Исторические костюмы в русских фильмах. Фильмы, по которым нельзя изучать историю моды

Выставка костюмов к фильмам Инессы Снежкиной vita_colorata wrote in October 14th, 2013

Инесса Снежкина - одна из ведущих художников по костюмам Ленфильма, жена режиссера Снежкина. На Ленфильме она работает с 1983 года после окончания ВГИКа и создала костюмы к более 20 фильмам, а эскизы к еще большему количеству. В перерыве между работой Инесса решила устроить персональную выставку. Выставка только что открылась и проходит в тех же уютных залах Шереметевского дворца на Фонтанке, где проходили уже выставки коллекций Васильева и Нуриева.
Костюмы в фильмах не всегда можно хорошо разглядеть, а иногда очень хочется, такие выставки дают эту возможность.
Снимать со вспышкой нельзя, так что четкость в зависимости от освещения.


Инесса забрала со склада свои костюмы к фильмам "Сонька -золотая ручка" и к продолжению этого фильма, к фильму "Августейший посол, и еще выставка дополнена старинными шкафами и зеркалами, которые создали атмосферу фильмов и костюмерной. Конечно, костюмерные Ленфильма не заставлены антиквариатом. Увы. Однако в них есть во время съемок костюмных исторических фильмов своё очарование. Там можно обнаружить необыкновенные вещи... Они словно живут своей жизнью, вспоминают старые роли, некоторые вещи сыграли уже во многих фильмах. Вот и тут эти шкафы на втором плане, в которых прячутся какие-то таинственно-прекрасные вещи, - не случайны.

На выставке показан весь процесс работы художника. Она не начинается сразу с подбора ткани. Сначала ищется образ, он подсказывает, какой должна быть одежда персонажа. Удачно найденный образ часто помогает режиссеру даже в подборе актеров на конкретную роль.

Когда фильм исторический - изучается костюм соответствующего времени. Для этого в помощь подбираются фотографии, картины, всё, что может подсказать или навеять идею костюма. Вот тут явно навеял портрет Гейнсборо. Режиссеру Наталье Кошеверовой, судя по её автографу, понравилось.

А тут вспоминаются персидские миниатюры. Однако девушки на них в иной цветовой гамме, здесь же художник подбирает свою.

Эскизы к "Руслану и Людмиле" напоминают русские иконы.

Немаловажная задача - выбрать цветовое решение костюмов. Оно зависит от многих факторов. Цветовой гаммы соответствующей исторической эпохи, цветового решения всего фильма, выбранного интерьера, костюм ведь должен хорошо выглядеть в интерьере.

Наконец цвет - дополнительная характеристика персонажа. И он просто должен идти герою, тем более героине, если она еще и главная красотка фильма.


На этих небольших картинках видно, как художник заранее продумывает цветовое решение кадра. Нужно ли сделать героя выделяющимся на фоне остальных или костюмы в кадре должны выглядеть сливающейся по цвету массой.

По мере продвижения работы над фильмом становится ясно, какие в нем будут крупные планы. Ясно, что в этих сценах важно не только общее решение костюма, но и детали, которые могут быть видны в кадре. Если режиссеру понадобилось показать, к примеру, как героиня берет за руку героя, то на её руке будет видна красивая перчатка, кольцо, браслет, сумочка в руке...Поэтому аксессуары продумываются иногда очень серьёзно.

Настоящая антикварная обувь очень ценится на студии, однако ноги у людей были такие маленькие, что приходится делать копии, хорошо, когда есть то, с чего можно скопировать.

Ткани и кружева - проблема, в основном костюмы шьются из современных тканей, потом их старят, чтобы они выглядели уже "пожившими", иногда ставят специально пятна, трут льняной веревкой, которая оставляет волоски и вообще мучают костюм. Или одевают и ходят по костюмерной, чтобы обмялся. Поиск похожего на старинное, винтажное занимает иногда много времени, чутье художника и опыт подсказывают, что будет выглядеть в изделии вполне винтажно. Ткани часто перекрашивают в нужный цвет, чтобы получить нужную цветовую гамму.

Иногда какой-нибудь мебельный гобелен вдруг становится старинным кафтаном и в кадре выглядит вполне достоверно.

Подбор пуговиц - тоже задача, у всех художниц есть заначки старинных пуговиц.

Конечно, платья шьются по старинным лекалам, портные пошивочных мастерских Ленфильма изучают старинный крой и знают многое в тонкостях.

Костюм в фильме:

Рассматривать эволюцию женского платья лучше всего на примерах исторических фильмов. Вот только нужно быть осторожнее, потому что далеко не всегда режиссеры утруждают себя воссозданием эпохи во всех ее модных деталях.

«Клеопатра», 1963 год

Режиссер : Джозеф Лео Манкевич, Рубен Мамулян, Дэррил Ф. Занук.

Художники по костюмам : Оливер Мессель, Витторио Нино Новарезе, Рени.

Начинать изучение истории женского костюма нужно с Древнего Египта. Но не стоит делать это на примере фильма «Клеопатра» с блистательной Элизабет Тейлор в главной роли. Образ царицы Египта в исполнении этой звезды получился действительно очень ярким и запоминающимся, но, к сожалению, историчностью он не отличается. Мы не будем рассуждать о том, насколько достоверен тот факт, что Клеопатра была красавицей. Сохранившиеся ее описания указывают на явные различия с внешностью Элизабет… Но все-таки в центре нашего внимания – наряды героини.

