Изображение светского общества в романе «Евгений Онегин» и комедии «Горе от Ума». Реферат

В данной статье мы предлагаем вашему вниманию сочинение о дворянстве, каким его показывает Пушкин в романе «Евгений Онегин».

Дворянство (Высший свет) в романе «Евгений Онегин».

А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» изобразил жизнь русского дворянства двадцатых годов XIX века. По словам В. Г. Белинского, «он решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия ».

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина — типичный день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества.

Пушкин говорит о петербургском высшем обществе с изрядной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная «однообразна и пестра», а «света шум» очень быстро наскучивает.

Поместное, провинциальное дворянство представлено в романе весьма широко. Это дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий.

Яркие представители провинциального дворянства собираются у Татьяны на именинах: Гроздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков «; Петушков, «уездный франтик «; Флянов, «тяжелый сплетник, старый плут «. Если в рассказ о столичном дворянстве Пушкин вводит реальных исторических лиц, например, Каверина, то в данном случае автор использует фамилии известных литературных персонажей: Скотинины — герои «Недоросля» Фонвизина, Буянов — герой «Опасного соседа» В.Л. Пушкина. Автор употребляет также говорящие фамилии. Например, Трике означает «битый палкой » — намек на то, что он не может быть принят в высшем обществе, но зато в провинции он гость желанный.

Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими, так же как не отличаются интеллектом их беседы:

Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне.

Однако Пушкин пишет о нем с большей симпатией, чем о петербургском. В провинциальном дворянстве сохраняется естественность и непосредственность как свойства человеческой натуры.

Соседей добрая семья,

Нецеремонные друзья.

Поместные дворяне в смысле мироощущения, быта были достаточно близки к народу. Это проявляется в отношении к природе и религии, в соблюдении традиций. Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания, чем петербургскому. Проходит несколько лет со времени, когда Пушкин писал 1-ю главу своего романа, а А.С. Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», но Пушкин вносит в эпиграф седьмой главы грибоедовские строки, подчеркивая тем самым, что с тех пор в Москве мало что изменилось. Вторая столица всегда отличалась патриархальностью. Так, например, Татьяну встречает у тети седой калмык, а мода на калмыков была в конце XVIII века.

Московское дворянство — образ собирательный в отличие от петербургского, где Евгений Онегин является главным героем. Пушкин, говоря о Москве, как бы населяет ее героями грибоедовской комедии, которых не изменило время:

Но в них не видно перемены,

Все в них на старый образец…

Появляется в московском обществе и реальное историческое лицо:

К ней (Татьяне) как-то Вяземский подсел…

Но и в Москве все та же суета, «шум, хохот, беготня, поклоны «, которые оставляют равнодушными и Татьяну, и автора

Пушкину удалось дать в «Евгении Онегине» развернутую картину жизни дворянского сословия, а вместе с тем, по мнению Белинского, и всею общества «в том вида, в котором от находилось в выбранную им эпоху, то есть в двадцатых годах текущего XIX столетия».

Вот такое сочинение-характеристика высшего общества в романе «Евгений Онегин».

19 век можно назвать «золотым веком» русской литературы. Озарённая гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова, русская литература в первую половину 19 века сделала поистине гигантский шаг вперёд. И, конечно, среди множества гениальных произведений, которые были написаны в 19 веке, были и посвященные жизни светского общества. Самыми яркими и полно отражающими данный вопрос – изображение светского общества – произведениями, считаются роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и комедия А. С. Грибоедова «Горе от Ума».

«Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина – произведения, посвященные одному периоду жизни России. Эта эпоха была знаменательной для страны. После войны 1812 года глубоко изменилось мнение интеллигенции о русском народе, освободившем Россию от тирании Наполеона. В то же время светское общество привлекают зарубежные веяния, мода, культура, книги. Все эти противоречия описали в своих произведениях авторы. Для того чтобы лучше понять какого же всё-таки изображение светского общества в этих произведениях, я их детально проанализировала и предлагаю вам ознакомиться с полученными результатами.

В ходе работы я ставила перед собой следующие цели:

  • Наиболее полно раскрыть тему «Изображение светского общества в произведениях А. С. Пушкина и А. С, Грибоедова».
  • Проанализировать произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и А. С. Грибоедова «Горе от Ума».
  • Погрузиться в атмосферу 19 века и понять, чем жило светское общество того времени.
  • Ознакомиться с научной литературой, соответствующей данной теме.
  • Оценить актуальность этих произведений на сегодняшний день

Основная часть.

А) А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

Роман «Евгений Онегин» — один из самых значительных произведений русской словесности. Его автор, А. С. Пушкин, сам принадлежал к дворянской среде, поэтому имел о ней достаточно полное представление.

Со стороны отца, А. С. Пушкин принадлежал к древнему дворянскому роду, упоминаемому в летописях со времён Иоанна Грозного, а мать Пушкина была внучкой Ибрагима Ганнибала, прославленного поэтом «арапа Петра Великого». Получивший отличное образование, юный Пушкин оказался в высшем свете. Связи отца и служба по министерству иностранных дел открыли Пушкину выход в лучшие дома большого света – графов Бутулиных и Воронцовых, князей Трубецких, графов Сушковых. Здесь Пушкин на первых порах с пылкой страстностью увлёкся балами и всеми великосветскими развлечениями. Но большой свет скоро наскучил ему, но и этого мимолётного прикосновения к высшему свету хватило, чтобы понять всю его подноготную, осознать, что руководствует людьми в этой среде, а впоследствии рассказать об этом в своём романе «Евгений Онегин».

История создания романа.

