Как называется бульвар где установлен памятник гоголю. Памятники николаю гоголю

Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве.

Юрий Пелевин

Андреев, Николай Андреевич. 1904–1909

В 1909 году по народной подписке был установлен на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре памятник Гоголю в граните и бронзе.

Н.А. Андрееву удалось соединить конструктивную ясность форм с изломанными линиями и заостренным силуэтом общей композиции. Это обусловило яркую характерность и необычность монументального образа.

Скульптор изобразил Гоголя в последний, трагический период жизни, когда писатель окончательно утратил веру в себя и в свое творчество. Памятник проникнут осознанием внутреннего надлома и драматизма творческих исканий писателя. Подойдя вплотную, можно увидеть его сумрачное, болезненное лицо, на котором едва заметна грустно-извиняющаяся улыбка. Андреевский образ Гоголя был воспринят интеллигенцией как воплощение трагедии творческой личности, он был созвучен душевным настроениям многих мастеров русской культуры на переломе двух веков.

Памятник Гоголю – произведение большого таланта, и одно из лучших творений в истории отечественной монументальной скульптуры.

Однако появление в Москве нового памятника отнюдь не вызвало всеобщего восторга. В правой, промонархической печати в адрес скульптора раздавались многочисленные упреки в его непатриотичности, в том, что он исказил образ великого писателя, который столь дорог истинно русским людям. Раздражение было чрезвычайно велико: раздавались возгласы, что работу Андреева «нужно взорвать, уничтожить… тогда, по крайней мере, когда-нибудь, кто-нибудь воздвигнет достойное и Гоголя и Москвы». Мнение многих недовольных выразил, как это ни странно, Василий Розанов, парадоксалист, мыслитель на свою особь и противник тривиальных суждений. В статье «Отчего не удался памятник Гоголю» его собеседник заявляет: «Памятник не годится … он поставлен не великому человеку, а какому-то больному существу, до которого нам нет дела». Розанов развивает эту мысль: «Памятник ставится «всему» в человеке, ставится «целому» человека и творца. Это - непременно. <…> Но тут идея памятника столкнулась с фактом в человеке: «конец» Гоголя есть сожжение 2-го тома «Мертвых душ», безумие и смерть. Андреев волей-неволей взялся за это, и его Гоголь с упреком, недоумением и негодованием смотрит на толпу у своего подножия,- готовый бросить в печь свои творения...

Это - болезнь, этого конца не надо было изображать» (Розанов В.В. Отчего не удался памятник Гоголю // Розанов В.В. Сочинения. – М.: «Советская Россия», 1990. С. 347.).

Андреевский «Гоголь», действительно, не вписывается в общепринятые представления о том, каким должен быть памятник великому человеку, памятник действительно, во многом нетрадиционен. И это касалось не только необычных пластических форм, но, главного, общего концептуального замысла.

Национальные герои на городских площадях предстоят во всем своем торжествующем величии, вызывая у зрителей гордость и воодушевление, или, во всяком случае, чувство сопричастности, близости к своим кумирам. А на Пречистенском бульваре сидел отчужденный, надломленный и глубоко несчастный человек, замкнутый в себе.

В сущности, и царские, и советские власти только терпели памятник Гоголю и то лишь до поры до времени. В 1952 году, когда по всей стране вознеслись триумфальные монументы «Великому вождю», болезненный Гоголь выглядел явным диссонансом. И его убрали… в монастырь. А на его месте ведущий мастер соцреализма Н.В. Томским воздвиг «от советского правительства» официозный памятник Николаю Васильевичу – величественному и улыбчивому. Трагедия творчества отменялась.

На скамейках сидят влюбленные, любители пива и тусовок. Играют дети. Я помню, как и меня дедушка катал на саночках вокруг памятника. И я часто его просил: «Пойдем гулять к генералу».

Однако андреевский «Гоголь» в Донском монастыре (филиале Музея архитектуры) пробыл недолго. В хрущевскую «оттепель» о нем вспомнили и нашли тихое место, недалеко от прежнего. В 1956 году его перенесли во двор дома № 7 по Никитскому бульвару. Новое место выбрано очень удачно: писатель прожил в этом доме последние годы и умер в нем. Здесь за несколько дней до смерти он сжег черновики второго тома «Мертвых душ».

Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одном и тому же лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой – несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце концов свое творческое бессилие.

В этих двух монументальных произведениях (и дело даже не в Гоголе и в понимании его творчества) воплощены две разные концепции городской скульптуры. Что она должна воплощать? Общепринятое значение выдающейся личности, вознесенной на пьедестал? Или это еще одна творческая попытка осмыслить его внутренний мир, его деяния и жизнь?

К Гоголю, теперь сидящему в маленьком скверике, лучше всего приходить в осенние сумерки, когда в воздухе висит серая морось. Тогда скорбное звучание скульптуры сливается с пасмурной мелодией города и грустным настроем человека.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/

Н. В. Гоголь - один из самых мистических российских писателей. Его произведения любят взрослые и дети. Интересная творческая личность умеет завораживать не только своими рассказами. Глядя на памятник писателю, невозможно оторваться. А где же его можно увидеть? Памятников Гоголю всего 11 в мире. В этой статье мы расскажем о каждом из них.

