Кандинский история. Василий Васильевич Кандинский: картины и биография

Наверное, не существует таких людей, которые при первом знакомстве с творчеством Кандинского признали бы его гениальность. Первый взгляд на его «композиции», «импровизации» и «импрессии» провоцирует разные мысли: от «такое мог бы и ребенок намалевать» и до «что же хотел на этой картине изобразить художник?». А при более глубоком знакомстве оказывается, что художник и не собирался ничего изображать, он хотел заставить вас чувствовать.

Великий первооткрыватель абстракции Василий Кандинский совершенно не собирался становиться художником и тем более философом мира искусства. Напротив, его отец – известный московский коммерсант того времени Василий Сильвесторович Кандинский – видел его успешным юристом, что привело будущего абстракциониста на юридический факультет Московского Университета, где он изучал политическую экономику и статистику. Безусловно, Кандинский вырос в интеллигентной семье, которая не отрицала важность искусства в жизни человека, поэтому еще юношей Василий получил базовые знания в мире музыки и живописи. Но вернулся к ним он лишь после того, как ему исполнилось 30 лет, чем еще раз подтвердил простую истину – начинать никогда не поздно. Несмотря на любовь к своей родине, в частности к Москве, которая не раз появится на его полотнах, Кандинский в 1896 году ради своей страсти к живописи переезжает в Мюнхен – город, славившийся в то время своей открытостью к новым жанрам искусства и гостеприимством для начинающих художников. Толчком к тому, чтобы бросить привычный образ жизни и отправиться в неизведанное, стал повод, совершенно не связанный с искусством, – в мире физики произошло очень важное событие – открытие разложения атома. Как писал в своих письмах научному руководителю сам Кандинский, этот переворот в мире физики вызвал у него странные чувства:«Рухнули толстые своды. Все стало неверным, шатким и мягким…» .

Тот факт, что мельчайшая частица не является целостной, а состоит из множества еще неизученных элементов, привел будущего художника к новому мировоззрению. Кандинский осознал, что все в этом мире можно разложить на отдельные составляющие, и сам он описывал это чувство так:

«Оно (открытие) отозвалось во мне, подобно внезапному разрушению всего мира” .

Еще одним поводом к полному перевороту сознания Кандинского стала выставка французских импрессионистов, привезенная в Москву. На ней он увидел картину Клода Монэ «Стог Сена». Это произведение поразило Василия Васильевича своей беспредметностью, так как до этого он был знаком исключительно с реалистичной живописью русских художников. Несмотря на то что на картине с трудом угадывается сюжет, она затрагивает определенные чувства, вдохновляет и остается в памяти. Именно такие глубокие и волнующие произведения решил создавать и Кандинский.

В Германии Василий Кандинский быстро осваивает классический рисунок, технику импрессионистов, постимпрессионистов и фовистов, и вскоре уже становится признанным авангардистом. В 1901 году свет увидела его первая профессиональная картина «Мюнхен. Планегг 1», в которой сочетались яркие мазки Ван Гога и нежный солнечный свет импрессионистов. Впоследствии Кандинский в своем творчестве стал уходить от детализации своих творений, двигался от реалистичности к экспериментам с цветом.

