Какие произведения писали житков чарушин пришвин бианки. Рассказы о природе евгения чарушина и николая сладкова

Урок внеклассного чтения по теме: «Писатели-натуралисты Е.Чарушин, В.Бианки,М.Пришвин о животных».

3 класс.Учитель: Безух Людмила Петровна

Цели урока:

овладение учащимися умения выявлять художественные особенности и определять тему творчества писателей

Задачи урока:

образовательные

    закрепление знания книжного аппарата;

    ознакомление с биографией писателей;

    ознакомление с произведениями автора;

развивающие

    развитие памяти, умения анализировать и обобщать, определять качества личности по поступкам;

    развитие устной и письменной речи;

    развитие творческих способностей;

воспитывающие

    воспитание положительных качеств характера на примере прочитанных произведений;

    воспитание бережного и заботливого отношения к животным, к природе и любви к родине;

воспитание любви к чтению.

Цели и задачи урока.

Ознакомить учащихся с рассказами и сказками писателей-анималистов.

Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.

Развивать наблюдательность, речь, навыки беглого и осознанного чтения текстов, мышление.

Формирование читательского интереса.

Формирование качеств творческого читателя (внимательное, вдумчивое чтение, осмысление роли средств речевой выразительности; особое внимание не только к смыслу слова, но и к его форме).

Знакомство с новым жанром “природоведческая сказка”.

Взгляд на творчество писателя через его произведения.

Развитие фантазии.

Работа над спецификой детской литературы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся расширят свой читательский кругозор, научатся прогнозировать содержание рассказа по его заголовку. читать и воспринимать на слух произведения, выбирать виды деятельности на уроке. пересказывать прочитанное, придумывать свои рассказы и сказки о животных, видеть и понимать поступки героев

Оборудование:

мультимедийная установка,выставка книг, хрестоматии по внеклассному чтению, презентации, книжки-творческие работы учащихся

ХОД УРОКА

Подготовка к первичному восприятию.
(вступительное слово учителя)

- На сегодняшнем занятии я предлагаю вам
посетить литературную гостиную, хозяйкой которой является гостья нашего урока. Давайте поближе с ней познакомимся, в чем нам поможет загадка , послушайте:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.


- Правильно, это книга. Посмотрите, сколько различных книг пришло к нам на урок! Все они такие разные и красочные.
- Скажите, а какие произведения могут быть написаны в книгах? (стихи, рассказы, сказки …)
- А как вы думаете, могли бы мы прожить без книг? Почему?
- Для чего они нам нужны?
- Вот послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения С.В. Михалкова
«Как бы жили мы без книг»
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей...
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Без книг, ребята, мы никуда. Книга знакомит нас с прошлым, позволяет

разобраться в настоящем и словно на крыльях уносит нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательнейшие путешествия.

6. Самоопределение к деятельности. .

Слайд 2-10. ЗАГАДКИ .

Отгадайте загадки:…

а) На овчарку он похож,

Что ни зуб-то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

б) Великан в бору живёт,

Он сладкоежка-любит мёд.

Когда испортится погода,

Ложится спать, да наполгода.

в) Сама рыжеватая,

Мордочка плутоватая.

Ей не надо пирожка,

Ей бы скушать петушка.

г) Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

д) Недотрога весь в иголках

Я живу в норе под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери.

- В какую группу можно объединить отгадки? (О животных)

Сформулируйте тему нашего урока. О чем или о ком мы будем читать?

Перед вами выставка книг.

Что объединяет эти книги? (Это книги о животных, для детей, познавательные

Работа по теме урока

Учитель: Отгадывая загадки о природе, дети познают мир растений, животных, наблюдают за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.

Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.

Такими людьми были детские писатели, как В. Бианки, М.Пришвин.Е.Чарушин. Рассказы и сказки этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.

Давайте немножко ближе познакомимся с творчеством этих писателей.У нас 3 команды. Каждая команда получила домашнее задание: познакомиться с творчеством конкретного автора.

Слово команде Ениной Арины.

Мы подготовили материал о Виталии Валентиновиче Бианки

Слайды1-13

Слово команде Винярской Дарьи .

Мы подготовили презентацию о творчестве М.Пришвина.

Слайды14-17

Слово команде Онишко Дмитрия.

Мы подготовили слайды о писателе Евгении Чарушине.

Евгений Иванович Чарушин настоящий мастер детской книги о животных. Родился он в 1901 году в городе Вятке, который теперь называется городом Кировом. Отец писателя был архитектором-художником (проектировщик и строитель зданий). Он научил сына хорошо рисовать. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду возле дома. В доме Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы. Вместе с матерью мальчик выкармливал уток, разводил кроликов. Случалось иногда, отец привозил зайчат, пойманных во время сенокоса. Мальчик подкладывал их к крольчихам и наблюдал, как растут и развиваются его пугливые питомцы.

