Изучение карело-финского эпоса "калевала". Изучение карело-финского эпоса "калевала" что прикажешь, то она и мелет

  • Эпос «Калевала» - замечательный памятник поэтического творчества древних народов, населявших Карелию.
  • Фильм – сказка
Много веков назад на севере нашей Родины, в Карелии- в стране шумящих сосен и елей, в краю лесных озер и порожистых рек- сложил народ эти предания и сказки. На лесных дорогах и тропинках путник слышал их от путника; рыбаки припоминали их у ночного костра; их напевал лесоруб, вырезая топорище; мать, сидя за прялкой, рассказывала их детям; старый дед - малым внукам.
  • Много веков назад на севере нашей Родины, в Карелии- в стране шумящих сосен и елей, в краю лесных озер и порожистых рек- сложил народ эти предания и сказки. На лесных дорогах и тропинках путник слышал их от путника; рыбаки припоминали их у ночного костра; их напевал лесоруб, вырезая топорище; мать, сидя за прялкой, рассказывала их детям; старый дед - малым внукам.
  • Каждая веточка вереска в лесу, каждая травинка в поле хранила предания далекой старины. Деревья нашептывали друг другу эти старые песни и сказки, а ветер подхватывал их по всему свету. Они летели на стреле охотника, разбегались по берегу в шуме морских волн, о них звенели птичьи лесные голоса.
  • И как нитку вяжут с ниткой, так и певцы стали вязать эти песни одну с другой, собирать их, как собирают вязанку хвороста.
  • Встретятся на празднике или народной сходке двое, сядут друг против друга, возьмутся за руки и заведут неторопливый рассказ, затянут негромкую песню. Один начнет - другой подхватит, один припомнит - другой продолжит, и разматывается клубок песен, оживают волшебные преданья.
  • Еще в далекие-далекие времена белобородые песнопевцы передавали из уст в уста песни о храбром и славном народе страны Калевалы. Не легкой была его борьба за счастье и свободу, но силой, храбростью, мудростью и ловкостью своей победил он злые, темные силы сумрачной Сариолы, туманной Похъёлы. О солнечной Калевале, о бесстрашных ее героях и рассказывает наш фильм.
  • Вот перед вами один из главных героев «Калевалы» - старый, мудрый Вяйнемейнен.
  • А это славный Илмаринен, кузнец, который мог выковать даже небо.
  • А теперь познакомьтесь с бесстрашным охотником, веселым Лемминкайненом.
  • Склонился над горном кователь Илмаринен, с утра и до вечера кует он чудо-мельницу Сампо. Обладает мельница волшебным свойством, день и ночь мелет она муку, соль и деньги.
  • Весел народ Калевалы. Радуется он новому дню и ясному солнцу. Принесла счастье людям чудесная мельница.
  • Но не радуется злая старуха Лоухи, хозяйка суровой и мрачной Похъёлы, не дает ей покоя радость калевальцев, задумала она завладеть чудесной мельницей.
  • Спрятала Лоухи чудесную мельницу за двенадцатью дверьми, под двенадцатью замками. Никто больше не увидит ее, никто не сможет воспользоваться ее волшебной силой
  • Тогда собрались храбрые мужи Калевалы: мудрый, старый Вяйнемейнен, вековечный кователь Илмаринен и смелый Лемминкайнен. Отправились они вместе отвоевывать сияющее Сампо.
  • Прибыли славные мужи Калевалы в туманную, мрачную Похъёлу, к злой старухе Лоухи, но не захотела жадная Лоухи добром отдать чудесную мельницу.
  • Тогда берет мудрый Вяйнемейнен в руки кантеле, и под дивные его звуки впадают в сладкий сон мужи Похъёлы и сама старуха Лоухи.
  • Тем временем храбрые калевальцы проникли в мрачное подземелье и похитили чудесную мельницу.
  • Первой ото сна пробудилась злая Лоухи. Обнаружив пропажу Сампо, она в ярости посылает вслед калевальцам грозы и молнии, бурные ветры.
  • Смело встречают непогоду храбрые мужи Калевалы, вновь продолжают они свое плавание.
  • Тогда в погоню отправляется сама злобная Лоухи. Настигла она смелых путников, мертвой хваткой вцепилась в Сампо, но не смогла удержать чудесную крышку. Упала в пучину моря чудесная мельница.
  • Но не пропала чудесная мельница, не потонула совсем пестрая крышка. Вынес прибой ее обломки к берегам Калевалы. Увидал их Вяйнемейнен и зарыл в землю на золотистой поляне. С тех пор не покидают калевальскую землю удача и богатство. Не удалось злой старухе похитить месяц и солнце. Вернул их людям старый, мудрый Вяйнемейнен. Весельем теперь начиналось каждое утро на земле калевальцев, ясным был полдень, радостным тихий вечер.
  • Столетиями жили эти чудесные предания о счастье и свободе. И эта заветная мечта сбылась в наши дни.
  • В сценарии были использованы:
  • - Иллюстрации к эпосу «Калевала» художника Н. Кочергина.
  • - «Калевала в школе» под. редакцией З. М. Упорова. Петрозаводск.

