Как древние египтяне делали мумии. Как сделать мумию

Мумификация - это постепенное удаление влаги из тела умершего, чтобы предотвратить его разложение. В Древнем Египте этот процесс занимал около 70 дней. I Жрецы-бальзамировщики вынимали печень, легкие, желудок и внутренности и складывали их в четыре небольших сосуда, так называемые канопы. Потом эти сосуды клали в могилу возле мумии. Жрецы также вынимали мозг, но оставляли сердце, чтобы его потом взвесил бог Анубис. Они обмывали тело пальмовым вином, а затем, чтобы удалить из тела влагу, обмазывали природной солью, так называемым натроном. Через 40 дней бальзамировщики натирали кожу маслами и благовониями, заворачивали тело в белую ткань и насыпали опилки и песок, чтобы придать ему определенную форму, Затем слой за слоем «пеленали» тело бинтами, пропитанными смолами. Между полосками материи вкладывали магические заклинания и талисманы на счастье. И наконец гроб с мумией плотно закрывали.

Плохая работа

Не все бальзамировщики хорошо выполняли свою работу. Раздувшееся и растрескавшееся лицо - результат того, что было взято слишком много наполнителей.

Сыновья Хора считались хранителями различных органов тела: Имеет - печени, Хапи - легких, Дуамутеф - желудка, Кебехсенуф - кишечника. Потому крышки сосудов изготавливались в виде голов cooтветствующих божеств.

Приспособления для работы

Жрецы-бальзамировщики мумифицировали тела при помощи специальных инструментов и материалов в предназначенных для этого помещениях.

Глаза бога

В последние годы Древнего Египта мастера стали придавать глазам живое выражение с помощью накладки на глазницу из золотых пластин.

Освежитель воздуха

Во время изготовления мумии жрецы жгли ладан и старались работать как можно быстрее.

Замещая Анубиса

Главный жрец, который отвечал за бальзамирование, надевал маску шакала. Так он изображал Анубиса, бога мертвых и мумификации.

Безделушки наудачу

Считалось, что после смерти покойному будет сопутствовать удача, если рядом с телом положить заговоренные фигурки - амулеты. Бальзамировщики вкладывали их между бинтами.

Искусство бальзамирования

В жарком и сухом воздухе Египта тела неплохо сохранялись, но от работы бальзамировщиков также зависело очень многое. Лучшие образцы мумификации тел относятся к периоду Нового царства.

Сокровище гробницы

В гробнице Тутанхамона нашли много прекрасных золотых украшений. Этот сокол был на груди у мумии.

Первая мумия

Согласно легенде, Ра послал Осириса и Исиду в Египет, чтобы они научили людей добрым делам. Осирис был убит его завистливым братом Сетом, который разрезал тело на четырнадцать кусков и разбросал их по всей стране. Исида собрала части тела и при помощи магии связала их вместе полосками материи. Так была сделана первая египетская мумия. После этого Исида, превратившаяся в птицу, обхватила Осириса крыльями и вдохнула жизнь в тело мужа.

Знаменитые мумии

Древнеегипетская культура оставила богатое наследие. Идея мумификации – одна из самых интригующих частей этого наследия. После обнаружения мир пережил всплеск интереса к древнеегипетской тематике, а мумии стали героями романов, фильмов и даже комиксов. И по сей день засушенные тела, к которым, по слухам, опасно притрагиваться, вызывают жгучий интерес у взрослых и детей.

Современному человеку сложно понять, зачем вообще может понадобиться мумификация. Но для древних египтян этот обряд имел огромное значение. Они отнюдь не относились к телу как к бренному пристанищу духа, а старались сохранить его для жизни после смерти . Вообще, умирающим создавались все условия для комфортной загробной жизни – им сохраняли тела посредством мумификации, клали в склеп посуду, одежду, драгоценности, колесницы и разные другие предметы, необходимые в быту.

Позволить себе роскошь загробной жизни с максимальным комфортом, могли себе, впрочем, далеко не все египтяне, а лишь самые знатные и богатые люди. Прежде всего, это были фараоны, чье происхождение считалось не человеческим, а божественным. Впрочем, не только фараонам и высшей знати была доступна роскошь мумификации : в древнеегипетских гробницах находили также мумии священных животных и птиц. Так, существуют мумии кошек, соколов и даже быков.