13 сентября 1830 года, в Болдино, Пушкин написал восьмую, а 25 – девятую, последнюю, главу своего романа «Евгений Онегин». Долгий труд был окончен. С романом уходила в прошлое целая эпоха жизни. Но на душе было неспокойно и грустно, автор не хотел прощаться со своими героями. Это чувство он выразил в стихах:

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний,

Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Этими стихами автор хотел выразить нежелание расставаться со своими героями, которые за время написания романа стали ему родными, с обществом, которое он так тщательно и продуманно описывал. Ведь сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые именно в обществе.

Петербург А. С. Пушкина.

Пушкин пишет в романе, как о столичном, так и о московском и провинциальном дворянстве. Особое внимание автор романа уделяет петербуржскому дворянству.

А. С. Пушкин знал Петербург. Более того, он любил этот город. Петербург был для Пушкина символом величия и мощи России. Во многих своих произведениях он с любовью писал о Петербурге. Например, в своём произведении «Медный Всадник» он отмечал:

Люблю тебя, Петра творение,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей,

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла.

И, не пуская тьму ночную,

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Но в то же время это был, как он писал жене, «Свинский Петербург», где жили коронованные деспоты, где даже бастионы Петропавловской крепости напоминали ему о друзьях декабристах, находящихся в заточении. Пушкин понимал, что в этом городе нет свободы, что петербуржское светское общество ценит, прежде всего, не мысли, чувства и душу, а положение в обществе, звания и деньги.

Образ светского молодого человека – Евгения Онегина.

Казалось бы, Евгений Онегин – типичный представитель Петербуржского дворянства, но так ли это? А. С. Пушкин представляет Евгения Онегина по-домашнему, в свободной, чуть иронической манере – «Так думал молодой повеса», «добрый мой приятель». Пушкин в быстром и коротком отступлении рисует биографию Онегина. Среда, к которой принадлежал Онегин, и формировала его убеждения, его мораль, интересы и вкусы. Живший долгами, отец Онегина не придумал для своего сына особой системы воспитания – он поступил, как все: сначала нанял для своего сына француженку, потом гувернера, «Француза убогого». Поверхностное светское воспитание было обычаем, нормой, все жили в этой среде. Пушкин сам принадлежал к ней и мог с полным правом сказать: «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Среда и определила «Род занятий» Онегина, когда наступила пора «мятежной юности» — «Светская жизнь».

Евгений Онегин был человеком образованным и воспитанным, учился он дома:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал,

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо.

В светском обществе превыше всего ценилась честь и общественное мнение, которое создавало особенный тип поведения:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чём вертится мир!

Также Онегина, как светского молодого человека, характеризует один день из его жизни, описанный Пушкиным.

Утро начинается чтением записок с приглашениями на бал, затем занятия в кабинете «воспитанника мод», прогулка по бульвару, обед у ресторатора. Вечером – театр, после театра возвращение домой – «чтобы одеться»-и поездка на бал:

Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис…

С бала Онегин попадает домой только на заре.

Что же мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он.

Очень подробно описывает Пушкин кабинет Онегина, его наряд. Автор как бы желает еще раз подчеркнуть оторванность молодых людей того времени от национальной почвы, ведь они с раннего детства находились в атмосфере чужого языка, людей (гувернантки и гувернеры - иностранцы) и вещей. (“Но панталоны, фрак, жилет, /Всех этих слов на русском нет…”).

Евгений Онегин – главный герой произведения и раскрытию его характера для читателя А. С. Пушкин уделил больше всего сил. Незадолго до финала романа, указав на одиноко стоящего Онегина (а он, вернувшись из путешествия, незамедлительно явился на раут, в привычную суету вечного празднества), Пушкин обронил поистине вещее замечание: «Как нечто лишнее стоит».

Правда, это замечание осталось в вариантах главы. В каноническом же тексте соответствующее место выглядит несколько иначе, но тоже примечательно:

Но кто это в толпе избранной

Стоит безмолвный и туманный?

Для всех он кажется чужим.

При внешнем различии этих характеристик они родственны по существу: в том и другом случае Онегин взят в отношении к окружающему обществу. Именно для тех, кто составляет свет, Онегин либо лишний, либо чужой. Но как же такое могло произойти? Ведь мы помним, что по натуре Онегин франт, приверженец баллов и светских сборищ. Но стоит отлучиться на время (как случилось с уехавшим в путешествие Онегиным) как ты сразу становишься ненужным, лишним человеком. И это тоже показательно. Внутри толпы бушует разгул эгоистических страстей. В обмене репликами за карточным столом и в перерыве между танцами выведываются мнения, оцениваются поступки отдельных людей, согласовывается поведения целых групп.

Такова светская толпа. У Пушкина сложилось устойчивое отрицательное отношение к ней.

Светское общество, как одна из причин дуэли Владимира Ленского и Евгения Онегина.

Ещё один представитель светского общества – Владимир Ленский.

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал:

По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

Так говорит А. С. Пушкин о Владимире Ленском.

Владимир Ленский далёк от настоящей русской жизни. Его невозможно определить к определенной категории общества. Мы не можем его назвать светским человеком, ведь он далёк от света и в своих стихотворениях он воспевает «Разлуку и печаль, и Нечто, и туману даль…». Ленский молод и видит всё сквозь призму возраста и литературы. Ленский всё идеализирует. Это также доказывает его выбор. Ольга – типичная красавица, не обладающая индивидуальностью. Она посредственна, её образ столько раз был воспет, что потерял всё свою прелесть. Но это понимает лишь Онегин. А что Онегин?

Евгений Онегин и Владимир Ленский…. Кто они друг для друга?

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

Как же нелепа и незначительна ссора Онегина и Ленского, и нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге… Однако дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.
Случайная ссора - только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже. Ведь в ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - сила «общественного мнения». И снова светское общество! Онегин прекрасно всё понимает…. Сам говорит себе, что он:

Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.

