайте познакомимся с некоторыми стихами.

(Ребята получают карточки со стихотворениями, читают их в группах, выбирают одно для чтения классу, оформляют мини-книжку «Стихотворения В.Осеевой»)

Учитель: А что вы почувствовали, читая и слушая произведения Валентины Осеевой?

4. Мудрые уроки Валентины Осеевой

Учитель: Какими бы ни были произведения Осеевой, большими или маленьким, рассказами или стихотворениями, ей очень хотелось, чтобы ребята не просто читали их, а, прочитав рассказ, размышляли над хорошими или плохими поступками ее героев и над своими собственными.

О чем вы задумались, читая дома рассказы Валентины Александровны? Чему они вас научили?

Сейчас каждая группа поработает с отрывками из произведений Осеевой. Ваша задача прочитать его, найти самые важные слова в нем и порассуждать, какой урок дает нам автор. (Группы получают отрывки из произведений, подчеркивают цитаты и размышляют над ними)

1) Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, - хмуро пояснил он. - Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

Давай поищем вместе!

2) Погладила девочка щенка и говорит:

Был у меня петушок — я за него курочку взяла, была курочка — я её за уточку отдала, теперь уточку на щенка променяла.

Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал.

Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить.

Проснулась девочка — никого у неё нет!

3) На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
- Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.

4) Динка с сочувствием смотрит на худую, щуплую фигурку Никитича, на рубашку, на рваный пиджак. Ей хочется утешить старика.

Так это ведь только вещи. А мама говорит, что из-за вещей стыдно сильно расстраиваться; надо расстраиваться, если с человеком что-нибудь случится, - серьезно говорит она.

5) Сам Павел Васильевич - выдумщик и мастер на все руки.

Квартира Трубачевых была обставлена красивой и замысловатой мебелью его работы. Круглый шкафчик вертелся вокруг своей оси. Посреди комнаты стоял обеденный стол с откидными стульями.

Всякое дело любит, чтобы человек в него душу вкладывал, - говорил Павел Васильевич.

6) Старик показывает детям будильник и блестящий школьный звонок.

Вот как зазвоню, чтобы мигом собирались! Ну, говори, Динка, что тебе по душе? Скамеечку ли будешь мастерить или выпиливать себе? Одним словом, ставь перед собой цель, а поставишь цель - добивайся. Не так, чтоб какое дело начать, а потом бросить и другое начать. Этого я не позволю. Ну, выбирай, что будешь мастерить?

Учитель: Какие же мудрые уроки дает нам Валентина Осеева?

Выслушиваются высказывания детей.

Давайте мы поместим эти отрывки в отдельный кармашек и заполним ромашку, в которой на лепестках запишем, чему учат нас произведения Валентины Александровны. (В лэпбуке создают кармашек «Мудрые уроки Валентины Осеевой», куда помещают прочитанные отрывки из произведений. Заполняют лепестки ромашки и вклеивают ее в лэпбук. Часть лепестков может остаться свободной и дополняться после чтения произведений дома)

Учитель: При чтении произведений Осеевой дома вы можете выписывать понравившиеся цитаты из рассказов Валентины Осеевой и помещать в этот кармашек.

IV . Заключение. Рефлексия.

Учитель: Вот и подходит к концу классный час. Вернемся к нашему вопросу: могут ли помочь рассказы Валентины Осеевой нам в жизни сейчас?

Выслушиваются ответы детей.

Иногда говорят «Эта книга перевернула всю мою жизнь». Чтение это не просто занятие, которым мы заполняем свободное время. Под влиянием умных книг мы меняемся: книга делает нас добрее, умнее, опытнее. Книга развивает наш ум и наше сердце.

Мы тоже сегодня создали необычную книгу. А как мы ее можем использовать? (Можем обратиться к ней на уроках при чтении произведений Валентины Осеевой, предложить ребятам другого класса для знакомства с творчеством писательницы, использовать для выставки и т. д.)

Наш классный час хотелось бы завершить словами известного писателя Константина Паустовского «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги» и не забывайте совет Валентины Осеевой: читать и думать (Слайд 9)

При подготовке были использованы следующие информационные материалы.