Как снимался «Сталинград» Бондарчука? Поездка в поселок Саперный, к заброшенным декорациям фильма "Сталинград" Саперный декорации к фильму еще есть.

О фильме "Сталинград" Федора Бондарчука, рассказывают везде и всюду. Причем, рассказывают какие-то новости, которые давно для меня уже не новости.
Но я не какая-нибудь всезнайка, просто на давно прошедших майских праздниках написала два поста, посвященных этому фильму.
И знаю о нем, просто неприлично много... осталось только посмотреть картину, оценить и вынести свой вердикт!

В данный момент фильм как раз идет в кинотеатрах.
Но вся шумиха вокруг него, вовсе не очередная попытка искусственного поднятия рейтинга, все не так-то просто - фильм "Сталинград" номинировали на Оскар, как лучший иностранный фильм.
...И вот, что я подумала...сейчас будет интересно и главное своевременно вспомнить те мои посты и восстановить их в в своей памяти... что я собственно и сделаю... надеюсь и вы со мной!

1 августа 2013 года, закончились съемки фильма Федора Бондарчука "Сталинград", а начались они давно, аж в 2011 году.

Премьера фильма прошла в Волгограде,28 сентября 2013 года и приурочена она к 70-ю Великой Сталинградской битвы!!!

Не могу, хотябы совсем-совсем немножечко, не сказать про Грандиозную Сталинградскую битву!

Потери Советских войск составили 640 тыс. человек, немцев - 800 тыс.чел.

Отстоять во чтобы то ни стало город Сталина, значило невероятно много, помимо военного, преобладало еще и психологическое значение, а по мнению некоторых даже мистическое.

И это абсолютно так, потому что Гитлер был одержим идеей по захвату Сталинграда...

И именно здесь он растерял последние свои шансы на успех в войне.

Для сценария фильма, взяты дневники бойцов и свидетельства очевидцев.

Чтобы полностью проникнуться этой историей и понять, что на самом деле происходило в те дни в городе, а также сражение, которое решило исход Великой Отечественной войны, Бондарчук ездил в Волгоград и десятки часов общался с ветеранами.

Он же и сообщает, что самое главное для его фильма не спецэффекты, а атмосфера и он не столько стремился шокировать зрителя батальными сценами, а скорее показать психологическое напряжение и восприятие войны через чувства своих героев.

В основу "Сталинграда" положена личная история героев: во время противостояния наших и немцев в 1942 году, советские солдаты укрываются в ближайшем доме Сталинграда.

И встречают там девушку, которая не успела убежать до прихода врага.

Итак, на фоне самой страшной битвы в истории человечества, разворачивается история любви...

И вот тот самый первый кадр из фильма, который был представлен публике в мае этого года.

А следом за ним, еще один впечатляющий кадр из фильма "Сталинград"!
8.

Думаю, задача очень нелегка, мало снять достоверно, нужно зацепить зрителя, отбросить гламур, без которого сейчас, не обходится ни один кассовый фильм.

В его случае, надо либо безумно и всепоглощающе любить, то что снимаешь, не просто почтительно причитать и выказывать дежурную похвалу, а преклоняться перед этим всей душой...либо не браться вовсе за такую непростую историю!

Все-таки Сталинград - это вам не абы какая стрелялка на районе, а Феноменальная Дата!!!
Надеюсь, Бондарчук, не заглушит Одно из Самых Величайших Сражений, дорогой спецеэффетной картинкой и прочими наворотами, а также не задушит зрителя излишней романтикой-драмой...
... скоро я узнаю, но ссудя по отзывам все как надо, да на Оскар, абы-что не номинируют!

Невероятный кадр!
И таких в фильме Федора Бондарчука будет немало!

Больше всего мне понравилась следующая реплика Бондарчука: "...мы хотим дать ответ на вопрос, как могло произойти такое событие, аналогов которому нет в мировой военной истории..."

Его слова впечатляют, но вряд ли в его силах будет дать какой-либо ответ! Слишком непостижимо это... нам остается лишь восхищаться, благодарить и чтить!!!
Авторы "Сталинграда" говорят, что в фильме будет все: драма людей, пытающихся понять, как найти в себе силы, как не испугаться или, испугавшись, держать себя в руках, как умереть достойно, если выхода нет, или выжить и победить, отыскать источник внутренней энергии. И, что на первом месте в фильме Бондарчука не 3D-эффекты, а чувства людей, попавших в чистилище.
Сам Федор вещает нам, что "Сталинград - это история о пяти простых людях, которые попали в экстремальные, даже по военным меркам, условия".

