Иван ефремов: «поколения, привыкшие к честному образу жизни, вымрут. Иван Ефремов: биография


Камчатка. На подлете к вулкану Толбачик. Съемка с вертолета / Фото: Антон Агарков


И тем не менее поток людей, для которых «Камчатка» не только слово из песни Цоя, никогда не прерывался. Потому что люди обычно делят свою жизнь на эпохи - до того как они увидели Камчатку и после. Из Москвы прямой рейс - 9 часов (ровно как в другую сторону - до Нью Йорка). И эти девять часов могут перевернуть представление о том, чем обладает наша страна. Как говорит один мой друг, путешествующий по всем горам мира, где можно кататься на лыжах - от Чили до Швейцарии: «Я нигде не видел такой масштабной красоты».


2. Камчатка. Вулкан Шивелуч


Она, красота, для вас откроется сразу, когда самолет пойдет на посадку со стороны Авачинского залива: океан, три вулкана - Козельский, Авачинский, Корякский. Если будет хорошая погода, то со своего кресла вы увидите еще несколько вулканов, названия которых все равно не запомните.


3. Камчатка. Кратер вулкана Плоский Толбачик

4. Камчатка. На подлете к вулкану Толбачик. Снег, покрытый пеплом. Съемка с вертолета / Фото: Антон Агарков


Ключевое слово «погода». Потому что вся Камчатка окружена морями и океанами; если вам нужно немного стабильной погоды, езжайте куда-нибудь в Аталасово, далеко от Петропавловска, вглубь полуострова. Это, наверное, единственное место на Камчатке, где снег может идти ровно, как по нитке. Остальная территория меняет свой облик - от солнца до тумана с дождем - гораздо быстрей, чем хамелеон на охоте.


5. Камчатка. Вид на Авачинский и Вилючинский вулканы


Но независимо от погоды на Камчатке всегда есть чем себя занять. И от чего получать невыносимое наслаждение.


6. Камчатка / Фото: Хлопова Анастасия


Обычная прогулка по городу у человека, отягощенного знанием истории, вызовет удивительное чувство - как мал по сути мир и как наши предки умели в нем ориентироваться и путешествовать. В центре Петропавловска стоит памятник английскому мореплавателю Кларку - тому самому, что возглавил экспедицию Кука после его смерти, и эта небольшая территория принадлежит Британии до сих пор. А пушки батареи Максутова напомнят о том, что сюда добирались и французы, и англичане. Найдутся и следы великого русского мореплавателя Беринга (датчанина из маленького города Хорсенса, окончившего кадетский корпус в Амстердаме). Он похоронен на острове Беринга в Беринговом же море. Что кидало людей во все концы мира при полном отсутствии самолетов и спутниковой связи? Что манило в такие края, как Камчатка?


7. Камчатка / Фото: Хлопова Анастасия

8. Камчатка. Вулкан Корякский и Верблюд-гора


Сейчас это одно из самых правильных мест для горнолыжников, сноубордистов, охотников, рыбаков, альпинистов, особенно из тех стран, что замучены комфортом. Последний по времени тренд - серфинг. С чем-чем, а с волной на Камчатке все в порядке. Хочешь пониже - вот Авачинская бухта. Хочешь реальный открытый океан, пожалуйста - Халактырский пляж. Недалеко от него стоит Халактырский аэропорт, который всегда использовался как хелипорт. И это настоящие ворота к сокровищам природы, отсюда ходят вертолеты геологов, вулканологов и всех тех, кому надо срочно заглянуть в кратер. А вулканов на Камчатке только действующих - за сорок штук. Извергается Ключевской, извергается Безымянный, извергает даже Авача - самый близкий к городу вулкан. И любое извержение вулкана - это супершоу.


9. Извержение вулкана Ключевская сопка / Фото: Иван Дементиевский

10. Камчатка / Фото: Хлопова Анастасия


Город может показаться кому-то странно устроенным. По сути, это одна длинная улица - от конечной остановки «Судоремонтная верфь» (когда-то «имени Ленина») до автобусной станции «10-й километр». Есть, конечно, ответвления от этой магистрали, но они не делают погоды. Путешественнику надо знать, где центр, где гостиница «Авача», где поесть и откуда уходят автобусы в Паратунку. Это минимальный тур-набор для тех, кто не любит утруждать себя катанием на лыжах. Хотя гора Морозная (самая протяженная трасса на ней - три с половиной километра), одна из лучших для горнолыжного спорта, находится там же, на другой стороне Авачинского залива. И считается верхом гедонизма после лыж на Морозной отправиться в сероводородные или родоновые источники Паратунки.


11. Камчатка / Фото: Хлопова Анастасия


То есть для тех, кто базируется в Петропавловске-Камчатском, все современные виды «outdoors activities» находятся под носом.


12. Камчатский край. Южно-Камчатский заказник. Курильское озеро. Медвежья семья / Фото: Сергей Краснощеков


Но вообще-то настоящая Камчатка - это не Петропавловск. Довольно трудно себе представить, как далеко на самом деле простирается полуостров, упираясь своим основанием в Чукотку. От мыса Лопатка на север - 1200 километров. А сама Камчатская область еще и лежит на материке, и там она тоже бескрайняя. Всю Камчатку не узнать и за многие годы. Не только потому, что в таких местах в России довольно прихотливая инфраструктура и полное отсутствие дорог, но и потому, что Камчатка потрясающе разная.