Первый памятник в Москве

Николай Андреевич Андреев - один из известных скульпторов XX века. Именно он сделал первый памятник Гоголю в Москве. Эта одна из самых выдающихся скульптур. После открытия (1909 г.) памятник получил много отрицательных отзывов.

Граждане не привыкли видеть сидячие фигуры, тем более изготовленные в стиле реализма. Все ожидали лицезреть фигуру писателя в полный рост, торжественно возвышающуюся над бульваром. Памятник Гоголю не оправдал ожиданий. Н. А. Андреев отошел от стандартного академизма, проявил фантазию и инициативу. В его скульптуре русский писатель изображен в момент душевных мук. Гоголь прилег на камень и раздумывает о чем-то или о чем-то сильно сожалеет. Но, несмотря на жесткую критику, москвичи вскоре привыкли к новому памятнику. И в конце года Н. А. Андреев читал не критические отзывы, а положительные рецензии на свою работу.

Вторая попытка установки монумента

Памятника Гоголю на Арбатской площади скульптора Н. А. Андреева простоял недолго. И. В. Сталину не нравился монумент, он считал его слишком пессимистичным, того же мнения придерживалась и В. Мухина. Поэтому в 1950 г. был объявлен конкурс на изготовление нового памятника. Выиграл в нем скульптор Николай Васильевич Томский. Его видение писателя правительству нравилось больше.

Монумент, открытый в 1951 году, был выполнен в полный рост в торжественной позе. Никакой детальной проработки не было и в помине. Критика горожан опять была жестокой. За 50 лет они так привыкли к скорбящей фигуре писателя, которая поражала всех портретным сходством, что к новому памятнику Гоголю на Арбатской отнеслись плохо. Хотя правительство и вынесло благодарность скульптору, но сам Н. В. Томский считает эту скульптуру одной из самых неудачных своих работ.

В Нежине

В 1881 г. был открыт первый в мире памятник Гоголю. Изготовил его известный скульптор Санкт-Петербурга П. П. Забелло. Почему первый памятник был установлен именно в городе Нежин? Именно здесь свое образование получил русский писатель. Интересным фактом является и то, что скульптор П. П. Забелло вырос в городе Нежин.

Памятник писателю выполнен в виде бюста. Гоголь склонил голову и смотрит на всех проходящих как бы свысока, с полуулыбкой на губах.

Одет писатель в плащ. Именно с этим предметом гардероба была связана интересная задумка скульптора. П. П. Забелло выложил складки плаща в виде своего профиля. Но чтобы найти своеобразный автограф автора придется постараться.

В Санкт-Петербурге

В Северной столице нашей родины памятник Гоголю находится на Малой Конюшенной улице. Скульптура была выполнена М. В. Беловым, молодым дарованием. Памятник Гоголю на Гоголевском бульваре имеет некоторое сходство со скульптурой писателя в Москве. Но в отличие от работы Томского, Белов проработал фигуру Н. В. Гоголя очень детально. Скульптура представляет собой писателя в полный рост. Он над чем-то задумался, сложил руки на груди и склонил голову.

Удивительно, но инициатива открытия памятника принадлежит не администрации города, а меценатам. Их имена написаны на обратной стороне постамента. Бронзовая фигура писателя хорошо гармонирует с окружающим пространством. Памятник был обнесен железной решеткой, и в таком же стиле были выполнены фонари, которые освещают фигуру писателя ночью.

В Волгограде

Памятник Гоголю в этом городе был открыт в 1910 г. Он до сих пор хорошо сохранился, хотя его и повредили события революции и мировых войн. Памятник Гоголю считается одним из первых, установленных в Волгограде. Его скульптором является И. Ф. Тавбия. Средства на монумент были собраны горожанами, которые хотели таким образом почтить память великого русского писателя. Сегодня бюст Гоголя стоит на современном постаменте, но сам внешний вид памятника оставляет желать лучшего.

Лицо и одежда писателя в подтеках от окислившегося металла, а также черты лица немного деформированы от пуль. Сегодня посмотреть на бюст Гоголя можно в Комсомольском саду.

В Киеве

Интересный памятник Гоголю был установлен в столице Украины. Скульптура не совсем стандартна. Она, конечно, не сравнится с первым памятником Гоголю на Арбатской площади в Москве, но все же стоит учесть, что ее воздвигли задолго до столичного монумента. Автором памятника Гоголя в Киеве является Александр Скобликов. Его идея изобразить поясной скульптурный портрет оригинальна тем, что плащ писателя красиво ниспадает с постамента.

Правая рука Гоголя удерживает книгу, а левая - полы плаща. Руки скрещены между собой, а взгляд устремлен вдаль. Складывается впечатление, что писатель кого-то ждет или всматривается в проходящих людей.

В Киеве расположены еще два памятника, которые непосредственно связаны с Гоголем. Один из них - памятник Редкой птице. Это необычное создание возвышается рядом с мостом Патона. В одном из произведений Н. В. Гоголя было сказано, что «редкая птица долетит до середины Днепра». Но скульптор Алексей Владимиров решил, что одна все же долетит, и администрация города согласилась. Также в Киеве расположен памятник Носу. По своей форме он очень напоминает нос Гоголя. Расположена скульптура на улице Десятинной.

