Как провести электронные торги по 223 фз. Кто может быть участником закупки

Как правило, электронный аукцион по 223-ФЗ заказчики проводят при соблюдении одного из двух условий: для определения победителя важна только цена договора или закупаемые товары, работы или услуги можно сравнивать только по ценам. Аукцион по 223-ФЗ может проводиться в закрытой и открытой форме, а также с ограниченным участием.

Из статьи вы узнаете:

Проведение торгов по 223-ФЗ

О проведении конкурентных закупок говорится в ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ. В том числе в ней сказано о правилах проведения аукциона. По 223-ФЗ открытый аукцион в электронной форме - это способ закупки, при котором победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену договора и подавший заявку, которая соответствует всем требованиям заказчика. Если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, торги проводятся на право заключить договор. Победителем в такой ситуации становится участник, предложивший самую высокую цену за право заключить договор.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

При подготовке к открытому аукциону 223-ФЗ заказчик разрабатывает закупочную документацию и создает комиссию, которая впоследствии будет оценивать заявки. В документации может содержаться требование о предоставлении обеспечения заявки. Это возможно, если начальная цена договора больше 5 млн руб. Размер обеспечения не может превышать 5% от стартовой цены.

Любой участник аукциона по 223-ФЗ вправе подать запрос на разъяснение документации о закупке. Заказчик обязан дать ответ в течение 3 рабочих дней. Он размещается в ЕИС. Подать запрос можно не позднее чем за 3 дня до конца срока направления предложений участников. Каждый участник может подать на электронный аукцион по 223-ФЗ только одну заявку . До конца установленного срока ее можно отозвать или изменить.

Заказчик вправе отменить конкурентную закупку, в том числе и аукцион по 223-ФЗ, в части одного лота или целиком. Сделать это можно до конца срока подачи заявок. По итогам аукциона договоры можно заключить с несколькими участниками. Закон оставляется это на усмотрение заказчика. Обратите внимание, что подписать договор нужно не ранее 10 дней с даты подведения итогов закупки, но не позднее 20 дней.

Вопрос из практики

Отвечает Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

Чтобы провести закупку по Закону № 223-ФЗ, опишите в положении способы и порядок закупок. Далее подготовьте техзадание, рассчитайте НМЦД, включите закупку в план и создайте закупочную комиссию. Проведите открытую или закрытую закупку либо выберите поставщика на электронной площадке. Соблюдайте правила для торгов среди МСП.
По итогам закупки заключите договор с победителем, а затем разместите отчет в ЕИС. Детально закупочные процедуры опишите в положении. , выборе поставщика и отчетности.

Электронные торги по 223-ФЗ

О том, как проводится открытый аукцион в электронной форме 223-ФЗ, вкратце сказано в ст. 3.3 Закона о закупках отдельными видами юрлиц. Подавать заявки, направлять запросы о разъяснениях документации нужно через функционал электронной площадки.

Там же проводится процедура снижения цены. Чтобы получить доступ к личному кабинету, участнику необходимо аккредитоваться на ЭТП и . Порядок проведения электронного аукциона по 223-ФЗ подразумевает, что каждый участник вправе подать только одну заявку в установленные заказчиком сроки.

Сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Каждый заказчик указывает сроки проведения открытого аукциона по 223-ФЗ в своем положении о закупках.
Например, у «Транснефть - Сибири» этот период составляет 20 дней. Главное, чтобы у участников было не менее 15 дней на направление предложений.

Срок подачи заявок на участие в электронном аукционе по 223-ФЗ для субъектов малого бизнеса установлен в ст. 3.4 223-ФЗ. Если начальная цена меньше 30 млн руб., на подачу заявок дается как минимум 7 дней. Если стоимость обязательств больше 30 млн руб., направлять предложения можно в течение 15 дней.

Что должно быть в извещении электронного аукциона

Извещение о закупке и способе определения поставщика – это неотъемлемая часть закупочной документации. Сведения в извещении и других документах должны совпадать. Как составить и опубликовать извещение об электронном аукционе -

Закон №223-ФЗ устанавливает некоторые требования к составлению извещения об электронном аукционе. В этот документ, публикуемый не менее чем через двадцать дней до дня окончания подачи заявок в ЕИС, следует внести такие сведения, как (ч.9 Ст.4):

  • способ, которым будет проводиться закупка: открытый конкурс / открытый аукцион / иной способ, утвержденный положением о закупке;
  • полные реквизиты и контакты заказчика (офиц.наименование, место нахождения, почтовой адрес и индекс, адрес электронной почты, контактный номер);
  • предмет закупки с указанием количества товара либо объема работ и услуг, подлежащих поставке или предоставлению, а также место выполнения;
  • для конкурентных способов определения поставщика, особенно для электронного аукциона, также важна информация об НМЦК или лота и сроках, в которые будет проведена процедура;
  • порядок предоставления документации о закупке;
  • дата начала и окончания срока подачи заявок и порядок подведения итогов.

