Иван крузенштерн биография. Иван Федорович Крузенштерн: биография, путешествия и открытия мореплавателя, интересные факты

Крузенштерн Иван (Адам) Федорович (рожд. 19 ноября 1770 г. – смерть 24 августа 1846 г.) русский мореплаватель, адмирал, член- корреспондент, почетный член Петербургской Академии наук. Руководитель первой русской кругосветной экспедиции (плавание продолжалось более 3-х лет), один из основоположников отечественной океанологии.

Первым нанес на карту большую часть побережья о.Сахалин. Один из учредителей Русского географического общества. Автор «Атласа Южного моря». Его именем названы: пролив в северной части Курильских островов, проход между о.Цусима и о-вами Ики и Окиносима в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту, гора на Новой Земле.

Происхождение. Обучение

Первый из русских мореплавателей, совершивший кругосветное путешествие, Иван Федорович Крузенштерн оставил глубокий след в истории географических открытий. Он родился в 1770 году в Эстляндской (Эстонской) губернии поблизости Ревеля (совр. Таллинн) в родовом имении. Его отец, Иоганн Фридрих, и мать, Кристина Фредерика, были из небогатых дворян. Когда Ивану исполнилось 15 лет, родители отдали его в Морской корпус в Кронштадте. Кадетская жизнь была не легкой: жили впроголодь, корпусные здания плохо отапливались, в спальнях были выбиты окна, дрова доводилось таскать с соседних складов. Спустя много лет адмирал, мечтавший о морском будущем своих сыновей, все же не решился отдать их в Морской корпус, и они стали учениками знаменитого Царскосельского лицея.

Военная служба

Из за начала русско-шведской войны выпуск кадетов состоялся раньше срока. 1788 год — Иван Федорович был отправлен на судно «Мстислав», но полагавшегося в таких случаях чина мичмана ему, как и остальным выпускникам, не дали. В его документах была запись: «за мичмана». Чин, впрочем, он в скором времени получил: юноша принимал участие в четырех сражениях и за проявленную доблесть уже в 1790 году стал лейтенантом.

Обучение в Англии

Смелый, энергичный и решительный офицер был замечен. По окончании военных действий он был отправлен для продолжения обучения в Англию. На английских кораблях, Крузенштерн смог побывать в Америке, Африке, на Бермудских островах, в Индии и Китае. Именно тогда у него появилась идея о необходимости осуществления русскими кругосветных плаваний для исследований и разведки торговых путей для России.

Возвратившись в 1800 году в Россию, получивший чин капитан-лейтенанта Крузенштерн подал правительству записки: «О возвышении российского флота посредством дальнего плавания до уровня лучших иностранных флотов» и «О развитии колониальной торговли и выгоднейшем снабжении российско-американских колоний всем для них необходимым». Обе записки остались без ответа, но после дворцового переворота, при , во главе морского ведомства встал Н.С. Мордвинов, который вместе с министром коммерции Н.П. Румянцевым смог добиться от императора разрешения на экспедицию для организации морской торговли с Китаем и Японией. Командиром экспедиции был назначен Крузенштерн.

Кругосветное плавание

Судна для экспедиции, купленные в Англии, назвали «Нева» и «Надежда». Там же были приобретены лучшие в те времена инструменты и приборы для мореплавания. Крузенштерн шел на «Надежде», а капитаном «Невы» был назначен его лучший друг и боевой товарищ Ю.Ф. Лисянский. Общее количество экипажей составляло 129 человек. Команда состояла из русских, только ученые, принимавшие участие в экспедиции, были иностранцами. На борту «Надежды» находился также русский посол Н.П. Резанов, плывший со своей свитой в Японию.

1803 год, 26 июня — экспедиция вышла из Кронштадта и направилась к берегам Бразилии. Это был первый переход русских кораблей в южное полушарие. В качестве противоцинготного средства на о.Тенерифе был закуплен большой запас лучшего вина, каждому матросу полагалась бутылка в день. Крузенштерн лично осматривал матросов. К счастью, благодаря стараниям командора в этом путешествии цинги удалось избежать.

После месяца ремонта на бразильском острове Св. Екатерины экспедиция двинулась к мысу Горн. Там во время тумана корабли потеряли друг друга. Крузенштерн зашел на Маркизские острова, а Лисянский подошел к о.Пасхи и исправил ошибку Кука в определении его географических координат. Встретились моряки у о.Нукагива (Маркизские о-ва).

Далее корабли направились к Южным Сандвичевым островам, а там вновь разделилась. Иван Федорович без остановок двинулся к Камчатке, а Лисянский зашел на Сандвичевы острова для для того что бы пополнить запасы продовольствия и оттуда отправился к Алеутским островам.

Из Петропавловска-на-Камчатке Крузенштерн пошел в Нагасаки. При этом переходе судно попало в страшный тайфун и едва не потеряло мачты. В Нагасаки были вынуждены стоять на протяжении 6-ти месяцев. Японцы не хотели принимать Резанова; так ничего и не добившись, посольству ничего не оставалось как вернуться на Камчатку. Японские власти даже не дали разрешения на закупку продовольствия. Правда, император снабдил экспедицию необходимыми продуктами на два месяца.

На обратном пути путешественники нанесли на карту западное побережье острова Хондо (Ниппон), о-ва Хонсю и Хоккайдо, а также южную часть Сахалина. В Курильской цепи ими были обнаружены несколько неизвестных раньше островов, очень низких и потому опасных для мореплавания. Крузенштерн назвал их Каменными Ловушками. Высадив посольство, Крузенштерн продолжил плавание. Он обследовал восточное и северное побережья Сахалина до устья Амура, а оттуда отправился в Макао (Аомынь) для встречи с Лисянским. Приняв на борт большой груз китайских товаров, экспедиция 9 февраля 1806 года двинулась в обратный путь, на родину.