Главную роль в фильме исполняет Петр Федоров, который сыграл советского бойца.

Одну из главных ролей в фильме исполняет известная актриса, фотомодель и телеведущая Янина Студилина.

В фильме солдаты обороняют не только дом, но и живущих в нем людей.

Одну из ролей исполняет Мария Смольникова.

Весьма необычны немцы в фильме Бондарчука - они не символические злодеи, а живые люди: они устроили этот ад - и сами же в него угодили.

Немецкий актер Хайнер Лаутербах в роли офицера вермахта:

Интересно, что немецкий актер Томас Кричман дебютировал в кино в 1993 году, тоже, играя одну из ролей в немецком фильме «Сталинград»:
14.

15.

16.

18.

19.

20.

Фильм "Сталинград" будет первым российским фильмом снятым в формате IMAX 3.
Такой вот, русский ответ американскому "Хоббиту".

Между прочим сценографы "Хоббита" работали с командой "Сталинграда".

А все эти заморочки спецэффектов не просто модное веяние и желание быть первым, просто именно такое погружение в изображение, способно добиться максимальной степени реализма, атмосферы одной из самых страшных битв в истории человечества и чувства людей, которые находятся между жизнью и смертью, но даже в этом аду остаются людьми.

Фото той волшебной 3-Д камеры, во всей ее красе, фото взято у Сергея stukalov_sergey Стукалова... а как иначе, уж он то не мог пропустить такое событие)) и не написать об этом пост http://stukalov-sergey.livejournal.com/196361.html , аж 2 года назад!!)) оперативненько:)
21.

Данный кадр показывает как идет съемка боя...
22.

А на этом кадре видно, как на съемочной площадке идет подготовка к танковой атаке.

Знаменитый фонтан с крокодилом и детьми - визуальный символ опустошительной битвы и непременный атрибут любого фильма об обороне Сталинграда.
24.

В ходе грандиозных съемок с помощью подъемных кранов воссоздавалось даже фронтовое небо.
25.

Для съемок IMAX 3 использовалось самое современное оборудование, которое должно стать для будущих зрителей фильма настоящей "машиной времени".
26.

1. «Сталинград» - одна из первых военных драм в 3D и первая картина жанра, адаптированная к широкоэкранному IMAX-формату. На начальном этапе работы над проектом настоял на съемке в стерео, поскольку чувствовал и понимал, что видеоряд получит большую выразительность, а зритель сильнее сумеет погрузиться в пространство кинофильма. «Мне захотелось погрузить современного зрителя в осажденный, выжженный город ноября 1942 года, добиться эффекта присутствия. Это вечное стремление кинематографистов попробовать стереть границу между экраном и аудиторией», – рассказывает режиссер.

2. Офицера Вермахта, главного антагониста в фильме, сыграл известный американский актер Томас Кречманн, снявшийся в таких фильмах, как «Кинг-Конг», «Пианист», «Операция Валькирия». Любопытно, что свою творческую карьеру более 20 лет назад Кречманн начал в немецком фильме «Сталинград» режиссера Йозефа Вильсмайера. Это была картина о том, как группа немцев замерзла насмерть под Сталинградом.

3. Съемки фильма проходили под Петербургом, в поселке Саперный Ленинградской области. На бывшем военном полигоне, были возведены беспрецедентно масштабные для российского кинематографа декорации. Фактически были построены несколько кварталов Сталинграда с элементами, знакомыми зрителю по архивным кадрам. Так, например, был построен прототип знаменитого фонтана «Детский хоровод», который еще называют «Дети и крокодил». Фонтан стал одним из самых узнаваемых символов Сталинградской битвы. «Нам важно, чтобы зритель очутился в этом городе и прочувствовал каждой клеточкой кожи страх, любовь и ненависть. Хотим, чтобы зритель отправился в эмоциональное путешествие, чтобы он смог сопереживать: где-то плакать, а где-то смеяться», – рассказал Федор Бондарчук.

4. Дом, который защищают герои фильма, – это не традиционная для кино «плоская фанерная декорация», а полноценное пространство обитания героев. С квартирами, лестницами, коридорами. Каждая квартира уникальна, они обставлены в соответствии с характерами людей, живших здесь до войны, и с вниманием к мельчайшим деталям интерьера.

