Как натереть свечкой бумагу. Граттаж

Граттаж (от франц. Gratter - скрести, царапать) - это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или черной гуашью.

Другое название техники - воскография , иногда ее также называют царапкой . Рисунки, выполненные в технике граттаж, отличаются контрастом белых линий и черного фона, и похожи на гравюры. А если предварительно покрасить лист бумаги в различные цвета, то рисунок получится очень интересным и оригинальным.

Хочешь создать свою собственную картину в технике граттаж? Давай попробуем!

Цветочная композиция в технике граттаж

Для работы Тебе понадобятся:

  • два листа бумаги (важно: один - толстый (например, белый картон - он будет полотном для будущей работы), и один обычный - для эскизного рисунка),
  • карандаш;
  • ручка, которая уже перестала писать;
  • набор гуаши;
  • кисточка;
  • черная тушь или черная гуашь;
  • свеча.

1. Возьми толстый лист бумаги (или белый картон) и обозначь на нем хаотичными плоскостями места, которые потом мы закрасим в разные цвета.

Плоскости могут быть любых форм: в виде пятен, как у меня, или же в виде кругов, полосок. Могут иметь четкие контуры, или плавно перетекать из одного цвета в другой. Все зависит от твоей фантазии.

2. Когда плоскости будут обозначены, разрисуй их в различные цвета. Цветовую гамму подбирай самостоятельно. Это могут быть только теплые, или только холодные цвета, или все цвета радуги, как у меня. Когда вся бумага будет раскрашена, оставь ее до полного высыхания.

Маленький совет: используй больше светлых и ярких цветов, они делают хороший контраст с черным цветом.

3. Если краска высохла, можно смело переходить к натиранию бумаги. Возьми любую ненужную свечу и щедро натирай ней бумагу. Важно, чтобы слой воска был толстым, тогда царапать рисунок будет на много легче. Если у Тебя образовался белый налет, как на фото - тогда все хорошо. Но перед тем, как переходить к следующему этапу, проверь, все ли плоскости хорошо натерты воском.

4. На этом этапе покроем бумагу черной тушью или гуашью. Если Ты покрываешь поверхность черной тушью, предварительно стоит растворить ее с мылом. Так тушь будет лучше ложиться на восковую поверхность. Бумагу закрашиваем плотно, не оставляя белых пятен и разводов. Оставляем до полного высыхания, а сами в то время приступаем к следующему этапу.

5. Пока заготовка под рисунок граттаж сохнет, подготовим эскиз нашего будущего творения. Я выбрала цветочную композицию. Для начала кругами обозначим расположения будущих цветов и нарисуем линии стеблей.

6. На обозначенных плоскостях рисуем разнообразные сказочные цветы. Их форму, размер, листочки можешь придумать сам. Пусть Твои цветы будут оригинальными, фантастическими - это придаст рисунку индивидуальности. Прорисуй толстые стебли.

7. Добавь к цветам сказочные листочки, а также дорисуй детали фона: бабочек, пузырьки и любые другие украшения.

8. Эскиз картины готов. Осталось только перенести его на заготовленное черное полотно. Как это сделать? Очень просто.

Сверху на черную бумагу ровно приложи бумагу с эскизов, чтобы уголки листочков совпадали. Возьми ручку, которая уже перестала писать, и прорисуй контуры эскиза, немного прижимая. Такой метод поможет сделать отпечаток эскиза на черной бумаге. Проверь, все ли контуры Ты обвел. Когда все будет готово, сними листок, и Ты увидишь, что контуры рисунка перебились на бумагу, как показано на фото.

9. А теперь можно перейти к самому интересному! Полученные контуры начинай царапать ручкой, которая не пишет, или острой палочкой. Если слой воска под краской будет толстым, то Ты убедишься, как легко и приятно царапается рисунок.

Создавая рисунок в технике граттаж, Ты убедишься, насколько интересно наблюдать, как под краской появляются различные цвета, и цветок получает сказочную окраску.