15 апреля в пасмурную погоду корабли снова разошлись. Крузенштерн предпринимал попытки найти «Неву», но все напрасно. Не было Лисянского и на условленном месте встречи на о. Св. Елены.

Позднее выяснилось, что капитан «Невы» решил идти в Кронштадт без остановок во имя славы русских мореплавателей. Ему удалось благополучно совершить этот переход, который до него ни одному из подобных кораблей не удавался. А задержавшаяся из-за поисков и захода на о. Св. Елены «Надежда» прибыла в Кронштадт на две недели позднее, 19 августа 1806 года. Во время стоянки в Копенгагене русский корабль посетил датский принц, пожелавший встретиться с русскими моряками и послушать их рассказы.

1) Крузенштерн Иван Федорович; 2) Лисянский Юрий Федорович

Значение экспедиции

Первая русская кругосветная экспедиция имела большое научное и практическое значение и привлекла к себе внимание всего мира. Русские моряки исправили во многих пунктах английские карты, считавшиеся в то время самыми точными. Крузенштерн и Лисянский открыли много новых островов и исключили не существующие, но отмеченные на картах. Они провели наблюдения над температурой глубинных слоев моря и течениями.

Впервые в истории были проведены профессиональные метеорологические исследования, сохранившие свое научное значение и в наши дни. Во время всего плавания проводились изучения течений, их направление и сила, были осуществлены и этнографические наблюдения, в особенности ценные в отношении нукагивов, камчадалов и айнов. Эти материалы считаются классическими. Кроме географических исследований, были собраны ботанические, зоологические и этнографические коллекции. Кругосветная экспедиция Крузенштерна познакомила с загадочной Японией не только Россию, но и мировую науку. Кроме этого, мореплаватели впервые прошли морским путем из европейской части России до Камчатки и Аляски, в связи с чем была выгравирована специальная медаль.

Эти труды получили заслуженное признание. Руководитель экспедиции получил чин капитана 2-го ранга, был избран членом Академии наук и Адмиралтейского департамента.

Научная, организаторская деятельность

После возвращения Крузенштерн Иван Федорович в течении долгого времени работал над теоретическими вопросами морского дела и гидрографическими промерами. Прославленный мореплаватель пытался определить роль и место географии в системе наук, интересовался ее связью с физикой, химией, философией и историей, стремился определить влияние экономики и коммерции на географические исследования и географические открытия. С мнением Ивана Федоровича считался и состоял с ним в переписке непререкаемый авторитет в области географических исследований англичанин Джон Барроу. Он, в частности, выяснял у русского коллеги, что тот думает по поводу северо-западного прохода.

Переписывался мореплаватель также с Гумбольдтом, картографом Эспинозой и другими известными учеными той эпохи.

Война 1812 года в очередной раз показала патриотизм флотоводца: треть своего состояния пожертвовал он на народное ополчение. В это тяжелое время Крузенштерн превратился в дипломата, входил в состав миссии в Лондоне, но и здесь не прекращал интересоваться новшествами в области судостроения, достижениями флота Великобритании, осматривал важнейшие порты и доки.

Вопросы организации русского мореплавания продолжали интересовать ученого. 1815 год — после окончания наполеоновских войн, он участвовал в организации экспедиции О. Коцебу на поиски северо-западного прохода. Позднее ученый-мореплаватель сделал много и для организации других плаваний, в первую очередь для экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, завершившихся открытием Антарктиды.

Памятник И. Ф. Крузенштерну

Бессрочный отпуск. Издание книги, атласа

Но напряженная научная деятельность сильно сказались на здоровье капитана. Из-за болезни глаз он был вынужден подать прошение о бессрочном отпуске для поправления здоровья. Впрочем, это была не основная причина: новый морской министр маркиз Траверсе, человек бесталанный и самолюбивый, не жаловал фаворита министра коммерции Румянцева и всячески препятствовал его предложениям об улучшении флота и деятельности в области географических изысканий.

В своем имении Крузенштерн продолжил научные занятия. Он закончил работу над книгой о кругосветном путешествии, представил несколько записок Адмиралтейству, в т. ч. о необходимости составления «всеобщего морского атласа». Но его идеи были оставлены без внимания. Только после того как Траверсе сменил адмирал А.В. Моллер, который понимал значение такого издания, проект приняли. Александр I согласился выдать на публикацию книги Крузенштерна Ивана Федоровича и атласа 2500 руб. После издания атласа Крузенштерна и в России, и в Европе начали считать первым гидрографом Тихого океана. Сам же атлас вышел далеко за рамки гидрографии: вместе с материалами кругосветной экспедиции он в большой степени поспособствовал дальнейшему развитию наук о Земле.

1827 год — знаменитый путешественник, к тому времени произведенный в вице-адмиралы, был директором Морского корпуса и, таким образом, получил возможность исправить те неполадки, которые мучили его в юности. Одновременно он работал во многих научных учреждениях. При деятельном участии адмирала в России было организовано Географическое общество, ставшее одним из самых мощных и авторитетных в мире.

Смерть. Наследие

Умер Иван Федорович Крузенштерн 24 августа 1846 года в своем имении Асс и был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Его дело продолжили сын, Павел Иванович, и внук, Павел Павлович. Оба стали известными путешественниками, исследовавшими северо-восточные берега Азии, Каролинские и другие острова Печерского края и обский Север.

Ученый-мореплаватель оставил после себя ряд серьезных научных работ, в т. ч. уже известный читателю «Атлас Южного моря» с объяснительным текстом. А кругосветное путешествие было описано им в сочинении «Путешествие вокруг света в 1803–1806 гг. на кораблях “Надежда” и “Нева”». В сокращенном варианте книга переиздавалась в 1950 году.