Слайды 18-23

А сейчас мы немножечко отдохнём. ФИЗМИНУТКА.

Учитель: - А сейчас мы переходим к изучению рассказов наших авторов, и поработаем в командах

Как вы думаете, по названию можно догадаться, о чем рассказ? - А теперь давайте проверим наши предположения. Откройте страницу 52-54 и начинайте читать.(Чтение молча)

Предположите, кто мог купать медвежат? – В какое время года произошла эта история? Проверьте свои предположения.

Третья команда будет работать с произведением Е.Чарушина

«Друзья» стр81-84

А кого мы называем друзьями?- Действительно ли оправдает такое название этот рассказ, вы сейчас и убедитесь.

Командирам подойти и взять задания для коллективного обсуждения:

«Лисичкин хлеб»

    Названия каких растений и животных есть в рассказе? Прочитай.

«Купание медвежат»

    1. Какая часть рассказа показалась особенно забавной? Расскажи.

      С каким настроением ты дочитал рассказ?

«Друзья»

      1. Расскажи, как подружились лисёнок и щенок.

        Прочтите, как дружат уже выросшие Огарок и Васька?

Ребята, кто из вас подготовил другие произведения писателей-натуралистов?

Индивидуальные сообщения:

Слайды1-4.

    «Говорящий грач»_______________

    «Ёж__________________

    «Силач»______________

    «Белки»_______________

ГОВОРЯЩИЙ ГРАЧ .

Пришвин рассказывает, как повадился к нему на подоконник летать грачонок. Хозяин подкармливал его гречей и постоянно спрашивал: «Кашки хочешь, дурашка?». Когда через месяц закончилась крупа и есть стало нечего, случилось вот что:

Стук, стук! – на подоконнике грач долбит в стекло.

«Вот и мясо!»- явилась у меня мысль (я был очень голоден).

Открываю окно, и хвать его. А он прыг от меня на дерево. Я в окно за ним к сучку. Он повыше. Я лезу. Он выше и на самую макушку. Я туда не могу, очень качается. Он же, шельмец, смотрит на меня сверху и говорит:

Хо-чешь каш-ки, ду-раш-ка?

ЁЖ

Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа; он тоже заметил меня, свернулся и застукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога; он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

Я забрал его домой. Ёж забрался под кровать и не высовывал носа.

Когда стемнело, я зажёг лампу и – здравствуйте! Ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка!

.Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа. Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в уголок.

Так вот и устроился у меня ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью на блюдечко – выпьет, то булочки дам – съест.

СИЛАЧ
Земля, разрыхленная муравьиной работой, сверху покрылась брусникой, а под ягодой зародился гриб, и мало-помалу напирая своей упругой шляпкой, поднял вверх над собой целый свод с брусникой, и сам, совершенно белый, показался на свет.

БЕЛКИ
При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками.
увидел затаившуюся белку и, ожидая её, решил написать себе что-нибудь в книжечку о наблюдениях. Совершенно тихо, очень медленным движением руки я вынимаю из сумки книжку и карандаш.
И только написалось слово, прямо как раз в книжку падает сверху шелушка от шишки. Догадываюсь, что наверху как раз надо мной сидит белка с еловой шишкой. Она затаилась, когда я пришел, но теперь ее мучит любопытство, живой я или совсем остановился, как дерево, и ей уже не опасен. Быть может, даже она нарочно для пробы пустила на меня шелушку, подождала немного и другую пустила и третью. Ее мучит любопытство, она больше теперь, пока не выяснит,
никуда не уйдет. Я продолжаю писать. В это время белка бросила целую шишку и чуть не выбила у меня книжку из рук. Уголком глаза я вижу, как она осторожно спускается с сучка на сучок, ближе, ближе и вот прямо из-за спины поверх плеча моего смотрит, дурочка, в мои строки.

Творческая работа-презентация детских книжек-самоделок

Вы, в рамках проекта «Сочиняем сказку сами», тоже стали авторами книг. Как оказалось, эти книги тоже о природе.

(Выступления учащихся и выставка детских работ)

Рефлексия

Ребята, обратите внимание на доску: в 3 домиках - три разных жильца. Покормите того из них, с которым у вас похожее настроение.

Итог урока:

О каких писателях вы узнали сегодня на уроке?

Чем интересны их произведения?

Каким образом нужно наблюдать за природой?

Контрольная работа *

480руб.

Описание

Знакомство детей с научно-познавательной литературой о природе на примере произведений Пришвина, Житкова, Бианки, Чарушина. ...