13. Камчатский край. Кроноцкий заповедник. Долина Гейзеров / Фото: Вячеслав Баташов

14. Камчатка. Берег Тихого океана / Фото: Антон Агарков


Ведь есть еще город Усть-Камчатск, откуда можно совершать путешествия на Командорские острова. Есть город Палана, который стоит в огромной тундре и где вы поймете, как в реальности живут народы Севера. Есть поселок Эссо, который называют камчатской Швейцарией.


15. Камчатка. Берег Тихого океана / Фото: Антон Агарков

16. Авачинская бухта / Фото: Сергей Краснощёков


Тут много чего есть - не случайно с самолета сходят бодрые немецкие охотники, купившие лицензии на медведя, сюда ездят даже шотландцы на ловлю лосося, которого у них самих полно. Ну а американцам из Анкориджа лететь до аэропорта Елизово (официальный аэропорт Петропавловска-Камчатского) всего четыре с небольшим часа. Чем они с удовольствием и пользуются, особенно летом.


17. Камчатка. Извержение Карымского вулкана (2004) / Фото: Александр Белоусов


Впрочем, камчатцы (которых многие не совсем точно называют камчадалами, так как «камчадалы» - это этническая группа) тоже пользуются этими рейсами, чтобы попасть в столицу Аляски, где живет примерно столько же людей, что и в Петропавловске - то есть городок немаленький. На сегодня это самый короткий путь из России в Америку. И даже местные музыканты для записи своих альбомов ездят именно в Анкоридж - в хорошо оборудованные студии.


18. Камчатский край. Кислотное озеро в кратере вулкана Малый Семячик / Фото: Sputnik Mania


Любители гастрономии только тут поймут разницу между норвежским лососем, который можно купить в любом конце страны, и настоящей рыбой. Самый лучший лосось - это конечно чавыча (в США ее называют «Chinook» - это еще и модель вертолета), нерка (она же «красница»), кета (она же «белая»). Горбушу тут никто за лосось не считает.


20. Камчатский край. Южно-Камчатский заказник. Курильское озеро. Нерест нерки / Фото: Игорь Шпиленок

21. Камчатка. Петропавловск-Камчатский. Авачинская бухта / Фото: Наталия Судец


А ведь еще есть камчатский краб, которого при умении и ловкости можно самостоятельно ловить в мае в районе реки Ича, что на Охотском побережье Камчатки. И в мире мало что может сравниться со вкусом мяса свежевыловленного камчасткого краба (кстати, запомните: в отличие от европейской традиции поедания крабов, голову у камчатского не едят).


22. Камчатка. Петропавловск-Камчатский / Фото: Павел Пелевин

23. Камчатка. Петропавловск-Камчатский / Фото: Антон Агарков


Об одном старожилы жалеют - что списаны на металлолом трофейные немецкие лайнеры под новыми названиями типа «Советский Союз» и «Русь», которые ходили регулярно до Владивостока. Ведь многие семьи предпринимали путешествие всей жизни - от Москвы на поезде до Владивостока и оттуда на «Советском Союзе» до Петропавловска. После такой поездки любой человек начинал понимать, насколько наша страна огромная и что в ней есть практически всё.

Легендарная фигура русской фантастики второй половины ХХ века. Иван Антонович родился в поселке Вырица под Петербургом. Отец его - солдат лейб-гвардеец из заволжских крестьян, ставший крупным лесоторговцем, имел прекрасную библиотеку. Рано научившийся читать, Ваня с 6 лет увлекся романами Жюля Верна, книгами о путешествиях.

В годы революции Ефремов становится воспитанником красноармейской автороты, проходит с ней по дорогам гражданской войны до Перекопа. После этого возвращается в Петроград, где работает чернорабочим, подручным шофера и учится в трудовой школе. Уже в это время Иван Ефремов знакомится с рядом ученых, получает возможность пользоваться крупными научными библиотеками. Особую роль в его судьбе сыграл знаменитый зоолог и палеонтолог академик П. П. Сушкин, распорядившийся поставить стол для юного энтузиаста науки в своем рабочем кабинете.

Сдав экзамены за Мореходные классы, Ефремов уезжает служить на Тихий океан, затем переводится на Каспий. Через некоторое время П. П. Сушкину удается выхлопотать ставку в геологическом музее для своего любимого ученика. Ефремов работает препаратором, посещает лекции в университете и ездит в многочисленные палеонтологические экспедиции - на Север, Урал, в Закавказье, Среднюю Азию, Казахстан, Киргизию.

В 20 лет Ефремов публикует свою первую научную работу, через несколько лет их насчитываются уже десятки. С 1929 года Иван Антонович начинает принимать самое активное участие и в геологических исследованиях, также совершая ряд открытий. Расширяется «география» его экспедиций - Сибирь, Якутия, Монголия, пустыня Гоби...

В 1935 г. Ефремов заканчивает экстерном геолого-разведывательный факультет Горного института, а в 1940 г. получает степень доктора биологических наук. Его имя приобретает все большую известность, особенно после того, как он становится основоположником тафономии - науки о закономерностях исследования древней жизни на Земле. В 1952 году его книга «Тафономия и геологическая летопись» (1950) отмечается Государственной премией.

С литературой, которой Ефремов увлекался с детства, его прочно связала болезнь. В 1942 году он оказывается надолго прикованным к постели. Человек неукротимой энергии, он находит ей выход в создании цикла своих первых приключенческих и научно-фантастических новелл, которые объединяет названием «Рассказы о необыкновенном». Это были «Эллинский Секрет», «Олгой-Хорхой», «Озеро Горных Духов» и другие.

