Французскую художественную школу на рубеже 17-го и 18-го века можно назвать ведущей европейской школой, именно во Франции в то время зародились такие стили искусства, как рококо, романтизм, классицизм, реализм, импрессионизм и постимпрессионизм.
Рококо (франц. rococo, от rocaille - декоративный мотив в форме раковины) - стиль в европейском искусстве 1-й половины 18-го века. Для рококо характерен гедонизм, уход в мир идиллической театральной игры, пристрастие к пасторальным и чувственно-эротическим сюжетам. Характер декора рококо приобрёл подчёркнуто изящные, утончённо-усложнённые формы.В стиле рококо работали Франсуа Буше, Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар.
Классицизм - стиль в европейском искусстве 17 - начала 19-го века, характерной чертой которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону.В стиле классицизма работали Жан Батист Грёз, Никола Пуссен, Жан Батист Шарден, Жан Доминик Энгр, Жак-Луи Давид.
Романтизм - стиль европейского искусства в 18-19-м веках, характерными чертами которого было утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных и зачастую бунтарских страстей и характеров.В стиле романтизма работали Франсиско де Гойя, Эжен Делакруа, Теодор Жерико, Уильям Блейк.
Эдуар Мане. Завтрак в мастерской. 1868 г. |
Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе, открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон. В 1870-е гг. реализм разделился на два основных направления - натурализм и импрессионизм.
Реалистическая живопись получила большое распространение по всему миру. В стиле реализма остросоциальной направленности в России 19-го века работали передвижники.
Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) - стиль в искусстве последней трети 19-го - начала 20-го веков, характерной чертой которого являлось стремление наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Импрессионизм не поднимал философские проблемы, а сосредоточивался на текучести мгновения, настроения и освещения. Сюжетами импрессионистов становится сама жизнь, как очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных пикников на природе в дружеском окружении. Импрессионисты одни из первых стали рисовать на пленэре, не дорабатывая свои работы в студии.В стиле импрессионизма работали Эдгар Дега, Эдуард Мане, Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Жорж Сёра, Альфред Сислей и другие.
Постимпрессионизм – стиль искусства, возникший в конце 19-го века. Постимпрессионисты стремились свободно и обобщённо передавать материальность мира, прибегая к декоративной стилизации.Постимпрессионизм дал начало таким направлениям искусства, как экспрессионизм, символизм и модерн.
В стиле постимпрессионизма работали Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек.
Рассмотрим подробнее импрессионизм и постимпрессионизм на примере творчества отдельных мастеров Франции 19-го века.
Эдгар Дега. Автопортрет. 1854-1855 гг. |
Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов, Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма и обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений.
В картинах Дега динамичная, часто асимметричная композиция, точный гибкий рисунок, неожиданные ракурсы, активность взаимодействия фигуры и пространства тщательно продуманны и выверены.
Э. Дега. Ванная. 1885 г. |
Излюбленная техника пастели позволяла Эдгару Дега наиболее полно проявить свой талант рисовальщика. Насыщенные тона и «мерцающие» штрихи пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает все его работы.
В зрелые годы Дега часто обращается к теме балета. Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Кажущаяся случайность композиции и беспристрастная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни, художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность.Эдгара Дега можно назвать тонким колористом, его пастели удивительно гармоничны, то нежные и светлые, то построенные на резких цветовых контрастах. Манера Дега отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Цвет в картинах Дега возникает из переливчатого сияния, из струящегося потока радужных линий, рождающих форму.
Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стеснённостью пространства, придающей им напряженно-драматический характер. В этот
период Дега написал одну из своих лучших работ – «Голубые танцовщицы». Художник работает здесь большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины. По красоте цветовой гармонии и композиционному решению картина «Голубые танцовщицы» может считаться лучшим воплощением темы балета у Дега, который добился в этой картине предельного богатства фактуры и цветовых сочетаний.
П. О. Ренуар. Автопортрет. 1875 г. |
П.О.Ренуар. Лягушатник. 1869 г. |
П. О. Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. |
Надо отметить, что использование зеленого, желтого, охры, розового и красного тонов для изображения кожи шокировало публику того времени, неподготовленную к восприятию того факта, что тени должны быть цветными, наполненными светом.
В 1880-х годах в творчестве Ренуара начинается так называемый «энгровский период». Наиболее известное произведение этого периода - «Большие купальщицы». Для построения композиции Ренуар впервые стал использовать наброски и эскизы, линии рисунка стали чёткими и определёнными, краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее.
