Интересные загадки про вежливые слова. Загадки, пословицы и поговорки для проекта столовый этикет

Доброе утро! Мне хочется ещё раз поздравить вас с праздником Днём Знаний. Я очень рада встрече с вами.

Вы заметили что у нас сегодня гости. Это студенты, будущие учителя. Они пришли посмотреть, как проходят ваши первые дни в школе.

Вот, ребята, вы и стали учениками 1 класса. Вы такие нарядные, я вижу ваши умные глазки, вижу, что вы немного волнуетесь. Я уверена, в том, что у нас с вами все будет замечательно. У вас все будет получаться, вы узнаете много нового и интересного. Мы будем понимать и уважать друг друга.

Вы самые маленькие жители нашей школы и вам предстоит многому научиться. Но сначала давайте познакомиться.

    Знакомство.

Я ваша первая учительница. Меня зовут Любовь Сергеевна. Я буду учить вас писать, читать, считать.

Елена Леонидовна – воспитатель. Она будет играть с вами, учить дружить и помогать с учёбой.

У каждого свое имя и каждому бывает трудно запомнить, кого как зовут. Но ведь сложно разговаривать с человеком, если не знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, поэтому надо знать всех ребят. Давайте познакомимся!

Как же вас зовут? Когда я скажу 3-4, каждый громко-громко скажет свое имя.

Что-то не получилось громко. Давайте попробуем тихо сказать. Каждый шепотом скажет свое имя. Опять что-то не то.

Как же нам познакомиться? В чем же дело? Почему мы ничего не понимаем?

Верно, все дело в том, что все говорят одновременно. Вместе хорошо работать, весело играть, здорово петь, а вот отвечать на уроках плохо: когда все говорят одновременно, то ничего непонятно.

А для того чтобы познакомиться, я вам предлагаю поиграть.(на доске плакат с именами)

ИГРА: Найди своё имя.

Ребята у нас в классе 4 Насти. (девочки выходят обводят своё имя)

Есть мальчик который, который в спорте имеет успех. Это Тимофей.

2 Юли.

Мальчик хорошо играет в шахматы. Матвей.

2 Маши.

Девочка с красивым, необычным именем. Владислава

Валерия. (Давала первый звонок)

2 Ульяны.

Девочка которая поёт. Алевтина

2 Ильи

У 2-ух мальчиков день рождение в июле (Георгий, Егор)

Очень красивые имена на букву В. (Вероника и Виталия)

2 девочки родились в мае. (София и Алина)

У этой девочки учится сестра в 3 классе. (Светлана)

Остались 3 ученика выходите. (Ксения, Евгений, Арина)

    НАШ класс.

Смотрите все вместе мы класс. 27 человек – 20 девочек и 7 мальчиков. Вот какой наш класс – это все мы.

А в детском саду как называли? (группа)

Ребята, наш класс – это все мы, а еще наш класс – это комната, где мы находимся. Посмотрите, какой класс замечательный: светлый, уютный. Но вы здесь совсем недавно и еще не привыкли к нему, правда? И он к вам тоже не привык: ждет, присматривается – будете ли вы его любить, заботиться.

Ребята, которые учились до вас, очень любили этот класс: ухаживали за цветами, протирали пыль; следили за порядком: бумажки и разный мусор бросали в мусорную корзину; когда на улице было грязно - переобувались в чистую обувь.

Вам нравится наш класс? Обещаете его беречь?

    Школьные правила

А как вы думаете, ребята, есть ли в школе свои правила?

А зачем вообще нужны правила. И что это такое?

Какие правила поведения в школе вы знаете?

Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

Ответить хочешь – не кричи,
Спокойно руку подними.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.

Что делать, когда звенит звонок на урок? С урока?

А если во время урока в класс войдет кто-либо из взрослых.

Вставайте дружно всякий раз,

Когда учитель входит в класс.

Проигрываем ситуации: начало урока, окончание урока, в класс вошли.

Что делать, если во время урока нужно выйти из класса?

Ребята а какими нужно быть на уроках?

Давай те проверим, на сколько вы внимательны?

Игра: пол, нос, потолок.

Показываю одно, а говорю другое. Верьте тому, что слышите, а не тому, что видите.

    Школьные принадлежности. Загадки.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Вам предстоит узнать, что же нам понадобится в школе.

    То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Что такое я? (тетрадь) показываю

    Кто дружить со мной готов,

Тот не пожалеет –

Сколько он хороших слов

Написать сумеет! (ручка) показываю

Я надеюсь, что писать вы будете аккуратно, красиво и грамотно!

    Если сломан карандаш –

Я помощник верный ваш,

Я «как врач» его лечу –

Быстро, остро заточу! (точилка) показываю

    Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь,

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (карандаш) показываю

    Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга) показываю букварь

Ребята, это ваша первая учебная книга. Посмотрите какая она красивая, сколько в ней красочных картинок и ещё очень много интересного.

(листаю букварь)

    Итог урока

Вот и подходит к концу, наш самый первый урок .

Ребята, мне так понравилось как сегодня работали, отвечали. Если мы будем так и продолжать вас ждут успехи и высокие результаты.

За это я хочу вручить вам медали первоклассника.

(медали помогают одеть студенты)

А теперь вы можете поздравить учителя и воспитателя.

(дети дарят цветы)

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет! )
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй! )

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья! )

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини! )

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо! )

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова! )

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста! )

Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»
(после вас! )

Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»
(Доброго пути! )

Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»
(Благодарю! )

Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(Добро пожаловать! )

Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»
(вам помочь! )

Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»
(Поздравляем! )

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»
(Прошу прощенья! )

Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «…»
(С добрым утром! )

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день! )

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер! )

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи! )

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте...»
(так добры! )

Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…»
(Угощайтесь! )

Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши …
(представиться! )
Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно …»
(познакомиться! )

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(аппетита! )

Загадка о ноже и исторические сведения о происхождении ножа.

Если хорошо заточен, всё легко он режет очень.

Хлеб, картошку, свёклу, мясо, рыбу, яблоки и масло.

Наиболее древние орудия, найденные археологами при раскопках, представляли собой орудия охоты и рыболовства. Среди древнейших орудий самое важное место занимали кремниевые ножи, служившие одновременно оружием и средством для разрезания пищи. Так что нож появился на заре человечества. Сотни тысяч лет потребовалось, чтобы примитивные ножи приобрели ручки, которые затем превратились в бронзовые и железные. Сначала ножи были в форме кинжалов, но Наполеон в конце XVII века запретил изготовление ножей с острым концом, так как на улицах часто происходили убийства. Держать на столе кинжалообразные ножи было небезопасно, так как они могли в любую минуту стать боевым оружием. Стоило разгореться страстям за обедом и ужином, мирная беседа могла перейти в спор. Не зря почтенные рыцари, входя в пиршенственную залу, оставляли мечи при входе. Из грозного орудия охоты и войны ножи превратились в мирные с округлённым концом приборы. Которыми мы пользуемся в настоящее время.

Со временем выработалось несколько видов столовых ножей. Появились ножи – пилки для того, чтобы резать сыр, специальные ножи для извлечения устриц из раковин, широкие ножи для рыбы. Выработался и особый этикет, регламентировавший правила пользования предметами сервировки ножами.

Загадка о вилке и исторические сведения о её происхождении.

При виде еды не считают ворон,

Бросаются дружно с обеих сторон:

Один – разрезает,

Другая – цепляет,

Обоим в тарелке работы хватает.

Вилка – столовый прибор с интересной судьбой. Что и говорить – предмет полезный, но не суждено было сыграть важную роль в истории человечества, какую сыграл нож. Поэтому о «додумались» о вилке через 5000 лет после изобретения ножа.

Возможно, предшественником вилки был рыболовный трезубец, ставший регалией Нептуна.

В XI веке на вилке был один зубец, а с начала XX – четыре. Первая вилка в виде золотого шильца на ручке из слоновой кости была изготовлена для византийской принцессы в начале XI столетия. В XVI веке у французской королевы при 64 ложках была одна вилка, которую она хранила в особом футляре. Более широкое применение вилки произошло, когда в моду вошли пышные воротники. Положить пищу в рот оказалось невозможным, вот и пришлось удлинить руки.