«Биографии писателей» - Любящий герой прекрасен, духовно окрылён… Эффективные формы работы с биографическими данными: Знакомясь с фактами жизни литератора, мы получаем: Любовь, по Тургеневу, трагична. У И.С. Тургенева – особое чувство времени. Проникновение в творческую мастерскую писателя и тайны гения: Биография. Конкретное представление о взаимоотношениях личности и среды, конкретное представление о взаимосвязи мировоззрения и творчества художника.

«Героический эпос народов мира» - Потрясенный гибелью друга герой отправляется на поиски бессмертия. Калевала – карело – финский поэтический эпос. Средневековый европейский эпос. 1 Понятие о героическом эпосе. Гильгамеш и Энкиду. VI таблица близка по содержанию к шумерскому тексту о Гильгамеше и небесном быке. Гильгамеш со львом из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине 8 век доНЭ.

«Древнерусские жития» - 1417. 2012. Чествование памяти святого преподобного Евфросина Синозерского. «Русской литературе без малого тысяча лет. Написание жития Кирилла Белозерского. Образ бо бысть благ всем нам в жизни сей». Историческая шкала. Житие Евфросина Синозерского. Автор жития Евфросина Синозерского как древнерусский книжник.

«Биография личности» - Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума. Включение в более сложную систему отношений с миром. Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое. Главное, самому себе не лгите. Содержание программы по изучению биографического материала.

«Былина» - Былина «Вольга и Микула Селянинович» Прославление мирного крестьянского труда. Садко в гостях у морского царя. Киевский. Морская царевна слушает пение Садко. В. М. Васнецов «Богатыри» На страже русской земли. Во всем облике всадника чувствуется богатырская сила и мощь. Былины делятся на два цикла: Беспощаден Алеша Попович к врагам Земли русской.

«Устное народное творчество» - Развивать речь учащихся. Что значит «устное»? Устное народное творчество. Подберите глаголы-синонимы, характеризующие движение реки. Бежит – бежит, шумит – шумит, А все никак не вытечет. Учитель русского языка и литературы: Овчинникова Н.В. МОУ «Степановская СОШ». Несется. Гриб – старожил леса, «старичок».

Всего в теме 27 презентаций






По своему происхождению и содержанию "Калевала" принадлежит к тем памятникам мировой культуры, которые возникли на стыке двух художественных традиций: устной и письменной, фольклорной и книжно- литературной. У разных народов в разное время, в зависимости от их внутреннего развития, происходило слияние этих двух традиций, книжность обогащалась мощным влиянием фольклора, и рождались новые художественные явления.


Элиас Лённрот финский лингвист, фольклорист, по образованию врач; крупнейший представитель культуры Финляндии, профессор финского языка и литературы. Известен прежде всего как выдающийся исследователь карело-финского эпоса «Калевала», который был им воссоздан на основе собранных у народных песнопевцев фольклорных материалов (1835, вторая редакция 1849).


Хотя "Калевала" в виде книги увидела свет сравнительно поздно, в первой половине XIX века, однако по содержанию того фольклорного материала, который она вобрала в себя, "Калевала" даже более архаична, чем самые древние из упомянутых эпосов, получившие письменную форму тысячелетия тому назад.


Герои Калевалы. В "Калевале" героика - мифологическая, борьба ведется еще с мифологическими чудовищами, колдунами и колдуньями, причем с помощью не столько оружия, сколько магических заклинаний. Героями карело-финских народных рун и "Калевалы" являются присущие древним мифам особые «культурные герои» – полубожества.


«Культурные герои» - кто это? Чтобы благоустроить мир, нужен был ум и талант, в том числе дар мага-волшебника, и все это есть у героев "Калевалы". Они создали и обустроили мир, заложили основы жизни. Их называют "культурными героями" потому, что от них ведет свое начало культура, понимаемая как преемственность обычаев и традиций.


Содержание Калевалы. В Калевале нет основного сюжета, который связывал бы между собою все песни. Содержание её чрезвычайно разнообразно. Трудно указать общую нить, которая связывала бы разнообразные эпизоды Калевалы в одно художественное целое. Некоторые учёные полагали, что основная идея её воспевание смены лета и зимы на Севере. Сам Лённрот признавал, что при соединении им рун в эпопею некоторый произвол являлся неизбежным.


Содержание Калевалы. Характерным для карельского эпоса является полное отсутствие исторической основы: похождения богатырей отличаются чисто сказочным характером; никаких отголосков исторических столкновений финнов с другими народами не сохранилось в рунах. В Калевале нет государства, народа, общества: она знает только семью, и её богатыри совершают подвиги для достижения личных целей, как герои чудесных сказок.


День Калевалы «День народного эпоса Калевалы» национальный праздник, отмечается 28 февраля. Каждый год в Финляндии и Карелии проходит «Калевальский карнавал», в форме уличного костюмированного шествия, а также театрализованных представлений по сюжету эпоса.




Элиас Лённрот (09.04.1802-19.03.1884)

« Финский ученый и писатель,

большой знаток народной поэзии,

неутомимый ее собиратель

и пропагандист»

Э.Г. Карху


" Родиной этих поэм является

Карелия по обе стороны

государственной границы

Финляндии и России "

Э. Леннрот


Интересные факты:

1. 28 февраля отмечается «День народного эпоса Калевалы». Проходит этот день, как костюмированное шествие.

2. Знаменитая эпопея Толкиена «Властилин колец» была составлена на основе рун «Калевалы».

3. 2002 год - юбилейная монета в 10 евро к 200-летию Элиаса Леннрота.

4. В поселке Калевала открыт музей Рунопевцев.

5. По преданиям на территории посёлка Калевала стоит сосна, под которой работал Лённрот.

6. Средняя общеобразовательная финно-угорская школа г. Петрозаводска носит имя Элиаса Леннрота.


Викторина «Внимательный читатель»

1.Как называется каждая из песен эпоса «Калевала»?

2. Кто собрал древние руны и составил книгу «Калевала»?

3. Карельский народный струнный инструмент, род гуслей.

4. Кого в эпосе «Калевала» называют «речной собакой»?

руна

Элиас Леннрот

кантеле

щуку


5. Прочитайте отрывок. Кто из героев «Калевалы» мог сказать эти слова?

Так сказал он молодежи,

Молодому поколению, Что теперь лишь подрастает:

Никогда в теченье жизни

Не обидьте невиновных,

Зла не делайте невинным,

Чтоб не видеть вам возмездья…»

6. Почему Вяйнемёйнен наказал Йокахайнена?

7. Хозяйка Похъёлы, главный герой калевальцев?

Вяйнемейнен

за хваставство

старуха Лоухи


8. За что боролись калевальцы со старухой Лоухи?

9. Что потребовалось для изготовления волшебной мельницы?

10. Сколько дней потребовалось для изготовления Сампо?

11. Какие предметы появились из огня до появления Сампо?

12. Что с ними сделал Илмаринен?

13. Почему?

за обладание Сампо

перышко, молоко,

шерсть, хлеб

лук, плуг, лодка, корова

бросил в огонь


13. Что было ценного в Сампо?

14. Кем была сделана мельница Сампо?

15. О ком эти строки?

«В волосах ношу я ленту…

Я ношу простое платье,

Я ем чёрную краюшку,

Я сижу в отцовском доме

Вместе с матушкой родимой…»

что прикажешь, то она и мелет

Илмаринен

Айно


16. Дочь воздуха, Владычица рек и морей.

17. Хозяин неба, всесильный бог.

18. Что возвратило к жизни Лемминкайнена?

20. Какая главная мысль эпоса «Калевала»?

Илматар

Укко

материнская любовь

Вяйнемейнен

Лемминкайнен

Удалой охотник

Илмаринен

Известный кузнец

Хлебороб, плотник, знаменитый музыкант

материнская любовь

Трудиться на благо Родины

Cлайд 1

«Калевала» «Калевала» - это карело – финский эпос. Сложился он, по мнению ученых, 2 тысячи лет назад в восточной области нынешней Финляндии. Название эпоса происходит от имени создателя прославленной в нем земли Калева.

Cлайд 2

«Калевала» Неповторимые сюжеты из финского сказания известны сегодня благодаря Элиасу Лённроту (1802-1884), врачу, неутомимому собирателю народных песен. В 1835 году, собрав и переработав их, он опубликовал их в едином сборнике и разделив их на 32 руны. Позже, в 1849 году, в «Калевалу» вошло уже 50 рун.

Cлайд 3

«Калевала» Руна – это отдельная песнь в карело – финском эпосе. Руны, как и былины в русском фольклоре, вещались, распевались в сопровождении музыкального инструмента.

Cлайд 4

«Калевала» Кантеле - щипковый инструмент карельского и финского народов с многовековой историей. Кантеле - это не просто музыкальный инструмент, это символ, объединяющий в себе такие понятия, как культура, трудовая деятельность и историческое развитие многих поколений людей северного народа.

Cлайд 5

Герои «Калевалы» Вяйнямёйнен - главный герой, богатырь - колдун, вещий рунопевец, сеятель и мудрец: Песни пел он на полянах, Заклинания слагал он. Его песни создают все живое на земле, сеют добро, наказывают зло и несправедливость.

Cлайд 6

Герои «Калевалы» Ильмаринен – брат Вяйнямёйнена, богатырь – колдун, вековечный кователь (кузнец). Именно он выковал из пушинки Сампо – мельницу, дающую благополучие и счастье.

Cлайд 7

Герои «Калевалы» Лемминкяйнен – самый молодой богатырь – колдун, веселый балагур, ловкий рыбак и охотник. С ним связаны наиболее яркие истории.

Cлайд 8

Содержание «Калевалы» В карело-финском эпосе рассказывается о противостоянии северной, темной и злобной стороны – Похъёлы и южной, светлой и доброй – Калевалы. При этом имеется в виду север и юг Карелии, северной области нашей страны.

Cлайд 9

Содержание «Калевалы» В Похъёле царствует грозная Лоуха, а в Калевале – мудрый Вяйнямёйнен. С появлением чудо-мельницы Сампо, дающей счастье и благополучие, их противоборство обостряется.

Cлайд 10

Содержание «Калевалы» «Калевала» насыщена увлекательными сюжетами, тонким лиризмом, яркими героями, колоритными описаниями.

Cлайд 11

Cлайд 12

Художественные особенности «Калевалы» Состоит из 50 рун (песен), связанных между собой общей идеей – противоборства добрых сил Калевалы и злых сил Похъёлы. Многие из рун можно читать по отдельности, т.к. они не имеют тесной взаимосвязи (как, например, гомеровский эпос «Илиада»). Героями являются мифические существа, объединяющие в себе качества былинных богатырей и мифологических колдунов. Невероятный колорит придают повествованию сочетание картин северной природы и описание самобытного уклада людей, зависимость людей от природы – матери.

Cлайд 13

Значение «Калевалы» «Калевала» дала пищу для многих произведений искусства: живописи А.Галлена – Каллела, композиций Я.Сибелиуса. Знаменитая эпопея Толкиена «Властелин колец» была составлена на основе рун «Калевалы». В 2002 году выпущена юбилейная монета в 10 евро к 200-летию Э.Лённрота.