Что должно быть в документации об электронном аукционе

В документации к электронному аукциону, публикуемой на Официальном сайте ЕИС, должен присутствовать целый перечень документов, определенные также в положении о закупке (ч.10 ст.4):

  • требования к безопасности, качеству, тех.характеристикам, потребительским свойствам;
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие;
  • требования к описанию участниками закупки товара, работы или услуги;
  • место, условия и временные рамки выполнения обязательств по контракту;
  • НМЦК или конкретного лота;
  • порядок оплаты товара или выполненной работы;
  • наглядный расчет участником цены контракта / лота в целях антидемпинговых мерах;
  • критерии оценки и сравнения заявленных предложений.

Учтите, что описание параметров предмета закупки не должно быть слишком расплывчатым. Для удобства проведения процедуры стоит перечислить критерии, согласно которым будет оцениваться соответствие заявок требованиям заказчика.

Открытый аукцион в электронной форме 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Порядок проведения аукциона зависит от конкретного заказчика. У некоторых компаний аукцион подразумевает три этапа: рассмотрение первых частей заявок, процедура снижения цены и оценка вторых частей. У других торги одноэтапные. Участники подают заявки в течение срока, указанного в документации о закупке, комиссия оценивает их, допускает или не допускает участников до аукциона.

На самой процедуре аукциона максимальная цена договора снижается на шаг. Победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену. В любом случае в течение срока подачи заявок участники могут запрашивать у заказчика разъяснения по документации. Когда заявку могут не принять:

  • превышена цена договора (максимальная цена всегда указана в документации о закупке, превышать этот показатель нельзя);
  • предоставлена недостоверная информация;
  • участник не соответствует требованиям;
  • участник уже заключал договоры с заказчиком, которые были расторгнуты по инициативе заказчика или по суду;
  • несоответствие товаров, работ, услуг и условий, которые предложил участник, требованиям документации о закупке;
  • наличие сведений в реестрах недобросовестных поставщиков;
  • не было предоставлено обеспечение заявки.

Отчитываемся по Закону № 223-ФЗ по новым правилам

С июля вступили в силу отложенные изменения в Закон № 223-ФЗ. Поменялось многое, в том числе отчетность. Читайте о том, какие сведения теперь публиковать, о каких закупках можно не отчитываться, и смотрите, как сформировать отчеты в ЕИС.
Из статьи вы узнаете :
☆ Какие отчеты теперь публиковать
☆ О каких закупках можно не отчитываться
☆ Как формировать отчеты в ЕИС.

Когда период подачи заявок заканчивается, комиссия переходит к оценке предложений. По итогу рассмотрения некоторых участников могут не допустить до процедуры снижения цены.

Если аукцион трехэтапный, то после процедуры снижения цены заказчик ранжирует поданные заявки от самого выгодного ценового предложения до самого невыгодного и оценивает вторые их части. Если аукцион одноэтапный, победителем признается участник закупки, первым предложивший наиболее низкую цену договора.

Шаг аукциона по 223-ФЗ

Аукционная комиссия определяет шаг снижения цены. Максимальная цена последовательно снижается на этот шаг, а участники выражают свое согласие заключить договор на таких условиях. Для субъектов малого бизнеса шаг аукциона по 223-ФЗ составляет 0,5 процента до пяти процентов начальной цены договора. Такое требование установлено в законе. Снижать цену можно на величину в пределах этого шага.

Участник не может подать ценовое предложение, превышающее стоимость, названную предыдущим участником, а также равное нулю. В ходе аукциона заказчик вправе менять величину шага. Однако это правило не распространяется на закупки у СМП.

Ответственность и регулирование аукционов по 223-ФЗ

В Законе 223-ФЗ основное внимание уделено именно заказчикам и алгоритму их действий при составлении документов, а также их обнародования.

А именно, в соответствии со ст. 2 Закона №223-ФЗ, каждый заказчик должен разработать и утвердить положение о закупке. Это положение, в котором заказчик, должен предусмотреть и указать все необходимые моменты, и является основным документом для проведения аукционов по 223-ФЗ.