Первая российская кругосветка 1803-1806 Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского

Цель экспедиции

Совершить первое кругосветное плавание в истории российского флота. Доставить-забрать товары из Русской Америки. Установить дипломатические контакты с Японией. Показать выгодность прямой торговли мехами из Русской Америки в Китай. Доказать выгоду морского пути из Русской Америки в Петербург в сравнении с наземным. Провести различные географические наблюдения и научные исследования по маршруту экспедиции.

Состав экспедиции

Корабли:

Трёхмачтовый шлюп «Надежда», водоизмещением 450 тонн, длиной 35 метров. Приобретен в Англии специально для экспедиции. Корабль был не новый, однако вынес все трудности кругосветного плавания.

Трёхмачтовый шлюп «Нева», водоизмещение 370 тонн. Куплен там же специально для экспедиции. Вынес все трудности кругосветного плавания, после был первым российским кораблем, посетившим Австралию в 1807 г.

Император Александр I лично осмотрел оба шлюпа и разрешил поднять на них военные флаги Российской империи. Содержание одного из кораблей император принял на свой счет, а расходы по эксплуатации другого взяла на себя Российско-Американская компания и один из основных вдохновителей экспедиции граф Н.П.Румянцев. Какой корабль кто взял – не уточняется.

Личный состав

Начальник экспедиции Крузенштерн Иван Федорович.

Возраст на момент старта – 32 года.

Он же капитан флагмана экспедиции шлюпа «Надежда».

На борту «Надежды» находились:

    мичманы Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями

    посол Резанов Николай Петрович (для установления дипотношений с Японией) и его свита

    ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев

    загадочным образом в экспедицию попал и известный скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как Толстой-Американец

Матросы все до одного были русские – таково было условие Крузенштерна.

Общая численность команды 65 человек.

Шлюп «Нева»:

Командир - Лисянский Юрий Федорович.

Возраст на момент старта – 30 лет.

Общая численность команды корабля – 54 человека.

В трюмах обоих судов находилось железные изделия, спирт, оружие, порох, и много других вещей для поставки в Русскую Америку и на Камчатку.

Старт первой русской кругосветной экспедиции

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года. По дороге зашли в Копенгаген, затем в небольшой английский порт Фалмут, где еще раз проконопатили корабли.

Канарские острова

Экспедиция подошла к архипелагу 19 октября 1803 года. В гавани Санта-Крус простояли неделю и 26 октября взяли курс на юг.

Экватор

26 ноября 1803 года корабли под российским флагом «Надежда» и «Нева» впервые пересекли экватор и попали в Южное полушарие. По морской традиции был устроен праздник Нептуна.

Южная Америка

Берега Бразилии показались 18 декабря 1803. Остановились в гавани города Дестеро, где простояли полтора месяца для ремонта грот-мачты «Невы». Только 4 февраля 1804 г. оба судна двинулись дальше к югу вдоль южноамериканских берегов.

Мыс Горн

Перед тем, как обогнуть мыс Горн, Крузенштерн и Лисянский договорились о месте встречи, так как оба понимали, что в этом месте корабли легко разметает непогода. Первый вариант встречи был остров Пасхи, запасной – остров Нукагива. «Надежда» благополучно обогнула мыс Горн и 3 марта 1804 вышла в Тихий океан.

Нукагива

Остров Пасхи проскочили при сильных ветрах, поэтому Крузенштерн пошел прямо к запасному месту встречи острову Нукагива, куда прибыл 7 мая 1804 года. По дороге были нанесены на карту острова Фетуга и Уагуга из группы Маркизских. 10 мая к Нукагиве подошла и «Нева». Через неделю оба корабля отчалили в направлении Гавайских островов.

Экватор

Гавайские острова

К ним корабли приблизились 7 июня 1804 года. Здесь им предстояло расстаться. «Нева» с грузом товаров для Российско-Американской компании пошла в сторону Аляски, к острову Кодьяк. «Надежда» взяла курс на Камчатку, откуда нужно было сходить с посольством в Японию и исследовать остров Сахалин. Встреча обоих кораблей предстояла теперь только в Макао в сентябре 1805 года, куда «Надежда» подойдет по завершении дипломатической миссии, а «Нева» - с грузом мехов из Русской Америки.

Путешествие «Надежды»

Камчатка

В Авачинскую бухту «Надежда» вошла 14 июля 1804 г. Население Петропавловска тогда составляло около 200 человек. Сюда из Нижнекамчатска (тогдашней столица полуострова) прибыл губернатор генерал Кошелев, который всячески содействовал починке корабля и подготовке к визиту в Японию. Экспедицию оставили врач и художник, и принудительно «списали на берег» скандалиста Толстого. 30 августа 1804 г. «Надежда» взяла курс на Японию.

Япония

Из истории Японии известно, что любым иностранным кораблям был запрещен вход в японские порты. А жителям островов восходящего солнца было строжайше запрещено контактировать с иностранцами. Такая принудительная самоизоляция спасла Японию от возможной колонизации и торговой экспансии со стороны европейцев, а также способствовала сохранению ее самобытности. Только купцам голландской Ост-Индской компании было позволено вести торговлю в порту Нагасаки – самой южной точке страны. Голландцы монопольно вели торговлю с Японией и не пускали конкурентов в свои владения, скрывали морские карты с координатами и тп.. Поэтому Крузенштерну пришлось вести «Надежду» до Нагасаки почти наугад, попутно ведя съемку японских берегов.

В Нагасаки

В гавань Нагасаки корабль Крузенштерна с послом Резановым вошел 8 октября 1804 года. На борту у русских было несколько японцев, когда-то попавших к русским в результате крушения, и которых экспедиция везла с собой в качестве переводчиков.

На корабль зашел японский представитель, расспросил ху-ис-ху , мол откуда и зачем прибыли. Потом японский лоцман помог «Надежде» войти в гавань, где и бросили якорь. В гавани стояли только японские, китайские и голландские корабли.

