Картины мордовских художников. Художник Сычков Федот Васильевич: биография, особенности творчества и интересные факты

Сычков Федот Васильевич (1870-1958) — известный российский художник . Является заслуженным деятелем Мордовской АССР, заслуженным деятелем искусств РСФСР, народным художником Мордовской АССР.

Ф.В.Сычков родился 13 марта 1870 года в с. Кочелаево, Мордовия, в бедной крестьянской семье. Рисованием и живописью стал увлекаться ещё в раннем детстве. Во время пребывания в родном селе работал в иконописной мастерской и создавал портреты односельчан по фотографиям. После того, как Федот Васильевич написал картину «Закладка станции Арапово», увидевший её директор рисовальной школы Е. А. Сабанеев посоветовал отправить молодое дарование в Петербург для профессионального обучения живописью.

Федот Васильевич Сычков отправился в Петербург в 1892 году. Здесь он обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также в Высшем художественном училище при Академии художеств. Также брал уроки у . Этого обучения и собственного таланта неординарного художника оказалось достаточно для того, чтобы прославить его имя на всю страну. Удивительные по насыщенности и эмоциональности картины и сегодня производят неизгладимое впечатление на зрителя. Он рисовал обычных людей, крестьян, детей, повседневные сцены из жизни людей, сельские праздники и так далее. Эти сюжеты были настолько знакомы и понятны обычному зрителю, что искусство Федота Сычкова стало по-настоящему популярным. Его работы неоднократно участвовали в российских и международных выставках и заслужили немало наград и премий. Великий русский художник умер в Саранске в 1958 году. За свою жизнь он написал более 700 картин и свыше тысячи этюдов.

Сычков Федот Васильевич

Блондинка-кокетка

Возвращение из школы

Возвращение с сенокоса

Девочка, собирающая полевые цветы

Девушка в синем платке


Имя самобытного мордовского живописца, творившего в первой половине 20 века – Федота Васильевича Сычкова вошло в историю живописи к разряду "Забытых имен". Однако в свое время образы его русских девушек были очень популярны не только в России, а и за ее пределами. Так в 1910-е годы картины живописца имели небывалый успех в парижском Салоне, где их охотно раскупали любители живописи, проявляющие искренний интерес к русской деревенской жизни.


Ф.В. Сычков прожил долгую и плодотворную жизнь, написал около шестисот картин и свыше тысячи этюдов. Главной тематикой творчества живописца была деревенская жизнь, сельские праздники, народные гулянья, зимние забавы молодежи. Огромное наследие мастера разошлось по всей стране и за рубеж. Его работы хранятся во многих музеях и частных коллекциях мира. А в начале ХХ века были очень популярны красочные открытки, выпущенные издательством Ришар, являющиеся на сегодняшний день раритетом.


Родился будущий художник в марте 1870 года в бедной деревенской семье в селе Пензенской губернии. С раннего детства он вместе с матерью ходил по деревням с сумой, из-за чего их односельчане дразнили нищими. Для мальчика это было так унизительно, что с малолетства он мечтал научиться какому-нибудь ремеслу, чтобы зарабатывать на жизнь своим трудом.

Бабушка Федота настояла на том, чтобы отдать внука в трехклассную земскую школу. Там мальчик сразу же проявил большой талант к рисованию, а его учитель всячески пытался развить в нем этот дар.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/xudozhnik_Fedot_Sychkov_06-e149892408291.jpg" alt="«Христославы». (Дети старой деревни). Автор: Федот Сычков." title="«Христославы». (Дети старой деревни).

Видя в юноше незаурядный талант и стремление, земляки помогли деньгами Федоту. И он окончил Рисовальную школу в Петербурге, правда, не за шесть лет - как все, а за три года, так как умудрился в короткий срок освоить всю учебную программу.

Письмо с войны". А вот о дипломе не могло быть и речи, та как у художника не было документа о полном среднем образовании.


Так и пошел Федот Сычков в дальнейшем по творческому пути без диплома, но имея незаурядный талант и стремление развиваться и созидать.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219412078.jpg" alt="Портрет жены.