Как было изобретено бальзамирование, сегодня неизвестно. По мнению египтян, первым мастером в этой области стал бог Анубис – проводник умерших душ и хозяин некрополя. Как именно он передал свои знания простым смертным, неизвестно. Однако египетские мастера мумификации достигли в своей профессии совершенства – мумии фараонов прекрасно сохранились до нашего времени. В музеях, где выставлены древнеегипетские мумии, можно увидеть и глиняные сосуды с благовонными смесями, которые применялись для бальзамирования. Как ни удивительно, они прекрасно сохранили свои свойства, словно были приготовлены недавно, а не тысячелетия назад.

Как проводилась мумификация?

Самые примитивные мумии, пропитанные консервирующими веществами и обернутые бинтами из ткани для лучшей сохранности, относятся, по мнению ученых, к началу династического периода в Древнем Египте. Позднее мастера достигли в бальзамировании совершенства. Изготовлением мумий занимались лишь высшие жрецы, которые владели определенными знаниями. Технология бальзамирования и составы, которые для него использовались, держались в строжайшем секрете.

Процесс бальзамирования занимал немногим больше двух месяцев. Сначала мастера удаляли из тела умершего внутренние органы (кроме сердца) специальными инструментами через небольшие надрезы. Органы старались по возможности повреждать меньше – их потом помещали в специальные сосуды канопы, наполненные бальзамами, и хранили в той же гробнице, чтобы в загробной жизни мумия могла использовать полный их комплект. Для сохранения головы в неизменном виде мозг удалялся через ноздри – использования мозга в загробной жизни не предполагалось, поскольку о его функции египтяне не имели понятия. Удалить весь мозг так не удавалось, остальное растворяли с помощью специальных снадобий.

Первоначально после этого тело заполнялось изнутри льняной тканью, пропитанной специальными бальзамами, которые предотвращали гниение. Бинтами, смоченными в таких бальзамах, тела обматывали и снаружи. Позднее технологию усовершенствовали. Все отверстия тела стали заполнять ароматической смесью на масляной основе. Через несколько дней масло сливали, а тело начинали сушить, чтобы предотвратить распад тканей и избавиться от лишней влаги. Этот процесс продолжался 40 дней.

Затем в тело заливалась специальная смесь с повышенным содержанием натрия. Эта смесь наносилась на кожу и снаружи. Наконец, к процессу подключались косметологи, которые делали мумии «макияж», подкрашивали губы и щеки. Одновременно велась работа и над прической мумии. В конце на кожу мумии наносили состав на основе смол, масел и воска, обматывали мумию пропитанными в бальзамирующих веществах полосках ткани и надевали на нее маску.

Сохранилась информация и о других способах бальзамирования. Так, иногда тела умерших не высушивались, а пропитывались в течение 70 дней в натровом щелоке. После этого тело намазывали камедью и обвивали тканью.

Сохранность мумий

До нашего времени сохранилось немало мумий древнеегипетских фараонов и другой знати. Тщательная подготовка к загробной жизни не прошла даром: в огромных гробницах были созданы оптимальные условия для сохранения мумий. Однако и не столь знатным людям в более поздние времена была доступна мумификация. Бальзамировщики предлагали заказчикам несколько способов обработки тела на выбор, и те выбирали из них самый подходящий.

Например, бальзамирование без извлечения внутренних органов стоило дешевле. Эта технология предполагала впрыскивание в тело кедрового масла, которое постепенно растворяло внутренности, пока натровый щелок высушивал тело. В результате мышцы и внутренние органы практически полностью исчезали, и от мумии оставались в буквальном смысле слова только кожа и кости.

Интересно, что до нашего времени сохранились преимущественно мумии из Верхнего Египта. В Нижнем Египте климат более влажный, и даже тщательное бальзамирование в большинстве случаев оказывалось бессильно против неумолимого времени. Кроме того, во все времена лихие люди пытались грабить египетские гробницы. В том числе доставалось и мумиям. В средние века растертые в порошок мумии продавались в каждой аптекарской лавке в качестве эффективного лекарства. Лишь в XVI веке такая торговля пошла на убыль.

Древние Египтяне верили в жизнь после смерти, и основываясь на эти верованиях, они придумали ритуал, который помогал сохранять тела мертвых фараонов. Этот процесс был назван мумификацией, а сохраненные тела – мумиями. Вот,как сделать мумию способом Египтян.