5. Люди на роли в массовке утверждались исключительно самим режиссером. В массовых сценах было задействовано порядка 1000 человек. Костюмы, грим и оружие были детально проработаны для каждого из них. На площадке нет ничего случайного: автомобили, обрывки газет того времени, тумбы с афишами довоенных спектаклей и даже сигаретные окурки – все соответствует той эпохе.

6. Съемочная площадка фильма «Сталинград» поражала объемом и характером проделанной работы. Кинематографисты развернули самую настоящую стройку, поскольку стандартными декоративными приемами и способами, поставленные Бондарчуком задачи, решить не представлялось возможным. Возведением и оформлением декораций, стоившим продюсерам около 4 миллионов долларов, занималась команда из 400 специалистов.

7. На съемочной площадке были танки Т-34, немецкая самоходная установка Marder («Куница») и тяжелый фашистский танк PZ-IV (T-4). «Разумеется, все эта техника – копии,– комментирует художник-постановщик Сергей Иванов. – PZ-IV построен на базе советского танка T-44, которому мы перестроили башню, наварили дополнительные листы, закрыли катки щитами, а на борта нанесли фашистскую свастику. Самоходная установка сделана на базе вездехода. Что касается Т-34(76), то это полноразмерный макет из пластика и фанеры. Работу блестяще выполнили мастера из Витебска. Эти же художники сделали макет подбитого самолета».

военное кино, поэтому оружие фигурирует во многих сценах. Винтовки и автоматы для фильма изготавливались трех видов – для ношения, съемок обычных и боевых сцен. В военных эпизодах, когда советские бойцы сходятся в рукопашную с немцами, актеры дрались с резиновым или деревянным оружием в руках, чтобы наносить не столь болезненные удары друг другу.

9. В трюковых сценах ломалась мебель из бальзы. Стекла для битья изготавливались из сахара, также применялось так называемое жидкое стекло, осколки которого безопасны.

10. Боевые действия в картине играют важную роль, зритель переживет страшные минуты ожесточенных схваток, когда солдаты идут в рукопашную, используя в качестве оружия саперные лопаты, клинки и штыки. Все это должно было выглядеть убедительно на большом экране. Постановку трюков доверили Сергею Головкину, в послужном списке которого «Край» и военная российско-американская драма «Ленинград», а также Виктору Иванову, в свое время работавшему над московскими сценами картины «Превосходство Борна». «Федор Сергеевич требовал достоверности при исполнении всех трюков,– отмечает Сергей Головкин. – Поэтому мы провели кастинг среди каскадеров и многих из них пригласили не только для выполнения трюков, но и игры в качестве актеров. Такой подход позволил нам увидеть лица во многих экшн-сцена».

11. Для съемок сцен взрывов, гремевших вблизи актеров, кинематографисты использовали специальные пневматические приспособления для выдергивания исполнителей из эпицентра взрывов. Благодаря пневматике и актерской ловкости акробатические прыжки обретали красоту. Исключительную сложность для постановки представляла сцена атаки немецких позиций после взрыва баков с горючим. В этом эпизоде наши солдаты не прекращают бой даже после того, как их накрывает огнем, и они вспыхивают как факелы. «Съемка оказалась непростым испытанием для всех, кто принимал в ней участие, не исключая операторскую группу, – рассказывает Сергей Головкин. – Температура даже в безопасной зоне зашкаливала, и хотя пиротехники делали все возможное, чтобы огонь был минимально допустимым для кадра, стояла нечеловеческая жара. Такого количества одновременно горящих людей в кадре в российском кино не было точно, как, наверное, и в мировом. Сцена репетировалась уже перед полностью готовыми камерами. Все участники запомнили каждое свое действие. В этот момент абсолютно все, включая ассистентов и страхующих, были одеты в форму красноармейцев, чтобы даже в случае попадания в объектив не испортить кадр. Мы произвели 96 горений за три съемочных дня. При этом на площадке одновременно горели 14 каскадеров».

12. Взрыв здания – одна из самых ответственных сцен фильма, потому что у кинематографистов был всего один съемочный дубль. Если бы что-то пошло не так, то заново отстраивать дом не представлялось возможным, но требуемый художественный эффект был достигнут с первой попытки.

13. По сюжету фильма Сталинград лежит в руинах, а в воздухе постоянно летает пепел, который через какое-то время оседает толстым слоем на землю. Кинематографисты использовали искусственный пепел из целлюлозы. Каждый день на декорирование уходило несколько мешков этого материала. Тем не менее, компьютерная симуляция атмосферных эффектов все же понадобилась для общих планов, поскольку мортиры полностью не покрывали необходимый участок площадки.

