Художник константин маковский картины. Семейный альбом Константина Маковского в живописных портретах: картины, которые из-за дороговизны не мог купить сам Третьяков

Константин Егорович Маковский родился 20 июня 1839 года в Москве в семье потомственного дворянина Егора Ивановича Маковского. Е.И.Маковский был коллекционером, художником-любителем, одним из основателей художественного класса, который впоследствии стал Московским училищем живописи и ваяния. В 1840-1850-е годы дом Маковских был одним из центров художественной жизни Москвы. Эта семья дала целую плеяду деятелей искусства — ими стали четверо детей Егора Ивановича и трое внуков. Наиболее известными среди них являются младший брат Константина художник Владимир Маковский, и сын Сергей, художественный критик.

Константин Маковский начал рисовать с четырех лет, под руководством отца, копируя гравюры из домашнего собрания. Двенадцати лет в 1851 году он поступил в Московское училище живописи и ваяния, где занимался у М.И.Скотти и С.К.Зарянко, одновременно пользовался советами друга дома В.А.Тропинина. В период становления Маковского кумиром публики был К.П.Брюллов. Тропининско-брюлловское влияние было определяющим на раннем этапе творчества художника. И прежде всего это выразилось в его портретах. Именно в этом жанре Маковский добился наибольшего успеха. Одной из его ранних работ является портрет Н. А. Некрасова.

В октябре 1857 года Маковский поступил в Академию художеств в Петербурге. Он учился исторической живописи у профессора А.Т.Маркова. В 1860 году впервые участвовал в академической выставке, показав картину «Исцеление Христом слепых после изгнания из храма торжников», а в 1861 представил на выставку картину «Харон перевозит души через реку Стикс». Обе эти работы Маковский представлял на малую золотую медаль, но не получил ее. Только третья его картина – «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» – была удостоена этой награды. Маковский был допущен к конкурсу на большую золотую медаль. Но в 1863 году он стал участником знаменитого «бунта 14-ти». В числе четырнадцати претендентов на большую золотую медаль, отказавшихся писать программу на тему из скандинавской мифологии и требовавших права свободного выбора темы, Маковский вышел из Академии художеств, получив только звание классного художника второй степени по исторической и портретной живописи.

Сокровища грановитой палаты. 1890 г. Селёдочница. 1867 Дервиши в Каире. 1875 г. Египтянка с ребенком. 1875 г.
Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III Чарка меду Харон перевозит души умерших через реку Стикс. Charon transfers the souls of deads over the Stix river. У околицы
Семейный портрет. 1882 г. Русская красавица Поцелуйный обряд Портрет Марии Михайловны Волконской. 1905 г.
Портрет З.Н. Юсуповой. Портрет детей художника. Портрет графа Сергея Георгиевича Строганова. 1882 г. Портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа П.П.Муравьёв. 1863 г.
Портрет Александра II. 1881 г. Под венец Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади Московские балаганы
Крестьянский обед в поле. Жница. 1871 г. Женский портрет
Дети, бегущие от грозы Девушка в костюме Флоры. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. Appeal of Minin. Боярышня
Боярышня у окна. Боярыня у окна. Болгарские мученицы.

На протяжении полутора десятилетий Юлия Павловна Маковская – жена художника – была его музой, моделью для портретов, исторических картин и мифологических композиций. Данный портрет занимает среди них особое место, привлекая совершенством модели, красотой живописи и мастерством исполнения.

Современники в один голос восхищались красотой Юлии Павловны. Репин называл ее «ангелом неизреченной красоты». По семейной легенде, появление портрета было случайным. Жена поднялась в мастерскую к художнику, нарядившись в темно-красный бархатный капот и голубую ленту. Константин Егорович, увлеченно работая над каким-то холстом, поначалу не обратил на нее внимания, и она, надувшись, села в кресло и стала рассеянно разрезать страницы книги ножом из слоновой кости. Художник обернулся, тут же поставил на мольберт первый попавшийся под руку узкий холст и набросал силуэт жены с книгой в руках. В три сеанса портрет был окончен, и о нем заговорил весь город.

«Это малиновое платье так и звенит – острой высокой нотой среди тусклых тонов наших серых будней», – писал один из современников.