На голове у царицы Египта головной убор в стиле 50-х годов ХХ века

За фильм Клеопатра 65 раз меняла платья, которые были разработаны дизайнером Ирен Шафф. Последняя в итоге получила «Оскар» за свои творения. С точки зрения художественной ценности платья, изготовленные для Тейлор, просто великолепны: шикарная отделка, аксессуары, идеально сидящие фасоны. Но с точки зрения исторических реалий складывается впечатление, что костюмеры об одежде этого периода имели весьма поверхностное представление.

Вместо прямого калазириса Элизабет носит платья, подчеркивающие ее осиную талию

Создав ряд достоверных элементов гардероба, таких как массивные шейные украшения и головные уборы Клеопатры, на платьях они решили дать волю фантазии. Все наряды Элизабет приталенные, имеют глубокие декольте и расклешенные юбки. А между тем в Древнем Египте на протяжении всей его истории основным типом одежды у женщин был узкий сарафан, плотно облегавший тело. Назывался он калазирис. Этот сарафан держался на одной или двух бретельках и доходил до лодыжек. В таком наряде грудь женщины оставалась обнаженной, возможно, именно это отвратило художников по костюмам от воссоздания реальных нарядов египтянок. Формы Элизабет они от зрителя не утаили, но при этом обошлись полунамеками.

Более достоверный наряд можно увидеть у служанки на заднем плане

«Александр», 2004 год

Режиссер : Оливер Стоун.

Художник по костюмам : Дженни Беван.

Тот факт, что Анджелина Джоли в роли матери Александра Македонского совершенно ослепительна, не вызывает сомнений. И властный взгляд, и королевская стать – все в ней идеально. Видимо, именно чтобы подчеркнуть эту стать, создатели фильма и пошли на некоторые исторические неточности в области костюма. Разумеется, если бы костюмеры облачили Джоли в наряд, который полагалось носить древнегреческой женщине, формы актрисы просматривались бы вовсе не так рельефно. Дело в том, что главной отличительной чертой древнегреческого костюма, как архаического, так и эллинистического периода, который описан в фильме, было отсутствие скроенной и сшитой одежды. Кусок ткани, в который облачались греки, искусно драпировался, образуя множество складок. На плечах наряд крепился специальными фибулами. Плюс ко всему поверх хитона женщины носили пеплос – более широкий и длинный отрез ткани, тоже задрапированный.

Платья Олимпиады сшиты по бокам, хотя древние греки не носили скроенную одежду

Для Олимпиады в фильме костюмеры придумали компромиссный вариант. Они решили не укутывать тело звезды по всем правилам, а лишь сделали намек на драпировку, а по бокам платье просто сшили. В результате наряду и не пригодились ни фибулы, закрепляющие куски ткани, ни пояс, который бы поддерживал форму. А вот без пояса бы знатная женщина вряд ли позволила бы себе выйти из дома. Не подвязывать хитон в Греции могли только танцовщицы.

Наряды имитируют драпировку, но выглядит она не слишком убедительно

Но нужно отдать должное создателям фильма. Некоторые детали они все-таки воспроизвели достоверно. Историчен цвет платьев Олимпиады. Знатные женщины в Греции действительно носили белые и пурпурные наряды, отделанные по краю каймой. Достоверен также факт использования героиней кафф вместо сережек. В то время этот аксессуар был широко распространен.

В ушах Олимпиады мы видим кафф, и это – достоверная деталь!

«Первый рыцарь», 1995 год

Режиссер : Джерри Цукер.

Художник по костюмам : Нана Чекки.

В потрясающе романтичном фильме о рыцарях и прекрасных дамах нам рассказывают историю легендарного Камелота. Согласно исследованиям историка Кристофера Гидлоу, он располагался в графстве Чешир на западе Англии в V-VI веках н.э. И несмотря на то что события и персонажи, о которых идет речь, практически мифические, рассматривать их все-таки нужно в контексте исторических реалий. Как же одевались женщины в эпоху раннего Средневековья? В этот период культ тела, культивируемый в период античности, уступил место христианской традиции, которая это самое тело хотела как можно более тщательно замаскировать. Женщины носили максимально закрытую одежду, обязательно покрывали голову. Обычно костюм состоял из двух рубах – одна была покороче, другая подлиннее. Рубахи надевались одна поверх другой.

В период, когда предположительно существовал Камелот, женщины носили не цельные платья, а рубахи разной длины

Итак, что же мы видим в гардеробе леди Гвиневеры? Во-первых, сразу же бросается в глаза ее «простоволосость». За весь фильм она ни разу не прикрыла голову. Конечно, по сюжету нам становится ясно, что девушка она боевая и никаких условностей не терпит. Но все-таки хотя бы на церемонии бракосочетания с королем в церкви какое-то покрывало накинуть на даму стоило.

Непокрытая голова и шея привели бы девушку на костер

Что же касается платьев леди, тут все тоже очень «по мотивам» какого-то Средневековья. На Гвиневере мы видим грубо сшитые, приталенные платья с декольте, какие-то жилеточки и жакеты… В общем, к раннему Средневековью это никакого отношения не имеет. Видимо, создатели картины решили, что раз история легендарная, чего же с костюмами заморачиваться. Их Камелот получился действительно сказочным городом.