В начале 1890-х годов в ренуаровском искусстве происходят новые перемены. В живописной манере появляется переливчатость цвета, отчего этот период иногда именуют «перламутровым», затем этот период уступает место «красному», названному так из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов.
Эжен Анри Поль Гоген (годы жизни 1848-1903) - французский живописец, скульптор и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. Живописью начал заниматься в зрелом возрасте, ранний период творчества связан с импрессионизмом. Лучшие работы Гогена написаны на островах Таити и Хива-Оа в Океании, куда Гоген уехал от «порочной цивилизации». К характерным чертам стиля Гогена можно отнести создание на больших плоскостных полотнах статичных и контрастных по цвету композиций, глубоко эмоциональных и одновременно декоративных.На картине «Жёлтый Христос» Гоген изобразил распятие на фоне типичного французского сельского пейзажа, страдающий Иисус окружён тремя бретонскими крестьянками. Умиротворение разлитое в воздухе, спокойные покорные позы женщин, насыщенный солнечным жёлтым цветом ландшафт с деревьями в красной осенней листве, крестьянин занятый вдали своими делами, не могут не входить в конфликт с тем, что происходит на кресте. Окружение резко контрастирует с Иисусом, на лице которого отображается та стадия страдания, которая граничит с апатией, безразличием ко всему его окружающему. Противоречие безграничных мук принимаемых Христом и «незамечаемость» этой жертвы людьми – вот главная тема этого произведения Гогена.
П. Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г. |
на берегу две сестры - они только что искупались, и теперь их тела раскинулись на песке в непринуждённых сладострастных позах - беседуют о любви, одно воспоминание вызывает раздоры: «Как? Ты ревнуешь!».
В живописи сочной полнокровной красоты тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, Гоген изображал утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой. Полинезийские полотна Гогена напоминают панно по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщённости стилизованного рисунка.
П. Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897-1898 гг.
Картину «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Гоген считал возвышенной кульминацией своих размышлений. По замыслу художника картину нужно читать справа налево: три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Группа женщин с ребёнком в правой части картины представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в крайней левой группе Гоген изобразил человеческую старость, приближение к смерти; голубой идол на дальнем плане символизирует потусторонний мир. Эта картина является вершиной в новаторском постимпрессионистском стиле Гогена; в его стиле сочеталось чёткое использование красок, декоративность цветового и композиционного решения, плоскостность и монументальность изображения с эмоциональной выразительностью.
Творчество Гогена предвосхитило многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн и оказало влияние на становление мастеров группы “Наби” и других живописцев начала XX века.
В. Ван Гог. Автопортрет. 1889 г. |
В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом», «Жатва. Долина Ла-Кро»), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночная терраса кафе»); динамика цвета и мазка
В. Ван Гог. Ночная терраса кафе. 1888 г. |
Напряжённая работа Ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889–1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступлённого отчаяния и мрачного визионерства (“Дорога с кипарисами и звездами”) до трепетного чувства просветления и умиротворения (“Пейзаж в Овере после дождя”).
В. Ван Гог. Ирисы. 1889 г. |
В. Ван Гог. Пшеничное поле с воронами. 1890 г.
«Пшеничное поле с воронами» - картина Ван Гога, написанная художником в июле 1890 года и являющейся одной из самых знаменитых его работ. Картина была закончена предположительно 10 июля 1890 года, за 19 дней до его смерти в Овер-сюр-Уазе. Существует версия, что Ван Гог покончил жизнь самоубийством в процессе написания данной картины (выйдя на пленэр с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета, приобретённого для отпугивания птичьих стай, в область сердца, затем самостоятельно добрался до лечебницы, где и скончался от потери крови).
