Карл филипп эммануил бах биография. Сын и крестник гениев

Карл Фили́пп Эммануи́л Бах (нем. Carl Philipp Emanuel Bach, 8 марта 1714, Веймар — 14 декабря 1788, Гамбург) — немецкий композитор и музыкант, второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах. Известен также как Берлинский или Гамбургский Бах. Один из основателей классического музыкального стиля, сочинял в эпохи рококо и классицизма.Карл Филипп Эммануил Бах родился в Веймаре. В возрасте 10 лет был отдан в школу св. Фомы в Лейпциге (в 1723 году его отец стал кантором этой школы и церкви св. Фомы). После школы Карл Филипп Эммануил изучал юриспруденцию в университетах Лейпцига (1731) и Франкфурта-на-Одере (1735). В 1738 году, в возрасте 24 лет, он получил степень, но сразу же оставил карьеру юриста и посвятил себя музыке.

Адольф фон Менцель. Флейтовый концерт в Сан-Суси. 1852. Старая национальная галерея. Карл Филипп Эммануил Бах аккомпанирует Фридриху Великому.

Через несколько месяцев он по рекомендации Сильвиуса Леопольда Вайса поступил на службу к Фридриху II Прусскому, тогда кронпринцу, и после его восшествия на престол стал членом королевского двора. К этому времени Карл Филипп стал одним из известнейших клавирных исполнителей, а среди его сочинений (начиная с 1731 года) было уже более 30 клавирных сонат и концертных произведений. Карл Филипп Эммануил написал два цикла сонат, посвятив их Фридриху и герцогу Вюртембергскому. Эти произведения помогли ему в получении должности придворного музыканта.

Во время жизни в Берлине он написал магнификат (1749), в котором заметно больше следов влияния Иоганна Себастьяна, чем обычно. Там же он сочинил Пасхальную кантату (1756), 10 симфоний, много концертов для клавесина, гобоя, флейты и виолончели с оркестром, как минимум 3 тома песен, несколько светских кантат и другие произведения. Его основные сочинительские усилия, однако, концентрировались на произведениях для клавира, для которого композитор к тому времени сочинил около 200 сонат и других произведений. В то же время публикация написанного им труда об игре на клавишных инструментах «Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen» («Опыт правильного способа игры на клавире»), которое к 1780 году выдержало уже 3 издания, принесла Карлу Филиппу большую известность как педагогу и теоретику игры на инструменте. Этот труд оказал большое влияние на современников и лёг в основу методов Клементи и Иоганна Баптиста Крамера.

В 1768 году Бах сменил Телемана на должности капельмейстера в Гамбурге. С этого момента он начал больше внимания уделять церковной музыке. В следующем году он написал ораторию «Израильтяне в пустыне», а между 1769 и 1788 годами создал более 20 пассионов и около 70 кантат, литаний, мотетов и других произведений на духовную тематику. Карл Филипп Эммануил умер в Гамбурге 14 декабря 1788 года.Во второй половине XVIII века Карл Филипп Эммануил был очень известен. Моцарт, например, говорил о нём так: «Он отец, мы — дети». Музыка Карла Филиппа оказала влияние на Гайдна и Бетховена, который выражал его гению «искреннее восхищение и уважение». Такую известность Карл Филипп заслужил в основном благодаря своим клавирным сонатам, которые открыли важную эпоху в развитии музыкальных форм. Эти сонаты замечательны ещё и свободой и разнообразием в строении; они отличаются от произведений как Итальянской, так и Венской школ, приближаясь скорее к циклическим и импровизационным формам, которые стали стандартом несколько поколений спустя.

Его произведения полны изобретательности и непредсказуемости, они насыщены широким спектром эмоций. Карл Филипп Эммануил оказал серьёзное влияние на композиторов северонемецкой школы, в частности, на Георга Антона Бенду, Эрнста Вильгельма Вольфа, Иоганна Готфрида Мютеля и Вильгельма Фридриха Руста. Его влияние видно и в творчестве более далёких от него композиторов, таких как Мендельсон и Вебер.