Здесь также существует градация:

  • Фиксированный шаг – например, 2000 рублей или определенный процент от начальной стоимости контракта;
  • Нефиксированный, в определенном диапазоне – скажем, от 1 до 3% от начальной стоимости;
  • С возможностью понижения – если предложений мало, то величина шага может быть снижена, допустим, с 2000 руб. до 1000 руб.

Как выиграть электронный аукцион по 223-ФЗ Наиболее простой и беспроигрышный путь участия в электронных торгах в наши дни – это делегировать соответствующие процессы современному консалтинговому агентству. Специалисты ГК BiCo сделают все возможное для того, чтобы участие в тендере стало для вас приятным и результативным.

Алгоритм проведения электронного аукциона в соответствии с 223-фз

Этапы проведения аукциона и регламентированные сроки Вся процедура состоит из следующих этапов:

Основные положения закона №223-фз

Шаги и время проведения электронных торгов по 223-ФЗ Для того чтобы оптимизировать процесс проведения аукциона и сделать его наиболее эффективным, необходимо регламентировать его и ввести строгие нормы.Первое, что нужно определить – это время проведения тендера. В данном отношении могут быть два основных пути.

  • Фиксированное время – скажем, с 9 до 18 часов.
    Этот подход не всегда эффективен, особенно при малом количестве заявок. Много времени теряется зря.
  • «Плавающие» сроки – например, каждое поступающее предложение продляет время проведения торгов еще на полчаса.

Вместе с тем, важно понимать, что именно считается шагом в процессе аукциона.


Если не определить этого понятия, то участники могут «двигать» цену на полкопейки и бесконечно продлять сроки «плавающего» аукциона.

Электронный аукцион по 223-фз

В рамках 223-ФЗ заказчику предоставляется возможность проводить такую торговую процедуру, как открытый аукцион в электронной форме. Он представляет собой способ проведения закупки, при котором победителем становится участник, предложивший мимимальную цену контракта при условии соответствия поданной заявки требованиям документации, причем определение лидера проводится путем торгов.
Особенности процедуры Основной особенностью процедуры становится наличие стадии торгов. Все участники, чьи заявки признаны соответствующими требованиям документации, получают допуск на участие в аукционе.
В ходе торгов они поочередно предлагают цену контракта. В современных закупках чаще применяется аукцион на понижение, то есть каждая следующая цена поданная участником, должна быть ниже последней лидирующей.
Организатор закупки обязан разместить всю необходимую информацию на ООС.


Для проведения открытого аукциона необходимо опубликовать информацию о нем в план-графике закупок заказчика на сайте госзакупки. В открытом аукционе могут принимать участие любые организации, зарегистрированные на торговой площадке.

Инфо

В случае ведения закрытого аукциона нет надобности публиковать информацию о нем в план-графике. Причем принимать участие в закрытом аукционе могут лишь приглашенные заказчиком компании.


В связи с этим 223-ФЗ определяет ограничения на проведение таких аукционов.

Участие в торгах по 223 фз

Шаг может быть установлен как фиксированная величина (сумма или процент от сделки), либо нефиксированная (диапазон сумм, диапазон процента о сделки). Может быть предусмотрена возможность снижения шага аукциона. Подготовка к аукциону – сложное и специфичное задание, требующее специальных знаний и опыта. Поэтому многие участники аукционов предпочитают обращаться в специализированные агентства. Помощь участникам закупок по 223-ФЗ Наши специалисты способны грамотно и профессионально помочь вам подготовиться к аукциону и сделать такое участие наиболее результативным и комфортным. Мы можем предложить следующий перечень услуг.

Всё, что вы хотели узнать об аукционе по 223-фз, но боялись спросить

План закупки составляется сроком не менее 1 года. План размещается в открытой части сайта zakupki.gov.ru и содержит сведения о закупке и дату ее поставки (с учетом срока прохождения закупочной процедуры). Годовой план закупки разбивается на периоды: помесячно или поквартально.

Извещение о закупке формируется заказчиком в личном кабинете на zakupki.gov.ru с помощью функционала официального сайта госзакупки. Обеспечение контракта согласно 223-ФЗ Согласно закону установление обеспечения контракта не является обязательным условием, однако, заказчик может потребовать гарантии обеспечения на свое усмотрение.

На практике же принято обеспечивать контракт путем перечисления залоговой суммы на счет заказчика либо предоставлять банковскую гарантию. Все требования и способы предоставления гарантии должны быть изложены в Положении о закупке.