Пушкин подбирает глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: «обвинял себя», «был должен», «он мог бы», «он должен был обезоружить младое сердце…» Но почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду - еще не поздно… «Наедине с своей душой» Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение остаться наедине со своей совестью и поступить так, как велит совесть, - это редкое умение. Для него нужно мужество, которого нет у главного героя. И из-за этого погибает ни в чём не повинный человек – поэт Владимир Ленский.

Светское общество в деревне.

Белинский назвал роман А. С. Пушкина – «Энциклопедией русской жизни. В этом и состоит его ценность. В своём романе автор рассказал своим читателям обо всех слоях населения. Например, о крепостном дворянстве.

Крепостная деревня занимает центральное место в композиции романа. Она показана сразу после Петербурга, как резкий контраст к нему. Она помогает нам понять, чем отличается столичное светское общество от деревенского светского общества. И есть ли, собственно, различия?

В северной столице время стремительно бежит, в деревне медленно течет. Северная столица имеет широкие возможности следовать западной моде, использовать достижения европейской цивилизации, а в деревне царят «нравы нашей старины», сильна связь человека с природой. Пушкин показывает среду, которая повлияла на формирование жизненных ценностей главных героев. Среди столичного дворянства прошли детство и молодость Онегина, а в деревне выросла Татьяна. Поместное дворянство поэт рисует и сатирически, и иронически, и сочувственно, с нотками ностальгии и доброй улыбкой.

В семье Лариных автор видит разные начала. Фамилия помещиков происходит от слова «лары» — боги домашнего очага. В их деревенском доме много доброго, патриархального и трогательного. Жизнь Лариных – «мирная», без зависти, злобы, жестокости. Это тихие, просты люди, гостеприимные, радушные. Они прошли по жизни рука об руку, без великих страстей, но и без диких ссор и сцен. Даже равнодушный и скучающий Онегин оценил тепло домашнего очага в семействе Лариных:

А кстати: Ларина проста,
Но очень милая старушка.

Поэту дороги привычки «милой старины», которым следовали родители Татьяны:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…

Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам.
Служанок била, осердясь –
Все это мужа не спросясь.

Но, с другой стороны, поэту грустно, что жизнь мирных деревенских людей полностью лишена духовных интересов, поисков, развития. Их не интересуют:

Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые
И гроба тайны роковые…

Дмитрий Ларин – посредственный, примитивный человек:

Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой…

А ведь отец Татьяны не всегда был простым барином: в молодости он участвовал в русско-турецкой войне, заслужил чин бригадира и медаль за взятие Очакова.

Мать Татьяны возвышенно, романтично любила сержанта гвардии, потом испытала душевную драму, когда ее выдали замуж за нелюбимого человека. Размеренная, спокойная жизнь «по привычке» привела к внутреннему оскудению, угасанию душевных порывов матери Татьяны и ее мужа. Поэту больно осознавать, как легко люди превращаются в обывателей, медленно доживающих свой век. И все-таки семья Лариных – лучшая среди поместных дворян. В их доме выросла не только обычная, ничем не выделяющаяся Ольга – наиболее распространенный тип дворянской девушки начала XIX века, но и духовно богатая натура – Татьяна.

В портрете же другого обывателя у Пушкина появляются обличительные мотивы. Поэт рассказывает о деревенском дяде Онегина, который:

Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.

В двух строчках показана целая жизнь человека, наполненная невыразимой скукой: сорок лет он провел в глухой деревне без дела, без семьи, в мелочных склоках.

На именинах Татьяны мы знакомимся со многими соседями и приятелями Лариных. При описании светского общества используется традиционный приём — «говорящие» фамилии: Пустяков, Скотинины. Герои напоминают персонажей из комедий Д.И.Фонвизина и А.С.Грибоедова. «Говорящая» фамилия у Гвоздина. Она образована от глагола «гвоздить». Этот герой – «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков». Пушкин характеризует этого помещика в соответствии с житейской логикой крепостников. Ведь тот хорош, кто грабит крестьян. С убийственной иронией поэт описывает и местного иностранца, и дворянских барышень, и уездного франтика Петушкова.
В этом примитивном и безнравственном мире обывателей невозможно «не задохнуться» лучшим героям – Онегину и Татьяне.

Люди, окружающие их, невыносимы. Поэтому Онегин избегал общения с ними, а Татьяна молча страдала. В письме к Евгению она призналась:

Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.

От влияния пошлой среды девушку спасла ее добрая семья, книги, близость к природе и народной культуре.
Создавая пародийный образ мелкопоместного дворянства, Пушкин точно и глубоко показал, как уклад усадебной жизни формировал, в основном, людей недалеких, посредственных, не умеющих ни думать, ни чувствовать.

В Онегине же Пушкиным представлен прежде всего духовный и нравственный облик дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Он олицетворяет собой порождение того общества, той эпохи, но вместе с тем он странным образом противоречит ему. По крайней мере, можно абсолютно точно утверждать, что он стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. И это объединяет его с Чацким – главным героем комедии «Горе от Ума» Александра Сергеевича Грибоедова.

Б) А. С. Грибоедов «Горе от Ума».

История создания и основные конфликты в комедии.

У А.С. Пушкина есть замечательное высказывание: «Грибоедов сделал все. Он написал «Горе от ума». «Горе от ума» — оригинальная, высокохудожественная, общественно значимая комедия. А.С.Грибоедов работал над своим главным произведением несколько лет. Окончательная редакция была завершена осенью 1824 года. Каждый образ в комедии отражает сущность реальных общественных типов своей эпохи. Они не выдуманные, не абстрактные, а глубоко жизненные.
В произведении происходит взаимодействие двух конфликтов: любовного, основными участниками которого являются Чацкий и Софья, и конфликта общественно- идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами, собравшимися в доме Фамусова. С точки зрения проблематики на первом плане – конфликт между Чацким и Фамусовским обществом, противоречие между граждански активной личностью и общественно пассивным, реакционным большинством.