В декабре 1863 года Маковский вступил в организованную И.Н.Крамским Артель художников, но состоял в ней недолго. Еще в Академии художеств он обрел известность, написав в 1862 году в один сеанс портрет Александра II для русского посольства в Лондоне. Внимание к Маковскому со стороны императора в самом начале его творческого пути способствовало быстрой популярности художника. Вслед за этим он начал писать заказные портреты высокопоставлен¬ных лиц – графа Н.Н.Муравьева-Амурского, графа В.А.Адлерберга, герцога Н.М. Лейхтенбергского и др. В 1860-е годы число его заказчиков быстро растет, как и его заработки. Светский заказной портрет принес ему заслуженную славу блестящего портретиста петербургской знати. Он становится одним из самых популярных в России художников.Выполнявшиеся в большом количестве в течение всей его жизни заказные портреты были неравноценны по качеству и нередко отражали равнодушие художника к модели. Вместе с тем богатый портретный материал использовался им в создании многофигурных композиций.
В 1866 году Маковский сблизился с музыкальным миром Петербурга, женившись на артистке драматической труппы Императорских театров Е.Т. Бурковой. В их доме бывали известные музыканты, певцы, композиторы содружества «Могучая кучка». К этому времени относится портрет оперного певца О.А Петрова, исполненный в традициях передвижнического реализма.

Цветы. 1884 г.
Натурщик. 1858 г.
Селедочница
1874. Портрет мальчика



Маленький антиквар. 1884 г.

Константин Маковский – один из самых крупных живописцев и портретистов России 19 века, член творческого объединения передвижных художественных выставок, автор жанрово-исторических произведений, человек большого таланта и мастерства.

Судьба была благосклонна к этому художнику. Его картины пользовались огромной популярностью и высоко ценились как у российских коллекционеров, так и у зарубежных. Огромная часть работ пополнила частные коллекции. В российских музеях на сегодняшнее время очень малое количество картин этого мастера, ибо произведения его нарасхват уходили к заграничным покупателям.

Ни много ни мало, картина «Боярский свадебный пир в 17 веке», оказавшаяся не по карману самому Третьякову, была продана за огромную по тем временам сумму 60000 рублей американскому мастеру ювелирного дела Шуману, заплатившему за неё троекратную сумму от той, которую Маковский просил за это произведение у основателя Третьяковской галереи. Картины художника были так же дороги, как и жизнь, которую он предпочитал. Мастер купался в лучах славы, боготворил женщин и любил роскошь.

Детство и юность

К. Е. Маковский родился в 1839 году. Его отец, Егор Иванович Маковский был известным художником, одним из основоположников училища живописи, скульптуры и архитектуры в Москве, которое и окончил Константин в 1857 году, поступив в это учебное заведение, будучи двенадцатилетним подростком. С детства в семье царила атмосфера поклонения художественному мастерству, в доме бывали многие известные деятели живописи и культуры.

По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и другие дети. Живописному творчеству и графике отдали силы и умение сыновья Егора Ивановича Владимир и Николай, а также дочь Александра. Только вторая дочь, Мария, посвятила себя певческому искусству.

Константин Маковский продолжил обучение в Академии Художеств Петербурга, где достаточно быстро раскрылись его талант и художественная одарённость. Уже в 1862 году начинающий художник получил Малую золотую медаль за своё первое историческое произведение на тему убийства сына Бориса Годунова.

Однако закончить Академию в обычном порядке Маковскому так и не пришлось: в 1863 году 14 учеников, в числе которых был и Константин, обратились к академическому руководству с просьбой о самостоятельном выборе произведений, претендующих на главную золотую медаль. Маковский не захотел писать картину по мотивам скандинавских мифов.

После отказа в этом праве, участники группы со скандалом покинули стены Академии, получив дипломы художников 2 степени и впоследствии основав Товарищество передвижных художественных выставок. О так называемом «бунте четырнадцати» было доложено императору Александру и за группой быстро установили негласное двойное наблюдение: городской полиции и тайной императорской.

Творческий путь

После завершения учёбы Константин Маковский с головой окунается в творческий процесс. В 1866 году художник удостоился наград за картину «Литературное чтение». За произведение о том, как крестьянские дети стерегут лошадей в ночном, созданное по сюжету рассказа Тургенева «Бежин луг», мастер получил Золотую медаль с присвоением звания художника 1 степени. Детскую тему он продолжил в картине «Игра в бабки» (1870), где в образах героев картины очень тонко подметил их характерные черты.