Шаги

1 Бальзамирование тела

  1. 1 Вымойте тело. Бальзамировщики мыли тела фараонов пальмовым вином и брызгали его водой из реки Нила. Это все делалось в палатке рядом с «местом очищения».
  2. 2 Выньте внутренние органы. Все внутренние органы, кроме сердца, вынимались из тела через разрез с левой стороны живота, в то время как мозги вынимались, всунув длинный крюк через ноздри. Сердце оставалось на месте, так как оно считалось источником интеллекта и эмоций.
  3. 3 Вымойте и сохраните вынутые органы. После ритуального омовения вынутые внутренние органы упаковываются в канопы, наполненные натром, солью для сохранения и высушивания. Каждая канопа отмечается рисунком бога, который отвечал за сохранение этого органа: Амсет за печень, Хапи за легкие, Дуамутеф за желудок и Квебехсенуф за кишки.
    • Позже внутренние органы помещались снова в тело после обработки, а канопы были просто символом.
  4. 4 Обезводьте тело. Тело должно быть полностью покрыто натром и оставлено так на 40 дней, чтобы натр впитал всю влагу.
  5. 5 Снова вымойте тело. После второго омовения водой из Нила тело должно быть помазано ароматическими маслами и потом заполнено смесью из трав, соли и приправ, а также опилками и полотнами, чтобы оно выглядело живым.

2 Заворачивание тела

  1. 1 Заверните голову и шею кусками хорошего полотна.
  2. 2 Заверните каждый палец по отдельности.
  3. 3 Заверните каждую ногу и руку. Пока заворачиваются конечности, амулеты вроде Узла Исиды (анх) и отвеса (похожий на заглавную букву «А») должны быть положены на тело, чтобы защитить его во время путешествия по миру мертвых. Пока это делалось, священник читал чары, чтобы защитить от плохих духов и направлять умершего.
  4. 4 Завяжите руки и ноги вместе. Папирус с копией Книги Мертвых, должен быть положен между руками мертвого фараона.
  5. 5 Заверните куски полотна вокруг всего тела. Эти куски должны быть окрашены смолой, чтобы прилипали друг к другу.
  6. 6 Заверните тело в ткань. После того, как ткань готова, на ней рисуется картинка Осириса.
  7. 7 Заверните тело в еще одну ткань. Эта ткань привязывается к телу кусками полотна.

3 Закапывание тела

  1. 1 Положите золотую маску на лицо мумии. Она изображает, как фараон выглядел при жизни. Самая знаменитая маска, это пожалуй, маска Тутанхамона.
  2. 2 Положите разукрашенную, деревянную доску на мумию.
  3. 3 Положите тело и доску в гроб.
  4. 4 Положите гроб во второй гроб. Иногда, второй гроб клали в третий гроб.
  5. 5 Произведите похоронный обряд. Кроме прощания семьи фараона с умершим, ключевой частью похорон был ритуал открытия рта, чтобы мертвый мог есть и пить в жизни после смерти.
  6. 6 Положите гробы в каменный саркофаг вместе со всем необходимым для умершего в жизни после смерти. Египтяне считали, что мы могли забрать все с собой, поэтому они закапывали вместе с телом еду, напитки, одежду, мебель и любой другой предмет, который мог понадобиться.
    • Как только умерший попадал в мир мертвых, его судили, основываясь на проведенной жизни на земле, и если он считался хорошим, он мог провести вечность в Полях Иалу.
  • Сначала египтяне закапывали мертвых в маленьких пустынных ямах и давали природе обезводить тело. Они начали впервые использовать гробы, чтобы не давать диким животным съедать тело умершего, и позже придумали процесс сохранения тела, подражая процессам, которые происходили в пустыни.
  • Египтяне были не единственным народом, которые мумифицировали мертвых. Мумии можно найти в Мексике, Китае и других частях мира.

Мумификация

Мумификация, или искусство сохранения тела, едва ли не самая характерная особенность цивилизации Древнего Египта. Мумификация принципиально отличается от бальзамирования. Бальзамирование представляет собой процедуру, которая замедляет разложение и имеет целью сохранить естественный вид тела. Традиционная египетская мумия, обернутая бинтами, совсем не похожа на забальзамированное тело, напоминающее живого человека, например Ленина.