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Назначение научно-познавательной литературы для детей и особенности ее использования в педагогической практике………………………………….5
2. Знакомство детей с произведениями М.М. Пришвина, Б.С. Житкова, В.В Бианки, Е.И. Чарушина………………………………………………………….7
2.1 Произведения М.М. Пришвина и их роль в процессе знакомства детей с научно-познавательной литературой…………………………………………..7
2.2 Произведения Б.С. Житкова и их роль в процессе знакомства детей с научно-познавательной литературой………………………………………….8
2.3 Произведения В.В. Бианки и их роль в процессе знакомства детей с научно-познавательной литературой………………………………………….9
2.4 Произведения Е.И. Чарушина и их роль в процессе знакомства детей с научно-познавательной литературой…………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………..13
Список использованной литературы………………………………………….14

Введение

Текста не будет, иначе вся оригинальность упадет вниз.

Фрагмент работы для ознакомления

Бианки, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, Н.И. Сладкова, Е.И. Чарушина.В современную эпоху научно-познавательная литература основательно вошла в жизнь детей, проникла в процесс дошкольного обучения. Научно-познавательная литература привлекает детей, с одной стороны, своей доступностью для восприятия - динамичный сюжет, переживания за судьбу персонажа, возможность фантазировать и «достраивать» сюжетную линию, а с другой стороны - современные дети привыкли «добывать информацию», практически применять ее. Научно-познавательная литература даст ответы на вопросы детей - дошкольников, подскажет, для чего и зачем нужны полученные знания. Научно-познавательная литература позволит лучше усваивать материал музыкальных занятий, рисования, конструирования из бумаги и природного материала. Очень важно правильно отобрать произведения для чтения и методически правильно преподнести их детям. 2. Знакомство детей с произведениями М.М. Пришвина, Б.С. Житкова, В.В Бианки, Е.И. Чарушина 2.1 Произведения М.М. Пришвина и их роль в процессе знакомства детей с научно-познавательной литературой Михаил Михайлович Пришвин (873-1954) -один из тех писателей, чье сердце всецело было отдано природе родной земли. Пришвин написал немало книг для детей, среди которых- «Матрешка в картошке», «Ярик», «Ёж», «Луговка», «Лисичкин хлеб», «В краю дедушки Мазая», «Кладовая Солнца», «Золотой луг», «Зверь бурундук», «Журка», «Ребята и утята», «Старый гриб», «Разговор птиц и зверей». Все эти книги являются азбукой природы и учат детей любить окружающий мир. М.М. Пришвин показывает, что природа живет своей особой жизнью. Так, например, из рассказа «Лисичкин хлеб» вместе с девочкой Зиночкой мы узнаем об особенностях жизни тетерева и рябчика, какие грибы растут в лесу, как называются разные ягоды, чем лечатся деревья. Зиночка учится познавать природу, и вместе с ней природу познает читатель. Каждый зверь или птица у Пришвина по - своему разговаривает: шипит, свистит, кукует, токует, и по-своему движется. Мир леса удивителен, в нем действуют свои законы.Свою книгу «Золотой луг» Пришвин составил из наблюдений и дневников. Писатель смотрит на природу по-особенному, он понимает разговор птиц и зверей, домашних животных, знает тайны природы и открывает их читателям. В рассказе «Золотой луг» содержится одна из таких тайн. Оказывается, у одуванчиков есть свой ритм жизни. Казалось бы, у этих цветов все просто. Одуванчик, - пишет Пришвин, - «скромненький. Желтый. В букет не нарвешь - стебелек слаб. Вянет быстро. Почти без запаха. Единственная забава - дунуть на отцветший белый шар, так чтобы мелкие семечки на своих пушистых парашютиках разлетелись по ветру. Первый расцветает. Подобен солнцу». За ним расцветают все остальные, и луг становится золотым. Важно понять, что в жизни каждого, пусть самого знакомого для нас растения, есть много нового и интересного. «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни… Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи и горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину», - пишет Пришвин. Эти слова очень сильные, благодаря им дети начинают понимать, что любовь к природе - одна из задач жизни каждого из нас. С произведениями Пришвина целесообразнее знакомить детей старшего дошкольного возраста.2.2 Произведения Б.С. Житкова и их роль в процессе знакомства детей с научно-познавательной литературойБорис Степанович Житков (1832-1938) - знаменитый детский писатель, чьи произведения оказали большое влияние на развитие всей детской литературы ХХ века. «Рассказы о животных» Бориса Житкова обрели большую популярность как у детей, так и у их родителей. Борис Житков был увлеченным рассказчиком, именно поэтому его произведения так увлекательны. Он описывал те случаи из жизни животных, свидетелем которых был сам или о которых слышал. «Про слона», «Про обезьянку», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и другие рассказы писателя раскрывают перед детьми мир переживаний животных, отношение людей к братьям наши меньшим. Вот рассказ «Беспризорная кошка». Автор показывает нам жизнь самой, на первый взгляд, обычной кошки, в дикой природе. Ласковая Мурка может превратиться в хищного зверя, вынужденного добывать себе пропитание охотой. Она хитра, изворотлива, порою, жестока. Но кошка все равно тянется к людям, а поэтому очень важно дать детям почувствовать это. Человек и кошка всегда жили рядом друг с другом, и очень важно, чтобы дети поняли, насколько для любого, пусть самого независимого зверя, важны человеческая забота и ласка. Та же мысль прослеживается и в рассказе «Мангуста» о сильном и выносливом зверьке, который легко приручается и служит людям. Любое животное, сколь бы сильным и страшным оно ни казалось, беззащитно перед человеком. Об этом Житков повествует в рассказе «Волк». Все живое нуждается в защите, важно помнить об этом и уметь сострадать всем тем, кто окружает нас. Повесть-энциклопедия «Что я видел» , опубликованная в 1938 году, является вершиной творчества Житкова. Маленький мальчик Алеша - Почемучка знакомится с миром людей, техники, животных. Он постоянно задает вопросы и сам находит на них ответы. Эта книга является своеобразным учебником жизни для детей, рассказывает им о мире, в котором они живут. Современным дошкольникам будет интересно познакомиться со своим ровесником Алешей, вместе с ним отправиться в вымышленное путешествие в мир природы и новых открытий. Б. Житков является классиком отечественной детской и анималистической (в продолжение традиций Л.Н. Толстого и А.П. Чехова) прозы. Наряду с В.В. Бианки и Е.И. Чарушиным Житкова можно считать основоположником научно-художественного жанра в детской литературе.2.3 Произведения В.В. Бианки и их роль в процессе знакомства детей с научно-познавательной литературойВиталий Валентинович Бианки (1894-1959) - еще один детский писатель, посвятивший свое творчество рассказам о животных. В детстве Бианки много общался с охотниками, которые рассказывали ему различные истории и забавные случаи. Его интересовали повадки зверей и птиц, особенности их жизни. За 35 лет творческой работы В.В. Бианки создал более трехсот рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники натуралиста, отвечал на множество читательских писем. «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка», - сообщил Бианки незадолго до смерти. Самой известной книгой Бианки стала «Лесная газета». В лесу существует своя жизнь, и обо всех необычных случаях повествуется в этой газете. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Над этой книгой Бианки работал с 1924 года до конца жизни, постоянно внося различные изменения. С 1928 года «Лесную газету» переводили на разные языки мира. Бианки много писал о лесе - «Лесные домишки», «Лесные разведчики», - в этих и других произведениях рассказывается о том, насколько прекрасна и удивительна жизнь мира природы, скрытого от глаз людей. Свои произведения о лесных жителях автор называл «сказки-несказки». С одной стороны, безусловно, присутствует вымысел. С другой, в них нет волшебных артефактов. Но от этого эффект чуда не становится менее значимым.