В Риме

Памятник Гоголю в Москве на Гоголевском бульваре не может сравниться с той скульптурой, которая воздвигнута в честь писателя в Риме. В 2002 году в столице Италии был открыт новый памятник. Что Н. В. Гоголя связывает с Римом? Русский писатель в совершенстве владел итальянским языком, и именно в столице Италии была написана значительная часть произведения «Мертвые души». По признанию Гоголя, именно вдалеке от родины он мог писать о ней честно и без прикрас. Это неудивительно, ведь ностальгия по России толкает людей на переосмысление своих жизненных ценностей. Сегодня творчество Н. В. Гоголя пользуется большим спросом у итальянцев. Многие произведения русского писателя переведены на итальянский язык.

Скульптором памятника Гоголя в Риме стал Зураб Церетели. Изваяние выполнено в академическом стиле. Писатель изображен без прикрас, он сидит на скамье, а в руках держит собственную голову с улыбающейся гримасой.

В Харькове

Бюст великого писателя был сделан скульптором Б. В. Эдуардсом. Бюст Гоголя установили в 1909 г. В одной руке писатель держит свои заметки, а в другой руке -перо. Он крепко прижимает к груди эти драгоценные для него вещи. Взгляд Гоголя устремлен на зрителя.

Во время Великой Отечественной войны бюст пострадал. Пуля пробила плечо и руку, тем самым деформировав скульптуру. Но в процессе реставрации эти дефекты убирать не стали, так как они являются частью истории города. Полюбоваться скульптурой можно на площади Поэзии.

В Днепропетровске

Памятник Гоголю просто не могли не установить в этом украинском городе. Ведь знаменитый русский писатель родился и вырос именно на Украине. Этот период его жизни находит отражение во многих произведениях. Н. В. Гоголь чтил и помнил украинскую культуру и традиции.

Бюст писателю в Днепропетровске был установлен в 1959 году. Скульптором этого памятника является А. В. Сытник. Памятники Гоголю к середине XX в. украшали уже многие российские и украинские города. Странно, что памятник в Днепропетровске не выделяется ни своим размахом, ни оригинальностью. Н. В. Гоголь изображен в академическом стиле. Лицо писателя и его одежда хорошо детализированы. Посмотреть на бюст великого русского писателя можно на пересечении улицы Гоголя и проспекта Карла-Маркса.

В Калуге

Несмотря на то, что памятник Гоголю в Калуге был открыт совсем недавно, в 2014 году, он пользуется большим интересом как со стороны жителей города, так и туристов. До недавних пор на месте бронзовой скульптуры стоял небольшой обелиск. Современный памятник имеет большой размах - 2,5 м. Автором монумента является московский скульптор Александр Смирнов. Место для установки было выбрано неслучайно. Ведь именно здесь, в парке Циолковского когда-то жил и работал русский писатель. Близкие друзья Гоголя собирались у него дома и слушали отрывки из второго тома произведения «Мертвые души», которые, к сожалению, у нас возможности прочесть нет.

Интересный факт о памятнике: инициатором его установки стал актер местного театра Валерий Золотухин. Он настолько проникся творчеством писателя, когда играл в его пьесе «Ревизор», что уговорил администрацию всерьез заняться вопросом об установке монумента. И он добился своего. Администрация города не только открыла памятник, но и устроила в этот день праздничный концерт. Играл духовой оркестр, гуляли разряженные дамы и кавалеры в костюмах, сшитых по моде XIX в.

Скульптура, установленная в Калуге, изображает писателя за работой. Гоголь стоит в раздумьях рядом с конторкой.

На ней разложены сочинения, а также здесь присутствуют перо и чернильница. Монумент изображает Николая Васильевича в момент раздумий. Писатель стоит, немного сгорбившись, взгляд направлен в землю. Интересно, что А. Смирнов решил изображать Гоголя не в привычном для писателя плаще, а в шлафроке.

В Полтаве

Скульптор Л. Позен создал памятник Гоголю в 1915 году. Но на постамент на улице Гоголя писатель сел только в 1934 году. Почему произошла такая задержка? Первое, что помешало монтажу - это Гражданская война. Потом невозможно было разместить памятник в связи с начавшейся Первой мировой войной. Но даже после ее окончания правительство было против установки скульптуры. Дело в том, что Н. В. Гоголь был дворянином, а большевики считали ненужным воздвижение памятников, любым образом напоминающим людям о царской власти. Несмотря на все неурядицы, монумент был поставлен на свое нынешнее место в 1934 году.

Л. Позен создал скульптуру в сидячей позе. Одна нога писателя выдвинута вперед, а другая подтянута под себя. Поза явно расслабленная. Именно так человек сидит, когда он о чем-то сильно задумался. Писатель, видимо, размышляет о только что прочитанной книге, ведь именно она находится у него в руках.

Будущие памятников

На сегодняшний день памятников Н. В. Гоголю установлено 11 штук. Но это без учета мемориальных досок, которые расположены в различных городах. В память о великом русском писателе было открыто много музеев, которые просто необходимо посетить всем почитателям русской классики.

