Изменения в закон о лотереях. Федеральный закон российской федерации

3593

Как правило, каждый человек хотя бы раз в жизни принимал участие в лотерее. Возможность получения выигрыша, особенно при крупном размере призового фонда, всегда привлекает внимание большого количества людей. И, конечно же, большие деньги притягивают к себе различного рода мошенников. Поэтому законодательное регулирование организации лотерей достаточно актуально.

В России таким законодательным актом является Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ "О лотереях".

Организатором лотереи в силу п. 6 ст. 2 Закона № 138-ФЗ является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Причем все лотереи в Российской Федерации могут проводиться только по решению Правительства Российской Федерации.

Согласно понятию, которое закреплено указанным законом, лотереей является игра, которая проводится в соответствии с договором, и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом.

Оператором лотереи может быть только российское юридическое лицо, заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи. Оператор лотереи определяется по результатам открытого конкурса.

Для операторов лотерей законодателем установлены ограничения. Так, оператором лотереи не может выступать юридическое лицо, руководителем, членами коллегиального исполнительного органа или главным бухгалтером которого являются лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономики.

Оператором лотереи также не может быть юридическое лицо, руководитель, учредители, участники которого могли оказывать влияние на проведение лотереи, в ходе которой не были исполнены или были исполнены с нарушением обязательства в части перечисления целевых отчислений и иных платежей, предусмотренных контрактом.

Федеральный государственный надзор за проведением лотерей осуществляется Федеральной налоговой службой. За нарушение правил организации и проведения лотереи предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ проведение лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении, либо без заключения контракта с организатором лотереи на проведение лотереи, либо после истечения установленного срока проведения лотереи, либо распространение (реализация, выдача) лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных лотерейных билетов или прием лотерейных ставок среди участников лотереи без заключения договора в соответствии с законодательством о лотереях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы.

Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ (ред. от 26.07.2019) О лотереях

Государственной Думой

Советом Федерации

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Указанные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его официального опубликования.

Разрешения на организацию и проведение лотерей, выданные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления до вступления в силу настоящего Федерального закона, утрачивают силу после истечения срока их действия.

Постановление от 13 декабря 2018 г. по делу № А15-1273/2018

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (16 ААС)

Решение от 28 ноября 2018 г. по делу № 2-1732/2018

Дзержинский районный суд г. Нижнего Тагила (Свердловская область) - Гражданские и административные

Лотерея — это развлекательная игра, в процессе которой заключается односторонний контракт. Одна из сторон (оператор) осуществляет розыгрыш денежных средств или другого имущества, который выступает в качестве выигрыша. Контракт заключается добровольно и оформляется путем передачи лотерейного билета. На лотерейном билете в обязательном порядке должна присутствовать лотерейная комбинация. Она наносится при изготовлении такого документа. Организация и проведение лотереи регулируется Федеральным законом № 138 «О лотереях».

Описание 138 ФЗ

Федеральный закон № 138 «О лотереях» определяет правовую основу государственного регулирования. Порядок и вид организации также контролируется Федеральным законом. В случае нарушения законодательства, на определенные лица может быть наложена административная или уголовная ответственность. Федеральный закон был принят Государственной Думой 17 октября 2003 года, а одобрен Советом Федерации 29 декабря 2003 года.

Краткое содержание Федерального закона:

  • Описание предмета регулирования законодательства;
  • Описания основных терминов, которые используются в ФЗ 138;
  • Описание условий лотереи и ограничения по ее проведению;
  • Описание видов отчислений от розыгрыша государству;
  • Формирование призового фонда;
  • Условия для проведения подобного мероприятия и обеспечение безопасности прав участников лотереи;
  • Информация о проведении конкурса;
  • Заключение контракта после результатов проведения конкурса.

Последние изменения

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 27 ноября 2017 года. Они касаются статьи 20 части 6. Часть 6 была дополнена.

Победитель получает денежную сумму в качестве призового фонда или другое имущество. Выплата осуществляется оператором этого мероприятия или другим участником, которому разрешено подобное проводить. Чтобы выигрыш выдал другой участник, потребуется предоставить соответствующие документы.