В России вилка вошла в обиход при Петре I. В нашем обиходе распространены вилки разного типа, они отличаются размером. Есть специальные рыбные вилки с углублениями для отделения костей от мякоти, вилки – лопатки. Самые маленькие – с двумя зубцами – для лимона, с тремя – для сладких блюд, с четырьмя – обеденные и для закусок.

Загадка о ложке и история её происхождения.

Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому знают её давно почти все народы. Так были изобретены большие ложки – черпаки (половники) и ложки для еды. Форму им придавали различную: полусферическую, овальную, овальную с заострённым концом. Для изготовления ложек применяли разные материалы: дерево, кость, металл и даже керамику.

Ложки были известны уже 2000 лет назад. В Древнем Новгороде в обиходе были ложки, украшенные резьбой и росписью. Центром ложечного производства была Новгородская губерния.

Наши предки очень любили горячую пищу. Подать на стол чуть ли не кипящие щи было делом чести хозяина. Не случайно Екатерина II , приглашая в гости Ломоносова, сказала ему: «Надеюсь, что щи будут такие же горячие, как и у Вас». Деревянная ложка не обжигала губы. Вторая причина: дерево – очень пластичный материал. В руках умельца деревянная ложка превращалась в произведение искусства. Когда Пётр I путешествовал по Европе, принимавших его хозяев удивляло, что он пользовался только своими приборами и постоянно возил с собой ложку, вилку, нож.

Правила пользования салфетками и исторические сведения о ней.

«Салфетка – слово пришлое». Название это заимствовано из немецкого языка, в который оно перешло из итальянского «салфетта».

В Древней Греции более 3000 лет назад салфетками служили листы фигового дерева, которыми рабы вытирали губы господ. Затем у древних римлян появились салфетки из асбеста, которые не стирали, а для очистки кидали в огонь. Но позднее они исчезли из обихода, и в большинстве европейских стран салфетки появились в середине XVI века. До этого салфеткой служил ломоть хлеба, на худой конец - рукав одежды, а потом, когда появились скатерти, то и её край. Ещё в XVI веке в руководстве по этикету рекомендовалось использованную ложку вытереть скатертью. Особой популярностью салфетки пользовались в тех странах, где мужчины носили бороды.

В России ещё при Петре I салфетки были редкостью и распространились только в XVIII веке. В начале они предназначались только для избранных гостей. Сейчас салфетка – обязательный элемент сортировки стола. Они могут быть различных размеров, но должны быть квадратной формы, слегка подкрахмалены.

Существует много способов складывания салфетки, но во всех случаях необходимо придерживаться правил:

Как можно меньше касаться салфетки руками

Выбирать такую форму, чтобы гость мог легко и быстро её развернуть

Все салфетки складывать одинаково

Можно класть и бумажные салфетки.

Правила пользования салфетками:

    не следует брать салфетку с тарелки, пока не подали на стол;

    её кладут, сложив вдвое, на колени изгибом к себе;

    закладывать салфетку одним из её углов за воротник не принято

    пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней половиной салфетки, можно вытирать губы этой же салфеткой, если нет бумажных

    губы вытирают, промакивая их о верхнюю половину салфетки, некрасиво вытирать губы скользящими движениями

    нельзя использовать салфетку в качестве носового платка

    не следует, сев за стол, пристально рассматривать столовые приборы, а потом их вытереть салфеткой, заметив что-то

    после еды не надо тщательно её складывать, надо положить справа от тарелки

    если салфетка упала на пол, попросите дать вам другую.

Пословицы и поговорки.

В солонку пальцами не лазь не заноси в солонку грязь.

Когда я ем, я глух и нем

Хлеб - всему голова.

Без соли стол кривой.

Без хлеба не обедают.

Без соли хлеб не еда.

Без обеда не красна беседа.

Не в нашу честь, не нам и есть.

Хлеб да вода - крестьянская еда.

Ешь пироги, а хлеб вперёд береги!

Без соли, без хлеба - половина обеда.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

После обеда полежи, после ужина походи!