В своём раннем творчестве К. Маковский создает глубокие смысловые жанровые произведения. В 1870-72 годах из-под его пера вышли картины «В приёмной у доктора», привлекшая большое внимание ценителей типичностью образов, юмором и оригинальным сюжетом «Балаганы на Адмиралтейской площади» с колоритными типажами представителей российских сословий тех времён, «Крестьянский обед во время жатвы», «Похороны ребёнка» и «Дети, бегущие от грозы». В 1872-73 годах Маковский создаёт картину «Любители соловьёв», за которую удостаивается 1 премии Общества поощрения художеств и звания академика.

Параллельно он успешно пробует себя в портретном жанре, создавая как образы известных деятелей искусства, науки и общества, так и простых людей В это время из-под пера художника вышли «Портрет А. И. Сувориной», «Девочка в платке», «Вакханка», «Молодая итальянка с померанцами», «Селёдочница», и др. Портрет артиста О. А. Петрова был высоко оценен В. В. Стасовым, который писал, что данное полотно – одно из самых лучших в портретном творчестве как по исполнению, так и по удивительному сходству изображения с реальным персонажем.

В 1876 году, являясь уже знаменитым и востребованным, К. Маковский едет в путешествие по Европе и Азии, посещает Сербию, Болгарию и Египет. Венцом этой поездки явилось создание картин, которые стали одними из лучших в его галерее: «Дервиши в Каире» и «Болгарские мученицы», а также портретные зарисовки «Арабский мальчик с апельсином», «Каирец», «Египетский воин».

В конце 19 столетия К. Маковский создает создаёт большое количество весомых, эффектных и занимательных исторических полотен эпохи боярского жанра 17 века, имевших величайший успех в мире искусства. Это и упоминавшаяся выше картина про свадебный пир бояр в 17 веке, и «Выбор невесты царём», (1887) и «Пир у боярина Морозова», (1895). В это же время создаётся череда великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия», множество полотен с изображениями боярышень.

Маковский был женат трижды, воспитал нескольких детей, один из которых, Сергей, стал впоследствии известным поэтом и художественным критиком. Вспоминая свой жизненный путь, Маковский писал, что не зарыл своего таланта, данного ему богом, в землю, но так и не применил его в полной мере. Художник констатировал, что слишком любил жизнь, эта любовь помешала ему полноценно отдаться творчеству.

Мастер умер в 1915 году, не оправившись после падения на улице, в возрасте 76 лет, будучи ещё творчески активным. Произведения Маковского навсегда вошли в число бестселлеров мировой художественной живописи.


Владимир Егорович Маковский (26 января (7 февраля) 1846, Москва - 21 февраля 1920, Петроград) - русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член Петербургской Академии Художеств (1893). Брат К.Е. Маковского.

Маковский Владимир Егорович. Автопортрет. 1905

Владимир Маковский родился в семье видного деятеля искусств Егора Ивановича Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать художника, Любовь Корниловна (Корнильевна) Маковская (урождённая Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, её выступления перед публикой проходили с большим успехом. Маковские занимали квартиру на набережной Москвы-реки, откуда сквозь высокие светлые окна открывался живописный вид на набережную, на Кремль с его древними башнями, дворцами и храмами. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди - Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей - старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Эта семья дала целую плеяду деятелей искусства – ими стали четверо детей Егора Ивановича и трое внуков.


Тропинин Василий Андреевич. Портрет Любови Корниловны Маковской. 1830-е.


Маковский Владимир Егорович. Портрет Егора Ивановича Маковского. 1880


Маковский Константин Егорович. Портрет Владимира Егоровича Маковского в детстве. 1854

От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В.А. Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).


Мальчик, продающий квас. 1861

С 1861 по 1866 год Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С.К. Зарянко и Е.С. Сорокина. Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение». После окончания училища Маковский отправился в Петербург и поступил в Академию Художеств, где успешно учился.


Литературное чтение. 1866

Лица, изображенные художником, портретны. Пожилой человек – отец художника Егор Иванович Маковский, молодая девушка справа – невеста художника Анна Петровна Герасимова.


Маковский Константин Егорович. Портрет В.Е. Маковского, брата художника. 1868

В 1969 году, 23 лет отроду, женился на Анне Петровне Герасимовой (1848-1898) и жил с семьёй в доме отца, пользуясь его поддержкой. В этом браке родились два сына- Александр (1869-1924), будущий живописец, руководитель художественного училища при Академии художеств и Константин (1871-1926), ставший впоследствии архитектором. Для заработка Владимир вынужден был выполнять всевозможные заказы: рисовал для различных московских иллюстрированных изданий, расписывал плафоны и занимался даже иконописью. Эти несвойственные его таланту работы очень тяготили художника, отнимали много времени и внимания.