Как проводить аукционы по 223-фз

При этом заявки от всех участников рассматриваются сразу после окончания срока их приема, а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену в результате осуществления электронных торгов по 223-ФЗ. Если тендер связан с закупкой какой-то сложной продукции или услуги, то заказчики обычно выбирают двухэтапную форму аукциона.

При таком раскладе конкурсная заявка подается в два этапа. Какую именно информацию должны содержать первая и вторая части заявки организатор указывает в составе аукционной документации.

Чаще всего, первая часть заявки включает в себя технические данные об объекте, сроки, условия поставок и проч. А вот вторая – коммерческие аспекты, а также учредительную документацию. Последовательное проведение этих этапов с осуществлением нормативных отборочных процедур приводит к выбору наиболее оптимального предложения и сделавшего его поставщика.
Положением о закупке способ);

  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Заказчик помимо обязательных сведений может указывать иные сведения.

Правила проведения электронного аукциона 223 ap

Так, закрытый аукцион разрешается проводить в случаях, если форма выбора поставщика прямо предусмотрена в соответствующих решениях Правительства РФ, если сделка связанна с государственной тайной или если сумма сделки не превышает установленных ограничений по сумме. Правила проведения аукциона по 223-ФЗ Допускается проведение аукционов в один этап, а так же многоэтапных аукционов, если тендер проводится в отношении сложных товаров, работ, услуг.

Для оптимизации аукциона заказчику необходимо установить правила его проведения. Прежде всего, необходимо установить временные рамки его проведения.

Можно устанавливать фиксированный период аукциона, либо «плавающий» — когда новые предложения поставщиков продлевают сроки аукциона на установленный период времени. Так же важным является определение шага аукциона.

Проведение электронного аукциона по 223 фз пошаговая инструкция

Формы электронных аукционов по 223-ФЗ Электронные аукционы могут проводиться в закрытой и открытой формах. При проведении открытого аукциона необходимо внесение информации о нём в план-графика закупок заказчика, опубликованный на сайте госзакупок. Участие в аукционе могут принимать любые зарегистрированные на торговой площадке организации. В случае проведения закрытого аукциона информация о нём не подлежит обязательному раскрытию в плане-графике, а так же не требуется публикация информации о нём. Участие в аукционе закрытого типа могу принять только приглашённые заказчиком компании. Обращаем внимание, что Законом 223-ФЗ определены ограничения в проведении закрытых аукционов.
Если потребуется внесение изменений в документацию, то дата подачи заявок должна быть перенесена.

  • Этап рассмотрения заявок. Заказчик оценивает заявки участников на предмет их соответствия требованиям аукционной документации. По результатам этого формируется протокол рассмотрения заявок. Все участники получают извещение о допуске или не допуске к участию в аукционе.
  • Стадия торгов.

    На этом этапе участники, допущенные к аукциону, подают свои предложения о цене контракта. Шаг аукциона определяется аукционной документацией. Он может быть фиксированным и выражаться в определенной сумме или плавающим.

    Разбег шага всегда находится в пределах от 0,5 до 5% от НМЦК. Победителем признается тот участник, чья цена окажется наиболее выгодной.

  • Заказчик формирует и размещает на ЭТП и ООС итоговый протокол, в котором указывается победитель закупки.

Мы готовим аукцион в электронной форме по 223-ФЗ, как рассчитать сроки подачи заявок, рассмотрение заявок, проведение аукциона, отличаются ли сроки, установленные по 44-ФЗ?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Каковы сроки подписания договора по результатам проведения электронного аукциона по Закону № 223-ФЗ?

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ), Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

То есть при проведении торгов в форме аукциона или конкурса заказчик определяет срок и порядок заключения договора, заключаемого с победителем торгов, в своем положении о закупке. Срок подписания такого договора определяется положением о закупке заказчика.

Согласно письму Минэкономразвития России от 26 октября 2015 г. № Д28и-3141 в положении о закупке заказчик самостоятельно вправе предусмотреть иные (помимо конкурса, аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанным способом.

Вместе с тем, в соответствии с частью 6 статьи 448 ГК РФ, если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Законом № 223-ФЗ не установлен порядок подписания протокола о результатах торгов.

Таким образом, заказчик вправе при проведении торгов в форме аукциона или конкурса определить срок и порядок заключения договора, заключаемого с победителем торгов, в своем положении о закупке.