С 1944 г. эти и другие рассказы начинают публиковаться в «Новом мире», «Технике молодежи», в военных журналах «Краснофлотец» и «Красноармеец». Вскоре выходят отдельные сборники, названные по одноименным рассказам: «Встреча над Тускаророй» (1944), «Белый Рог» (1945), «Алмазная Труба» (1946), в сборник «Семь румбов» должен был войти рассказ «Сумашедший танк», но сам автор его забраковал, а «Эллинский секрет» не пропустил редактор, поэтому озаглавлен по числу вошедших в них произведений: «Пять румбов» (1944). Одним из первых высоко оценил литературный дебют Ефремова тяжело больной А. Н. Толстой - за правдоподобие необычайного и изящный стиль.

Вскоре к 13 рассказам, опубликованным в 1944-1945 годах, прибавляется историческая дилогия «Великая Дуга» (повести «На краю Ойкумены», 1949, и «Путешествие Баурджеда», 1953), первые «космические повести» («Звездные Корабли», 1947, и «Сердце Змеи», 1959), а также увлекательный путевой дневник «Дорога Ветров» (1956).

Ефремов рано понял, что все в мире подчинено определенным законам эволюции, знание которых необходимо человеку для правильного понимания своего места в мире. Он был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не стоит философия. Славу самого конструктивного мыслителя в мире и родоначальника советской научно-социальной фантастики он приобрел после выхода в свет «Туманности Андромеды» (1957) и «Часа Быка» (1968). Оба романа, подчеркнуто обращенные к молодежной читательской аудитории, представляют собой образное воплощение антропоморфической гипотезы автора, считавшего что любые формы жизни на определенном этапе развития должны стать человекообразными. Достигнувшие космического уровня цивилизации объединяются в Великое Кольцо Миров. Законы эволюции универсальны для всей Вселенной - и главный среди них - борьба с ИНФЕРНО. Судьба цивилизации зависит от того, как решается ею частная судьба человека - ведь «человек - та же вселенная, глубокая, неисчерпаемая». Свой оптимизм автор черпает в утверждении колоссальных возможностей человека, а не в надеждах на неких «высших существ» из Космоса.

Одна из лучших русских утопий нового времени - «Туманность Андромеды» создавалась под влиянием писательского кредо - «либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никакого, а будет песок и пыль на мертвой планете». Сочетание строгой научности взгляда с художественным воображением породило жизнеутверждающий пафос и «изящный, холодный стиль» (по определению А. Н. Толстого). «Отстраненность» взгляда героев романа на окружающую действительность, так же как «холодноватость» авторского видения объяснялись установкой писателя на воссоздание взгляда человека будущего на его настоящее, а не человека сегодняшнего дня на его будущее - «их горе - не наше горе, их радости - не наши радости. Следовательно, они могут в чем-то показаться непонятными, странными, даже неестественными...». В 1959 году роман получил первую премию на конкурсе лучшей книги о науке и технике для школьников, проведенном Министерством просвещения РСФСР.

По мнению автора главным двигателем прогресса оказывается не совершенство техники, а эволюция человека (причем, это общий для космоса закон), именно человек оказывается в будущем мерой всех вещей, а наука и ее открытия подчинены нуждам его развития.

Потрясением для читателей 70-х гг. стала публикация (даже в искаженном цензурой варианте) романа И. А. Ефремова «Час Быка». Этот роман появился через 10 лет после «Туманности Андромеды» и представлял собой своеобразную антиутопию-предупреждение о реальной опасности «другого пути» цивилизации из дня сегодняшнего в день завтрашний. На сей раз «посткоммунистическая» Земля - лишь альтернативный фон для рассказа о жуткой судьбе планеты Торманс. Торманс - планета эволюционного тупика, в который зашла цивилизация, нарушившая основной закон эволюции - параллельность и взаимозависимость научно-технического и нравственного прогресса. Пойдя путем технического прогресса, правители планеты вскоре утратили контроль над социальной, этической, экологической ситуацией. Обесчеловеченный разум стал рождать чудовищ - так возник мир ИНФЕРНО (непрерывного и бесконечного, безысходного страдания). Итоговая мысль романа в том, что падение цивилизации определяется в первую очередь ее моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением, оказалась слишком «опасной» для своего времени: через 5 дней после смерти Ефремова в его квартире состоялся тринадцатичасовый обыск на предмет «вредной идеологической литературы», забрали все черновики, даже предсмертные письма жене, на 18 лет имя Ефремова было забыто, а «опальный» роман был запрещен к изданию.

Несколько особняком в творчестве Ефремова стоят романы «Лезвие бритвы» (1963) - посвященный загадкам человеческой психики и законам, двигающим развитием человеческой личности - и «Таис Афинская» (1972) - написанный во имя бессмертного искусства и его вдохновительницы-женщины. Оба произведения являются своеобразным сводом философских, социальных, эстетических взглядов автора, представленных в увлекательной приключенческой форме; в центре внимания автора в обоих случаях - ноосфера человеческого сознания и образ цельного гармоничного человека.

Уникальными были и дарование и сама личность И. А. Ефремова. Проникновение в глубинные закономерности развития природы и общества дает носителям такого разума феномен предчувствия и предвидения. К этому следует добавить и дар футуролога. Общеизвестно, что месторождение алмазов в Якутии нашли именно там, где происходило действие рассказа «Алмазная Труба». На Алтае было открыто ртутное месторождение, предсказанное в «Озере Горных Духов». Ефремовская фантастика стала реальностью, когда в Башкирии нашли Капову пещеру с древними рисунками африканских животных. Изобретатель голографии Ю. И. Денисюк подчеркивал, что идею своего открытия он почерпнул в рассказе «Тень Минувшего».