14. В сцене с горящими красноармейцами в тех кадрах, где бойцы падают с обрыва, фигурируют компьютерные модели людей. Их строили и анимировали в трехмерном редакторе, опираясь на фотографии актеров. При этом технология анимации носила смешанный характер, какие-то действия анимировались по ключевым кадрам, а какие-то при помощи техники захвата движений.

15. Музыку к фильму написал знаменитый американский пианист и композитор, Анджело Бадаламенти , наиболее известный как автор музыки к фильмам , а также к его сериалу «Твин Пикс» и фильму Дэнни Бойла.

Давно не писала, хотя мото-события периодически в жизни случаются, все жду масштабного повода для поста - получения категории А в этом месяце;)
Но, поскольку с последнего прохвата сохранились приятные фото, напишу о месте, которое заинтересует петербуржцев.

Скатались мы в поселок «Саперный» близ Питера, где снимали главные сцены последнего фильма Бондарчука «Сталинград». Там, на территории заброшенной военной базы, находится самая масштабная декорация к военно-патриотическому фильму. Такая получилась заброшка с налетом апокалиптичности.

Чуть-чуть о фильме: Выбор места съемок был обусловлен тем, что в поселке Саперном – подходящие пейзажи. Именно здесь располагались единственные сохранившиеся со времен обороны Ленинграда руины. Завод Ленспиртстрой, построенный весной 1941 г., находился на линии фронта, в его подвалах располагался штаб 55-й армии. Здания были сильно разрушены и с тех пор не восстанавливались.


Остатки зданий были доработаны декораторами, достроены кирпичами из пенопласта. Разрушенные стены, в проломах которых видна обстановка квартир, битые стекла, лестницы с пропущенными пролетами, остов пианино, ветшающая скульптурная группа на площади, поустертые вывески магазинов, книги под ногами, все, как после бомбежки. Ленфильмовцы действительно постарались, выглядит, как настоящее, особенно издалека. Хотя ходить по едва приколоченным доскам, обломкам настоящего и фальшивого камня и кирпича иногда страшновато. (если поедете - соблюдайте осторожность).

Это уже не первая вылазка питерских байкеров в Саперный, но и в этот раз собралась большая колонна, триумфально проследовавшая по городу и заснятая на множество телефонов и планшетов прохожих).
На этом хватит текста, перейдем к фото. (прошу прощение за маленькое разрешение, обработала, как могла).

Панорама


моей моделью стал чей-то мотоцикл, надеюсь он не против).



На краю стены




Учебник по прогаммированию 82 года



Старый агит-плакат


Вниз метров двадцать пять)



01. Под одну из главных батальных сцен фильма были выбраны руины завода "Ленспиртстрой", разрушенного в годы Второй мировой войны и используемые для съемок не одного фильма.

02. Декораторы квартала Сталинграда подошли к своей работе масштабно. Если верить википедии , то декорации строили 6 месяцев более 400 человек и потрачено было на все это около 5 млн. долларов.

04. Так как фильм художественный то на съемочной площадке много деталей, которые должны подчеркивать драматизм ленты. Например немецкое кладбище с оградой сделанной из спинок кроватей.

06. Это кладбище действительно было в Сталинграде и примерно в том же месте, что на съемочной площадке, но выглядело несколько иначе.

07. Оградка же не является фантазией декораторов фильма. Точно так была огорожена братская могила советских солдат на берегу Волги в Сталинграде.

08. На съемочной площадке были воссозданы самые примечательные здания Сталинграда того времени. Мельница Гергардта построенная в 1903 году и разрушенная в 1942 году.

09. Вот так выглядела настоящая мельница до войны. Тут тоже есть надпись "ГЕРГАДТЪ", но она находиться над тремя окошками под крышей, и немного поскромнее.

10. Само здание после войны не стали восстанавливать и оставили как память обороне Сталинграда.

13. Одно из самых впечатляющих зданий на съемочной площадке - первая царицынская пожарная часть (Первоначальное названия города было Царицын (1589 - 1925), потом Сталинград (1925 - 1961) ну и наконец, современное название - Волгоград).

14. Реальное здание было построено в 1897 году. В 30-х годах прошлого века власти города решили демонтировать каланчу, так как опасались покушений на членов исполкома.

Довоенная фотография.

15. Таким образом красиво разрушенной каланчи, как в будующем фильме, просто не могло быть в Сталинграде.

