Как можно научиться играть на гитаре не имея слуха. Мифы о гитаре

Можно ли хорошо играть на гитаре, если у вас нет музыкального слуха? На этот вопрос ответ такой: нет :(

Можно ли научиться хорошо играть на гитаре, если у вас нет музыкального слуха? На этот вопрос ответ: да :)

Давайте разберемся, почему ответы именно такие…

Ну почему играть без слуха не выйдет, думаю, понятно. Если вы не можете слышать свои собственные ошибки в игре, следовательно, не сможете и улучшить свою игру самостоятельно (именно поэтому многим начинающим, кто осваивает гитару самостоятельно, это дается очень не просто). Если вы не будете тренироваться различать ноты по высоте, вы рискуете разучить найденную партию песни с ошибкой, так как не заметите ее при разборе. Вы даже можете и не определить, настроена ли ваша гитара нормально, а это может привести к тому что, все сыгранное вами будет звучать плохо. Играть с другими музыкантами будет сложнее. Именно поэтому нормально играть на гитаре без более менее развитого музыкального слуха не получиться.

Почему же, все таки, можно научиться играть на гитаре, если у вас нет врожденного умения? Ответ очень простой – это умение можно натренировать и приобрести! Очень в редких случаях у людей действительно отсутствует музыкальный слух, когда человек не различает звуки по высоте вообще. Если вы можете слышать музыку, значит с вашим слухом все в порядке. Он лишь нуждается в небольшой тренировке. Хорошие учителя гитары знают об этом и обязательно дают своим ученикам упражнения на развитие музыкального слуха, соответствующие их уровню. Вот самые просты из них:

Промычать сыгранную на гитаре ноту. Сыграйте любую ноту на 5-й струне гитары, от 3 до 8 лада (в этот диапазон обычно легко попасть с любым голосом). Только не торопитесь попасть в ноту тут же и сделать это в долю секунды (чаще всего я вижу на своих уроках именно такую ошибку), если ваш музыкальный слух, еще не настолько хорош. Начните мычать с более низких нот, а дальше повышайте голосом высоту. Слушайте и анализируйте, когда высота пропетой вами ноты и сыгранной совпадут. Не бойтесь экспериментировать и пробовать спеть еще выше или еще ниже, когда вам кажется, что вы делаете что-то совсем не то. Из любых ошибок при этом процессе вы извлечете пользу, так как сама попытка анализа, определить совпадают две ноты или нет уже большое дело. Не переживайте если у вас не получится это упражнение сразу. Со временем, выполняя такое упражнение, ваш слух будет становиться все лучше и лучше. Запишите себя отдельно на диктофон и послушайте себя со стороны. Так заметить ошибки и проанализировать правильно ли вы все делаете, будет гораздо легче. Попросите вашего учителя посмотреть и послушать, как вы делаете это упражнение, возможно, он даст вам несколько советов.

Когда у вас будет получаться первое упражнение, пробуйте промычать известную мелодию. Не торопитесь и используйте советы, данные в предыдущем упражнении.

Если вы ищите учителя акустической или электрогитары в Москве, который помог бы вам развить ваш музыкальный слух и привел бы вас к желаемому уровню игры – свяжитесь со мной и я помогу вам.

В принципе, невозможных вещей не существует. Вопрос в другом: каковы поставленные задачи? Слух , как и любой навык, подлежит тренировке и развитию.

Проведем небольшую аналогию между обучением игре на гитаре и изучением иностранных языков. Можно ли услышать и понять то, что говорится на другом языке, не зная слов, ни разу не слыша их в контексте? Ответ очевиден – скорее всего невозможно. Не с чем сравнивать, поэтому нельзя догадаться. Другими словами: если нет точки отсчета в виде определенного знания, – развитый слух воспринимается как талант, который одному дан, другому нет.

От рождения человек обладает широким спектром неразвитых способностей. Их возможно трансформировать в практические знания. Чтобы научиться слышать структуру простых песен, исполняемых на гитаре , особого мастерства не требуется. Что освоено на инструменте – то, при некоторой тренировке, может быть .