А. С. Грибоедов в своей комедии так же, как и Пушкин, показал противоборство двух лагерей русского дворянства в начале 20-х годов 19 века. Это были годы, когда передовые дворяне отчётливо поняли необходимость перемен в стране. Началась схватка, апогеем которой и явилось восстание декабристов. Лучшая часть дворянства выступила против привычных порядков, которые Грибоедов мастерски описал в своём произведении на примере московского барства.

Московское барство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Образы Московских дворян в комедии Грибоедова имеют много общих черт. Это консерваторы, противники всего нового, передового. Эти люди не скрывают своего отношения к переменам, происходящим в стране, напротив, они открыто говорят о своей приверженности к веку минувшему:

Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,

Спаси нас боже! Нет…

Это говорит об их интеллекте, их нравственности. Этих людей не интересует индивидуальность, душа каждого человека. Здесь каждого оценивают по его материальному положению или происхождению и положению в обществе.

Это мы можем наблюдать во время сцены бала. Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала является кульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом.

Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом.

Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал «под каблук» своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. А как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат! А вот графини Хрюмины: бабушка и её внучка — старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.
И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: «Я от него было и двери на запор; да мастер услужить» Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.

Образ Павла Фамусова, как представителя московского светского общества.

Если мы говорим о московском светском обществе, мы не можем не сказать о Павле Афанасьевиче Фамусове.

Фамусов – одна из центральных фигур в комедии. Это яркий представитель «века минувшего», он проповедует философию «отцов», то есть тех, кто обладает консервативными взглядами. «Отцы» в пьесе – высокопоставленные чиновники и в то же время богатые помещики. Это Фамусовское общество. Они выступают против свободы слова и просвещения. В руках именно Фамусовского общества сосредоточена власть. Служебное положение Фамусова достаточно высоко: он «управляющий в казенном месте». Именно от него зависит материальное состояние и успех множества людей: распределение чинов и наград, «протекции» молодым чиновникам и пенсии старикам
Фамусов – убежденный защитник всего застойного. По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, «как делали отцы», учиться, «на старших глядя». Герой восхваляет московские нравы, неизменные век от века:

На все свои законы есть:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, —
Тот и жених.

Образ Александра Чацкого.

Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек «века нынешнего», точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века — это типичный образ «нового» человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими.
Если Фамусов — защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве. В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, «века покорности и страха — века лести и спеси».

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.

Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как
источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он. Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но это трудно в условиях такого общества.

Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею — с фамусовским обществом неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — крушением его надежд на личное счастье.

Причины выбора Софьей Молчалина.

Софья – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, это можно назвать общими чертами ее круга.

Вспомним, что Софья воспитана в Фамусовском обществе, она получила классическое образование того времени – стихи, танцы, фортепиано и её любимые французские романы…. Все это наложило определенный отпечаток на её характер. С одной стороны она обладает живым умом, страстностью и женской мягкостью, с другой – непониманием окружающего мира, которое и свело её с Молчалиным.

«Я не старалась! Бог нас свёл!» — говорит она о своих отношениях с Молчалиным. Но так ли это? И что мы знаем о самом Молчалине?

Он, наконец, уступчив, скромен, тих. И на душе проступков никаких. Чужих и вкривь и вкось не рубит…. Вот я за что его люблю!» — вот так описывает Софья Чацкому Молчалина, не замечая, что «портрет выходит пошл». Софья видит в нем скромного, бедного, не смеющего поднять не нее глаз, влюбленного молодого человека.… И…. покровительствует ему. Она стремится сделать из него «мальчика – мужа», а если мы вспомним общество Фамусова, то поймём, откуда Софья берет эти идеи. Ведь именно в этом обществе такие мужья не редкость.

В некоторых критических статьях (например, в статье Гончарова «Мильон терзаний) Софья сравнивается с Пушкинской Татьяной и мы можем говорить об уместности этого сравнения. «Душа ждала кого-нибудь» — говорит Пушкин о Татьяне в произведении «Евгений Онегин», но если присмотреться к Софье Грибоедова, то мы поймём, что выбор Софьи на Молчалина пал Случайно. Как и Татьяна, она выбирает возлюбленного, не зная его, не понимая его, его душевных качеств. Её душа ждала кого-нибудь

Живой ум, идеи, мысль чувства загублены в Софье, поэтому она не замечает в Молчалине того, что очевидно для других: глупости, жадности, подлости и подхалимства.

Последнее свидание влюбленных показывает Молчалина во всей красе.

«И вот любовника я принимаю вид в угоду дочери такого человека….» А Софья? «Не продолжайте. Я виню себя кругом. Но кто бы мог думать мог, чтоб был он так коварен!»

Итак, мы понимаем, что выбор Софьи был обусловлен, в основном, ограниченностью выбора. Ведь Софья, при всех своих душевных задатках, всё же целиком принадлежит фамусовскому миру.

В) Сравнение Онегина и Чацкого.

Чем же все-таки похожи эти два героя, светский Онегин и просветитель Чацкий, герои разных произведений, но одной эпохи?

Конечно же, они происходят из одного и того же общества, они ровесники, оба умны, проницательны, оба видят несостоятельность светской жизни, обнажают ее суть от покровов внешней мишуры и блеска. Оба пытаются найти себя, обрести себя, путешествуя или сменяя обстановку. У обоих неудачно складываются отношения со слабым полом, но, однако, причины для этого несколько разные. Если Чацкий, все еще влюбленный в Софью, постепенно разочаровывается в ней, находя в ее характере черты ненавистного ему общества, то Онегин, встречаясь с Татьяной, уже пребывает в глубоком разочаровании от жизни, поэтому и на любовь Татьяны он реагирует благородно. Но он понимает, что не способен стать благопристойным мужем и отцом семейства, поэтому он опасается чистой и нежной любви Татьяны.