Список литературы

9 источников.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Предварительный просмотр:

Тест по теме «О братьях наших меньших»

  1. Б.Заходер
  2. В.Берестов
  3. И.Пивоварова
  4. М.Бородицкая

2.Убери лишний персонаж.

  1. старик
  2. лошадь
  3. сова
  4. мыши

3. Узнай название рассказа по опорным словам.

Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь.

  1. «Музыкант»
  2. «Страшный рассказ»
  3. «Храбрый утёнок»
  4. «Ребята и утята»

4. Кто напугал детей в «Страшном рассказе»?

  1. ворона
  2. ёжик
  3. собака
  4. кошка
  1. Б.Житков
  2. М.Пришвин
  3. В.Бианки
  4. В.Берестов

6. Какое имя и отчество у Чарушина?

  1. Евгений Иванович
  2. Виталий Валентинович
  3. Михаил Михайлович
  4. Борис Степанович

7.Кто из писателей считает, что врачебное правило «Не навреди!» годиться для всех, кто бывает в лесах и полях?

  1. Н.Сладков
  2. М.Пришвин
  3. В.Бианки
  4. Е.Чарушин

8. Убери лишний персонаж.

  1. Алёша
  2. кошка
  3. стрекоза
  4. утята

9. Кто из писателей объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, свободно говорил на многих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком?

  1. Н.Сладков
  2. В.Бианки
  1. Б.Житков
  2. М.Пришвин

10.Н. Сладков считает, что « природу может спасти только…»

  1. ...наша доброта
  2. …наша любовь.
  3. … наше внимание.
  4. …наше понимание.

Проверочная работа

по разделу «О братьях наших меньших».

1. Отгадай загадки. Напиши из каких произведений эти герои.

