Помимо распространенных семиступенных ладов, которые мы с вами рассматривали в , довольно часто можно встретить также лад, состоящий из пяти нот. Его называют пентатоникой. И сегодня мы поговорим о видах пентатоники, принципах ее строения, о том, как её играют на на гитаре, а также приведем примеры, где этот лад можно услышать.
Виды пентатоники
- Полутоновая пентатоника. Она не зря получила такое название, так как расстояние между двумя нотами будет как раз в полутон. Можно привести такой пример построения: «си-до-ми-фа-соль». Наверняка вы заметили, что расстояние между «си-до» равняется полутону, также, как и расстояние между «ми-фа». Такой вид пентатоники можно часто услышать в Японской музыке. Например, народное произведение «Сакура» является ярким примером.
- Бесполутоновая пентатоника. Один из самых распространенных видов. Звуки этой пентатоники могут идти по чистым квинтам. Кстати, если вы забыли информацию об основных музыкальных интервалах, то можете прочитать о них . Сразу стоит отметить, что расстояние между соседними нотами может быть только в виде большой секунды или малой терции. Это главное правило! Наверняка вы заметили, что в этом виде пентатоники отсутствуют малые секунды. Именно поэтому здесь нет ладового тяготения, и отсутствует тональный центр. Используется данный вид в рок музыке, в поп-музыке и в блюзе европейских стран. Приведем пример: «соль-ля-си-ре-ми».
- Смешанная пентатоника. Образуется средством объединения полутоновой пентатоники и бесполутоновой пентатоники. Приведем пример: «ля-си-ре-ми-фа».
- Темперированная пентатоника. Она представлена индонезийским звукорядом слендро. Тут не будет ни тонов, ни полутонов. Пример: «до-ре диез-фа диез-ля-до».
Сакура (японская народная песня)
Мажорная и минорная пентатоника
Сейчас мы остановимся на подвидах бесполутоновой пентатоники. Их звучание схоже с привычным для нас мажором и минором, поэтому они и получили такое называние.
- Мажорная пентатоника. Отличие от натурального мажора в отсутствии четвертой и седьмой ступеней. Приведем пример: «до-ре-ми-соль-ля». Формула построения очень простая: большая секунда/большая секунда/малая терция/большая секунда. Запомните этот способ и сможете построить пентатонику от любой ноты на гитаре. В своем составе пентатоника имеет мажорное трезвучие: «до-ми-соль». Поэтому и звучание очень близко к привычному для нас мажору.
- Минорная пентатоника. Звучит, как натуральный минор, только без второй и шестой ступеней. Также в своем составе имеет минорное трезвучие. Приведем пример: «ля-до-ре-ми-соль». Строим по такой формуле: малая терция/большая секунда/большая секунда/малая терция.
Пентатоника в музыке Китая
Ученые считают, что пентатоника появилась впервые именно в Китае. Еще ранее 221 года до нашей эры есть свидетельства существования этого лада. Позже к китайской пентатонике добавили два звука и построили всем известные семиступенные лады. Однако ступени пентатоники сохранились, дошли до нашего времени и позволяют получать интересные звучания во время импровизации.
Цветок жасмина (традиционная китайская музыка)
Для китайцев пентатоника – это не просто лад, а целая философия. Считается, что при нажатии любой ноты мы слышим, не одно звучание, а целых пять. Это обертоны вокруг данного звука. На самом деле их много, однако, наше ухо может уловить только пять обертонов. Поэтому китайцы считали это число священным и пентатоника, которая также состоит из пяти нот, является для них важнейшим ладом.
Пентатоника на гитаре
Сейчас мы разберем, как играть пентатонику на гитаре. Для того чтобы импровизировать в мажорной или минорной пентатонике, нужно много тренироваться. Определим для начала, какой аппликатурой мы будем играть. Каждый палец будет отвечать за ноту в своем ладу. Очень просто: четыре пальца – четыре лада. Таким образом, вы будете играть позицией, что в данной ситуации является очень полезным и верным решением.