«Мюнхен. Планегг 1» (1901) – Частная Коллекция

Первым шагом на пути к абстракции стало написание философского трактата «О духовном в искусстве» в 1910 году. Книга сильно опережала свое время, поэтому издателя для нее было найти очень сложно. Интересен тот факт, что оригинал написан Кандинским на немецком языке, а на русском книга вышла только в 1967 году в Нью-Йорке благодаря Международному Литературному содружеству и жене художника – Нине Кандинской. На языке оригинала в Мюнхене книга вышла в 1911 году и имела невероятный успех. За год ее издавали 3 раза, а в Скандинавии, Швейцарии и Голландии, где распространен немецкий язык, книга читалась всеми, кто имел хоть какое-то отношение к искусству. Русские авангардисты имели возможность ознакомиться с содержанием трактата на Всероссийском съезде художников в декабре 1911 года благодаря докладу Н.И. Кульбина «О духовном в искусстве». В нем он использовал некоторые главы книги Кандинского, включая главу о разных возможных геометрических формах в абстрактном творчестве, что сильно повлияло на передовых русских художников того времени, включая Казимира Малевича. Но труд Кандинского – это не учебник. «О духовном в искусстве» – это философское, очень тонкое и вдохновляющее произведение, без которого понять и прочувствовать картины великого абстракциониста просто невозможно. В самом начале книги Кандинский делит всех художников на 2 типа, основываясь на определениях Роберта Шумана и Льва Толстого. Композитор считал, что «призвание художника – посылать свет в глубины человеческого сердца», а писатель называл художника тем человеком, «который может нарисовать и написать все». Кандинскому чуждо второе определение, сам он называет таких людей «ремесленниками», чье творчество не наполнено смыслом и не имеет ценности.

«В нашей душе имеется трещина, и душа, если удается ее затронуть, звучит, как надтреснутая драгоценная ваза, найденная в глубине земли».

Большое влияние на художника всегда оказывала музыка, так как именно она является единственным абсолютно абстрактным искусством, заставляющим работать наше воображение, избегая предметности. Как ноты складываются в прекрасную мелодию, так и краски Кандинского в своем сочетании рождают удивительные картины. Сильнее всего вдохновила начинающего художника увертюра оперы Рихарда Вагнера. После знакомства с ней Кандинский задался вопросом, сможет ли он создать картину такого же сильного эмоционального наполнения, как произведение великого композитора, «в которой краски стали бы нотами, а цветовая гамма – тональностью?».

В поисках ответа на этот вопрос Кандинскому помогло знакомство с австрийским композитором Арнольдом Шенбергом. В январе 1911 года в Мюнхене художник услышал атональные произведения своего будущего друга и союзника и был потрясен. Благодаря концерту Шенберга родилась еще не до конца абстрактная, но уже почти беспредметная картина мастера «Импрессия III . Концерт». Темный треугольник на картине символизирует рояль, ниже можно увидеть притянутую музыкой толпу, а цветовое решение прекрасно отражает то яркое впечатление, которое получил Кандинский на концерте Шенберга.

Кандинский был уверен, что именно Шенберг правильно воспримет его философию абстрактного творчества, и не ошибся. Композитор поддержал художника в его начинаниях с цветовыми экспериментами и поиском «антилогичной» гармонии, на первое место в которой вставали бы чувства, а не сюжет. Но не все деятели искусства разделяли подобную точку зрения, что привело к расколу среди художников и созданию сообщества единомышленников–абстракционистов «Синий Всадник». Объединившись с художниками Августом Маке, Францом Марком и Робером Делане и, конечно, композитором Арнольдом Шенбергом, Кандинский наконец-то попадает в среду, способствующую переходу к полной абстракции в творчестве, поиску новых форм и цветовых сочетаний.

«Вообще цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

Невозможно спорить в этом утверждении с Кандинском, потому что множество современных исследований доказывает, что цвет влияет даже на наши примитивные желания и состояния: все знают, что красный цвет вызывает аппетит, зеленый успокаивает, а желтый добавляет нам бодрости и энергии. А сочетая разные цвета и формы в картине, можно повлиять и на более глубокие чувства. Этого и хотел добиться великий художник. Эксперименты Кандинского повлияли на многих художников начала XX века, в том числе на Пауля Клее, который до знакомства с основателем «Синего Всадника» был графиком, избегающем разноцветья в своих картинах, а после был известен благодаря своим нежным, в каком-то смысле наивным акварелям. Швейцарец разделял любовь абстракциониста к музыке и его мысль о том, что искусство должно вызывать сильные эмоции, помогать человеку слушать внутреннее «я» и обретать понимание процессов, происходящих в окружающей среде.