1) Хозяин лесной

Посыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

М ________________________________________________________

2) Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

С __________________________________________________________

3) На сене лежит,

Сама не ест

И другим не даёт.

С ________________________________________________________

4) Вдоль по речке, по водице

Плывёт лодок вереница.

Впереди корабль идёт, за собою всех ведёт.

У _____________________с у_______________________________

5) Его не трогаю –

Идёт своей дорогою,

А прикоснёшься –

На иголку наткнёшься.

Ё__________________________________________________________

2. Кто из писателей считает, что «природу может спасти только наша любовь»?

___________________________________________________________

3. Стрелкой соедини произведения и жанр, к которому они принадлежат.

«Ребята и утята», М.Пришвин

«Музыкант», В.Бианки а) Рассказ о животных

«Жила-была собака…», И.Пивоварова б) Сказка о животных

«Страшный рассказ», Е.Чарушин в) Стихотворения

«Кошкин щенок», В.Берестов г) Научно-познавательный

«Сова», В.Бианки текст

Тест по теме «Из детских журналов»

1. Какой из этих журналов не является детским?

а) «Ёж» в) «Чиж»

б) «Колобок» г) «Здоровье»

2. Как расшифровывается название журнала «Чиж»?

а) чрезвычайно интересная жизнь

б) честный интересный журнал

в) честный искренний журнал

Г) чрезвычайно интересный журнал

3. Какое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак написали вместе?

а) «Весёлые чижи» б) «Игра»

б) «Что это было?» в) «Весёлый старичок»

а) Д. Хармс в) С. Маршак

б) А. Введенский г) Ю. Владимиров

5. Найди правильное значение слова «КОЧЕРЁЖКА»

а) кочерыжка в) кочка (маленькая)

б) кочерга г) загнутая палка

6. Как звучит настоящее имя Д. Хармса?

а) Даниил Ювачёв в) Даниил Хармс

б) Дмитрий Ювачёв г) Дмитрий Хармс

а) Д. Хармс в) А. Введенский

б) Ю. Владимиров г) С. Маршак

8. Закончи пословицу. «Дерево смотри в плодах, а….»

а) … человек – в учёбе. в)… человека – в богатстве.

б)… человека – в красоте. г)… человека – в делах.

Прочитай текст. Выполни задания.

Слон сильный и умный

Слон большой, слон сильный и умный, это знают все. Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже маленьких детей.

А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удаётся. У слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадётся тихо, как мышка.

Бывает, и у слоновой тропы свернётся кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слонёнка, который отстал от стада. Слонёнок завизжит, затрубит. Вмиг кинутся слоны спасать слонёнка. Всё стадо бегает кругом и топчет питона, как будто пляшет на нём. А уж когда спасут слонёнка, попадёт ему от матери-слонихи, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада.

Задания:

1. Отметь лишнее утверждение. «Слон….»

а) большой в) сильный

Б) умный г) слабый

2. Отметь верное утверждение. «Если слон почует опасность, он…»

а) убегает в)зовёт слонёнка

б) крадётся тихо, как мышка г)крадётся тихо, как кошка

3. Отметь значение слова гигантская(змея)

а) большая в) очень большая

б) слабая г) сильная

4. К какому жанру относится этот текст?

а) сказка в) загадка

б) рассказ г) басня

5. Какую работу может выполнять домашний слон? Коротко запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

1. Определи жанр произведения Н.Носова «Затейники».

  1. Былина
  2. Сказка
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

  1. Н.Носов «Затейники»
  2. В. Осеева «Волшебное слово»
  3. Ю. Ермолаев «Два пирожных»
  1. А. Барто
  2. Н.Носов
  3. Н. Булгаков
  4. В. Осеева

4. Знаешь ли ты имя и отчество Носова?

  1. Сергей Владимирович
  2. Самуил Яковлевич
  3. Николай Николаевич
  4. Фёдор Иванович

5. Отметь рассказ, который учит быть честным.

  1. Ю. Ермолаев «Два пирожных»
  2. В. Осеева «Почему?»
  3. В. Осеева «Волшебное слово»
  4. Н.Носов «Живая шляпа»
  1. каталог
  2. писатель
  3. художник
  4. оглавление (содержание)

Тест по теме «Писатели - детям» и «Я и мои друзья»

Вариант 1

1. Определи жанр произведения Ю. Ермолаева «Два пирожных».

  1. Былина
  2. Сказка
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

2. Из какого произведения этот отрывок?

Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла руками.

  1. Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
  2. Н.Носов «Живая шляпа»
  3. В. Осеева «Волшебное слово»
  4. Ю. Ермолаев «Два пирожных»
  1. В. Берестов
  2. Н.Носов
  3. В. Осеева
  4. Ю. Ермолаев

4. Знаешь ли ты имя и отчество Чуковского?