Маковский Владимир Егорович. Деспот семьи. В мастерской художника. 1893

Сюжет картины можно считать автобиографическим. Она написана в 1893 году, во время работы над заказом для храма Христа Спасителя в Борках, причём одна из неоконченных икон, изображенных на картине, – копия его «Преображения» для Спасова монастыря. Примечательно, что в качестве работы для заработка художник изобразил именно свои занятия иконописью.


Маковский Владимир Егорович. Портрет Анны Петровны Герасимовой. 1880

С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике («Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное»). За картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию». Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П.М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.


Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей. 1869


Ночное.


Пастушки. 1903


Игра в бабки. 1870


Крестьянские мальчики. 1880

В 1870 году на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина «В приёмной у доктора», где с мягким юмором изображён священник, увлечённо разъясняющий старушке свой «верный» рецепт от зубной боли. Внимание к деталям и, главное, тёплая ирония напоминают о традиции П.А. Федотова. Картина имела успех, а её автору прочили славу жанриста. Интерес к «маленькому человеку», его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом произведений художника. Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: «Любители соловьиного пения», «Получение пенсии», «Псаломщики».


В приёмной у доктора. 1870


Любители соловьиного пения. 1872-1873


Получение пенсии (др. назв. «Сцена в казначействе при получении пенсии»). 1876


Псаломщики. 1870

В 1872 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года его избрали членом правления.


Крамской Иван Николаевич. Портрет Маковского Владимира Егоровича. 1887

Постепенно юмористическая окраска картин Маковского становится несколько иной. В них появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорблённых. В картинах «Посещение бедных», «Толкучка», «В передней», «Ожидание. У острога», «Ночлежный дом» и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.


Ожидание. У острога. 1875


Ночлежный дом. 1889


Толкучка. 1875


Посещение бедных. 1874


В передней. 1884

В 1879 г. Маковский создал картину «Осужденный», где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения, которое, по словам В.В. Стасова, «глубоко и сильно копнуло современную жизнь».


Осужденный. 1879


Крах банка. 1881

Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности, – это «Крах банка». Маковский показал чувства и переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина «Свидание», перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа «Ванька». Тем же щемящим чувством отмечена и картина «На бульваре», вновь затрагивающая темы города и деревни. Живописными достоинствами отмечена и другая работа художника – «Объяснение», с тонким лиризмом изображающая молодого студента и девушку в минуты решительного объяснения.


На бульваре. 1886-87


Свидание. 1883


Объяснение. 1889-1891

С 1882 по 1894 Маковский преподавал в МУЖВЗ, заняв место ушедшего из жизни В. Г. Перова. В это время он писал иконы для церкви и часовни в Борках. В 1892 году ему было присвоено звание профессора. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа-Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов. На VII выставке ТПХВ Маковский представил работы, также связанные с образами народников, – «Узник» и «Оправданная». К той же тематической серии можно отнести и картину «Вечеринка», живо передававшую атмосферу собраний и споров, столь привычных в те годы среди молодёжи и студентов.


Оправданная. 1882


Вечеринка. 1875-1897


Узник. 1882

В 1894 г. художник покинул родную Москву и отправился в Петербург, где тогда в Академии Художеств проходила реформа преподавания. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи. В связи с новым уставом Академии художеств был изменён и её преподавательский состав. В качестве профессоров были приглашены Репин, Куинджи, Шишкин. В 1895 он был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В.А. Кузнецов. Почти до последних дней В.Е. Маковский занимал должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище Академии.


Автопортрет. 1893

Маковский по-прежнему много путешествует. В путешествиях за границу он всё время старается проводить в музеях или работать на пленэре. Много дали ему поездки на Волгу. На выставках была представлена целая серия его волжских работ. В 1896 году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском поле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка» и «Похороны жертв Ходынки», которая долгое время была запрещена цензурой.


Ходынка. 1897


На Ваганьковском кладбище. Похороны жертв Ходынки. 1896-1901

Овдовев, Владимир Егорович некоторое время жил с матерью Любовь Корниловной и сестрой Александрой в скромной квартирке на Лиговке. Но вскоре женился во второй раз на певице Ольге Андреевне (Макаровой?) (1866-1924). С супругой они поселились в академической квартире на четвёртой линии Васильевского острова. Тёплая квартира, температура которой была изумительно ровная – казённых дров отпускалось без всякого счета, и уют, созданный новой женой, неохотно выпускали Владимира Егоровича в мастерскую к ученикам. В основном он работал дома.