Ежегодно правительство тратит довольно крупные суммы на строительство дорог. Проводится реставрация муниципальных зданий, но вот памятники на реставрацию почему-то отправляются редко. Администрации городов имеют разное мнение о том, как нужно поддерживать скульптуры в надлежащем виде. Поэтому одни монументы на данный момент выглядят превосходно, а другие, к сожалению, оставляют желать лучшего. Несомненно, радует тот факт, что с каждым годом в России становится все больше меценатов, которые поддерживают искусство. Поэтому будем надеяться, что памятники Гоголю и другим выдающимся деятелям культуры и искусства не будут терять свой презентабельный вид, и их своевременно будут реставрировать.

26 апреля 1909 года в газете «Новое время» опубликовали статью В.В. Розанова об открытии памятника Н.В. Гоголю: «Сегодня в Москве совершается торжественное открытие всероссийского памятника Гоголю. Около бронзового монумента первому русскому поэту, великому и несравненному Пушкину, в древней столице поднимается такой же бронзовый монумент и его младшему другу и сверстнику, украинскому художнику слова, который сделался вторым по значению, по силе и влиянию поэтом всея Руси. Великая и Малая Россия через эти памятники, поставленные именно в Москве, этом дорогом «сердце России», сливаются духовно в одно и символически говорят, что есть одна Россия и один русский народ, как одна душа, один голос, одна воля» .

Несмотря на всеобщее одобрение идеи создания памятника писателю в самом центре Москвы, скульптура Н.А. Андреева вызвала неоднозначное отношение современников. Уже 29 мая 1909 года в «Петербургской газете» вышла заметка под заголовком «Проект замены неудачного памятника Гоголю новым монументом», в которой было сказано: «Ходят слухи, что группа художников и известных коллекционеров, оставшихся недовольными памятником Н.В. Гоголю в Москве, намерены открыть подписку и, когда соберется достаточное число протестантов, возбудить ходатайство о замене этого памятника другим».

Недовольство было в чем-то справедливым: вместо торжествующего писателя, москвичам предстал задумчивый гений в позе, полной отчаяния. Современники называли памятник «вороной» или «летучей мышью». Художник М.И. Нестеров говорил, что «для Андреева нет пощады» за то, что он изобразил Гоголя «умирающим, в смертельной тоске отрекающимся от всего им содеянного». Илья Репин был одним из немногих, кто высказывал свое одобрение смелой задумке: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто».

Особое изящество памятнику придают барельефы, украшающие постамент, авторства Ф.О. Шехтеля. Они выразительно передают образы гоголевских героев. Среди персонажей Федор Осипович изобразил и своих современников. Обойдя композицию, можно найти портреты писателей В.А. Гиляровского, А.И. Куприна и самого архитектора.

Памятник Гоголю работы скульптора Николая Томского

Советская власть, пришедшая в 1917 году, сначала была довольна образом Н.В. Гоголя на бульваре, который из пречистенского стал называться гоголевским. В скорбной фигуре поэта видели «жертву царского режима».

Считается, что скульптура показалась слишком пессимистичной И.В. Сталину, и по его указу монумент на бульваре поменяли. Памятник Н.А. Андреева перенесли сначала в Донской монастырь, а затем во дворик Дома-музея Н.В. Гоголя на Никитском бульваре. Однако бронзовые фонари и решетки, выполненные по проекту Н.А. Андреева, которые являлись частью единого скульптурного ансамбля, задуманного автором, остались на Гоголевском бульваре.

Монумент работы Николая Томского больше подходил под концепцию «веры в светлое будущее», пропагандируемой в СССР. О фигуре писателя, которая теперь возвышалась на Гоголевском бульваре, практически сразу сочинили эпиграмму:

Юмор Гоголя нам мил,
Слезы Гоголя - помеха.
Сидя, грусть он наводил,
Пусть теперь стоит - для смеха!

В середине 2000-х годов началось движение за перенос памятника скульптора Н.А. Андреева на историческое место. Однако решение по этому вопросу так и не было принято.

Валерий Турчин,

фото Вадима Некрасова

Памятник Гоголю - символ России

Памятник, открываемый Гоголю в Москве, овеществляет, бронзирует мысль о Гоголе, утвердившуюся в душе русского народа. Памятник выражает собою, что Гоголь призван как великий учитель, как великий наставник русского народа: ибо только людям с таким значением, Русь ставит памятники. Нет русского современного человека, частица души которого не была бы обработана и прямо сделана Гоголем. Вот его значение.

В.В.Розанов. Русь и Гоголь. 1909.

26 апреля 1909 года. Пасмурный, серенький денек. Порывы холодного ветра. Весна еще только вся в предчувствиях, и, кажется, не лето, а осень близко. При призрачном свете далекого солнца за облаками движутся толпы людей - движутся к Пречистенскому бульвару, когда тот завершается у Арбатской площади. У них цель одна: присутствовать при открытии памятника Н.В. Гоголю. Дело не только в жажде зрелищ, до которых Москва всегда охоча. Создание его - дело всенародное, задуманное давно и наконец осуществленное. Настроение в толпе праздничное, на домах развеваются флаги, многие идут с букетами цветов. Для соблюдения порядка были натянуты канаты вдоль тротуаров, около них дежурят городовые. Через них протискиваются те, кто спешит на торжественную литургию в храм Христа Спасителя.

