Как правильно пройти собеседование по телефону. Как правильно позвонить соискателю и провести телефонное собеседование

Собеседование по телефону - первичный этап подбора соискателей на открывшуюся вакансию. Как правильно пригласить на собеседование по телефону, подготовиться и провести интервью, расскажем в статье.

Из статьи вы узнаете:

Почему формат собеседования по телефону так популярен?

Собеседование по телефону используется работодателями как предварительный этап поиска и найма кандидатов. При минимальных затратах, если не считать времени, такие позволяют сразу отсеять тех соискателей, которые явно не соответствуют требованиям вакансии или корпоративной культуры.

С кандидатами, проживающими в другом населенном пункте или за городом, проведение собеседования по телефону становится обязательным пунктом, если компания не собирается ввести их в лишние траты и испортить свой имидж. Для позиций, предполагающих удаленную работу, такой способ интервью с претендентом может быть единственным вариантом.

Многоступенчатый процесс отбора кандидатов по времени может занимать до трех недель. Но уже на этапе собеседования по телефону опытный рекрутер сможет оценить наличие критического мышления и навыки межличностного общения, необходимые эффективной коммуникации. «Выбраковывая» менее квалифицированных соискателей, вы сужаете пул кандидатов, одновременно повышая качество оставшихся и экономя время, затрачиваемое на .

Собеседование по телефону имеет еще одно преимущество. В телефонной беседе интервьюер не отвлекается на внешние факторы и сосредотачивается на смысле произносимого собеседником. Это позволяет формировать более глубокий, более целостный портрет кандидата и объективную .

К такому интервью необходимо подготовиться заранее, независимо от того являетесь ли вы рекрутером, проводящим первичное собеседование, или менеджером по найму, принимающим окончательное решение. Нужно знать не только, как правильно пригласить на собеседование по телефону, но и как правильно интерпретировать его ответы на ваши вопросы.

Отвечает Вера Мухина,

Директор по персоналу компании «ЭНКОР».


Типичная картина: HR проводит очное собеседование с кандидатом и понимает, что можно было этого и не делать. Есть формальное обстоятельство, из-за которого соискатель явно не подходит. Причем об этом обстоятельстве можно было узнать еще на стадии телефонного скрининга…

Как приглашать на собеседование по телефону?

Правила делового этикета предполагают, что кандидату необходимо дать время на то, чтобы подготовиться к беседе с рекрутером. Поэтому телефонных звонков от компании должно быть два:

  1. Вы договариваетесь о времени, когда будет удобно ответить на ваши вопросы и уточняете, чей звонок будет исходящим - ваш или соискателя.
  2. Само собеседование по телефону.

В обоих случаях следует помнить и соблюдать элементарные правила делового общения, принятые в современной бизнес-среде. Следуя этим правилам, вы создадите первое хорошее впечатление о компании и повысите ее престиж.

Как пригласить на собеседование по телефону (пример)

Добрый день, Сергей. Меня зовут Наталья, я менеджер по персоналу компании Альфа. Мы получили ваше резюме на должность «» и готовы провести предварительное собеседование по телефону. Сейчас вам будет удобно уделить мне пару минут и договориться о времени его проведения?

Когда вам будет удобно ответить на мои вопросы по вашему резюме? Как вам удобнее - вы позвоните нам сами или будете ждать звонка от нас?

Хорошо. Итак, мы договорились, что вы позвоните нам 15 числа, в понедельник, в 10:00. Напоминаю, что меня зовут Наталья, я буду ждать звонка от вас в назначенное время. Спасибо. До свиданья и хорошего дня.

Обратите внимание! Приглашение на собеседование по телефону пример, когда соискатель сам назначает время разговора - еще и способ проверить его обязательность и пунктуальность.

Как провести собеседование по телефону?

Результатом грамотного собеседования по телефону станет правильное решение - подходит ли данный соискатель вашей компании и соответствует ли он требованиям вакансии. Чтобы провести интервью с хорошим результатом, рекрутер должен получить представление об опыте собеседника, имеющихся у него навыках. Для этого он должен знать, когда задавать вопросы, а когда внимательно слушать ответы.

Если в процессе собеседования по телефону становится понятно, что соискатель может подойти, задача рекрутера - заинтересовать собеседника этой вакансией. Поэтому информацию о компании хороший рекрутер предоставляет на основе мотиваций и , его целей и карьерных устремлений. Значит, в начале разговора нужно как можно больше узнать о собеседнике прежде, чем рассказывать ему о работодателе.

Приглашая соискателя на первичное собеседование по телефону, как провести рекрутер вправе решать сам. Те советы, которые ему можно дать, часто похожи на те, что получают кандидаты, ожидающие такого интервью:

  1. Подготовьтесь заранее . Узнайте о собеседнике перед интервью как можно больше, для этого используйте , социальные сети. Изучите описание вакансии, подготовьте вопросы, ответы на которые покажут, соответствует ли собеседник установленным профессиональным критериям.
  2. Обеспечьте тишину и отсутствие отвлекающих факторов. И приглашение на собеседование по телефону, и само интервью не озвучивайте и не проводите «на бегу», в шумном месте, во время поездки в общественном транспорте и пр. Во время беседы не отвлекайтесь - не отвечайте на звонки, не проверяйте электронную почту. Спокойная непрерывная беседа поможет лучше сосредоточиться, услышать и понять друг друга.
  3. Не говорите много и быстро. Соблюдайте общие принципы проведения собеседования - задавайте вопросы, не позволяйте собеседнику отвлекаться на детали во время ответов, внимательно слушайте их.
  4. Будьте готовы к неожиданным вопросам. Как сами кандидаты, так и никогда не знают, когда прозвучит нестандартный вопрос. Если вы будете готовы к такой ситуации, сможете ответить правильно на любой каверзный вопрос.
  5. Расскажите кандидату о последующих шагах. Это нужно сделать обязательно, завершая собеседование по телефону. Это исключит лишние звонки и электронные письма с вопросами от соискателя. Завершите разговор, поблагодарив за уделенное время и сообщите, когда вы позвоните, чтобы сообщить о результатах проведенного интервью.

Если встал вопрос о том, как отказать соискателю после собеседования по телефону, не используйте фразу «Вы нам не подходите», хоть она и отражает истинное положение вещей. Четко сформулируйте причины отказа, но помните, что от вас могут потребовать письменно обосновать его, если заподозрят в дискриминации.

Собеседование по телефону, пример разговора работодателя с кандидатом, получившим отказ

К сожалению, вакансия у нас была всего одна. По результатам собеседования вы заняли второе место, поэтому сейчас мы не можем вас взять на работу. Но, если вы не возражаете, информацию о вас мы оставим в своей базе данных и, если похожая вакансия появится, вновь обратимся к вам.