Последний период жизни и творчества Ефремова оказался для него очень нелегким - огромной работы потребовали романы, катастрофически ухудшалось здоровье. Многие замыслы остались незавершенными. Были задуманы и «выношены»: повесть о Руси ХIII в. «Дети Росы», роман «Чаша отравы», повесть о бое броненосца «Ретвизан» с японской эскадрой, автобиографическая повесть «Последние зубцы».

Впрочем, некоторые поклонники советского фантаста отметили юбилей уже в прошлом году. Официальной датой рождения писателя считается 22 апреля 1908 года - именно она зафиксирована в метрической книге. Сам Ефремов в автобиографиях всегда утверждал, что родился в 1907. Он прибавил себе возраст в юности, чтобы пораньше получить возможность зарабатывать на жизнь.

Биография Ивана Ефремова способна стать основой для нескольких романов - конечно, не научно-фантастических, а приключенческих. Поначалу его детство было вполне благополучным: увлечение Жюлем Верном, учёба в гимназии, влюблённость в море. С революцией 1917 года тихую размеренную жизнь настигли серьёзные потрясения. Родители развелись и разъехались по разным городам, оставив детей на попечении родни. В годы гражданской войны Иван стал "сыном полка" при красноармейской автороте. В время одного из артобстрелов он был контужен, после чего приобрёл лёгкое заикание.

После войны Иван Ефремов взялся заполнять пробелы в образовании. Всего 2,5 года ему потребовалось, чтобы освоить школьную программу. Будущему писателю пришлось сменить немало профессий - он был грузчиком, пильщиком дров, шофёром, матросом. Незаурядные способности и тяга к новым знаниям привели его в науку. Карьера учёного складывалась стремительно - Ефремову не исполнилось и 20 лет, когда он стал руководить палеонтологическими экспедициями. Юный возраст компенсировался богатым жизненным опытом, обострённой наблюдательностью, глубокими познаниями, врождённой интуиций и самоотверженным мужеством. "Первое плечо под застрявшую машину — начальника, первый в ледяную воду — начальник, первая лодка через порог — начальника, потому-то он и начальник, что ум, мужество, сила, здоровье позволяют быть впереди", - позже напишет он в романе "Лезвие бритвы", словно формулируя жизненное кредо настоящего руководителя.

Иван Ефремов. Источник: nowimir.ru

Иван Ефремов с геологическими и палеонтологическими экспедициями прошёл Приуралье, Поволжье, Среднюю Азию, Дальний Восток. Результатами работы становились научные открытия и картографирование "белых пятен". Авторитет Ивана Ефремова в научном мире укреплялся: в 1935 году ему присвоена степень кандидата биологических наук, а в 1941 - доктора наук. Академический мир иногда требовал не меньшего мужества, чем экспедиции в самые отдалённые уголки страны. Ефремов инициировал попытку выбить новое помещение для палеонтологического института (старое было слишком тесным и неприспособленным для хранения редких экспонатов) у самого Сталина. Просьба была удовлетворена, хотя подобная дерзость могла привести к долгим годам лагерей.

Не только научные заслуги, но и сама личность Ивана Ефремова поражала современников. Будучи блестящим специалистом в области естественных наук, он прекрасно разбирался в философии и цитировал наизусть поэзию Серебряного века. Романтический настрой и мечтательные устремления вполне органично сочетались с богатырским телосложением и недюжинной физической силой.

Главным достижением Ивана Ефремова на ниве науки стала разработка тафономии - раздела палеонтологии, изучающего закономерности сохранения ископаемых организмов в осадочных породах. С опорой на теоретические положения новой дисциплины было предсказано наличие огромного "кладбища динозавров" в пустыне Гоби. Послевоенная экспедиция подтвердила истинность догадок: останки ископаемых рептилий вывозились оттуда целыми грузовиками.

Ранние произведения Ивана Ефремова основаны на строгих научных фактах. Неудивительно, что многие фантастические предположения довольно скоро превратились в жизнь. Прозорливость писателя озадачила компетентные органы, сотрудники которых всерьёз задавались вопросом: стоит ли считать разглашением государственной тайны и изменой родине сбывшееся предсказание о залежах алмазов в Якутии. От фантастики "ближнего прицела", сосредоточенной на открытиях, которые вот-вот будут сделаны, Иван Ефремов переходит к более масштабным вещам. Его "приключениям мысли" всегда сопутствовали полновесность, энциклопедичность и философская проработка материала.

Роман-дилогия "Великая дуга" обращается к событиям далёкого прошлого. Последнее произведение писателя "Таис Афинская" также основано на историческом материале, дополненном авторским вымыслом. В минувших эпохах Иван Ефремов старается отыскать истоки современного миропонимания. Ставшие вершиной творчества писателя романы "Туманность Андромеды" и "Час Быка", напротив, повествуют о далёком будущем. После войны в моду вошли мрачные прогнозы, но Иван Ефремов преисполнен веры в светлое будущее. По его мнению, писатель обязан показывать выход из тупиков, призывая к духовной и социальной эволюции. Что самое удивительное, в романах учёного-естественника, наука и техника отодвинуты на второй план - ключевая роль отведена людям и отношениям между ними. Например, мир, описанный в "Туманности Андромеды" лишён радикальных консерваторов или новаторов. Что осмысленнее - сделать остановку или изменить путь развития - определяется в зависимости от возрастания человеческого счастья.