А в 1908 году Сычков с женой отправился в путешествие по Италии, Франции, Германии, чтобы воочию увидеть творения мирового искусства. За границей он написал множество серийных пейзажей и выставлял свои работы в парижском Салоне.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Fedot_Sychkov_-009.jpg" alt="«Девушка в синем платке».

Вернувшись после революции на родину, художник начал оформлять революционные праздники, писать жанровые полотна о жизни в новой стране. В 1937 году художник, разочаровавшийся в новых порядках и, чувствуя свою невостребованность, пытался уехать из России.

Но по воле случая его творчество было замечено и оценено по достоинству, Федот Васильевич был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Мордовской АССР. За последующие годы жизни художник напишет большое множество колоритных картин, пронизанных позитивом, молодостью, энергетическим зарядом.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Fedot_Sychkov_-023.jpg" alt="Русская женщина в красном платке на фоне пейзажа. (1923)." title="Русская женщина в красном платке на фоне пейзажа. (1923)." border="0" vspace="5">


https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Fedot_Sychkov_-002.jpg" alt="У хаты».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/xudozhnik_Fedot_Sychkov_05-e149892404287.jpg" alt="«Подружки».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/xudozhnik_Fedot_Sychkov_08-e149892416010.jpg" alt="«Колхозный базар».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/xudozhnik_Fedot_Sychkov_09.jpg" alt="«Снежный ком». (1910).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/xudozhnik_Fedot_Sychkov_11-e149892429537.jpg" alt="«Возвращение с сенокоса».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/xudozhnik_Fedot_Sychkov_14-e149892443128.jpg" alt="«Свободное время». (1910).

Трудный переход

Русский и советский живописец, заслуженный деятель искусств Мордовской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник Мордовской АССР.

Автопортрет

Художник Федот Васильевич Сычков родился в марте 1870 года в селе Кочелаево, Наровчатского уезда, Пензенской губернии, в бедной крестьянской семье.

Окончил три класса земской школы села Кочелаева и занимался рисованием с учителем школы П.Е. Дюмаевым. После окончания школы трудился в иконописной мастерской, писал фрески в местных церквях, писал портреты по фотографиям.

С 1885 по 1887 годы работал в городе Сердобске (Пензенская губерния) учеником у подрядчика иконописца Д.А. Решетникова, потом вернулся в родное село, писал иконы и портреты односельчан.

В 1892 году генерал И.А. Арапов (генеральское имение находилось вблизи села Кочелаева) заказал у молодого художника картину «Закладка станции Арапово», а потом показал эту картину директору Рисовальной школу для вольноприходящих Е.А. Сабанееву. Картины настолько впечатлила руководителя школы, что он посоветовал генералу отвезти Федота Сычкова в Петербург.

И.А. Арапов помог молодому художнику добраться до столицы и поступить в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. А через три года Сычков стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств. В 1900 году Сычкову было присвоено звание художника.

После окончания училища Федот Васильевич вернулся на родину.

В 1905 году за картину «Мяльщицы льна» художник получил премию Куинджи на Весенней выставке Академии художеств, а в 1908 году отправился в путешествие по Европе, писал пейзажи и морские виды, достаточно регулярно участвовал во всероссийских и международных выставках, в том числе и на выставках Товарищества передвижных художественных выставок.

После Октябрьской революции художник покинул Петербург (его мастерская была разграблена и большинство картин художника было уничтожено) и вернулся на родину, участвовал в оформлении революционных праздников, писал жанровые картины о жизни односельчан, портреты и натюрморты.

Его совсем не радовали произошедшие на селе изменения, а после того, как новые Кочелаевские власти решили его раскулачить, как кустаря-единоличника, решил покинуть Россию. Дело в том, что художник активно участвовал в выставочной жизни Москвы и Ленинграда, а власти Мордовии даже и не предполагали, что в селе Кочелаево живет художник с мировым именем.