Классификация основных типов собеседований

Типы собеседований и правила поведения на них

Возможная длительность трудоустройства

Собеседование со службой безопасности

Такое собеседование является обязательным в случае, если кан­дидат претендует на руководящую должность и будет иметь доступ к финан­совым средствам компании, формировать её политику и страте­гию развития. В первую очередь представителей службы безопасности ин­тересует законопослушность и психическое здоровье будущего сотрудника компании.

В соответствии со статьёй 86 Трудового кодекса Российской Федерации и статьёй 24 Конституции Российской Федерации работода­тель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни сотруд­ника или кандидата только с их письменного согласия. В случае отказа соиска­теля от заполнения анкетных данных работодатель не имеет права от­клонить его кандидатуру по этой причине, так как по­добные действия могут быть расценены как дискриминация. Однако практика показы­вает, что, не имея возможности отказать в приёме на работу в связи с несогласием кандидата предоставить доступ к личным сведе­ниям, компании могут мотивировать своё решение любой другой при­чиной.

В крупных компаниях от появления вакансии и поступления ре­зюме до выхода кандидата на работу может пройти полгода и более, и дело тут не только в тщательной проверке службы безопасности, а в сложности и многоступенчатости подбора персонала. Пройдя все этапы предварительных собеседований и проверку службы безопасно­сти, кандидат ждёт, когда же многочисленные службы поставят свои резолюции на письменном согласии на выход .

«Предупреждён - значит вооружён» - гласит народная мудрость. Поэтому и студентам всех курсов полезно знать, что может ожидать их на собеседованиях при будущем трудоустройстве. Рассмотрим типы собеседований, которые чаще всего применя­ются на практике и кото­рые вы, весьма вероятно, можете проходить при трудоустройстве .

В зависимости от цели выделяют 2 типа собеседований - отсеивающие и отборочные .

Отсеивающее собеседование - это первый этап личного взаимодействия рекрутера с кандидатами. Из всех приславшихл своё ре­зюме на вакансию рекрутер выбирает соискателей, объективно соответствующих требованиям вакансии. Ряд претендентов мо­жет быть от­сеян ещё по их резюме, если, например, они не имеют требующегося образования или опыта. Тех же, чьё резюме со­ответствует требова­ниям, приглашают на отсеивающее (первое) собе­седование.

Как вести себя на первой встрече с рекрутером? Как известно, первое впечатление имеет очень большое значение, поэтому главное - показать себя адекватным человеком, мотивированным на работу в компании. Спокойная деловая одежда, сдержанный макияж и, конеч­но, вежливость. Заранее продумайте ответ на достаточно традицион­ный вопрос: «Почему вы хотите работать именно у нас?». Проявите профессионализм и заинтересованность деятельностью компании. Не стесняйтесь задавать вопросы о содержании будущей работы – это подчеркнёт вашу высокую мотивацию. А вот с порога спрашивать об отпуске или о графике работы столовой не стоит - менеджер по кадрам может усомниться в том, что вы ориентированы на работу.



Если отсеивающее интервью пройдено успешно, вас пригласят на второе собеседование - отборочное . На этом этапе у компании ос­таётся несколько кандидатов. Каждый из них объек­тивно соответст­вует вакансии, но при этом имеет свои сильные и сла­бые стороны.

Отборочное интервью - это своего рода конкурс претендентов на позицию. Скорее всего, в нём будет участвовать не только рекрутер, но и ваш потенциальный руководитель. В ходе беседы вам предстоит показать, что вы отличный специалист. Расскажите о своих достижениях (с конкретными примерами), подчеркните, чем именно вы можете быть полезны компании. Задавайте вопросы о специфике работы - их лучше продумать заранее (и даже записать), чтобы ничего не забыть от волнения.

В зависимости от содержания бывают биографическое , си­туа­ционное , критериальное , стрессовое и комплексное собеседование.

Что такое биографическое собеседование, ясно уже из назва­ния. Скорее всего, вам в той или иной форме предложат рассказать о своём опыте работы, о том, где и когда вы его приобретали, какое учебное заведение окончили и т.д. «Почему вы решили поступить именно в этот вуз?»; «Почему вы покинули своё первое место работы, если всё складывалось хорошо?»; «Где вы научились работать с ко­дами?» - по­добные вопросы не должны поставить вас в тупик.

Заранее продумайте, под каким углом лучше преподнести свою биографию, какие акценты расставить, о чём промолчать, а что расска­зать особенно подробно. Устраиваетесь детским аниматором? В дета­лях расскажите, как работали вожатой в летнем лагере, какие игры там организовывали, а о работе официанткой достаточно упомя­нуть вскользь. Претендуете на позицию PR-менеджера? Не надо в де­талях вспоминать, как вы учились в техническом вузе (зачем акценти­ровать внимание на непрофильном образовании?), лучше расскажите о том, как осваивали свою профессию, какие PR-акции вам особенно удались.

Помните: обманывать рекрутера нельзя, с помощью лжи ещё никому не удалось сделать карьеру, к тому же слова соискателя легко проверить, обратившись, к примеру, за рекомендациями к его быв­шему руководителю.

Ситуационное собеседование позволяет оценить методы рабо­ты кандидата, ход его мысли, а также понять, с какими задачами он отлично справится сам, а с какими ему потре­буется подстраховка.

В ходе ситуационного собеседования рекрутер обычно предла­гает собеседнику кейсы - реальные или гипотетические ситуации, с ко­то­рыми соискатель может столкнуться в работе. «Как вы поступите, если клиент откажется от сделки буквально за пять минут до подписа­ния бумаг?»; «Что будете делать, если известная газета опубликует ком­ментарий от лица президента компании, не согласовав с вами ко­неч­ный вариант текста?» - вопросы могут быть самыми разными.

Отвечайте на них в соответствии со своими представлениями о правильной работе. Не волнуйтесь: раз уж вас пригласили на такое со­беседование, значит, релевантный опыт у вас наверняка есть. А в та­ком случае и кейсы едва ли покажутся вам слишком сложными.

Несколько похоже на предыдущий тип собеседования и крите­риальное собеседование. Соискатель должен ответить на вопросы, за­даваемые рекрутером (как правило, это целый список, но вопросы в большинстве своем стандартные). Вопросы и будут своего рода крите­риями оценки вашей готовности к работе в компании.

Такая методика применяется не слишком часто, так как велика вероятность ошибки интервьюера при трактовке вашего ответа. А если вы стали участником критериального собеседо­ва­ния, отвечайте максимально честно и используйте багаж своего профессионального опыта.

А от стрессового собеседования у вас могут остаться очень неприятные впечатления. Если вас с порога встречают хамством («Еще один бездарный кандидат пожаловал...»), если на ваш новый костюм рекрутер опрокинул чашку кофе, если вам задают некорректные во­просы («Почему вы развелись? Не умеете ладить с людьми?»), это во­все не означает, что HR-менеджер не знает о нормах делового обще­ния. Весьма вероятно, таким замысловатым и неодно­значным с точки зрения этики способом он проверяет вас на стрессоустойчивость.

Шансов попасть на стрессовое собеседование больше у тех, кому по работе приходится много общаться с людьми - менед­жерам по работе с клиентами, операторам колл-центров, PR-менедже­рам и др.

Стратегия поведения на стрессовом собеседовании может быть одна - вести себя максимально сдержанно и спокойно, ни в коем слу­чае не опускаться до грубости и хамства. Ну а если поведение рекру­тера, на ваш взгляд, переходит все границы, вы можете прервать «ин­тервью» словами: «Мне кажется, наша беседа не слишком конструк­тивна. Давайте либо всерьёз обсудим вакантную должность и мои де­ловые качества, либо закончим общение». Если вы скажете это спо­койно и с достоинством, можете считать, что стрессовое собеседова­ние пройдено.

Рекрутеры редко используют в чистом виде биографи­ческое, ситуационное, стрессовое или критериальное собеседование. Чаще всего собеседование бывает комплексным : например, сначала вы поговорите о деталях вашей биографии, а потом менеджер по кад­рам предложит вам пару кейсов. Или сначала собеседование будет стрес­совым, а потом войдет в нормальное русло и приобретет биогра­фичес­кий характер.

Кроме того, в комплексном собеседовании нередко участвует несколько представителей компании сразу - например, менеджер по персоналу и потенциальный руководитель.

По форме проведения собеседования бывают индивидуальные и групповые .

На индивидуальном собеседовании вы будете главным героем - менеджер по персоналу (или возможный руководитель) будет бесе­довать только с вами. Плюсы такого метода для рекрутера очевидны: на собеседовании проще создать доверительную атмосферу, кандидат имеет возможность отвечать на вопросы более подробно.

Групповое собеседование используется, как правило, при мас­совом подборе персонала. В этом случае менеджер по кадрам имеет возможность оценить сразу нескольких кандидатов с наименьшей по­терей времени. Как вести себя на групповом собеседовании? Ведите себя естественно, однако старайтесь продемонстрировать свои лучшие качества - проявляйте инициативу, задавайте вопросы, выступайте ли­дером, если у вас есть склонность к лидерству.

Собеседования классифицируют и по месту и способу их проведения. Они могут проходить в офисе, в кафе или ресторане, а также по телефону или по скайпу.

Чем отличается собеседование в офисе от собеседования в ресторане ? Опытные менеджеры по кадрам утверждают, что принци­пиально ничем: в обеих ситуациях нужно проявить себя профессио­нальным человеком, знакомым с правилами делового этикета. Если вас пригласили на деловой обед-собеседование, не спешите заказывать не­сколько блюд, ведь ваша главная цель здесь не еда. Ведите себя, как и на обычном собеседовании, при этом уделяя внимание правильности использования столовых приборов. Шансов попасть на собеседование в кафе больше у тех, кто претендует на руководящую должность, либо у тех, кто по каким-то причинам не может явиться в офис компании.

Что касается собеседования по телефону или по скайпу , то чаще так проводят лишь первое, отсеивающее собесе­дование. Это уп­рощает процедуру и сэкономит время и рек­рутера и соискателя.

Итак, если вам позвонил рекрутер, говорите кратко, но не одно­сложно, чётко отвечайте на вопросы. Если вокруг вас много посторон­них шумов, которые могут помешать беседе, лучше вежливо извини­тесь и предложите перезвонить через какое-то время. Подтвердите, что вакансия вам интересна, при необходимости кратко опишите свой опыт. Постарайтесь записать важную информацию, например фами­лию потенциального руководителя, дату возможной встречи и т.д.

Собеседование по скайпу – задача немного сложнее, но вполне посильная любому соискателю. Будьте готовы к тому, что рекрутер за­очно оценит не только вашу речь (как это было бы при телефонном разговоре), но и ваш внешний вид. Поэтому домашнюю футболку лучше сменить на рубашку, а собаку - временно запереть в ванной.

Телефонное собеседование - это, как правило, первый этап знакомства представителей кадровых служб с соискателями, позволяю­щий сэкономить время и тем, и другим. Конечно, таким способом не­возможно оценить кандидатов с большой долей вероятности, однако появляется хорошая возможность составить о них первое впечат­ление, убедиться в их заинтересованности в конкретной вакансии, а также от­сеять часть претендентов, которые явно не соответствуют ожиданиям работодателя. А при региональном (дистанционном) под­боре персо­нала телефонное собеседование является просто обязательным .

По данным Исследовательского центра рекрутингового портала www.Superjob.ru , телефонное собеседование при подборе персо­нала использует подавляющее большинство рекрутеров (91%), в том числе 50% - в определенных случаях, а 41% - всегда.

Ваши шансы попасть в число тех «счастливчиков», которые преодолели первый барьер в виде телефонного собеседования, значи­тельно повысятся, если вы отнесётесь к этому виду собеседования так же серьёзно, как и к очной встрече с рекрутером. Перед тем как пере­званивать работодателю, подготовьте краткое представление о себе, включающее рассказ о ваших профессиональных достижениях и при­чинах вашей заинтересованности в предлагаемой работе.

Есть 2 вида телефонных собеседований: первый – с целью уточ­нить ваш опыт, второй – полноценное телефонное собеседование. И в том, и в другом случае рекрутер, как правило, выхватывает определён­ные детали вашего опыта, которые важны для той вакансии, кото­рую они хотят вам предложить. Поэтому они очень точно и конкретно задают вам вопрос, и здесь важно, как всегда, максимально конкретно и с примерами отвечать. Чаще всего спрашивают про детали вашего опыта работы, причины и критерии поиска, зарплату. И важно, как и всегда, отвечать максимально конкретно и с примерами.

Собеседование по телефону помогает проверить достоверность информации, указанной в резюме. Опытный рекрутер уже на этапе бе­седы по телефону может определить, насколько кандидат будет инте­ресен потенциальному работодателю.

То, как соискатель владеет речью, каким образом строит предложения и на чём делает ударения, позволяет определить тип личнос­ти, предпочтения, основные мотивационные факторы и многое другое.

Средняя продолжительность собеседования по телефону сос­тавляет обычно 10–20 минут, а при региональном подборе кадров та­ким способом – от 40 минут до одного часа. Если работодатель указал в объявлении временной интервал для обращений, то соответственно время звонка соискателя позволит оценить организованность и пунк­туальность последнего. Если же период не обозначен, то звонить по поводу работы лучше с 10.30 до 13.00 и с 15.00 до 17.30.

Специфика собеседования по телефону заключается в отсутст­вии зрительного контакта с собеседником. С одной стороны, отпадает необходимость заботиться о внешней презентации, с другой – вы ли­шены возможности перенести внимание оппонента на отвлечённые темы. К тому же многим именно деловой костюм и другие детали внешнего вида дают уверенность в собственных силах. Телефонная связь может исказить тембр голоса, но не может повлиять на интона­цию и манеру ведения переговоров, поэтому обратите внимание на следующие важные детали.

Постарайтесь при первом телефонном контакте с работодателем избежать двух крайностей: не говорите слишком быстро, пытаясь уложиться в одну минуту в процессе проведения мини-презентации, но в то же время и не преувеличивайте вашу скромность, не робейте, общаясь с представителями кадровой службы.

Не перебивайте собеседника на другом конце провода, когда он, в свою очередь, начнёт вам представлять компанию и рассказывать об условиях работы. Если вы что-то не поняли или не расслышали, не бойтесь уточ­нить, переспросить. Такое поведение гораздо лучше, чем потом крас­неть на повторном собеседовании, оправдываясь, что эту часть вы прослушали, и ссылаться на плохое качество связи.

Консультанты по развитию карьеры советуют проводить телефонное собеседование стоя. Такой психологический приём помогает гово­рить громче и уверенней.

Как и на любом другом собеседовании, будьте готовы не только отвечать, но и сами задавать вопросы, что поможет убедить работода­теля в вашей заинтересованности получить работу в его компании. Если соискатель нацелен на конкретную вакансию, то его вопросы в основном будут касаться функциональных обязанностей и критериев оценки работы.

Если вы забыли или не успели что-то спросить, то сразу перезванивать и уточнять не рекомендуется. Такое поведение может на­вести рекрутера на мысль о вашей неорганизованности, рассеянности. На формирование мнения о кандидате могут повлиять и различ­ные звуки, связанные с жилищно-бытовой обстановкой (работающий телевизор, лай собаки, голоса детей), уличные шумы (когда вы звоните из машины или с сотового телефона). Исходя из такой ситуации, рекрутер, во-первых, оценит, насколько серь­ёзно соискатель относится к данному виду переговоров, а во-вторых, точнее составит психологический портрет претендента.

Интерес рекрутера к вам как к потенциальному сотруднику его компании может угаснуть, если во время собеседования вы отвлекае­тесь на другие дела. Например, один из соискателей рассказывал о допущенной им ошибке: параллельно с телефонным собеседованием он проверял электронную почту. Когда собеседник спросил о причинах задержки его ответов, он признался, что одновременно просматривает письма. И предложения о личной встрече от этой компании не было.

Если инициатива звонка исходит не от вас, а от нанимателя, а вам в этот момент неудобно разговаривать (не имеет значения, по ка­ким причинам: плохо себя чувствуете, напряжённая рабочая ат­мос­фера, деловые переговоры), или вы просто психологически не готовы к собеседованию, то лучше всего перенести телефонное собеседова­ние. Ответ можно сформулировать так: «Спасибо вам за то, что обратили внимание на мою кандидатуру, благодарю за звонок. Ваше предложение меня очень заинтересовало, но, к сожа­лению, я не могу сейчас разговаривать – мне нужно уходить через пять минут. Будет ли достаточно такого времени на разговор, или можно перезвонить вам в другое время?» Так вы достаточно чётко выразите свой интерес к вакансии, честно предупредите об имею­щемся у вас в запасе времени и согласуете срок следующего звонка.

Желательно хотя бы раз назвать собеседника по имени или по имени и отчеству (в зависимости от того, как он пред­ставился). Пом­ните: психологи считают, что обращение к человеку по имени всегда располагает его к вам. Услышав имя рекрутера, сразу запишите его, чтобы впоследствии не до­пустить досадных ошибок.

Когда разговор закончится, рекрутер, скорее всего, сам предло­жит вам дальнейшую схему взаимодействия: либо пригласит в офис для личной встречи, либо сообщит, что вы не вполне соответствуете вакансии. После окончания разговора обязательно поинтересуйтесь, ка­ковы ваши дальнейшие действия: когда можно будет ждать резуль­тата собеседования, и, в случае положительного решения, какие допол­ни­тельные материалы и документы вам могут потребоваться при лич­ной встрече. Если вы знаете электронный адрес сотрудника, который с вами общался, после разговора ему можно направить краткое письмо-напоминание, в котором, помимо благодарности за беседу, ещё раз пе­речислить свои сильные стороны как профессионала.

Если по итогам телефонного разговора вы сразу получите отказ или поймёте, что сами не заинтересованы в данной позиции, то обяза­тельно поблагодарите вашего собеседника за приятный разговор и вы­разите надежду на возможность сотрудничества в будущем. Опыт ве­дения таких переговоров с работодателем, как и любой другой навык, приобретается не сразу. Чем больше их будет, тем увереннее будете себя чувствовать от раза к разу и, сле­довательно, меньшее число ошибок допустите. Это тот самый случай, когда количество неизбежно переходит в качество.

Не все нужные профессии одинаково популярны в обществе, особенно у молодежи. Среди массовых профессий много таких, которые требуют от работника среднего уровня квалификации - кассир, продавец-консультант, оператор call-центра, работники социальных служб и т. п. Как же привлечь людей на непрестижную работу?

Проблема в том, что работодатели заинтересованы удерживать на этих позициях ответственных сотрудников, но не могут предложить им высокой зарплаты или особо творческих заданий. С точки зрения работников такие вакансии можно отнести к непопулярным. А с точки зрения рекрутера - к сложным, ведь отбирать приходится только тех кандидатов, которые соответствуют:

  • профилю должности;
  • определенным корпоративным требованиям.

В компании Global Bilgi я работаю уже более четырех лет. Коллектив рос и развивался у меня на глазах. Три года назад, когда я занималась подбором персонала, все было намного проще: конкурентов было меньше, проекты были довольно простые, к нам приходили трудолюбивые и активные соискатели. За последний год проекты стали более сложными и технологичными, а отбор - втрое жестче, хотя поток кандидатов почти не вырос. Зато увеличилось количество конкурентов, а у кандидатов на рынке труда сложилось мнение, что хуже и сложнее работы, чем оператором, ничего нет.

Компании пришлось изменить HR-стратегию:

  • больше усилий стали прилагать для удержания и развития сотрудников;
  • чтобы привлечь новых кандидатов, постепенно стали формировать бренд работодателя;
  • пересмотрели асссессмент-центр - сделали его более практичным и понятным для соискателей.

Усилия стали приносить плоды: доля людей, приходящих на вводное обучение (от числа приглашенных), немного выросла. Когда оказалось, что этого недостаточно, пришлось пересмотреть другие этапы рекрутинга…

Вот тут-то мы и добрались до телефонного интервью. Вообще-то наши рекрутеры всегда проводили его хорошо, жестко следуя скрипту: «вопрос - ответ; вопрос - ответ…» Но что-то было не так.

Проанализировав проблему, пришли к выводу: мы позиционируем себя как аутсорсинговый call-центр, который умеет продавать, для наших операторов «умение продавать» - основная компетенция. А вот наши рекрутеры - рисчеры (researchers) продавать не умеют, и даже не пытаются!

Выявив проблему, мы стали искать возможности для ее решения. Как раньше проходило телефонное интервью с кандидатами? Мы тратили на звонок пять-десять минут - задавали стандартные вопросы, не всегда задумываясь о том, что от этих вопросов во многом зависит решение человека: выберет ли он нашу компанию среди идентичных предложений?

Телефонное интервью - инструмент довольно эффективный и, несмотря на простоту, очень полезный на начальном этапе отбора подходящих кандидатов. Личное общение помогает выяснить недостающую информацию, или, наоборот, сообщить то, что мы не готовы публиковать в объявлении о вакансии.

В целом, интервью стоит рассматривать как двунаправленный инструмент, ведь его можно применять для:

  1. Первичного отбора откликнувшихся на вакансию кандидатов. Под отбором в данном случае имеется в виду отсечение заведомо неподходящих соискателей - по параметрам, которые очевидно не соответствуют профилю вакансии. Например, критерии «общая грамотность» и «отсутствие дефектов речи» являются определяющими для позиции «оператор», но они не поддаются дистанционному исследованию (по резюме или анкете).
  2. Привлечения «пассивных» кандидатов - не проявивших интереса к вакансии (исходящие звонки по резюме).

Говоря о непопулярной вакансии, мы заранее знаем, каким будет мотивационный профиль большинства кандидатов - критерии выбора места работы и их приоритеты предсказуемы. Порядок (по важности мотивов будет примерно таким:

1) оплата труда;
2) график работы;
3) расположение офиса;
4) тип трудоустройства.

Есть и другие, конечно, но в большинстве случаев решение принимается на основании именно этой информации.

Разумеется, если в течение дня кандидат получает пять звонков с идентичными предложениями от разных работодателей, он начинает обращать внимание еще и на отзывы о компании в открытых источниках, вспоминает разговор с ресчером. Вот тут и срабатывает дополнительный фактор - «отношение к человеку в процессе беседы». Это становится важным, ведь «при прочих равных» именно первый телефонный звонок демонстрирует кандидату корпоративную культуру компании, ее ценности и стандарты. Да, уважительное отношение и приятную атмосферу очень просто продемонстрировать в офисе, предоставив человеку возможность хотя бы пять минут понаблюдать за сотрудниками или задать им вопросы… Но вот придет ли он в офис, как раз и зависит от звонка.

Хорошо проведенное телефонное интервью оказывает влияние на ряд факторов (таблица ).

Важные моменты проведения телефонного интервью

Фактор

Пояснение

Пример

Количество кандидатов, пришедших на собеседование

Люди тоже выбирают, причем чем более массовая профессия, тем в большей степени от них зависит итоговое решение

А ничего, что я с другом иду? Я ему рассказал, и ему очень понравились условия. Он тоже хочет у вас работать. Можно?

Вовлеченность
кандидатов

Почувствовал ли человек, что ему будут рады? Захотелось ли ему больше узнать о компании после разговора с рекрутером?

Бренд
работодателя

Отзывы о компании влияют на восприятие аргументов рекрутера во время собеседования
Эмоции от общения влияют на восприятие работодателя

Мне друг посоветовал, вы ему звонили. Но у него не получится совмещать с учебой… А можно я к вам приеду на собеседование?

Что же нужно сделать, чтобы качественно провести интервью?

А . Узнайте имя собеседника и не забудьте несколько раз повторить его на протяжении разговора. Это продемонстрирует ваше уважение и поможет расположить его к откровенности, ведь личное обращение приятно каждому ☺.

Б . Начните с простого. Очень важно сосредоточиться во время звонка, а лучше - за полминуты до него. Давно проверено и доказано: именно фраза приветствия, а точнее, ее интонация и содержание напрямую определяют стиль предстоящего диалога и его результаты.

В . Кандидат должен почувствовать, что рекрутер рад его звонку.

Г . Мы звоним не просто предложить вакансию или ответить на вопросы кандидата (если звонок входящий), - мы стараемся ее «продать».

Д . Отдельно хотелось бы отметить необходимость разработки правильной структуры разговора для первого звонка кандидату. Это очень важно! Даже самые хорошие «продажники» всегда держат перед глазами скрипт (типовой сценарий разговора, пошаговая запись всех его этапов, включая список примерных вопросов и ответы на часто встречающиеся вопросы). А еще они имеют в запасе пару важных фраз, на которые всегда следует обращать особое внимание. Толковые «подсказки» помогают продавцу чувствовать себя уверенно, говорить последовательно, содержательно и лаконично.

Вот типовая структура сценария :

1. Приветствие и установление контакта . Приветствие должно быть лаконичным. Говорить нужно разборчиво и неторопливо, ведь нам важно, чтобы кандидат правильно понял, кто ему звонит и зачем. Также очень важно на этапе приветствия уточнить, есть ли у человека возможность уделить внимание полноценному обсуждению вакансии, поскольку мы отнимаем у него личное время.

Примерная схема разговора:

Добрый день, (имя кандидата)! Меня зовут _____, я специалист по управлению персоналом компании _______. Хочу предложить вам работу в нашей компании. Вам удобно сейчас говорить?

2. Выявление потребности . Можно, конечно, обойтись и без этого пункта, сразу сообщив кандидату все преимущества вакансии. Но как часто бывает: то, что хорошо для одного, не подходит для другого. Поэтому если вы начнете с нескольких простых вопросов, то сможете представить вашу вакансию в наиболее привлекательном для конкретного соискателя виде. Например:

  • «Какие вакансии Вы готовы рассматривать?»
  • «На что в первую очередь обращаете внимание при выборе работы?»
  • «Как будете делать выбор?»
  • «Слышали ли ранее о нашей компании?»

Кроме того, на этом этапе рекрутер может принять решение прекратить разговор - если потребности и интересы соискателя полностью расходятся с предложением компании.

3. Презентация условий работы и должностных обязанностей . Сообщить преимущества и задачи, которые придется решать на этой должности, будет намного проще, зная, что важно именно для этого человека. Например:

«Global Bilgi - это международная компания, занимающая лидирующие позиции среди мировых контактных центров. Мы работаем с такими компаниями, как _________________________.

Сейчас у нас открыта вакансия ________. Эта вакансия полностью соответствует вашим пожеланиям по ________ (перечисляем то, что выяснили в начале разговора).

Обязанность всего одна: помогать клиенту в решении проблем. Большая часть вашего времени будут занимать:

  • консультации по телефону;
  • поиск ответов на сайте компании;
  • фиксирование обращений;
  • составление заявок на подключение/диагностику.

Чаще всего клиенты обращаются в контакт-центр, когда им требуется:

  • помощь в выборе услуг/тарифов;
  • техническая консультация по настройке интернета;
  • рассмотрение жалоб и спорных ситуаций».

Важно также сказать о том:

  • где находится офис;
  • какие условия трудоустройства предлагаются;
  • что компания проводит вводное обучение.

4. Обсуждение . К этому этапу нужно переходить еще в процессе презентации условий. Важно выяснить у кандидата его зарплатные ожидания, насколько удобно для него расположение офиса и т. д., а также дать ему гарантии, что вводное обучение будет проводиться. Задача рекрутера здесь - настолько заинтересовать кандидата, чтобы ему захотелось прийти и увидеть все своими глазами. Обычно мы говорим в завершение:

Я рассказала и спросила обо всем, что было важно для меня, теперь - ваша очередь.

Если потребности соискателя не выявлены в самом начале разговора или определены не полностью, то обсуждение может перерасти в борьбу с возражениями. В таком случае надо вернуться к этапу выявления потребностей - выяснить:

  • что именно для кандидата важно в работе;
  • чего ему хотелось бы избежать.

5. Завершение . К концу разговора рекрутер должен дать себе ответ: готов ли он пригласить этого кандидата на собеседование?

Важно сразу же сообщить кандидату о принятом решении и его причинах. Худший вариант - «в лоб» сказать человеку, что он не подходит и чем именно он плох. Лучше всего сообщать неприятные сведения, используя метод «бутерброда»: «завернуть» отказ в позитив - не только объективно проанализировать, почему выявленные недостатки несовместимы с должностью, но и подчеркнуть достоинства кандидата.

Например:

«Вы продемонстрировали хорошие коммуникативные навыки и понимание интернет-технологий. Это очень важно для данной позиции. При этом для нас важна еще и грамотная русская речь, а вы используете много украинизмов».

Если принято положительное решение, рекрутер должен:

  • рассказать кандидату, как добраться к офису, подсказать, как его проще найти;
  • дать контактный телефон и предложить позвонить, если появятся дополнительные вопросы;
  • напомнить свое имя.

Благодаря хорошему отношению к кандидатам на всех этапах отбора в компанию придут уже лояльные к ней сотрудники, а те, кто по каким-то причинам не подошел, посоветуют заинтересованных соискателей. В нашей практике был случай: пригласили троих человек, а пришли семеро. Иногда самым достойным кандидатам мы так и говорим: «Ваши навыки и знания будут очень полезны на этой должности. А если у вас есть друзья с таким же уровнем подготовки, то приходите вместе». Это срабатывает очень хорошо - как правило, кандидаты выбирают толковых друзей, поэтому большинство успешно проходят собеседование. В худшем случае пройдет только один кандидат, но это будет сильнейший!

Основные ошибки. Рекрутер тоже может сделать ошибку, из-за которой упустит достойного кандидата. А из-за некоторых промахов вся компания может потерять доверие рынка труда. Какие же ошибки совершают чаще всего? Рекрутер:

  • Переписывается по почте во время разговора с кандидатом. Но, отвлекаясь, он может пропустить важные моменты, а кандидат придет к выводу, что он не интересен собеседнику.
  • Не записывает/не запоминает ответы. В результате он переспрашивает одну и ту же информацию, производя впечатление невнимательного и безразличного слушателя (и не сможет при личной встрече добавить «вы говорили, что…»).
  • Не задает вопросы по ключевым моментам должности, поэтому приглашает тех, кто явно не соответствует требованиям. В итоге компания не приобретет сотрудника, а кандидат останется недоволен, потому что зря потратил время и деньги на дорогу.

Например: уже на интервью претендент узнает, что в компании «плавающий» рабочий график, причем приоритет отдается утренним сменам, а для него важна возможность работать в вечерне часы (сам он по телефону не сказал, а мы забыли спросить). Человек возмущен, а самое главное - готов рассказать о своих негативных эмоциях «всему свету».

  • Пренебрежительно относится к тем, кто не подходит или «недостоин». Это прямая угроза для бренда работодателя! По себе все знают, что негатив запоминается лучше. Если в интервью нет ничего необычного, то, кандидат о нем и не вспомнит… Но вот если ему не понравился тон или слова рекрутера, то, поверьте, молчать он не будет! Об обиде узнают все друзья, родственники, соседи и просто случайные люди. Конечно, насколько бурной будет реакция во многом зависит от темперамента и общительности собеседника, но лучше все-таки расставаться с людьми «по-хорошему».

Если в компании последовательно выстраивается HR-бренд, поддерживается позитивная корпоративная культура, да и в целом о сотрудниках заботятся, то рекрутинг тоже должен быть профессиональным и позитивным. Если телефонное интервью будет работать на укрепление бренда работодателя, то от этого выиграют и кандидаты, и рекрутер. Да и бизнес точно не проиграет!

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала «Менеджер по персоналу»

Переговоры по телефону - обязательный элемент общей процедуры подбора персонала, но они требуют учета множества тонкостей. Зная основные принципы проведения собеседований, вы сможете без труда найти подходящего сотрудника с минимальными затратами сил и времени.

Почему многие HR-специалисты выбирают телефон инструментом для рекрутинга?

Телефонное интервью - один из этапов рекрутинговой программы, давно и прочно вошедший в кадровую практику как обязательный в подборе сотрудников процесс. обычно предваряет живую беседу, позволяя в минимальное время обсудить интересующие обе стороны подробности без отрыва от основных дел. Отсутствие необходимости в перепланировках графика – одна из главных причин проведения собеседований по телефону. Но основное преимущество метода заключается в возможности «отсеять» неподходящих кандидатов ещё до прослушивания в офисе.

Безусловно, оценивание по телефону на порядки уступает «живому» интервью. HR-специалист, сколь проницателен бы он ни был, не сможет оценить человека полностью, лишь услышав голос. Но звонок дает возможность составить первичное мнение о человеке, его манерах и т.д., а также заранее получить интересующую информацию. Если с первых слов понятно, что человек не подходит компании - удобнее отказать ему сразу, чем тянуть до собеседования в надежде, что собеседник просто был в дурном расположении духа. Также телефонный звонок позволит прояснить потенциально упущенные факты - соответствие возрастному/образовательному порогу, наличие требуемых документов, уровень желаемой зарплаты.

Как правильно работать с шаблонами?

Что может быть проще, чем телефонное интервью; вопросы составить просто, а опросить по спланированному сценарию сможет любой мало-мальски грамотный человек. Но на практике трудностей и тонкостей оказывается гораздо больше. Так, при составлении списка следует помнить, что главной задачей становится выяснение того, насколько конкретный кандидат лучше конкурентов, подходит ли он к должности в принципе. Это простое правило нередко не соблюдается рекрутерами, многие из которых предпочитают работать по готовым шаблонам или «скриптам».

«Скрипты» - удачная идея для обзвона десятков и сотен людей; в случае широкого потока категорически необходимо «конвееризовать» процесс для экономии времени. Но данный метод актуален лишь для набора персонала низших звеньев - официантов, грузчиков, курьеров и представителей прочих профессий, где личные качества работника мало влияют на результат. В случае если вы рассматриваете кандидатов на замещение ключевой должности, «фордизму» в работе не место.

Не стоит примерять их на свою модель, опираясь лишь на авторитет составителя скриптов, - такой подход равнозначен попыткам забивать гвозди микроскопом, поскольку применим лишь к ситуации, в которой работал составитель. Кадры решают всё, и не стоит жалеть времени на их тщательный отбор. Но, безусловно, существуют и обязательные к опросу шаблоны, без которых не обходится проведение телефонного интервью. Среди них:

  • возраст;
  • образование;
  • место проживания;
  • опыт работы.

Следует понимать, что неудачные скрипты лишь испортят ситуацию. Знающего себе цену специалиста «конвеерность» оттолкнет - ведь это признак текучки, характерной для «шарашек». Впрочем, это далеко не единственный «подводный камень», которого следует избегать.

Распространенные ошибки, которых нельзя допускать на собеседовании

Некоторые пункты опроса могут поставить в тупик; классический пример такого неудачного «скрипта»: «Почему именно вы подходите нам больше других?» Безусловно, тема актуальна для должностей, где работнику необходимо убеждать клиента, - например, вакансии торгового агента. Но этот же вопрос, встречающийся в анкете архитектора, бухгалтера или официанта, говорит не в пользу рекрутера, вместо выполнения служебных обязанностей использующего стандартные «левые» опросы. То же относится к оборотам вроде «Вы командный игрок?», вошедшим в широкую практику с легкой руки незадачливых МЛМ-щиков. HR-специалист приглашает соискателя не разыграть пару рук в покер, а на работу, где подобные фразы звучат чересчур фамильярно.

Также существует общее для всех правило: не обсуждайте подробности вакансии, пока не убедитесь, что кандидат полностью подходит на роль сотрудника. До поры не нужно обсуждать детали - человек обычно вкратце ознакомлен с ними из источника вакансии - объявления, рекомендации и т.д. Не стоит заранее озвучивать и ставку - многие указывают в соответствующей графе «договорная оплата» или «з/п по итогам собеседования», и метод полностью себя оправдывает.

Как знать, соискатель может оказаться идеалом работника, которому вы захотите платить больше, чем потенциальным его конкурентам, лишь бы заполучить столь ценного сотрудника. Но достаточно озвучить стандартную ставку - и вы уже не узнаете об этом человеке, поскольку тот попросту не обратит на предложение внимания. Главное здесь - помнить, что вы подбираете человека, а не проводите дружескую беседу. Вы должны всесторонне оценивать кандидата, и вся структура беседы должна строиться на этом требовании.

Резюме: стандартные паттерны опроса соискателей

Таким образом, удаленное интервью становится мерой, позволяющей сэкономить время и рассмотреть кандидата в профессиональном плане. Соответственно, любые последующие действия нужно разделить на несколько этапов.

  1. Выяснить, что представляет собой потенциальный работник, узнав о его навыках, стаже, образовании и т.д. Большинство звонков кончается именно на этом пункте - более половины неподходящих соискателей отсеивается на этом этапе.
  2. Уточнить обязательные требования и установить пропускной порог. Так, от курьера нанимателю обязательно может понадобиться наличие водительских прав и даже собственного авто. Если что-то в рекруте не устраивает работодателя, это следует выяснить как можно раньше.
  3. Уточнить условия работы - место, график, примерный перечень обязанностей, и лишь после - уровень зарплаты. Дело в том, что стоимость своего труда человек должен всегда узнавать лишь после того, как узнает, что именно тот должен делать, чтобы получить указанную сумму. Иные люди согласны на меньшую оплату, если узнают, что их обязанности на деле проще, чем те предполагали до собеседования.

Не стоит нарушать описанный порядок - например, описывая вакансию в начале беседы. Достаточно уточнить для проформы соответствие вакансии на случай ошибки набора номера, но не более. И, наконец, не следует забывать, что эти советы - база, а как именно выполнять рекомендации, к какому виду интервью следует обратиться - решать самому рекрутеру. Пользуясь этой «шпаргалкой», каждый сможет без труда найти подходящего сотрудника на любую должность, используя прочие навыки профессионального HR-специалиста.

Теги:

Резюме составлено, вакансии отобраны, сопроводительные письма написаны, и вы с нетерпением ждете личной встречи с потенциальным работодателем. Однако, ожидая приглашения на собеседование, не стоит забывать еще об одном возможном испытании – телефонном интервью. Как произвести положительное впечатление на рекрутера еще до визита в офис?

Чтобы короткий телефонный разговор обернулся удачным трудоустройством, прислушайтесь к советам .

Плюсы и минусы телефонного интервью
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная мудрость. Именно поэтому телефонное интервью при подборе персонала – скорее исключение, чем правило: большинство рекрутеров предпочитает короткой беседе по телефону обстоятельную личную встречу. Неслучайно собеседование часто сравнивают с первым свиданием: где еще, как не на интервью и не на свидании, можно оценить человека со всех сторон? То, как вы одеты, как себя ведете, - все это очень ценная информация для профессионального менеджера по подбору кадров.