Маковский Константин Егорович. Название в интернет-галереях: Портрет Ольги Степановны Маковской, жены В.Е. Маковского, брата художника. Дата создания- 1864.

С этим портретом явная путаница. Во-первых- перепутано отчество второй жены Владимира Маковского, её имя- Ольга Андреевна, о чём свидетельствует надпись на надгробной плите их общей могилы (см. ниже). Во-вторых- Анна Петровна- первая жена Владимира Егоровича, умерла в 1898 году, а Ольга Андреевна никак не могла быть женой художника в 1864 году, она ещё не родилась. Так как на картине ясно указан год (слева)- 1864, выходит на портрете не Ольга Андреевна, а Анна Петровна.


Скан из книги «Исторические кладбища Санкт-Петербурга», Юрий Пирютко.


Игнатьев Михаил Иванович. Художник В.Е. Маковский с невестой. 1900

Снова непонятно- какая невеста? Если первая, то сходится всё, кроме даты создания картины, конечно, если она не была написана позже, по памяти. В 1900 году Владимир Егорович был уже седым, почтенным мужем, а значит- на картине первая невеста.

Жил Маковский по сравнению с другими, в особенности московскими членами Товарищества, богато, имел в банке значительный для художника капитал, но всё, что он имел, не давалось ему легко, а было выработано упорным трудом, постоянной, систематической работой. Весь день у него был разбит на часы, и для каждого часа было свое задание: утром шёл в студенческую мастерскую, работал у себя, после обеда и краткого отдыха занимался музыкой. Участвовал во многих заседаниях, комиссиях и находил время для театра и концертов, не говоря уже о еженедельных собраниях у него дома.


Друзья-приятели. 1878

Музыкой начал заниматься уже в зрелом возрасте под руководством хороших учителей. В музыке добился того, что недурно играл на скрипке и разбирал довольно трудные партии, главным образом классиков. «Я не знаю какое искусство люблю больше, – говорил он, – живопись или музыку… Каждый день я, бросая кисть, берусь за смычок и играю, один, для себя…». Он хорошо играл на гитаре и пел, но особенно увлекался скрипкой. Он приобрел даже уникальную скрипку Гварнери и очень гордился ею. В домашних концертах, главным образом в классических трио и квартетах, он постоянно вёл партию скрипки, причём его исполнение отличалось большой музыкальностью и мастерством.


Фотогравюра с портретом и дарственной надписью В. Маковского.

Вот что пишет об этом известный искусствовед Борис Зотов: «Маковский, известный композитор Танеев и художники-передвижники Мясоедов, Минченков и Брюллов (племянник «Великого Карла») собирались по вечерам, когда уже нельзя было работать красками. В упоении играли сложнейшие вещи Гайдна, Моцарта и Бетховена.». Дочь Третьякова, Вера Павловна (в замужестве Зилоти), вспоминала: «Одним из самых очаровательных, тонких, душевных людей, которых я знала в жизни, был Владимир Егорович Маковский. Был он привлекателен и своей внешностью… Любил музыку до безумия… Было и осталось впечатление, что в душе его жил целый мир поэзии, романтики».


Музыкальный вечер. 1906


Гитарист. 1879

Картины Маковского были очень дороги: сотни и тысячи рублей. Покупателями являлись, конечно, только лица, обладавшие большим капиталом, аристократы, двор, иногда музеи: Академии или Александра III, редко Третьяковская галерея, которая во времена позднего передвижничества, после смерти Третьякова, почти перестала приобретать вещи старых передвижников, находя, что они уже сказали своё и к прежнему ничего прибавить не смогут. Революционная ситуация в России нашла отражение и в произведениях «Допрос революционерки» и «Девятое января 1905 года на Васильевском острове». Однако, жанрист по природе, Маковский не смог подняться в этих картинах до больших исторических обобщений. Лучшими в его творчестве продолжают оставаться незатейливые и правдивые бытовые сценки. С 1905 года Маковский- действительный статский советник.