Федот Сычков был уже готов покинуть СССР, но тут (это было в 1937 году) в Мордовии был создан Союз Художников и на торжественное мероприятие прибыл директор АХ И.И. Бродский, который и пригласил Сычкова, со всеми его работами, на открывающуюся в Саранске республиканскую выставку. Как и следовало ожидать картины Сычкова стали центральным событием выставки. И он тут же был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Мордовской АССР. Вот так и решился вопрос с иммиграцией – художник понял, что его место на родине.

И он продолжил писать свои замечательные картины, в которых центральное место занимала женщина - румяные улыбчивые крестьянки, задорные, искренние.

В конце сороковых годов Федот Васильевич начал терять зрение и это стало для него настоящей трагедией. Вот что по этому поводу он написал в одном из своих писем:

Не хочется быть старым. Как говорят, художники не могут стареть, их работы должны быть всегда молоды и интересны.

Скончался художник в городе Саранске в августе 1958 года.

Картины художника Федота Васильевича Сычкова


У хаты
С гор
Тройка
Подружки
Христославы
Возвращение из школы
Колхозный базар
Лепка снеговика
Катания на Масленицу
Возвращение с сенокоса
Праздничный день
Натюрморт с яблоками
Свободное время
Дети с подсолнухами
Две молодых ткачихи
Подготовка к свадьбе Новое ожерелье Девочка в саду Русские девочки Мордовская девушка Молодая крестьянка с курицей Девушка в синем платке Крестьянская девушка в красном платке на фоне пейзажа Улыбающаяся девушка Сельская красавица Подруги Дети в море цветов Портрет девушки Девушка среди подсолнухов Девушка на цветочном лугу Молодая женщина в белом платье с корзиной Женский портрет

Федот Васильевич Сычков (13 марта (1 марта по старому стилю) 1870, с. Кочелаево, Пензенская губерния (ныне на территории Мордовии), Российская империя - 3 августа 1958, Саранск, Мордовская АССР, СССР) - известный российский (советский) художник, заслуженный деятель искусств Мордовской АССР (1937), заслуженный деятель искусств РСФСР (1950), народный художник Мордовской АССР (1955).

Биография

Родился в бедной крестьянской семье. Рано осиротел.

Учился в трёхклассной земской школе села Кочелаева, способности к рисованию проявил с детства, занимался рисованием у учителя школы П. Е. Дюмаева. Работал в иконописной мастерской, писал фрески в церквях, выполнял портреты по фотографиям. С 1885 по 1887 год работал в Сердобске Пензенской губернии у подрядчика иконописца Д. А. Решетникова.

С 1887 по 1892 год жил в Кочелаеве, самостоятельно занимался живописью, писал иконы, портреты односельчан. В 1892 году по заказу генерала И. А. Арапова (1844-1913), имение которого находилось неподалеку от Кочелаева, написал картину «Закладка станции Арапово». Показанная директору Рисовальной школы для вольноприходящих Е. А. Сабанееву, картина произвела впечатление. Отметив талант Сычкова, Сабанеев посоветовал привезти юношу в Петербург.

В 1892 году Сычков переехал в Петербург и поступил учиться в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Поддержку ему оказал генерал И. А. Арапов. В 1895 году Ф. Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств. После окончания учёбы художник вернулся на родину.

В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину «Вести с войны». В 1905 году удостоен премии имени А. И. Куинджи на Весенней выставке в Академии художеств за картину «Мяльщицы льна». Избран членом Комитета Общества взаимного вспомоществования русских художников.

В 1908 году отправился в путешествие по Италии, Франции, Германии, привёз много пейзажей Рима, Венеции, Ментоны и морских видов.

В 1909-1917 годах работы Сычкова неоднократно отмечались на российских и международных художественных выставках.

В 1918-1920 годах участвует в оформлении революционных праздников в городе Наровчате, на станции Арапово и в родном селе Кочелаеве.

Последние годы жил в Саранске.