Ниже рассмотрены основные статьи Федерального закона:

В статье 3 описываются виды лотереи. Виды подобных мероприятий на территории Российской Федерации определяются путем способа проведения и территории проведения.

По такому критерию как способы проведения лотерея может быть разделена на:

  • Тиражную;
  • Бестиражную.

Тиражная лотерея — игра на удачу, в которой приз между участниками разыгрывается в одно и то же время. В этом виде запрещено использовать больше одного лотерейного оборудования, в котором также будут находиться билеты.

Под бестиражной лотереей понимается игра, в которой данные о возможности выигрыша уже внесены на стадии производства подобных билетов. Участник, который приобрел лотерейный билет этого типа, имеет право стереть скрытые надписи и удостовериться в наличии выигрыша или в его отсутствии.

Также виды розыгрышей делятся в зависимости от местоположения. Она может быть территориальной или международной. Территориальная (всероссийская) проводится на территории РФ, а международная — на территориях нескольких государств, в список которых также входит Российская Федерации на основании международных документов.

Ст 6.1

В статье 6.1 описываются запреты, которые могут быть выявлены при организации игры. Во время проведения избирательных кампаний проводить лотереи запрещается. То есть выигрыш не может зависеть от итогов голосования или других выборов, связанных непосредственно с референдумом. Также нельзя организовывать азартные игры, которые скрываются под лотереей. Запрещается использовать игровое оборудование, включая игровые автоматы.

В статье 10 описываются лотерейные нормативы.

К нормативам можно отнести:

  • Размер призового фонда;
  • Количество отчислений, которые предусматриваются требованиями мероприятия;
  • Перечисление обязательств оператора, который должен выдать полученный призовой фонд в зависимости от условий договора;
  • Период действия безотзывной банковской гарантии, которая предусматривается пунктом 3 настоящей статьи.

В статье 13 описывается порядок организации и проведения мероприятия.

Для начала организаторы должны получить разрешение у Правительства Российской Федерации.

Таковым является федеральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику. Исполнительная власть определяется Правительством РФ. Период проведения лотереи может быть до 15 лет. Существует возможность продления этого срока, если это желает организатор.

Федеральный орган определяет, к какому органу исполнительной власти относится лотерея. Он уполномочен Правительством РФ организовать розыгрыш, как гласит открытый конкурс.

В статье 17 описывается призовой фонд лотереи. Призовой фонд розыгрыша формируется на основании выручки от ее проведения. Призовой фонд необходим исключительно для передачи выигрыша участникам, которые выиграли. Оператору запрещено использовать выигрыш в собственных целях. Призовой фонд можно только выплатить, предоставить или передать.

Следует отметить, что в тиражной лотереи призовой фонд формируется до осуществления тиража.

Скачать действующую редакцию закона о лотереях

Федеральный закон № 138 призван урегулировать отношения, которые возникают между участниками лотереи и оператором. На основании этого Федерального закона можно оспорить какие-либо ошибки, допущенные оператором или организаторами. Чтобы ознакомиться с изменениями и дополнениями Федерального закона «О лотереях», следует скачать его по .

  • Как провести розыгрыш призов и избежать штрафа в несколько сотен тысяч рублей
  • 3 правила проведения розыгрыша призов: как не получить штраф в несколько сотен рублей
  • Почему слово «лотерея» теперь опасно упоминать при проведении маркетинговых акций
  • Можно ли определять победителя акции случайным образом и устанавливать ограничения в количестве призов

В этой статье я расскажу, как провести розыгрыш призов правильно и не получить за это штраф в 300 тысяч рублей.