Играйте вначале пентатонику с самой низкой ноты, доходя до самой высокой и в обратном порядке. Если вы в совершенстве осилите это упражнение, можете переходить к более сложным вариациям. Играйте вначале восьмыми нотами, а с появлением большего опыта, меняйте длительности.
Минорная пентатоника на гитаре
Пентатоника позволяет разнообразить соло любого гитариста интересными звучаниями. Блюзовая пентатоника также послужит интересным примером и научит каждого гитариста яркой импровизации. Применение пентатоники можно увидеть в рок музыке и в джазе.
Считается, что пентатоника на гитаре – это один из самых распространенных и простых ладов. Однако чтобы действительно умело и интересно импровизировать с помощью пентатоники, потребуется долгое время тренировок и практики.
Даже если бы вы очень не хотели изучать пентатонику, но при этом фатальном нежелании, очень бы даже хотели придумывать крутые соляки на акустике или электрогитаре, рано или поздно вы бы с ней всё равно познакомились. Это неизбежно. Почему?
Пентатоника на гитаре - была, есть и будет, ибо…
Сложно сказать, кто из знаменитых гитаристов, да что там знаменитых, всех гитаристов, а также клавишников, басистов и прочей музыкальной братии (кроме барабанщиков конечно) не использует пентатонику; импровизация без пентатоники в таких стилях как блюз и рок - сложно представляемая вещь в принципе.
В частности, для шестиструнной гитары пентатонический лад открывает неограниченные возможности. Опять же, великие струнные маэстро - тому доказательство. Эрику Клэптону, например, удаётся на протяжении –надцати тактов в одном боксе выдавать бесчисленное количество мелодических фраз, причём одна на другую не похожих. Ингви Мальмстин: какие бы скоростные пассажи «не выстреливал», а все равно отводит место и для канонического пятиступенного звукоряда (его композиция Magic Mirror - один из многочисленных ярких примеров). А Ричи Блекмор, Джими Хендрикс, Джимми Пейдж? Ну, об этих гуру, вообще, как говорится, без комментариев.
Если вы не знаете, как играется пентатоника на гитаре, но хотите стать крутым гитаристом, в обязательном порядке приступайте к её изучению. Она есть мощный, несокрушимый фундамент музыкального храма, именуемого «Основы импровизации».
Мотивы познания озвучены, экскурс закончен. Берите в руки гитару - пора начинать!
Краткое теоретическое введение
Итак, пентатоника - это пятиступенный лад. То есть в отличие от диатонических гамм состоит не из семи, а из пяти звуков. В этом, собственно, и вся её мощь. В древнем Китае (подумать только!), в VII веке, она была возведена в статус философского постулата: каждая нота звукоряда обозначала определённое магическое воздействие на социум. А может и правда есть в ней «это», кто его знает, как там было и как теперь… 🙂
Бывает пентатоника мажорная и минорная. Рассмотрим подробно формулы:
То есть, если из натуральной минорной гаммы удалить II и bVI ступени, получается минорная пентатоника. Например, от A (ля) это будет: ля (I) - до (III) - ре (IV) - ми (V) - G (VII).
Теперь мажорная пентатоника на гитаре - как и что.
До мажорную пентатонику можно получить путём удаления из натуральной до мажорной гаммы IV и VII ступеней. Соответственно её формула: I (до) - II (ре) - III (ми) - V (соль) - VI (ля) .
Обратите внимание, что До мажорная и Ля минорная пентатоника состоят из одних и тех же звуков, но при этом они имеют различное интервальное строение. То есть на них распространяется правило парных тональностей мажор-минор, имеющих одинаковое количество знаков альтерации в ключе.
Например:
- До мажор - Ля минор
- Соль мажор - Ми минор (фа диез)
- Ре мажор - Си минор (фа, до диез) и т.д.
Получается, что боксы пентатоники на гитаре касательно этого свойства универсальны. Другими словами, До мажорная и Ля минорная пентатоника имеют одну и ту же аппликатуру на грифе. Однако расположение тонального центра и других ступеней у них отличные друг от друга.