На свадебную церемонию леди вряд ли явилась бы без покрывала на голове

«Три мушкетера», 1948 год

Режиссер : Джордж Сидни.

Художник по костюмам : Уолтер Планкетт.

Положа руку на сердце, очень непросто выделить экранизацию бессмертного произведения Александра Дюма, претендующую на полную историчность с точки зрения костюмов. В любом из фильмов, которые нам известны, непременно встречаются какие-то недочеты с той или иной степенью грубости. Однако попадаются костюмы, от которых очень сложно отвести изумленный взгляд. Только так – с удивлением, плавно перетекающим в иронию, можно смотреть «Три мушкетера» 1948 года.

Асимметричный воротник-стойка и шляпа а-ля Помпадур не имеют ничего общего с костюмом XVII века

В произведении четко прописана эпоха – Франция, XVII век. Время правления Людовика XIII. Более того, существуют довольно достоверные иллюстрации к книге, созданные Морисом Лелуара. С точки зрения костюма это было время, когда в чести была тонкая талия, корсеты и пышная юбка. Платья не были цельнокроеными и состояли из двух частей – нижнего платья котта и верхнего роба со шлейфом. Шляпы только начали входить в моду, и чаще всего дамы носили прически с прямым пробором и кудряшки по бокам.

В XVII веке женщины не носили короткий рукав

Даже беглого взгляда на иллюстрации Лелуара и схематического описания костюма той эпохи достаточно для того, чтобы одеяния Миледи в исполнении Ланы Тернер повергли зрителя в шок. Невероятное красное шифоновое платье с коротким рукавом, зеленое одеяние с брошью на груди и асиметричным воротником-стойкой, шляпы в стиле мадам Помпадур… Все это фильму можно было бы просить, будь он мюзиклом или комедией. Но нет, жанр заявлен как драма.

Наряд Миледи даже стилизацией сложно назвать, так как черт костюма той эпохи он не имеет

«Три мушкетера», 2013 год

Режиссер : Сергей Жигунов.

Художник по костюмам : Татьяна Патрахальцева.

По сравнению с визуальным рядом картины 1948 года все более современные экранизации кажутся не такими уж ужасающими с точки зрения костюмов. Но придраться здесь тоже есть к чему. Возьмем, к примеру, один из недавних фильмов пера нашего соотечественника Сергея Жигунова. Художник по костюмам Татьяна Патрахальцева призналась, что в своей работе опиралась на известные книжные иллюстрации Мориса Лелуара 1894 года. На них костюмы действительно показаны достоверно, однако некоторых деталей, которые на самом деле очень важны, учтены все же не были.

Платье цельносшитое, хотя в те времена наряд дамы состоял из нескольких частей

Платья в то время не были единым целым с точки зрения кроя. Нижний котт представлял собой юбку и корсаж, а верхнее платье роб было распашным. Таким образом, нижнее платье было видно спереди, а по бокам оно обрамлялось полами верхнего. Обычно котт и роб были контрастных цветов. Что же мы видим на Анне Австрийской пера Татьяны Патрахальцевой? На ней надето цельнокроенное платье, на талии у которого заметна некая имитация корсета. При этом юбка, которая должна расклешаться от талии, почему-то присборена ближе к бедрам королевы…

С таким декольте супруга не смогла бы появиться перед Людовиком XIII, который порицал обнажение груди

Еще одна историческая неточность, которая бросается в глаза, – бюст королевы. Разумеется, мы не будем спорить с создателями об историчности физиологических параметров, нас интересует совершенно другое. Дело в том, что во времена короля Людовика XIII при дворе не принято было носить слишком глубокое декольте и открытые плечи. Король был поборником визуальной нравственности, и известны случаи, когда даму не допускали на прием к Людовику, если ее грудь была слишком обнажена. Этим фактом, надо сказать, пренебрегают буквально все режиссеры, принимающиеся за экранизацию «Трех мушкетеров». Видимо, им не хочется упускать случая продемонстрировать актрис во всей красе. Но Сергей Жигунов явно перестарался.

«Мария-Антуанетта», 2006 год

Режиссер : София Коппола.

Художник по костюмам : Милена Канонеро.

Наряды для биографической картины про Марию-Антуанетту пера Софии Копполы создавала легендарный художник по костюмам Милена Канонеро, обладательница сразу нескольких «Оскаров». Один из них, кстати, она получила как раз за костюмы для «Марии-Антуанетты». Сразу хочется оговориться, что к работе мастера с точки зрения искусства претензий нет, и отбирать у нее «Оскар» руки не тянутся. Киноакадемики редко принимают во внимание историчность костюмов, присуждая награду художникам. Яркий пример тому – фильм «Клеопатра», историчность которого мы уже обсудили. Его костюмы также получили в свое время золотую статуэтку.

Перчатки митенки действительно были модны в XVIII веке, но вряд ли могли быть кислотно-розового цвета

Также и сама Милена в многочисленных интервью после выхода фильма неоднократно оговаривалась, что задача детально реконструировать костюм эпохи рококо перед ней не стояла. София Коплола призналась, что в фильме сознательно хочет столкнуть историю и реальность, чтобы людям было проще воспринимать его. В одной из сцен в подтверждение своих слов режиссер вместе с художником по костюмам решили немного пошутить. В момент примерки королевских туфелек в груде обуви мы можем заметить кеды Convers.