Творчество

Главная тема художника - жизнь крестьян, сельские праздники. Наиболее известные работы Сычкова:

  • «Портрет Анны Ивановны Сычковой, матери художника» (1898)
  • «Вести с войны» (1900)
  • «Женский портрет» (1903)
  • «Портрет в чёрном» (1904)
  • «Мяльщицы льна» (1905, премия имени А. И. Куинджи на Весенней выставке в Академии художеств - 1905)
  • «Подружки» (1909)
  • «С гор» (1910)
  • «Возвращение с сенокоса» (1911)
  • «Катание на масленице» (1914)
  • «Возвращение с ярмарки» (первая премия на закрытом Всероссийском конкурсе Общества поощрения художеств - 1910)
  • «Деревенская свадьба»
  • «Водосвятие»
  • «Христославы»
  • «Трудный переход» (поощрительная премия на Международной выставке в Риме - 1911, премия на Весенней выставке в Академии художеств - 1913)
  • «Праздничный день» (1927)
  • «Праздничный день. Подруги. Зима» (1929)
  • «Выходной день в колхозе» (1936)
  • «Колхозный базар» (1936)
  • «Учительница-мордовка» (1937)
  • «Трактористки-мордовки» (1938)
  • «Праздник урожая» (1938)
  • «Вручение акта на вечное бесплатное пользование землей»(1938)
  • «Возвращение из школы» (1945)
  • «Встреча героя» (1952).

Увековечение памяти

Картина Ф. Сычкова «Пригожая» находилась в частном собрании известного учёного-аэродинамика Г. Н. Абрамовича

(ныне на территории Мордовии), Российская империя

Федот Васильевич Сычков (13 марта (1 марта по старому стилю) , с. Кочелаево , Пензенская губерния (ныне на территории Мордовии), Российская империя - 3 августа , Саранск , Мордовская АССР , СССР) - известный российский (советский) художник, заслуженный деятель искусств Мордовской АССР (1937), заслуженный деятель искусств РСФСР (1950), народный художник Мордовской АССР (1955).

Биография

Родился в бедной крестьянской семье. Рано осиротел.

Учился в трёхклассной земской школе села Кочелаева, способности к рисованию проявил с детства, занимался рисованием у учителя школы П. Е. Дюмаева. Работал в иконописной мастерской, писал фрески в церквях, выполнял портреты по фотографиям. С 1885 по 1887 год работал в Сердобске Пензенской губернии у подрядчика иконописца Д. А. Решетникова.

С 1887 по 1892 год жил в Кочелаеве, самостоятельно занимался живописью, писал иконы, портреты односельчан. В 1892 году по заказу генерала И. А. Арапова (1844-1913), имение которого находилось неподалеку от Кочелаева, написал картину «Закладка станции Арапово ». Показанная директору Рисовальной школы для вольноприходящих Е. А. Сабанееву , картина произвела впечатление. Отметив талант Сычкова, Сабанеев посоветовал привезти юношу в Петербург.

В 1892 году Сычков переехал в Петербург и поступил учиться в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Поддержку ему оказал генерал И. А. Арапов. В 1895 году Ф. Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств . После окончания учёбы художник вернулся на родину.

В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину «Вести с войны». В 1905 году удостоен премии имени А. И. Куинджи на Весенней выставке в Академии художеств за картину «Мяльщицы льна». Избран членом Комитета Общества взаимного вспомоществования русских художников.

В 1908 году отправился в путешествие по Италии, Франции, Германии, привёз много пейзажей Рима, Венеции, Ментоны и морских видов.

В 1909-1917 годах работы Сычкова неоднократно отмечались на российских и международных художественных выставках.

В 1918-1920 годах участвует в оформлении революционных праздников в городе Наровчате , на станции Арапово и в родном селе Кочелаеве.

Последние годы жил в Саранске.