16. После войны здание было восстановлено так же без каланчи, но использовалось уже не по назначению - в нем разместили спортклуб. В 1994 году бывшая пожарная часть сгорела. Спустя три года началась историческая реконструкция здания, во время которой была заново построена каланча.


Наши дни.

19. Некоторые здания на съемочной площадке имеют не только фасады, но и внутренние помещения. Одним из таких строений является декорация универсального магазина, который зачем то переименовали в "продовольственный магазин".

20. В то время, когда немцы контролировали Сталинград, в универсальном магазине располагался штаб генерала-фельдмаршала (высшее воинское звание в немецкой армии, за годы Второй мировой войны это звание имели 26 военачальников) Фридриха Вильгельма Эрнста Паулюса, в нем же он и сдался в плен.

21. Зайдем внутрь.

22. Первым делом в глаза бросается люстра выполненная в духе сталинского ампира, которая покачивается от сквозняка.

24. Внутреннее убранство выглядит так, как будто будущий фильм рассчитан на американцев, а не на русских. Каждый элемент декора подчеркивает принадлежность к Советскому союзу.

28. Помимо названия магазина вышел небольшой косяк и с фонарем.

29. Судя по фотографии первых бомбардировок площади Павших борцов, у фонарей было 3 плафона, а не два, но это, конечно, мелочи.

30. Немцы видимо были настолько в панике, что делали орфографические ошибки в надписях. Если верить яндекс переводчику то правильно писать - "schützengraben verlassen".

32. Драматический театр им. М. Горького, точнее его копия.

33. Ощущение, что декорацию делали по этой фотографии. Здание это было построено в 1915 году (речь идет не о декорации, а о том, что на фотографии) и являлось оно не театром, а Домом науки и искусств. Позже власть сменилась и здание сделали театром. Во время Второй мировой войны его разрушили. В 1952 году
открылся вновь. Сейчас это "Новый Экспериментальный театр"

36. У настоящего двойника театра, после восстановления, львы были перенесены. Теперь они находятся возле
в театр.

39. Как я говорил в начале, для части декораций использовались руины старого завода. Основа этой комнаты как раз и есть старые перегородки завода.

40. Если зайти за стену комнаты из прошлого кадра, то можно посмотреть как сделана декорация.

41. Вот эти стены были свидетелями настоящей войны, а не игрушечной.

45. Знаменитая фотография фронтового корреспондента Э. Н. Евзерихиным сделавшая типовой фонтан на Предмостной площади символом Сталинграда.

46. Естественно его тоже воссоздали оформители съемочной площадки.

48. В настоящем Волгограде этого фонтана уже нет, вместо него сейчас парковка. Хотя после войны его очень быстро восстановили, о чем свидетельствуют
в Сталинграде, но потом посчитали, что он не соответствует облику восстанавливаемому городу и его демонтировали.

51. Много внимания декораторы уделили мелочам на съемочной площадке. Книги хоть и не соответствуют времени, но в кадре я думаю они будут только мельком.

53. МЗМА-400 или 401. Эта машина была точной копией автомобиля Opel Kadett, но в годы сталинградской битвы этого москвича еще не существовало, так что тут он притворяется опелем.

55. Сомневаюсь, что такого плана панно было в Сталинграде. Оно мне напоминает третьесортные кадры из американских фильмов связанных с Советским Союзом, либо скриншот из компьютерной игры.

57. В большинстве своем декорации выполнены из пенопласта и фанеры, а потом раскрашены. Но это, здание из нормального кирпича и бетона.

60. Один из домов-декораций с обратной стороны.

63. Вроде как единственный взорванный дом во время съемок. В глаза бросаются пенопластовые кирпичи.

64. Если не обращать внимание на исторические неточности, то работа декораторов очень хорошая. Видно, что люди старались.

65. Правда за все время присутствия на этой площадке, меня не покидало ощущения как будто я в компьютерной игре, а не на площадке с декорациями к фильму..

Если Вам нравятся путешествия по таким местам то

Киноэпопея "Сталинград" 1989 года и Федор Бондарчук October 5th, 2013

Решил в предверии самизнаетечего пересмотреть "Сталинград" Ю. Озерова, чтобы сравнить потом со "Сталинградом" Ф.Бондарчука. И что вы думаете? К превеликому удивлению, обнаружил в старом "Сталинграде".. молодого Федора Бондарчука...