Чтобы повысить спрос на свой товар, компании проводят разнообразные конкурсы, розыгрыши, игры, викторины, но по сути все это лотереи. Неприятный сюрприз для бизнеса преподнес Федеральный закон от 28.12.2013 №416-ФЗ (внесший поправки в закон «О лотереях»), который фактически наложил запрет на организацию подобных мероприятий с 1 января 2014 года. Если раньше провести стимулирующую лотерею могла любая компания, предварительно уведомив об этом налоговую инспекцию, то теперь таким правом обладает лишь государство. Лотереи могут быть всероссийскими и международными, а также тиражными и бестиражными. В первом случае призовой фонд разыгрывается между всеми участниками единовременно после распространения лотерейных билетов, во втором – информация, позволяющая определить выигрыш, закладывается в лотерейные билеты (в том числе электронные) на стадии их изготовления (создания).

Если вы хотите провести лотерею. Для начала нужно выбрать организатора лотереи (в его роли может выступать какой-либо федеральный орган исполнительной власти), подать заявку на участие в конкурсе (желающих может быть несколько) и дождаться результатов. Если решение будет положительным, Ваша компания получит статус оператора лотереи. Обратите внимание, к конкурсу допускаются компании, которые удовлетворяют определенным требованиям, например, у них нет долгов перед бюджетом. Еще один нюанс: фирма – победитель конкурса обязуется перечислить государству 10% с разницы между полученной выручкой и выплаченными выигрышами. Эти деньги будут направлены на финансирование социально значимых объектов и мероприятий. Для уверенности в получении средств организатор часто требует от оператора предоставить безотзывную банковскую гарантию, срок действия которой не менее пяти лет.

Как провести розыгрыш? Чтобы не связываться с государственными структурами, лучше проводить розыгрыши или акции. Главное, чтобы данный маркетинговый ход не расценили как лотерею. Иначе компанию оштрафуют на 200–300 тыс. руб. за проведение стимулирующего мероприятия без разрешения Правительства РФ.

Признаки лотереи (согласно Федеральному закону от 11.11.2003 №138-ФЗ «О лотереях»): приобретение билета за деньги; розыгрыш приза с использованием специального оборудования (лототронов); формирование призового фонда за счет выручки, полученной от продажи билетов; случайный способ определения победителей. Следовательно, проводя акцию, Ваши маркетологи должны исключить данные критерии, поскольку наличие хотя бы одного из них приведет к тому, что ее признают лотереей.

Американская компания HubSpot выяснила, какие первые предложения не вдохновляют читателя, а, напротив, заставляют удалить письмо.

В нашей статье мы собрали 5 таких фраз, и способы исправить ошибки.

Сделать это можно следующим образом:

  • бесплатно собирайте заявки от клиентов, например, с помощью сайта Вашей компании или sms-сообщений;
  • если для определения победителя необходимо тянуть билет, используйте для этого обычную вазу;
  • формируйте призовой фонд из собственных средств, а не из денег от продажи билетов;
  • установите алгоритм определения победителей.

Вместе с тем не исключено, что, даже выполнив все требования, вам все равно придется отстаивать свою позицию в суде. Увеличить шансы на победу помогут следующие способы.

Правила проведения розыгрыша призов: как не попасть в поле зрения контролеров

Способ 1. Чтобы избежать фактора случайности, выдавайте призы всем, кто подал заявку на участие в акции. В данном случае Ваш клиент ничем не рискует: получение приза зависит не от воли судьбы, а только от его действий, направленных на получение выигрыша (например, от заполнения заявки на сайте). Правда, остается открытым вопрос о том, какой приз получит участник: главный, поощрительный или один из нескольких (получение главного приза можно расценивать как произошедшее случайно). Также стоит обратить внимание, что нельзя ограничивать количество призов. Фразы наподобие «количество призов ограниченно» или «приз будет вручен первым пяти обратившимся» также будут считаться нарушением. Чтобы избежать таких казусов, лучше в условиях написать следующим образом: «призы распределяются согласно утвержденной методике», «призы вручаются на основании объективно полученных данных», то есть сразу исключить фактор случайности. Вот, например, как компания «Ив Роше Восток» попыталась обойти правило случайности при определении победителей праздничной акции «Для Вас город цветов»: «1-й, 2000-й, 4000-й, 6000-й, 8000-й и 10 000-й участники акции, сделавшие заказ продукции, получают право на получение приза от организатора акции. Участники акции, получившие право на получение приза, становятся победителями акции».