10. Процарапай все контуры до самого конца. Тогда у Тебя получится такой рисунок, как у меня. Можно оставить его так, он уже замечательный. А можно еще добавить различных орнаментов и штриховок для более оригинального вида.

11. На этом этапе добавь рисунку уникальности с помощью различных штриховок, орнаментов. Некоторые части можно полностью процарапать. По желанию, добавь травку и некоторые элементы фона. Все зависит от твоей фантазии.

Поздравляю, рисунок готов! Эту композицию я решила сделать цветной, поэтому для начала покрывала лист бумаги цветными пятнами. Можно делать и черно-белые рисунки граттаж. В таком случае лист бумаги не покрывается красками, а сразу натирается свечой, а затем - черной тушью или гуашью.

Черно-белые граттажи похожи на гравюры и выглядят просто невероятно. Не бойся фантазировать и экспериментировать. Попробуй также рисовать без предварительного эскиза, сразу делая царапины на готовом полотне. Это будет прекрасно развивать Твою фантазию!

Мастер-класс для воспитателей детского сада

«Нетрадиционная техника рисования – граттаж»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие). Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Рисование в детском саду, так же как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем.

Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники (рисование пальчиками, печать от руки, рисование «тычками», рисование печатками, тампонирование, монотипия, пластилиновая живопись, граттаж, батик).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям: чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Совершенствует умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений. Воспитывает интерес к нетрадиционному рисованию. Стимулирует активность, инициативность в придумывании содержания изображения. Очень нравиться детям рисовать в технике «граттаж».

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Обычно использую плотную бумагу или картон, закрашиваю гуашью (можно смешать с тушью). Можно взять цветной картон, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, специальным штихелем, зубочисткой, острой палочкой, стержнем и.т.д. - процарапываем на готовом фоне рисунок из тонких белых или цветных линий.

Техника – граттаж – интересна детям – независимо от возраста – разница лишь в том, что младшим готовит исходный материал воспитатель, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста - всего в три шага.

Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.

Работа в технике граттаж проходит несколько этапов:

Первый этап.

Для рисунка берется плотной лист бумаги, лучше картона. В зависимости от того, какой вы хотите получить рисунок (цветной или чёрно-белый) раскрашивайте лист бумаги восковыми мелками, акварелью, гуашью или берите цветной картон. Нужно заранее с обратной стороны картона указать где верх, а где низ рисунка, чтобы потом не ошибиться при процарапывании, когда весь лист будет покрыт верхним слоем.

Обычно используют акварельные краски, гуашь или акрил. Допустимо использовать для цветного фона масляную или восковую пастель.

Второй этап.

Когда краска высохнет, следует приступить к затирке воском или парафином. Обязательным условием качественной работы будет то, насколько тщательно и добросовестно затерт каждый миллиметр листа.


Третий этап.

Следующий этап после затирки – нанесение черной или цветной краски. Если используется тушь, то нужно подготовить для работы обычное или жидкое мыло, периодически макать кисть в мыльную воду. Если - гуашь, то в отдельной баночке смешать ее с жидким мылом. Это делается для того, чтобы равномерно нанести тушь или гуашь и избежать ее скатывания с жирной поверхности воска или парафина.

Четвёртый этап.

Следует подождать, чтобы краска хорошо просохла, ни в коем случае не сушить вблизи отопительных приборов, иначе воск расплавится, впитается в бумагу или в верхний слой картона и его невозможно будет процарапать.

Пятый этап.

Когда лист будет готов к работе, начинайте процарапывать на нём рисунок. Если ребёнку трудно начать работу самостоятельно, предложите ему заранее подготовленный шаблон или трафарет. На основе вашего трафарета ему будет легче дополнить рисунок своими элементами и придумать сюжет картины самостоятельно.

Работа в технике «Граттаж» требует больших усилий, поэтому, регулярно во время рисования проводите физ-минутку и пальчиковую гимнастику.