Французское искусство в нашем воображении - это мечтательные пейзажи импрессионистов, смелые и яркие работы великих живописцев 20-го века. А знаете ли вы, что большинство направлений в искусстве, которые мы ассоциируем с историей целой эпохи, впервые появились во Франции. Точное определение начала "французского" искусства может оказаться невыполнимой задачей, но наскальные рисунки были обнаружены в пещере Ласко - "Сикстинской капелле первобытной живописи" еще 17 300 лет назад, что делает их одними из самых ранних художественных следов в истории человечества. Искусно работали художники академической школы живописи и скульптуры, основанной в 1648 году и принадлежащие французскому двору. В 1699 году академистами организована первая выставка в Лувре, которая продолжает действовать на протяжении следующих веков, а уже с 1725 года выставки проводятся в салоне Carré и понятие "салон" становится известным. Это искусство навеяно национальными, международными вкусами и ложится в основу того, что сегодня мы знаем как традиционное европейское искусство. Начало Великой французской революции стало важным событием в истории Франции и искусства того времени. Упадок школы академизма вместе с роспуском двора и его кардинальной реструктуризацией, дестабилизировали художественный центр страны и окунул художников того времени в атмосферу социальных переворотов и нововведений. Итак, начнем с бесспорного мастера неоклассицизма Жака-Луи Давида, остановимся на творчестве таких известных художников как Гюстав Курбе, Анри Матисс, Поль Гоген, Марсель Дюшан, и бегло рассмотрим французскую историю искусства с 18-го века до сегодняшних дней.
НЕОКЛАССИЦИЗМ
Жак Луи Давид
Клятва Горациев, 1784-1785
Лувр, Париж
Эжен Делакруа
Свобода, ведущая народ, 1830
Лувр, Париж
Развивающийся примерно в тот же период и вытекающий из литературы того времени - романтизм , воспринимается более эмоционально и сокровенно из-за сюжетов исторических или мифологических картин неоклассицизма. Воображение и внутренние ощущения стали движущими силами в работах, которые часто сосредоточены на природе и фантастических видах далеких земель. Теодор Жерико автор одних из самых известных произведений эпохи романтизма, в том числе "Плот "Медузы"" (1818-19), который показывает трагическое кораблекрушение 1816 года, где запечатлел подробности выживания.Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Картине предшествовала огромная подготовительная работа. Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. "Плот „Медузы“" стал последним из законченных произведений Жерико. Современник Жерико - Эжен Делакруа изображал исторические моменты, свойственные неоклассикам, но при этом его картины наделены эмоциональным содержанием и неистово живым колоритом. Делакруа искал вдохновения на востоке, увлекался эпохой колониальной деятельности Франции. Он также создал, пожалуй, самое культовое для французов полотно "Свобода, ведущая народ" (1830), которое демонстрирует развевающееся и триумфальное трехцветное знамя свободы, пережившее насильственный беспредел революции. РЕАЛИЗМ
Гюстав Курбе
Мастерская художника, 1855
Музей д’Орсе, Париж
После революционного переворота в середине 19 века началось стремление к эгалитаризму - концепции развития общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями. Отдалившись от грандиозного неоклассицизма и эмоционального романтизма, художники сосредоточили свое внимание на повседневной жизни и обыденном труде населения Франции. Все чаще главными действующими лицами на картинах становились крестьяне, возделывающие землю, горожане в момент поклонения церкви, переполненные городские улицы. В этот период художник Гюстав Курбе - основоположник реализма - направления максимально точной фиксации действительности, представляет живопись с откровенными сценами нищеты и убогости, а также демонстрирует откровенную сексуальность, как например в его известном полотне "Происхождение мира" (1866). В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления - натурализм и любимый многими импрессионизм. ИМПРЕССИОНИЗМКлод Моне
Сад художника, 1880
Национальная галерея искусств, Вашингтон
Поль Гоген
Варварские сказки, 1902
Музей Фолькванг, Ессен, Германия
Постимпрессионизм , как направление сосредоточенное на выражении собственного субъективного опыта, возникло в конце 19-го века с французских художников Сезанна, Гогена, Сена и Ван Гога. При чем каждый из них творил в своем собственном стиле. Сера известен как пионер пуантилизма - это сложные изображения, сделанные из крошечных точек. Гоген и его яркие картины таитянской жизни становятся символом, который отбрасывает научные проблемы искусства и передает лишь индивидуальный эмоциональный опыт и ощущения художника. Художник - самоучка Анри Руссо написал свои смелые полотна экзотических пейзажей, например "Сон" - единственную работу, в которой сюжет осознано не реален и является полностью воображением автора. ФОВИЗМАнри Матисс