Кадр из фильма "Туманность Андромеды" (1967).

На фоне современной фантастики книги Ивана Ефремова кажутся очень туманными: слишком в них мало "экшена" и слишком много многостраничных теоретических рассуждений. Впрочем, он никогда и не стремился развлекать читателя интригами и приключениями. Наоборот, задача Ивана Ефремова состояла в том, чтобы растормошить человечество, напомнить о безграничных возможностях духа и вдохнуть жизнь в поблекшие мечты. Хотя писатель был убеждённым сторонником социалистического строя, а его произведениями зачитывались советские космонавты, ему не удалось избежать опалы и цензуры - полные версии некоторых книг увидели свет только после смерти автора.

Времена, обстоятельства и тенденции значительно изменились, но в эпоху, когда в жизнь одновременно воплощаются "1984" и "О, дивный новый мир", перечитать советского фантаста становится жизненно необходимым. Ведь именно он, вопреки мрачным прогнозам и веским аргументам, пришёл к выводу, что в противостоянии антиутопии и утопии победа окажется на стороне последней, если, конечно найдутся люди, готовые подняться над безысходностью современного инферно и воплотить в жизнь светлые идеалы.

Иван Антонович Ефремов - легендарная фигура русской фантастики второй половины ХХ века. Иван Антонович родился в поселке Вырица под Петербургом. Отец его - солдат лейб-гвардеец из заволжских крестьян, ставший крупным лесоторговцем, имел прекрасную библиотеку. Рано научившийся читать, Ваня с 6 лет увлекся романами Жюля Верна, книгами о путешествиях.

В годы революции Ефремов становится воспитанником красноармейской автороты, проходит с ней по дорогам гражданской войны до Перекопа. После этого возвращается в Петроград, где работает чернорабочим, подручным шофера и учится в трудовой школе. Уже в это время Иван Ефремов знакомится с рядом ученых, получает возможность пользоваться крупными научными библиотеками. Особую роль в его судьбе сыграл знаменитый зоолог и палеонтолог академик П. П. Сушкин, распорядившийся поставить стол для юного энтузиаста науки в своем рабочем кабинете.

Сдав экзамены за Мореходные классы, Ефремов уезжает служить на Тихий океан, затем переводится на Каспий. Через некоторое время П. П. Сушкину удается выхлопотать ставку в геологическом музее для своего любимого ученика. Ефремов работает препаратором, посещает лекции в университете и ездит в многочисленные палеонтологические экспедиции - на Север, Урал, в Закавказье, Среднюю Азию, Казахстан, Киргизию.

В 20 лет Ефремов публикует свою первую научную работу, через несколько лет их насчитываются уже десятки. С 1929 года Иван Антонович начинает принимать самое активное участие и в геологических исследованиях, также совершая ряд открытий. Расширяется «география» его экспедиций - Сибирь, Якутия, Монголия, пустыня Гоби...

В 1935 г. Ефремов заканчивает экстерном геолого-разведывательный факультет Горного института, а в марте 1941 г. получает степень доктора биологических наук. Его имя приобретает все большую известность, особенно после того, как он становится основоположником тафономии - науки о закономерностях исследования древней жизни на Земле. В 1952 году его книга «Тафономия и геологическая летопись» (1950) отмечается Государственной премией.

С литературой, которой Ефремов увлекался с детства, его прочно связала болезнь. В 1942 году он оказывается надолго прикованным к постели. Человек неукротимой энергии, он находит ей выход в создании цикла своих первых приключенческих и научно-фантастических новелл, которые объединяет названием «Рассказы о необыкновенном». Это были «Эллинский Секрет», «Олгой-Хорхой», «Озеро Горных Духов» и другие.

С 1944 г. эти и другие рассказы начинают публиковаться в «Новом мире», «Технике молодежи», в военных журналах «Краснофлотец» и «Красноармеец». Вскоре выходят отдельные сборники, названные по одноименным рассказам: «Встреча над Тускаророй» (1944), «Белый Рог» (1945), «Алмазная Труба» (1946), в сборник «Семь румбов» должен был войти рассказ «Сумашедший танк», но сам автор его забраковал, а «Эллинский секрет» не пропустил редактор, поэтому озаглавлен по числу вошедших в них произведений: «Пять румбов» (1944). Одним из первых высоко оценил литературный дебют Ефремова тяжело больной А. Н. Толстой - за правдоподобие необычайного и изящный стиль.

Вскоре к 13 рассказам, опубликованным в 1944-1945 годах, прибавляется историческая дилогия «Великая Дуга» (повести «На краю Ойкумены», 1949, и «Путешествие Баурджеда», 1953), первые «космические повести» («Звездные Корабли», 1947, и «Сердце Змеи», 1959), а также увлекательный путевой дневник «Дорога Ветров» (1956).

Ефремов рано понял, что все в мире подчинено определенным законам эволюции, знание которых необходимо человеку для правильного понимания своего места в мире. Он был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не стоит философия. Славу самого конструктивного мыслителя в мире и родоначальника советской научно-социальной фантастики он приобрел после выхода в свет «Туманности Андромеды» (1957) и «Часа Быка» (1968). Оба романа, подчеркнуто обращенные к молодежной читательской аудитории, представляют собой образное воплощение антропоморфической гипотезы автора, считавшего что любые формы жизни на определенном этапе развития должны стать человекообразными. Достигнувшие космического уровня цивилизации объединяются в Великое Кольцо Миров. Законы эволюции универсальны для всей Вселенной - и главный среди них - борьба с ИНФЕРНО. Судьба цивилизации зависит от того, как решается ею частная судьба человека - ведь «человек - та же вселенная, глубокая, неисчерпаемая». Свой оптимизм автор черпает в утверждении колоссальных возможностей человека, а не в надеждах на неких «высших существ» из Космоса.

