История балалайки презентация. Как и когда появилась балалайка

Cлайд 1

Балалайка. Презентацию выполнила Ученица 6 «А» класса Телегина Дарья ГОУ CОШ № 627 Руководитель проекта: Белоногова Г.М.

Cлайд 2

Что это такое? Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Cлайд 3

История музыкального инструмента. Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Условно считается, что балалайка получает распространение с начала XVIII века; в 1880-х годах усовершенствуется В. В. Андреевым совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек - прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Cлайд 4

Этимология Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках относящихся ко времени правления Петра I. Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года - «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ» (РГАДА), в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве, в Стрелецкий приказ были приведены « посадский человек Савка Федоров да крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничьей лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили ».

Cлайд 5

Строй До превращение балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым, она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям. Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля») получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться "академическим". Существует также «народный» строй - первая струна «ля», вторая - «ми», третья - «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затрудненность игры по открытым струнам

Cлайд 6

Cлайд 7

То, что балалайка в том виде, в котором она сейчас всем знакома, – русский народный инструмент, не совсем верно. А версия о том, что в XVII веке балалайку завезли в Россию с востока, и вовсе неправдоподобна: похожих инструментов у азиатских народов никогда не было. История, впрочем, запутанная. В летописях до XVII века нет слова "балалайка", есть – "домра". На домрах играли скоморохи. В 1648 и 1657 годах указами о запрещении скоморошества их "бесовские, гудебные сосуды" велено было по всей Москве собрать и сжечь. А переписывая летописи, даже слово "домра" вымарали и заменили его невесть откуда взявшейся "балалайкой".

Cлайд 8

Толковый словарь русского языка. Балалайка – трехструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной декой.

Cлайд 9

Cлайд 10

Почему она так называется? Название "балалайка", иногда встречающееся в форме "балабайка"- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, "балаканью" струн во время игры. "Балакать", "балагурить" на народном наречии значит болтать, пустозвонить. Некоторые приписывают слову "балалайка" татарское происхождение. У татар есть слово "бала" означающие "дитя". Оно быть может и послужило источником происхождения слов "балакать", "балаболить" и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне.

Cлайд 11

Синонимы. Болтливый, говорливый, многоречивый, многоглаголивый, неугомонный, разговорчивый, словообильный, словоохотливый, экспансивный; болтун, балагур, говорун, диалектик, краснобай, мельница, пустомеля, пустослов, сорока, водолей, трещотка, фразер; Емеля. Да это балалайка бесструнная.

Cлайд 12

Песни. Балалайка-блюз. А. Озоль. Звуки разлетались, отлетая от стен, На концерт рассылая приглашения всем. Здесь был и крестьянин, и музыкант. На печи сидел огромный русский талант И пел свою песню: А удачу себе положу я в карман. Ой, ты боль моя, ты свали в туман. Да я тебя все равно не боюсь. Ты играй, Избушка-Ванька-Печка-Балалайка-Блюз, Балалайка-блюз. Музыканты говорили: «Из парня выйдет толк». Прибегал его послушать из леса серый волк, И заяц прибегал, не боясь волков, Послушать ненародных мелодий и слов. И Ваня пел свою песню: «Ой, пришла весна, да заболело сердечко. Говорит мне доктор - от сиденья на печке, Ой, болезнь в тридцать букв, но я ее не боюсь. Ты играй, Избушка-Ванька-Печка-Балалайка-Блюз, е, Балалайка-блюз». Приходили послушать Чудо и Юдо…

Cлайд 13

Ты играешь со мною опять, Эту песню нельзя записать Между нами и только она, Так волнует меня. Ноты назову, Что звучат во мне. Я отдать смогу Всё, что есть, тебе. Это бала - бала - бала - балалайка Где - то бала - бала - бала - балалайка Разбивает сердце вновь И не нужно слов Только бала - бала - бала - балалайка И как клен я дрожу на ветру, Захватила ты душу мою. Сердца чувствуя каждый удар, Я с тобой навсегда …

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Существует большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Татарское слово «балалар» в переводе на русский язык означает «дети».