Служит многочисленное духовенство во главе с епископом Трифоном. Хор мощно и слаженно исполняет церковные песнопения. Звуки уносятся под высокие своды, там прозвучав в последний раз. Около 12 часов присутствующие в храме длинной вереницей направляются вдоль Пречистенского бульвара к памятнику. За духовенством шли представители власти; бросались в глаза расшитые золотом мундиры, роскошные дамские туалеты, иностранные гости привлекали внимание своими мундирами, а нередко и национальными одеждами. Толпа у памятника была столь плотная, что делегации с венками с трудом протискивались среди массы людей. Вместо предполагавшихся 1500 почетных гостей у памятника оказалось более четырех тысяч человек! На них укоризненно взирали пустые трибуны. Они были сооружены для почетных гостей, однако на них никого не пускали, так как не имелось уверенности, что конструкция их совершенна и что они не рухнут из-за ошибки инженеров. Русский абсурд, так талантливо воспринимавшийся писателем, тут проявился во всей полноте, доказав, что Гоголь всегда прав…

Сам памятник укрыт брезентом и мало кто знал, каким представлен великий писатель. С эскизами знакомы были только члены жюри и городская администрация, которые прибыли к самому открытию. Некоторое время ситуация была неопределенной, что-то тревожное имелось в самой атмосфере, и в ожидании долгожданного события многие гадали, что же удалось сделать скульптору, каков «наш» Гоголь?

И вот свершилось! Городской голова дал знак, и завеса, укутавшая монумент, пала. Эффект этот оказался несколько смазан, так как хаос в толпе невольно отвлекал внимание, но все же картина впечатляла. Все замерли. Арбатская площадь вся заполнена народом, пестрели школьные знамена, под которыми выстроились учащиеся городских начальных школ. Над делегациями высились разноцветные стяги и венки, которые подняли вверх, чтобы не помялись. Детский хор исполнил «гоголевскую» кантату, начали произноситься речи, которые мало кому были слышны. Толпа гудела. Памятник всех сильно удивил. Он стоял в середине специально обустроенной площадки, окруженной железной оградой в ампирном стиле, по сторонам четыре громоздких фонаря, поставленных на спины львов. К нему вели ступени из светлого камня. Так что окружение памятника было стильным и благородным.

На высоком почти черном, на самом деле темно-темно-зеленом гранитном пьедестале, на гранитной же скамье восседал бронзовый Гоголь. В скорбной позе, укутанный в альмавиву, с поникшей вниз головой. Писатель погружен сам в себя, в свои скорбные мысли. Для него вокруг нет никого. В фигуре - вселенская скорбь, Weltschmerz . Всем почудилось что-то жуткое. Молчание воцарилось на площади и около памятника. Пугал не только скорбный лик. Страшна была и костлявая рука, просунувшаяся из-под плаща. Затем уже разгорелись споры. «Буря разноречий», как выразился один очевидец.

Сама погода в тот день соответствовала статуе на постаменте. Скрываясь в складках покрова, фигура словно хотела спрятаться от холодного ветра, не видеть этого серого неба. Весь вид бронзового писателя как бы выражал отвращение к окружающей обстановке: «не мое это, не мое!». Скульптор прекрасно передал настроения позднего Гоголя, Гоголя сжигающего вторую часть «Мертвых душ», автора «Выбранных мест из переписки с друзьями», писателя полного масонского мистицизма, боящегося и ждущего смерти. Об авторе «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода», «Ревизора» тут вспомнить было трудно.

Современникам показалось, что скульптор сделал писателя слишком «человечным», скорее проиллюстрировав часть его биографии, чем характеризовав его полностью. Всем же (ну, не всем, конечно, но многим) хотелось увидеть Гоголя-поэта, способного сочетать и смех, и слезы. А так, «больная птица». Такое сравнение было у многих на устах. Его повторяли и в прессе. Но все, однако, при этом понимали, не соглашаясь в большинстве своем с трактовкой Андреева, что работа перед ними мастерская, не банальная, далекая от академических шаблонов.

На барельефы, которые лентою охватывают постамент чуть ниже середины, внимания никто сразу не обратил, их будут рассматривать позже, когда удастся подойти к памятнику поближе. И если они покажутся вполне удовлетворительными, то суждения о самой фигуре в основном будут отрицательными.

Так что же случилось с автором, почему возникла такая концепция монумента, которая была понята немногими? Почему постепенно шла реабилитация, если так можно сказать, этого произведения, почему ныне мы почитаем его как подлинный шедевр, а саму идею, полную трагического пафоса, воспринимаем как истинную?