Испанка с бубном, 1909
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Россия
Вдохновленный палитрой и стилем Сезанна, а также других постимпрессионистов, фовизм стал одним из самых ранних форм современного искусства. В переводе с французского "фовизм" означает "дикий", именно такие ассоциации возникли у одного французского критика при взгляде на живописные работы, представленные в осеннем салоне 1905 года. Фовистам свойственна динамичность мазка, стихийность его нанесения, стремление к эмоциональной силе и страсти. Ясность художественного восприятия создает яркий колорит, контраст, чистоту и резкость цветов. Ритмичность композиции всегда остра и резка. Яркими представителями и лидерами этого художественного направления стали Анри Матисс и Андре Дерен. Особенно хочется отметить "Испанку с бубном" кисти Анри Матисса. Эта композиция - яркий представитель фовистских картин. Фигура девушки прописана динамичным цветным контуром и добавляет контраст и глубину пространства. Это по-новаторски необычно и довольно экспрессивно. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКАЖан Дюбуффе
Le Fugetif, 1977
David Richard Gallery, Santa Fe
Софи Калле
проект “Take Care of Youself”, 2007
La Virreina Image Center, Barcelona
На французском современном искусстве лежит отпечаток прошлого. В то время пока развивались различные стили и направления, в художественной среде нарастал интерес к психологии личности и природе существования мира. Известные французские художники второй половины 20 века - это Кристиан Болтански, который как и Дюшан, часто работает с найденными объектами, фотохудожник Софи Калле, чьи концептуальные работы наполнены глубокими интимными переживаниями, Пьер Уиг и его мультимедийные проекты, включающие в себя живых существ всех видов (последние инсталляции включают скульптуры с жужжанием живой пчелиной семьи в саду МоМА и аквариум с рыбой угрем, расположивший на крыше). По материалам www.artsy.netЭто больше, чем красивые картинки, это отражение реальности. В произведениях великих художников можно увидеть, как менялся мир и сознание людей.
Искусство - это еще и попытка создать альтернативную реальность, куда можно спрятаться от ужасов своего времени, или желание изменить мир. Искусство XX века по праву занимает особое место в истории. Люди, жившие и творившие в те времена, пережили социальные потрясения, войны, небывалое развитие науки; и все это нашло отпечаток на их полотнах. Художники 20-го века приняли участие в создании современного видения мира.
Чьи-то имена до сих пор произносят с придыханием, а чьи-то несправедливо забыты. У кого-то был настолько противоречивый творческий путь, что мы до сих пор не можем дать ему однозначную оценку. Этот обзор посвящен 20 величайшим художникам 20-го века. Камиль Писарро
- французский живописец. Выдающийся представитель импрессионизма. На творчество художника оказали влияние Джон Констебла, Камиль Коро, Жан Франсуа Милле.
Родился 10 июля 1830 года в городе Сент-Томас, скончался 13 ноября 1903 года в Париже.
Эрмитаж в Понтуазе, 1868
Оперный проезд в Париже, 1898
Закат в Варенжвилле, 1899
Эдгар Дега - французскийхудожник, один из величайших импрессионистов. На творчестве Дега прослеживалось влияние японской графики Родился 19 июля 1834 года в Париже, скончался 27 сентября 1917 года в Париже.Абсент, 1876
Звезда, 1877
Причесывающаяся женщина, 1885
Поль Сезанн - французский художник, один из величайших представителей постимпрессионизма. В своем творчестве стремился к раскрытию гармонии и уравновешенности природы. Его творчество оказало громадное влияние на мировоззрения художников XX века.Родился 19 января 1839 года в городе Экс-ан-Прованс, Франция, скончался 22 октября 1906 года в Экс-ан-Прованс.
Картежники, 1893
Современная Олимпия, 1873
Натюрморт с черепами, 1900
Клод Моне - выдающийся французский живописец. Один из основоположников импрессионизма. В своих работах Моне стремился передать богатство и насыщенность окружающего мира. Для его позднего периода характерны декоративизм и
Для позднего периода творчества Моне характерны декоративизм, все большее растворение предметных форм в изощренных сочетаниях цветовых пятен.
Родился 14 ноября 1840 года в Париже, скончался 5 декабря 1926 в Жверни.
Утес Уелк в Пурвилле, 1882
После ланча, 1873-1876
Этрет, закат, 1883
Архип Куинджи - известныйроссийский художник, мастер пейзажной живописи. Рано лишился родителей. С ранних лет стала проявляться любовь к живописи. Творчество Архипа Куинджи оказало огромное влияние на Николая Рериха.Родился 15 января 1841 года в Мариуполе, скончался 11 июля 1910 года в Санкт-Петербурге.