Способ 2. Формируйте жюри для выбора победителей. Давать призы можно тем, кто лучше справится с творческим заданием (например, эффектнее всех расскажет о любви к товару, напишет самое романтическое письмо, придумает самое оригинальное использование упаковки и т. д.). Тогда конечный результат будет зависеть не от случайности, а от творческих способностей участника, которые обязательно должно оценивать компетентное жюри.

  • Повторные покупки: как стимулировать клиентов возвращаться
  • Как открыть магазин подарков, сделать его эксклюзивным и начать зарабатывать

Приз или подарок?

Чтобы не попасть под ограничения, замените слово «приз» словом «подарок», указав условия его получения. Например, одна из компаний предлагает подарки первым пяти клиентам, совершившим самые крупные покупки, или первым пяти клиентам, оплатившим товары 5-го числа месяца во всех пятых кассах сети. При этом все подарки оплачиваются из прибыли предыдущих периодов.

30 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 416). Данный документ кардинально меняет порядок организации и проведения лотерей в России. Организовывать лотереи сможет только уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Российские частные компании лишаются такого права. Конкурс на определение оператора лотереи будет проводиться по установленным Законом N 416 правилам.

1. В России будет введен запрет на проведение всех лотерей, кроме государственных всероссийских и международных

С 1 июля 2014 г. запрещается проводить любые стимулирующие лотереи - т.е. такие, в которых не вносится плата за участие и призовой фонд формируется за счет средств организатора, а также негосударственные, региональные государственные и муниципальные лотереи. Таким образом, будут сохранены исключительно всероссийские государственные и международные лотереи. Кроме того, с этой даты прекратится выплата участникам лотерей причитающихся им выигрышей. Формулировка закона не исключает ситуации, когда лицо, победившее в проведенной лотерее, не сможет получить свой выигрыш. С 30 декабря 2013 г. (с момента опубликования Закона N 416) прекратилась выдача разрешений на проведение лотерей.

Отказ от стимулирующих лотерей связан с желанием законодателя исключить возможность проведения азартных игр под видом стимулирующих лотерей. На сегодняшний день такая практика широко распространена (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.11.2010 по делу N А70-1491/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 02.10.2009 по делу N А79-3288/2009, ФАС Московского округа от 15.10.2010 N КА-А40/11057-10 по делу N А40-66987/10-17-381).

Закрепляется, что при проведении тиражных лотерей будут использоваться новые технические устройства - лотерейные терминалы. Они предназначены для приема лотерейных ставок (ввода либо выбора лотерейной комбинации или лотерейных комбинаций) и выдачи лотерейных квитанций при проведении тиражных лотерей. Отметим, что на практике такие устройства уже использовались (например, в соответствии с Приказом Минфина России от 29.12.2010 N 195н "Об утверждении Условий проведения в режиме реального времени 2 тиражных всероссийских государственных лотерей и в обычном режиме 10 бестиражных всероссийских государственных лотерей в поддержку организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи").

Проводить лотереи можно будет только двумя способами: тиражным и бестиражным. Исключается комбинированный способ, когда на лотерейных билетах одновременно имеются защитное покрытие, под которым скрывается возможный выигрыш, и номер, позволяющий этому билету участвовать в тиражной лотерее.

Организаторами лотерей на основании решения Правительства РФ могут стать только Минспорт России и Минфин России (ч. 1 ст. 13 Закона о лотереях в ред. Закона N 416). Они будут проводить открытый конкурс для определения оператора лотереи - лица, которое проведет ее и которое будет заключать договоры и осуществлять взаимодействие с участниками лотереи. Соответствующие поправки внесены также в ст. 1063 ГК РФ.

Договор между оператором лотереи и ее участником оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции или электронным лотерейным билетом. Данное изменение также вносится в ст. 1063 ГК РФ. Ранее заключение указанного договора могло быть подтверждено выдачей любого документа, однако в судебной практике выдача электронного лотерейного билета не признавалась надлежащим оформлением договора.