Мысль о необходимости постановки памятника Гоголю в Москве возникла в 1880 году во время знаменитых Пушкинских празднеств. На одном из заседаний Общества любителей российской словесности, где присутствовали, в частности, Достоевский, Тургенев, Островский, Писемский, Аксаков и др., возникла мысль, что в продолжение «утешения великой тени поэта» надо положить начало всенародной подписки на памятник Гоголю в Москве, превратив город в пантеон русской литературы. «Гоголевский фонд» стремительно набирал средства, и был создан специальный комитет во главе с московским генерал-губернатором. Последний из них, Н.И. Гучков, довел дело до конца. Вопрос, который долго обсуждался, где быть памятнику. Назывались самые разные места, и Лубянская и Театральная площади, и Рождественский и Никитский бульвары. Тем не менее остановились на Арбатской площади, и не на ней, собственно, ибо там находилась извозчичья биржа, а на конце Пречистенского бульвара, примыкавшего к площади.

Заказ на сооружение монумента был дан скульптору А.Н. Андрееву, к тому времени уже успешно работавшему и хорошо известному по выставкам. Комитет предложил ему сделать модель, и если кто из членов комитета будет возражать, заказ будет аннулирован. Андреев с этим предложением согласился. В конце апреля 1906 года модель памятника была готова, продемонстрирована комитету и им единогласно одобрена.

Учтем, что, наряду с открытием памятника, проводился еще ряд важных мероприятий. В актовом зале Университета, созданном Д.Джилярди, разместились российские и иностранные профессора, академики, государственные мужи. В речах их давалась та или иная характеристика личности Гоголя, его наследия. На следующий день проводилось совместное заседание ученых Университета и Общества любителей российской словесности. Вечерами в Большом театре показывали «Майскую ночь» Римского-Корсакова и в Малом - «Ревизора» и «Театральный разъезд». Для избранной публики состоялся раут в городской Думе, а заключительным актом торжеств явился банкет в «Метрополе». Фельетонисты заметили две особенности в завершившемся мероприятии. Во-первых, за исключением Валерия Брюсова тут не присутствовали современные писатели и поэты, а во-вторых, вокруг памятника собирались представители всех сословий и всех политических партий и направлений. Радикалы смешивались с либералами, социалисты с черносотенцами. И у всех был «свой» Гоголь…

Нас интересует не только общественный резонанс на открытие памятника. Важно, что хотел им сказать сам мастер, его создавший, какие настроения он выразил, в чем истинный смысл его создания, значение которого раскрывается ныне все полнее и полнее. Не признанный и непонятый современниками, этот монумент уже в 1920-е годы кажется достойным и полным глубокого смысла 1 . Правда, в 1952 году по прямому указанию Сталина памятник был снят и отправлен на хранение в Музей архитектуры при Академии архитектуры СССР 2 . На его месте был открыт другой «другому» Гоголю работы скульптора Н.В. Томского и архитектора Л.Г. Голубовского. Андреевский памятник был в 1959 году установлен во дворе дома №7а по Никитскому бульвару (тогда Суворовскому). Там с 1848 года жил писатель и в 1852 году там же скончался.

Ограда и фонари остались на старом месте, а новый приют зеленоватой бронзы на темном пьедестале среди деревьев выявил какие-то новые черты в трактовке образа. Гоголь кажется здесь беззащитным, еще более уставшим от жизни. Правда, далеко не многие гости столицы и москвичи знают, где обитает «их» Гоголь. Тот же, который занял его место, кажется неким схематично исполненным истуканом, лишенным проявления всяких чувств. Если андреевского Гоголя невольно сравнивали со статуей Пушкина работы Опекушина, что на Тверском бульваре, причем не в пользу последнего, то о сравнении «двух Гоголей» и говорить не приходится, одно - ремесло, другое - искусство, причем искусство полное символики и большого, не сразу открывающегося смысла. Того смысла, который созвучен нашим дням.

Так что Андреев сумел найти образ, сущность которого все больше и больше раскрывается со временем.

Увлеченный борьбой импрессионизма и стиля модерн в 1900-х годах, Андреев понял, что радикальный выход из такой ситуации он сможет найти, обратившись к большим формам. Собственно, он поступает так же, как и знаменитый тогда Паоло Трубецкой. Его памятник Александру III был открыт в Санкт-Петербурге в том же 1909 году, что и Гоголь в Москве.

Трубецкой также вырвался из плена импрессионизма, признанным мастером которого он являлся, и создал выдающееся произведение. Характерно, что у этих двух мастеров, ушедших от эскизности и желания передавать мгновения, стремление работать с masse générale приводит к изменению стилистики. У них появляется тяга к определенной экспрессионистичности, заостренности образа, которые современники приняли за гротеск. Они новаторы, и их монументальные работы лучшее, что было создано в таком жанре в дореволюционные годы в России. Их работы - определенный ответ на ситуацию, сложившуюся к годам революции 1905–1907 годов (характерно, что замысел у двух скульпторов откристаллизовался к 1906 году). Установленные в годы так называемой реакции, они соответствовали определенным идейным исканиям в обществе, среди либералов и социалистов. Хотя заказаны были в одном случае царской семьей, в другом Комитетом на собранные «народные» средства, но с благословения высших административных кругов.

Либералы, купечество и коллекционер И.С.Остроухов были «за» памятник. Они видели в нем выражение протеста против самодержавия. Сатирик бичевал гниль и мерзость царского правления и, измученный, пал. Письмо Белинского гневно оценившего «Выбранные места из переписки с друзьями», стало в 1900-е годы широко известно, яростно обсуждалось. Трагедия гения - так трактовались последние годы жизни Гоголя. Он - жертва царизма. Новая и смелая форма произведения убеждала в том, как многое доступно крупному мастеру. Другие круги, противоположные либералам, также видели идейную подоплеку памятника, и она им решительно не нравилась. Острый взор андреевского Гоголя обращен не только в прошлое; он зрит и в настоящее. Его боль за Россию - боль и за сегодняшнее состояние страны.

Андреев был в 1900-е годы молодым мастером, правда, успешным, одаренным. По духу своему бунтарским. Так он отказался от официального заказа на памятник великому князю Сергею Александровичу. Ему хотелось выражать значительные идеи.

Андреев начал готовиться к участию в конкурсе еще в 1904 году, когда жил на Украине, делал наброски. В 1906 году он вновь поехал туда для сбора материала. Побывал в Миргороде, Яновщине, посетил сестру Гоголя, зарисовывал местные типажи. Там поразил его ярый шовинизм националистически настроенной интеллигенции, не «признающей» Гоголя. Так был дан первый толчок для размышлений о писателе гонимом, отверженном. Дальше такая трактовка увлекала Андреева все больше и больше. Он просматривал иконографию писателя (к тому времени вышел иконографический альбом Фишера), читал мемуары современников. Наконец, скульптор советуется с психиатром Баженовым, читает специальную литературу. Концепция «позднего Гоголя» стала явно ведущей, и она нашла выражение в самом памятнике.

Общей массой смотрится вся бронзовая фигура писателя. Пример статуи Оноре де Бальзака работы Огюста Родена повлиял несомненно. Там фигура французского романиста представлена задрапированной не то в халат, не то в рясу доминиканского монаха. И тут и там ценилась общая масса, слабо расчлененная, скрывающая анатомию тела. Таким образом, больше внимания может привлечь только голова, выражение лица. Оно опущено вниз для того, чтобы быть в тени. Тень сакрализирует форму, придавая ей оттенок таинственности. Тень - это иной мир, противоположный свету реального бытия. Зритель обращает внимание на «больное» выражение лика, на длинный нос, на опущенные веки, из под которых видны зоркие глаза. Те, кто знали иконографию писателя, полагали, что он тут «непохож». Однако для монумента проблема сходства отнюдь не самая главная. Важно сходство «историческое». А оно здесь есть.

Поражала и высовывающаяся рука, словно готовая схватить добычу. Мало кто знает, что для нее «позировала» рука скульптора В.Н. Домогацкого, приятеля Андреева. Жест выразительный, запоминающийся. Все в этом произведении дышит скрытой силой, затаенной энергией. Гоголь представлен больным, но сила духа его несомненна. А это главное. Человек смертен, но душа его устремлена к великому, ему одному известному. Гоголь страдает, однако страдает он по России.

И это важно, это выразил скульптор.

Гоголь исподлобья взирает вокруг, словно мучительно пытаясь понять, что же происходит. Нет ответа. И боль его навек остается с ним. Трактовка оригинальная, образ трагичен. Скорее это показ не только определенного биографического момента, ставшего главным. Перед нами символ России, мучительно искавшей и ищущей путей своего развития. Много и часто думающей об этом. Но где, собственно, ответ? Так образ писателя стал больше, значительнее самого писателя, стал образом России.

Некоторые считают, что рельефы исполнены в иной манере, чем сама статуя, и полагают, что это нехорошо. Однако это было единственное правильное решение. Символ нуждался в дополнениях, комментариях. Не слишком искушенные зрители с интересом рассматривали рельефы - своеобразные пластические иллюстрации к известным произведениям писателя. У них не имелось хулителей, все признавали рельефы совершенными. Конечно, в их трактовке сказывалось влияние театральных постановок, и, верно, для ряда типажей позировали некоторые известные московские артисты. Наконец, в рельефах отмечалась некоторая шаржированность. Тарас Бульба и его сыновья представлялись равными героям «Ревизора» и «Мертвых душ». Однако это единство стиля всех четырех рельефов казалось необходимым. А так их мастерство лепки, острота силуэтирования, само построение композиций - совершенны. Они и дают понять, чем, собственно, явился Гоголь для отечественной литературы, а шире - и для русской культуры в целом.

Фигура писателя представляет в исполнении мастера пример круглой скульптуры, секрет которой был открыт в эпоху итальянского Ренессанса, а затем и маньеризма. Смысл такой формы заключается в том, что пластика не просто «кругла», но рассчитана на осмотр со всех точек зрения с разных пунктов окружающего пространства (так говорилось в старинных трактатах). Такая форма трудна для исполнения, так как мысленно автор должен представлять себя на месте предполагаемого зрителя. И смысл тут заключается в том, что форма как бы заставляет смотрящего обходить ее вокруг, и каждый новый взгляд дает дополнение к тому, что открылось раньше. Осмотр предполагает определенное «исполнение» формы в пространстве, некую многоракурсность, то есть она как бы диктует то, как ее следует воспринимать.