И все же собеседование по телефону занимает достойное место в рекрутинговой практике. Чаще всего оно не заменяет, а лишь предваряет традиционную встречу в офисе: прежде чем пригласить кандидата на интервью, менеджер по кадрам задает ему несколько вопросов по телефону и уже после этого принимает решение о приглашении на очную встречу.

По данным Исследовательского центра рекрутингового портала сайт, телефонное интервью при подборе персонала использует подавляющее большинство рекрутеров (91%), при этом 50% - в определенных случаях, а 41% - всегда. «Я рассказываю соискателю об условиях работы и отвечаю на его вопросы – закладываю фундамент для будущей встречи»; «Предварительная оценка необходима перед принятием решения о приглашении на собеседование»; «Как правило, это позволяет сэкономить время обеим сторонам, в случае если мы друг другу не подходим»; «Работаю в региональном подборе, и без телефонного интервью обойтись просто невозможно», - делятся своим опытом проведения собеседований по телефону кадровики. Вообще не практикуют телефонных интервью лишь 9% менеджеров по персоналу.

Достаточно широко используется рекрутерами и такое средство связи, как Skype.. По их мнению, этот метод незаменим, если соискатель живет в другом городе или в силу ряда причин (например, еще не уволился с предыдущего места работы) не имеет возможности приехать в офис. Кроме того, Skype, как и телефон, нередко используют для проведения предварительных интервью.

У собеседования по телефону много преимуществ. Во-первых, оно экономит время соискателя и рекрутера. Зачем тратить два часа на поездку в офис, если в первые же пять минут переговоров выясняется, что вакансия не подходит кандидату, а кандидат – компании? Во-вторых, в условиях территориальной отдаленности (например, если компания подыскивает регионального представителя) экономятся еще и деньги на дорогу. Наконец, предварительное телефонное интервью удобно с психологической точки зрения: такая форма общения накладывает меньше обязательств и на менеджера по кадрам, и на кандидата.

Правда, есть у телефонного интервью и недостатки: не всегда хорошее качество связи, краткость беседы и т.д. Тем не менее соискатель должен быть морально готов к тому, что, прежде чем лично посмотреть в глаза работодателю, ему придется пройти и этот этап.

«В данный момент я занят…»
Итак, увидев на экране мобильного телефона незнакомый номер, приготовьтесь к тому, что, возможно, вам придется побеседовать с рекрутером, причем не только договориться о встрече, но и ответить на некоторые вопросы.

Если вы едете в метро или в лифте, вокруг вас дети или собаки, наконец, если вы находитесь в офисе компании, из которой еще не успели уволиться, лучше сообщить собеседнику о невозможности продолжать разговор. Не стоит пытаться одновременно быть вежливым с рекрутером и, например, вести машину. Собеседование, хоть и телефонное, требует сосредоточенности.

«Спасибо, что позвонили. К сожалению, в данный момент я занят и не могу поговорить с вами. Когда лучше всего вам перезвонить?» - такой максимально нейтральный текст, без излишних подробностей, даст понять звонящему: перед ним вежливый человек, знакомый с деловым этикетом и правилами телефонного общения.

Ручка, бумага, деньги на счете…
Итак, все посторонние раздражители устранены и вы готовы к телефонной беседе. Проверьте, есть ли поблизости ручка и бумага для записей. Отключите вторую линию связи в вашем телефонном аппарате. Если вы намерены разговаривать по мобильному, уточните наличие средств на счете, чтобы ваша беседа не прервалась в самый неподходящий момент. Готовиться к телефонному интервью следует так же, как и к традиционному, – вам предстоит самопрезентация, хоть и в несколько иной форме.

Если вы намерены разговаривать по Skype, то есть с использованием видеосвязи, то нужно не только психологически настроиться, но и привести себя в порядок. Костюм и галстук надевать необязательно, но и домашняя футболка тоже не годится. Классическая рубашка или блузка спокойных тонов вполне подойдет для такого случая.

Четкие вопросы – конкретные ответы
Какие вопросы может задать рекрутер на предварительном телефонном интервью? Как правило, они конкретизируют изложенную в резюме информацию о вашем профессиональном опыте, планах, умениях и навыках. «Почему вы решили сменить компанию?»; «Какие предложения вас интересуют?»; «Не смущает ли возможность ненормированного рабочего дня?»; «Где вы территориально живете?»; «Готовы ли к командировкам?»; «На какую зарплату рассчитываете?» - скорее всего, вопросы будут предполагать четкие и ясные ответы, которые надо дать без долгих рассуждений и размышлений.

Отвечая на них, помните: обычно цель рекрутера на данном этапе – не составить ваш подробный психологический портрет, а всего лишь понять, заинтересованы ли вы в вакансии и стоит ли приглашать вас на личную встречу. Так что воздержитесь от всего, что уводит разговор в сторону от вашего опыта работы и интереса к компании.

В своих ответах будьте по возможности конкретны, оставьте детали вашей биографии и описание тернистого пути к профессиональным высотам для традиционного собеседования. Телефонный разговор подразумевает ощутимо большую информационную насыщенность. Помните, что краткость – сестра таланта, однако и чрезмерная лаконичность, сухость и односложные ответы на вопросы недопустимы.

Обычно рекрутер также считает своим долгом рассказать о компании и вакансии. Не стесняйтесь задать несколько вопросов о будущей работе, обязанностях – тем самым вы еще раз продемонстрируете свою заинтересованность, а также получите полезные сведения. Выяснение деталей оставьте на потом, главное – узнать максимум информации о вакансии. В конце концов, подробные сведения о компании вы всегда сможете почерпнуть из интернета.

Не упустите возможность хотя бы раз назвать собеседника по имени или по имени и отчеству (в зависимости от того, как он представился). Помните: психологи считают, что обращение к человеку по имени всегда располагает его к вам. Услышав имя рекрутера, сразу же зафиксируйте эту информацию на бумаге, чтобы впоследствии не допустить досадных ошибок.

Когда разговор закончится, рекрутер, скорее всего, сам предложит вам дальнейшую схему взаимодействия: либо пригласит в офис для личной встречи, либо сообщит, что вы не вполне соответствуете вакансии. Поблагодарите за звонок, за интерес и уделенное вам время. А в случае приглашения на традиционное собеседование уточните детали – где и когда оно состоится, как лучше всего добраться до места встречи.

Успехов вам на собеседовании – и телефонном, и личном!