Кеды на заднем плане режиссер оставил нарочно

Но нужно сказать, что в остальном фильм полностью претендует на жанр исторической драмы. В чем же заключается недостоверность костюма? При том, что крой платьев, напоминающих перевернутую рюмку, вполне историчен, выглядеть полностью достоверно костюмам мешает отсутствие характерной для рококо богатой отделки. Также смущают фактуры и цвета нарядов. И если о том, каким характером обладала королева и насколько достоверно он показан Копполой, можно спорить, то факт того, что Мария-Антуанетта едва ли могла носить пастельные, карамельные и цветочные платья, неоспорим.

Цвета и отделка платьев королевы делают их скорее репликами эпохи, чем ее прямым цитированием

«Леди Гамильтон», 1941 год

Режиссер : Александр Корда.

Художник по костюмам : Лайл Р. Вилер.

Фильм о легендарной обольстительнице в исполнении Вивьен Ли вышел на экраны вскоре после принесших актрисе оглушительную славу «Унесенных ветром». Возможно, именно поэтому леди Гамильтон в этой биографической картине уж очень напоминает Скарлетт О"Хару. Но если упрекать создателей в неточности воспроизведения характера персонажа довольно сложно, просчеты художников по костюмам заметить не составляет труда даже человеку, в истории моды несведущему.

В сцене знакомства с Гамильтоном (1786 год) юная Эмма еще могла быть одета в пышное платье

В фильме от лица самой леди Гамильтон, оказавшейся на обочине жизни, мы узнаем историю ее блистательного прошлого, которая начинается со знакомства Эммы Харт с ее будущим супругом – британским послом Уильямом Гамильтоном. Происходит это в 1786 году. В кадре мы видим девушку, одетую в лучших модных традициях начала и середины XVIII века. Образ Эммы буквально срисован с картин Джорджа Ромни, которые датируются примерно 1782−1785 годами. На ней платье с пышной юбкой, корсетом, широкополая шляпа. Вроде бы все на месте. Но создатели фильма не учли того факта, что мода в это время менялась очень стремительно и уже к концу XVIII века на смену помпезному рококо пришел романтичный ампир.

Эмма продолжает придерживаться стиля рококо в то время, как на дворе давно ампир

Платья в стиле ампир имели завышенную талию, прямую юбку и должны были напоминать одеяния греческих богинь. Но в фильме мы видим, что Эмма Гамильтон, ставшая уже особой, приближенной к самой королеве, и имевшая славу первой модницы, продолжает щеголять в морально устаревших кринолинах и причудливых шляпах. Такие же продвинутые наряды, кстати, носит и королева. Тут создателям фильма удалось соблюсти исторические реалии. Ходили слухи, что между Эммой и Марией Каролиной Австрийской была настолько тесная дружба, что без совета леди Гамильтон королевская особа не шила ни одного наряда.

Шляпу известной модницы середины XVIII века маркизы де Помпадур в начале XIX века леди Гамильтон вряд ли бы надела

«Гордость и предубеждение», 1940 год

Режиссер: Роберт Зиглер Леонард.

Художник по костюмам: Адриан.

К экранизации романа Джейн Остин 1940 года можно предъявить немало претензий. Сюжет создатели фильма серьезно урезали и переписали. Получилась типичная голливудская мелодрама. Но, пожалуй, это режиссеру все-таки можно простить, поскольку фильм снят по мотивам бессмертного произведения, а это подразумевает различные сюжетные вольности. А вот костюмы, которые создал великий Адриан, не выдерживают никакой критики.

Дамы семейства Беннет демонстрируют нам платья конца XIX века, хотя действие разворачивается в конце XVI II

Все мы знаем, что события в книге разворачиваются в самом конце XVIII века, когда умами модниц завладел стиль ампир. Если в фильме «Леди Гамильтон» 1939 года, который также повествует об этом периоде, мы видели Вивьен Ли в морально устаревших нарядах эпохи рококо, то здесь Элизабет и ее сестры явно опережают свою эпоху. На дамах платья с пышными юбками, корсетами и обилием ленточек. А между тем подобный крой вернулся в моду лишь в середине XIX века.

Я решила написать этот пост, доработать и отправить людям (позже я решу, куда именно). Поэтому буду рада корректным замечаниям, дополнениям и коментариям, чтобы не опозориться перед широкой публикой.

Бывает в жизни момент, когда к особому случаю срочно требуется пошить исторический костюм, и возможности для аренды нет. Это может быть участие в ролевой игре, самодеятельном спектакле, поход на фестиваль, костюмированный бал, вечеринку или маскарад. Я давно вращаюсь в кругу людей, занимающихся исторической реконструкцией и стилизацией, сама шью, подмечаю удачные и неудачные решения. Этот пост - мой совокупный опыт для новичков. А реконструкторам и любителям точной исторической достоверности, которые сильно огораются, когда что-то делают не как оно было, я советую на этом все и закрыть , т.к я здесь пишу о простой стилизации совсем "по верхам" для начинающих.

Первое, о чем стоит задуматься, если Вам понадобился исторический или фэнтези костюм:
Сколько времени и денег Вы можете в это вложить?

Мне кажется, что проблема плохих костюмов прежде всего заключается в надежде на авось и переоценку своих возможностей. Сначала я рассмотрю за что не стоит браться при отсутствии ресурсов, а потом - что все-таки можно сделать, чтобы показать себя во всей красе, даже если времени всего пару вечеров и весь бюджет - 1000 рублей.