Чацкий олицетворяет собой живой ум, передовые стремления, огонь, движение, бурную просветительскую деятельность. Онегин оказывается более пассивным на таком фоне, человеком с огоньком, почти потухшим, но который еще можно разжечь, только сделать это надо кому-то другому, раздуть огонь и превратить его в пламя.

Заключение.

«Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова — «Горе от ума», стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. До этих двух произведений русские поэты ещё не умели быть поэтами, воспевая чуждые русской действительности предметы, и почти не умели быть поэтами, принимаясь за изображение мира русской жизни», — сказал В. Г. Белинский.

Действительно, эти два произведения сыграли огромную роль в развитии русской литературы. Прочитав их, можно наиболее полно составить своё представление о светском обществе того времени. Изучив эту тему, я поняла, что образ жизни приверженцев светского общества того времени не сильно отличается от образа жизни элиты, так называемого высшего общества, сегодняшних дней. К сожалению, сейчас душа, искренние чувства и лучшие черты характера порой ценятся меньше чем деньги, положение, связи. И поэтому я могу сказать, что тема моего реферата актуальна и по сей день. Ответы на современные вопросы, проблемы, можно всегда найти у классиков. Давайте читать классиков!

Список литературы:

И. Е. Каплан «Анализ произведений русской классики».

А. М. Гуревич «Сюжет «Евгения Онегина»»

С. Сандомирский «Тайна Онегина»

И. Медведева «Горе от Ума»

В. И. Коровин «А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество»

Н. С. Ашукин «Пушкинская Москва»

Арнольд Гессен «Пушкин в Москве»

Журнал «Литература в школе» за 2004, 1997 года

Н. К. Пиксанов «Горе от Ума».

И. А. Гончаров «Мильон терзаний»

В. Орлов «А. С. Грибоедов и его комедия»

С. Е. Шаталов «Герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»»

Интернет ресурсы.

Обсуждение закрыто.

(376 слов) Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» изображает столичное и поместное дворянство, определяя схожие и различные черты. В этом анализе мы действительно видим энциклопедию русской жизни, о которой писал В. Белинский.

Начнем со столичного дворянства. Автор отмечает, что жизнь Петербурга «однообразна и пестра». Это позднее пробуждение, «записочки» с приглашениями на бал, званый вечер или детский праздник. Герой неохотно выбирает какое-либо развлечение, затем заботится о своей внешности и едет в гости. Именно так проводит время практически все дворянское общество Петербурга. Здесь люди привыкли к внешнему блеску, заботятся о том, чтобы прослыть культурными и образованными, поэтому они много времени посвящают разговорам о философии, о литературе, но в действительности их культура является лишь поверхностной. Например, посещение театра в Петербурге превращено в ритуал. Онегин приходит на балет, хотя его совершенно не интересует происходящее на сцене. Что касается духовной жизни, то Татьяна в финале называет светскую жизнь маскарадом. Дворянство в столице живет лишь наигранными чувствами.

В Москве, по мнению автора, меньше претензий на высокую европейскую культуру. В 7 главе он не упоминает ни о театре, ни о литературе, ни о философии. Зато здесь можно услышать множество сплетен. Все обсуждают друг друга, но при этом все разговоры ведутся в рамках принятых правил, поэтому в светской гостиной не услышишь ни одного живого слова. Автор также отмечает, что представители московского общества не меняются с течением времени: «Все белится Лукерья Львовна, все тоже лжет Любовь Петровна». Отсутствие изменений означает, что эти люди не живут по-настоящему, а лишь существуют.

Поместное дворянство изображается в связи с деревенской жизнью Онегина и бытом семьи Лариных. Помещики в восприятии автора являются людьми простыми и добрыми. Они живут в единстве с природой. Они близки к народным традициям и обычаям. Например, о семье Лариных говорится: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины». Автор пишет о них с более тёплым чувством, чем о столичных дворянах, так как жизнь в деревне более естественна. Они просты в общении, способны дружить. Однако Пушкин не идеализирует их. Прежде всего, помещики далеки от высокой культуры. Они практически не читают книг. Например, дядя Онегина читал лишь календарь, отец Татьяны вообще не любил читать, однако, он «в книгах не видал вреда», поэтому позволял дочери ими увлекаться.

Таким образом, помещики в изображении Пушкина являются людьми добродушными, естественными, но не слишком развитыми, а придворные предстают фальшивыми, лицемерными, праздными, но чуть более образованными дворянами.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

“Евгений Онегин” - реалистический роман в стихах, в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором “отразился век и современный чело век и изображен довольно верно”. “Энциклопедией русской жизни” назвал В. Г. Белинский роман Пушкина.

В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени: о том, как одевались и что было в моде (“широкий боливар”, фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов (“бифштекс окровавленный”, сыр, шипучее аи, шампанское, “стразбургский пирог”), что шло в театре (балеты Дидло), кто выступал (танцовщица Истомина).

Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П. А. Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе “Евгения Онегина”: “Онегин твой будет карманным зеркалом русской молодежи”.

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство - то есть весь народ. Это позволяет говорить нам о “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении.

Петербург того времени был местом обитания лучших людей России - декабристов, литераторов. Там “блистал Фонвизин, друг свободы”, люди искусства - Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о “соли светской злости”, ни о “необходимых глупцах”, “накрахмаленных нахалах” и тому подобном.

Глазами столичного жителя показана нам Москва - “ярмарка невест”, Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор”. Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: “Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось”. Он гордится Москвой 1812-го года: “Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля”.

Современная поэту Россия -деревенская, и он подчеркивает это игрой слов (rus - деревня на латыни, и Русь) в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна.

Попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Сразу напрашивается сравнение с другим великим исследованием русской жизни XIX века - поэмой Гоголя “Мертвые души”.