Оказывается, в фильме Озерова , Бондарчук снимался в роли бойца Красной Армии, по имени Иван. В самом начале фильма его расстреливают за трусость. Но, к его счастью, мимо проезжает генерал Чуйков и жалеет Ивана - дает шанс исправиться. Боец Иван просит его: "Не убивайте, я искуплю...". Далее герой Бондарчука постоянно появляется в фильме то тут, то там, подтверждая правильное решение Чуйкова.


В осажденном Сталинграде, храбо уничтожает вражескую пехоту и бронетехнику

Его меткость замечают и назначают то ли командиром взвода снайперов, то ли инструктором...

Во взводе служит девушка

Боец Иван, в паре с девушкой, уничтожает фрицев. Девушка расстраивается, что ей приходится убивать людей. Иван (Федор) говорит, что они враги и не стоит переживать

В момент опасности, девушка признается, что любит Ивана (Федора).

Он тоже любит ее. Любовь торжествует над ужасами войны

Рефлексия девушка прогрессирует, вместо того чтобы стать безжалостным оружием против немцев, она переживает по поводу всего - и по поводу убитых ею немцев, и по поводу убитых немцами мирных жителей

Она впадает в истерику и бежит под огонь немецкого снайпера в безнадежной попытке помочь ребенку, у которого была убита мать

Немецкий снайпер ее тут же убивает

Федор тут же убивает немецкого снайпера

Сцена прощания с убитой девушкой

Что-то переворачивается в душе Ивана (Федора)

Боль потери

Но война продолжается! Иван (Федор) продолжает храбро воевать уже в другом подразделении

Отбивает налет немецкой авиации

Из всего отряда остается один в живых

Поняв, что не сможет в одиночку удержать плацдарм, белой ракетой вызывает на себя огонь нашей артиллерии...

По логике фильма - погибает как герой, хотя сама гибель остается за кадром...

Что можно сказать в целом? "Сталинград" (1989) снят будто продолжение киноэпопеи "Освобождение" того же Озерова. Несмотря на то, что "Освобождение" является действительно выдающимся произведением советского киноискусства, в художественном плане "Сталинград 1989" является калькой с предыдущего творения Озерова - и по концепции, и по работе оператора, и по сценарию, и по основным приемам игры актеров. Единственное отличие от съемок эпохи развитого социализма - туманные намеки, что Сталин был не так уж и хорош. Но намеки столь туманные, что даже непонятно, что это - дань времени (напомню - это годы Перестройки) или какие-то попытки осмыслить режиссером события истории.

Честно скажу, слабоват тот старый фильм. Выглядит, как последний выдох старого советского кинематографа: вроде и качественно, но вторично. За глобальностью событий - характеры героев уходят на 125 план. На фоне картонности характеров персонажей, многие сцены смотрятся крайне фальшиво. Но характеров и частных историй так много, что они забивают и эпохальное значение Сталинградской битвы и ее реальное течение. Т.е. непонятно становится, че же нас все били-били и вдруг РАЗ! и мы победили. Реально, той части истории, где Красная Армия имеет решающее преимущество и диктует свои условия немцам, посвящено буквально 10 последних минут из 3 часового фильма.

Ход мысли режиссера - показать страдания защитников. Показали. Как обычно в наших фильмах - буквально всех положительных героев тут же убивают. Но триумф окончания скомкан, плюс тут же сдобрен перестроечными нравоучениями про культ личности Сталина. А триумф был! И в историю Сталинград вошел именно, как ТРИУМФ Красной Армии. Из фильма понять это практически невозможно, если не знать историю. Впрочем, для того времени (1989 г) это объяснимо. Раньше все историю знали. Теперь - нет...

В этой связи, я хоть и опасаюсь Федора Бондарчука , как толкователя истории... безусловно пойду на премьеру фильма "Сталинград", в котором уже Федор уже не актер, играющий маленькую роль, а который сделал сам, как режиссер и продюсер. Посмотрим, что он там наваял... Априори уверен, что фильм будет снова не про Сталинградскую битву, а про какие-то душевные терзания в Сталинграде. Это тоже конечно метод... Более того, метод киноэпопей не столь уж и безупречен и чреват ненужной помпезностью и поверхностью, но блин, опасаюсь я, что все низведется до каких-то историй, которые могли произойти где угодно, где великое переломное событие Второй мировой войны - Сталинградская битва, лишь фон для душевных терзаний... Посмотрим, короче. Будем спорить о вкусе устриц, предварительно их попробовав:)