«Искусство не воспроизводит видимое, но делает видимым то, что не всегда таковым является». (с) Пауль Клее

Именно с таким посылом начинает писать свои картины Кандинский после 1911 года. Например, в нашей Третьяковской галерее можно увидеть одно из самых значимых и масштабных произведений художника, написанное в 1913 году, – «Композиция VII ». Художник не дает никаких подсказок к сюжету: на картине есть только цвет и форма, распределившиеся на огромном полотне (работа считается самой большой из всего творчества Кандинского – 2х3м). Масштаб позволил разместить на картине различные по интенсивности и цветовому решению фрагменты: остроугольные, тонкие, в основном темные элементы в центре и более плавные формы и нежные цвета по периметру позволяют нам испытать разные ощущения, глядя на одну и ту же картину. Мрачные тона справа контрастируют со светом на этом полотне, окружности с нечеткими краями рассекаются жесткими прямыми линиями. Композиции Кандинского – это сочетание несочетаемого, поиск гармонии в хаосе, это произведения, скорее похожие на музыку, так как являются наиболее абстрактными. Именно эти произведения считаются главными проводниками философии художника и кульминацией всего его творчества.

Также понимая, что большинству людей нужны подсказки для осознания его искусства, Кандинский продолжает писать свои «Импровизации», в которых прослеживается тонкая (а в отдельных произведениях и достаточно явная) нить, связывающая абстракцию с реальностью, благодаря конкретным элементам. Например, на нескольких картинах мы можем увидеть изображения лодок и кораблей: этот мотив появляется, когда художник хочет рассказать нам о том, как человек сражается с окружающим миром, словно парусные суда сопротивляются волнам и стихии.

На некоторых картинах мы с трудом можем различить мачты, как, например, на картине «Импровизация 2 8 (Морской бой)», созданной в преддверии Первой мировой войны, в то время как на других полотнах образ судна виден с первого взгляда, как на «Импровизации 209», написанной в 1917 году, когда во всей России чувствовался дух революции.

Еще один частый элемент, встречающийся в «Импровизациях», – это всадники, характеризующие стремления людей. Образ воинов на лошадях имел особенное значение для Кандинского как человека, постоянно сражающегося с устоявшимися нормами и канонами ради своих убеждений. Не случайно в названии клуба творческих единомышленников абстракционистов присутствует эта аллегория.

В то время как «Композиции» Кандинского продуманы до мелочей, а расположение фигур и использование определенных цветов абсолютно сознательны, то при написании «Импровизаций» художник руководствовался процессами внутреннего характера, показывал свои внезапные бессознательные эмоции.

Заметные перемены в творческом пути Василия Кандинского происходят во время его возвращения в Москву в 1914 году. Как гражданин России художник был вынужден покинуть Германию во время войны и продолжить заниматься искусством на Родине. С 1914 по 1921 годы он жил в Москве и занимался продвижением своих идей в массы, сотрудничал с правительством в подготовке музейной реформы, развивал художественную педагогику и вдохновлялся родным городом.

«Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности… Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Москва - мой живописный камертон»

Во время пребывания в России художник метался между разными жанрами и даже изображал Москву достаточно детально (относительно всего своего творчества), а в какой-то момент вернулся и к импрессионистическим зарисовкам.

На всем творческом пути Василия Кандинского мы видим множество разных жанров, приемов и сюжетов. В один и тот же год художник мог создать и достаточно конкретное произведение с понятным широким массам смыслом, и полную абстракцию. Этот факт подчеркивает разносторонность его личности, стремление к новым знаниям и техникам и, конечно, постоянное развитие творческого гения внутри самого себя. Художник, учитель, ценитель музыки, писатель и, конечно, философ мира искусства Василий Кандинский не оставляет равнодушным никого, потому что главной его задачей было заставить людей чувствовать, ощущать, испытывать эмоции. И он достиг этой цели благодаря тому культурному наследию, которое он оставил будущим поколениям.

Где увидеть картины Кандинского в России?

  • Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева
  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств
  • Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
  • Красноярский музей изобразительных искусств
  • Государственная Третьяковская галерея на крымском валу, Москва
  • Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
  • Нижегородский государственный художественный музей
  • Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
  • Государственный Эрмитаж, Главный штаб, Санкт-Петербург
  • Русский Музей, Санкт-Петербург
  • Музейный комплекс Тюменской области

Россия всегда порождала на свет множество талантливых людей, которые совершали большие прорывы в науке и искусстве. Первооткрыватели, изобретатели и первопроходцы двигают культуру вперед. Среди этого ряда выдающихся гениев можно назвать и художника по имени Василий Кандинский. Картины и биография этого выдающегося человека определенно заслуживают особого внимания.

Кто такой Кандинский Василий Васильевич?

Кандинский В.В. является очень важной фигурой в русской культуре. Дело в том, что он был не просто художником, но признанным лидером авангардизма. Позднее именно этот человек стал одним из основателей абстракционизма. Ему принадлежат также заслуги по созданию нескольких творческих обществ. Поэтому русский худжоник широко известен не только в России, но и за рубежом. Давайте обратимся к жизненному пути, который прошел Кандинский Василий Васильевич. Картины этого замечательного художника теперь находятся во многих музеях по всему миру.

Жизнь в России

Будущий художник родился в Москве в 1866 году в семье успешного коммерсанта. Вскоре после рождения художника его семья переехала в Одессу, где мальчик стал подростать и получил свои перые уроки живописи и музыки.

В 1885 году переехал в Москву и поступил в Московский университет Кандинский Василий Васильевич. Картины в то время его не сильно занимали, поскольку он хотел посвятить свою жизнь юридическому делу. Однако спустя 10 лет, в 1895, он решает бросить это направление и с головой погружается в искусство. Это было связано с выставкой, на которой худоджник увидел работу Моне К слову, ему на тот момент было уже 30.

После приезда из-за границы, художник стал активно участвовать в общественной и образовательной деятельности, однако в 1921 году Кандинский В.В. принял решение больше не возвращаться на Родину. Это было вызвано существенными разногласиями с властями. Однако, даже несмотря на вынужденный отъезд, художник до конца своих дней хранил в сердце любовь к русскому народу и культуре, которую выражал на своих полотнах.

Жизнь за рубежом

Впервые художник отправился за границу еще в 1897 году. Он много путешествовал по Европе и Северной Африке, а также создал несколько значимых в мире искусства обществ. Самое известное его объединение - "Синяя четверка".

До 1921 года Кандинский В.В. бывал за рубежом лишь недолго, однако после переехал насовсем. В эти годы он занялся искусством, писательством, а также преподаванием в университете.

В 1933 г. художник отправился во Францию и жил там довольно длительное время. Несколько месяцев он провел в Соединенных Штатах, однако в 1944 г. Кандинский В.В. умер во Франции.

Благодаря своим путешествиям стал всемирно известным художник Кандинский Василий Васильевич. критиков в лучшем свете вполне заслуживают, ведь они на самом деле выполнены рукой мастера. Художник смог совершить прорыв в мире искусства и действительно внести в него новое мышление.

Искусство

Профессионально живописью художник начал заниматься в 1900 году, когда поступил в Академию художеств в Мюнхене. В начале творил в стиле аванградизма. После ярких молодых работ Кандинский В.В. перешел больше к фольклорным темам, где русский модернизм самым интересным образом сочетался со средневековыми легендами и усадебными мотивами, например как на картине "Пестрая жизнь".

Мастер любил творить с помощью масла и акварели, однако при этом немалое значение уделял графике и гравюре по дереву.

Возвращение в Россию в 1914 г. наложило сильный отпечаток на его творчество. Теперть в картины добавились трагические черты из российской реальности.

Более поздний период, после 20-х гг. и отъезда из России, привел Кандинского В.В. к более геометрическим построениям картин и космическим темам, которые присущи конструктивизму, однако при этом мастер сохранил Это хорошо видно в картинах "В черном квадрате" и "Несколько кругов".

Жизнь во Франции ввела больше сюрреализма в работы художника, и теперь на них стали появляться биоморфные изображения, как на полотнах "Доминирующая кривая" или "Голубое небо".