Минор:
Мажор:
Например, первый звук Ля в боксе V позиции относительно мажора (С) - шестая (6) , неустойчивая ступень, а относительно минора (Am) - это I ступень , тоника (T).
Послушайте как звучит звукоряд в одном и том же боксе на аккорд С
и на аккорд Am7 (ля минор септаккорд):
Соответственно тональные тяготения разные. Если образно - ощущается контраст настроения.
Давайте рассмотрим подробно, как играется минорная пентатоника на гитаре. То есть изучим аппликатуры относительно Am - тонального центра A (ля).
Практические занятия
Играть ниже приведённые упражнения можно и под метроном, и под минусовку, звучащую в аудиопримерах. Это уже кому как нравится, хотя проигрывание пентатоники под аккомпанемент более интересней - в занятиях появляется больше музыкальности, но и в то же время развивается исполнительская техника.
Скачать минусовки в темпе 50 BPM:
II позиция (от VII ступени)
Проигрывание пентатоники во II позиции начинается от ноты G (шестая струна, 3 лад).
Этот и все последующие примеры играются переменным медиаторным штрихом (вверх/вниз) в темпе 50 ударов в минуту - по два звука на струне. Возле каждой ноты стоит цифра - она указывает каким пальцем нужно прижимать струну.
Пентатоника на гитаре может играться и в другой «пальцовке».
В аккомпанементе звучит один единственный аккорд - Am7 (ля минор септаккорд). Послушайте как играется Ex.1:
А теперь разберите табы/ноты Ex.1 и постарайтесь синхронно сыграть с записью, а затем и под минус.
В процессе проигрывания осмысливайте каждый извлечённый звук, т.е. какая нота и какая ступень лада звучит в данный момент. Вслушивайтесь в звучание ступеней по отношению к аккорду (в данном случае к Am): I (ля - тоника), III (до - малая терция), V (ми - квинта) - устойчивые тона ; а вот IV (ре - кварта) и VII (септима) звучат более напряжённо . Приобретайте навык слухового восприятия, без него в импровизации никуда.
Возможно, поначалу вам покажется неимоверно трудным синхронно играть и вдумываться, вслушиваться в каждый звук. Но, поверьте, эти усилия окупятся сторицей. Вы изучаете расположение нот на грифе, тренируетесь на слух определять тональное тяготение ступеней, и, конечно же, развиваете беглость пальцев. Эффективность занятия возрастает в разы.
Не спешите браться за разбор нового бокса, не освоив предыдущий. Изучая боксы пентатоники на гитаре по принципу «галопом по европам», по существу, вы останетесь ни с чем - как результат, «корявое» звукоизвлечение и смутное представление об аппликатурах.
Используйте эту последовательность разбора упражнения, также и при освоении последующих позиций.
V позиция (бокс от тоники минорного аккорда, I ступени)
Очень и очень любимая аппликатура всеми гитаристами мира. Возможно, вам уже не раз и не два попадалась на глаза табулатура с задействованием этого бокса.
Теперь упражнение:
Разбираем, слушаем, играем:
VII позиция (от bIII ступени)
В пределах первых трёх струн данной аппликатуры построено неимоверное количество красивейших блюзовых клише. (На всякий случай ещё один момент мотивации, если вы к пентатонике на гитаре по непонятным причинам начнёте охладевать. 🙂)
Аппликатура (играется от ноты До):
Табы/ноты Ex.3
Аудиопример:
IX позиция (от IV ступени)
Аппликатура (построена от Ре):
Табы/ноты Ex.4
Аудиопример:
XII позиция (от V ступени)
Аппликатура (построена от Ми):
Табы/ноты Ex.5
Освоив все боксы пентатоники, или выборочно, какой-то из боксов, сыграйте их на мажорный аккорд - С (скачать минусовку для занятия - ). Таким же образом проанализируйте расположение ступеней на аппликатуре (см. схему в начале статьи). Строение мажорной пентатоники: I - II - III - V - VI (если в До мажоре, это ноты - до - ре - ми - соль - ля ). Не забывайте, не путайте с минорной.