Голод проймёт - станешь есть, что Бог даёт.

Без хлеба да без каши ни во что и труды наши.

С пылу хватать - не наесться, а обжечься.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!

Хочется пирожок съесть, да не хочется в подполье лезть.

Загадки про столовые приборы

Младшая сестра граблей,
Четыре зуба есть у ней.
Но на кухне жизнь её,
И дело знает лишь своё!
(Вилка)

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
(Нож)

Им можно хлебушек порезать
И колбасу на бутерброд,
И маслом булочку помазать.
Хорош для многих он работ!
(нож)


Из одной огромной стопки
Разбежались по столам;
Ну-ка хватит дети топать,
Подают обеды вам!
(Тарелки)

Мы в шкафу рядком стоим,
Чистотой своей блестим.
Приглашаем вас на чай.
Знаешь нас? Так отвечай!
(Чайные чашки)

В ней варят щи,
Компот и кашу
На всю семью
Большую нашу!
(Кастрюля)

Никогда во мне не варят,
Запекают - иногда,
А обычно просто жарят,
Так, как я …
(сковорода)

Я «сын» самовара,
И тоже с водой.
И буду свистеть
Пока молодой.
(чайник)

Все мы знаем, что легче всего воспитать ребенка вежливым и культурным на своем собственном примере. Но почему бы не добавить в ежедневные будни — загадочного воспитания? Про этикет и вежливые стихи мы уже говорили, сегодня приглашаю окунуться в загадки про этикет.

Загадки про этикет

Вежливость — прекрасное качество, которое помогает людям взаимодействовать друг с другом и быть, собственно говоря, людьми))) Правила поведения за столом, в школе, в обществе придуманы не просто так и их несомненно нужно соблюдать!

Знают ли наши дети элементарные правила этикета мы узнаем, загадав им вежливые загадки о манерах приличия и правилах поведения.

Ровно, прямо мы сидим,
Если за столом... (едим).

Если в гости мы идем,
То его с собой несем. (Подарок)

Чтобы было очень мило,
Завернем его красиво,
Лентой перевяжем,
Поздравленья скажем! (Подарок на день рождения )

Мы на день рождения
Не придем без... (приглашения).

Мы квартиру уберем,
И порядок наведем.
Если ждем друзей,
Если ждем... (гостей).

Перед едой
Руки вымоем... (водой).

Мы оденемся прилично,
Аккуратно, симпатично,
И подарок мы возьмем,
Если в... (гости) мы пойдем.

Загадки о правилах поведения в школе — это и вовсе отдельная и большая тема для обсуждения:

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным)

Все пиши, не отставая,
Слушай… (Не перебивая )

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все … (Понятно)

Если хочешь отвечать,
Надо руку… (Поднимать)

На математике считают,
На перемене… (Отдыхают)

Если друг стал отвечать,
Не спеши… (Перебивать)

А помочь захочешь другу –
Подними спокойно… (Руку)

Знай: закончился урок,
Коль услышал ты… (Звонок)

Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда… (Готовым)

Чтоб не тревожились врачи,
На переменках не… (Кричи )

Правила поведения — это тонкая сфера обучения, и лучше всего преподносить их в игровой форме. Через призму игры и веселья самые важные понятия становятся понятнее и доступнее. А помощь в этом как раз и станут загадки и игры про вежливые слова.

Загадки про вежливость и вежливые слова

Подарю тебе цветы
И подарок подарю.
Я уверена, что ты
Скажешь мне... (благодарю).

Вот и наступило утро,
Сад сияет перламутром.
Что мы скажем? (С добрым утром! )

Есть много слов хороших,
Прекрасных, добрых слов.
Я знаю, сын Алеша
Мне их сказать готов!
Раз-два-три, раз-два-три,
Ты слова мне назови! (Спасибо, здравствуйте, до свидания, благодарю )

Птичка птичку повстречала.
Что она прощебетала? (Здравствуй!)

Когда ложимся спать,
Что не забудем мы сказать? (Спокойной ночи )

Когда вернемся в дом,
Где каждый нам знаком,
Что сказать мы не забудем,
Если вежливыми будем? (Здравствуйте!)