Переговоры с японцами

Эта тема заслуживает отдельного рассказа и отдельной статьи. Скажем только, что японцы «промурыжили» русскую «дипмиссию» в порту Нагасаки до 18 апреля 1805 года – пять с половиной месяцев! И Крузенштерну с Резановым пришлось уйти восвояси несолоно хлебавши.

Японский император долго «выдерживал паузу», потом ответил через своих чиновников, что никаких договоров с русскими не будет, и подарки русского императора – несколько огромных зеркал в дорогой оправе - он принять не может. Дескать, Япония не в состоянии равноценно отблагодарить императора русских в силу своей бедности. Смех, да и только! Либо тут хорошо поработали голландцы, либо японцы сами не хотели никаких контактов с Россией.

Правда, японская администрация все время нахождения корабля в порту снабжала его продовольствием. И нагрузила на дорогу едой, водой и большим количеством соли совершенно бесплатно. При этом Крузенштерну категорически запретили возвращаться вдоль западного берега Японии.

Возвращение «Надежды» на Камчатку

Выйдя из японского «плена», Крузенштерн решил наплевать на запрет японцев и пошел именно вдоль западного берега, нанося его на карту. В море он был сам себе хозяин и никого не боялся – прошлый боевой опыт давал ему на это все основания. Он несколько раз приставал к берегу и сколько мог ближе знакомился с этой загадочной страной. Удалось установить контакты с айнами – жителями северного японского острова Хоккайдо.

Сахалин

В залив Аниву на юге Сахалина «Надежда» вошла 14 мая 1805 г. Здесь тоже жили айны и командовала японская администрация. Крузенштерн был настроен исследовать Сахалин подробнее, но Резанов настаивал на скорейшем возвращении на Камчатку, чтобы доложить в Петербург о результатах своего «посольства».

Камчатка

5-го июня «Надежда» вернулась в Петропавловск-Камчатский. Резанов сошел на берег, отправил отчет в столицу, а сам на купеческом судне отбыл в Русскую Америку на Аляску. 5-го июля 1805 г. «Надежда» снова вышла в море и взяла курс на Сахалин. Но Крузенштерну не удалось обойти Сахалин «кругом» и определить, остров это или полуостров. 30-го августа команда «Надежды» в третий раз вошла в Авачинскую бухту Петропавловска. Крузенштерн стал готовиться к походу в Макао.

Макао

Это название португальской колонии-крепости-порта на китайском побережье. Выйдя из Петропавловска 9 октября 1805 г. «Надежда» 20 ноября была в Макао. «Невы» не было видно нигде.

Путешествия «Невы»

Русская Америка

Шлюп «Нева» под руководством капитан-лейтенанта Лисянского 10-го июля 1804 года подошел к острову Кадьяк на южном берегу Аляски. Остров бал одним из первых мест капитального обоснования русских в Америке. Лисянский завел корабль в гавань Святого Павла – своего рода административный центр этой русской провинции. Здесь он узнал о том, что на второй центр русских - Архангельскую крепость в заливе Ситка, значительно южнее и восточнее Кодьяка, было совершено вооруженное нападение тамошних индейцев. Крепость сожгли, жителей перебили. Конфликт разгорелся не без помощи и подстрекательства американцев, к тому времени начали активно проникать в эти места.

Александр Андреевич Баранов – легендарный правитель Русской Америки отбыл «на войну» отбивать Архангельскую крепость с помощью дружественных русским индейцев и алеутов. Баранов оставил Лисянскому послание, в котором просил срочно прибыть в Ситку для оказания вооруженной помощи. Однако почти месяц ушел у команды «Невы» на разгрузку трюмов корабля и ремонт оснастки. 15 августа «Нева» направилась в сторону Ситки.

Новоархангельск – Ситка

20 августа Лисянский уже был в Ситкинском заливе. Здесь он познакомился с Александром Барановым, который произвел на него сильное впечатление. Вместе они выработали план военной операции. Пушки и матросы «Невы» сыграли решающую роль в восстановлении «статус-кво» в отношениях с индейцами-тинклитами. Недалеко от сожженной старой крепости было заложено новое поселение Новоархангельск. 10 ноября «Нева» покинула Ситку и взяла курс на Кадьяк.

Снова в Кадьяке

«Нева» оказалась уже через пять дней. Так как приближалась зима, то решено было перезимовать именно здесь, подремонтироваться, отдохнуть и забить трюмы драгоценной рухлядью – мехами Российско-Американской компании. В начале следующего лета, 13 июня 1805 года, корабль Лисянского вышел из гавани Святого Павла и взял курс на Ситку, чтобы забрать заготовленные Барановым меха, и уже после пойти в Макао.

Снова в Ситке - Новоархангельске

«Нева» оказалась 22 июня 1805 года. За зиму Баранову удалось отстроить поселение заново, восстановить мир с местными индейцами, заготовить большое количество мехов. Загрузив мягкое золото в трюмы, Лисянский 2-го сентября 1805 года взял курс на Макао.

В Макао

Крузенштерн прибыл в Макао 20 ноября 1805 г. Лисянский достиг китайских берегов только 3-го декабря. Здесь пришлось задержаться на два с лишним месяца, «вживаясь» в местные условия, экономическую и политическую обстановку, маневрировать, торговаться. В этом оба военных моряка Крузенштерн и Лисянский проявили недюжие способности. И вышли победителями в торговой войне с местными купцами. Вместо мехов трюмы кораблей оказались забиты чаем, фарфором и прочими ликвидным в Европе товаром. 9 февраля 1806 г. «Надежда» и «Нева» покинули китайский берег и взяли курс на родину.

Через два океана

Корабли разметало на подходе к мысу Доброй Надежды. Капитаны предварительно договаривались встретиться у острова Святой Елены. Крузенштерн прибыл на Св. Елену 3 мая 1806 г. Здесь он узнал, что Россия находится в состоянии войны с Наполеоном и Францией. Не дождавшись «Невы», «Надежда» пошла на север в родные края, для безопасности решив обогнуть Англию с севера, чтобы не столкнуться в Ла-Манше с французами.