В технике «Граттаж» Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, а так же ночной город, космос, подводный мир и всё что связанно с живой природой.

Для удаления стружки туши при работе нужно использовать широкую кисть.

В процессе своей работы я использую следующие методы и приемы:

методы обучения:

    информационный;

    исследовательский;

    практический;

информационный метод включаются следующие приемы:

    рассматривание;

    наблюдение;

    экскурсия;

    образец воспитателя;

    показ воспитателя.

словесный метод включает в себя:

    беседу;

    рассказ, искусствоведческий рассказ;

    использование образцов педагога;

    художественное слово.

практический метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

    прием повтора;

    работа на черновиках;

    выполнение формообразующих движений рукой.

На стол ты лист бумаги положи,

Его красиво распиши,

Свечой, как следует, натри

И краской спрячь все, что внутри.

Фантазию свою включи,

Её на лист перенеси.

Волшебной палочкой своей

Ты нацарапай поскорей:

Звезду, волну, портрет, пейзаж -

Вот и вся техника – граттаж.

Лилова О.А.

Как часто видим жизнь мы в черном цвете,
И счастье - словно призрачный мираж…
Под черной тушью - мир из радуг, света.
Люблю картины в технике граттаж!

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса нетрадиционной техникерисования – граттаж, развитие творческих способностей дошкольника средствами нетрадиционной техники рисования “граттаж”.

Задачи:

Познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной техникой рисования граттаж;

Познакомить с основными приемами выполнения техники “граттаж” ;

Изучить технологию выполнения рисунка в технике “граттаж”.

Основные этапы мастер-класса:

1. Теоретическая часть

2. Практическая часть.

3. Подведение итогов.

Мастер-класс по не традиционной технике рисованию. Метод "Граттаж"

Шарыпова Анна Александровна, воспитатель 5 группы МАДОУ города Набережные Челны «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №96 «Умничка»

Мастер - класс предназначен для воспитателей детских садов и родителей, детей старшего дошкольного возраста.
Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»
Задачи:
Учить детей рисовать с помощью трафарета.
Воспитать аккуратность в ходе выполнения работы.
Совершенствовать умения и навыки детей в комбинировании различных техник.
Развивать речь и мышление
Цель:
Познакомить воспитанников с одним из видов графики - граттажем

Название работы: "Бабочки"
Зачитываем стих Г. Ряскина

На лесной полянке чудо -
на цветочках бантики,
это бабочки расселись
как цветные фантики.

Материал:
Альбомный лист
Восковые цветные карандаши
Черная гуашь
Свеча
Жидкое мыло
Заточенная палочка или стержень пасты
Кисть
Трафарет

Ход работы:

Раскрасить лист бумаги цветными восковыми карандашами. Карандаш должен покрыть лист плотным слоем.


Затем рисунок натираем свечой без пропусков.


Покрываем рисунок черной гуашью. P.S гуашь лучше перемешать с жидким мылом для более равномерного нанесения краски. Полученной смесью покрыть лист при помощи кисти.


Дать краске немного подсохнуть.


Пока рисунок подсыхает делаем с детьми пальчиковую гимнастику. (Ермакова И.А. "Развиваем мелкую моторику у малышей.")
1."Зайчики"
(Поставить все пальцы одной руки на стол)
Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять...
(пересчитать заек)

Будем лапками стучать
(Стучите всеми пальцами по столу вместе или в разнобой)

Постучали, постучали
И стали. Сели отдыхать.
(Согнуть пальцы в кулак)

2."Бабочка"
Сожмите пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний палец, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("бабочка машет крыльями") - сначала одной, затем другой рукой.
Рисунок подсох можно продолжать. Берем заточенную палочку или использованный стержень (в моем случае). Процарапываем рисунок (или обводим по трафарету).



По желанию можно не только обвести контур, но и "раскрасить" стержнем сам рисунок.