Допрос революционерки. 1904



Этюд к картине 9 января 1905 года на Васильевском острове. 1905


Девятое января 1905 года на Васильевском острове. 1905

В 1915 году Товарищество передвижных художественных выставок чествовало его как одного из старейших и преданнейших своих членов. После февральской революции 1917 года его ещё собирались сделать президентом Академии художеств. Но после октября 1917-го всё резко изменилось. Академию закрыли, Маковского отправили на пенсию. Он ещё попытался соответствовать новым требованиям, новой власти, новому времени. За несколько месяцев до смерти им был написан эскиз гуашью, имевший авторскую надпись: «Большевики. Сторожевой пост. Декабрь 1919 год» (Гос. Третьяковская галерея). и «Новое время». Но это уже были совсем слабые работы. Он продолжает жить в Петрограде и до последних дней не оставляет творческой работы. Cвыше четырёхсот картин, множество иллюстраций и акварелей выполнил художник за свою долгую творческую жизнь.


В мастерской. 1920 / Художник в своей студии.


Автопортрет.

Умер Владимир Егорович Маковский 21 февраля 1920 года. Похоронен в Петрограде на Смоленском православном кладбище.

Константин Маковский – один из самых крупных живописцев и портретистов России 19 века, член творческого объединения передвижных художественных выставок, автор жанрово-исторических произведений, человек большого таланта и мастерства.

Судьба была благосклонна к этому художнику. Его картины пользовались огромной популярностью и высоко ценились как у российских коллекционеров, так и у зарубежных. Огромная часть работ пополнила частные коллекции. В российских музеях на сегодняшнее время очень малое количество картин этого мастера, ибо произведения его нарасхват уходили к заграничным покупателям.

Ни много ни мало, картина «Боярский свадебный пир в 17 веке», оказавшаяся не по карману самому Третьякову, была продана за огромную по тем временам сумму 60000 рублей американскому мастеру ювелирного дела Шуману, заплатившему за неё троекратную сумму от той, которую Маковский просил за это произведение у основателя Третьяковской галереи. Картины художника были так же дороги, как и жизнь, которую он предпочитал. Мастер купался в лучах славы, боготворил женщин и любил роскошь.

Детство и юность

К. Е. Маковский родился в 1839 году. Его отец, Егор Иванович Маковский был известным художником, одним из основоположников училища живописи, скульптуры и архитектуры в Москве, которое и окончил Константин в 1857 году, поступив в это учебное заведение, будучи двенадцатилетним подростком. С детства в семье царила атмосфера поклонения художественному мастерству, в доме бывали многие известные деятели живописи и культуры.

По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и другие дети. Живописному творчеству и графике отдали силы и умение сыновья Егора Ивановича Владимир и Николай, а также дочь Александра. Только вторая дочь, Мария, посвятила себя певческому искусству.

Константин Маковский продолжил обучение в Академии Художеств Петербурга, где достаточно быстро раскрылись его талант и художественная одарённость. Уже в 1862 году начинающий художник получил Малую золотую медаль за своё первое историческое произведение на тему убийства сына Бориса Годунова.

Однако закончить Академию в обычном порядке Маковскому так и не пришлось: в 1863 году 14 учеников, в числе которых был и Константин, обратились к академическому руководству с просьбой о самостоятельном выборе произведений, претендующих на главную золотую медаль. Маковский не захотел писать картину по мотивам скандинавских мифов.

После отказа в этом праве, участники группы со скандалом покинули стены Академии, получив дипломы художников 2 степени и впоследствии основав Товарищество передвижных художественных выставок. О так называемом «бунте четырнадцати» было доложено императору Александру и за группой быстро установили негласное двойное наблюдение: городской полиции и тайной императорской.

Творческий путь

После завершения учёбы Константин Маковский с головой окунается в творческий процесс. В 1866 году художник удостоился наград за картину «Литературное чтение». За произведение о том, как крестьянские дети стерегут лошадей в ночном, созданное по сюжету рассказа Тургенева «Бежин луг», мастер получил Золотую медаль с присвоением звания художника 1 степени. Детскую тему он продолжил в картине «Игра в бабки» (1870), где в образах героев картины очень тонко подметил их характерные черты.

В своём раннем творчестве К. Маковский создает глубокие смысловые жанровые произведения. В 1870-72 годах из-под его пера вышли картины «В приёмной у доктора», привлекшая большое внимание ценителей типичностью образов, юмором и оригинальным сюжетом «Балаганы на Адмиралтейской площади» с колоритными типажами представителей российских сословий тех времён, «Крестьянский обед во время жатвы», «Похороны ребёнка» и «Дети, бегущие от грозы». В 1872-73 годах Маковский создаёт картину «Любители соловьёв», за которую удостаивается 1 премии Общества поощрения художеств и звания академика.