"Волга", 1890-1895
"Север" , 1879
"Вид на Кремль с Замоскворечья", 1882
Пьер Огюст Ренуар - французский художник, график, скульптор, один из выдающихся представителей импрессионизма. Также был известен как мастер светского портрета. Огюст Роден стал первым импрессионистом, ставшим популярным среди состоятельных парижан.Родился 25 февраля 1841 года в Лиможе Франция, скончался 2 декабря 1919 года в Париже.
Мост искусств в Париже, 1867
Бал в Мулен де ла Галетт, 1876
Жанна Самари, 1877
Родился 7 июня 1848 года в Париже, скончался 8 мая 1903 года на острове Хива-Оа, Французская Полинезия.
Бретонский пейзаж, 1894
Бретонская деревня в снегу, 1888
А ты ревнуешь? 1892
День святых, 1894
Василий Кандинский - русский и немецкий художник, поэт, теоретик искусства. Считается одним из лидеров авангарда 1-ой половины 20 века. Входит в число основоположников абстрактного искусства.Родился 22 ноября 1866 года в Москве, скончался 13 декабря 1944 года в местечке Нейи-сюр-Сен, Франция.
Пара, едущая верхом на коне, 1918
Пестрая жизнь, 1907
Москва 1, 1916
В сером, 1919
Анри Матисс - один из величайших французских художников и скульпторов. Один из основателей течения фовистов. В своем творчестве стремился к передаче эмоций через цвет. На своем творчестве испытал воздействие исламской культуры западного Магриба. Родился 31 декабря 1869 года в городе Ле Като, скончался 3 ноября 1954 года в городке Симье.Площадь в Сен-Тропе, 1904
Очертания Нотр-Дам ночью, 1902
Женщина в шляпе, 1905
Танец, 1909
Итальянка,1919
Портрет Делекторской, 1934
Николай Рерих - русский художник, писатель, ученый, мистик. За свою жизнь написал более 7000 картин. Один из выдающихся деятелей культуры XX века, основатель движения «Мир через культуру».Родился 27 октября 1874 года в Санкт-Петербурге, скончался 13 декабря 1947 года в городе Кулу, штат Химачал-Прадеш, Индия.
Заморские гости, 1901
Великий дух Гималаев, 1923
Весть Шамбалы, 1933
Кузьма Петров-Водкин - российский художник, график, теоретик, писатель, педагог. Был одним из идеологов реорганизации художественного образования в СССР.Родился 5 ноября 1878 года в городе Хвалынск Саратовской губерни, умер 15 февраля 1939 года в Ленинграде.
«1918 год в Петрограде», 1920
«Играющие мальчики», 1911
Купание красного коня, 1912
Портрет Анны Ахматовой
Казимир Малевич - русский художник, основоположник супрематизма— направления в абстрактном искусстве, педагог, теоретик искусства и философРодился 23 февраля 1879 года в Киеве, умер 15 мая 1935 года в Москве.
Отдых (Общество в цилиндрах), 1908
«Крестьянки с ведрами», 1912-1913
Черный супрематический квадрат, 1915
Супрематическая живопись, 1916
На бульваре,1903
Пабло Пикассо - испанский художник, скульптор, скульптор, дизайнер керамист. Один из основоположников кубизма. Творчество Пабло Пикассо оказало существенное влияние на развитие живописи XX века. По результатам опроса читателей журнала Time
Родился 25 октября 1881 года в городе Малага Испания, умер 8 апреля 1973 года в Мужене, Франция.
Девочка на шаре, 1905
Портрет Амбруаза Валлора, 1910
Три грации
Портрет Ольги
Танец, 1919
Женщина с цветком, 1930
Амадео Модильяни - итальянский художник, скульптор. Один из ярчайших представителей экспрессионизма. При жизни имел лишь одну выставку в декабре 1917 года в Париже. Родился 12 июля 1884 года в городе Ливорно, Италия, скончался 24 января 1920 года от туберкулеза. Мировое признание получил посмертно Мировое признание получил посмертно.Виолончелист, 1909
Супруги, 1917
Жоан Эбютерн, 1918
Средиземноморский пейзаж, 1918
Диего Ривера - мексиканский живописец, муралист, политик. Был супругом Фриды Кало. В их доме нашел приют на короткое время Лев Троцкий.
Родился 8 декабря 1886 года в Гуанахуато, скончался 21 декабря 1957 года в Мехико.