Одна из лучших русских утопий нового времени - «Туманность Андромеды» создавалась под влиянием писательского кредо - «либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никакого, а будет песок и пыль на мертвой планете». Сочетание строгой научности взгляда с художественным воображением породило жизнеутверждающий пафос и «изящный, холодный стиль» (по определению А. Н. Толстого). «Отстраненность» взгляда героев романа на окружающую действительность, так же как «холодноватость» авторского видения объяснялись установкой писателя на воссоздание взгляда человека будущего на его настоящее, а не человека сегодняшнего дня на его будущее - «их горе - не наше горе, их радости - не наши радости. Следовательно, они могут в чем-то показаться непонятными, странными, даже неестественными...». В 1959 году роман получил первую премию на конкурсе лучшей книги о науке и технике для школьников, проведенном Министерством просвещения РСФСР.

По мнению автора главным двигателем прогресса оказывается не совершенство техники, а эволюция человека (причем, это общий для космоса закон), именно человек оказывается в будущем мерой всех вещей, а наука и ее открытия подчинены нуждам его развития.

Потрясением для читателей 70-х гг. стала публикация (даже в искаженном цензурой варианте) романа И. А. Ефремова «Час Быка». Этот роман появился через 10 лет после «Туманности Андромеды» и представлял собой своеобразную антиутопию-предупреждение о реальной опасности «другого пути» цивилизации из дня сегодняшнего в день завтрашний. На сей раз «посткоммунистическая» Земля - лишь альтернативный фон для рассказа о жуткой судьбе планеты Торманс. Торманс - планета эволюционного тупика, в который зашла цивилизация, нарушившая основной закон эволюции - параллельность и взаимозависимость научно-технического и нравственного прогресса. Пойдя путем технического прогресса, правители планеты вскоре утратили контроль над социальной, этической, экологической ситуацией. Обесчеловеченный разум стал рождать чудовищ - так возник мир ИНФЕРНО (непрерывного и бесконечного, безысходного страдания). Итоговая мысль романа в том, что падение цивилизации определяется в первую очередь ее моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением, оказалась слишком «опасной» для своего времени: через 5 дней после смерти Ефремова в его квартире состоялся тринадцатичасовый обыск на предмет «вредной идеологической литературы», забрали все черновики, даже предсмертные письма жене, на 18 лет имя Ефремова было забыто, а «опальный» роман был запрещен к изданию.

Несколько особняком в творчестве Ефремова стоят романы «Лезвие бритвы» (1963) - посвященный загадкам человеческой психики и законам, двигающим развитием человеческой личности - и «Таис Афинская» (1972) - написанный во имя бессмертного искусства и его вдохновительницы-женщины. Оба произведения являются своеобразным сводом философских, социальных, эстетических взглядов автора, представленных в увлекательной приключенческой форме; в центре внимания автора в обоих случаях - ноосфера человеческого сознания и образ цельного гармоничного человека.

Уникальными были и дарование и сама личность И. А. Ефремова. Проникновение в глубинные закономерности развития природы и общества дает носителям такого разума феномен предчувствия и предвидения. К этому следует добавить и дар футуролога. Общеизвестно, что месторождение алмазов в Якутии нашли именно там, где происходило действие рассказа «Алмазная Труба». На Алтае было открыто ртутное месторождение, предсказанное в «Озере Горных Духов». Ефремовская фантастика стала реальностью, когда в Башкирии нашли Капову пещеру с древними рисунками африканских животных. Изобретатель голографии Ю. И. Денисюк подчеркивал, что идею своего открытия он почерпнул в рассказе «Тень Минувшего».

Последний период жизни и творчества Ефремова оказался для него очень нелегким - огромной работы потребовали романы, катастрофически ухудшалось здоровье. Многие замыслы остались незавершенными. Были задуманы и «выношены»: повесть о Руси ХIII в. «Дети Росы», роман «Чаша отравы», повесть о бое броненосца «Ретвизан» с японской эскадрой, автобиографическая повесть «Последние зубцы».

Ива́н Анто́нович Ефре́мов (9 (22) апреля 1908, Вырица, Санкт-Петербургская губерния - 5 октября 1972, Москва) - русский советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, создатель тафономии; философ-космист и социальный мыслитель. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952).Известен благодаря своим книгам, в которых показал как прошлое, так и возможное коммунистическое будущее человечества.
Согласно записи в метрической книге, родился в семье вырицкого лесопромышленника в 1908 году, однако ещё в юности Ефремов приписал себе год, чтобы раньше начать работать, поэтому обычно в своих автобиографиях он ставил годом рождения 1907-й.

Биография

Способности Ефремова проявились достаточно рано: в четыре года он научился читать, в шесть - познакомился с творчеством Жюля Верна и полюбил книги о землепроходцах, мореплавателях и учёных. В 1914 году его семья переехала в Бердянск, где он поступил в гимназию. Во время революции родители развелись, и в 1919 году мать с детьми перебралась в Херсон, вышла замуж за красного командира и уехала с ним, оставив детей тётке, которая вскоре умерла от тифа. Иван прибился к красноармейской автороте, вместе с которой «сыном полка» дошел до Перекопа. При бомбардировке Очакова был контужен, и с этого времени начал немного заикаться. В 1921 году, демобилизовавшись, уехал в Петроград с твёрдым намерением учиться и, благодаря бескорыстной помощи учителей, окончил школу за два с половиной года. «Революция была также и моим освобождением от мещанства», - говорил он позже.