Красавец Ленский, “с душой прямо геттингенской”, - романтик немецкого склада, “поклонник Канта”, не погибни он на дуэли, мог бы, по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина.

Десятая глава “Евгения Онегина” полностью посвящена декабристам. Пушкин отождествляет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя “в сей толпе дворян освободителей крестьян”.

Появление романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий этому произведению, стал неотъемлемой чертой “Дворянского гнезда”, “Войны и мира”, “Вишневого сада”.

Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею “лишних людей” в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов.

Анализируя роман “Евгений Онегин”, Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, “в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества” и что в “Онегине” Пушкин “решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху”.

Дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В своем романе «Евгений Онегин» Пушкин де­ тально изобразил жизнь дворянского общества 20-х годов XIX века. По словам В. Г. Белинского, это произведение можно назвать «энциклопеди­ ей русской жизни», потому что здесь воспроизве­ дена картина русского общества, «взятого в од­ном из интереснейших моментов его развития». Используя широкий бытовой и культурный фон, Пушкин показывает процесс пробуждения само­сознания в обществе на примере главных героев. В романе подробно изображено как столичное» московское и петербургское, так и провинциаль­ное дворянство.

Русское дворянство было сословием душе- и землевладельцев. Владение поместьями и крепо­ стными крестьянами составляло привилегию дворян, оно было мерилом богатства, обществен­ ного положения и престижа. Герои «Евгения Онегина» довольно четко охарактеризованы в от­ ношении их имущественного положения. Отец Онегина «промотался», сам герой после получе­ ния наследства от дяди сделался богатым поме­ щиком. Характеристика Ленского начинается словами, что он богат. Ларины же не были бога­ ты: мать Татьяны жалуется, что для поездки в Москву «доходу мало». Старшая Ларина, вдова екатерининского бригадира, скорее всего была помещицей среднего достатка. Выйдя за князя К, Татьяна сделалась, по ее словам, «богата и знатна»» то есть вошла в круг титулованной знати.

Тема богатства оказывается связанной с моти­ вом разорения. Слова «долги», «залог», «заимо­ давцы» встречаются уже в первых строках рома­ на. Отец Евгения Онегина жил в Петербурге и вел аристократический образ жизни. Это требо­ вало больших денег, необходимых на покупку предметов роскоши. Кроме того, он давал три ба­ ла ежегодно, что было разорительно. Для всего этого нужны были деньги, и, чтобы получить их, помещик, ведущий подобный образ жизни, часто закладывал свои поместья в банк. Жить на сред ства, полученные при закладке имения, называ­ лось «жить долгами». Такой способ был прямым путем к разорению.

Неудивительно, что, когда скончался отец Онегина, который вел хозяйство именно таким образом, выяснилось, что наследство обременено большими долгами: «Перед Онегиным собрался заимодавцев жадный полк». В этом случае на­ следник мог принять наследство и вместе с ним взять на себя долги отца или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счеты между собой. Первое решение диктовалось чув­ ством чести, желанием не запятнать доброе имя отца или сохранить родовое имение. Легкомыс­ ленный Онегин пошел по второму пути.

По традиции каждый дворянин, достигший совершеннолетия, имел право поступить на госу­ дарственную службу, военную или статскую. Для этого ему нужно было получить образова­ние. Пушкин отрицательно относился к домаш­ нему воспитанию, которое чаще всего получал молодой дворянин, обучавшийся сначала фран­ цузскими гувернерами и гувернантками, а затем наемными учителями, редко серьезно относив­шимися к своим педагогическим обязанностям. Часто претендентами на учительские места в России были мелкие жулики и авантюристы, ак­ теры, парикмахеры, беглые солдаты и просто люди неопределенных занятий.

Альтернативой домашнему образованию были частные и государственные учебные заведения. В России в это время было пять университетов. Царскосельский лицей, Педагогический инсти­ тут в Петербурге, лицеи и гимназии в различных городах для желавших поступить в статскую службу, а также учебные заведения для тех дво­ рян, которые хотели делать военную карьеру. Кроме того, состоятельные дворяне посылали своих детей учиться за границу. Среди друзей и знакомых Пушкина было много закончивших высшие или средние учебные заведения. Роман отражает реальность того времени. Автор-герой вспоминает свою юность, проведенную в Царско­ сельском лицее. Ленский учился в Геттинген- ском университете, который был одним из наибо­ лее либеральных университетов не только в Гер­мании, но и в Европе. Русские выпускники этого университета принадлежали к числу известных либералов и свободолюбцев. Там также учился и гусар Каверин, впоследствии ставший членом «Союза благоденствия», на встречу с которым едет Онегин в первой главе романа.

Образование, которое получил главный герой, носит исключительно домашний характер: он не закончил никакого учебного заведения. Его вос­питывали вубогий» француз-гувернер и домаш­ ние учителя, которых нанимали для преподава­ ния русского языка, истории, а также танцев и верховой езды. Онегин довольно много знал и умел, однако его знания не были ориентированы на профессиональное овладение предметами, они служили тому, чтобы быть принятым в светских кругах. Овладев в совершенстве французским языком и искусством непринужденных покло­ нов, научившись легко танцевать мазурку, Оне­ гин без труда был признан своим в высшем обще­стве: «свет решил, что он умен и очень мил»>.

Знание латинского языка не входило в круг светского дворянского образования. Оно было обычно для воспитанников духовных семинарий. Однако латинский язык был распространен сре­ ди дворян, стремившихся к серьезному образова­ нию. Этому также способствовала мода на воспи­ тателей-иезуитов в начале XIX века. С закрыти­ ем иезуитских пансионов в 1815 году латынь выпала из круга светского образования. Поэтому автор говорит, что «латынь из моды вышла ны­ не». Онегин же, воспитанный под руководством аббата-католика, овладел начальным курсом ла­ тинского языка и умел разбирать эпиграфы - античные надписи на памятниках, зданиях и гробницах, которые включались в популярные французские учебники по латыни,

Интерес к историческим сведениям был широ­ ко распространен в кругу передовой дворянской интеллигенции и особенно обострился в связи с полемикой вокруг первых томов «Истории госу­дарства Российского» Н. М, Карамзина. Фило- софско-публицйстический подход к историче­ ской науке & декабристской среде противостоял взгляду на историю как цепь анекдотов, то есть описаний пикантных происшествий из жизни царствующих особ и их приближенных лиц. Именно такое отношение к этой науке усвоил Онегин, хранивший в своей памяти «дней минув­ ших анекдоты от Ромула до наших дней».

Интерес к сочинениям Адама Смита и других экономистов был яркой чертой общественных на­ строений русской дворянпкой молодежи в 1818- 1820 годах. В тех кругах «Союза благоденствия», с которыми соприкасался Пушкин, изучение по­ литэкономии считалось более полезным, чем за­нятия античной поэзией. Политэкономия препо­давалась и в Геттингенском университете, кото­ рый закончил Ленский. Онегин, подобно мно­ гим, «бранил Гомера, Феокрита» и предпочитал им труды Адама Смита. Однако автор иронизи­ рует по поводу серьезности его познаний в облас­ ти политэкономии. Интерес Онегина к этому предмету мог быть данью моде.

Знание трудов французских фи л ос офов» про­ светите л ей также было широко распространено в среде передовой дворянской интеллигенции. Их сочинения вызывали многочисленные споры и дискуссии, Онегин и Ленский, встретившись в деревне, обсуждали «племен минувших догово­ры»: речь шла о трактате Жан Жака Руссо «Об общественном договоре», широко известном б России. «Плоды наук, добро и зло» - другой по­ вод для спора, также связанный с диссертацией Руссо на тему в Способствовал о ли возрождение наук и искусства очищению нравов?», в которой французский философ высказывает убеждение в ложности направления всей человеческой циви­ лизации.

По традиции того времени молодой дворянин занимался своим образованием только до поступ­ ления на службу или начала выездов в свет. Са­ моцельный интерес к науке после достижения совершеннолетия воспринимался окружающи­ ми как большое чудачество и непозволительная блажь. Онегин, свободный от служебных обязан­ ностей, разочаровавшись в светской жизни» все же сделал попытку занять себя изучением чужих трудов, но у него из этого ничего не вышло.

Дворянство было «служилым» сословием. Хо­ тя неслужащий дворянин формально не нарушал законов Российской империи, но отношение к нему было отрицательным как со стороны прави­ тельства, так и со стороны общественного мне­ ния. Служба также органически входила в дво­рянское понятие чести и связывалась с патрио­тизмом. Наиболее престижной считалась воен­ная служба.

На таком фоне биография Онегина приобрета­ ла демонстративный оттенок. Герой пушкинско­го романа не только никогда не носил военного мундира, что выделяло его из числа сверстников, встретивших 1812 год в возрасте 16-17 лет, но и вообще никогда нигде не служил, не имел ника­ кого, даже самого низшего чина. Это делало Оне­ гина белой вороной в кругу современников. До­ статочно сказать, что князь М, за которого выш­ ла замуж Татьяна» был боевым генералом, израненным в сражениях. По возрасту же он был не намного старше Онегина, так как они были приятелями. Отец Татьяны тоже в свое время служил и вышел в отставку в чине бригадира. Он был участником русс ко-ту редкой войны и полу­ чил медаль за храбрость при штурме Очакова. Отец Онегина, живя в Петербурге, служил «от- лично-благородно&, что означает «заслуживаю­ щим отличия образом». Он скорее всего был стат­ ским чиновником. Ленский же, только что до­стигший совершеннолетия, окончив универси­тет, еще не успел определить свой жизненный путь, рано погибнув на дуэли.

Светская жизнь наряду со службой была важ­ ным элементом дворянского быта. Свободный от служебных обязанностей, Онегин ведет исклю­ чительно светский образ жизни. Лишь немного­численная группа дворянской молодежи Петер­ бурга начала XIX века вела подобную жизнь. В соответствии с аристократической привычкой столичного жителя он просыпается «за пол­ день». Мода вставать как можно позже восходи­ ла к французской аристократии ^старого режи­ ма» и была занесена в Россию эмигрантами-ро­ялистами. Эта привычка отделяла неслужащего дворянина не только от простонародья или офи­ церов, тянувших фрунтовую лямку, но и от дере­венского помещика-хозяина, чей день начинался довольно рано. Татьяна Ларина, выросшая в де­ ревне и следовавшая здоровым обычаям сель­ ских жителей, любила « предупреждать зари восход».

За поздним подъемом следовал утренний туа­лет и чашка кофе, которые сменялись к двум- трем часам дня прогулкой по Невскому проспек­ ту. Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Такие часы ощущались как поздние и «европейские»: для многих еще было памятно время, когда обед начинался в двенадцать. Моло­ дой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара, он предпочитал обедать в ресторане. Местом сбора петербургских денди во времена Онегина был ресторан Талона на Нев­ ском проспекте. Именно туда он отправился, что­бы встретиться с Кавериным, который был извес­ тен своим разгульным поведением и свободомыс­ лием.

Послеобеденное время-Онегин, как любой пе­ тербургский франт, проводил в театре, заполнив время между рестораном и балом. Театр в это время был не только художественным зрелищем и своеобразным клубом, где происходили свет­ские встречи, но и местом любовных интриг.

Бал или званый вечер в светской гостиной вен­ чали день. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина. Это была область непринуж­ денного общения, светского отдыха, где границы служебной иерархии значительно ослаблялись. Недаром в романе изображению балов уделено много внимания: два петербургских бала, бал по случаю именин Татьяны, а также вкратце упоми­нается московский бал в Благородном собрании, на котором героиню заметил князь N.