Что мы скажем бабушке
За вкусные оладушки? (Спасибо)

Если мы у дедушки
Просим к чаю хлебушка,
То мы его благодарим.
Какое слово говорим? (Спасибо)

Мы приходим в детский сад,
Здесь нам каждый очень рад.
Какое слово не забудем?
Говорить его мы будем. (Здравствуйте!)

Когда мы расстаемся
До нового свидания,
Какое слово скажем?
Конечно, ... (до свидания ).

Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день)

Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания)

Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…
(Извинить)

До чего ж оно красиво
Слово доброе…
(Спасибо)

Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста-
(Извините)

В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …
(Не перебивай)

Веселыми загадками-договорками можно дополнить . У нас они всегда встречаются очень даже гостеприимно.

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…
(Спасибо)

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…
(Добрый день)

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …
(Спасибо)

Мальчик вежливый и ласковый
Говорит, встречаясь…
(Здравствуй)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим…
(Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…
(До свидания)

Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит…
(Привет)

Письмо маме написал
вчера в ответ,
А в конце передавал
Всем друзьям …
(Привет)

Если с другом иль подругой
Долгою была разлука,
Мы при встрече говорим:
«Сколько лет и …»
(Сколько зим)

Если повстречался с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Спрашиваем: «Как…»
(Дела)

Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…
(Здравствуйте)

Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
При встрече …
(Добрый день)

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
(Спасибо)

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»
(Так добры)

Щеночек Филя во дворе гулял,
Вдруг старичка бульдога повстречал.
Прошу вас поскорее отгадать:
Кто первым должен «здравствуйте» сказать?
(Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших)

Вот идет болонка Жулька,
Модница, воображулька…
А навстречу - кавалер,
Симпатичный скотчтерьер.
Отгадаете иль нет:
Скажет первым кто «привет»?
(Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует знакомых женщин)

Добрых и вежливых вам детей!

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Правила поведения ребенку лучше преподносить в игровой форме, чтобы было понятнее и доступнее. Для этого можно использовать загадки и игры про вежливые слова представленные ниже.

Загадки

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь…

(Добрый день)

Друг другу на прощание

Мы скажем…

(До свидания)

Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее…

(Извинить)

До чего ж оно красиво

Слово доброе…

(Спасибо)

Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста-

(Извините)

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше …

(Не перебивай)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…

(Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…

(Добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …

(Спасибо)

Мальчик вежливый и ласковый

Говорит, встречаясь…

(Здравствуй)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…

(Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…

(До свидания)

Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит…

(Привет)

Письмо маме написал

Я вчера в ответ,

А в конце передавал

Всем друзьям …

(Привет)

Если с другом иль подругой

Долгою была разлука,

Мы при встрече говорим:

«Сколько лет и …»

(Сколько зим)

Если повстречался с кем-то,

По законам этикета,

Чтоб беседа в гору шла,

Спрашиваем: «Как…»

(Дела)

***
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…

(Здравствуйте)

***
Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
При встрече …

(Добрый день)

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

(Спасибо)

Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы:

«Дайте! Будьте…»

(Так добры)

***

Щеночек Филя во дворе гулял,

Вдруг старичка бульдога повстречал.

Прошу вас поскорее отгадать:

Кто первым должен «здравствуйте» сказать?

(Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших)

Вот идет болонка Жулька,

Модница, воображулька…

А навстречу - кавалер,

Симпатичный скотчтерьер.

Отгадаете иль нет:

Скажет первым кто «привет»?

(Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует знакомых женщин)

А ниже представлены веселые загадки про вежливые слова автора Олеси Емельяновой.

Игры

1. «Учим волшебные слова»

Расскажите ребенку, что означают вежливые слова, что люди в разных странах по-разному друг друга приветствуют, и на всех языках есть такие волшебные слова.

Выучите волшебные слова, которые близки по смыслу — «Здравствуйте» и «Добрый день», «До свидания» и « До скорой встречи» и т.п.

Или же можете выучить слова вежливости на разных языках мира. Например слово «Привет» или «Здравствуйте».