Учёбу пришлось совмещать с заработком на жизнь: Ефремов работал грузчиком, пильщиком дров, помощником шофёра, затем шофёром в ночную смену. В 1923 году он сдал экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и, после окончания школы, весной 1924 года уехал на Дальний Восток.

К палеонтологии Ефремов пришёл, познакомившись с академиком П. П. Сушкиным, который открыл для него эту науку и помог сделать в ней первые шаги. Отплавав в 1924 году матросом навигацию на Тихом океане, будущий палеонтолог вернулся в Ленинград и поступил в университет на биологическое отделение. С середины 1920-х годов его жизнь проходит в экспедициях, приносящих многочисленные ценные находки и открытия.

Маршруты палеонтологических экспедиций Ивана Ефремова пролегали по Поволжью, Уралу и Средней Азии; в первой половине 1930-х он участвовал в геологических экспедициях по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. Некоторые эпизоды его экспедиционной жизни позже вошли в рассказы «Алмазная труба», «Тень минувшего», «Голец Подлунный» и др.

В 1935 году Ефремов экстерном окончил Ленинградский горный институт. В том же году он стал кандидатом, а в марте 1941 года - доктором биологических наук (диссертация «Фауна наземных позвоночных средних зон перми СССР»). В это время Иван Антонович уже жил в Москве, поскольку в 1935 году сюда переехал Палеонтологический институт. В соавторстве с А. П. Быстровым опубликовал монографию по остеологии и анатомии эотриасового лабиринтодонта, за которую авторы впоследствии будут удостоены почётных дипломов Линнеевского общества (Англия).

В начале войны был эвакуирован в Алма-Ату, оттуда - во Фрунзе. Там перенёс тяжёлую форму лихорадки, получив тяжёлую болезнь сердца.

В 1940-е годы Ефремовым разрабатывается новая отрасль знания, тафономия - учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. Рукопись «Тафономия» была завершена в 1943 году, но опубликовать её удалось только в 1950 году («Тафономия и геологическая летопись»); в 1952 году автор был удостоен Сталинской премии. Общее признание новая отрасль получила лишь в 1970-е годы, однако выводы своей науки Ефремову удалось успешно применить ещё во время экспедиции в монгольскую пустыню Гоби, принёсшей богатейший материал. Экспедиция, руководимая заведующим отделом древних позвоночных Палеонтологического института И. А. Ефремовым, работала в Монголии в 1946, 1948 и 1949 годах, и о ней написана документальная повесть «Дорога Ветров».

Во время войны И. А. Ефремов начал писать свои первые «рассказы о необыкновенном», в которых сочетается научная фантастика и приключения. В этих рассказах он предсказал открытие алмазных месторождений в Якутии и голографию. Небольшой повестью «Катти Сарк» он непосредственно повлиял на судьбу знаменитого британского парусника, ныне отреставрированного энтузиастами и стоящего на берегу Темзы.

В пустыне Гоби, в экспедиции за «костями дракона», у Ефремова родился замысел создать произведение о космическом будущем, о Великом Кольце миров Вселенной, о красивых, «ненасытных в подвиге» людях, подлинных человеческих отношениях и планете, превращённой её жителями в цветущий сад. Таким произведением стал роман «Туманность Андромеды», вышедший в 1957 году. Будущее, описанное в книге, коммунистическое - без частной собственности, рынка и профессиональных органов власти.

Второй роман писателя, «Лезвие бритвы», стал ответом на проблемы, возникшие перед страной к началу 1960-х годов, когда «осадный социализм» прежних лет ушёл в прошлое, требовались новые подходы к управлению обществом и воспитанию, развитие наук о человеке, объединение всех людей планеты в борьбе за ядерное разоружение и подлинный социализм. Всё это Ефремов и стремился показать в форме приключенческого романа «в несколько хаггардовском вкусе».

Однако реальные тенденции мирового развития становились иными, всё более тревожными, и к концу 1960-х появился роман-предупреждение «Час Быка». Писатель предупреждал о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе. В книге светлому миру Земли, продолжающему линию «Туманности Андромеды», противостоит мрачная антиутопия планеты Торманс, управляемой олигархией. Распространённое мнение о том, что роман представляет собой карикатуру на СССР, некорректно: хотя писатель отразил тупиковые тенденции развития «реального социализма» (роман был воспринят как «клевета на советскую действительность», изъят из библиотек и запрещён к переизданию), герои романа Ефремова так и не пришли к однозначному выводу, из какого общественного строя возникла олигархия Торманса - из «муравьиного лжесоциализма» или из «гангстеризующегося капитализма». В 1969 году в письме американскому коллеге писатель говорит о «взрыве безнравственности», за которым последует «величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры».

Ефремов был женат дважды. В 1936 году на Елене Дометьевне Конжуковой, которая сама была известным учёным-палеонтологом. От их брака у Ефремова появился сын Аллан Иванович Ефремов. После смерти Елены Дометьевны в 1961 году Иван Антонович вторично женился в 1962 году на Таисии Иосифовне Юхневской, с которой прожил до своей смерти.

Памятник И. А. Ефремову на могиле

Ефремов умер 5 октября 1972 года, не дожив до окончания публикации своего четвёртого романа - «Таис Афинская», посвящённого другу и жене, Таисии Иосифовне Ефремовой. Похоронен на кладбище в Комарово под Санкт-Петербургом.

Через месяц после смерти писателя сотрудники КГБ СССР провели в его квартире обыск. Существуют сведения, что писатель и его жена подозревались в шпионаже в пользу Великобритании. По факту смерти КГБ СССР было заведено уголовное дело, которое было прекращено 4 марта 1974 года.

Позже в материалах писателя обнаружены и опубликованы в журнале «Студенческий меридиан», а после и в полном собрании сочинений две художественные работы: рассказ «Каллиройя» и повесть «Тамралипта и Тилоттама», некоторые фрагменты которой вошли позже в «Лезвие бритвы».

Мировоззрение Ефремова замечательно своей цельностью, в нём палеонтолог-эволюционист дополняет социального мыслителя и писателя. От примитивных биологических форм к кострам палеолита, и далее, через собирание жемчужин мысли и красоты, создаваемых человеком во все эпохи, к построению справедливого общества. Основные источники и составные части ефремовского мировоззрения: социалистическая мысль - диалектика марксизма, Н. Чернышевский, А. Богданов, Г. Уэллс; романтико-приключенческая литература - Г. Хаггард, А. Грин; русская поэзия Серебряного века - Николай Гумилёв, Максимилиан Волошин (эти поэты цитируются во многих произведениях Ефремова см. Л. Акопов. Поэзия в произведениях Ефремова); «Номогенез» выдающегося биолога Льва Семёновича Берга; гуманистическая психология К. Роджерса и Э. Фромма; идеи русского космизма - К. Циолковского, В. Вернадского и Живой Этики Рерихов.

Ефремов стал прототипом Фёдора Симеоновича Киврина в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Сбывшиеся «предсказания»

Открытие месторождения алмазов в Якутии - в рассказе «Алмазная труба» (до Ефремова в 1940 году доктор геологических наук В. С. Соболев в своём докладе сделал вывод, что на реке Вилюй должны быть кимберлитовые трубки и алмазные россыпи[источник не указан 338 дней]).
Открытие крупного месторождения ртутных руд на Южном Алтае - в рассказе «Озеро горных духов».
Открытие голографии - в рассказе «Тень минувшего».
Особенность поведения жидких кристаллов - в рассказе «Атолл Факаофо».
Трехмерное телевидение с параболическим вогнутым экраном в романе "Туманность Андромеды" (было уже известно см. История стереокинематографа).
Экзокостюм («прыгающий скелет»), который позволяет людям преодолевать повышенное гравитационное притяжение (в романе „Туманность Андромеды“).
Микрокибернетическое лечащее устройство, заглатываемое больными. Ставит диагноз и лечит изнутри (в романе «Сердце Змеи»)

Награды

Орден Трудового Красного Знамени (1945) за заслуги в палеонтологии.
Орден Трудового Красного Знамени (1968) за заслуги в развитии советской литературы и активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся.
Орден «Знак Почета».
Сталинская премия второй степени (1952) за книгу «Тафономия и геологическая летопись».

Память

Именем Ефремова названа библиотека в посёлке Вырица.
Названная в честь писателя ежегодная литературная конференция «Ефремовские чтения» проходит ежегодно в пос. Вырица; с 2009 года - также и в Москве.
Именем Ивана Ефремова названа литературная премия за вклад в развитие и пропаганду фантастики. В честь Ивана Ефремова названа малая планета 2269 Ефремиана, открытая 2 мая 1976 года астрономом Н. Черных.

Основные работы

1942-1943 - первый цикл рассказов (издан в 1944 году, «Эллинский секрет» в 1968):
Встреча над Тускаророй
Эллинский секрет
Озеро горных духов
Путями старых горняков
Олгой-Хорхой
Катти Сарк
Голец Подлунный
1944 - второй цикл рассказов (издан в 1945 году, «Звёздные Корабли» - в 1948):
Белый Рог
Тень минувшего
Алмазная труба
Обсерватория Нур-и-Дешт
Бухта Радужных Струй
Последний Марсель
Атолл Факаофо
Звёздные корабли
1946 - рассказ «Каллиройя» (впервые опубликован в 2007 году в октябрьском номере журнала «Студенческий меридиан»)
1954 - повесть «Тамралипта и Тиллоттама» (впервые опубликована в журнале «Студенческий меридиан», № 8, 2008 - № 1, 2009)
1946 - повесть-дилогия «Великая дуга» («На краю Ойкумены »), первая часть - "Путешествие Баурджеда" опубликована в 1953, вторая - "На краю Ойкумены" - в 1949
1948 - рассказ «Адское пламя»
1955 - художественно-документальная повесть «Дорога ветров»
1955-1956 (издана в 1957) - роман «Туманность Андромеды»
1958 - рассказ «Юрта ворона» и повесть «Сердце змеи»
1958-1959 - рассказ (фактически - повесть) «Афанеор, дочь Ахархеллена»
1959-1963 - роман «Лезвие бритвы»
1965 - рассказ «Пять картин»
1963-1968 - роман «Час Быка»
1971-1972 - роман «Таис Афинская»


Ефремов Михаил Григорьевич - военачальник
Ефремов Михаил - первый профессиональный военный лётчик
Ефремов Филипп Сергеевич - русский путешественник
Ефремов Николай Николаевич - химик
Ефремов Иван Ефремович. Генерал-Лейтенант.