Творчество

Главная тема художника - жизнь крестьян, сельские праздники. Наиболее известные работы Сычкова:

  • «Портрет Анны Ивановны Сычковой, матери художника» (1898)
  • «Вести с войны» (1900)
  • «Женский портрет» (1903)
  • «Портрет в чёрном» (1904)
  • «Мяльщицы льна» (1905, премия имени А. И. Куинджи на Весенней выставке в Академии художеств - 1905)
  • «Подружки» (1909)
  • «С гор» (1910)
  • «Возвращение с сенокоса» (1911)
  • «Катание на масленице» (1914)
  • «Возвращение с ярмарки» (первая премия на закрытом Всероссийском конкурсе Общества поощрения художеств - 1910)
  • «Деревенская свадьба»
  • «Водосвятие»
  • «Христославы»
  • «Трудный переход» (поощрительная премия на Международной выставке в Риме - 1911, премия на Весенней выставке в Академии художеств - 1913)
  • «Праздничный день» (1927)
  • «Праздничный день. Подруги. Зима» (1929)
  • «Выходной день в колхозе» (1936)
  • «Колхозный базар» (1936)
  • «Учительница-мордовка» (1937)
  • «Трактористки-мордовки» (1938)
  • «Праздник урожая» (1938)
  • «Вручение акта на вечное бесплатное пользование землей»(1938)
  • «Возвращение из школы» (1945)
  • «Встреча героя» (1952).

Увековечение памяти

  • С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова - около 600 произведений, включая этюды и эскизы).
  • В 1970 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, был издан приказ Министерства культуры Мордовской АССР об открытии на родине художника мемориального музея. Дом-музей Ф. В. Сычкова был открыт 11 марта 1970 года в с. Кочелаеве после некоторой реконструкции помещений.
  • Мордовская республиканская картинная галерея им. Ф. В. Сычкова.

Картина Ф. Сычкова «Пригожая» находилась в частном собрании известного учёного-аэродинамика Г. Н. Абрамовича

Напишите отзыв о статье "Сычков, Федот Васильевич"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сычков, Федот Васильевич

– Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут.
– Туда и иду. Что же, свалить стаи? – спросил Николай, – свалить…
Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из под которых виднелось оживленное с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему то смеялся и бил, и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верной рукой, без усилия, осадила его.
Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты.
– Здравствуйте, дядюшка, и мы едем! – прокричал Петя.
– Здравствуйте то здравствуйте, да собак не передавите, – строго сказал дядюшка.
– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.
Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо.
Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна.
– Ну, Настасья Ивановна, – подмигивая ему, шопотом сказал граф, – ты только оттопай зверя, тебе Данило задаст.
– Я сам… с усам, – сказал Настасья Ивановна.
– Шшшш! – зашикал граф и обратился к Семену.
– Наталью Ильиничну видел? – спросил он у Семена. – Где она?
– Они с Петром Ильичем от Жаровых бурьяно встали, – отвечал Семен улыбаясь. – Тоже дамы, а охоту большую имеют.
– А ты удивляешься, Семен, как она ездит… а? – сказал граф, хоть бы мужчине в пору!
– Как не дивиться? Смело, ловко.
– А Николаша где? Над Лядовским верхом что ль? – всё шопотом спрашивал граф.
– Так точно с. Уж они знают, где стать. Так тонко езду знают, что мы с Данилой другой раз диву даемся, – говорил Семен, зная, чем угодить барину.
– Хорошо ездит, а? А на коне то каков, а?
– Картину писать! Как намеднись из Заварзинских бурьянов помкнули лису. Они перескакивать стали, от уймища, страсть – лошадь тысяча рублей, а седоку цены нет. Да уж такого молодца поискать!
– Поискать… – повторил граф, видимо сожалея, что кончилась так скоро речь Семена. – Поискать? – сказал он, отворачивая полы шубки и доставая табакерку.
– Намедни как от обедни во всей регалии вышли, так Михаил то Сидорыч… – Семен не договорил, услыхав ясно раздававшийся в тихом воздухе гон с подвыванием не более двух или трех гончих. Он, наклонив голову, прислушался и молча погрозился барину. – На выводок натекли… – прошептал он, прямо на Лядовской повели.