Нотр-Дам де Пари в дождь, 1909
Женщина у колодца, 1913
Союз крестьянина и рабочего, 1924
Промышленность Детройта, 1932
Марк Шагал - Российский и французский живописец, график, иллюстратор, театральных художник. Один из величайших представителей авангадра.Родился 24 июня 1887 года в городе Лиозно, Могилевской губернии, скончался 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Прованс.
Анюта (Портрет сестры), 1910
Невеста с веером, 1911
Я и деревня, 1911
Адам и Ева, 1912
Марк Ротко (наст. Марк Роткович) - американский художник, один из основателей абстрактного экспрессионизма и основоположник живописи цветового поля.
Первые работы художника были созданы в реалистичном духе, однако, затем к середине 40-х годов Марк Ротко обращается к сюрреализму. К 1947 году случается важнейший перелом в творчестве Марка Ротко, он создает собственный стиль - абстрактный экспрессионизм, в котором отходит от предметных элементов.
Родился в 25 сентября 1903 года в городе Двинск (ныне Даугавпилс), скончался 25 февраля 1970 года в Нью-Йорке.
Без названия
Номер 7 или 11
Оранжевый и желтый
Сальвадор Дали - живописец, график, скульптор, писатель, дизайнер, режиссёр. Пожалуй, самый известный представитель сюрреализма и один из величайших художников XX века.
Автор дизайна Чупа-Чупс.
Родился 11 мая 1904 года в городе Фигерас, Испания, скончался 23 января 1989 года в Испании.
Искушение святого Антония, 1946
Тайная вечеря, 1955
Женщина с головой из роз, 1935
Моя жена Гала, обнаженная, смотрит на свое тело, 1945
Фрида Кало - мексиканский художник и график, одна из ярчайших представителей сюрреализма.Фрида Кало начала рисовать после автокатастрофы, в результате которой оказалась прикованной к кровати на год.
Была замужем за известным мексиканским художником-коммунистом Диего Риверой. У них в доме нашел не надолго убежище Лев Троцкий.
Родилась 6 июля 1907 года в городе Койоакан, Мексика, умерла 13 июля 1954 года в Койоакане.
Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль, 1949
Моисей (Ядро Создания),1945
Две Фриды, 1939
Энди Уорхол (наст. Андрей Вархола) - американский художник, дизайнер, режиссёр, продюсер, издатель, писатель, коллекционер. Основатель поп-арта, яаляется одной из самых противречивых личностей в истории культуры. По жизни художника снято несколько фильмов.
Родился в 6 августа 1928 года в Питсбурге, штат Пенсильвания, скончался в 1963 году в Нью-Йорке.
В культуре Франции XX века прогрессирует гуманизм и реализм. В этот период Франция дала человечеству выдающихся композиторов Д. Мийо, А. Онегерра, писателей Л. Арагона, Р. Роллана, А. Франса, скульпторов А. Майоля, А. Бурделя, художников А. Марке, А. Матисса, а также стала родиной многих формалистических течений в литературе и искусстве.
В направлении строительства новых типов сооружений и жилых комплексов развивается архитектура Франции. Рост промышленности, применение научно-технических достижений предопределяет использование строительных материалов — стекла, стали, железа. Конструктивно-функционального характера приобретает архитектура в это время. На ее развитие влияет использование железобетона, более подробнее об этом вы можете узнать посетив Строительный форум . Жилой дом на улице Франклина в Париже, который построен Огюстом Перре (1874 — 1945 ГГ.), Был одним из первых таких сооружений.
Ле Корбюзье (1887 — 1965 ГГ.) Совершил в архитектуре настоящие открытия, одним из первых он начал использовать железобетон. Ле Корбюзье выдвинул идею о создании «Солнечного города». Он реализовал свои предложения в африканском городе Немура и в Индии, в столице штата Пенджаб Чандигарси.
В послевоенные годы характер архитектуры следовал по необходимости реконструкции старых и восстановления разрушенных центров. Опыт строительства в. Гавре (руководитель О. Перре) имел большой резонанс. Внесение изменений в застройку Парижа было обусловлено быстрым ростом населения. Ряд оригинальных сооружений появился в 1950 — 1960-е годы, например, подвесной мост в устье Сены, дом радио и телевидения (проект А. Бернара), дом ЮНЕСКО (проект М. Бройер).