Параллельно он успешно пробует себя в портретном жанре, создавая как образы известных деятелей искусства, науки и общества, так и простых людей В это время из-под пера художника вышли «Портрет А. И. Сувориной», «Девочка в платке», «Вакханка», «Молодая итальянка с померанцами», «Селёдочница», и др. Портрет артиста О. А. Петрова был высоко оценен В. В. Стасовым, который писал, что данное полотно – одно из самых лучших в портретном творчестве как по исполнению, так и по удивительному сходству изображения с реальным персонажем.

В 1876 году, являясь уже знаменитым и востребованным, К. Маковский едет в путешествие по Европе и Азии, посещает Сербию, Болгарию и Египет. Венцом этой поездки явилось создание картин, которые стали одними из лучших в его галерее: «Дервиши в Каире» и «Болгарские мученицы», а также портретные зарисовки «Арабский мальчик с апельсином», «Каирец», «Египетский воин».

В конце 19 столетия К. Маковский создает создаёт большое количество весомых, эффектных и занимательных исторических полотен эпохи боярского жанра 17 века, имевших величайший успех в мире искусства. Это и упоминавшаяся выше картина про свадебный пир бояр в 17 веке, и «Выбор невесты царём», (1887) и «Пир у боярина Морозова», (1895). В это же время создаётся череда великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия», множество полотен с изображениями боярышень.

Маковский был женат трижды, воспитал нескольких детей, один из которых, Сергей, стал впоследствии известным поэтом и художественным критиком. Вспоминая свой жизненный путь, Маковский писал, что не зарыл своего таланта, данного ему богом, в землю, но так и не применил его в полной мере. Художник констатировал, что слишком любил жизнь, эта любовь помешала ему полноценно отдаться творчеству.

Мастер умер в 1915 году, не оправившись после падения на улице, в возрасте 76 лет, будучи ещё творчески активным. Произведения Маковского навсегда вошли в число бестселлеров мировой художественной живописи.

Биография художника Маковского Константина сегодня затенена его выдающимся братом Владимиром - известным представителем передвижников. Однако Константин оставил заметный след в искусстве, будучи серьезным, самостоятельным живописцем.

Семья Маковских

Фамилия Маковских хорошо известна в русском искусстве. Отец семейства Егор Иванович Маковский был известным деятелем искусств в Он организовал «Натурную школу» для живописцев, которая впоследствии стала известна, как Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В семье всегда царил творческий дух и не удивительно, что все трое детей Егора Ивановича стали художниками. В доме часто бывали друзья отца - художники Карл Брюллов и Василий Тропинин, встретить здесь можно было и писателя Гоголя, актера Щепкина, В семье постоянно устраивались литературные и музыкальные вечера, велись споры об искусстве. Все это повлияло на формирование детей. Взрослый Константин Маковский говорил, что своим успехом в живописи он обязан исключительно отцу, который смог поселить в него неистребимую любовь к искусству.

В семье было трое детей: старший сын Константин, дочь Александра и младший - Владимир. Достаток в семье был скромный, но царивший дух искусства сполна компенсировал все бытовые неудобства.

Детство Константина

С детства Константин Маковский был погружен в искусство, по сути, он не знал никакой другой жизни, и ему было суждено выбрать путь живописца. Все дети в семье очень рано начали рисовать.

Костя, как первый ребенок в семье, начал с того, что был рядом с отцом и его друзьями, когда те обсуждали живопись и свои замыслы, показывали наброски и картины. Все это сформировало эстетические взгляды и интересы мальчика.

Обретение ремесла

В 1851 г. Константин Маковский поступает в отцовскую школу живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками там были - В. Тропинин, М. Скотти, С. Зарянко, А Мокрицкий. Здесь за семь лет из мальчика сформировали художника с собственным, оригинальным взглядом на мир и научили его основам живописного искусства.

В училище он был первым учеником, получил все возможные награды. В 1858 г. Константин поступает в Академию художеств в Санкт-Петербурге - лучшее учебное заведение в области искусства в Российской империи. Во время учебы он регулярно выставлял свои работы на ежегодных выставках Академии и даже получил Большую золотую медаль за работу «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».