Тем временем Лисянский решил установить своеобразный рекорд – пройти от Китая до Европы без заходов в промежуточные порты. Корабль уже не имел тяжелых грузов, взял достаточно запасов еды и воды, и шел на всех парусах. Поэтому Лисянский и не появился на острове Святой Елены и, соответственно, не знал о войне с Францией. Он спокойно вошел в пролив Ла-Манш, а там решил зайти в британский порт Портсмут. Отдохнув в Портсмуте пару недель, 13 июля 1806 года «Нева» снова вышла в море и 5-го августа 1806 года была уже дома. А 19 августа 1806 года паруса «Надежды» появились ввиду родных берегов.

Так закончилось первое кругосветное плавание русских моряков, беспримерный поход, наполненный опасностями и приключениями, интересными и значимыми для истории событиями.

Следует сказать, что с точки зрения выгоды экспедиция полностью оправдала себя, привезя немалую прибыль купцам, славу Отечеству и навечно вписав имена русских мореплавателей Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского историю мореплавания.

Император Александр I по-царски наградил И.Ф. Крузенштерна и всех участников экспедиции.

    все офицеры получили следующие чины,

    командиры ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб.

    лейтенанты по 1000

    мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона

    нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей.

    По высочайшему повелению была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия

«Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“, под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна» в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин. Так назывался труд, написанный лично Крузенштерном и изданный за счет императорского кабинета., СПб., 1809 г. Впоследствии его перевели на многие европейские языки.

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Адмирал И.Ф. Крузенштерн краткая биография

Иван Федорович Крузенштерн – русский морской офицер, мореплаватель, руководитель первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда и «Нева» 1803-1806 гг. Почетный член Петербургской Академии наук с 1806, один из учредителей Русского Географического общества, автор «Атласа Южного моря», адмирал флота.

19.11.1770 - 24.08.1846

Происхождение

Adam Johann von Krusenstern происходил из небогатой дворянской семьи обрусевших немцев. Родился в Эстонии, в имении Хагудис. Про детство и юность Крузенштерна почти ничего не известно.

Образование

Получил начальное домашнее образование, затем:

1782-1785 учился в церковной школе в Ревеле (Таллинн).

1785 г. поступил в Морской кадетский корпус в С-Петербурге.

1788 г. досрочно выпущен из корпуса (в связи с началом очередной войны со Швецией) с присвоением звания мичмана.

Балтика

Определен служить на 74-х пушечный корабль «Мстислав» под командованием капитана Г. И. Муловского. Отличился храбростью в первом же сражении со шведским флотом у острова Гогланд 6 июля 1788. Выполнял обязанности помощника командира корабля после гибели многих офицеров, участвовал в блокаде шведского флота в Свеаборге. В 1789-90 годах участвовал в сражениях при Ревеле, Красной Горке и Выборге. В это время Крузенштерна посещает идея о кругосветном плавании. После подписания мира со Швецией в 1790 г. «Мстислав» вернулся в Кронштадт, а мичман Крузенштерн был произведен в лейтенанты.

Англия

1793 г. - руководство Адмиралтейства решает направить нескольких способных молодых морских офицеров в Англию для совершенствования в мореходном и военном деле. Крузенштерн в числе группы из 16 человек попадает на туманный Альбион. Ему очень хотелось попасть в Индию, но его сразу же направляют в составе английской эскадры к берегам Северной Америки, где он участвует в войне с французами. За проявленные храбрость и старания был произведен в тамошние лейтенанты. Корабль, на котором он возвращался в Англию, налетел на скалы и разбился. Спасли американские рыбаки. Так Крузенштерн очутился в США, где сам Джорж Вашингтон предложил ему, как уже опытному морскому офицеру, поступить на службу в американский флот. Так Крузенштерн впервые побывал в тропиках, на Барбадосе, Суринаме, Бермудах. Однако служба в ВМФ США Крузенштерну не понравилась, и он возвращается в Англию.

Юго-Восточная Азия

Оказавшись в Англии, Крузенштерн решает во что бы то ни стало попасть в Индию. Но англичане не пускали иностранцев в свои индийские владения. Тогда Крузенштерн нанялся на корабль до Кейптауна. Сойдя на берег, он дождался корабля до Калькутты и на нем добрался до Индии. Из Индии он отправляется в Индокитай, затем в Китайский Макао, где прожил целых полгода. Знание это ему весьма пригодилось в его кругосветке.

Возвращение

Потом он из Макао возвращается в Англию на попутном корабле, после сразу в Россию, куда он прибывает в 1799 году. Слава о молодом предприимчивом русском морском офицере, объехавшем почти полмира без денег, только благодаря своему желанию, бежала впереди самого Крузенштерна.

Идея путешествия

Оказавшись на родине, Крузенштерн подает в правительство прошение и подробный план кругосветной экспедиции. Павел I сходу отвергает идею. Но идея пришлась по нраву руководителям Российско-Американской компании, пайщиками и соучредителями которой были влиятельные столичные вельможи. В идее кругосветного похода их привлекли два момента:

    Крузенштерн брался показать на деле, что транспортировка пушнины и других ценностей с берегов Русской Америки в Россию по морю вокруг Африки существенно быстрее дешевле, чем наземная транспортировка товара через всю Сибирь

    что меха и другие товары выгоднее продавать в Макао, чем в Европе

В то время транспортные расходы Аляска-Камчатка-Охотск-Сибирь-Петербург съедали львиную долю прибыли торговли пушниной. Дорога в один конец занимала больше двух лет! К рузенштерн же предлагал изведать два направления :

1. Петербург > Атлантика > Тихий океан > Русская Америка

2. Русская Америка > Тихий океан > Индийский Океан > Атлантика > Россия.