Впервые название "балалайка" встречается в письменных памятниках времён Петра Великого.

В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.

Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.

Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют.

Веселье продолжалось не долго, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку. Но время шло, царь умер и балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке.

И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа.

Андреева поразила особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть и заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности.

Взяв балалайку из народа Василий Васильевич хотел вернуть ее в народ и распространить.

Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка,

и, уходя из армии военные забирали инструмент

с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Балалайка Составила: музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №20 г. Павлово Егорова Е.Б., 1 квалификационная категория

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Существует большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Татарское слово «балалар» в переводе на русский язык означает «дети». Впервые название "балалайка" встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.

Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье продолжалось не долго, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку. Но время шло, царь умер и балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразила особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть и заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности.

Взяв балалайку из народа Василий Васильевич хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой. Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Презентацию «Балалайка» составила Егорова Елена Борисовна. Муз. рук. МБДОУ д/с № 20 «Дюймовочка»г. Павлово /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация поможет сделать занятие более увлекательным....

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Существует большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Татарское слово «балалар» в переводе на русский язык означает «дети». Впервые название "балалайка" встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.


Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо- инструменте они играют. Веселье продолжалось не долго, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку. Но время шло, царь умер и балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.


Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразила особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть и заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности.


Взяв балалайку из народа Василий Васильевич хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой. Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов.

Существует несколько версий происхождения . Многие полагают, что балалайка была изобретена на Руси, по другим сведениям, балалайка произошла от . Некоторые исследователи предполагают, что этот инструмент заимствован от татар ещё во времена татаро-монгольского владычества.


Исследователи народных инструментов полагают, что слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить», болтать или пустозвонить. Вероятно, такое название инструмента возникло из-за его специфического бренчащего звучания.


Первое упоминание о балалайке в письменных источниках относится к 1688 году. В 17 веке балалайка была инструментом . Во времена царствования Алексея Михайловича народным инструментам была объявлена настоящая война. По указу царя надлежало собрать и сжечь , балалайки, гусли и рожки. После смерти царя борьба с народными инструментами прекратилась, а балалайка получила распространение в крестьянской среде.


В середине 19 века музыкант и просветитель Василий Андреев усовершенствовал балалайку. На основе простого народного инструмента были разработаны модели балалаек разного размера. Василий Андреев был не только виртуозным музыкантом, но и популяризатором народной культуры. Он создал первый оркестр народных инструментов, который успешно гастролировал по России и Европе.


До середины 20 века балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Навыки игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели. После распада СССР молодежь потянулась из деревни в города, а старикам некому стало передавать традицию игры на инструменте. Балалайка потеряла свою былую популярность.

Балалайка сегодня

К счастью, в последнее время балалайка стала вновь набирать популярность в молодежной среде. Это связано с появлением интереса к своим корням, к истории и культуре своего народа, в том числе и музыкальной.


Балалайка – это универсальный инструмент, который отлично ладит практически с любым инструментом в деревенском ансамбле. Более того, балалайка прекрасно передает личностные особенности исполнителя.


Балалайка по-прежнему является основным инструментом в любом оркестре народных инструментов. Однако выступления таких оркестров не отражают подлинную народную инструментальную традицию. Где же городскому человеку услышать звучание деревенской балалайки?


Благодаря усилиям этнографов и фольклористов народная традиция не умерла. С середины 20 века исследователи стали записывать в фольклорных экспедициях народные наигрыши. Сегодня услышать подлинную деревенскую балалайку можно на концертах фольклорно-этнографических коллективов. Такие ансамбли стремятся популяризировать подлинную народную культуру и часто проводят вечерки для любителей народной культуры. На вечерке можно узнать о русских традициях, услышать старинные песни, записанные в фольклорных экспедициях и, конечно же, поплясать под балалайку.