Признаком особого щегольства считался по­здний приезд на бал. В первой главе Онегин, сле­ дуя моде, опаздывает и появляется в тот момент, когда толпа занята мазуркой. Танцы были цент­ ральным событием бала, им придавалось боль­ шое значение. Они следовали в определенном по­ рядке. Бал начинался с торжественного танца - полонеза, затем следовал вальс, «однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой», потом - мазурка, считавшаяся кульминацией бала. За­ ключительным танцем был котильон. Каждый из танцев задавал особую манеру поведения и те­ мы разговоров в зависимости от характера му­ зыки.

Умение танцевать в светском обществе счита­ лось признаком хорошего воспитания. Поэтому обучение танцам начиналось рано, с пяти-шести лет. Длительные упражнения придавали молодо му человеку не только ловкость во время танцев, но и свободу в движениях. Это влияло на душев­ный строй человека: он чувствовал себя уверенно и свободно в светском обществе, как опытный ак­ тер на сцене. Однако в эпоху Онегина в среде пе­ редовой дворянской молодежи складывается от­ рицательное отношение к танцам. В то время бы­ ли ев моде строгость правил и политическая экономия, а поэтому считалось неприличным танцевать и заниматься дамами».

Вал заканчивался в два-три часа ночи ужи­ ном, после чего гости разъезжались. Онегин воз­вращается домой на рассвете, когда трудовой Пе­ тербург начинает новый день. Назавтра его жизнь пойдет по тому же раз и навсегда заведен­ному кругу, из которого трудно выбиться. Жизнь петербургского франта подчинялась общему за­кону дворянской культуры - стремлению к ри­ туал изац и и быта, исключавшей возможность ин­ дивидуального распорядка дня. Это механиче­ ское однообразие светского ритуала не нравится и Татьяне, привыкшей к простоте сельской жиз­ ни в гармонии с природой и угадывавшей за суе­той и внешним блеском светской жизни ее внут­реннюю бессодержательность.

Понятие чести было важным для понимания поведения русского дворянина послепетровской эпохи. Как человек своего сословия он подчинял­ ся законам чести, и психологическим стимулом здесь выступал стыд. Идеал, созданный дворян­ ской культурой, подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести как основного зако­нодателя поведения. Поэтому особое значение приобретает дуэль как занятие, демонстрирую­ щее бесстрашие. Ее целью было снятие с обижен­ ного позорного пятна, нанесенного оскорблени­ ем, восстановление его чести.

Дуэль проходила по определенным правилам» Она начиналась с вызова. Ему, как правило, предшествовало столкновение, в результате ко торого кто-то считал себя оскорбленным и требо­ вал удовлетворения, С этого момента противни­ ки не общались друг с другом. Это брали на себя их представители - секунданты. Выбрав себе се­ кунданта, оскорбленный обсуждал с ним тя­ жесть нанесенной ему обиды, от чего зависел и характер будущей дуэли - от формального обме­на выстрелами до гибели одного или обоих участ­ ников. После этого секундант направлял против­ нику письменный вызов, или картель. В обязан­ ности секундантов также входило найти воз­ можность для мирного решения конфликта.

В романе Пушкина Зарецкий, к которому об­ратился оскорбленный Ленский, был единствен­ным распорядителем дуэли и намеренно допус­ тил нарушение правил. Он не обсудил возмож­ность примирения ни при первом посещении Онегина, ни перед началом поединка, хотя всем, кроме восемнадцати лет не го Ленского, было яс­ но, что произошло лишь недоразумение. Появле­ ние Онегина на месте поединка со слугой в роли секунданта было грубым нарушением правил и оскорбительно для самого Зарецкого. Секундан­ ты, как и противники, должны быть социально равными. Гильо и Зарецкий не встретились на­ кануне и не составили условий, на основании ко­ торых она должна была проводиться. Онегин по­является на месте поединка не в условленное вре­ мя, а опоздав более чем на час. Таким образом, Онегин и Зарецкий оба нарушают правила дуэли, Первый, чтобы продемонстрировать свое презре­ ние к истории, в которую он попал против собст­ венной воли и в серьезность которой еще не ве­рит, Зарецкий же потому, что видит в дуэли за­ бавную историю, предмет сплетен и розыгры­ шей. Поведение Онегина во время поединка сви­ детельствует о том» что он не хотел кровавого ис­ хода, а стал убийцей поневоле, так как он стре­ лял с дальней дистанции, что было для него сов­сем невыгодно.

Возникает вопрос; почему Онегин все-таки стрелял в Ленского, а не мимо? Дуэль с ее стро­ гим ритуалом представляла целостное действо - жертвоприношение ради чести. Как всякий жесткий ритуал, она лишает участников индиви­ дуальной воли. Остановить или изменить что-ли­бо в ходе дуэли отдельный участник не был влас­ тен. Это особенно важно для понимания образа Онегина. Герой романа, отстраняющий все фор­ мы внешней нивелировки своей личности, изме­ няет себе: против собственного желания он при­ знает нормы поведения, навязанные ему Зарец- ким и «общественным мнением». Теряя волю, он становится куклой в руках безликого ритуала ду­ эли. Боязнь быть смешным и сделаться предме­ том сплетен - это основной механизм, при помо­ щи которого общество, презираемое Онегиным, все же властно управляет его поступками»

Однако условная этика дуэли не могла отме­ нить общечеловеческие нормы нравственности. С одной стороны, победитель был окружен орео­ лом общественного интереса» а с другой, он не мог забыть, что он убийца. Это важно для пони­ мания психологического состояния Онегина, « победившего» на поединке. Убив друга и избе­ жав наказания, он оказался перед судом собст­ венной совести, которая не давала ему покоя» Это стало причиной очередного кризиса, пережитого главным героем.