Центром художественной жизни Франции был Париж. Здесь жили и работали художники, принадлежавшие к различным художественным школам.
Один из художественных критиков в 1905 году, увидев яркие картины, которые были выставлены в парижском осеннем Салоне, обозвал их дикарскими. Художественное направление от А. Дерен (1880 — 1954 ГГ.), М. Вламинак (1876 — 1958 ГГ.), А. Матисс (1869 — 1954 ГГ.), с тех пор получило название фовизма (fauve (фр.) — дикий). В работах фовистов отсутствует действие, но присутствует внутренняя связь поз, изображенных линий и цветов.
Картина А. Матисса «Красные рыбы» сохраняется в Москве в Музее им. А. С. Пушкина. Аквариум, круглый стол, цветы, красные рыбки среди зелени за стеклом — все дышит легким, радостным настроением, насыщенный спокойной равновесием, ясностью линий, великолепной игрой цветов.
Желание вдохнуть в искусство солнечную радость, молодость было характерно для Матисса. Он рисовал грацию и пластику человеческого тела, интерьеры с окнами, которые выходят в цветущие сады, пейзажи юга, передавал звучание музыки, четкие ритмы танца. Художнику были интересные общее восприятие жизни, его красок и форм, а не конкретные детали. Это видно на картинах А. Матисса «Музыка», «Большой красный интерьер», «Танец», «Голубая ваза», «Азия», «Испанский натюрморт». В работах Матисса цвет преобладает среди изобразительных средств. Общий эмоциональный тонус его картин создает декоративное трактовка цветов.
Альберт Марке (1875 — 1947 гг.) XX веке стал певцом французского пейзажа. Рисовал он виды Парижа (площади, архитектурные ансамбли, кварталы, набережную Сены). Также Марке любил рисовать море с силуэтами парусников.
Известный художник Фернан Леже (1881 — 1955 ГГ.) Видел будущее изобразительного искусства в синтезе с архитектурой, а также в развитии монументальных форм. В 1920-е годы формируется стиль художника. На творчество художника повлияло знакомство с архитектором Ле Корбюзье. Леже экспериментирует в области синтеза искусств, он выполняет декоративные панно. К тем, что раскрывают общечеловеческие идеи, художник обращается в цикле работ «Отдых. Слава Давиду». Герои его произведений полны оптимизма, мастерства, жизненности.
Искусство и дизайн
7199
24.09.15 01:41
«Такая маленькая, ее явно переоценили!», – хмыкают некоторые туристы, специально пришедшие в Лувр, дабы увидеть здешнюю святыню, «Мону Лизу»… Лувр Лувром, но не стоит забывать, что и в самой Франции родилось немало знаменитых живописцев. Совершим краткую экскурсию в прошлое этой страны и вспомним лучших французских художников.
Самые лучшие французские художники
Великий классицист
Родившийся в конце XVI века Никола Пуссен с восторгом перенял приемы мастеров Высокого Возрождения, включая автора «Джоконды» да Винчи и Рафаэля. В его картинах часто присутствуют библейские персонажи, мифологические сюжеты (даже цикл пейзажей, посвященный временам года, и тот вдохновлен Библией). Нормандец Пуссен стоял у истоков классицизма, его вклад во французское искусство невозможно переоценить. В нашем Эрмитаже хранится его полотно «Отдых на пути в Египет».
Певец галантной эпохи
Антуан Ватто, появившийся на свет почти через два десятилетия после кончины Пуссена, прочно воцарился на «Олимпе» французских художников. В его время в Европе не было ни одного живописца, который мог бы с ним посостязаться в мастерстве. Он прожил всего 36 лет, но успел оставить немало шедевров. Бытовые сценки, пейзажи, портреты Ватто прелестны и изящны, его называют предтечей стиля рококо. Для поступления в Академию художеств юноша написал два варианта картины «Паломничество на остров Киферу» (одна хранится в Берлине, другая – в парижском Лувре). Эрмитаж приобрел несколько работ французского художника, среди которых полотно «Актеры Французской комедии».
Одаренный пейзажист
Первоклассный маринист и пейзажист Клод Жозеф Верне долгое время работал в Италии. Побережье Неаполя и могучий Тибр оставили след в его творчестве. В коллекцию Лувра входят «Вид моста и замка святого Ангела» и «Вид Неаполя с Везувием», а в Эрмитаже выставлены «Скалы у берега моря», «Утро в Кастелламаре» и некоторые другие шедевры мастера.