Рисование на черном фоне пошагово

Мастер-класс Графическая композиция «Деревенька».

Мастер-класс для детей 9-12 лет, педагогов, родителей.

Автор: Кохан Ольга Михайловна, педагог дополнительного образования, МБОУДОД "Центр развития творчества детей и юношества", город Вилючинск
Назначение: создание графической композиции, для украшения интерьера или подарка.
Цель: знакомство с приемом рисования белыми гелевыми ручками на черном картоне.
Задачи:
научить выполнять пейзаж белыми гелевыми ручками на черном картоне;
совершенствовать навыки работы в технике графика;
развивать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира;
развивать абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме;
развивать творческие способности, фантазию и воображение.
развивать глазомер, мелкую моторику рук;
воспитывать патриотизм;
воспитывать аккуратность и кропотливость в работе.

Материалы:

лист черного картона формата А4 для брошюрования с тиснением «кожа» (продается в полиграфических салонах и больших магазинах канцелярских товаров), белая гелевая ручка, простой карандаш 2Н-4Н (мягкий).

Этапы работы.


Перед началом работы следует помнить, что пользоваться ластиком при выполнении данной композиции не рекомендуется, все линии должны быть максимально тонкими, еле заметными, а их количество минимальным.
1. Расположить лист картона по горизонтали. Простым карандашом провести через середину листа горизонтальную линию, похожую на большую волну. Это будущий холм.


2. Над центральной частью холма нарисовать крышу домика, похожую на толстую букву «Л» широко расставившую «ноги».


3. Из под крыши провести вертикальные лини стен. Справа, чуть выше первого холма, провести линию второго холма. На нем наметить два домика стоящих рядом. С левой стороны листа, чуть ниже центрального холма, провести еще одну линию через весь лист изображающую холм. Над ним намечаем дом чуть крупнее предыдущих. С левой стороны от дома проводим тонкую вертикальную линию намечая ствол елки.


4. Слева от центрального домика намечаем две вертикальные линии разного размера. В верхней части каждой проводим круг или овал намечающий область кроны деревьев. С правой стороны от двух домиков намечаем стволы елочек. Необходимо следить за соблюдением пропорций. На правом краю листа наметить ствол и крону большого дерева, находящегося на одном холме с большим домиком. Над правым и левым нижними углами, наметить холмики переднего плана. В верхней части листа, чуть левее центра, наметить небольшой круг – луны. За домами провести плавно изгибающуюся линию заднего плана.


5. Над линией заднего плана проводим волнистую линию обозначающую лес на заднем плане. Над холмами переднего плана несколькими дугообразными линиями намечаем кусты. Оцениваем гармоничность композиции. На моей потребовалось наметить еще одну елочку слева от большого домика, чуть ниже первой. А так же тропинку от одного холма к другому.


6. Начинаем работу белыми гелевыми ручками. Работать следует без нажима на ручку, тогда линии будут получаться более белыми. Аккуратно обводим крышу центрального домика.


7. И заливаем ее белым цветом, получается крыша покрытая снегом.


8. С правой стороны крыши проводим два небольших штриха, а над ними маленькое белое пятно снега. Получается труба. На линиях стен рисуем срезы бревен – небольшие круги со спиралью в центре. Кругов должно быть 4-5 с каждой стороны.


9. На стене домика рисуем небольшое окошко прямоугольной формы.Вокруг и внутри окна прорисовываем раму.


10 Горизонтальными линиями намечаем бревна в нижней части домика. Для придания работе большей живости линии могут быть сплошными и прерывистыми.


11. Из трубы проводим легкие волнистые линии дыма, не более 2-3. Линии должны быть разной длинны и идти вертикально. Под домом проводим одну-две линии холма. Линии должны быть живыми соединяться, расходиться.


12. От холма провести две линии ствола дерева. В верхней части кроны линии должны соединиться.