В соответствии с действующей редакцией Закона о лотереях конкурсы на проведение всероссийских государственных лотерей должны проводиться по Закону о размещении заказов N 94-ФЗ. С 1 января 2014 г. он утратил силу в связи с принятием Закона о госзакупках N 44-ФЗ. Следовательно, с 1 по 29 января 2014 г. такие конкурсы проводятся по Закону о госзакупках N 44-ФЗ (подробнее о нем см. Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок). С 30 января 2014 г. конкурсы по определению операторов лотереи будут проводиться в соответствии со специальной процедурой, предусмотренной Законом N 416-ФЗ. Ее содержание больше сходно с правилами проведения открытого конкурса Закона о размещении заказов N 94-ФЗ.

Подать заявку на участие в конкурсе на проведение лотереи по-прежнему сможет любое российское юрлицо независимо от организационно-правовой формы. Организатором лотереи может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (не более 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта). Эти условия повторяют положения, содержащиеся в Законе о размещении заказов N 94-ФЗ. По Закону о госзакупках N 44-ФЗ обеспечение заявки является обязательным (ч. 1 ст. 44). Также по общему правилу этим Законом установлен не только максимальный размер обеспечения заявки (5 процентов начальной (максимальной) цены контракта), но и минимальный размер обеспечения, который должен составлять 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (ч. 14 ст. 44 Закона о госзакупках N 44-ФЗ).

Реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный как Законом о размещении заказов N 94-ФЗ, так и Законом N 44-ФЗ, в процедуре проведения конкурса, содержащейся в Законе N 416-ФЗ, не упоминается. Отсылки на него также нет. Однако устанавливается, что в конкурсе не могут участвовать те организации, которые отвечают, в частности, следующим требованиям:

В составе управляющих органов есть лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономики;

Руководители, учредители, участники могли оказывать влияние на проведение лотереи, в ходе которой не были исполнены или были исполнены с нарушением обязательства в части перечисления целевых отчислений и (или) иных платежей, предусмотренных контрактом, заключенным с организатором лотереи;

Ранее уклонялись от заключения контрактов на проведение лотерей;

Контракты о проведении лотереи с этими организациями были расторгнуты по решениям судов;

Существенно нарушили условия контракта, вследствие чего организатор в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта.

Помимо перечисленных требований устанавливается условие, в соответствии с которым участник размещения заказа должен обладать исключительными правами на лотерейные программы (в том числе по лицензионным договорам). Лотерейными программами признаются программы для ЭВМ, разработанные и используемые для сбора данных о распространенных лотерейных билетах и принятых лотерейных ставках, их учета и регистрации или управления лотерейным оборудованием при проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи.

Введено условие об обязательном представлении соглашения с банком о намерении предоставить безотзывную банковскую гарантию. Такой банк обязательно должен быть включен в перечень (http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/index.php?id4=19700), установленный ст. 74.1 НК РФ. Предыдущей редакцией Закона о лотереях было предусмотрено иное условие - дополнение к процедуре проведения конкурса: участнику размещения заказа необходимо было в заявке на участие в конкурсе указать размер банковской гарантии, предоставляемой оператором всероссийской государственной лотереи.

Извещение о проведении конкурса на определение оператора лотереи размещается организатором лотереи на его официальном сайте не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (далее - процедура вскрытия (открытия) заявок). Отказаться от конкурса организатор может не позднее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, изменить извещение о проведение конкурса можно не позднее чем за пять дней до начала указанной процедуры. Эти условия идентичны условиям, содержащимся в ст. 21 Закона о размещении заказов N 94-ФЗ. Однако действующим в настоящее время Законом о госзакупках N 44-ФЗ предусмотрено (ст. 49), что извещение размещается не менее чем за 20 дней до дня вскрытия (открытия) заявок и не на сайте организатора конкурса, а в единой информационной системе. Также этим Законом предусмотрен более короткий срок для того, чтобы отказаться от проведения конкурса: после того как извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе, заказчик может отменить определение поставщика путем проведения открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи конкурсных заявок (ч. 1 ст. 36 Закона о госзакупках N 44-ФЗ).