Знаменитые картины Василия Кандинского

Известен на весь мир этот талантливый человек. Много трудился над своими произведениями художник Кандинский Василий Васильевич. Картины его имеют особый символизм и смысл, именно поэтому его так мало понимали в его время и так ценят сейчас. Другого слова даже не подобрать, ведь в 2012 году картину "Эскиз к импровизации №8" продали за 23,4 млн долларов.

Известными стали практически все работы, которые создал Кандинский Василий Васильевич. Картины его авторства "В сером", "Вибрация" и "Казаки" можно назвать одними из самых популярных его работ, однако довольно сложно сделать выбор, поскольку они все поражают взор и мысли почитателей.

Другие таланты

Говоря о Кандинском В.В., нельзя забывать, что он был не только художником. Еще с молодости у него была страсть к писательству, и он даже публиковал свои статьи из Берлина об искусстве. Позднее художник издал целую серию своих книг, где подробно описал свой подход к искусству, мировоззрение, а также стиль создания картин. Также он писал стихи.

Книги "О духовном в искусстве" и "Точка и линия на плоскости" написал именно Кандинский Василий Васильевич. Картины - живопись долговечная, именно поэтому художник вкладывал в них всю свою душу и говорил, что он не рисует их, а размышляет о мире в процессе написания. Поэтому Кандинский В.В. считал, что в работе надо передавать лишь духовное восприятие, не должно быть конкретных предметов, иначе они будут отвлекать от высокого смысла.

На долю Василия Кандинского выпало немало испытаний. Он смог пережить и войны и революции, диктаторский режим. Его искусство не понимали, что вызывало возмущение со стороны критиков.

На 1911 год приходится становление Кандинского как абстракциониста. Он называет свои работы композициями, впечатлениями, импровизациями. Классический пример полотно «Импровизация 21А». Это абстрактная композиция, но если всмотреться, можно увидеть реальные предметы. Например, в центральной части видна гора с башней. Четкие чёрные линии окружают участки интенсивного цвета. Такие линии станут основными в творчестве Кандинского.

Одной из редких картин написанной маслом является «В сером». Она была задумана как композиция с горами, лодками и фигурами людей. Но на окончательном полотне эти предметы и фигуры почти не различимы. Все сведено к абстрактным иероглифам. Картина отражает стремление художника к продуманной композиции живописного пространства. Палитра мастера становится более мягкой. Приглушенные серые, коричневые, голубые тона характерны для так называемого русского периода творчества Кандинского. Уехав в Германию, цвета становятся однотипными и плоскими.

В Веймаре создана картина «Вибрация». Здесь много геометрических фигур. Примечательный элемент – это шахматная доска. Треугольник взаимодействует с кругом. Передается противопоставление форм и цветов. В целом же композиция достаточна, цельна и продумана, а единство цвета и формы создало сложную структуру. Палитра, кроме шахматной доски, приглушенна.

В своей абстрактной живописи Кандинский использует реальные предметы, но передает их с помощью геометрических форм. Например, картина «Казаки». Сюжет навеян во время революции 1905, когда по Москве скакали казаки. На полотне особо изображены два казака, под ними радуга, которая образует дорогу, ведущую к дворцу на холме. Кандинский не стремится, что предметы хорошо были распознаваемы, он хочет, чтобы зритель проникся духовностью. В это время у него происходит поиски нового языка, с помощью которого можно было выразить новое мироощущение. Формы рассыпаются на глазах, оставляя после себя только следы.

Весь путь Кандинского это, прежде всего эволюция. Начинал он с общих рассуждений о духовности, то позже пришла конкретика. Он разрабатывает математическую теорию пластического искусства, которая базируется на взаимодействии геометрических форм на человека, и соотношении их с цветом в живописи.

Василий Кандинский биография и творчество известного художника изложены в этой статье.

Василий Кандинский биография краткая

Биография Кандинского Василия, будущего художника началась 16 декабря 1866 года. Он родился в Москве в семье купца. Вместе с семьей он в 1871 году переезжает в Одессу. В городе он посещал классическую гимназию и занимался с учителем по рисованию, которого приглашали на дом.

Василий Кандинский в 1885 году поступает в Московский университет на факультет юрисдикции. Успешно закончив его, Василий даже начал писать диссертацию. Но так и не закончил ее. Кандинский решил стать художником.

Он в 1896 году уехал в Мюнхен, чтобы посещать художественную школу А. Ашбе. Здесь он научился строить композиции и работать с формами, линией. Также художник слушал курсы анатомии, и каждый день рисовал натурные этюды. Позже Кандинский поступает в академию художеств Штука.

В 1901 году в Мюнхене он основал художественное объединение под названием «Фаланга». За 4 года в пребывании в городе, Кандинский организовал 12 выставок. А в 1909 году художник возглавил Новое художественное общество.

Василий Кандинский любил путешествовать. Он посетил Голландию, Швейцарию, Италию, Францию, Россию. Во время путешествий он преимущественно писал цветовые пейзажи.

В 1911 году Кандинский написал книгу «О духовном в искусстве», которая перевернула устоявшиеся представления об искусстве. Книга была первым теоретическим справочником абстракционизма. Также в этом году было организовано им объединение «Синий всадник». Цель объединения – пропаганда новых идей в театре, живописи и музыке. Параллельно с этим в Берлине прошла персональная выставка работ Кандинского с 64 художественных композиций.

Также он, живя за границей, активно сотрудничал с русскими художниками — К. С. Малевичем, Д. Д. Бурлюком, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой. Помогал им организовывать и участвовать в разнообразных выставках.

В 1915 году художник возвращается в Москву. После Октябрьской революции Кандинский занимался преподавательской и музейной деятельностью, вошел в 1918 году в коллегию Отдела ИЗО Нар-компроса. Он организовал в Петрограде Музей живописной культуры в 1919 году и возглавил в 1919-1921 годах Всероссийскую закупочную комиссию.

В 1921 году его делегировали в Германию в качестве представителя Академии художественных наук, чтобы установить постоянные связи между лицами и учреждениями художественного значения. Спустя год Василия пригласили в высшую школу художественного строительства и конструирования в Германии. Это сделало его имя известным на весь мир. Художника назвали теоретиком абстрактного искусства. Каждый год проходили персональные выставки в Америке и Европе. В 1926 году была издана его книга «Точка и линия на плоскости».

В 1933 году Кандинский переехал во Францию. С приходом нацистов к власти, много работ художника были уничтожены.

Во Франции он прожил 11 лет и создал здесь 250 гуашей и акварелей, 144 картины. Искусство Василия Кандинского признано во всем мире

Картины Василия Кандинского – «Ахтырка. Осень. Этюд», «Шлюз», «Старый город», « Синий всадник», « Берег залива в Голландии», « Мурнау. Двор замка», «Русский всадник», «Русская красавица в пейзаже», «Русская деревня на реке с ладьями», «К городу».

«Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

Художник на фоне картины «Маленькие радости». 1913 год

В 1900-м Кандинский поступил в Мюнхенскую академию живописи, в класс Франца фон Штука, одного из лучших немецких рисовальщиков. Учитель был доволен учеником, хотя и находил его палитру слишком яркой.

Активный, бьющий энергией Василий Кандинский как магнит притягивал к себе людей и как вирус заражал их своими идеями. Он организовал группировку «Фаланга», в которой сам устраивал выставки и сам преподавал. На одном из таких уроков и произошла встреча художника с ученицей Габриэлой Мюнтер, его второй женой.

С ней Кандинский путешествовал по Европе, посещал Америку и Россию. Затем вернулся в Баварию, поселился в Мурнау и продолжил эксперименты - писал экспрессионистские пейзажи окрестностей, пробовал себя в фовизме и абстракции.

Одесса. Порт. 1898. Государственная Третьяковская галерея

Ахтырка - Темное озеро. 1901. Мюнхен, Германия. Городская галерея в Лебаххаусе

Изар около Grosshessolohe. 1901. Мюнхен, Германия, Городская галерея в Ленбаххаусе

Синий всадник. 1903. Цюрих. Частная коллекция

«Синий всадник». 1911–1914

Так называлась картина, написанная Кандинским в 1903 году, альманах и художественное объединение, которые появились в 1911-м. Его вдохновители - друзья-художники Василий Кандинский и Франц Марк. Теперь «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, югендстиль и теософия Рудольфа Штайнера» , - писал живописец.

Мастерская художника стала научной лабораторией, в которой ставились опыты, ради получения нового знания. Не будем забывать, что Кандинский был ученым и поиск истины, взаимосвязь современных теорий и современного искусства были очень важны для него. Эти опыты вылились в книгу Кандинского «О духовном в искусстве» - первый труд художника, посвященный абстракции.

«Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души… Живопись - это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о ее хлебе насущном».

В. Кандинский. «О духовном в искусстве»

Кандинский и революция. 1914–1921

С началом Первой мировой войны Кандинский расстается с Габриэлой Мюнтер и переезжает в Москву. Здесь в 1916 году он встречает Нину Андреевскую, свою третью жену. В послереволюционной России у Кандинского много дел: он сотрудничал с ИЗО Наркомпроса, создавал музеи современного искусства в 22 городах провинции, преподавал в «Свободных мастерских» и ВХУТЕМАСе.

Однако учение Кандинского в штыки восприняли конструктивисты Варвара Степанова, Александр Родченко и Любовь Попова, ставившие во главу угла рациональный подход. Живописец критиковал их в ответ: «Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом» .

Проникновение социалистической идеологии в искусство Кандинскому не по душе. В декабре 1921 года он отбыл с женой в Берлин для организации там отделения Российской академии художественных наук. И больше в Россию не возвращался.

Мурнау. Сад. 1909. Швейцария, коллекция Мерцбахера

Картина с тремя пятнами.1914. Мадрид, Испания. Коллекция баронессы Тиссен

Смутное. 1917. Государственная Третьяковская галерея

Белая линия. 1920. Кёльн, Германия. Музей Людвига

Баухаус. 1922–1932

Вальтер Гропиус, основатель Высшей школы строительства и художественного конструирования (Баухаус), пригласил Кандинского возглавить мастерскую настенной живописи. Одновременно с преподаванием Василий Васильевич выпускает книгу «Точка и линия на плоскости», участвует в выставках в США и там же читает лекции.

В его живописи появляется больше геометрии, особенно кругов: «Круг, который я использую в последнее время столь часто, можно назвать не иначе как романтическим. И нынешняя романтика существенно глубже, прекраснее, содержательнее и благотворнее: она - кусок льда, в котором пылает огонь. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня - тем хуже для них…»

В 1932 году пришедшие к власти в Германии национал-социалисты закрыли Баухаус - и чета Кандинских переехала во Францию.

Парижские годы. 1933–1944

Парижские мастера живописи восприняли приезд Кандинского весьма прохладно, поскольку не любили, во-первых, иностранцев, а во-вторых, абстракционизм. Поэтому художник общается только с друзьями и продолжает экспериментировать с кистью в руках. Краски на его картинах бледнеют, а формы становятся биоморфнее. Публика и коллеги по цеху не понимали и не принимали его искусство, но Кандинский оставался верен себе: «Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью». Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» - очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством» .

Еще в 1910-е годы Кандинский создал четыре сценические композиции: «Зеленый звук», «Фиолетовый занавес», «Черный и белый» и «Желтый звук». Последняя считалась самой значительной и интересной. Ее либретто было опубликовано в альманахе «Синий всадник» в 1912 году.

В 1914-м Кандинский вместе с композитором Фомой Гартманом занимался подготовкой постановки «Желтого звука» в Мюнхене. По его замыслу, композиция гармонично соединяла музыку, цвет, пластику и слово, то есть оркестр, цветные проекторы, пантомиму и певцов. Но Первая мировая война нарушила планы Кандинского. Впервые это произведение было поставлено лишь 12 мая 1972 года в Музее Гуггенхайма.