В 1862 г. Маковский начинает искать свой путь в искусстве, так как академизм ему казался скучным и устаревшим.

Путь в искусстве

Константин биография художника представлены в нашей статье) ищет свою манеру, хочет выразить свой внутренний мир. В 1863 г. он вместе с другими тринадцатью художниками, отобранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии художеств, отказывается писать картину на тему, утвержденнную академиками.

Ему пришлось покинуть учебное заведение, и Маковский так и не смог получить диплома об образовании. Это событие стало известно как «бунт четырнадцати». Протест заключался в том, что художники хотели получить свободу и писать работу на вольную тему, но Академия не захотела идти им навстречу. По сути это был бунт против оков академизма и являлся признаком нарождающейся новой школы реализма, в которой Константин Маковский сыграет видную роль.

В 1863 г. художник присоединяется к группе И. Крамского и работает в нарождающемся жанре бытовой живописи. В 1870 г. Маковский стал одним из инициаторов и идеологических вдохновителей создания Товарищества передвижных художников и много работал, описывая сцены повседневной жизни.

Он выставлял работы как на академических выставках, так и в компании с передвижниками. В 80-х годах Маковский становится очень популярным автором салонных портретов и картин на исторические сюжеты. А в 1889 г. он получает Большую золотую медаль на художественной выставке в Париже за серию работ.

Объектом кисти Маковского были исторические сцены, жизнь народа, быт. Он с любовью и этнографической точностью выписывает костюмы и обстановку персонажей. В конце 80-х годов художник все чаще обращается к историческим сюжетам, пишет большие детальные картины, например, «Боярский свадебный пир в XVII веке», которые пользуются большим успехом у публики и у критики. Также им было немало создано портретов самых разных людей.

Творческое наследие Константина Маковского насчитывает около ста картин, среди них немало крупных, эпических полотен (сегодня они рассредоточены по частным и музейным коллекциям всего мира). Кроме того он участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя в Москве.

Коллекционер

Константин Маковский, картины которого нынче являются объектом внимания коллекционеров, сам был большим собирателем. Это увлечение он унаследовал от отца, любившего самые разнообразные предметы искусства и старины.

Идея коллекции была сформулирована художником в словах: «красивая старина». Увлекаясь историческими сюжетами, он собирал различные предметы утвари и обстановки, костюмы, а также все, что привлекало утонченный вкус художника.

В период увлечения крестьянской темой, Маковский много ездит по российской глубинке, скупая предметы быта и одежды. Путешествие на Восток добавило в коллекцию большое количество предметов восточного быта, ковров, украшений и костюмов. В итоге, к 80-м годам квартира художника больше походила на музей, чем на жилище человека.

Предметы коллекции часто служили основой для создания живописных полотен. Так, в работе «Боярский свадебный пир в XVII веке» критики отмечают мельчайшее совпадение деталей с историческим костюмом и обстановкой того времени. К началу XX в. Маковский был одним из крупнейших коллекционеров России, а его деятельность повлекла моду на повальное увлечение коллекционированием среди богемы и буржуа.

Константин Егорович очень гордился своим собранием, с удовольствием его демонстрировал и давал вещи для различных выставок. После смерти художника, был устроен аукцион, на который выставили 1100 предметов, в результате чего вдова выручила более полумиллиона рублей, а вещи разошлись по коллекциям частных лиц и музеев. Но, к несчастью, целостность собрания была нарушена, и многолетний труд Маковского пошел прахом.

Лучшие работы

Константин Маковский, лучшие картины, биография, которого еще только становятся объектом изучения искусствоведов, оставил большое наследие. Среди самых известных его работ можно назвать: «Смерть Ивана Грозного», «Пир у боярина Морозова», «Болгарские мученицы», «Минин на Нижегородской ярмарке», «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем».

Частная жизнь художника

Константин Маковский много путешествовал, некоторое время жил в Париже, трижды побывал в Африке, и все это обогащало его творчество, в котором можно обнаружить черты нарождающегося модернизма. За свои художественные заслуги Маковский был награжден орденом Почетного легиона и святой Анны.

Художник был трижды женат. Первая жена умерла от туберкулеза, а со второй он развелся. Всего у него было девять детей, среди которых есть художники и деятели культуры.

30 сентября по новому стилю 1915 года трамвай сбил человека - так закончил свой путь Константин Маковский. Жизнь и творчество художника остались в истории русской живописи как важная страница становления реализма.