Сроки проведения электронного аукциона

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
пн вт ср чт пт сб вс пн вт ср чт пт сб вс пн вт ср
Размещение в ЕИС извещения и документации не менее чем за 15 дней (НМЦК свыше 3 млн руб.), за 7 дней (НМЦК до 3 млн руб.) до даты окончания срока подачи заявок (ч. 2, ч. 3 ст. 63, ч. 1 ст. 65 Закона № 44-ФЗ) Дата окончания срока подачи заявок
Отмена электронного аукциона - не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок (ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ) v v v v v
Принятие решения о внесении изменений в извещение, в документацию - не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок (ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ) 1 v v
Принятие запросов о даче разъяснений положений документации - не позднее чем за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок (ч. 4 ст. 65 Закона № 44-ФЗ) 2 v v v
24 25 26 27 28 29 30 31 1 2
ср чт пт сб вс пн вт ср чт пт
Подписание протокола рассмотрения заявок - не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок (ч. 6 ст. 67 Закона № 44-ФЗ) Направление оператору ЭП и размещение в ЕИС протокола рассмотрения заявок - не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок (ч. 7 ст. 67 Закона № 44-ФЗ) v v v v Проведение электронного аукциона - рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок (ч. 3 ст. 68 Закона № 44-ФЗ) Размещение на ЭП протокола проведения электронного аукционав -течение тридцати минут после окончания аукциона (ч. 18 ст. 68 Закона № 44-ФЗ) как правило это происходит в день проведения электронного аукциона Рассмотрение вторых частей заявок и подписание протокола подведения итогов - не более 3 рабочих дней с даты размещения на ЭП протокола проведения электронного аукциона (ч. 5, ч. 8 ст. 69 Закона № 44-ФЗ) Размещение протокола подведения итогов на ЭП и в ЕИС - не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протогкола подведения итогов (ч. 8 ст. 69 Закона № 44-ФЗ)
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
сб вс пн вт ср чт пт сб вс пн вт ср чт
Размещение заказчиком в ЕИС без подписи проекта контракта - в течении 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов (ч. 2 ст. 70 Закона № 44-ФЗ) Размещение в ЕИС победителем подписанного проекта контракта - в течении 5 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта (ч. 3 ст. 70 Закона № 44-ФЗ) 3 Размещение в ЕИС контракта, подписанного от имени заказчика - в течении 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта подписанного победителем, и предоставления обеспечения исполнения контракта (ч. 7 ст. 70 Закона № 44-ФЗ) 4

1 В течение 1 дня с даты принятия решения Заказчик размещает изменения в ЕИС. При этом срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее 15/7 дней.

2 В течение 2-х дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации. (ч. 4 ст. 65 Закона № 44-ФЗ).

3 В тот же срок победитель вправе направить протокол разногласий по проекту контракта. Заказчик в течение 3 рабочих дней с даты размещения протокола, рассматривает его и повторно размещает в ЕИС проект контракт. Размещение в ЕИС заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в ЕИС протокол разногласий не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

4 Контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов ЭА (ч. 9 ст. 70 Закона № 44-ФЗ)

При проведении аукциона в рамках Закона № 223-ФЗ заказчиком должны быть соблюдены следующие сроки:

ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ - Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.

ч.11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ - Изменения , вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений , предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней .

Как правило, электронный аукцион по 223-ФЗ заказчики проводят при соблюдении одного из двух условий: для определения победителя важна только цена договора или закупаемые товары, работы или услуги можно сравнивать только по ценам. Аукцион по 223-ФЗ может проводиться в закрытой и открытой форме, а также с ограниченным участием.

Из статьи вы узнаете:

Проведение торгов по 223-ФЗ

О проведении конкурентных закупок говорится в ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ. В том числе в ней сказано о правилах проведения аукциона. По 223-ФЗ открытый аукцион в электронной форме - это способ закупки, при котором победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену договора и подавший заявку, которая соответствует всем требованиям заказчика. Если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, торги проводятся на право заключить договор. Победителем в такой ситуации становится участник, предложивший самую высокую цену за право заключить договор.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

При подготовке к открытому аукциону 223-ФЗ заказчик разрабатывает закупочную документацию и создает комиссию, которая впоследствии будет оценивать заявки. В документации может содержаться требование о предоставлении обеспечения заявки. Это возможно, если начальная цена договора больше 5 млн руб. Размер обеспечения не может превышать 5% от стартовой цены.

Любой участник аукциона по 223-ФЗ вправе подать запрос на разъяснение документации о закупке. Заказчик обязан дать ответ в течение 3 рабочих дней. Он размещается в ЕИС. Подать запрос можно не позднее чем за 3 дня до конца срока направления предложений участников. Каждый участник может подать на электронный аукцион по 223-ФЗ только одну заявку . До конца установленного срока ее можно отозвать или изменить.