  1. Самуил Яковлевич
  2. Николай Николаевич
  3. Фёдор Иванович
  4. Корней Иванович

5. Какой из рассказов повествует о дружбе?

  1. Ю. Ермолаев «Два пирожных»
  2. В. Осеева «Почему?»
  3. Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
  4. В. Осеева «Волшебное слово»

6. Подумай и ответь, что является частью книги.

  1. библиотека
  2. читальный зал
  3. писатель
  4. иллюстрация

Тест по теме «Писатели - детям»

1. Кто такой К. Чуковский?

  1. композитор
  2. поэт
  3. художник
  4. писатель

2. Какое стихотворение написала не А. Барто?

  1. «Мы не заметили жука»
  2. «Вовка – добрая душа»
  3. «Мой щенок»
  4. «В школу»

3. Кто такой прусак ?

  1. чёрный паук
  2. большой паук
  3. чёрный таракан
  4. рыжий таракан

4. Как зовут мальчика, который «просыпался ночью десять раз»?

  1. Петя
  2. Вовка
  3. Саша
  4. Сергей

5. Какое из стихотворений учит тому, как преодолеть страх?

  1. «Мой щенок»
  2. «Мой секрет»
  3. «Сила воли»
  4. «Кот и лодыри»

6. Какому времени года радуются все в стихотворении «Верёвочка»?

  1. зиме
  2. весне
  3. лету
  4. осени

7. Подбери синоним к слову лодырь.

  1. Хулиган
  2. Болтун
  3. Весельчак
  4. лентяй

«Писатели - детям»

1. Допиши названия стихотворений и укажи их авторов.

1) «_______________________________ горе», автор______________________________________

2) «Кот и ______________________________», автор______________________________________

3)«Сила _______________________________», автор______________________________________

4)«Вовка- _________________ ____________», автор______________________________________

5)«Мой ________________________________», автор______________________________________

6)«Мы не____________________ __________», автор______________________________________

2. Узнай рассказ по ключевым словам.

1) Строили, горка, скользко, песок, ступеньки. _________________________________

2) Комод, шляпа, котёнок, кочерга, картошка. __________________________________

3) Игры, домик, сказка, волк, «три поросёнка». ________________________________

______________________________________________________________________________________________

4. Почему произведения писателей К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто и Н. Носова объединены в один раздел? Найди ответ на стр.68 учебника и допиши своё мнение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа к разделу «Писатели - детям»

Вариант 1

  1. Кто из поэтов является автором цикла «Игрушки»?
  1. А.Барто
  2. С.Михалков
  3. С. Маршак
  4. К.Чуковский

2. Почему мальчики не заметили, как шляпа накрыла котёнка?

  1. Они читали книгу.
  2. Они раскрашивали картинки.
  3. Они смотрели мультфильмы.
  4. Они играли в шашки.
  1. Какую ошибку совершил Котька?
  1. Еще раз залил горку водой.
  2. Сломал горку
  3. Посыпал горку песком.
  4. Испортил горку коньком.
  1. Вспомни стихи К.Чуковского «Радость» и «Путаница». Как называются такие маленькие стихи в устном народном творчестве?
  1. Сказки
  2. Пословицы
  3. Поговорки
  4. Небылицы
  1. В произведениях какого писателя есть герои: астроном Стекляшкин, Гунька, Мишка с его злополучной кашей?
  1. С.Михалкова
  2. С. Маршака
  3. К.Чуковского
  4. Н.Носова

6. Из какого произведения взяты строки?

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом.

  1. «Живая шляпа»
  2. «На горке»
  3. «Затейники
  4. «Приключения Незнайки»
  1. Прочитай загадку К.Чуковского, выбери отгадку.

Красивые двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою-

Я с радостью белым зверям отдаю.

  1. Губы и зубы
  2. Глаза и ресницы
  3. Нос и рот
  4. Руки и ноги

8.Прочитай загадку С. Маршака, выбери отгадку.

Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожи мы, как братья,

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью.

  1. Тапочки
  2. Носки
  3. Сапоги
  4. Ножки стула

Контрольная работа к разделу «Писатели - детям»

Вариант 2

  1. Кто из писателей является автором книги «От двух до пяти»?

А.Барто

С.Михалков

С. Маршак

К.Чуковский

2. Почему мальчики не стали больше играть в «три поросёнка»?

Они долго играли и им надоело.

Пришла мама и стала их ругать.

Они боялись, что кто-нибудь опять схватит за ногу.

Игра была скучная.

3.Почему Котька посыпал горку песком?