Слово «мумия» происходит от названия битумной, или горной, смолы, мумии , которую находили в древней Персии, но сам термин появился сравнительно недавно. Эту смолу для мумифицирования не использовали, однако найденные мумии были покрыты темной субстанцией растительного происхождения. В связи с этим и было высказано предположение, что в процессе обработки тел применяли мумию , – так появилось современное понятие.

В мумификации различают два аспекта – физический процесс и религиозную символику. Физический процесс был тайным искусством, и наши знания о нем получены с помощью «обратной разработки» многочисленных мумий, сохранившихся до сегодняшнего дня. Дополнительную информацию дал современный эксперимент по мумификации, выполненный доктором Робертом Брайером из Университета Лонг-Айленда.

Вскоре после смерти тело умершего переносили в специальное помещение (ибу ), где проводился обряд очищения. Это, вероятно, был шатер на холме, чтобы ветер уносил запахи. Мозг «разжижали» при помощи крюка, который вставляли через ноздри и вращали, словно венчик. Затем тело переворачивали ничком, чтобы мозг вытек.

После этого тело промывали концентрированным раствором природной соли. В боку обсидиановым ножом (он острее современных стальных скальпелей) делали 10-сантиметровый разрез. Через него удаляли внутренние органы. Их промывали, высушивали, обертывали тканью и помещали в четыре ритуальных сосуда, как правило, алебастровых кувшина с крышкой в форме человеческой или звериной головы (канопы ).

Освобожденную от внутренностей полость очищали пальмовым вином и заполняли сухими кристаллами соли и пшеничной мякиной. Сверху и снизу все тело покрывали сухой солью. На одну мумию ее уходило около 250 килограммов.

Через 35 дней тело становилось сухим, сохраняя при этом определенную гибкость. Соль счищали, и мумию переносили в дом красоты (пер нефер ). Там ее клали на плиты, обертывали полосками льняной ткани и покрывали смолой. Особое внимание уделяли пальцам на руках и ногах. Между полосок закладывали амулеты и заклинания, написанные на папирусе, – они предназначались для защиты тела. Мумию клали в гроб, иногда в маске и венке из цветов и трав. Затем ее помещали в каменный саркофаг (от др. – греч. ??????????, то есть «поедающий плоть»).

Первоначально мумификации удостаивались только фараоны, но со временем стали мумифицировать и представителей знати, и даже простолюдинов, которые могли себе это позволить. Некоторые дошедшие до нас мумии очень хорошо сохранились и служат источником ДНК для специалистов, занимающихся изучением сложных родственных связей царских семей.

Голова мумии Тутмоса I

Но почему древние египтяне мумифицировали умерших? Потому что верили в воскрешение мертвых? К сожалению, у нас есть только теории и предположения, но не документы, дающие ответ на эти вопросы. Чаще всего можно услышать следующее объяснение. Тела, погребенные в сухой и горячий песок египетских пустынь, иссушались естественным образом, но, когда покойников стали хоронить в гробницах, они разлагались. Мумификация была призвана заменить естественный процесс, который в прошлом происходил сам по себе.

Основой религиозного символизма мумификации мог быть миф о том, как разрубленное тело убитого братом Осириса собрала его сестра и жена Исида, обернув полосками ткани. Богу царства мертвых Анубису отводилась важная роль в погребальном ритуале: обеспечение успешной мумификации покойного. На умершего надевали маску Анубиса, и он считался в это время самим Анубисом. Процесс мумификации всегда длился 70 дней – точно такое же время звезда Сириус, которую отождествляли с богиней Исидой, каждый год проводила за линией горизонта, прежде чем появиться вновь, возродившись в ночном небе над Египтом.

Что касается религиозного аспекта мумификации, совершенно очевидно, что сохранение тела было очень важно для веры древних египтян в загробную жизнь. Без тела Ка, или душа, не сможет вернуться в гробницу и найти пищу, оставленную родственниками и друзьями. Душа также не могла получить доступ к заклинаниям, вырезанным на стенах гробницы или в Книге мертвых – папирусе, который клали рядом с умершим. Эти заклинания считались очень важными для жизни Ка. Если тело разложится и Ка не сможет узнать его, душа потеряется, проголодается, и в загробной жизни умерший подвергнется опасностям.