Заказчик вправе отменить конкурентную закупку, в том числе и аукцион по 223-ФЗ, в части одного лота или целиком. Сделать это можно до конца срока подачи заявок. По итогам аукциона договоры можно заключить с несколькими участниками. Закон оставляется это на усмотрение заказчика. Обратите внимание, что подписать договор нужно не ранее 10 дней с даты подведения итогов закупки, но не позднее 20 дней.

Вопрос из практики

Отвечает Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

Чтобы провести закупку по Закону № 223-ФЗ, опишите в положении способы и порядок закупок. Далее подготовьте техзадание, рассчитайте НМЦД, включите закупку в план и создайте закупочную комиссию. Проведите открытую или закрытую закупку либо выберите поставщика на электронной площадке. Соблюдайте правила для торгов среди МСП.
По итогам закупки заключите договор с победителем, а затем разместите отчет в ЕИС. Детально закупочные процедуры опишите в положении. , выборе поставщика и отчетности.

Электронные торги по 223-ФЗ

О том, как проводится открытый аукцион в электронной форме 223-ФЗ, вкратце сказано в ст. 3.3 Закона о закупках отдельными видами юрлиц. Подавать заявки, направлять запросы о разъяснениях документации нужно через функционал электронной площадки.

Там же проводится процедура снижения цены. Чтобы получить доступ к личному кабинету, участнику необходимо аккредитоваться на ЭТП и . Порядок проведения электронного аукциона по 223-ФЗ подразумевает, что каждый участник вправе подать только одну заявку в установленные заказчиком сроки.

Сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Каждый заказчик указывает сроки проведения открытого аукциона по 223-ФЗ в своем положении о закупках.
Например, у «Транснефть - Сибири» этот период составляет 20 дней. Главное, чтобы у участников было не менее 15 дней на направление предложений.

Срок подачи заявок на участие в электронном аукционе по 223-ФЗ для субъектов малого бизнеса установлен в ст. 3.4 223-ФЗ. Если начальная цена меньше 30 млн руб., на подачу заявок дается как минимум 7 дней. Если стоимость обязательств больше 30 млн руб., направлять предложения можно в течение 15 дней.

Что должно быть в извещении электронного аукциона

Извещение о закупке и способе определения поставщика – это неотъемлемая часть закупочной документации. Сведения в извещении и других документах должны совпадать. Как составить и опубликовать извещение об электронном аукционе -

Закон №223-ФЗ устанавливает некоторые требования к составлению извещения об электронном аукционе. В этот документ, публикуемый не менее чем через двадцать дней до дня окончания подачи заявок в ЕИС, следует внести такие сведения, как (ч.9 Ст.4):

  • способ, которым будет проводиться закупка: открытый конкурс / открытый аукцион / иной способ, утвержденный положением о закупке;
  • полные реквизиты и контакты заказчика (офиц.наименование, место нахождения, почтовой адрес и индекс, адрес электронной почты, контактный номер);
  • предмет закупки с указанием количества товара либо объема работ и услуг, подлежащих поставке или предоставлению, а также место выполнения;
  • для конкурентных способов определения поставщика, особенно для электронного аукциона, также важна информация об НМЦК или лота и сроках, в которые будет проведена процедура;
  • порядок предоставления документации о закупке;
  • дата начала и окончания срока подачи заявок и порядок подведения итогов.

Что должно быть в документации об электронном аукционе

В документации к электронному аукциону, публикуемой на Официальном сайте ЕИС, должен присутствовать целый перечень документов, определенные также в положении о закупке (ч.10 ст.4):

  • требования к безопасности, качеству, тех.характеристикам, потребительским свойствам;
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие;
  • требования к описанию участниками закупки товара, работы или услуги;
  • место, условия и временные рамки выполнения обязательств по контракту;
  • НМЦК или конкретного лота;
  • порядок оплаты товара или выполненной работы;
  • наглядный расчет участником цены контракта / лота в целях антидемпинговых мерах;
  • критерии оценки и сравнения заявленных предложений.

Учтите, что описание параметров предмета закупки не должно быть слишком расплывчатым. Для удобства проведения процедуры стоит перечислить критерии, согласно которым будет оцениваться соответствие заявок требованиям заказчика.

Открытый аукцион в электронной форме 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Порядок проведения аукциона зависит от конкретного заказчика. У некоторых компаний аукцион подразумевает три этапа: рассмотрение первых частей заявок, процедура снижения цены и оценка вторых частей. У других торги одноэтапные. Участники подают заявки в течение срока, указанного в документации о закупке, комиссия оценивает их, допускает или не допускает участников до аукциона.