Так как фигура писателя вознесена на постамент, ничто не препятствует подобному восприятию. Некогда сама фигура эффектно смотрелась на фоне неба, и эта связь с высоким пространством еще больше придавала ей энергетических сил. Казалось, что темная масса бронзы оживала. В этом кроется нечто магическое. Статуя явно предполагает ритуальное отношение к ней, поклонение. Если, как многие хотели бы, памятник вернется на «свое» место, то к нему, соответственно, вернется и былая сила, несколько приглушенная в небольшом пространстве московского дворика.

Характерно, что в память открытия в Москве монумента Гоголю Андреевым была исполнена плакетка, заказанная Комитетом. На одной ее стороне находится бюст писателя, на другой боковое изображение памятника.

В период кризиса монументального искусства такие произведения, как андреевский Гоголь, внушали надежду, что не все еще потеряно. И они стали символом надежд на великие свершения.

Гоголь из года в год понимается все сложнее и сложнее. В произведениях его видна бездна смыслов, аллюзий, символов. В дореволюционной России только единицы догадывались об этом. Теперь благодаря исследованиям маститых историков литературы и философов нам открываются глубинные слои его художественно-философской мысли. Да и андреевский памятник понимается также сложнее и многограннее.

Многое нам дала эпоха Серебряного века.

Она же оставила нам в наследство памятник Н.В.Гоголю работы скульптора А.Н.Андреева.

1 Смущавший ранее многих замысел этот кажется теперь и значительным, и убеждающим. См.: Терновец Б.Н. Русские скульпторы. М., 1924. С.35.

2 История передвигаемых памятников в России еще не написана, но могла быть поучительной. Так перемещались монументы Петра I Растрелли в Петербурге, Пушкина на Тверской в Москве, Александра III Трубецкого и др. То, что делалось на века, оказывалось игрушкой в руках политиканов.

В год столетия со дня смерти великого писателя Н.В. Гоголя, в 52-ом году прошлого века, у властей города родился план по установке памятника великому писателю на Манежной площади Ленинграда. В том же году был заложен камень на месте предполагаемого размещения памятника. Однако камень пробыл в таком состоянии вплоть до 1999 года, а монумент Гоголю был возведен на другом месте.

Открытие памятника в торжественной обстановке случилось только в 1997 году. Местом установки выбрали старинную брусчатую улицу в центре Санкт-Петербурга, одну из первых пешеходных, Малую Конюшенную. Малая Конюшенная – исконное название. Улица в XVIII веке сменила имя на Рождественскую, а затем советские власти переименовали её в ул. Софьи Перовской. Прежнее имя Малая Конюшенная вновь обрела в 1992 году, 4 октября.

В Петербурге открытие памятника писателю, автору бессмертных «Вия» и «Мертвых душ», «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Тараса Бульбы», стало возможным стараниями общества «Клуб Невский проспект» и на его средства, а также при поддержке других организаций и предприятий города на Неве, список которых можно прочитать на обратной стороне постамента памятника. Автором проекта монумента является Михаил Белов, бывший учеником М.К. Аникушина – знаменитого скульптора из Санкт-Петербурга, автора памятника Пушкину.

Памятник на Малой Конюшенной – далеко не единственный, а, пожалуй, и один из самых молодых памятников Николаю Васильевичу. Одним из первых памятников был установлен в Нежине Парменом Петровичем Забелло ещё в 1881 году (теперь их там два). Позже появились памятники в Москве на Пречистенском (в настоящее время – Гоголевском) бульваре (настоящим местонахождением скульптуры является Никитский бульвар), Волгограде (Царицыне на момент возведения скульптуры) на Екатерининской улице (сейчас улица, на которой стоит памятник, кстати, самый старый в городе, называется Гоголевской), Днепропетровске, Полтаве. В Киеве есть памятник «Носу», который можно увидеть на Андреевском спуске, на доме 34.

Работа над памятником продолжалась не один год. Мистичность и таинственность в образе Николая Гоголя – вот то, что стремился отобразить скульптор в своем произведении. Над архитектурным обликом проекта трудился известный художник-архитектор Владимир Сергеевич Васильковский. Фигура писателя, высотой 3 метра 40 сантиметров, была исполнена в бронзе и располагается на постаменте из гранита. Общая высота памятника составляет пять метров. В мастерской А.В. Рытова были вырублены буквы на постаменте и его полировка.

Надпись на фасаде гласит: «Николаю Васильевичу Гоголю». И действительно, этот памятник поставлен, как признание и почитание жителей города, которому Гоголь так много посвятил в своем творчестве и в жизни, ведь цикл Петербургские повести («Невский проспект», «Портрет», «Шинель», «Нос», «Записки сумасшедшего») – особый период в творческой деятельности Николая Гоголя, упоминающийся часто литературоведами как второй, «петербургский» период творчества гениального писателя.

Николай Васильевич стоит, скрестив руки, в длинном пальто с накидкой, складками одежды касаясь постамента. Голова писателя слегка повернута влево, в сторону от Невского, взгляд устремлен вниз. Гоголь задумчив, и, кажется, будто прогуливаясь по брусчатой улице, он остановился оттого, что ему пришло озарение, и он обдумывает идею нового бессмертного произведения. Четыре фонаря в старинном стиле, установленные рядом с памятником, удачно дополняют скульптуру и позволяют гармонично вписать монумент в архитектуру Малой Конюшенной.