Музыка в своей основе математична. Есть определенные каноны красоты, открытые давно. С развитием науки и техники музыка также претерпевала серьезные метаморфозы. (способ построения аккордов и их взаимодействия) усложнялась, изобретались новые музыкальные формы и новые музыкальные инструменты, менялись приемы исполнительства.

Также менялась и конструкция гитары как акустического инструмента. Техника игры на гитаре развивалась в нескольких потоках одновременно (различные школы исполнительства). Одна и та же физиологическая основа (в данном случае – строение рук) логично работала, опираясь на различные законы биомеханики.

Применительно к – изменялись углы соприкосновения пальца со струной (звукоизвлечение), изменялась посадка, постановка рук, мышление, репертуар. С развитием химии струны с жильных поменялись на нейлоновые. Музыкальное полотно усложнилось многократно, возникло множество совершенно новых гармонических и мелодических систем изложения музыкальной мысли.

Но вернемся к предмету. Если музыка логична, значит она подлежит изучению, и любой навык, имеющий отношение к данной области, – развиваем. Главное: определиться с системой координат и задать правильное направление движения между заданными точками.

Слух развивается , тренируется прямо пропорционально приложенным усилиям. Развитие идёт параллельно росту уровня исполнительского мастерства. Также существуют методики, развивающие навык восприятия музыки на слух. Как и в любой деятельности, здесь существует множество градаций. Один человек лучше воспринимает ритм , другой – гармонию . Третий лучше ориентируется в мелодике , четвертый – глубже воспринимает бас . Подобное различие в слуховом восприятии можно ясно увидеть на примере джазовых музыкантов, если прислушаться к тому, как они выстраивают свои импровизационные линии.

Часто приходится слышать, – у меня нет таланта.. – это не мое.. – я никогда не научусь играть на гитаре.. Открою маленький секрет, ни у кого нет таланта! Все гитаристы, которые хорошо играют, в свое время усердно тренировались и тренируются постоянно, те кто начинал с малого возраста, естественно имеют преимущества!

Развеем мифы!

Можно сравнить с языком, в детстве гораздо легче выучить языки, но с возрастом становится все сложнее, слова некоторые выговорить не получается, слова быстро забываются, также и с гитарой, пальцы с возрастом не будут уже такими гибкими, но все равно, научиться играть на гитаре никогда не поздно!

Так же есть такой миф, о музыкальном слухе , который нельзя развить, который придумали в свое время преподаватели музыкальных школ! Вы спросите для чего? Все просто, с учениками у которых есть явная склонность к музыке, заниматься гораздо проще и именно из-за этого мифа, люди теряют надежду и даже при всем желании, не пытаются развивать слух и заниматься музыкой!

Методика

На данный момент, существуют разные методики, по которым можно развить идеальный слух и освоить виртуозную технику игры на гитаре! Но сперва, вы должны определиться, чего вы хотите? Хотите играть и петь свои любимые песни с друзьями? Тогда воспользуйтесь , выучите несколько аккордов, несколько переборчиков и вы и друзья останетесь довольны, а если вы хотите стать профессиональным музыкантом, тогда вам дорога в музыкальную школу, а лучше даже частного учителя!

Если у вас и правда есть желание играть на гитаре , так учитесь, уделяйте гитаре хотя бы 15-30 минут каждый день и вы не заметите, как в скором времени научитесь, если же вы тупо хотите играть на гитаре, не уделяя времени тренировкам, то даже не берите в руки гитару!

Всего неделя по 15-30 минут в день, и вы сможете сыграть пару своих любимых песен, еще неделя и вы уже сможете петь и играть без запинок, еще неделя и вы уже знаете больше чем 3 блатных аккорда, а в конце месяца вы сможете сыграть так, что слушатели начнут просить сыграть еще!

Кстати, есть человек, у которого нет рук, но он играет лучше некоторых гитаристов с руками! Подумайте над этим!


Если есть вопросы, пишите в комментариях!