  1. Никак не мог взобраться.
  2. Решил навредничать.
  1. Чтобы никто не мог кататься с неё.
  2. Чтобы больше никто не падал.
  1. Какое из произведений

Проверочная работа по разделу «Люблю природу русскую»

  1. Соедини автора и отрывок из его стихотворения:

Снег теперь уже не тот,

Почернел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи…. А.Плещеев

Не это ли весна?

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит волна… Ф.Тютчев

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою… А.Блок

Зима недаром злиться,

Прошла её пора_

Весна в окно стучится

И гонит со двора… С.Маршак

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит… А. Плещеев

  1. Раздели эти произведения на 2 группы и дай общее название каждой группе.

Лиса и тетерев. ____________________ __________________

Весенние воды. _____________________ ___________________

Сельская песенка. ______________________ ____________________

Лиса и журавль. _______________________ ___________________

На лугу. _______________________ ___________________

Каша из топора. _______________________ __________________

  1. Вставь правильно буквы.

Сне.. теперь уже не тот, Весна идёт ст..ронкой…

П..т..мнел он в поле… Мы м..л..дой весны гонцы….

Зачирикал в..р..бей

В..с..лей на крыше…


ЛЕКЦИЯ № 26 (1 час). Научно-художественная литература для детей

(В. Бианки, М. Пришвин, Е. Чарушин).

1. Жанр «сказки-несказки». Художественные особенности сказочных повестей Виталия Валентиновича Бианки (1894-1959). Войдя в детскую литературу в 1924 году как автор журнала «Воробей», он создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои - животные, птицы, растения. Писатель стремился донести до детей поэтическое мироощущение «жизнь - сказка»; сделать так, чтобы это мироощущение осталось у них и тогда, когда они станут взрослыми.

Первая сказка В. Бианки - «Путешествие красноголового воробья» (1923). Затем последовали «Лесные домишки», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Первая охота» и множество других произведений (более трехсот). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательном у жанру, - «сказки-несказки».

Бианки высоко ценил народные сказки за сжатость и простоту, Их стиль он и взял как модель для своих произведений, намереваясь дать детям знания о мире. На страницах его сказок оживают увиденные натуралистом лесные обитатели во всей неповторимости их облика и повадок.

В «Лесных домишках» (1923) рассказано о жилье разных птиц. Главный персонаж - юная ласточка Береговушка. Заблудившись в незнакомом лесу, она ищет пристанище на ночь - в жилище Зуйка, Витютня, Иволги - и чуть не попадает в зубы белки. Береговушка находит свой лом, а дети в конце рассказа узнают, как устроено ласточкино гнездо на речном обрыве:

Сюжет в сказке о Береговушке разворачивается стремительно, события драматичны, приключения увлекательны, а в результате ребенок усваивает новые сведения о природе, испытывая к тому же целую гамму чувств: удивление перед многообразием природы, жалость к заблудившейся птичке, страх за ее жизнь.

Не менее драматично разворачиваются события в сказке «Как Муравьишка домой спешил» (1936). Произошла весьма неприятная история: любопытный Муравьишка забрался на высокое дерево, а сухой листок обломился, и ветер отнес Муравьишку далеко от родного дома; между тем скоро «сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Вот и приходится ему обращаться за помощью к Пауку, Жужелице, Землемеру, Кузнечику, Водомеру. И маленькие читатели узнают, как передвигаются эти насекомые по земле и по воде. Это не только урок занимательной энтомологии, но и урок доброты: ведь Муравьишке никто из маленьких обитателей леса не отказывает в помощи.

Заботой Бианки было и воспитание самих воспитателей. «Задумал я сбить для детских "садовниц" (так он называл воспитательниц детских садов) целую большую книгу (или маленькую энциклопедию) - о простых чудесах... В 1946 году эта книга вышла, называется она «Четыре времени года». Кроме сказок и рассказов самого Бианки в нее включены произведения Льва Толстого, Пришвина, Паустовского и др.

«Лесная газета» появилась на свет первоначально как природоведческий отдел в журнале «Воробей». В 1926 - 1927 годах Бианки работал над материалами этого отдела для издания книги «Лесная газета на каждый год», и в 1928 году книга вышла в свет. Главной целью «Лесной газеты» был показ органической связи природы и человека, который помог бы вырастить своего читателя бережливым хозяином природы. Переведенная на многие языки, «Лесная газета», как и все его творчество, входит в золотой фонд мировой детской литературы.

2. Специфика отражения природы в произведениях Михаила Михайловича Пришвина(1873-1954). Он был одним из певцов природы, призывавших детей любить ее, познавать ее тайны, не стремясь ничто в ней ломать и переделывать.