Сам Крузенштерн был служака и мореплаватель, его не интересовали барыши РАК. Но ему нужна была мощная поддержка в реализации давней мечты – кругосветного плавания. И не только для удовлетворения собственного любопытства, но и для пользы государства. В том числе для обучения и воспитания морских офицеров.

Дело сдвинулось с приходом к власти в 1801 году императора Александра I . Заинтересованным людям удалось сделать императора пайщиком Российско-Американской компании. Это была своеобразная взятка самому императору, но он её принял!

Подготовка и старт первой кругосветки

По замыслу Крузенштерна экспедиция должна была быть не частной инициативой купцов, но делом государственной важности. Корабли экспедиции должны были находиться под защитой Андреевского стяга. Проект Крузенштерна утвердили на самом верху, казначейство выделило деньги на покупку в Англии двух кораблей, Крузенштерн был произведен в капитан-лейтенанты и назначен руководителем экспедиции.

Крузенштерн без колебаний назначил капитаном второго корабля экспедиции своего давнего друга еще с кадетских времен Юрия Лисянского, который хоть и был на 3 года младше Крузенштерна, уже побывал во многих сражениях, избороздил тысячи миль под парусами и тоже имел чин капитан-лейтенанта. Все матросы, по требованию Крузенштерна, были набраны из русских моряков, прошли большой конкурсный отбор. Только ученые в составе экспедиции были иностранцы.

Итак, мечта его жизни сбывалась. А ведь молодому капитану Ивану Федоровичу Крузенштерну в тот момент было всего 32 года! Между тем правительство дало поручение экспедиции доставить в Японию первое русское посольство. Послом выступил не кто-нибудь, а сам директор РАК Николай Петрович Резанов. Одновременно он работал в и качестве «административного ресурса» всего дела.

Из Англии прибыли корабли – два шлюпа. Большой в 450 тонн Крузенштерн назвал «Надежда», малый в 370 – «Нева». На «Надежде» оказались два молоденьких мичмана – Отто Коцебу и Фаддей Беллинсгаузен. Корабли, помимо посла с подарками, загрузились большим количеством товара для РАК. В свите посла присутствовал ставший знаменитым граф Федор Иванович Толстой «Американец» - хулиган, кутила, дуэлянт, известная историческая личность.

Путешествие

Седьмого августа 1803 года корабли экспедиции подняли паруса и вышли в море.

Маршрут экспедиции: Анлантика > Южная Америка > мыс Горн / пролив Дрейка > Тихий океан > о. Пасхи / о. Нукагива > Гавайские острова.

Отсюда «Надежда» отправлялась на Камчатку, потом в Японию, потом снова на Камчатку затем Макао. «Нева» пошла в Русскую Америку, на Кадьяк к Баранову, оттуда тоже в Макао с грузом мехов. В Макао оба корабля должны были в условленное время соединиться и через Индийский океан > мыс Доброй Надежды > Атлантический океан > возвратиться в Кронштадт.

Подробно про кругосветное плавание Крузенштерна читайте здесь.

После путешествия

После возвращения в Петербург в 1806 году Крузенштерн приступает к составлению описания плавания своей экспедиции, систематизирует результаты наблюдений и исследований.

1811 – его назначают на пост инспектора классов морского кадетского корпуса

1815-1818 гг. он участвует в подготовке кругосветного плавания О. Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания. Кроме того, Крузенштерн участвовал в подготовке экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева (1819-21) и Станюковича - Литке (1826-29).

1818 – Крузенштерн получил бессрочный отпуск для составления «Атласа Южного моря» с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря».

В 1827 году Крузенштерн назначен директором морского кадетского корпуса и членом Адмиралтейств-совета. На протяжении шестнадцати лет Крузенштерн возглавлял это учебное заведение, сумев поднять его на новый качественный уровень.

И.Ф. Крузенштерн стал одним из создателей Русского географического общества, основанного в 1845 году. Был отмечен государственными наградами:

Орден Святого Георгия 4-й степени

Орден Святого Александра Невского с бриллиантами

Орден Святого Владимира 3-й степени

Орден Святой Анны 2-й степени

Орден Pour le Mérite «За заслуги в науке и искусствах» (1842)

Память

Крузенштерну сооружен монумент в Петербурге напротив Морского корпуса. Его имя носит парусный барк «Крузенштерн», а также один из проливов между островами Курильской гряды.

В 1993 г. банк России выпустил памятную монету «Первое русское кругосветное путешествие».

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Привет, читатель! В последние дни меня не покидают мысли о значимости людей на планете. Ведь все говорят, что каждому из нас суждено сделать что-то, ради этого мы и родились в этом мире. Если представить жизнь, словно отрезок времени, и посмотреть на него с высоты птичьего потела, то многие люди совершенно не понимают своего предназначения. Многие мои знакомые даже не знают, чем хотят заниматься, где работать, многим даже лень выйти из дома и посвятить несколько часов в день занимаясь саморазвитием.

Я ее нахожу во время чтения книг, разных статей других блогеров, или во время просмотра фильмов. Но в последние дни я занялся изучением биографий великих людей. А вы знаете, что открыл Крузенштерн? Именно об этом будет сегодня моя статья.

Великие люди — кто они?

Почему великие люди стали такими и что подвигло их к небывалым подвигам? Многие спросят: «Что открывать, что исследовать, если и так мы знаем ответы на все интересующие вопросы». Может, такие фразы найдут своих преемников, но разве Беллинсгаузен и Лазарев знали, что откроют ? Или Крузенштерн знал, что он увидит во время своего путешествия, кстати, именно он прославил Россию на весь мир. У этих гениальных людей есть общая черта, они безумно любили свою родину и были готовы совершать невероятные поступки, открытия, ради ее прославления и продвижения среди других государств. Увы, сегодня у людей совершенно другие ценности.

Конечно, в нашей стране множество гениев, великих ученых, медиков, одаренных детей, но многие почему-то предпочитают эмигрировать за границу. Не будем никого осуждать, где жить, с кем жить, на кого работать, это выбор каждого, главное не забывать свою землю и родителей. Всегда помните, кто вы есть…

Кто такой Крузенштерн

Крузенштерн — биография этого человека достойна, чтобы ее изучить, научил меня по-новому смотреть на привычные вещи. В нем много упорства, мудрости, целеустремленности, отсутствие страха и нерешимости, это человек слова и дела, именно с ним у меня ассоциируется слово офицер – человек чести.

Немногие знают, что именно Лисянский и Крузенштерн сделали свое родное государство великой морской державой.

В конце августа 46 года девятнадцатого века, мир покинул человек, усилиями которого наша страна стала главной в клубе великих государств. Звали его Иван Федорович Крузенштерн и его имя известно всем, причём с ранних лет.

Причина такого восхищения парадоксальна

Настоящие заслуги ушедшего адмирала мало оговариваются сегодня, хотя солидной литературы, и сугубо научной, и молодежной, на эту тему достаточно. Но все работы перекрыл короткий эпизод культового мультсериала «Простоквашино». «Позвольте задать вопрос, чтобы проверить вашу образованность: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спросил милый почтальон. И Матроскин сказал гениальную фразу: «Точно не уверен. В его честь был назван пароход, на котором плыла моя бабушка». Подвел итоги Шарик: «Это великий человек и пароход».

История рода Крузенштернов

Многие известные факты из жизни адмирала необходимо корректировать. Так, наиболее популярное судно, что назвали его именем, неправильно называть пароходом, это барк с четырьмя матчами, самый крупный и известный парусник двадцать первого века. Имя также не совсем соответствует историческим реалиям.

С самого начала его звали Адамом Иоганном.

Но это имя подвергли жесткой русификации. Причём это сделал сам же носитель, ведь он очень хотел быть кровным русским. И поэтому просил, чтобы все окружающие, называли его Ваней. Но на этом он и не думал останавливаться.

Он начал дружить с Юрием Лисянским, который тогда был кадетом, и Иван, долго не думал, решил позаимствовать отчество у своего друга. С того самого момента он стал Фёдоровичем.

Самое удивительное, что в этих действиях не прослеживалась какая-то специфическая «измена» его роду, что имело австро-немецкие корни. Его семью объединяла Россия, они были дружнее, чем это может показаться, и эта связь с государством становилась только крепче с каждым новым поколением.

Прапрадед отечественного героя, Филипп Круизиус, два раза становился главой посольства в Москве – первый раз от Германии, второй — от Швеции, в те годы посольство задержали в столице на целых 36 месяца. Дедушка адмирала, Эверт Филипп, жил в России еще дольше — он попал в плен под Нарвой, потом его перевезли в Сибирь. По возвращении в родовое поместье недалеко от Таллина, он увидел, что его земля стала уже частью России.

Другими словами, Россия была единственным домом Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Удивительно, что самой приятной похвалой он считал статью в гамбургской газете, что была посвящена его путешествию вокруг света (1803-1806). Там было написано, что экспедиция была важна не только для торговли, но и для всего Русского народа.


Начальник экспедиции и все, кто были на кораблях, были русскими.

Первое кругосветное путешествие Крузенштерна

В те годы Крузенштерн осознавал, что для подготовки к первой кругосветке, на кон нужно поставить все. Это дело, было передовым в его жизни, и одновременно, оно поднимало и престиж его любимой страны. Чтобы мои читатели смогли понять масштабность происходящего, в те времена – приблизительно равносильно обладанием ядерной боеголовки или персональной космической станцией в двадцать первом веке.

Это позволит моментально попасть в список самых влиятельных людей мира, а государство станет не менее элитным. Вот такую фразу можно было найти в европейском вестнике: «Россия в море, сегодня считается самой могущественной страной не только благодаря искусству ее офицеров, но и благодаря многочисленным кораблям. Грядущее путешествие вокруг земного шара станут первыми в мореплавании, и вообще лучше, чтобы его проводил не русский народ».

Меня удивляет и вдохновляет в этом человеке его целеустремленность и решительность. Если он поставил себе цель, его не остановят плохие условия на корабле, отсутствие нормальной пищи и места для сна. Он ставил перед собой реальную цель, и шел к ней, разве это не вызывает уважения. Его заслуга непосредственно в том, что он не рвал на себе рубашку, не кидал фразы на ветер, не делал ненужных подвигов, но при этом сделал для нашей страны больше чем другие ораторы.

Если быть более точным, то именно этим человеком были отменены все телесные наказания на флоте. Именно этим, уже прославленным мореходом, было указано руководству Морского кадетского корпуса, на необходимости проходить обучение и для ребят из недворянского рода. Когда в двери страны постучалась Отечественная война, адмирал отдал на армейские нужны почти треть своего состояния.

В России был второй Колумб?

Витус Ионассен Беринг, наверняка, этого человека многие знают еще со временем школы. Несколько дней назад я наткнулся в интернете на его биографию, где рассказывалось о жизненных ценностях, целях и методах их достижения. История жизни этого легендарного человека будет еще долго меня мотивировать на изменения мира к лучшему.

Если описать кратко все прочитанное, то в конце семнадцатого века на свет появился капитан-командор Витус Беринг, который в дальнейшем будет руководить двумя Камчатскими экспедициями.

Хотел задать вам вопрос — как вы относитесь к иностранцам? Почему-то бытует такое мнение, что русские часто дискриминируют людей, что приехали из другой страны, особенно если это чернокожий человек. Я не соглашусь, это скорее миф, который придумали те, кто считают, что Россия по-прежнему живет в лихих 90-х, все ездят на БМВ и ходят в кожаных куртках.