Плодотворных вам занятий!
ТЕГИПентатоникой на гитаре зовется особый вид гаммы, состоящий из 5 ступеней основной гаммы.
Любая простейшая мажорная или минорная гамма будет содержать 7 ступеней (по количеству входящих нот), а в пентатонике будет использоваться всего 5 ступеней, соответственно, 5 нот мажорной или минорной гаммы.
Когда речь заходит о пентатонике, говорить о миноре или мажоре, собственно, не имеет смысла, так как пентатоническая гамма вполне самобытна и используется во многих музыкальных стилях гитарной игры.
Пентатоника — это неотъемлемая часть блюза, джаза, кантри, ее можно играть в рок-музыке, поп-песнях, фанке, репе и даже металле.
Вот такая замечательная гамма, которой всегда и везде находится применение.
Теперь предлагаем читателям-музыкантам сайта сайт ознакомиться с обучающим видеороликом от прекрасной девушки — Нины Якименко.
При желании вы также могли бы приобрести ее обучающий курс или поискать другие видео на канале.
Пентатоника на гитаре: ноты и табы. Как играть пентатонику
1. Первый пример и на видео и в табулатурах — это пентатоника от ноты ЛЯ (шестая струна — пятый лад), которая играется во второй позиции.
При этом первая нота ЛЯ на шестой струне играется мизинцем.
Положение ваших пальцев при игре должно оставаться постоянным и стабильным. Пальцы могут подниматься по ладам вверх и вниз, но не сдвигаются ни влево ни вправо.
Каждому пальцу выделяется свой лад, на котором он и играет все выпадающие ноты.
Постановка во второй позиции (название позиции от названия самого нижнего лада гитары) такая:
— второй лад грифа — указательный палец;
— третий лад — средний палец;
— четвертый лад — безымянный палец;
— пятый лад — мизинец.
Это положение пальцев обязано сохраняться постоянно, пока вы не смените позицию. В табулатурах Guitar Pro, которые вы скачаете с нашего сайта, это первая группа нот.
2. Теперь мы играем те же самые ноты пентатоники (5 нот без полутонов), только уже в пятой позиции.
Номер позиции для руки — это номер самого нижнего лада на гитаре, который зажимается вашими пальцами.
Ниже 5-го гитарного лада здесь мы не опускаемся, значит, это пятая позиция на грифе.
Постановка пальцев для игры пентатоники ЛЯ в пятой позиции следующая:
— пятый лад — указательный палец;
— шестой лад — средний палец (он должен находиться на своем ладу даже тогда, когда не зажимает никаких струн);
— седьмой лад — безымянный палец;
— восьмой лад — мизинец.
3. Следующие 2 группы нот — это упражнения на гитаре в пентатонике, которые отображены на видео.
Здесь фактически вы играете те же самые ноты из пентатоники от ноты ЛЯ, только возвращаетесь постоянно на одну предыдущую ступень назад.
Скачайте табулатуры и все поймете сами. Этот же ход обучающего упражнения доступно и понятно показан на видео. Ничего сложного тут нет.
ВАЖНО : когда вы играете гаммы или упражнения, следите за тем, чтобы совершать минимум лишних движений.
Например, держите пальцы всегда на своих струнах и своих ладах, даже если ноты на них в определенный момент не звучат.
Не ерзайте пальцами по ладам, играйте все в тех или иных конкретных позициях. Не возите одним только указательным пальцем по струне от первого для двенадцатого лада — у вас для этого есть и другие пальцы!
ВАЖНО : если вы только учитесь играть, обязательно используйте метроном.
В программе Guitar Pro 5 (которая вам понадобится, чтобы открыть наши ноты и табы), есть встроенный метроном, и им нужно пользоваться.
Также в этой программе за пару минут можно набросать простейшую ритмическую партию ударных или хотя бы акцентировать сильные доли (мы прописали удары предполагаемого метронома).
ВАЖНО : начинайте с малых скоростей, пока не научитесь играть полностью все ноты в нужных позициях. Затем темп метронома можно и нужно повышать, развивая технику и скорость своей игры.
Здесь также обязательно нужно сказать, что ноты пентатоники должны браться исключительно из нот вашей гаммы. В ля-миноре и до-мажоре нет ни диезов ни бемолей в ключе.
Здесь все эти ноты будут звучать как нужно. Если же вы захотите обыграть пентатоникой, например, МИ-минор, вам придется брать ноты из этой же самой гаммы МИ.
Вообще по пентатонике можно сказать очень и очень много еще чего, но азов из этого видео-упражнения будет пока достаточно.
Детальнее пентатоника будет рассмотрена в других упражнениях сайта и в разделе «элементарная теория».
Итак, вы научились уже играть первые аккорды, превращать их в риффы, играть аккомпанементы к блюзу. Теперь нужно научиться играть соло на гитаре . Для этого нам понадобится специальная гамма, которую используют в блюзе и рок-н-ролле. Она называется пентатоника (от греч. πέντε - пять) – гамма, состоящая из пяти нот. Как и классические семинотные гаммы пентатоника бывает мажорная или минорная. Минорная пентатоника, это минорная гамма, но без 2-й и 6-й ступени. Для тональности Ля минор (Am), она выглядит в таблатуре и на грифе вот так:
Играется она обычно в позиции пятого лада, т.к. там половина её нот берётся на 5-м ладу, т.е. можно взять баррэ и никуда не смещать левую руку при игре. Это называется игра в позиции 5-го лада .
Если у нас есть песня в тональности ля минор (Am), то мы смело можем использовать эту гамму для любых гитарных фраз или небольшого соло. Сыгранные нами ноты точно подойдут под аккорды песни. Если мы имеем дело с блюзом, то можно использовать блюзовую гамму . Это та же пентатоника, но с ещё одной добавленной пониженной 5-й ступенью. Выглядит следующим образом:
Играя её, мы получим характерное блюзовое звучание. Эта гамма подойдёт для любого блюза в тональности A, уже независимо от того мажорный он или минорный. Для того чтобы сыграть настоящее соло на гитаре Вам потребуется выучить достаточно много различных приёмов игры, фирменных фраз, песен с известными гитарными соло, а пока я предлагаю Вам поиграть вот такое простое упражнение:
В нем мы играем ля минорную пентатонику по три ноты, триолями, каждый раз от следующей ноты наверх. Триоль означает, что каждая из 4/4 долей такта поделена на три равные части. В нотах триоль обозначается цифрой 3 над (или под) общей чертой. Послушать как звучит это упражнение можно по ссылке . Подобные фразы Вы сможете встретить в очень многих рок-рольных соло.
Если ты уже выучил гамму Ми-минор , то без труда поймешь, на чем основывается пентатоника Ми-минор.
Выучив пентатонику, ты получишь большое подспорье к собственной импровизации.
Звуки, входящие в Ми-минорную пентатонику
Диаграмма грифа
Названия нот, входящих в пентатонику Ми-минор
Последовательность звуков пентатоники Ми-минор имеет следующий вид: Ми(E) – Соль(G) – Ля(A) – Си(H) – Ре(D)
Указания к применению Ми-минорной пентатоники
Ми-минорную пентатонику можно применять в песнях, написанных в тональности Ми-минор, а также в тональности Соль-мажор. Применяй её для заполнений, роковых пассажей, пентатонических ликов, и простых легко запоминающихся мелодий. Из Ми-минорной пентатоники также могут получаться суперские ритмические гитарные партии. Применяй в данной пентатонике при необходимости блюзовые ноты из блюзовой гаммы для того, чтобы твои рифы звучали более грязно.
(Кстати, на счет блюза. У меня классный бесплатный курс, который называется Азы блюза для новичков . Рекомендую тебе на него подписаться.)
Пентатоника Ми-минор, дробленая по позициям. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн
Позиция №1 |
Позиция №2
|
Позиция №3 |