На самой процедуре аукциона максимальная цена договора снижается на шаг. Победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену. В любом случае в течение срока подачи заявок участники могут запрашивать у заказчика разъяснения по документации. Когда заявку могут не принять:

  • превышена цена договора (максимальная цена всегда указана в документации о закупке, превышать этот показатель нельзя);
  • предоставлена недостоверная информация;
  • участник не соответствует требованиям;
  • участник уже заключал договоры с заказчиком, которые были расторгнуты по инициативе заказчика или по суду;
  • несоответствие товаров, работ, услуг и условий, которые предложил участник, требованиям документации о закупке;
  • наличие сведений в реестрах недобросовестных поставщиков;
  • не было предоставлено обеспечение заявки.

Отчитываемся по Закону № 223-ФЗ по новым правилам

С июля вступили в силу отложенные изменения в Закон № 223-ФЗ. Поменялось многое, в том числе отчетность. Читайте о том, какие сведения теперь публиковать, о каких закупках можно не отчитываться, и смотрите, как сформировать отчеты в ЕИС.
Из статьи вы узнаете :
☆ Какие отчеты теперь публиковать
☆ О каких закупках можно не отчитываться
☆ Как формировать отчеты в ЕИС.

Когда период подачи заявок заканчивается, комиссия переходит к оценке предложений. По итогу рассмотрения некоторых участников могут не допустить до процедуры снижения цены.

Если аукцион трехэтапный, то после процедуры снижения цены заказчик ранжирует поданные заявки от самого выгодного ценового предложения до самого невыгодного и оценивает вторые их части. Если аукцион одноэтапный, победителем признается участник закупки, первым предложивший наиболее низкую цену договора.

Шаг аукциона по 223-ФЗ

Аукционная комиссия определяет шаг снижения цены. Максимальная цена последовательно снижается на этот шаг, а участники выражают свое согласие заключить договор на таких условиях. Для субъектов малого бизнеса шаг аукциона по 223-ФЗ составляет 0,5 процента до пяти процентов начальной цены договора. Такое требование установлено в законе. Снижать цену можно на величину в пределах этого шага.

Участник не может подать ценовое предложение, превышающее стоимость, названную предыдущим участником, а также равное нулю. В ходе аукциона заказчик вправе менять величину шага. Однако это правило не распространяется на закупки у СМП.

Ответственность и регулирование аукционов по 223-ФЗ

В Законе 223-ФЗ основное внимание уделено именно заказчикам и алгоритму их действий при составлении документов, а также их обнародования.

А именно, в соответствии со ст. 2 Закона №223-ФЗ, каждый заказчик должен разработать и утвердить положение о закупке. Это положение, в котором заказчик, должен предусмотреть и указать все необходимые моменты, и является основным документом для проведения аукционов по 223-ФЗ.

ФЗ №223 призван регламентировать порядок совершения закупки отдельными видами юридических лиц. Данный закон регулирует общие принципы ведения закупок. 223-ФЗ предполагает самостоятельную разработку заказчиком положения о закупках для собственной организации.

Согласно закону №223 в роли заказчика могут выступать:

  • организации, доля участия государства в которых составляет более 50%;
  • компании, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и т. д.);
  • субъекты естественных монополий (газовые и нефтяные компании, РЖД и т. д.);
  • бюджетные организации, ведущие закупку на внебюджетные средства (полученные гранты, средства субподряда, собственные средства и т. п.).

В роли поставщика (участника) могут выступать как юридические, так и физические лица, включая ИП.

Электронные торги проводятся на любых ЭТП с любыми условиями участия на усмотрение заказчика. При этом заказчик вправе самостоятельно устанавливать сроки проведения закупки и выполнения заказа, потому участники тендера перед подачей заявки должны изучить Положение о закупке конкретного заказчика. Также заказчик вправе самостоятельно устанавливать размер и способ обеспечения контракта, а также изменять условия договора, предварительно согласовав их с поставщиком.

Ведение электронного аукциона

Федеральный закон №223 предусматривает два способа отбора предложений поставщиков – аукцион и конкурс, проводимые в электронной форме. Электронные аукционы проводятся в открытой либо закрытой формах. Для проведения открытого аукциона необходимо опубликовать информацию о нем в план-графике закупок заказчика на сайте госзакупки. В открытом аукционе могут принимать участие любые организации, зарегистрированные на торговой площадке. В случае ведения закрытого аукциона нет надобности публиковать информацию о нем в план-графике. Причем принимать участие в закрытом аукционе могут лишь приглашенные заказчиком компании.

