Как появились ассасины. Кто такие тамплиеры и ассасины? Хашшашины и крестоносцы

В начале 2016 года Assassin’s Creed преодолела отметку в сто миллионов проданных экземпляров. На сегодня это самая молодая игровая серия, которой удалось достигнуть подобного, причём на это ушло менее десяти лет. Постепенно Assassin’s Creed перестаёт быть чисто игровой франшизой - о многовековом противостоянии ассасинов и тамплиеров вовсю выходят книги и комиксы, а в начале 2017 года и экранизация. По такому случаю мы решили напомнить вам основные вехи истории Assassin’s Creed.

В начале XXI века компания Ubisoft успешно перезагрузила культовую серию Prince of Persia. Началась работа над продолжением, и тут у продюсера Патриса Дезиле появилась идея заменить главного героя. На смену безымянному принцу должен был прийти ассасин, а его приключения развернулись бы уже не в магической Персии, а на фоне реальных исторических событий. Боссы студии не захотели столь радикальных перемен в знаменитой серии, но дали Дезиле добро на разработку самостоятельного проекта.

Когда оригинальную Assassin’s Creed впервые представили публике, могло показаться, что игроков ждёт историческое приключение о лихом убийце времён Третьего крестового похода. Это оказалось правдой лишь отчасти. По мере приближения релиза в промо-материалах стали появляться намёки, что всё не так просто и события прошлого как-то связаны с современностью.

Скрытый клинок - излюбленное оружие ассасинов и один из символов серии

И действительно, действие игры разворачивалось сразу в двух эпохах. Сюжет Assassin’s Creed базировался на идее, что человек обладает генетической памятью, в которой хранятся сведения о жизнях его предков. Машина под названием «Анимус», созданная корпорацией Abstergo Industries, извлекала генетическую память из ДНК человека и позволяла ему переживать эпизоды жизни пращуров как своей собственной.

Эта идея позволила разработчикам в многочисленных продолжениях с лёгкостью переносить действие в другие эпохи. А в основу сюжета всей серии лёг конфликт двух тайных орденов, который на протяжении многих веков идёт в разных уголках Земли.

Стороны конфликта

Предтечи


Человечество не первый разумный вид, появившийся на нашей планете. Задолго до расцвета нашей расы Земля принадлежала народу Ису, также известному как Предтечи. Внешне они походили на людей, но обладали совершенно иной структурой ДНК. Цивилизация Ису достигла выдающихся высот в науке и создала по своему образу и подобию homo sapiens - наши далёкие предки были слугами Предтеч. Этим творением Ису заложили фундамент своей гибели. Люди восстали и благодаря численному превосходству поставили бывших хозяев на грань гибели.

Война, однако, дорого обошлась обеим сторонам - они не заметили надвигающуюся глобальную катастрофу, которая уничтожила большую часть населения Земли. После этого народ Ису окончательно прекратил существование. Люди же смогли оправиться от катастрофы и начали строить свою цивилизацию.

Старые хозяева остались в памяти человечества лишь как мифические боги. Впрочем, смутные легенды - это не всё, что осталось на Земле от Предтеч. Уцелели артефакты Ису, прозванные Частицами Эдема. Это предметы невероятной мощи, позволяющие, например, подчинять сознания людей или создавать вокруг владельца защитное поле.

Кроме того, группа учёных Ису (их имена остались в истории: Юпитер, Минерва и Юнона) незадолго до катастрофы создала систему храмов, которые могли защитить Землю. Их не привели в действие, но они, скрытые от глаз, стоят в ожидании часа, когда потребуются вновь. А в них - послания для тех, кто попытается спасти планету.

В главном храме сохранилось сознание самой Юноны, которая, в отличие от коллег, не преследовала благородные цели, а стремилась к власти над Землёй. Юнона смогла сохранить и сознание своего супруга Аиты с помощью манипуляций с человеческим ДНК. На протяжении веков Аита не раз «возрождался» в телах разных людей.

Ассасины


Исторические хроники говорят, что орден ассасинов появился в Средние века. Однако существовал он задолго до того, как заявил о себе во всеуслышание. Он действовал из-за кулис, стремясь сделать мир лучше - в том числе при помощи убийств. Идеал ассасинов - свобода общества, личности и мысли, и ради неё члены ордена пролили немало крови. Они воевали на стороне многих революционеров и бросали вызов тиранам. Ксеркс I, Александр Македонский и Гай Юлий Цезарь пали именно от рук древних ассасинов.

Тамплиеры


Извечные противники ассасинов. Их орден также был основан задолго до того, как первые упоминания о нём появились на страницах летописей. Их цель примерно та же, что и у ассасинов, - процветание человечества, но вот способ её достижения кардинально иной. Тамплиеры уверены, что большинство людей слабы и не способны распорядиться свободой, и, чтобы не допустить хаоса и анархии, человечество надо держать под строгим контролем. Многие великие династии и правители прошлого приходили к власти благодаря помощи тамплиеров. А чтобы укрепить своё могущество, они разыскивают артефакты и знания цивилизации Предтеч.


Внимание, ниже есть спойлеры к старым играм!

Первое открытое столкновение

На протяжении большей части истории противостояние ассасинов и тамплиеров шло незаметно для простых людей. Оба ордена держались в тени, не афишируя своего существования и амбиций. Поэтому страницы ранней истории орденов окутаны тайной.

Период же, когда ассасины и тамплиеры заявили о себе и действовали более-менее открыто, был непродолжительным. Произошло это в эпоху Крестовых походов - оба ордена, не таясь, участвовали в борьбе на Ближнем Востоке. Впрочем, ассасинов и тамплиеров интересовала не только власть. Оба ордена стремились завладеть Частицей Эдема, хранившейся в Храме Соломона.

Артефакты Предтеч наделяют своих владельцев невероятными силами

Ярчайшим героем той эпохи был ассасин Альтаир ибн Ла-Ахад. В молодости он отличался безрассудностью и самоуверенностью, что стоило одному из его товарищей жизни, а ему самому - репутации. Но впоследствии Альтаир восстановил своё положение в ордене, искусно устраняя тамплиеров и их союзников. Одной из жертв Альтаира стал верховный магистр ордена тамплиеров - Робер де Сабле.

Но главным врагом ордена оказался не храмовник, а… глава самих ассасинов, Аль-Муалим. Он отверг учение ордена и решил использовать силу Частицы Эдема для порабощения ассасинов. Альтаиру пришлось бросить вызов собственному наставнику.

О дальнейшей судьбе героя можно было узнать из мобильного спин-оффа и флэшбеков в последующих играх. После смерти Аль-Муалима Альтаир возглавил орден, и тот вскоре вновь ушёл в тень. Для внешнего мира орден исчез, но на деле продолжил борьбу за идеалы свободы. Так, Альтаир лично отправился в Монголию и помог местным ассасинам убить Чингисхана.

Мастерство паркура у ассасинов в крови

Альтаир стал главным героем первой части Assassin’s Creed, заложившей основы серии. Криптоисторический сюжет, где реальные события переплетались с вымыслом сценаристов. Открытый мир, основанный на древних городах, богатых достопримечательностями. Динамичный геймплей, ставивший во главу угла паркур и кинематографичные схватки.

В отличие от большинства игровых убийц, Альтаир не был склонен долго прятаться и выжидать, ожидая момента, чтобы нанести удар. Наскочить на жертву с высоты, как хищная птица, а потом моментально раствориться в толпе - вот это было в его стиле. Да и в сражения с врагами он вступал без проблем - выучка ассасина позволяла в одиночку расправиться с целым отрядом.

Впрочем, при всех достоинствах первой Assassin’s Creed она была своего рода пробой пера. Интересных геймплейных механик и идей в игре хватало, но воплощались они не всегда на должном уровне. Однообразие миссий разочаровывало, а в открытом мире нас ждало не так уж много интересных занятий.

Эпоха Возрождения

К временам Ренессанса ордена ассасинов и тамплиеров официально прекратили существование. На деле же они просто перестали вести дела открыто и возобновили тайную войну. В эпоху Возрождения напряжённая борьба развернулась в Италии, где к папскому престолу рвался великий магистр тамплиеров, печально известный Родриго Борджиа. Стремясь подчинить Флоренцию и заполучить хранящуюся там Частицу Эдема, Борджиа плёл сеть хитроумных интриг, одной из жертв которых стало знатное семейство Аудиторе.

Только одному из сыновей семейства, юному Эцио, удалось избежать смерти. Чтобы отыскать убийц и отомстить им, Эцио пошёл по стопам своего отца и стал ассасином. Охота затянулась на много лет. К тому времени, когда ассасин добрался до Родриго, тот стал папой римским, а Эцио двигала уже не ненависть, а идеалы ордена. Асассин завладел древними артефактами и прикоснулся к тайнам предыдущей цивилизации, но пощадил старого Борджиа.

Немало известных исторических личностей пало в игре от рук ассасинов

Милосердие неприятно аукнулось Эцио - на его дом напала папская армия во главе с сыном Родриго, Чезаре. Это заставило Аудиторе вновь обнажить оружие. Ассасин отправился в Рим, полный решимости положить конец власти Родриго. Несколько лет Эцио восстанавливал братство ассасинов Рима и подтачивал позиции Борджиа. В конце концов его усилия привели к падению печально знаменитого дома. После этого Аудиторе отправился в Константинополь, чтобы отыскать ключ к библиотеке, созданной Альтаиром.

Похождениям Эцио компания Ubisoft посвятила сразу три игры. О его юности и попытках отомстить убийцам рассказывала Assassin’s Creed II, следом вышла Assassin’s Creed: Brotherhood, в которой Эцио освобождал Вечный город из-под власти Борджиа, а в Assassin’s Creed: Revelations герой отправлялся в путешествие на Восток.

Ассасины умеют действовать скрытно, но, в отличие от многих игровых убийц, способны в открытом бою успешно противостоять множеству противников

Эти три игры отполировали отличные идеи, заложенные в серию. Задания с каждой частью становились разнообразнее. Открытый мир наполнился по-настоящему интересными занятиями. На новый уровень вышел сюжет, ставший более кинематографичным - в этом плане серия прогрессировала с каждой новой игрой. Реальная история перестала быть просто фоном для приключений ассасина - теперь герой участвовал в важных событиях прошлого. Да и геймплейные механики, прежде всего фехтование, заметно улучшились.

Впрочем, трилогия об Эцио высветила и один из ключевых недостатков Assassin’s Creed. Разработчики начали выпускать игры ежегодно, и каждая последующая часть не так уж сильно отличалась от предыдущей. Да, что-то новое появлялось в каждой - например, в Brotherhood добавили мультиплеер и возможность собрать собственное братство ассасинов. Но было сложно отделаться от ощущения, что Ubisoft поставила производство Assassin’s Creed на конвейер и ремесленный труд начал теснить творчество.

Дела семейные

На примерах Альтаира и Эцио легко решить, что между ассасинами и тамплиерами лежит непреодолимая пропасть. Но было у орденов и немало общего - например, жестокость методов и интерес к наследию Предтеч. Порой грань между ассасинами и тамплиерами становилась очень тонкой.

Особенно показателен пример рода Кенуэев, о котором рассказывает игра Assassin’s Creed IV: Black Flag. Первый известный представитель этого семейства, Эдвард, был прославленным морским разбойником и участвовал в создании пиратской республики Нассау. Попутно он стал ассасином и воспитал своего сына Хейтема в традициях ордена. Однако Эдвард погиб прежде, чем довёл обучение до конца. Его сын завёл дружбу с тамплиерами и присоединился к их ордену. А сын Хейтема от индианки, Коннор, рос, не зная отца, и стал ассасином.

И Хейтем, и Коннор участвовали в Войне за независимость США, причём на одной и той же стороне. По разным причинам оба поддержали восставших колонистов. Пару раз отец и сын даже действовали вместе - например, чтобы устранить тамплиера-изменника Бенджамина Чёрча. Но в итоге они сошлись в смертельном поединке.

Assassin’s Creed IV: Black Flag стала, пожалуй, самым большим экспериментом в истории серии и одной из лучших пиратских игр XXI века

Не менее показателен пример из эпохи французской революции. Арно Дориан рано потерял отца-ассасина. Из уважения к достойному врагу глава французских тамплиеров взял мальчика в свой дом и воспитал как сына, скрывая от него противостояние орденов. После убийства приёмного отца, в котором Арно несправедливо обвинили, юноша познакомился с ассасинами и присоединился к ним, стремясь найти виновников преступления.

По другую сторону баррикад осталась его возлюбленная Элиза, дочь приёмного отца Арно. И хотя девушка стала тамплиером, это не помешало им сохранить свои чувства и вместе охотиться на убийцу.

Впрочем, не стоит думать, что вражда ассасинов и тамплиеров ослабла. Порой им удавалось найти общий язык друг с другом, но и беспощадных конфликтов хватало. Настоящая уличная война развернулась в Лондоне в середине XIX века - город находился под полным контролем тамплиеров, пока в нём не появились близнецы Джейкоб и Иви Фрай. Опираясь на криминальный мир, они попытались разрушить паутину власти, сплетённую английскими тамплиерами.

Принадлежность к противоборствующим орденам не помешала Арно и Элизе сохранить чувства друг к другу

После завершения трилогии об Эцио каждая последующая часть основной серии Assassin’s Creed знакомила нас с новым героем и новой эпохой. В третьей части события развернулись в Америке времён Войны за независимость. Четвёртая перенесла нас на Карибы, в золотую эпоху пиратства. Пожалуй, это была самая экспериментальная игра серии. Разработчики решились отойти от привычной формулы геймплея и добавили морские сражения - за штурвалом корабля мы проводили добрую половину игрового времени.

С переходом на консоли текущего поколения Ubisoft отказалась от нумерации игр серии, так что свежие Assassin’s Creed обошлись без цифр в названии. Unity, действие которой происходит в революционной Франции, стала первой частью серии, где исторические локации воссоздали в натуральную величину. А в Syndicate, где мы ведём тайную войну за Лондон, впервые появились сразу два главных героя с разными способностями.

Каждая последующая игра чем-то да отличалась от предыдущих, но всерьёз отойти от проверенной модели Ubisoft не решалась - «пиратская» часть стала исключением. Разработчики выдавали первоклассные игровые блокбастеры, но редко пытались всерьёз удивить.

Благодаря мощи консолей нового поколения виртуальные города в Assassin’s Creed стали как никогда живыми и приближенными к реальности

Русский след

Не раз появлялись слухи, что события одной из частей Assassin’s Creed развернутся в России времён революции. Но изначально создатели вселенной обратились к этой эпохе не в играх.

Мини-серии комиксов Assassin’s Creed: The Fall и Assassin’s Creed: The Chain рассказали о русском ассасине Николае Орлове. В юности он совершил неудачное покушение на союзника тамплиеров Александра III, которое привело к крушению императорского поезда. Затем Николай участвовал в нападении на лабораторию тамплиеров в Сибири, где исследовали Частицы Эдема, - это привело к тунгусскому инциденту.


После Октябрьской революции уставший от борьбы Орлов решил покинуть орден и Россию. Но перед этим спас царевну Анастасию и помог девушке покинуть страну. Ради этого Николаю пришлось предать орден и выступить против своих братьев. О знакомстве Орлова и Анастасии и их приключениях поведала одна из игр, платформер Assassin’s Creed Chronicles. А на страницах The Chain рассказано о последних днях Орлова, которого настигла месть бывших товарищей, и о его потомке Дэниеле Кроссе, поставившем ассасинов на грань гибели.

Новый мир


Противостояние ассасинов и тамплиеров длилось много веков. Как правило, баланс сил сохранялся в равновесии. То и дело одной из сторон удавалось добиться преимущества, но противник со временем брал реванш. В XX веке ситуация коренным образом изменилась. Тамплиеры начали решительное наступление по всем фронтам. Именно они, стремясь увеличить своё влияние, развязали Вторую мировую войну.

Ближе к концу столетия храмовникам удалось внедрить в ряды ассасинов «крота» Дэниела Кросса. Благодаря этому они нашли и уничтожили основные базы ордена. Понеся серьёзнейшие потери, ассасины ослабли и были вынуждены действовать ещё более скрытно, чем обычно.

Тамплиеры же в XX веке обзавелись публичным лицом: фасадом их ордена стала корпорация Abstergo Industries. Сфера её интересов, как официальных, так и тайных, весьма обширна. Но, пожалуй, главным проектом компании стало создание «Анимуса», машины, позволяющей исследовать генетическую память человека, «погружаясь» в жизнь его предков.


В 2012 году Abstergo похитила молодого человека Дезмонда Майлза. Он мог похвастать незаурядной родословной: среди его предков были Альтаир, Эцио и Кенуэй. Какое-то время Дезмонд служил подопытным кроликом Abstergo, но с помощью современных ассасинов ему удалось бежать.

Ассасинам удалось воссоздать технологию «Анимуса», и Дезмонд продолжил исследовать жизнь предков. Это позволило отыскать храмы Предтеч и предотвратить повторение катастрофы, которая положила конец их цивилизации. Правда, ради этого Дезмонду пришлось выпустить на волю коварное сознание Юноны, которое «поселилось» в интернете.

Стараниями Дезмонда и его товарищей гибель цивилизации удалось предотвратить. Но тайная война за то, каким будет наш мир,продолжилась, и теперь к ней присоединилась третья сила.


Анимус

«Анимус» был разработан Abstergo в 1970-х на основе технологий Предтеч. Хотя разработки велись в тайне, в 1977 году ассасинам удалось выкрасть чертежи машины и создать свою версию. Первые тесты показали не только огромный потенциал, но и опасность «Анимуса». Люди, использовавшие ранние версии машины, то и дело сходили с ума. «Эффект просачивания» приводил к тому, что в сознании человека воспоминания предка смешивались с реальностью. Но тот же эффект позволял тому, кто пользуется «Анимусом», перенять способности и навыки предка. Так Дезмонд Майлз без долгих лет тренировок превратился в столь же умелого ассасина, как Эцио.


В 2012 году Abstergo разработали новую версию «Анимуса», позволявшую окунуться в жизнь человека, даже не имея с ним генетической связи. Достаточно было загрузить в машину подходящий генетический материал. Так, Abstergo удалось заполучить тело Дезмонда и исследовать жизни его предков. Новую версию «Анимуса» не только использовали для изучения прошлого, но и выпустили под видом игры в открытую продажу - чтобы вести пропаганду, преподнося события прошлого в выгодном для тамплиеров свете.

В фильме Assassin’s Creed мы увидим ещё одну версию «Анимуса», похожую на гигантскую металлическую клешню. Она позволяет не просто погружаться в воспоминания, а физически переживать их - бегать, прыгать и драться, как это делал предок.

Во всех играх серии события разворачиваются как в прошлом, так и в современности. Во фрагментах, действие которых происходит в наши дни, игровой процесс был весьма ограниченным и сводился в основном к диалогам и решению головоломок, раскрывающих секреты вселенной Assassin’s Creed.

Вплоть до третьей части серии «героем нашего времени» был Дезмонд Майлз.Он прошёл путь от беспомощной жертвы, не понимающей, что происходит, до настоящего ассасина, готового пожертвовать собой, чтобы спасти человечество. Впоследствии ему на смену пришли безымянные герои, исследующие прошлое ассасинов и тамплиеров. Эти герои служат эдакими воплощениями игрока в мире Assassin’s Creed. Собственной истории, в отличие от Дезмонда, у них, по сути, нет.


Развитие серии Assassin’s Creed в последние годы шло очень интенсивно. Каждый год, начиная с 2009-го, выходила как минимум одна новая игра серии. А кроме них регулярно выпускались спин-оффы - например, для мобильных платформ, мультфильмы, книги, комиксы и масса другой сопутствующей продукции. За относительно короткий срок Ubisoft построила одну из самых масштабных и успешных игровых франшиз, вселенная которой охватывает множество стран и эпох, изобилует интересными конфликтами и интригующими тайнами.

В 2016 году разработчики взяли перерыв и не стали выпускать новую часть серии. Надеемся, что эта передышка поможет Ubisoft придать сериалу новый импульс развития. Отсутствие же новой части вполне компенсируется выходом полнометражного фильма с Майклом Фассбендером в главной роли. «Кредо убийцы» становится для франшизы новым прыжком веры в неизведанное - на сей раз в мир кино.


Тамплиеры и ассасины - в реальной жизни в такой связи они встречались очень редко, если встречались вообще.

Тамплиеры имеют такую реальную замечательную историю, интерес к которой не ослабевает вот уже 700 лет после разгрома ордена, что, казалось бы, зачем «улучшать» ее? Зачем забивать головы геймеров, поклонников игры Assassin’s Creed, несуществующими фактами, искажающими настоящие события?

Нищие и благородные

Орден тамплиеров - одна из замечательных и трагических страниц истории человечества. Возник он приблизительно в 1118 году, в то время, когда первый крестовый поход закончился и рыцари были не у дел, стараниями дворянина из Франции Гуго де Пейна. Самые благородные намерения - защищать паломников ко Гробу Господню путем создания военно-монашеского или духовно-рыцарского ордена - побудили этого господина и восьмерых его родственников-рыцарей объединиться в организацию, назвав ее «Орден нищих», что соответствовало реалиям. Они были бедны настолько, что имели одну лошадь на двоих. И потом на долгие годы, даже когда орден стал несметно богат, символика, где изображена лошадь, оседланная двумя всадниками, осталась.

Суть крестовых походов

Орден тамплиеров не выжил бы, если бы не покровительство коронованных особ и папы римского. Болдуин II, правитель Иерусалимского королевства, приютив их, выделил им часть юго-восточного крыла храма города Иерусалима. Как нетрудно догадаться, второе название тамплиеров - «храмовники» - произошло отсюда, потому что именно в храме находилась их штаб-квартира. Тамплиеры носили на одеянии, на щите и на флажках пик красные равносторонние кресты на белом фоне, символизирующие готовность пролить свою кровь за освобождение Святой земли. По этим знакам отличия рыцарь-тамплиер был узнаваем всеми. Подчинялись они непосредственно папе римскому. Иерусалим, или Святая земля, периодически захватывался мусульманами, собственно, цель всех крестовых походов декларировалась как освобождение Гроба Господня, находящегося в этом городе, который переходил из рук в руки. Храмовники оказывали существенную поддержку армии крестоносцев в сражениях с неверными.

Довольно малочисленная секта

Крестоносцы, а в их числе и «нищие рыцари», сражались с мусульманами, но никак не с ассасинами, которых называют средневековыми террористами. Организация была устроена так, что не все члены ее знали друг друга в лицо. Они никогда не шли в атаку, они действовали из-за угла. Тамплиеры и ассасины не противостояли конкретно друг другу никогда. Но западная система развлечений активно использует образ благородного рыцаря-тамплиера, не всегда оговаривая, что это вымысел. Ассасины, конечно же, существовали в истории, и тоже были окружены тайнами и легендами.

Одна из ветвей ислама

Вообще-то, под этим широко распространенным названием подразумевались исмаилиты-низариты, которые официальным исламом жестоко преследовались как еретики. Это ветвь шиитского ислама. Тонкости знакомы только специалистам. Однако существуют сведения о шиитской секте, члены которой отличались крайней жестокостью и неуловимостью. Тайная организация со строжайшей иерархией, фанатики, слепо поклоняющиеся только своему вождю. В Средневековье они нагоняли страх абсолютно на всех на обширной территории от двора короля франков Карла Великого до границ Поднебесной, хотя размеры организации были слишком преувеличены. Постепенно слово "ассасин" стало синонимом термина «убийца».

Почему бы не поэксплуатировать такой образ? Да еще в связке «тамплиеры и ассасины». С одной стороны благородный рыцарь, с другой - тайный наемник. А вообще-то, может быть, интересная компьютерная игра или захватывающая книга типа «Кода да Винчи» подвигнет пытливого юношу узнать, было ли все это на самом деле, а если было, то как? Недаром многих интересуют вопросы о том, кто такие тамплиеры и ассасины.

Уничтожение Бедных рыцарей

Что же случилось с «храмовниками»? Чужое золото всегда слепит. Тамплиеры давно раздражали своим богатством - они успешно занимались торговлей и ростовщичеством, умели вкладывать деньги в выгодные проекты. В должниках у них ходили все короли Европы, которым нужны были деньги для ведения бесконечных войн. И вот в 1268 году престол Франции занимает Филипп IV Красивый из династии Капетингов, правивший страной до 1314 года. Справедливости ради надо отметить, что он сделал все, чтобы Франция стала сильной процветающей державой. В том числе, будучи фанатично преданным католической вере человеком, он хотел очистить страну от сектантов. Тамплиерам же он был должен очень много, отдавать было нечем, а деньги были нужны и дальше. Так или иначе, но он пошел на разгром ордена, арестовал верхушку тамплиеров, жестокими пытками добился от многих признания в том, что они еретики и, когда папа Климент V, под прямой защитой которого находился орден тамплиеров, опомнился, на руках у короля уже были показания арестованных, говорящие не в их пользу.

Знаменитое проклятие

Арест тамплиеров был совершен в пятницу, 13 октября 1307 года. Уничтожение храмовников произвело неизгладимое впечатление на общество, число и день считаются несчастливыми и сейчас. Великий магистр Жак де Моле и три руководителя ордена полностью признали свою вину, надеясь, как и постановил суд, на пожизненное заключение. В тот же вечер 18 марта 1314 года Жак де Моле и Жоффруа де Шарне были сожжены на Еврейском острове прямо перед окнами дворца. Перед смертью Жак де Моле проклял папу, короля, палача-канцлера и весь их род.

Великий магистр оставил им всего лишь год жизни. Климент V умер через месяц, Гийом де Ногаре - спустя некоторое время, не прошло и года, как внезапно скончался Филипп IV. Как-то не заладилась жизнь и у ближайших родственников проклятых магистром людей.

Множество неразгаданных тайн

После ареста главным потрясением было то, что несметных богатств тамплиеров так и не нашли. Вопросов возникало множество, предположений еще больше - деньги тратились на финансирование масонских лож по всему свету, предполагалось, что храмовниками субсидировались английские банки. Но самым странным предположением является возможное ассигнование Нового Света. И самая главная тайна тамплиеров заключается в том что, по неподтвержденным предположениям, еще в XII веке при помощи их денег разрабатывались серебряные копи Америки и налаживались крепкие связи с аборигенами. И якобы их корабли совершали регулярные рейсы через Атлантику. Тайн, связанных с этим орденом, предостаточно, например: кому действительно поклонялся рыцарь-тамплиер и его братья, чем обладали храмовники - была ли это действительно Чаша Грааля, какие обряды сопровождали культовые действия. И эти неразгаданные тайны порождают массу спекуляций, которые не дают ответов на вопросы, а только разжигают фантазию.

Глава шестая. Ассасины

К сожалению, слово «ассасин» стало сейчас настолько распространенным, что мы редко задаем себе вопрос, как, почему и когда оно возникло. Профессия наемного убийцы стара как мир, но первые люди, получившие название «ассасины», жили в конце одиннадцатого века на территории современного Ирана. Сами они вовсе не называли себя ассасинами. Этим именем их нарекли сирийцы, когда в том же одиннадцатом веке они стали селиться в горной части Сирии.

Основал секту ассасинов Хасан ибн Саббах. Этот мусульманин-шиит родился в 1060 году в персидском городе Кум и еще ребенком переехал в город Рей (современный Тегеран). Семья Хасана принадлежала к шиитам-двунадесятникам, а не к доминирующей шиитской группе, но это не мешало членам семьи занимать уважаемое место в обществе. В своем жизнеописании Хасан пишет, как он встал на путь более радикальной веры: «С самого детства, с семи лет, я ощутил любовь к постижению различных наук и пожелал стать ученым-богословом; до семнадцати лет я искал тропу знаний, но оставался в лоне двунадесятников - веры моих предков». Затем Хасан встретил человека, который увлек его исмаилитской ересью, разновидностью шиитского ислама, которую исповедуют приверженцы потомков Исмаила, сына имама Джафара ас-Садика, жившего в восьмом веке. За несколько веков исмаилиты развили философию и мировоззрение, существенно отличающиеся от основного направления ислама.

После углубленных занятий и духовных поисков Хасан наконец был обращен в новое вероучение. Это произошло во время серьезной болезни. «Я подумал: не может быть сомнений в истинности этой веры, только великий страх мешал мне принять ее. Теперь мой час пробил, и я умру, если не прикоснусь к истине».

Чтобы понять место ассасинов в исламском мире в те времена и сейчас, нужно иметь представление о различных течениях внутри ислама.

Две главные ветви ислама - это шиизм и суннизм. Разделение на эти направления произошло почти сразу после смерти пророка Мухаммеда. Первое разногласие касалось вопроса, кто должен стать преемником пророка. Сторонники Абу Бакра, дяди Мухаммеда, стали суннитами. Шииты взяли сторону Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, женатого на его дочери Фатиме. Вскоре между этими направлениями обозначились фундаментальные различия, причем религиозную практику они затрагивали мало. Шииты полагали, что мусульманину надлежит иметь учителя (имама) и не следует пытаться самостоятельно толковать текст Корана. В то же время сунниты считали, что мусульманская община может сама выбрать себе главу и что, следуя главным заповедям Корана, мусульманин сохраняет определенную свободу в выборе типа поведения.

Позже шииты разделились, поскольку не смогли прийти к единому мнению, кто был самым главным и почитаемым имамом. Сначала имама выбирали из потомков Али и Фатимы. Затем шииты раскололись на последователей Хасана и Хусейна, внуков пророка. Те, кто полагал, что истинным имамом был Хусейн, видели в его потомках своих имамов вплоть до середины восьмого века.

Сложности начались, когда имам Джафар назначил своим наследником не старшего сына Исмаила (возможно, из-за пристрастия последнего к вину), а более молодого Мусу. Большая часть общины признала Мусу имамом, но нашлись и такие, кто с этим не согласился.

Исмаил умер прежде своего отца, и это должно было положить конец разногласиям. Однако исмаилиты отказались присоединиться к последователям Мусы. Вместо этого они выдвинули идею, согласно которой, хотя «видимый» имам уже покинул землю, существуют «скрытые» имамы, которые посылают своих представителей, чтобы продолжать наставление правоверных. Когда же наступает подходящий момент, скрытый имам появляется среди людей и встает во главе мира, где воцаряется справедливость.

Тем временем последователи Мусы и его потомков стали жить по законам суннитов. Когда двенадцатый имам Мухаммед аль-Махди исчез (приблизительно в 874 году), его последователи решили, что он вернется «в конце времен», а другие им не нужны. Они принялись ожидать возвращения имама, не особенно заботясь о земных делах. Так появилось движение двунадесятников, представители которого считали исмаилитов еретиками и вообще не мусульманами.

Можете себе представить, какой прыжок пришлось сделать Хасану ибн Саббаху, чтобы перейти из двунадесятников в исмаилиты. Он покинул родную семью и провел несколько лет в странствиях, посвящая себя изучению исмаилизма, а затем и проповеди этого вероучения.

В это время значительная часть исламского мира находилась под властью сельджуков. Сельджуки были ярыми суннитами ортодоксального толка, лишенными - в отличие от последователей традиционного ислама - терпимости к христианам и евреям. Более того, они были полны решимости силой вернуть всех шиитов на путь суннизма. Неудивительно, что в шиитских общинах к ним испытывали крайнюю неприязнь.

Секта исмаилитов Хасана претерпела изменение, теперь ее члены стали низаритами, по имени человека, которого они считали истинным имамом. В большинстве мусульманских документов ассасинов как раз и называют низаритами. Они обосновались в замке Аламут, на севере Ирана, примерно в 1090 году. С этого времени и пошла по свету легенда об ассасинах.

На первых порах низариты хотели сокрушить мощь сельджукских завоевателей. Они проникали в окружение сельджукских султанов и старались продвинуться по службе, пока не занимали посты, позволявшие приблизиться к султану достаточно близко, чтобы совершить убийство. Подойти вплотную к хорошо охраняемой жертве было делом чести для низарита. В сущности, убийство одновременно означало осознанное самоубийство.

Благодаря скрытности и внезапности своих ударов низариты внушали ужас и ненависть сельджукам и другим суннитам. «Убивать их так же законно, как утолять жажду, - говорили сельджуки. - Пролить кровь еретика - дело более похвальное, чем умертвить семь десятков неверных греков». Нередко убийство одной важной персоны приводило к массовому уничтожению местных исмаилитов, хотя те и не были низаритами. Сунниты, двунадесятники и исмаилиты отдалялись друг от друга все дальше и дальше.

Низариты становятся ассасинами

Крестоносцы обратили внимание на низаритов лишь в конце двенадцатого века. К этому времени они получили известность как хашшишины, или ассасины - так называли их сирийцы. Вот что писал о них в 1180-х годах Вильгельм Тирский: «Неподалеку от Тира… живет некий народ, владеющий десятью замками и землей вокруг этих замков, и числом он, как мы часто слышали, шестьдесят тысяч или более того… И мы, и сарацины называем этих людей ассасинами, но откуда взялось это название, мне неведомо».

Только в начале девятнадцатого века французский историк Сильвестр де Саси определил, что слово «ассасин» произошло от слова «гашиш». Это открытие породило несколько мифов. Согласно одному из них, молодые низариты под воздействием наркотиков проникались верой, что побывали в раю и смогут вернуться туда, лишь приняв мученичество. Другая легенда, повторяемая и современными историками, утверждает, что гашиш придавал низаритам смелости для совершения убийства.

Впервые я услышала это объяснение еще студенткой, но и тогда оно показалось мне довольно странным. Во-первых, гашиш обычно не усиливает агрессивность, скорее, он оказывает обратное действие. Я представляла себе хихикающих мужчин в черных плащах, которые крадутся по дворцовым покоям в поисках жертвы, то и дело останавливаясь, чтобы полюбоваться тут роскошным фонтаном, там - игрой красок в залитом солнечным светом саду. Однако большинство современных историков полагают, что это название выражает презрение к низаритам, представляя их такими же жалкими и ничтожными, как тех, кто пристрастился к наркотикам.

Интересно отметить, что, как и в случае тамплиеров, легенды об ассасинах затмили их реальную историю.

Ассасины и тамплиеры

Вильгельма Тирского ассасины интересовали мало, поскольку они редко нападали на христиан. Более того, сирийские ассасины время от времени заключали союз с крестоносцами, чтобы противостоять общим врагам. В 1128 году ассасинам Баниаса угрожал Дамаск. Их предводитель и еще несколько человек были распяты на стенах Дамаска, «дабы все видели, как Бог поступает с гонителями истинных мусульман и примерно наказывает неверных». Не желая покоряться Дамаску, ассасины предпочли сдать Баниас Балдвину II , королю Иерусалима.

Начиная примерно с 1152 года сирийские ассасины платили храмовникам ежегодную дань в размере двух тысяч византинов. Предположительно, это было наказанием за убийство графа Раймунда Триполийского, совершенное как раз в 1152 году, но точных данных на этот счет у нас нет. Вскоре такой же платы потребовали и госпитальеры, обосновавшиеся в крепости Крак-де-Шевалье на границе с землями ассасинов.

В связи с этим Вильгельм Тирский рассказывает нам еще одну поразительную историю о тамплиерах.

Предводитель ассасинов (Вильгельм называет его «Старец Горы») изъявил желание заключить союз с крестоносцами. Он прислал к Альмариху, королю Иерусалимскому, своего представителя по имени Боабдил и его устами попросил наставлений по обращению в христианство. Загвоздка состояла в том, что условием такого обращения ставилось освобождение ассасинов от ежегодной уплаты тамплиерам двух тысяч византинов. Альмариху идея понравилась, но Орден рыцарей Храма был против. Когда посланец ассасинов возвращался в Сирию, тамплиеры подстерегли его и убили.

Далее Вильгельм описывает, в какую ярость пришел король. Альмарих попытался арестовать предводителя отряда, напавшего на ассасина, Вальтера де Месниля, но тамплиеры возмутились и обратились к папе. Трудно сказать, куда бы зашло это дело, но король Альмарих вскоре умер. Одним из регентов при его сыне Балдвине IV стал Раймунд, сын убитого графа Триполийского, который вовсе не был заинтересован в наказании тех, кто убивал ассасинов. Так ассасины, оставшись мусульманами, продолжили платить дань тамплиерам.

Все это вызывает недоумение историков. Некоторые полагают, что Вильгельм просто-напросто выдумал этот эпизод. К тому же описанные им события не подтверждаются другими источниками того времени. Представляется странным, что ассасины вдруг пожелали принять христианство просто для того, чтобы сэкономить деньги. В той же мере странно, что тамплиеры, рыцари Господа, пренебрегли случаем обратить в истинную веру сразу так много душ. Вильгельм Тирский полагал, что алчность рыцарей взяла верх над их благочестием, и использовал описанный эпизод как доказательство того, сколь низко пал орден за время, прошедшее с его основания, когда он славился смирением своих членов.

Мы вряд ли узнаем истину, если не будут найдены какие-либо новые документы. Однако современники Вильгельма верили в рассказанную им историю, и это показывает, что отношение к храмовникам становилось все более противоречивым.

Ассасины продолжали платить дань ордену и в середине тринадцатого столетия, когда они предприняли еще одну попытку положить этому конец, направив своего посланника к французскому королю Людовику IX, который в то время прибыл в Акру во главе крестового похода.

Возникает вопрос: почему ассасины покорно платили эту дань, вместо того чтобы сражаться? Одно из объяснений заключается в том, что их обычные способы избавляться от неугодных правителей не подходили для рыцарских орденов. Жан де Жуанвиль, биограф Людовика, пишет, что «ни тамплиеры, ни госпитальеры не боялись ассасинов, поскольку их предводитель прекрасно знал: прикажи он убить магистра одного из этих орденов, на место убитого встанет другой, ничуть не хуже, а потому он ничего не выиграет от этой смерти. По этой причине он не желал приносить своих ассасинов в жертву ради деяния, которое не даст ему никаких преимуществ».

Король Людовик отказался отменить дань, а магистры тамплиеров и госпитальеров высказали угрозы в адрес посланника, который вскоре снова вернулся с дарами для короля и сделал еще одну попытку примирения. Людовик, в свою очередь, послал к ассасинам говорящего по-арабски священника Ива ле Бретона с ответными дарами, дабы склонить их к принятию христианства, но миссия ле Бретона не удалась.

Через восемьдесят лет после Вильгельма Тирского Жуанвиль, оценивая отношение ордена к ассасинам, увидел в тамплиерах героев и защитников веры.

Христиане, похоже, полагали, что ассасины не являются мусульманами. Жуанвиль пишет, что они считают себя последователями не Мухаммеда, а его дяди Али. Испанский еврей Вениамин из Туделы также относил ассасинов к отдельной группе. Путешествуя по Ближнему Востоку в 1169 году, Вениамин пишет в путевых заметках: «Отсюда четыре дня пути до земли Мулахид. Ее населяют люди, которые не исповедует веры Мухаммеда. Высоко в горах дома их, и поклоняются они Старцу из страны хашшишимов. Есть среди них и четыре общины Израиля, которые идут с ними во время войны. Они не подчиняются персидскому царю, но живут высоко в горах и спускаются с них, только чтобы захватить добычу и снова вернуться в горы, и никто не может справиться с этим народом».

Вера в то, что ассасины способны нанести удар в любом месте, была широко распространена среди христиан и мусульман. Французский летописец Гийом де Нанжи рассказывает, как Старец Горы послал ассасина во Францию, чтобы тот убил короля Людовика IX (Людовика Святого). «Но в пути Господь смягчил его сердце, побудив ассасина думать о мире и согласии, а не об убийстве».

Ассасины прекратили платить дань только после падения крепости госпитальеров Крак-де-Шевалье в 1271 году.

В четырнадцатом столетии во время монгольского нашествия все твердыни ассасинов пали, а сами они рассеялись. Однако в течение некоторого времени им удавалось держать в страхе весь исламский мир. Никто не ведал, где и когда они нанесут удар. О фанатизме ассасинов и об их пороках ходили легенды. Наиболее часто повторялась история о матери, которая узнала, что отряд ее сына преуспел в убийстве некоего султана, и возликовала - ведь теперь, подумала она, он стал мучеником. Узнав же, что сын остался жив, мать предалась скорби.

На протяжении всей истории существовали люди, которые пытались изменить мир, убирая ключевых лидеров. Хороший пример тому - убийство эрцгерцога Фердинанда и его жены, которое привело к Первой мировой войне. Нам, разумеется, неизвестно, подобную ли цель преследовали ассасины.

Следует заметить, что ассасины, хотя и были готовы принять смерть, исполняя свой долг, не убивали кого придется, наугад, но уничтожали только заранее выбранную жертву из числа важных фигур. Такая стратегия была предметом их гордости. История этой секты - это сложное переплетение веры, самоотверженности, фанатизма, мистицизма и прагматизма.

Во многих отношениях они были сродни тамплиерам.

Из книги 100 великих загадок истории автора

Из книги Закрытые страницы истории автора Горбовский Александр Альфредович

1. Ассасины, люди «Старика с гор» В 1098 году граф де ла Котье, личный представитель короля Франции, после многих недель пути добрался наконец до цели своего путешествия – замка Аламут. Замок этот, расположенный в горах северного Ирана, известен был не столько своей

Из книги Осень Средневековья автора Хейзинга Йохан

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

ГЛАВА 16. АССАСИНЫ – СЕКТА УБИЙЦ Возникновение секты и первые завоевания Ассасинами, или гашишинами, стали называться в средневековых хрониках адепты ветви шиитской секты, приверженцев которой называли исмаилитами.В X веке фатимидский халиф Египта Мустансир назначил

Из книги Гитлер. Неотвратимость судьбы автора Ушаков Александр Геннадьевич

ГЛАВА ШЕСТАЯ Сталин без особого восторга наблюдал за победным маршем гитлеровских армий по Европе. К этому времени «друг Адольф» уже не стеснялся и ввел свои войска в Румынию - он очень опасался, что после Бессарабии Сталин возьмет и Румынию и лишит его столь необходимой

Из книги Как рассказывают историю детям в разных странах мира автора Ферро Марк

Ассасины (курильщики гашиша) В это же время секта исмаилитов создала под предводительством Хасана ибн Саббаха тайную организацию ассасинов, которая подготавливала убийства правителей.Это была «строго централизованная организация; ее члены – борцы, или фидаи, – убили

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

Ассасины Основание орденаТолько Аравия и Сирия могли быть театром ужасных деяний Старца или, лучше сказать, Владыки Горы. Хасан ибн Саббах, один из проповедников Каирской школы, человек отважного духа, отличился и приобрел большое влияние в Каире. Это влияние, однако,

Из книги Восточные ордена [Ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши] автора Андреев Александр Радьевич

Ассасины: «То, что положено возле твоей головы, может быть воткнуто в твое сердце» «Джазират-ал-араб», или «Ал-Джазира», что означает «Полуостров арабов», или просто «Полуостров» – так сами арабы называют Аравию. Поверхность Аравийского полуострова равна около четверти

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Секты исмаилитов. Ассасины В 869 г. отряд исмаилитов во главе с Карматом примкнул к восстанию занзибарских рабов-зинджей, в ходе которого бывшие рабы сами превратились в рабовладельцев, с еще большей свирепостью угнетавших всех обращенных ими в рабство. Кар-маты выступали

Из книги Русская революция. Агония старого режима. 1905-1917 автора Пайпс Ричард Эдгар

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

КТО ТАКИЕ АССАСИНЫ? Эта секта прославилась коварными убийствами, но ее основателем был человек, бравший крепости, не проливая ни капли крови. Это был тихий, учтивый юноша, внимательный ко всему и охочий до знаний. Он был мил и приветлив, и он сплел цепь зла.Звали этого юношу

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Ассасины и другие союзники Выше мы уже писали о расколе мусульманского мира на суннитов и шиитов, а также о появлении в лоне шиитов исмаилитов. Расколы шли и далее. Появились так называемые низариты, приверженцы Абу Мансура Низара, отстраненного от наследования старшего

Из книги 50 знаменитых загадок Средневековья автора Згурская Мария Павловна

«Старец горы» и ассасины Рай покоится в тени сабель. Хасан ас-Саббах, «Старец горы» Имя ассасинов, или хашишинов, секты таинственных убийц, некогда возникшей на мусульманском Востоке, во все времена внушало ужас. Они своим презрением к смерти и настойчивостью в

Из книги Неизвестный солдат автора Линна Вяйнё

Глава шестая IСражения не прекращались до самого Петрозаводска. Начался второй этап наступления Карельской армии, это было беспрерывное движение по скверным шоссейным дорогам, ведущим от границы к Онежскому озеру. Конечно, солдаты ничего не слышали ни о Карельской

Из книги Террористы автора Андреев Александр Радьевич

Ассасины Аламут держался несмотря ни на что, хотя его отчаянно штурмовали войска могущественного султана Санджара Сельджукида. Ночью после совета Султаната Санджар спал плохо, как будто знал, что его пробуждение будет недобрым. Так и получилось. Первое, что бросилось в

Из книги Иудейские древности. Иудейская война [сборник] автора Флавий Иосиф

Глава шестая Гиркан, наследник Александры, отказывается от престолав пользу Аристобула. – Стараниями Антипатра и с помощью Ареты снова возвращается к власти. – В загоревшемся затем между братьями споре Помпей выступает в качестве судьи 1. Законным наследником


Специальные лагеря для подготовки террористов-смертников - изобретение не палестинцев XX века или талибов. Много столетий назад началась мрачная слава религиозной организации наемных убийц - ассасинов .

Ассасины (в переводе с арабского «употребляющие гашиш») - это агрессивная секта исмаилитов. Ее основателем стал шейх Хасан I ибн-Саббах (1051-1124), который в горных районах Персии, Сирии, Ирака и Ливана создал государство Аламут, просуществовавшее почти два века, с 1090 по 1256 год. Столицей государства стала крепость, возведенная на высокой скале Аламут, что в переводе означает «Орлиное гнездо».

Первая жертва

Тридцать четыре года Хасан ибн-Саббах, которого крестоносцы называли Горный Старец, прожил в Аламуте. Он установил там суровый образ жизни абсолютно для всех без исключения. Сам шейх вел очень скромную жизнь, хотя был женат и имел детей. А от подданных требовал абсолютного повиновения.

Он велел казнить одного из своих сыновей, застав его за распитием вина. Другого сына приговорил к смерти, лишь заподозрив, что он был причастен к убийству некоего проповедника. Хасан был строг и справедлив до бессердечия. Это привлекало к нему сторонников, и вскоре под его властью
собралось уже около 60 тысяч человек.

Говорят, что на идею превратить своих подданных в фанатиков-убийц Горного Старца натолкнула история, когда в городе Савва по приказу Низама эль-Мулька, главного визиря сельджукского султана, казнили предводителя местных исмаилитов.

Узнав об этом, Горный Старец поднялся на башню в Аламуте и провозгласил:

Убийство этого шайтана эль-Мулька предвосхитит райское блаженство!

Пока он спускался с башни, у ее подножия уже собралась толпа фанатиков, готовых убить визиря. Громче всех в ней кричал некий Бу Тахир Аррани, выражавший готовность заплатить жизнью за месть визирю. Его ибн-Саббах и выбрал на роль киллера.

Во время праздника Рамадан 10 октября 1092 года в городе Савва (южнее Тегерана) Бу Тахиру Аррани удалось приблизиться к носилкам эль-Мулька, когда его выносили из шатра. Убийца вонзил в грудь визиря свой кинжал и тут же с улыбкой на устах отдал себя для неминуемой расправы в руки стражников.

Убийство Низама аль-Мулька. Миниатюра XIV в.

Хасан велел вывесить в Аламуте памятную таблицу и на ней выгравировать имя убитого, рядом - имя святого творца мести. За последующие годы жизни Хасана на этой «доске почета» появилось еще 49 имен людей, убитых ассасинами: султаны, князья, цари, губернаторы, священники, градоначальники, ученые, писатели...

Экскурсия на тот свет

После первого политического убийства Горный Старец убедился, что готовые пожертвовать собой фанатики - страшная сила. Из юношей, среди которых предпочтение отдавалось сиротам, он отобрал боевой отряд фида-ви или фидаинов, что значит «жертвующие собой во имя веры», который, возможно, стал первой террористической организацией на Земле. Хасан внушал своим фидави, что после смерти они непременно попадут в рай. И искусным трюком давал почувствовать кандидатам в убийцы, каков он, этот рай.

В одной из труднодоступных долин меж гор, в месте, известном лишь кучке ближайших помощников Хасана, был разбит изумительный сад с прекрасными цветами и плодовыми деревьями, в центре которого стоял дворец, разукрашенный золотом. Из родников у стен дворца там текли вино, молоко и мед.

Дворец и сад были полны самыми красивыми женщинами, которые умели играть на музыкальных инструментах, великолепно петь и танцевать. Все соответствовало тому, как Мухаммед описывал рай. Внушая своим последователям, что он тоже пророк и еще при жизни может перенести человека в рай, Хасан время от времени творил это «чудо».

Нескольких юношей, готовившихся стать фидави, одурманивали гашишем, усыпляли питьем и переносили в тот секретный сад. Придя в себя, увидев вокруг неописуемую красоту и прелестных гурий, которые подавали им вина, услаждали их слух музыкой и пением, всячески ублажали гостей искусными любовными ласками, юноши были в полной уверенности, что попали в настоящий рай. После нескольких дней райской жизни парней снова усыпляли и переносили обратно в крепость.

Там Хасан спрашивал, где они были, а те отвечали: «В раю, благодаря твоей милости, господин!», - и рассказывали о подробностях райской жизни. Собравшиеся вокруг остальные молодые люди завидовали счастливцам, и все вместе искренне желали отдать за великое дело Горного Старца свою жизнь, чтобы поскорее попасть в рай, ставший для них вполне реальным.

Готовили фидаинов на совесть. Обучали владеть всеми видами оружия, разбираться в ядах и терпеть невзгоды. Заставляли неподвижно стоять у крепостной стены в зной и стужу, оттачивая их терпение. Им объясняли, что настоящий ассасин должен уметь годами выжидать миг для нанесения смертельного удара врагу.

Талант перевоплощения у ассасинов ценился не меньше, чем боевые навыки. Они умели изменяться до неузнаваемости. Выдавая себя за бродячую цирковую труппу, монахов средневекового христианского ордена, лекарей, дервишей, восточных торговцев или местных дружинников, ассасины пробирались в самое логово врага, чтобы убить там свою жертву. А при самых страшных пытках и казнях, которым подвергали ассасинов, те старались улыбаться.

Секта имела строгое иерархическое построение. В самом низу находились рядовые члены - «фидаины», исполнители смертных приговоров. Если они умудрялись выжить несколько лет, то повышались до следующего звания - старшего рядового или «рафика».

Кровавый счет

Наиболее активно ассасины действовали в период правления Хасана ибн-Саббаха. При нем они распространили свое влияние на многие области мусульманского мира, создав цепь укрепленных горных крепостей в северном Иране и Сирии и проводя политику тайных убийств врагов.

Судя по «доске почета» в Аламуте, ста восемнадцатью фидаинами было убито 73 человека, причем 49 из них приходилось на годы правления Старца Горы. Вероятно, «снижение результативности» произошло вследствие того, что восточные правители начали покупать лояльность ассасинов. Но при этом начали им платить за устранение неугодных знатных европейцев.

В 1145 году ассасины получили «заказ» на сына триполитанского графа Раймонда II Тулузского. Они напали на его маленький отряд у ворот Антиохии и преследовали по улицам города. Когда наследник Триполи укрылся в церкви, ассасины ворвались туда и зарезали его прямо на алтаре.

В ответ отряд Раймонда II вместе с отрядом тамплиеров загнали ассасинов в горы и взяли Аламут в плотное кольцо. Горный Старец и великий магистр тамплиеров Роберт де Краон договорились, что ассасины будут платить крестоносцам «символическую» дань в размере 2 тысяч золотых монет.

Нападение ассасинов на Саладина, 1175 год

Некоторое время ассассины и крестоносцы жили мирно, тем более, что у европейцев часто возникал спрос на наемных убийц, а у ассасинов было предложение. Однако спустя некоторое время меж ними возник конфликт, и дружба расстроилась.

С тех пор короли в самом центре Европы вздрагивали при упоминании ассасинов. Одно неосторожное слово о Старце Горы и его подданных могло принести смерть, как это случилось с графом Боэмундом, убитым средь бела дня в густой толпе у ворот Антиохии.

В 1192 году фидаины настигли претендента на корону Иерусалима Конрада Монферратского у ворот Тира и прикончили. Ассасины убили трех халифов, шесть визирей, несколько десятков наместников областей и правителей городов, немало крупных духовных лиц и великого иранского ученого Абуль-Махасина Ибн Тагри-берди.

Но все же мощь ассасинов была сломлена в 1256 году монгольскими ордами во главе с ханом Хулагу. Они разрушили гнездо наемных убийц, сравняв крепость Аламут с землей, а самих их перебили.

Хулагу разрушает крепость Аламут. Могольская миниатюра

Однако секта ассасинов не исчезла совсем. Легенда гласит, что некоторые из них сумели бежать в Индию, где примкнули к служителям богини Кали. Якобы именно ассасины основали в Индии касту убийц, известных как таги (обманщики) или фансигары (душители).

А «жертвующие собой» фидаины возродились в середине XX века как члены созданной иранским муллой Наввабом Сафави террористической организации «Федаяне эслам», устраивавшей покушения на жизнь политических и общественных деятелей Ирана и Среднего Востока. Иногда фидаинами и ныне называют фанатиков-террористов исламского толка.

Олег АЛЕКСАНДРОВ

Ассасинами (а точнее, «хашишийа» – «низшиe классы, чернь») средневековые исламские авторы пренебрежительно именовали сектантов – низаритов. Члены этой религиозной общины, появившейся в XI веке, считали легитимным имамом Абу Мансурa Низарa. Низариты подчинили своему влиянию несколько крепостей в горах Сирии и Ирана, первой и главной из которых была цитадель Аламут в 100 км к северо-западу от Тегерана.

Аламут был занят в 1090 году, что почти совпало с приходом крестоносцев на Ближний Восток (первый Крестовый поход начался в 1096-м). К этому периоду относятся первые дипломатические и военные столкновения низаритов и европейских рыцарей. В это же время в европейские языки вошло слово «ассасин», которое крестоносцы переняли от мусульман-суннитов. Европа узнала о культе ассасинов, их обрядах и быте, однако все сведения доходили до историографов в сильно искаженной форме. Приукрашенное описание обитателей Аламута и их лидера Рашида ад-Дин Синана можно найти, в частности, в сочинении известного путешественника Марко Поло. В стране Мулект в старину жил горный старец. Развел он большой сад в долине, между двух гор. Были там самые лучшие в свете плоды. Настроил он там самых лучших домов, самых красивых дворцов; они были золоченые. Самые красивые в свете жены и девы были тут; умели они играть на всех инструментах, петь и плясать. Приказывал старец вводить в этот рай юношей по четыре, по десяти, по двадцати, и вот как: сперва их напоят, сонными брали и вводили в сад; там их будили. Проснется юноша и, как увидит все то, что я вам описывал, и уверует, что находится в раю. Захочет старец послать куда-либо кого из своих убить кого-нибудь, приказывает он напоить юношей, когда же они заснут, приказывает перенести их в свой дворец. Проснутся юноши во дворце, изумляются, но не радуются, оттого что из рая по своей воле они никогда не вышли бы. Идут они к старцу и, почитая его за пророка, смиренно ему кланяются. ...выберет он из своих асасинов и, куда пожелает, туда и шлет его. А ему говорит, что хочет послать его в рай и шел бы он поэтому туда-то и убил бы таких-то, а коль сам будет убит, то тотчас же попадет в рай. Кому старец так прикажет, охотно делал все, что мог; шел и исполнял все, что старец ему приказывал. Скажу вам по правде, много царей и баронов из страха платили старцу дань и были с ним в дружбе . Сектанты прибегали к убийству как к эффективному методу политического давления. Одной из жертв ассасинов был визирь Сельджукской империи Низам аль-Мульк, убитый по дороге из Исфахана в Багдад 14 октября 1092 года. Ассасин, переодетый нищенствующим монахом – дервишем, смог подобраться к паланкину визиря и нанести удар кинжалом.

Жертвами культистов становились и европейцы. 28 апреля 1192 года Конрад Монферратский, итальянский маркграф, возвращался в свой дом в Тире (территория Ливана) от друга – епископа Филиппа де Дрё. На дороге рыцаря дожидались двое переодетых низаритов. Убийство Конрада не было случайным: несколько дней спустя он должен был занять престол Иерусалимского королевства. Орден ассасинов потеряет свое влияние после монгольского завоевания в середине XIII века. Из доступных нам примеров следует, что ассасины использовали разнообразную маскировку, однако ничто не свидетельствует о том, что низариты прятали лица под капюшонами, как это делают персонажи фильма и серии игр Assassin’s Creed. Ткань, которая симметричными складками спадает на плечи Агилара – героя Майкла Фассбендера – результат работы художника по костюмам Сэмми Шелдон Диффер. Российская премьера «Кредо убийцы» состоится 5 января. На территории РФ фильм Джастина Курзеля представит киностудия 20th Century Fox .

    Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ


  • Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ


  • Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ


  • Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ


  • Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