Начинающие гитаристы часто слышат различные утверждения, касающиеся гитары и самих гитаристов. Многие из этих убеждений действительно верны, а некоторые - просто заблуждения. И вот эти заблуждения могут мешать новичку в освоении гитары. Давайте сегодня развеем некоторые мифы о гитаре и гитаристах.

  1. У меня нету слуха! Для начала Вы должны понимать, что есть два типа слуха - обычный слух и музыкальный. Обычный есть у всех (кроме глухих) в одинаковой степени, а музыкальный, в общем-то, тоже есть у всех, но развит по-разному - у кого-то лучше, у кого-то хуже. Но вот хорошая новость: музыкальный слух поддается развитию. То есть если у Вас нет слуха (музыкального) - это не значит, что Вы никогда его не приобретете.

  2. У меня нет слуха, поэтому я не смогу петь . В принципе, эта проблема такая же, что и в первом случае. Слух можно развивать, это факт. Поэтому если Вы взялись за освоение гитары, можно сказать, что процесс запущен, и слух будет развиваться. Но Вы должны всячески этому способствовать. О том, как научиться петь, смотрите тут: " ". Там много интересных уроков для новичков (и не только). Кстати, если Вы не хотите петь под гитару, Вы можете этого не делать. Есть много гитаристов, которые только играют, но не поют.
  3. Для начала можно купить самую дешевую гитару . Часто новички думают, что для того, чтобы начать учиться играть на гитаре, можно взять самую-самую дешевую гитару, чтобы просто пронюхать все, посмотреть, что это вообще такое. И если игра на гитаре понравится и что-то будет получаться, то уже можно взять гитару подороже. А если не понравится, то хоть не жалко будет потраченных на нее денег.
    Несмотря на то, что ход этих мыслей правильный и логичный, это неправильно. Дело в том, что у дешевых инструментов и качество плохое. Профессионал не сможет играть на такой гитаре, а что уж говорить про новичка. Для него занятия на такой гитаре будут просто мУкой. Он разочаруется и начнет думать о том, что игра на гитаре - это сложный процесс.

  4. У меня нет музыкального образования . На самом деле это заблуждение. Конечно, если у Вас есть муз. образование, то это будет только плюсом для Вас, если Вы хотите начать играть на гитаре (а в муз. школе, например, учились играть на другом инструменте). Научиться играть на гитаре можно даже без муз. образования. Очень много известных гитаристов-профессионалов, которые начинали учиться, не имея никакого образования.
  5. Электрогитара круче обычной (акустической) . По сути, это два разных инструмента, поэтому их сравнивать нет смысла. Эти два инструмента предназначены для разных целей и имеют различные способы звукоизвлечения. Кто-то играет на акустике, а кто-то на электрогитаре. В обоих случаях это круто =).
  6. Чтобы научиться играть на электрогитаре, нужно сперва освоить обычную (акустику) . Как уже говорилось выше, это два разных инструмента. Это все равно, что сказать: "Чтобы научиться танцевать в стиле диско, мне нужен сперва освоить балет". Так что если Вы хотите играть на электрогитаре, то начинайте учиться именно на ней.

Заключение

Как видите, не нужно создавать себе лишних проблем и придумывать какие-то мифы. Если Вы хотите научиться играть на гитаре, то просто берите - и делайте это! И постепенно будете решать другие вопросы, если они будут возникать.

Если остались вопросы, задавайте в комментариях. Удачи! 🙂


Я считаю, что в мире невозможного не существует. Здесь вопрос в другом: какова планка, которую Вы себе ставите? Как и любой навык, слух развивается и подлежит тренировке.

Попробуем сравнить развитие слуха с изучением иностранных языков. Вопрос: может ли человек, ни разу не слышавший какого-то слова, не ассоциируя его с определенным контекстом, узнать и понять его в ситуативном контексте? - Очевидно, это будет невозможно. Поскольку у человека отсутствует подобный опыт, с которым он мог бы сравнивать - именно поэтому он вряд ли сможет догадаться 100%. Или, другими словами, у него просто не будет точки отсчета в виде определенного знания. Такому человеку навык восприятия иностранного языка "на слух", не говоря уже о способности говорить на каком-либо иностранном языке, будет казаться неким врожденным талантом, данным одному, и отсутствующему у другого.