Но, даже сегодня политики и местные чиновники спорят о приглашении иностранцев на работу, это принесет пользу или вред стране и ее целостности. С одной стороны, другой взгляд на привычные вещи, новые методы работы, никто так и не поймет русского человека, как еще одни русский человек (простите за тавтологию). И в каком году начались такие споры неизвестно, многие утверждают, что они ведутся столько же, сколько существует сама страна.

Сегодня и много лет назад можно встретить таких людей, которые говорят, что иностранцы приезжают исключительно, чтобы заработать больше денег, они не принесут никакой пользы. Давайте не будем лукавить, тех, кого приезжал только за деньгами, в нашей стране побывало не считанное количество. Но одновременно, десятки тысяч иностранных граждан служили России, они настоящие герои. Ради государства, что становилось для них второй отчизной, многие готовы были отдать и даже отдавали свои жизни.

Летом 1681 года в маленьком городке Хорсенсе появился на свет Витус Ионассен Беринг. Этому человеку было суждено стать отечественным иследователем и первооткрывателем.

Его отец работал на таможне, а мальчик, после получения среднего образования поступает в Морской кадетский корпус. Вместе с товарищами парень мечтал о далеких странах и славе. Воплотить свои мечты в реальность, в крошечной маленькой Дании, было практически невозможно, и молодые моряки выбирали страну, в которую отправиться на службу.

Образцовый человек

В России тогда происходили политические изменения, на троне можно было увидеть царя Петра Первого, он очень положительно относился к иностранцам, и всячески содействовал им работе в России, в результате они получали приличные жалования и лучшие возможности для карьерного роста.

В начале восемнадцатого века Берингом была совершена первая большая экспедиция к индийским берегам. По возвращении из нее он встретил вице-адмирала русского флота Корнелиуса Крюйса, который как раз выполнял специальную миссию, что ему поручил сам царь.

Он помогал русским юношам поступить в европейские университеты и одновременно занимался вербовкой юных выпускников, чтобы те отправлялись служить на русский флот. В этот же момент Крюйс выделил Витуса из толпы и предложил ему отправиться с ним в Россию. Последний охотно согласился.

В начале восемнадцатого века Беринг начинает служить России, ему присваивают чин унтер-лейтенант. Новоявленный моряк зарекомендовал себя с положительной стороны, в результате, на него обратил внимание и выделил среди всех царь.

Берингу поручили провести первый корабль под отечественным флагом вокруг из порта Азовского моря прямиком к Балтике. Беринг женился и его полностью покорила Россия, в родную Данию он потом возвратился, но всего лишь раз на несколько дней, чтобы увидеть родных, его больше привлекала России и ее безграничные просторы, которые так хотелось исследовать. Впереди ждали все новые открытия, и Беринг не мог ждать.

Особое предназначение

К нашей стране в те годы был присоединен полуостров в северо-восточной части Евразии. По указу царя наладилось морское сообщение на ладьях между Охотском и западной границей Камчатки. У офицера флота Витуса Беринга была мечта посвятить себя исследовательской деятельности, в частности, найти ответ на вопрос о существовании азиатского и американского перешейка.

Здоровье русского императора тогда уже было серьезно подорвано, но, это не мешало ему уделить больше внимания изучению отдаленной русской земли и территории, что находятся с ними на одной границе.

Незадолго до смерти царя, Беринг удостоился чина капитана-командора, его назначают главным в дальневосточной экспедиции. Император дал четкие указания - соорудить мощные и крепкие судна и отыскать место стыка Азии и Америки. В одно и тоже время, члены экспедиции должны были обследовать малоизученную восточную территорию.

Я уверен, что многие знают, чем закончится эта история, и какие открытия совершил Витус Беринг помимо 2-х известных Камчатских экспедиций. Истории таких людей не то что мотивируют, они заставляют встать с дивана и заняться чем-то необычным. Как давно вы покидали зону комфорта? Почему ее не начать покидать или расширять уже сегодня, прочитав эту статью? Ведь поверьте еще многое не исследовано, впереди множество новых открытий, и кто знает, может через несколько лет, кто-то будет писать блог о ваших открытиях, которые мотивируют миллионы людей. Пишите все свои мысли в комментарии и не забывайте подписаться на . До скорого!

Текст — агент Q.

Вконтакте

    Крузенштерн, Иван Фёдорович - Иван Фёдорович Крузенштерн. Крузенштерн, Иван Федорович КРУЗЕНШТЕРН Иван Федорович (1770 1846), российский военный моряк, океанограф. Создатель Военной морской академии, один из членов учредителей русского географического общества. Начальник… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1770 1846), мореплаватель, адмирал (1842), почетный Член Петербургской АН (1806). Учился в Морском кадетском корпусе (1785 88). Совершил ряд плаваний в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. В 1802 назначен начальником первой русской… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Иван Фёдорович Крузенштерн нем. Adam Johann von Krusenstern русский мореплаватель, адмирал Дата рождения: 6 ноя … Википедия

    - (1770 1846), мореплаватель, адмирал (1842), член корреспондент (1803), почётный член (1806) Петербургской АН. Член учредитель Русского географического общества. Начальник первой русской кругосветной экспедиции (1803 06) на кораблях «Надежда» и… … Энциклопедический словарь

    Крузенштерн Иван Фёдорович - И. Ф. Крузенштерн. Крузенштерн Иван Фёдорович (1770 1846), русский мореплаватель, адмирал (1842). Почётный член Петербургской АН (1806), член учредитель Русского географического общества. В 1803 06 возглавлял первую русскую кругосветную… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    Крузенштерн, Иван Фёдорович - КРУЗЕНШТЕ/РН Иван Фёдорович (1770 1846) российский мореплаватель, один из основоположников океанографии, почётный член Петербургской АН (1806), член учредитель Российского географического общества, адмирал (1842). Окончил Морской корпус (1788).… …

    Иван Фёдорович Крузенштерн - см. Крузенштерн, Иван Фёдорович … Морской биографический словарь