В XIX веке его имя было постепенно забыто; Роберт Шуман, например, говорил, что «в своём творчестве он остаётся далеко позади отца». В то же время Иоганнес Брамс высоко ставил его произведения и даже издал некоторые из них. Новая жизнь творений Карла Филиппа Эммануила началась в 1960-х годах, когда Гельмут Кох изучил и записал его симфонии, а Гуго Руф записал его клавирные сонаты. В настоящее время Миклошем Шпаньи и шведской звукозаписывающей компанией BIS предпринимается попытка выпустить полное собрание записей его произведений

Карл Фи́липп Эмануэ́ль Бах (нем. Carl Philipp Emanuel Bach, 8 марта 1714, Веймар - 14 декабря 1788, Гамбург) - немецкий композитор и музыкант, оказавший большое влияние на развитие музыки; второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах. Крёстным отцом младшего Баха был известнейший композитор той эпохи Георг Филипп Телеман . Известен также как Берлинский или Гамбургский Бах.

В 18 веке почитался как композитор выше своего отца: «великим Бахом» называли в протестантской Германии XVIII века Карла Филиппа Эмануэля ( -), а не его отца. Лишь в году, через 100 лет после создания, были исполнены гениальные «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна (дирижировал выдающийся композитор Ф. Мендельсон-Бартольди)

Помимо симфонических и камерных сочинений обширное музыкальное наследие Баха-сына включает многочисленные произведения для церковного хора, сочиненные «по долгу службы», а также песни и кантаты. Наиболее индивидуальным произведением композитора, который также был широко известен как чембалист-виртуоз, считается сборник «Клавирные сонаты для знатоков и любителей». Произведения Карла Филиппа Эммануила Баха, полные изобретательности и непредсказуемости, произвели большое впечатление на молодого Гайдна и косвенно повлияли на формирование венской классической школы, в частности, на творчество Моцарта и Бетховена , которые его высоко ценили.

Из фортепианных сочинений Эмануила Баха у меня имеется лишь несколько вещей, и некоторые из них несомненно должны служить каждому подлинному художнику не только в качестве предмета высокого наслаждения, но и как материал для изучения.
Л. Бетховен. Письмо Г. Гертелю 26 июля 1809 г.

Из всего рода Бахов лишь Карл Филипп Эмануэль, второй сын И. С. Баха , и его младший брат Иоганн Кристиан добились при жизни звания «великий». Хотя история вносит свои коррективы в оценку современниками значительности того или иного музыканта, ныне никто не оспаривает роли Ф. Э. Баха в процессе становления классических форм инструментальной музыки, достигшего вершины в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена. Сыновьям И. С. Баха было суждено жить в переходную эпоху, когда в музыке намечались новые пути, связанные с поисками ее внутренней сущности, самостоятельного места среди других искусств. В этот процесс были вовлечены многие композиторы Италии, Франции, Германии и Чехии, чьи усилия подготовили искусство венских классиков. И в этом ряду ищущих художников особенно выделяется фигура Ф. Э. Баха.

Главную заслугу Филиппа Эмануэля современники видели в создании «выразительного» или «чувствительного» стиля клавирной музыки. Патетику его Сонаты фа минор впоследствии находили созвучной художественной атмосфере «Бури и натиска». Слушателей трогали взволнованность и изящество сонат и импровизационных фантазий Баха, «говорящие» мелодии, экспрессивная манера игры автора. Первым и единственным учителем музыки Филиппа Эмануэля был отец, который, впрочем, не считал нужным специально готовить к карьере музыканта сына-левшу, игравшего только на клавишных инструментах (более подходящего преемника Иоганн Себастьян видел в своем первенце - Вильгельме Фридемане). По окончании лейпцигской школы Св. Фомы Эмануэль изучал право в университетах Лейпцига и Франкфурта на Одере.

К этому времени он уже автор множества инструментальных сочинений, в т. ч. пяти сонат и двух концертов для клавира. Окончив университет в 1738 г., Эмануэль без колебаний посвящает себя музыке и в 1741 г. получает место клавесиниста в Берлине, при дворе недавно восшедшего на престол Фридриха II прусского. Король слыл в Европе просвещенным монархом; как и его младшая современница, российская императрица Екатерина II, Фридрих переписывался с Вольтером, покровительствовал искусствам.

Вскоре после его коронации в Берлине был выстроен оперный театр. Однако вся придворная музыкальная жизнь до мелочей регламентировалась вкусами короля (вплоть до того, что во время оперных спектаклей король самолично следил за исполнением по партитуре - через плечо капельмейстера). Вкусы же эти были своеобразны: коронованный меломан не терпел церковной музыки и фугированных увертюр, всем родам музыки он предпочитал итальянскую оперу, всем видам инструментов - флейту, всем флейтам - свою флейту (ею, по отзыву Баха, видимо, н ограничивались истинные музыкальные привязанности короля). Известный флейтист И. Кванц написал для своего августейшего ученика около 300 концертов для флейты; каждый вечер в течение года король во дворце Сан-Суси исполнял их все (иногда также и свои сочинения), непременно в присутствии придворных. Обязанностью Эмануэля было аккомпанировать королю. Эта однообразная служба лишь изредка прерывалась какими-либо происшествиями. Одним из них был приезд в 1747 г. к прусскому двору И. С. Баха. Будучи уже пожилым, он своим искусством клавирной и органной импровизации буквально потряс короля, который по случаю приезда старого Баха отменил свой концерт. После смерти отца Ф. Э. Бах бережно хранил доставшиеся ему по наследству рукописи.