На самом деле это не так. Человек потенциально (или в "архетипе") обладает огромным запасом знаний, но эти знания хранятся у него в пассивном состоянии. Разница между ним, и человеком, который умеет пользоваться этими знаниями лишь в том способе, которым этот человек обрабатывает информацию, а также в глубине концентрации на предмете. Ну и конечно, в наличии достаточной практики в конкретной области. Опыт показывает, что для того, чтобы играть песни "по слуху", понимать их структуру и т.д. - мастерства особого не требуется. Тот объем информации, который уже освоен на инструменте - то же самое Вы и сможете сыграть "по слуху", - это не составляет труда.

Музыка по строению в основе своей имеет математическую структуру и подчиняется определенным законам построения, гармонических последовательностей и средств развития, которые были открыты еще давно. Начиная со времен своего появления на заре развития человечества, с развитием науки и техники, музыка претерпевала значительные изменения. Усложнялись гармонии (способ соотношения звуков "по вертикали" и их взаимодействие между собой), появлялись новые музыкальные формы, развивалась мелодика. Также, менялись и музыкальные инструменты, в частности, гитара. Вместе с появлением новых инструментов, менялись и приемы исполнительства на них. И даже техника игры на гитаре претерпевала изменения в нескольких ракурсах одновременно. Т.е. применительно к инструменту физиологические особенности разных людей работали по разным логическим принципам, которые были основаны на определенных физических законах. Также и в процессе даже одной жизни музыканта, в процессе того, как продолжается его обучение игре на гитаре , изменяется и его образ мышления, оттачивается исполнение и звукоизвлечение, происходит эволюция его, как исполнителя.

Что касается самой гитары - на ней с изменением формы корпуса, усовершенствованием акустических свойств конструкции, - изменялась посадка за инструментом, менялась постановка рук, углы, под которыми пальцы соприкасались со струной (сам момент звукоизвлечения). Вместе с этими процессами неизбежно менялось и мышление, и репертуар. Музыкальное полотно усложнилось в несколько раз. Одновременно с этим возникло огромное количество совершенно различных мелодических и гармонических систем, посредством которых излагалась музыкальная мысль, не говоря уже об изменениях в области педагогики.

Таким образом, делаем вывод, если музыка по структуре своей логична, - следовательно, она подлежит изучению. Значит, и любой навык, относящийся к данной области, - развиваем. Главное в данном вопросе: определиться с системой координат и задать правильное направление движения между заданными точками.

Слух развивается и тренируется. Степень владения слухом возрастает прямо пропорционально приложенным усилиям, в ходе уроков на гитаре. Процесс совершенствования слуха происходит вместе с развитием общего исполнительского мастерства спонтанно. Кроме того, существуют определенные методики по развитию этого навыка специально.

Также, в музыкальном слухе, как и в любой другой деятельности, существует множество нюансов. Одному легче воспринимать ритм, другому - гармонию, третий лучше ориентируется в мелодике, четвертый - хорошо чувствует и слышит бас.
Особенно явно это можно проследить на примере джазовых музыкантов, если прислушаться к тому, как они выстраивают свои импровизации.

Самые одаренные в музыкальном плане люди имеют эти составляющие в виде одной целостной системы организации музыкальных звуков. До наших времен живы мифы о феноменальном музыкальном слухе Моцарта, который мог записывать нотами целые музыкальные полотна, прослушав композицию всего один раз! То же самое мог "проделывать" Глазунов. На данных примерах просматривается синтез слуха и памяти. А, например, такой композитор, как Скрябин, имел "цветное" восприятие, т.е. воспринимал музыкальное полотно в-целом и звуки по отдельности цветами. Каждый звук для него обладал своим тоном и яркостью. В науке такое явление называется "синестезия".

Возможно ли играть то, что хочешь, "по слуху"? - Да, возможно. Сколько времени потребуется, чтобы этому научиться? - Столько же, сколько потребуется, чтобы научиться играть на гитаре в зависимости от поставленной "планки".