13. По стволу проводим еще одну-две вертикальные линии показывающие структуру коры дерева.


14. От ствола в разные стороны проводим большие ветви по три с каждой стороны. Каждая ветвь должна заканчиваться на лини круга-кроны. У ствола линия ветви должна быть чуть толще.


15. От каждой большой ветви проводим маленькие ветви, каждая из которых должна доходить до лини круга-кроны.


16. Чем больше их будет, тем более густая крона получится у дерева.


17. Аналогичным образом выполняем второе дерево.


18. От среднего холма проводим одной, двумя линиями соседний холм. Выполняем домики на заднем плане, начиная с крыши.


19. Справа от домиков заднего плана выполняем ель. Она должна быть выше домика. В верхней части ели делаем небольшой штрих – это макушка ели. От макушки несколькими штрихами разной длинны выполняем первый ярус ветвей ели. Получается своеобразная «юбочка» плотно прилегающая к стволу в верхней части и расширяющаяся к низу.


20. Второй ряд ветвей выполняется аналогично, только верхняя и нижняя части «юбочки» становятся чуть шире. Важно чтобы между «юбочками» оставался небольшой зазор черного цвета. Продолжать опускать ярусы ветвей аналогичным образом опускаясь до линии холма. С левой стороны ветви ели вплотную прижимаются к домику.


21. С права выполняем большое дерево переднего плана. Проводим ствол двумя линиями, соединяющимися в верхней части. Несколькими линиями намечаем кору на стволе.


22. Верхнюю часть ствола доводим до края круга-кроны. По сторонам от ствола располагаем по 4 больших ветви. Основания больших ветвей усиливаем.


23. От каждой большой ветви отводим маленькие веточки, каждая из которых заканчивается на круге-кроны. Маленькие веточки могут пересекаться между собой.


24. Аналогичным образом у основания дерева выполняем пару кустиков.


25. Слева выполняем большой домик.


26. Проводим линии холма. Слева от большого домика выполняем высокую ель. Слева от высокой ели выполняем еще одну ель меньшей высоты.


27. Проводим линию дальнего плана без нажима. Над ней проводим линию леса. Мелкими штрихами намечаем стволы. Около домов рисуем небольшие кустики. Выполняем кусты переднего плана справа. А так же холмы одной-двумя линиями.


28. В небе прорисовываем луну, усиливая линию, для большей яркости. Дорабатываем кусты переднего плана слева. Легкими линиями намечаем дорожку между холмами.

Тема : «Сказка»

Цель : Ознакомить детей с новой техникой рисования.

Применение : работа рассчитана на детей подготовительной к школе группы, для воспитателей.

Оборудование : кисть, восковая свеча, белый картон, подстилка, вода, гуашь чёрная, стек, тряпочка.

Процесс выполнения работы:

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона. Сложность заключается в том, что трудно исправить, что уже нацарапал.

По белой стороне картона натираем восковую свечку (а не парафиновую - эффекта не будет), так, чтобы не осталась проблесков бумаги.

Потом кистью (я брала из щетины) наносим чёрную гуашь. Она будет расползаться, поэтому следует её наносить без пробелов.

Даём высохнуть

Выбираем любую сказку, картинку, персонаж сказочный (я взяла картинку из сказки «Репка»).

Начинаете царапать стеком сверху вниз, чтобы рука меньше касалась нарисованного; тоненькими линиями, которые потом прорисовываются чётче. Я начала с солнышка, потом - репка.

Потом приступила к процарапыванию деда.

Остатки от процарапленного воска либо стряхиваются, либо аккуратно (без нажатия) сметаются тряпочкой.

Готовую картину вставляем в фоторамку, т.к. при любом касании острым предметом (ногтём, например) картина может видоизмениться.

А вот картина - ребус (моё творение). На этой картине (формат А3), выполненной в технике граттаж, изображено 10 героев и предметов из разных сказок. А Вы догадались какие это сказки??? (фото 11).