Творческие достижения самого Эмануэля Баха в Берлине весьма внушительны. Уже в 1742-44 гг. были изданы 12 сонат для клавесина («Прусские» и «Вюртембергские»), 2 трио для скрипок и баса, 3 клавесинных концерта; в 1755-65 - 24 сонаты (всего ок. 200) и пьесы для клавесина, 19 симфоний, 30 трио, 12 сонатин для клавесина с аккомпанементом оркестра, ок. 50 концертов для клавесина, вокальные сочинения (кантаты, оратории). Наибольшую ценность представляют клавирные сонаты - этому жанру Ф. Э. Бах уделял особое внимание. Образная яркость, творческая свобода композиции его сонат свидетельствуют как о новаторстве, так и об использовании музыкальных традиций недавнего прошлого (так, импровизационность - отголосок органного письма И. С. Баха). Тем новым, что внес Филипп Эмануэль в клавирное искусство, был особый тип лирической кантиленной мелодики, близкий художественным принципам сентиментализма. Среди вокальных сочинений берлинского периода выделяется Магнификат (1749), родственный одноименному шедевру И. С. Баха и в то же время некоторыми темами предвосхищающий стиль В. А. Моцарта.

Обстановка придворной службы несомненно тяготила «берлинского» Баха (как со временем стали называть Филиппа Эмануэля). Его многочисленные сочинения не были оценены по достоинству (король предпочитал им менее оригинальную музыку Кванца и братьев Граунов). Пользуясь уважением среди крупных представителей интеллигенции Берлина (в их числе - основатель берлинского литературно-музыкального клуба X. Г. Краузе, музыкальные ученые И. Кирнбергер и Ф. Марпург, писатель и философ Г. Э. Лессинг), Ф. Э. Бах в то же время не находил в этом городе применения своим силам. Единственный его труд, получивший признание в те годы, - теоретический: «Опыт истинного искусства игры на клавире» (1753-62). В 1767 г. Ф. Э. Бах с семьей переехал в Гамбург и до конца жизни обосновался там, заняв по конкурсу пост городского музикдиректора (после смерти Г. Ф. Телемана, своего крестного отца, долгое время находившегося на этой должности). Став «гамбургским» Бахом, Филипп Эмануэль добился полного признания, такого, которого ему не хватало в Берлине. Он возглавляет концертную жизнь Гамбурга, руководит исполнением своих сочинений, в частности хоровых. К нему приходит слава. Однако невзыскательность, провинциальность гамбургских вкусов огорчает Филиппа Эмануэля. «Гамбург, некогда знаменитый своей оперой, первой и наиболее прославленной в Германии, стал музыкальной Беотией», - пишет Р. Роллан. - «Филипп Эмануэль Бах чувствует себя в нем потерянным. Когда Берни посещает его, Филипп Эмануэль говорит ему: „Вы приехали сюда на пятьдесят лет позже, чем следовало бы“». Это естественное чувство досады не могло омрачить последние десятилетия жизни Ф. Э. Баха, ставшего всемирной знаменитостью. В Гамбурге с новой силой проявился его талант композитора-лирика и исполнителя собственной музыки. «В патетических и медленных частях всякий раз, когда ему надо было придать выразительность долгому звуку, он умудрялся извлекать из своего инструмента буквально вопли скорби и жалобы, какие только возможно получить на клавикорде и, вероятно, только ему одному», - писал Ч. Берни. Филиппом Эмануэлем восхищался Гайдн, а современники оценивали обоих мастеров как равных. В действительности многие творческие находки Ф. Э. Баха были подхвачены Гайдном, Моцартом и Бетховеном и подняты до высочайшего художественного совершенства.

Карл Фили́пп Эммануи́л Бах (нем. Carl Philipp Emanuel Bach, 8 марта 1714(17140308), Веймар - 14 декабря 1788, Гамбург) - немецкий композитор и музыкант, второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах. Известен также как Берлинский или Гамбургский Бах. Один из основателей классического музыкального стиля, сочинял в эпохи рококо и классицизма.

Карл Филипп Эммануил Бах родился в Веймаре. В возрасте 10 лет был отдан в школу св. Фомы в Лейпциге (в 1723 году его отец стал кантором этой школы и церкви св. Фомы). После школы Карл Филипп Эммануил изучал юриспруденцию в университетах Лейпцига (1731) и Франкфурта-на-Одере (1735). В 1738 году, в возрасте 24 лет, он получил степень, но сразу же оставил карьеру юриста и посвятил себя музыке.

Через несколько месяцев он по рекомендации Сильвиуса Леопольда Вайса поступил на службу к Фридриху II Прусскому, тогда кронпринцу, и после его восшествия на престол стал членом королевского двора. К этому времени Карл Филипп стал одним из известнейших клавирных исполнителей, а среди его сочинений (начиная с 1731 года) было уже более 30 клавирных сонат и концертных произведений. Карл Филипп Эммануил написал два цикла сонат, посвятив их Фридриху и герцогу Вюртембергскому. Эти произведения помогли ему в получении должности придворного музыканта.

Во время жизни в Берлине он написал магнификат (1749), в котором заметно больше следов влияния Иоганна Себастьяна, чем обычно. Там же он сочинил Пасхальную кантату (1756), 10 симфоний, много концертов для клавесина, гобоя, флейты и виолончели с оркестром, как минимум 3 тома песен, несколько светских кантат и другие произведения. Его основные сочинительские усилия, однако, концентрировались на произведениях для клавира, для которого композитор к тому времени сочинил около 200 сонат и других произведений. В то же время публикация написанного им труда об игре на клавишных инструментах « Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen» («Опыт правильного способа игры на клавире»), которое к 1780 году выдержало уже 3 издания, принесла Карлу Филиппу большую известность как педагогу и теоретику игры на инструменте. Этот труд оказал большое влияние на современников и лёг в основу методов Клементи и Иоганна Баптиста Крамера.

В 1768 году Бах сменил Телемана на должности капельмейстера в Гамбурге. С этого момента он начал больше внимания уделять церковной музыке. В следующем году он написал ораторию «Израильтяне в пустыне», а между 1769 и 1788 годами создал более 20 пассионов и около 70 кантат, литаний, мотетов и других произведений на духовную тематику. Карл Филипп Эммануил умер в Гамбурге 14 декабря 1788 года.

Карл Филипп Эммануил Бах, средний сын великого Иоганна Себастьяна Баха.
В 2014 году исполняется 300 лет со дня рождения Эммануила Баха.Это немалый срок даже для человеческой памяти.Что нужно сделать,чтобы тебя помнили 300 лет?Чтобы интересовались твоими работами и обстоятельствами жизни?Наверняка что-то неординарное.Так был ли гением средний и самый успешный из сыновей Баха?
Мы сегодня знаем следующее: Эммануил был виртуозом-исполнителем на клавире,дирижером,он был педагогом,теоретиком и мыслителем,оставившим после себя труд (кстати изданный на русском языке):«Опыт изложения подлинного искусства игры на клавире»
Эммануил был также королевским аккомпаниатором, в течении 30 лет выполняя прихоти Фридриха Второго. Мало кто знает, что К.Ф.Э Бах является автором огромного количества песен, и его песенное творчество способствовало появлению совершенных песен Шуберта. Кроме того, Э.Бах дружил со многими поэтами Германии того времени. Наконец Э.Бах бережно хранил рукописи отца и намеревался опубликовать некоторые из его сочинений, а однажды даже он исполнил часть си-минорной мессы Иоганна Себастьяна.
Слава пришла к Э.Баху вместе с изданной книгой, в 1753 году, а в 1768 Эммануил переехал в Гамбург, заменив умершего Телемана на посту музикдиректора.
В Гамбурге Бах достиг вершины почета и уважения. Гамбург в то время был вольным городом,центром свободомыслия и искусств, в который устремились поэты,философы и музыканты со всей Германии, хотя сам Э.Бах к гамбургской публике относился снисходительно-иронически.
Сохранились автобиографические заметки Э.Баха и его письма, в которых встречаются такие строки:
«Начиная с пятидесяти лет я потерял всякое честолюбие. Я сказал: "Будем пить и есть, завтра мы уснем». Было ли это разочарованием достигнутым к концу жизни, или Бах кривил душой, мы никогда не узнаем, но зато мы знаем, что по его же собственному признанию, композитор писал музыку «с сахаром и без оного», т.е. частенько сознательно шел на уступки публике. Видимо эта постоянная необходимость идти на компромиссы со своей совестью художника и вызывала у композитора приступы жестокой меланхолии.
Баху среднему пришлось нелегко, он родился и вынужден был творить в переходную эпоху, когда вкусы и стили менялись с головокружительной быстротой, поэтому средний Бах стоит как бы между эпохами, и музыка его несет на себе следы этого мучительного перехода от старого мира к новому. Манера Эммануила это сентиментальный, чувствительный стиль, сочетающийся с «бурей и натиском»невероятного накала страсти, ведь сами поэты-штюрмеры считали музыку Эммануила родной сестрой их поэзии.

Доктор музыки из Оксфорда Берни (его мемуары были изданы на многих языках,в том числе и на русском) в 1760-х годах посетил Э.Баха и написал в своем дневнике: "Ф.Э.Бах-лучший и наиболее искусный художник в области выразительности. Он владел всеми стилями, но выше всего он был в выразительном стиле. Он был ученым, более ученым, когда он этого хотел, чем его отец, в особенности в разнообразии его модуляций».
Лучший? Это в то время когда жили Гайдн и Моцарт и недавно умер старший Бах? Именно так! Музыканты 18-го века признавали Эммануила величайшим мастером и учились на его музыке. Моцарт, например, говорил о нём так: «Он отец, мы - дети». Гайдн прилежно изучал сборники сонат Эммануила, Моцарт писал фантазии, копирующие фантазии Эммануила, Бетховен штудировал его партитуры, и можно сказать, что венские классики не стали бы такими, какими мы их знаем, не будь Карла Филиппа Эммануила Баха.
Его произведения полны изобретательности и непредсказуемости, они насыщены широким спектром эмоций. Карл Филипп Эммануил оказал серьёзное влияние на композиторов северонемецкой школы, в частности, на Георга Антона Бенду, Эрнста Вильгельма Вольфа, Иоганна Готфрида Мютеля и Вильгельма Фридриха Руста. Его влияние видно и в творчестве более далёких от него композиторов, таких как Мендельсон и Вебер.
Если почитать унылые советские учебники по музыкальной истории, создается впечатление, что великие композиторы не просто писали музыку по велению души, а большей частью кого-то предвосхищали, что-то развивали, продолжали, преломляли в своем творчестве чьи то идеи, и.т.д., то есть сообща строили какое то общее здание музыки, без оглядки на себя и свои желания. Отдавались коллективному делу с непонятными целями, а не самовыражались посредством звуков. Но в случае К.Ф.Эммануила преувеличить его вклад в стройное здание классической музыки действительно трудно. Этот человек дал другим чуть ли не больше, чем вложил в свою музыку! (К слову, этой своей музыки Эммануил написал чудовищное количество. Это 60 клавирных концертов, сотни сонат и фантазий для клавира соло, огромное количество песен, кантат, страсти по Иоанну, симфонии, флейтовые и гамбовые сонаты, органные произведения. Фантастическое количество музыки. Одна только музыка для клавира умещается на 60 компакт дисках!)
В возрасте 74 лет К.Ф.Э.Бах умер, окруженный почетом и любовью, осиянный лучами славы, воспетый и оплаканный друзьями-поэтами. Слава же его потихоньку стала гаснуть и угасла до начала двадцатого века!


Концерты для флейты с оркестром.
Полное собрание концертов для флейты с оркестром Карла Филиппа Эмануэля Баха представляют Эккарт Хаупт и прославленный коллектив, специализирующийся на исполнении музыки "гамбургского Баха". В XIX веке его имя было постепенно забыто; Роберт Шуман, например, говорил, что «в своём творчестве он остаётся далеко позади отца». В то же время Иоганнес Брамс высоко ставил его произведения и даже издал некоторые из них.
А в двадцатом веке начинается возрождение славы композитора и почти детективная история архива К.Ф.Э.Баха!
Как известно, рукописи И.С.Баха были разделены поровну между сыновьями, и свою часть наследия Эммануил бережно хранил. Рукописи эти попали в Берлинскую певческую академию (ту самую, в которой учился Мендельсон, и в которой он впервые исполнил страсти по Матфею). В конце второй мировой войны рукописи вывезли из Берлина, чтобы они не погибли под артобстрелом, далее архив был захвачен советскими войсками.
Новая жизнь творений Карла Филиппа Эммануила началась в 1960-х годах, когда Гельмут Кох изучил и записал его симфонии, а Гуго Руф записал его клавирные сонаты.