Первый рассказ писателя - «Сашок» - был напечатан в детском журнале «Родник» (1906), когда автору исполнилось уже 33 года. В этом рассказе возникают темы, которым Пришвин будет привержен всю свою творческую жизнь: единство прекрасной и таинственной природы и взаимозависимость природы и человека.

Особенности личности и таланта Пришвина - оптимизм, вера человеческие возможности, в добрые начала, естественно заложенные в каждом, поэтичность восприятия мира. Все это способствовало тому, чтобы начать писать для детей. Часто и те его произведения, которые не предназначались маленьким читателям, становились детским чтением. Пришвин считал, что отделять детскую литературу от взрослой непреодолимой преградой не следует. Он признавался, что больше всего боится «подыгрывания детям, скидки на возраст». Он вкладывал в произведения для них полную меру знаний об окружающей жизни и природе, при этом стремясь к увлекательности и поэтичности изображения.

Детские рассказы Пришвин создавал на протяжении всей своей творческой жизни. Впоследствии они были объединены в несколько циклов: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок».

Крошечный рассказ «Лисичкин хлеб» дал название книге, вышедшей в 1939 году. Героиня рассказа Зиночка вовлечена автором в своеобразную игру: узнав от него о том, чем питаются лесные обитатели, она вдруг заметила в корзинке кусок хлеба и «так и обомлела»: -Откуда же это в лесу взялся хлеб?/ -Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста.../ -Заячья.../ -А хлеб лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть./ -Хорошийлисичкин хлеб.

Даже самый маленький читатель может самостоятельно извлечь из такого рассказа заложенный в него смысл. Зиночка, вероятнее всего, не стала бы есть «просто хлеб» да еще похваливать, не будь он «лисичкин». Автор позволяет себе лишь тень иронии, к своим маленьким героям он относится бережно и нежно.

Широко известная сказка-быль «Кладовая солнца» была написана М.Пришвиным для конкурса, проводившегося Детгизом в 1945 году и получила первую премию. В центре ее - осиротевшие в войну дети Митраша и Настя. Сюжетным стержнем произведения стал поход детей на далекое болото за клюквой. Пережитые за время пути опасности заставляют их понять необходимость достойного поведения перед лицом природы. Все события и детали в произведении вполне реальны, однако писатель назвал «Кладовую солнца» сказкой-былью. Умение видеть красоту во всем, что окружает человека, поэтизация природы и живущих с ней в ладу людей - эстетические основы творчества Пришвина. Это произведение и о дружбе, необыкновенной силе любви, преодолевающей все препятствия (как в волшебной сказке о братце Иванушке и сестрице Аленушке).

3. Особенности повествования в р ассказах о детях и животных Евгения Ивановича Чарушина (1901 - 1965). Уже первые произведения определили место Чарушина в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист с острым зрением художника, умеющий передать словом и рисунком повадки животных, которых он любит и необыкновенно тонко понимает, чувствует.

У Чарушина звери не говорят, но он умеет показать их настроение. Внутреннее их состояние передается через поведение, причем поведение естественное, свойственное этому зверю. Искусство словесной живописи подчинено у Чарушина восприятию малыша. Дети младшего возраста лучше всего воспринимают простую по конструкции фразу, главная роль в которой отведена глаголу. Вот такими фразами создана, например, динамичная картина игры лисят в рассказе «Путешественники» : «Лисята постукивают по краю лапами, блюдце гремит, звенит, подпрыгивает. А лисята знай гонят его по всему полу - туда-сюда, взад-вперед. Звон стоит, как в посудной лавке». С течением времени Чарушин стал усложнять фразу, отказываясь от такого скопления глаголов.

В произведениях Чарушина, особенно для самых маленьких, много звукоподражаний. Сверчок, как настает ночь, начинает «тир-ликать», ворона каркает, маленький воробушек чиликает. Чаще всего он изображает детенышей животных, видимо, полагая, что такие герои наиболее близки душе малыша. Он и сам любил маленьких зверят, «трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них угадывается уже врослый зверь». Подчеркивая детскость их поведения, писатель скрепляет в сознании своего читателя бережное, покровительственное отношение к «братьям нашим меньшим».

Животные на воле, в естественной среде обитания, изображены Чарушиным как в рассказах, так и на иллюстрациях. В 1930 году вышла его книжка-картинка «Птенцы»; затем в 1935 и 1938 годах появились книжечки «Животные жарких стран», «Удивительные звери», «Звери жарких и холодных стран». Рассказы о диких животных, увиденных глазами то охотника, то ученого-натуралиста, но неизменно талантливого писателя и доброго человека, передают детям любовь и восхищение разнообразной природы («Медведь-рыбак»). Во всех произведениях звучит мотив единения человека с природой, но особенно явственно в рассказах о приручении зверей («Путешественники; «Свинья»). Природа с детства обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником-писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.