Привет – самое популярное и полезное слово для путешественника. Да и самое простое, поэтому будет совсем не лишним знать, как сказать привет на разных языках мира. Интересно отметить, что не всегда приветствие с другого языка дословно переводится на русский как «привет», часто оно будет означать «добрый день» или «здравствуйте», а порой и вовсе – «мир вам».

Язык Как звучит
Азербайджанский Салам алейкум
Английский Hello, Hi
Арабский (Египет) Ahlan wa sahlan
Арабский (Восток, Северная Африка) Marhaba
Африкаанс Hola
Белорусский Прывитанне
Болгарский Здравейте
Венгерский Jo napot
Вьетнамский Chao
Гавайский Aloha
Голландский Hallo
Греческий Geia sou
Грузинский Гамарджоба
Иврит Shalom
Индонезийский Selamat
Исландский Godan daginn
Испанский Buenas dias
Итальянский Buon giorno
Латинский Ave
Латышский Lab dien, sveiki
Литовский Sveikas
Немецкий Guten Tag
Норвежский Goddag
Польский Dzien dobry
Португальский Ola
Румынский Buna
Сербский Здраво
Словацкий Dobry den
Тайский Sawatdi
Турецкий Merhaba
Узбекский Салам алейкум
Украинский Привіт
Финский Paivaa
Французский Bonjour
Хинди Namaste
Хорватский Zdravo
Чешский Dobry den
Шведский God dag
Эсперанто Saluton
Эстонский Tervist
Японский Konnichi wa

2. «Будь внимателен»

В эту игру лучше играть с несколькими детьми. Вам нужно попросить детей исполнить задание, но выполнить его надо только тогда, когда Вы назовете «волшебное слово». Ниже представлены примеры команд, можно использовать их, а можно придумать свои.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.

3. «Вежливо — невежливо»

Правила игры. Если Вы читаете о вежливом поступке — дети хлопают в ладоши 2 раза. Когда Вы читаете о невежливом поступке — дети топают ногами 2 раза. Также можно придумать другие веселые движения.

Примеры поступков:

Поздороваться при встрече
Толкнуть и не извиниться
Свистеть, кричать, шуметь в школе
Уступить место старшим
Не вставать на обращение учителя
Помочь подняться по лестнице
Попрощаться уходя

4. «Вежливые часики»

Это игра-разминка, в нее можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими. Дети изображают часы. Две руки - это стрелки, которые ходят по кругу воображаемого циферблата.

Ведущий : Тики-так, тики-так -

Ходят часики вот так.

Семь утра часы пробили,

Всех детишек разбудили.

Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом-бом.

Ведущий: Утро настало,

Солнышко встало…

Отвечайте-ка, ребята,

Что сказать, проснувшись, надо?

Дети: Доброе утро!

Игра продолжается. Стрелки снова ходят; часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.

Ведущий: Вот и день настал, ребята;

Что сказать при встрече надо?

Дети: Добрый день!

Игра продолжается по такому же принципу.

Ведущий: Стрелки тикали-ходили

И шесть вечера пробили.

Дети хлопают в ладоши шесть раз.

Ведущий: Вечер наступил, ребята.

Что сказать при встрече надо?

Дети: Добрый вечер.

Ведущий: Молодцы!

5. «Вежливый трамвайчик»

В эту игру лучше играть большой компанией. Потому что в ней участвуют водитель, кондуктор и пассажиры. Дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, в руках у него игрушечный руль. Кондуктор обилечивает пассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова (спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, здравствуйте и т. д.). При этом одно и то же слово не должно повторяться дважды.

Билеты можно сделать из бумаги, старых открыток или календариков.

Если кто-то из пассажиров затрудняется назвать вежливое слово, билет за него может купить кто-то из друзей-пассажиров. Но при этом обязательно знание волшебных вежливых слов.

Если безбилетного пассажира выручить никто не может, кондуктор отправляет его к водителю. Преимущество водителя в том, что он может называть любые вежливые слова, даже те, которые уже звучали. Когда все пассажиры обилечены, вежливый трамвайчик отправляется.