Коллеги-романтики
Представитель романтического течения в искусстве Эжен Делакруа родился на рубеже XVIII-XIX веков и получил хорошее образование. Он любил копировать шедевры старых мастеров – на них и оттачивал свое искусство. Эжен дружил с Александром Дюма и восхищался работами Жерико. Одни из самых известных картин Делакруа (он часто выбирал исторические сюжеты) – «Свобода на баррикадах» и «Смерть Сарданапала».
Еще один романтик, Теодор Жерико, был старше Делакруа всего на несколько лет, но являлся для коллеги большим авторитетом. Увы, судьба отмерила ему очень короткий срок – в 32 года живописец упал с лошади и разбился. Теодор предпочитал масштабные батальные сцены, копировал Рубенса, будучи страстным поклонником фламандца. Даже если вы не слышали имени этого французского художника, репродукции с шедевра Жерико «Плот «Медузы» (эта работа – гордость Лувра) наверняка встречали.
Вечный странник
Эжен Анри Поль Гоген у нас более известен. Постимпрессионист застал наступление ХХ века, но ушел довольно рано: умер в 54 года в 1903-м во Французской Полинезии. Говорят, гения сгубили недуги (самая страшная из них – неизлечимая проказа). В юности он много путешествовал: Поль служил простым матросом на военном судне, был кочегаром на кораблях торгового флота. Те впечатления, конечно, отразились в работах живописца. Он чуть было не посвятил жизнь брокерству, но вовремя остановился и отдался творчеству. Даже людям непосвященным знакомы яркие образы, созданные Гогеном, например, «Женщина, держащая плод».
Летящие силуэты
Любой из вас слышал выражение «Балерины Дега». Этот французский художник, действительно, черпал вдохновение в балетных школах и на репетициях. Его легкие пастельные мазки умудрялись запечатлеть изящные легкие наклоны головы, пируэты, поклоны, прыжки – мы видим это в полотнах импрессиониста «Урок танцев» или «Голубые танцовщицы». Широко известны и его бытовые сценки: «Абсент», «Гладильщицы».
Отец импрессионизма
Другой классик европейской живописи – Эдуард Мане (один из «отцов» импрессионизма) – как и Дега, любил изображать быт горожан: их прогулки в саду или пикники на природе. Его портреты отличаются простотой и безыскусностью, а в конце жизни он вдруг увлекся натюрмортами. Шедеврами мировой величины считаются «Олимпия», «Железная дорога», «Завтрак на траве».
Сентиментально и перламутрово
Излюбленным жанром Пьера Огюста Ренуара был портрет. Светские жеманницы, юные невинные девы, влюбленные парочки оживают под уверенными мазками кисти мастера. Начав как импрессионист, Пьер постепенно разочаровался в нем и примкнул к классицистам. Его искусство сентиментально и перламутрово. Посмотрите на «Девушек за фортепиано» или «Весенний букет», полотна будто светятся изнутри.
То ли крестьянин, то ли мыслитель…
Поль Сезанн с его словно высеченными из камня силуэтами на портретах и слегка «размазанными» пейзажами – яркий представитель постимпрессионизма. И в творчестве, и в жизни он был скуп на эмоции, немногословен и не очень эмоционален – что-то в нем было от крестьянина, что-то – от ученого-мыслителя. Интересно, что именно его шедевр «Игроки в карты» – одна из самых дорогих картин в мире (в 2012-м году его приобрели для коллекции эмира Катара за 250 млн. долларов).
Злой рок аристократа
Последний в нашем списке самых лучших французских художников – бедолага Анри Мари Раймон де Тулуз Лотрек. Почему бедолага? Да, он принадлежал к древнему графскому роду, но в 13 и 14 лет юноша умудрился сломать сначала бедро одной ноги, потом другой, из-за этого они перестали расти. Анри так и остался полукарликом-инвалидом. Невозможность сделать военную карьеру потрясла всю семью, а самого Анри подтолкнула к занятиям живописью. Он учился у мастеров (очень любил творчество Дега и Сезанна), а приехав в Париж, стал завсегдатаем кабаре и кабачков, спился, заразился сифилисом и умер в 37 лет. Его графические работы и картины получили признание уже после смерти. Портреты артисток «Мулен Руж» и проституток, к услугам которых был вынужден прибегать Тулуз Лотрек, сейчас считаются шедеврами.