Есть костюмы, которые невозможно сделать очень быстро и очень дешево . Это:
- Все мужские "придворные" костюмы, начиная с высокого средневековья (много элементов, сложный крой)
- Женские платья со сложным кроем и пришивной юбкой, заложенными складками, состоящие из многих элементов
- Все женские костюмы, требующие корсета, особенного белья и накладок (турнюра, кринолина и т.д.).

Не пытайтесь это сшить за пару вечеров, дошивая на коленке в электричке, из дешевого креп атласа! Такие костюмы надо делать или хорошо и красиво или не браться вовсе.
Как бы не нравилось это платье, как бы не хотелось вот именно такое - если мало денег и мало времени, отложите до следующего раза, когда у Вас будет время (больше месяца), деньги (от нескольких тысяч рублей), и опыт (или возможность заказать пошив у мастера, что стоит недешево).

Долго, сложно, может быть дорого:





Теперь перейдем к тому, что можно сделать, если Вас внезапно пригласили на костюмированное мероприятие вроде карнавала или фестиваля.
- все производные от широкой рубахи со вшитыми боковыми клиньями или без них (Т-образный силуэт) (например, скандинавский-славянский женский костюм, и костюм монахини-монаха, и восточная длинная рубашка, костюм на 13 век)
- кимоно (японское и китайское)
- средневековый киртл на 15 век (у него достаточно простой крой), ранее средневековье с простым кроем
- платье типа "ночная рубашка" с подрезом под грудью для женщин, присборенное - ампир, начало 20 века.
- свободные драпировки (начало 20 века, стилизация под 20-е годы, гарем-восток)
и т.д.
(Отдельным постом я более подробно остановлюсь на примерах таких несложных костюмов с фотографиями).

Давайте теперь разберемся, как сделать простой костюм не только быстро, но и хорошо, чтобы создать цельный образ и запомниться?
Самое важное: посмотрите на свою внешность объективно. Представьте желаемый костюм на себе . Выберите образ, подходящий именно Вашему типу внешности.

1. Когда Вы примерно представили, что именно будете шить, исходя из своих возможностей, посмотрите серию фотографий (рисунков) с этим костюмом. Лучше брать именно оригинальные, исторические изображения, а не современную интерпретацию в фильмах. Прочтите хотя бы одну общую статью о моде этого периода. Это поможет Вам составить общее впечатление и избежать множества грубейших ошибок, а времени займет не более часа.

2. При чтении статьи и просмотре изображений обратите внимание на ткани, их узоры, фактуру, цвета. При выборе ткани ориентируйтесь на более дешевую, возможно синтетическую ткань, но максимально приближенную к тому, что Вы видели на изображениях. Если это средневековье или народный костюм - можно использовать недорогой лен или неблестящую синтетику, похожую на сукно или шерсть. Если это богатый и парадный светский костюм - возьмите плотную синтетику с легким блеском. Часто для недорогих стилизаций берут креп-атлас и креп-сатин как самые дешовые ткани. У этих тканей очень неестественный блеск, они выглядят очень дешево, особенно это заметно на фотографиях. Будьте осторожны с очень яркими и "кислотными цветами", искуственным блеском, металлической нитью. Когда платье напоминает новогоднюю елку, на него обращают внимание, но это плохое внимание. Лучше добавьте блеска с помощью украшений, но не шейте сияющее платье как предлагают для платных фотосъемок "под принцесс" на парадном кресле. Такие костюмы выглядят пошловато и неправдоподобно. Попробуйте сделать как Скарлетт - посмотрите в своих запасах ненужные плотные синтетические (бархатные) занавески, которые отлично драпируются. Ткань для гардин хорошо подходит для пошива многих исторических костюмов: у нее большая ширина, и за счет этого вам понадобится меньший метраж (выйдет дешевле). Вот мое платье из ненужной старой занавески:

и еще ткань для занавесок - блэкаут:

3. Не экономьте на длине и ширине платья, если платье должно быть широким, длинным, красиво струиться.
Многие костюмы проигрывают от того, что они недостаточно длинные или широкие. Лучше купить более бюджетную ткань, но на этом не экономить. Фасон сильно исказится, платье будет выглядеть странно, плохо сидеть.

4. Если вы шьете историческую стилизацию - отталкивайтесь только от того, что видели на картинках . Не сочиняйте отсебятины! Распечатайте несколько изображений, держите их под рукой (несите портнихе), ориентируйтесь на то как было (если по картинкам непонятно - посмотрите работы опытных реконструкторов костюма). Видели на картинках пристежной рукав? Смело пристегивайте! Не видели на картинках клиньев в платье другого цвета - не вшивайте такие клинья. В фильмах-сериалах очень много неточностей, поэтому на них ориентироваться не стоит. Статьи тоже содержат ошибки. Пользуйтесь "исходниками" - изображениями того времени, не стесняйтесь задать "глупый" вопрос на сообществе по костюму (но сначала поищите в поиске, нет ли уже на него ответа).

5. Мелочи, которые подводят
Не забывайте про прическу и головной убор. Прическа может улучшить внешний вид или полностью уничтожить даже самое прекрасное платье. Не забывайте про украшения для волос - искуственные цветы, заколки, диадемы, перья. Ситуацию с короткими волосами можно решить, прикрыв волосы или прикрепив шиньон. Будье осторожнее с челкой - во многие исторические периоды ее не носили. Многие головные уборы можно сделать на основе дублерина (флизерина) - это уплотнитель, который приклеивается к ткани с помощью утюга и придает жесткость. Девушкам также важно подумать про макияж. Подходит ли к историческому образу Ваш маникюр, помада, тени? Обратите внимание на такие мелочи, не думайте, что этого никто не заметит. Также продумайте подходящую обувь - незаметную, по форме приближенную к исторической. Незаметные однотонные чешки или балетки - подойдут практически ко всему.

6. Мелочи, которые помогают
Изображаете знатного человека? Добавьте к Вашему образу богатства, блеска - украшения (можно взять недорогую бижютерию под золото с камнями), мех (искуственый или натуральный), жемчуг, страусиное перо.
К народному костюму подойдут хозяйственные мелочи - нож, висящий на поясе, кошелек.
Богатый костюм дополняйте богатыми, эффектными украшениями. К скромному костюму добавьте простые, но антуражные вещи.
Средневековый костюм украсят четки на поясе, омоньер (кошелек на поясе).
Бальное платье дополнит шаль и веер. Представьте, что вы играете в кино или театре. Удачные находки можно сделать в самых неожиданных местах: развалы украшений на рынках, магазины для хобби и рукоделия, магазины тканей, магазины дешевой бижютерии, старые запасы. Копеечная бутофория создает иногда замечательный эффект! Образ оживет, станет законченным.

7. Войдите в образ, сыграйте своего персонажа
Посмотрите фильм, действие которого происходит в нужную вам эпоху. Послушайте музыку того времени. Ощутите себя человеком, которого изображаете. Оденьте костюм заранее перед зеркалом, прочувствуйте его.

8. Позаботьтесь о качественных фотографиях с антуражным фоном
Многие знакомые увидят только ваш фотоотчет. Придумайте забавные сценки с друзьями, сфотографируйтесь на подходящем фоне.
Лучше всего позаботиться о снимках до или в первой части мероприятия. Не откладывайте фотосъемку до конца. Вы можете выглядеть усталым, забыть сфотографироваться, не получить хороших фотографий. Не стесняйтесь просить Вас сфотографировать и обратиться к фотографу в фотоуглу, если он есть.

Надеюсь мои советы оказались Вам чем-то полезными и интересными.
Всем удачи и творческих побед!


Хранитель коллекции костюмов Музея Кино Э.Р. Малая с костюмами Натальи Полях из коллекции музея

По следам дискуссии об Ольге Кручининой и составленного читателями в комментариях списка замечательных художников по костюмам, работавших в советском и российском кино, публикую первый пост о Наталье Борисовне Полях, благо о ней нашлось довольно много информации в интернете.


Наталья Борисовна Полях родилась в 1945 году в городе Черновцы УССР.

Окончила театрально-художественный техникум и много лет проработала в кино, сотрудничая в основном с киностудией имени Горького. Ее работа там началась в конце 70х в качестве ассистента художника по костюмам в совместном с ГДР проекте “Карл Маркс. Молодые годы” | “Karl Marx - die jungen Jahre” (1980)

Она известна работой над костюмами ко многим знаковым историческим фильмам и телесериалам.
Для петровской эпохи совместно с Г. Шмидт она создавала костюмы для фильмов “Юность Петра” (1980) и “В начале славных дел” (1980—1981), затем самостоятельно создавала мужские костюмы для телесериала “Россия молодая” (1982), в 1985 году Наталья Полях была удoстоена диплома американской премии “Эмми” по костюмам за работу в сериале “Пётр Великий”, где она трудилась ассистентом Эллы Маклаковой.

1986 Пётр Великий | Peter the Great ( США )


Наталья Андрейченко в роли Евдокии Лопухиной в телесериале "Пётр Великий/ Peter the Great"

Американский сериал “Петр Великий” сняли в 1985 году, и это был первый иностранный сериал, снятый на территории Советского Союза. На создание фильма ушло около двух лет и 27 миллионов долларов. Для “Петра Великого” было пошито более 5 000 костюмов, за которые художники заслуженно получили премию “Эмми”.

Художник по костюмам Элла Маклакова жаловалась, что намучилась с актерами-звездами. Больше всех хлопот доставил Максимилиан Шелл. У него был кем-то подаренный шарф, который актер носил не снимая. Но не может же Петр Первый быть в черном современном шарфе! Ругались из-за этого страшно, но все-таки есть несколько кадров, где шарф нет-нет да и мелькнет! А на съемках свадьбы в церкви Шелл умудрился сняться в своих кожаных перчатках. Понятно, что стоял дикий мороз и все же венецианские кружева и перчатки от современных кутюрье на Петре выглядят по меньшей мере странно.

Помимо петровского времени Наталья Полях обращалась к эпохе Екатерины II, получив в 2000 году за создание костюмов для исторической картины “Русский бунт” премию “Ника” за лучшую работу художника по костюмам.

Этому конкретному фильму повезло, от него сохранилось огромное количество костюмов, которые хранятся сейчас в Музее Кино в Москве.

1999 Русский бунт


Матеуш Даменцкий в роли Петра Гринёва, Владимир Машков в роли Емельяна Пугачёва и Сергей Маковецкий в роли Алексея Швабрина

Рассказывает Эмма Рафаиловна Малая, хранитель коллекции костюмов Музея Кино (из интервью CineModa):
Когда я пришла в музей в 2000 году, я была полна энтузиазма. У музея же широкий ассортимент: эскизы, плакаты, техника и пр. А костюмов было очень мало. Только какие-то единичные экземпляры. И коллекцию нашу очень хотелось пополнить. Тогда я буквально притащила костюмы с картины “Русский бунт”, которые делала Наташа Полях. Каким образом мне это удалось? Картина уже была снята. Она была негосударственная. И им некуда было девать костюмы. Огромная костюмерная была буквально забита сверху донизу: моль уже летает, все в пыли. А я знала продюсера. И так скромно говорю: “Можете дать парочку костюмов, я теперь в музее работаю?” Мне ответили: “Бери машину грузовую и приезжай!”. Им нужно было освободить костюмерную, а рука не поднималась выбросить костюмы. А так: половину бы моль съела, половину бы растащили по соседним костюмерным. Но я тоже забрала не все. Там было огромное количество костюмов для массовки, тулупы и пр. Я взяла только персонажные, и то это было достаточно много.


Костюм Петра Гринева из фильма "Русский бунт" по повести Пушкина "Капитанская дочка", в настоящее время в Музее кино.

Комментарий смотрителя: “Костюм Петруши Гринева точно воспроизводит форму Преображенского полка”


Костюм Маши Мироновой из фильма "Русский бунт" по повести Пушкина "Капитанская дочка", в настоящее время в Музее кино.

Комментарий смотрителя: “Платье Маши, возможно, не блещет декором, но очень хорошо передает характер девушки того времени, того социального слоя. По крою, характеру ткани мы видим, что это юная, романтичная девушка — такой светлый образ”.

Совершенно изумительные костюмы Наталья Полях создавала для фильмов, основанных на французской истории и литературных произведениях.

В 1990х годах она одновременно работала художником по костюмам над двумя фильмами - "Королева Марго" и "Графиня де Монсоро"

1996 Королева Марго


Костюмы королевы Марго и герцога Анжуйского для фильмов "Королева Марго" и "Графиня де Монсоро", в настоящее время в коллекции Музея Кино.

Комментарий смотрителя: “События фильма происходят во Франции в конце XVI века. Это период распространения в Европе испанской моды. Во Франции она несколько трансформировалась. Костюмы соответствуют эпохе по силуэту, насыщенной цветовой гамме, декору”


Костюмы королевы Марго и Карла IX из фильма "Королева Марго", в настоящее время в коллекции Музея Кино.

Комментарий смотрителя: “Эти костюмы сделаны очень хорошо и тщательно. Это при том, что фильм создавался в очень трудные для кино 90-е годы, очень сложно было достать нужные ткани, фурнитуру”.

1997 Графиня де Монсоро


В центре Генрих III в исполнении Е. Дворжецкого

“Королева Марго” и “Графиня де Монсоро” снимались одновременно в соседних павильонах и Наталья Борисовна Полях работала в этих фильмах одновременно. Поскольку интернета в то время не было, она часами просиживала в Театральной библиотеке, изучая информацию о костюмах XVI века.


Слева герцог Анжуйский в исполнении актера K Козаковa

Поскольку многие действующие персонажи сериала были реальными историческими лицами и сохранились портреты этих людей, художница использовала эти портреты и одежду на них как базу для костюмов в фильмах.

Лебединой песней Натальи Полях стал ее последний фильм "Возвращение мушкетёров", до премьеры которого она не дожила. Наталья Борисовна ушла из жизни в конце 2008 года.

2009 Возвращение мушкетёров

Из воспоминаний Ирины Жигмунд:
Про последнюю работу Натальи Борисовны Полях "Возвращение мушкетеров" хочется сказать особо. Что проект провальный и зритель вряд ли купится на пусть и любимых, но безвозвратно старых актеров в роли мушкетеров, было ясно всем. Но и все равно, съемочная группа работала на износ. То, что режиссер, тогда уже в возрасте 72 лет, человек сложный и в прошлом не раз сам работал художником по костюмам, и поэтому с ним практически не уживаются люди этой профессии, тоже не трудно понять. Но вот чего я не могу понять абсолютно, так это того, как получилось, что художник по костюмам растрачивал у него на съемочной площадке последние свои силы (а Наталья Борисовна, тогда уже имевшая проблемы со здоровьем, не умела халтурить и себя не щадила), а режиссер даже не упомянул его на премьере - тут я даже не знаю, что сказать... То ли дело в отсутствии элементарной культуры у режиссера (Наталью Борисовну к тому моменту уже похоронили), в неуважении к тем людям, которые помогали ему создавать эту картину (там одной массовки было по 1000 человек в некоторых сценах - представьте себе, каждого одеть, обуть, подобрать все это по размеру и проследить, чтобы костюм не испортили и не украли, ведь, помимо прочего, художник по костюмам - материально ответственное лицо!)?

На премьере в "Октябре" весь холл был украшен огромными постерами-эскизами Н. Полях, между гостями ходили молодые актеры-статисты, одетые в костюмы из фильма, а в витринах стояли манекены, наряженные в костюмы главных героев, и при этом - ни слова не прозвучало со сцены о Наталье Борисовне...


Костюмы д’Артаньяна и Портоса из фильма "Возвращение мушкетёров", в настоящее время в Музее Кино.

В истории кинематографа есть фильмы, которые запомнились зрителям не только блестящей постановкой и филигранной игрой актеров, но и прекрасными костюмами, над созданием которых трудились выдающиеся мастера своего дела. Эти картины внесли свой весомый вклад в развитие моды и навсегда остались в памяти как яркие образцы безупречного стиля.
Продолжаем наш небольшой экскурс в историю кинематографического костюма. Начало статьи вы найдете .

«Лихорадка субботнего вечера (1977).
«Лихорадка субботнего вечера» - фильм, который во многом способствовал популяризации стиля диско. Костюмы для картины разрабатывала художник Патриция фон Бранденстайн. Именно с её легкой руки белый костюм облегающего кроя, в котором зажигательно танцевал герой Джона Траволты, стал мечтой всех модников и до сих пор стойко ассоциируется с ритмами группы «Bee Gees».

«Отчаянно ищу Сьюзан» (1980).
После выхода на экраны романтической комедии «Отчаянно ищу Сьюзан» в мире моды появился новый термин. «Wannabe» - такое название получило подростковое движение, которое проявлялось в желании подражать стилю Мадонны, продемонстрированному в этом фильме. Молодые девушки стали повально одеваться «под Мадонну», копируя её довольно смелые и даже в чем-то вульгарные наряды. Несмотря на волну критики, справедливо отмечавшей тот факт, что подобные костюмы органично смотрятся только в пределах сцены, мода на кожаные куртки, сетчатые топы, митенки, броские аксессуары и рваные колготки еще долго заставляла миллионы женщин выбирать вышеозначенные вещи для повседневной жизни.

«Красотка» (1990).
Фильм «Красотка», благодаря которому сказка о Золушке получила новую жизнь и современное звучание, показал, как красивое платье может преобразить женщину до неузнаваемости. История перевоплощения ночной бабочки в изысканную леди до сих пор любима зрителями. За костюмы главной героини в этой ленте отвечала художник Мэрлин Вэнс: именно она подарила Вивьен и откровенное платье-мини в паре с сапогами-ботфортами, и элегантный красный наряд с аристократическими белыми перчатками.

«Основной инстинкт» (1992).
Культовый статус костюмам фильма «Основной инстинкт» обеспечила не только кропотливая работа художников, но и тот факт, что их носила сама Шэрон Стоун, причем порой в довольно пикантных сценах. Над нарядами для картины работали Нино Черрути и Эллен Миройник, которые вдохновлялись стилем хичкоковских героинь. Знаменитый белый наряд отсылает нас к образу Ким Новак в фильме «Головокружение». Впрочем, Шэрон Стоун смогла создать совершенно новый тип роковой героини, которая легко манипулирует окружающими ради достижения своей цели.

«Титаник» (1997).
Фильм Джеймса Кэмерона принес художнику по костюмам Деборе Линн Скотт премию «Оскар». Киноакадемики оценили тот поистине титанический труд, который ей пришлось проделать для того, чтобы в точности воссоздать моду первого десятилетия 20 века. Все костюмы в фильме максимально точно передают сословную принадлежность героев и их служебный чин.

«Матрица» (1999).
Если рассматривать «Матрицу» не с точки зрения идейной составляющей и философского подтекста, а как модное явление, то можно смело сказать, что художнику Тиму Баретту удалось вписать свою страницу в историю костюма. Знаменитые черные кожаные одежды - такая же часть виртуального мира, созданного братьями Вачовски, как и удивительные спецэффекты. Что касается солнцезащитных очков, то их предоставил бренд «Blinde», выигравший тендер у таких гигантов индустрии, как «Ray-Ban» и «Arnette».

«Мулен Руж» (2001).
Для мюзикла База Лурмана «Мулен Руж» было создано больше 300 костюмов, над которыми работала группа специалистов из 80 человек. Дизайн роскошных нарядов разработали Кэтрин Мартин и Энгус Стрэтай, которым удалось мастерски переплести воедино изысканность классического театрального костюма и китч мира кабаре. В итоге перед зрителями предстает калейдоскоп блистательных образов, поражающих своей яркостью и оригинальностью.

Мемуары гейши (2005).
Вышедший на экраны в 2005 году, фильм «Мемуары гейши» вернул в мир моды интерес к азиатскому костюму. Художник Колин Этвуд, получившая за свою работу премию «Оскар», создала современные стилизованные наряды, которые, несмотря на то, что имеют мало общего с истинными одеяниями японских красавиц, идеально вписались в атмосферу ленты. По задумке Этвуд, каждая героиня картины получила свою цветовую гамму, в которой и составлялся весь гардероб. Благодаря такому подходу, костюмы не только подчеркивали красоту и грацию гейш, но и передавали их внутренний мир и характер.

«Великий Гэтсби» (2013).
Костюмы к фильму «Великий Гэтсби» - результат совместного творчества художника Кэтрин Мартин и известного дизайнера Миуччи Прада. Перед тандемом стояла сложная задача: не просто воспроизвести моду 20-х, но и сделать её вновь актуальной. В результате на свет появилось множество утонченных нарядов, большую часть из которых (около 40) создала Прада. После премьеры стало очевидно, что успеху картины во многом способствовала модная составляющая: задорные платья эпохи ар-деко так органично вписались в современные реалии, что их моментально вернули на подиумы все ведущие модные дома.