В связи с этим 223-ФЗ определяет ограничения на проведение таких аукционов. Закрытый аукцион проводится в случае заключения сделки связанной с государственной тайной или в тех случаях, когда форма определения поставщика прямо предусмотрена соответствующими решениями Правительства РФ. Также заказчик может не размещать сведения о закупке, стоимость которой не превышает определенной суммы.

Правила ведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Правила ведения аукциона определяет заказчик. Аукционы допускается проводить как в один, так и в несколько этапов, если тендер ведется в отношении сложных работ, товаров или услуг. Заказчиком определяются сроки ведения аукциона. Ведение электронного тендера может осуществляться как в фиксированном периоде, так и с продлением срока аукциона за счет новых предложений поставщиков. Шаг аукциона также может быть фиксированным (определенная сумма либо процент от сделки) или нефиксированным (определенный диапазон сумм, либо диапазон процентов от сделки). При этом шаг аукциона может быть снижен.

Документация заказчика

  • Положение о закупке;
  • План закупки;
  • Извещение о закупке;
  • Сопутствующую документацию о закупке (требования к оформлению, содержанию, составу и форме заявки, а также техническое задание и прочие инструкции).

Положение о закупке – это документ, знаменующий о начале закупочной деятельности заказчика. В документе прописывается способ закупки, план ее подготовки и ведения, регламент заключения и исполнения договора, а также перечень закупаемых работ (товаров или услуг). Это положение публикуется на сайте госзакупки.

План закупки составляется сроком не менее 1 года. План размещается в открытой части сайта zakupki.gov.ru и содержит сведения о закупке и дату ее поставки (с учетом срока прохождения закупочной процедуры). Годовой план закупки разбивается на периоды: помесячно или поквартально.

Извещение о закупке формируется заказчиком в личном кабинете на zakupki.gov.ru с помощью функционала официального сайта госзакупки.

Документация о закупке, включая проект договора должны быть опубликованы в электронном виде на сайте госзакупки.

Обеспечение контракта согласно 223-ФЗ

Согласно закону установление обеспечения контракта не является обязательным условием, однако, заказчик может потребовать гарантии обеспечения на свое усмотрение. На практике же принято обеспечивать контракт путем перечисления залоговой суммы на счет заказчика либо предоставлять банковскую гарантию. Все требования и способы предоставления гарантии должны быть изложены в Положении о закупке. Поскольку залог денежных средств ведет к неэффективному отвлечению финансов из компании, большинство участников электронных торгов предпочитают использовать банковскую гарантию для обеспечения контракта.

Запрос цены – это порядок определения поставщика путем принятия от участников предложений о цене. Запрос ценовых котировок представляется конкурентным способом осуществления закупки, при котором заказчик сообщает потенциальным поставщикам о потребности в товарах (услугах или работах), рассылая извещения в электронном режиме.

Запрос котировок может быть проведен в случае не слишком дорогой поставки и при условии рассылки извещения не менее чем трем поставщикам. Тендер считается состоявшимся, если заявку на участие подали три и более компании-участника. Если же тендер не состоялся, то запрос предложений начинается заново либо проводится закупка у единого поставщика при условии указания такого требования в Положении. Победитель определяется специальной комиссией, которая сопоставляет обоснованную цену и сроки осуществления заказа.

Запрос предложений

Запрос предложений создается заказчиком путем определения условий приобретения товаров (услуг или работ), их качества и требований к поставщику. Сформированный запрос рассылается участникам закупки в виде извещения. Далее заказчик получает заявки на участие в закупке от потенциальных поставщиков и проводит их рассмотрение специальной комиссией. Информация о результате проведения запроса предложений подлежит обязательной публикации на сайте заказчика в открытом доступе, после чего с победителем запроса заключается контракт.

Заказчик может оформить отказ от проведения запроса котировок или запроса предложений на любом этапе до момента заключения договора без возмещения участникам (победителю) понесенных в связи с закупочной процедурой затрат. Однако злоупотреблять таковым правом не стоит, поскольку контролирующие органы вправе требовать предоставления веских аргументов для прекращения процедуры запроса котировок или запроса предложений.

Стоит обратить внимание на то, что закон предусматривает дисциплинарную, гражданскую и административную ответственность за нарушение правил закупки. При этом штрафные санкции могут быть возложены как на участников закупки, так и на заказчика, а также их должностных лиц.

Ниже приведено полезное видео: