Художник александр васильев и отец на художник алексей васильев. Искусствовед александр васильев Александр павлович васильев картины


Татьяна Васильева(Гулевич)


Работа Александра Павловича Васильева


Александр Александрович Васильев
М. ПЕШКОВА: С историком моды, художником Александром Васильевым встретились в Академии художеств, где проходит выставка о моде 60-х из его коллекции. Но разговор был не о тенденциях в одежде, стиле нарядов 50-летней давности, а о об Александре Павловиче Васильеве, отце собеседника, известном театральном художнике, чье 100-летие - на следующей неделе. Александр Павлович оформил три сотни спектаклей, в том числе «Петербургские сновидения» в театре Моссовета, где Раскольникова играл Геннадий Бортников. Многолетняя дружба связывала Александра Васильева-старшего с Юрием Завадским. Он работал над костюмами для Раневской, Орловой, Милашкиной. Вы сможете выиграть одну из книг Александра Васильева-младшего, сына юбиляра, про русский интерьер, русский Голливуд или русскую моду, выпущенных издательством «Слово», если ответите на вопрос по номеру 8-985-970-45-45. А вопрос звучит так: как назывался спектакль, в котором Геннадий Бортников играл роль Раскольникова? Александр Васильев к 100-летию отца.

Первые воспоминания об отце, какими они были?

А. ВАСИЛЬЕВ: Радужные и очень позитивные. Папа был старше мамы на почти 13 лет, он мне казался очень взрослым и очень важным, и очень занятым человеком, потому что мой папа безумно много работал в мастерской, очень много был занят в театре. В ту пору, когда я родился, мой папа занимал должность главного художника театра имени Моссовета, где играли такие корифеи, как Ростислав Плятт, как Фаина Раневская, как Вера Марецкая, как Любовь Орлова, как Бортников – это были все звезды самой первой величины…

М. ПЕШКОВА: А главным режиссером был Завадский.

А. ВАСИЛЬЕВ: Юрий Александрович Завадский был его режиссером, и, естественно, папа должен был быть по долгу службы каждый день в театре, каждый день у него были какие-то монтировки, было очень много новых спектаклей, их было очень много новых, постановок было очень много, выставок было очень много новых, выездов, потому что он часто ездил за границу, а в советское время это была большая редкость. Я помню, как папа мог поехать и в Англию, и во Францию, как он работал в Германии, потом в Японии – это все казалось совершенно немыслимым для советской эпохи периодом. Как это так: работать в таких странах и так много выезжать? Он был очень востребованным художником. Жили мы, тем не менее, очень скромно, в небольшой двухкомнатной квартирке на Фрунзенской набережной, где я и родился. Я родился, правда, в родильном Грауэрмана, где все родились, я думаю, потому что это был очень модный тогда и, может быть, один из лучших, наверное, родильных домов…

М. ПЕШКОВА: И все это Арбатская сторона.

А. ВАСИЛЬЕВ: И все это Арбатская сторона, но жили мы на Фрунзенской набережной в доме 40, квартира 177 на 14-м этаже, в доме, который тогда только построили. Это была уже хрущевская постройка, но построенная была еще так, что с излишествами не начали бороться, поэтому на доме еще были остатки лепнины, а в квартире уже не было лепнин под потолком. Потому что был такой период, когда Никита Сергеевич сказал, что надо бороться с излишеством в архитектуре, и если мы боремся с излишествами в архитектуре, то, соответственно, никаких роскошных элементов там не надо, соответственно, ставить.

М. ПЕШКОВА: Но я запомнила ваш коридор, мне он показался большим.

А. ВАСИЛЬЕВ: Вы бывали, наверно, совсем в другой квартире. Вы бывали в квартире, в которую мы переехали в 71-м году, а это была уже 3-я Фрунзенская, и он был огромен, этот коридор был огромен. Это была бывшая квартира народного артиста СССР Белокурова, который играл, по-моему, Чкалова – сейчас я уже…

М. ПЕШКОВА: Чкалова, да.

А. ВАСИЛЬЕВ: Чкалова, да. И квартира была по тем стандартам огромная, потому что она раньше была генеральская. И дом был очень солидный, с лепнинами, как раз построенный в самом начале 50-х годов. Но наш дом, как я сказал, был скромный, квартирка была метров 45, все это было очень маленькое. Папа с мамой жили в большой комнате, я с сестрой, с моей старшей сестрой Наташей, жил в маленькой. У нас была няня, что считалось очень хорошо, потому что оплатить няню в ту пору, вообще завести няню… Мебель у нас была самая простая, немецкая. Думаю, что или сразу послевоенная, или, может быть, даже 40-х годов. Она была чуть-чуть полированная. И вообще мой папа сначала тяготел очень к модернизму. У нас были очень красивые, как тогда казалось, английские занавески с набивным рисунком в стиле конца 50-х годов. Мама одевалась очень элегантно, и папа был строен и одевался очень славно. Вообще он в ту пору был очень нерасточительным человеком, потому что все время проводил в мастерской, тратился исключительно на мамины наряды и подарки, как мне казалось, на книги – у нас их было очень много. Обычно ничего не коллекционировал. Питались мы при папе очень скромно. Я помню, я был ребенком, и мама говорила про Хрущева: «Вот он ездит с американцами по Москве, а мне апельсины ребенку негде купить». Действительно, это тогда было невозможно. Мандарины, апельсины – все это казалось, ну, каким-то таким роскошным удовольствием!.. И под нашим домом находился магазин «Диета», которую родители прозвали «голодная диета», потому что там были черные куски мяса. Они на меня в детстве, - мне было, может быть, годика 4, - производили дикое впечатление. Мне их хотелось съесть, мне явно не хватало мяса. Но мама говорила: «Они же так обветрены, что они черные». А я говорил: «Мама, а если их сварить в супе, они не будут лучше?» «Может быть, они и будут лучше». Когда привозили курочку, это считалось таким роскошным яством… И, если я не ошибаюсь, курочка, - ее тогда называли «синяя птица», - была просто вещь ярко-синего такого голубоватого цвета. Было впечатление, что цыпленок умер своей смертью, совершенно не было впечатления, что это все было приготовлено для еды.

Мы очень много играли. Папа делал для меня замечательные игрушки, потому что игрушек тоже было почти невозможно приобрести в те годы. И я помню, что из коробки, в которой продавался пылесос, папа сделал мне пряничный домик, домик, который он расписал темперными красками, и он напоминал маленький немецкий очень хорошенький домик, где были маленькие окошечки, двери. Ну, мы понимаем, какого размера пылесос, значит, какого размера был я, что я туда прекрасным образом помещался. И я был безумно рад этому приобретению. Так как я часто ходил в театр, чаще в мамин театр, Центральный детский, чем в папин…

М. ПЕШКОВА: С двух лет вы ходили в театр.

А. ВАСИЛЬЕВ: Я думаю, с годовалого возраста я ходил в театр. Эта театральная жизнь мне была очень близка, я часто был в гримуборной, за кулисами. Очень тихо себя вел, меня пускали всегда за кулисы, и я сидел на масенькой табуреточке, смотрел на все на все эти спектакли. И вот хочу сказать, мне так понравился спектакль «Конек-Горбунок», что я попросил: «Папа, ты мог бы мне сделать осетров?» И он мне сделал из картона очень красивых осетров с тайной коробочкой, куда я клал маленькое колечко и какую-то браслетку, и говорил: «Эй вы, рыбы, тварь морская, осетров могучих стая!..» И вот они приплывали на веревочке над диваном, эти осетры, и я все время изображал, что я Иван, который опять за океан, который герой ершовской сказки «Конек-Горбунок». Главным местом моей игры был папин диван. У папы с мамой был, тогда считалось, шикарный немецкий двуспальный диван, который я сохранил до сих пор. И в одном из моих домов сейчас в Восточной Пруссии этот диван стоит как реликвия. Я вообще никогда не мог выкинуть никакие вещи родителей, очень трогательно к этому относился. До такой степени, что когда в Париж много лет спустя мой папа приезжал в 82-м году ко мне, по своим делам, но ночевал у меня как-то раз на маленьком таком лежачке – я никогда этот лежачок не выкину, он у меня сейчас стоит в имении в Аверне, это называется «Папин лежачок». Это реликвия большая. Хотя мне все говорят: «Там, наверно, живут микробы». Может быть, и живут – им же тоже надо где-то жить. Но это реликвия, я пока не собираюсь с ней расставаться. Просто не вижу необходимости – столько лет хранил, сейчас не буду расставаться. Так что, в принципе, я считаю, что очень ценно, когда человек хранит не только добрые воспоминания о родителях, но вот их личные вещи. Я сохранил несколько костюмов папы, его кисти. Но большая часть его предметов сейчас находится в Самарском музее. Ведь он родился в Самаре, в доме, который стоит до сих пор. Сейчас на нем висит доска, что он родился в этом доме. Дом построен в псевдорусском стиле из красного кирпича. Мне удалось однажды побывать в квартире, где родился папа. Это огромная, даже на теперешний взгляд, думаю, что семикомнатная квартира, скорее такого, знаете, как тогда говорили, буржуазного плана, с большой залой, с большим коридором, с дедушкиным кабинетом, спальней, спальней родителей, спальней детей, бабушкиной комнатой, комнатой для прислуги, большой столовой, очень большой кухней. Потом она стала коммуналкой, потом они ее бросили в 18-м году, когда большевики стали наступать, и мой папа вместе со своими родителями, со своим братом, Петром Павловичем Васильевым, режиссером, и Ириной Павловной Васильевой, которая стала затем концертмейстером, бежали из Самары в Сибирь вместе с войском Колчака. Добежали до Красноярска и там, собственно, они замерзли, и дальше бежать было некуда. И когда Гражданская война утихла, они постепенно переехали в центр России, в Москву, потому что у них там были связи. Родная сестра моего дедушки, то есть папиного папы, Екатерина Петровна Васильева была замужем за Михаилом Нестеровым, очень знаменитым художником начала века. И, соответственно, они каким-то образом, ну, оказали им помощь. Я думаю, может быть, моральную, может быть, материальную. И моя семья потом поселилась в Орликовом переулке в угловом доме с Садовым кольцом, в сером большом доме, где им дали две маленькие комнаты тоже в барской квартире, но которая стала уже коммунальная. Я один раз бывал в этой квартире, где вот жил в детстве мой папа. Может быть, и не один раз, потому что там потом жила Ирина Павловна со своим мужем Серафимом Константиновичем Казанским, профессором Московской консерватории.

М. ПЕШКОВА: Историк моды и художник Александр Васильев, к 100-летию отца, народного художника Александра Павловича Васильева, в «Непрошедшем времени» на «Эхо Москвы».

А. ВАСИЛЬЕВ: То есть, конечно, было прекрасно. Одно детское воспоминание, связанное с моим папой, осталось мне навсегда. Я как-то ходил в мамин театр, где моя мама играла сестру Ленина. Был какой-то юбилейный спектакль, думаю, в 1970-м году. Мне было, наверное, 12 лет. Это, если я не ошибаюсь, было что-то, посвященное 100-летию Ильича. И там была какая-то такая мелодрама о молодости Ильича в Симбирске: сестры, братья – масса всяких участников. Мне это показалось очень забавно, в любом случае. Выходили на сцену гимназистки и пели «Боже, царя храни». И я пришел домой и сказал: «Папа, вот в спектакле пели «Боже, царя храни» - какая сложная мелодия!» Папа сказал: «Ничего не сложная. Народная мелодия, для народа русского написанная». И я запомнил на всю жизнь. Потому что папа был монархистом, он ненавидел советских…

М. ПЕШКОВА: У него были основания.

А. ВАСИЛЬЕВ: У него были основания, потому что папа его был репрессирован. Я никогда не знал моего деда, никогда не знал моей бабушки, потому что бабушка покончила с собой в момент репрессий из-за того, что из нее сделали лишенку, и ей надо было покинуть в кратчайшие сроки город с тремя детьми на руках без средств к существованию. Может быть, это не лучший способ уйти от проблем. Сейчас, будучи человеком взрослым, я понимаю, что оставить троих детей… ну, не мне судить, потому что я не жил в ту эпоху и я совершенно не знаю, каким гонениям конкретно подвергалась моя бабушка, чтобы это ее толкнуло на такой отчаянный шаг в тот момент, когда дети еще были подростками, не грудными, конечно. И самое трагичное в этой истории, что за отличную работу на стройке Беломоро-Балтийского канала моего дедушку досрочно освобождают в тот момент, когда бабушка лежит в больнице в агонии, отравившись уксусом. Это ужасная история, и она умирает у него на руках. Я представляю. Потом дедушку опять репрессировали, еще раз сослали, на сей раз в Кострому, где он как раз стал хормейстером, между прочим, в музыкальной школе в Костроме. Там он и скончался, моя тетка Ирина его ездила туда хоронить. Могилы не осталось, кладбище уничтожено – ну, в общем, обычная советская история для людей, которые должны все забыть о прошлом, все забыть о своих корнях. Папа в этом смысле был человеком очень стойким и очень целеустремленным. Он был большим художником, очень большим энтузиастом театрального дела. И, как ни странно, он прожил такую большую насыщенную жизнь, никогда не вступая в члены КПСС. При этом он стал народным художником России и членом-корреспондентом Академии художеств. На мой взгляд, это, конечно, довольно редкий факт, потому что мы все помним, что такое партийная доктрина в советское время, как важно было следовать заветам генеральной линии. Так вот мой папа никогда не следовал заветам. Мало того, мама никогда не вступала в партию, а стала профессором. То есть, я хочу сказать, даже в ту пору были, видимо, какие-то лазейки, какие-то исключения, какого-то рода возможности, которые мне сейчас объяснить нельзя. Потому что я никогда не думал, что мой папа был бы, скажем, неуспешен и нелюбим. У него были все-таки ордена. Ему дали «Знак Почета», по-моему, даже «Дружбу Народов»…

М. ПЕШКОВА: И множество медалей.

А. ВАСИЛЬЕВ: И множество медалей, и Академия художеств…

М. ПЕШКОВА: И 300 спектаклей…

А. ВАСИЛЬЕВ: И 300 спектаклей…

М. ПЕШКОВА: Да, на которых он был сценографом.

А. ВАСИЛЬЕВ: И 300 спектаклей, на которых он был сценографом. Он создал огромное количество картин. Он писал приблизительно по картине в день. И это было так много, эти картины пользовались огромным успехом. Они, во-первых, очень хорошо раскупались. В ту пору цены на папины картины были просто фантасмагорические. То есть, при советской зарплате… напомню вам, в 100-120 рублей в месяц – вот что получали люди, не надо преувеличивать. 150 – считалось, роскошная зарплата. 200 получали единицы, а 300 рублей – это только министры, вот что-то такое запредельное, правда? Так вот папина картина стоила 1000 рублей в закупке в советское время. И он очень много этих картин продавал в художественный фонд, их распределяли по музеям. И вот часто, путешествуя по стране, я в художественных музеях вижу то там, то там папины картины. Это очень приятно. Здесь тоже есть они в Академии художеств: портрет мой, потому что папа меня часто писал, портрет сестры, ну, и масса других интересных людей своей эпохи.

Кроме этого, я хочу сказать, что как сценограф он, конечно, очень много работал с великими корифеями своей эпохи. Его знаменитые спектакли – это «Петербургские сновидения» вместе с Юрием Александровичем Завадским, который считался в 60-е годы одним из лучших спектаклей Москвы…

М. ПЕШКОВА: Где играл Бортников?

А. ВАСИЛЬЕВ: Бортников играл Раскольникова. Люди стремились попасть, это было что-то уникальное. Это была эпоха, когда люди бежали в театры. Я не могу сказать, что они сейчас не бегут, просто театры делали постановки гораздо солиднее. Во-первых, у них были госбюджеты. Они могли выделить на декорации, на костюмы, на длительные репетиции. Сейчас появилось очень много антрепризных театров со скудным бюджетом, где просто в черных кулисах и при трех стульях и одной двери можно сыграть какую-то бульварную пьеску, а в ней будет участвовать, скажем, два или три известных актера и, скажем, трое еще малоизвестных. Вот и весь расклад. Тогда, конечно, спектакли были удивительные. Во-первых, в эпоху папы была такая вещь, которая называется «массовка», которой сейчас не бывает. (смеется) Были эпизоды. В Большом театре выезжали иногда на сцену кони, ослики. Это все ушло в далекое очень прошлое. Папа очень боролся с театром рутинным, но обожал театр живописный. И, как ни странно, в своей борьбе со штампами в 70-е годы он абсолютно перешел от сценографии объемной к сценографии плоскостной и живописной. Он был единственным и первым из всех художников уже в советскую эпоху, которые возвели живопись, театральную живопись, которая бытовала в 19-м веке, в ранг очень большого искусства. Затем за ним последовали уже такие художники как Левенталь, Серебровский, которые тоже прибегали к этому методу. А папа был, конечно, во многом последователь, возможно, Дмитриева и, возможно, Вильямса – это были ему очень близкие по духу. И Рындин – он очень уважал его работу. Но, в принципе, это искусство еще домирискусстническое. Из всех, я думаю, драматургов выше всего он любил Островского. Он считал, что Волга – его родная река…

М. ПЕШКОВА: Стихия его, Волга, этот размах…

А. ВАСИЛЬЕВ: … что эпоха Островского – это его родная эпоха. И то, что меня всегда поражало, он всегда говорил: «Я знаю, какие были стулья, я знаю, какие были кресла. Я знаю, как одевались тогда, из чего ели». И думаю, что это была часть его детских воспоминаний. Ведь все-таки, поверьте, мой папа был чистым продуктом царской России. Он родился в 11-м году, все-таки за хороших 6 лет до революции. То есть, в детстве он впитал совсем другой быт. Они бывали в гостях. В Самаре у них, кроме квартиры вот этой большой семикомнатной, которую я описал, была еще дача, дача-пост, которая находилась на Барбашиной поляне. Туда они ездили. Ездили как на кораблике служебном, который назывался «Александр», кстати, - думаю, что в честь папы – ну, так мне сдается, - и также как-то на конке.

М. ПЕШКОВА: А дедушка имел прямое отношение к пароходству?

А. ВАСИЛЬЕВ: Да, дедушка был инспектором Волжского императорского пароходства на участке Самара-Сызрань. Так как кораблей там ходило множество, это была большая должность. Он был чиновником, и, как ни странно, у него была очень важная чиновническая должность…

М. ПЕШКОВА: А до этого он был морским офицером в Кронштадте?

М. ПЕШКОВА: Продолжение рассказа о художнике Александре Павловиче Васильеве в следующее воскресное утро. Александр Смирнов и Наталья Квасова – звукорежиссеры, я - Майя Пешкова, программа «Непрошедшее время».

Васильев Александр Павлович (11 января 1911, Самара - 10 ноября 1990, Москва) - театральный художник. Народный художник РСФСР (1975). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1973).

Биография

Рождение, ранние годы

Известный театральный художник, член-корреспондент Академии художеств СССР, Народный художник РСФСР Александр Павлович Васильев родился 11 января 1911 года (29 декабря 1910 по ст. стилю) в Самаре. Его отец - морской офицер в отставке, был Статским Советником, инспектором Императорского судоходства Волжского и Симбирского бассейнов и начальником судоходного надзора на участке от Сызрани до Симбирска при Министерстве путей сообщения Павла Петровича Васильева, мать - Нина Александровна Брызжева, дочь тульского генерала, героя Плевны, изобретателя нового вида ружья для Царской армии.

Детство Александра Павловича Васильева прошло в дружной интеллигентной семье, бережно хранившей память о выдающихся предках, в том числе из старинного дворянского рода Чичаговых. Детские впечатления вкупе со знанием деталей быта прежней России заметно обогатили его творчество сценографа и дали импульс Васильеву - коллекционеру старины.

Семья Васильевых была на редкость артистически одарённой, и круг её интересов был соответствующим. Сам Павел Петрович, обладавший голосом редкой красоты и силы, был регентом хора в Самарской женской гимназии. Нина Александровна - актрисой-любительницей. Её излюбленным жанром была мелодекламация, столь модная в эпоху модерна, с которой она выступала на благотворительных концертах, на публичных вечерах, в госпиталях, о чем свидетельствуют программки, сохраненные семьей. Сестра Павла Петровича, Ольга Петровна была талантливым музыкантом, концертмейстером в опере. Её муж, тенор Иван Поликарпович Варфоломеев, пел в Одессе и Киеве, два сезона служил в антрепризе Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. В эмиграции они жили в Харбине, где Варфоломеев был директором русской оперы. Потом Ольга Петровна вернулась в Россию, жила в Саратове, где и умерла. Словом, в доме царила творческая атмосфера, устраивались музыкальные и театральные вечера. Неудивительно, что все дети связали свою жизнь с искусством: брат художника Пётр стал известным театральным режиссёром, сестра Ирина - пианисткой. Позже Ирина Павловна станет супругой выдающегося хормейстера, профессора Московской консерватории С. К. Казанского

Другая сестра Павла Петровича Васильева, Екатерина Петровна, вышла замуж за выдающегося русского художника Михаила Васильевича Нестерова. Таким образом, Александр Павлович стал племянником Нестерова, который, к слову, оказал на него в юности большое влияние и благословил на выбор дальнейшей профессии, сразу определив в молодом человеке предрасположенность к изобразительному искусству.

Октябрьская революция и большевистский переворот нарушили привычный уклад жизни Васильевых. Собрав лишь самые ценные вещи и оставив пианино, мебель, книги, они вынуждены были бежать. Из Самары путь лежал в Уфу, потом на Урал, в Екатеринбург, где они попали в дом купца Ипатьева. Потом была Сибирь: из Омска Васильевы направились в Новониколаевск, однако замерзнув по пути, вынуждены были остаться в Красноярске, находившемся в руках белых.

Весной 1919 года Павел Петрович с семьей двинулись назад в Европу с Белой Армией, но дальше Омска не добрались. Потом скитались в Тобольске, в тайге по великим сибирским рекам. Дома своего в Самаре они уже больше не видели. По окончании Гражданской войны остались в 1920 году с Советами в Красноярске. Там впервые арестовали Павла Петровича. Нина Александровна добилась его освобождения. В Красноярске в статисты городского театра поступил Петр, родной брат Александра Павловича Васильева. Но, чуть появилась оказия, семья перебралась в 1922 году в Москву, в коммунальную квартиру в Орликовом переулке дом 2, кв. 12, на 8 этаже, с видом на Сухареву башню, разрушенную в 1920-е годы.

Становление

В Москве Александр Павлович учился в 41 школе БОАО, где окончил 7 ступеней и поступил в Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года, где обучался у Е. Н. Якуба и С. Н. Николаева. Сразу после окончания МАХУ в 1930 году началась его активная творческая деятельность. Увы, началась не в стенах столичных театров. Будучи сыном «врага народа», Александр Павлович не смог получить работу в Москве, и был вынужден начать свою карьеру в провинции, а именно в Чите, где в 1931 году оформил свой первый спектакль. С первых же самостоятельных шагов в Читинском Драматическом театре Александр Павлович заявил о себе как смелый экспериментатор, усвоивший уроки русского конструктивизма, идеи В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова.

Джефф Кунс - самый дорогой из ныне живущих художников. Его скульптурки изготовлены французской мануфактурой Bernardaud - одной из главных по лиможскому фарфору
  • 06.06.2019 В краснодарский краевой арбитражный суд пришли документы в почтовом конверте с репродукцией картины Герарда Давида «Сдирание кожи с продажного судьи» из музея в Брюгге. Для отправителя экскурс в историю искусства чуть не закончился статьей 297 УК РФ
  • 23.05.2019 Неуловимый партизан актуального искусства сделал очередную рискованную вылазку. Под видом картин уличного художника он выставил на центральной площади Венеции инсталляцию Venice in oil и ушел неразоблаченным из-под носа полиции
  • 13.05.2019 Речь о захватывающем реальном детективе, где лже-аристократка родом из России очаровала арт-мир Нью-Йорка и обвела вокруг пальца многих важных людей. Права на историю ее жизни уже купил Netflix
  • 06.05.2019 На ствольных коробках итальянских двухстволок-вертикалок вручную выгравированы изображения «Моны Лизы» и автопортрет самого маэстро
    • 07.06.2019 Сегодня продали 45 % лотов. Часть разъедется по Москве, а другая отправится в Екатеринбург и Питер
    • 06.06.2019 Продано 67 % лотов на 53 % от суммарного эстимейта. Топ-лотами стали первое издание «Бахчисарайского фонтана» Пушкина, прижизненное издание «Арабесок» Гоголя, автограф Рональда Рейгана и др.
    • 06.06.2019 13 июня 2019 года состоится специализированный аукцион антикварной бумаги, букинистики и филокартии аукционного дома «Русская эмаль»
    • 04.06.2019 Крепкий результат для аукциона среди рабочей недели. Онлайн участвовали до 75 человек
    • 03.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, две работы в смешанной технике и одна работа, выполненная в технике фотопечати
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 12.03.2019 В «Гараже» открылась безбашенная постмодернистская выставка, по отзывам смелая вплоть до риска очередного вмешательства «возмущенной общественности». Бывший инспектор «Медицинской герменевтики» и литературный отец парторга Дунаева опять задал жару
    • 07.03.2019 Решив «защитить права» художников и их наследников, государство обложило арт-рынок очередным квазиналогом - 5 % по праву следования. И вместо полезной работы начались хождения…
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 Центральным произведением выставки станет многослойная пространственная картина, в которую можно войти и почувствовать живопись изнутри. Художница предлагает встретиться с собственными фантазиями, попасть в Зазеркалье, погрузиться во вселенную личных переживаний
    Искусствовед Александр Васильев - книги и передачи онлайн

    Всемирно известный театральный художник, дизайнер интерьеров, а также искусствовед и историк моды.

    Его отец, народный художник России, Александр Васильев старший (1911 - 1990), член-корреспондент Академии Художеств, создатель декораций и костюмов к более чем 300 постановкам на отечественной и зарубежной сцене. Мать, Татьяна Васильева - Гулевич (1924 - 2003), драматическая актриса, профессор, одна из первых выпускниц Школы-студии МХАТ.

    С детства Александр Васильев воспитывался в театральной среде. В возрасте пяти лет Александр создал свои первые костюмы и декорации для кукольного театра, тогда же принимал участие в съёмках детских передач на советском телевидении “Театр Колокольчик” и “Будильник”. Свой первый спектакль-сказку “Волшебник Изумрудного города” оформил в 12 лет, проявив необычайные способности к театральному оформлению и созданию костюмов.

    Особое влияние на юного художника оказал пример отца, не только классического декоратора, но и создателя сценических костюмов для Любови Орловой, Фаины Раневской, Игоря Ильинского.

    В 22 года А. Васильев окончил Постановочный факультет Школы Студии МХАТ. Затем работал художником по костюмам в Московском театре на Малой Бронной.

    В 1982 году переехал в Париж, где сразу начал работать для французского театра Ронд Пуант на Елисейских полях, в Студии оперы Бастилии, Люсернер, Картушери, Авиньонский фестиваль, Бале дю Нор, Молодой балет Франции и Королевская опера Версаля.
    Александр Васильев - создатель декораций для опер, театральных постановок, фильмов и балетов для многих известных театров и трупп. Например, с ним сотрудничали Национальный театр в Лондоне, Шотландский балет в Глазго, Королевский балет Фландрии, Ойя Масако балет в Осаке и Асами Маки Балет в Токио, балет Невады, Театр оперы и балета Сантьяго и многие др.

    Александр Васильев читает лекции на 4 языках во многих колледжах и университетах мира в качестве приглашенного профессора по истории моды и сценического дизайна.

    Александр Васильев - обладатель одной из самых больших частных коллекций костюмов Русского периода. Эту коллекцию Александр показывал во многих странах мира - в Австралии, Чили, Турции, Гонконге, Бельгии, Великобритании, Франции и др. странах.

    Награжден за пропаганду русского искусства медалью С.П. Дягилева, медалью В. Нижинского, орденом “Меценат” и Золотой медалью Академии Художеств России. Дважды лауреат премии “Тобаб” в Турции.

    С 2002 года Александр Васильев присутствует на телеканале “Культура” в качестве автора и ведущего передачи “Дуновение века”. Этот цикл снят на основе книги “Красота в изгнании”. В 2005 году телеканал “Культура” начал трансляцию нового 10-серийного телесериала “Дуновение века - 22», снятого по мотивам книги “Русская мода.150 лет в фотографиях”.

    С 1994 года Александр Васильев много времени уделяет мастер-классам и курсам лекций в российских университетах и колледжах. С 2000 года под руководством Александра Васильева в Самаре проходит фестиваль моды “Поволжские сезоны Александра Васильева”.

    В октябре 2003 года в Москве открылась дизайн-студия “Интерьеры Александра Васильева”. Цель нового проекта - представить богатую русскую традицию в парижском лоске.

    В России Александр Васильев читает лекции на факультете “Менеджмент и теория моды” в Московском государственном университете, в лекционных залах Самары, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Владивостока, Уфы, Перми, Барнаула, Мурманска и многих других городов.

    В ближайшее время Александр Васильев планирует приступить к работе еще над одной книгой - воспоминаниями 82-летней правнучки писателя Николая Лескова - Татьяны, прима-балерины русского балета в Монте-Карло, а затем в течение 25 лет занимавшей пост директора балета Бразилии в Рио-де-Жанейро.

    В феврале 2004 года прошла выставка “Русский интерьер в фотографиях”, на которой Александр Васильев представил 55 редких фотографий, ранее никогда не публиковавшихся и не выставлявшихся, посвященных теме русского интерьера XVIII, XIX и начала XX века. В планах этого плодовитого автора - создание книги о русском интерьере.

    Титулы, награды и премии

    Александр Васильев награждён медалью С. П. Дягилева за пропаганду русского искусства, медалью В. Нижинского, орденом «Меценат», Золотой медалью Академии художеств России. Дважды является лауреатом премии «Тобаб» в Турции. Был представлен в номинации «Легенда моды» на World Fashion Awards в 2010 году. В 2011 году Васильеву была присуждена премия «Народное признание». В 2011 году Васильев стал почетным членом Российской академии художеств.

    В 2011 году Александр Васильев учредил первую международную премию за интерьер «Лилии Александра Васильева». Лауреатами премии становятся заведения в России и за рубежом, отвечающие его высоким представлениям о стиле. Победителям вручается фирменный знак — керамическая лилия ручной работы. Каждая лилия обладает индивидуальным номером и паспортом оригинала, что гарантирует её подлинность. Лилии за интерьер, атмосферу, свет, музыкальное сопровождение и детали оформления уже получили заведения России, Италии, Франции, Латвии, Литвы и других европейских стран.

    Книга “Красота в изгнании”, выдержавщея шесть изданий - в 1998, 2000, 2003, 2004, 2005 гг. - и переведенная на английский язык в Нью-Йорке в 2000 году. В 1998 году книга “Красота в изгнании” была названа лучшей иллюстрированной книгой года.

    Он - автор книги “Русская мода.150 лет в фотографиях” (Изд-во “Слово”, 2004), в которой более 2000 фотографий, посвященных истории русской, советской и постсоветской моды, начиная c 50-х годов XIX века и заканчивая началом XXI века. В книге даны тексты из модных журналов разных эпох, фрагменты интервью с манекенщицами, знаменитыми людьми, киноактрисами, дизайнерами моды. По словам автора, он намеревается позже издать эту работу в Нью-Йорке, “поскольку о русской моде ничего не знают не только в России, но и за рубежом”.

    Все названия книг кликабельны/ открывается страница с текстом содержания книги

    Более подробно с книгами Александра Васильева можно познакомиться в этом разделе.

    нажимаем на фото!

    Интервью к оллекционера Александра ВАСИЛЬЕВА:

    "Лучше быть гламурной старухой, чем старой девушкой"


    Фото Юрия САПОЖНИКОВА

    "Самый экстравагантный парижанин" Александр Васильев (это он ввел в России моду на шейные платки у мужчин, которые теперь носят Михалков, Меньшиков, Домогаров, Зайцев, Юдашкин) - не частый гость в нашей столице, где, кстати, был зачат. Во время недавнего визита он успел побывать на антикварном рынке, в 12 магазинах, торгующих стариной, и найти пару изящных вещиц XVIII века - пряжку в стразах от мужских туфель великокняжеской работы и мушечницу из слоновой кости с черепаховыми вставками и золотым медальоном.

    Знаменитого историка моды, театрального художника, писателя и коллекционера, чье собрание оценивается в два миллиона евро, удалось разговорить в киевской городской галерее "Лавра". Здесь в рамках выставки "Пространство. Винтаж" - фестиваля декораторов, который четвертый год проводит журнал "Архидея", - маэстро моды давал мастер-классы.

    Винтаж - тот же секонд-хэнд, но брендовый и очень "несвежий" - вещи должны быть, как минимум, 20-летними. В винтаже знают толк Кейт Мосс и Рената Литвинова, Наталия Водянова и сам Александр Васильев.

    Кроме нарядов с историей, историк моды охотно носит Hermes, называет фашизмом культ стандарта 90-60-90 ("полных женщин гораздо больше, чем худых, потому что они матери, они кормят") и утверждает: "Лучше быть гламурной старухой, чем старой девушкой".


    "Бульвар Гордона"

    "В ПАРИЖЕ ОЛЕГ МЕНЬШИКОВ ЖИЛ У НАСЛЕДНИЦЫ ДОМА РОМАНОВЫХ"

    — Александр, у вас не дрогнуло сердце, когда вы отказали оскароносной Николь Кидман?

    — Точнее, ее агенту, через которого она попросила наряд из моей коллекции для съемок в фильме "Леди из Шанхая". Но давать мои исторические оригиналы какой-то амбалистой австралийской артистке?! Думаю, это совершенно не нужно, хотя я бы с удовольствием предоставил образец для имитации. Платья, как мотыльки, живут так мало, зачем убивать старину? Иногда я ношу броши, перстни из своей коллекции, только не текстиль — можно случайно посадить пятно от соуса, да и людям свойственно потеть, простите за физиологическую подробность...

    — Неужели вы бы не уступили никому из ныне живущих или ушедших кумиров — предположим, Грете Гарбо или Коко Шанель?

    — Свои платья я не позволил бы примерять даже самой Коко. Кстати, неизвестно, состоялась ли бы она как парфюмер без великого князя Дмитрия Павловича Романова, кузена Николая II. Они дружили, и он устроил мадмуазель Коко встречу с будущим создателем "Шанели N5" — парфюмером Эрнестом Бо. А великая княгиня Мария Павловна долгое время рисовала модели для Шанель, которые расшивали бисером и блестками 120 русских портних. Эти платья демонстрировали русские аристократки, оказавшиеся за границей в бедственном положении и ставшие известными моделями...

    Возвращаясь к моим платьям — даже Шанель не дал бы их примерить. Ни Одри Хепберн, ни Вивьен Ли, хотя мы с моим соседом — известным балетным танцовщиком Николаем Цискаридзе — питаем страсть к фильмам с их участием.

    — Я слышала о вашей дружбе с ним и Меньшиковым. Признайтесь, это вы в Париже пристроили Олега на квартиру к наследнице дома Романовых, когда он играл Есенина в Театре комедии на Елисейских полях?

    — Нет, он сам нашел жилье у великой княгини Леонилы Георгиевны — вел себя скромно, кушал немного, приходил ко мне в гости...

    — Вы ведь тоже за многое можете поблагодарить особ голубых кровей?

    — Да, я знаком с княгинями Шаховской, Оболенской и князем Голицыным, с графиней Толстой и графом Шереметевым, а в Бельгии подружился с Апраксиными. Недавно моя приятельница княжна Волконская, приехав из Парижа, особо внимательно прочитала первые главы моей книги "Русская мода. 150 лет в фотографиях" — начиная с 1850 года. И пришла в полный восторг, потому что увидела там проявления русского вкуса, роскошь одежды (когда-то советская пропаганда убеждала, что царская Россия была чумазой и раздетой страной).

    Питательной средой моей первой книги о моде стало общение с балеринами эпохи Дягилева, которых я застал в домах престарелых Лондона, Мадрида и Нью-Йорка. Однажды Наталья Петровна Бологовская, актриса Русского театра в Париже и портниха французских домов моды, которой тогда было за 80, пригласила меня, юношу, к себе домой на водку и блины с икрой...

    Кстати, Олег Меньшиков в Москве сейчас живет недалеко от меня, но я его никогда не вижу, что немудрено — особой дружбы у нас не было...

    Но мы говорили о моих платьях — даже коронованной особе не позволено их надеть (как невозможно сейчас отобедать на фарфоре из Эрмитажа). К тому же копия гораздо удобнее оригинала, ее можно сделать в нужном размере — женщины прошлого имели столь хрупкое телосложение...

    — ...что, глядя на коллекционные башмачки, выставленные в витринах на вилле баронессы Беатрис Эфрусси де Ротшильд под Ниццей, я никак не могла понять: если это детская обувь, зачем так высоки каблуки?

    — Средний размер женской ножки в XIX веке был 33-34...

    "В РОССИИ И УКРАИНЕ ДОСТОЙНЫЕ ДАМЫ И ЖЕНЩИНЫ ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ ОДЕВАЮТСЯ ОДИНАКОВО"

    — Почему среди модельеров так мало гетеросексуалов?

    — Одни — "натуральные" мужчины — созданы, чтобы женщину раздевать, а другие, чтобы ее одевать. Не секрет, что процентов 95 кутюрье-мужчин имеют нетрадиционную ориентацию, большинство из них творит для себя — часто делают утрированный, несвойственный женскому телу силуэт, который прекрасно подошел бы трансвеститу. Джон Гальяно, например, всегда меряет свои платья на себя.

    Когда любовник убил Джанни Версаче, в его московском бутике один из постоянных покупателей воскликнул: "Какой кошмар! Я столько денег потратил на этого педика! Никогда больше не буду — перехожу к Жан Франко Ферре". Но моду надо любить такой, как есть: Жан Франко Ферре тоже гомосексуалист...

    — Кто, на ваш взгляд, самый стильный из звезд на постсоветском пространстве?

    — Людмила Гурченко, конечно, Рената Литвинова, Максим Галкин... Хорошо, что вы не спрашиваете о том, что сейчас модно. Обычно отвечаю: для женщин — ходить с голым животом, носить накладные ногти и высокие каблуки, краситься в блондинку и выглядеть вульгарно. Для мужчин — иметь пивной живот, пить пиво, ходить в сауну, изменять жене. А если серьезно, поменьше вульгарности — голого живота, силикона в груди и губах... В Украине и России теперь достойные дамы и женщины легкого поведения одеваются одинаково, в Европе же сразу можно отличить: приличная девушка или гулящая...

    — В гардеробе Клары Лучко, который передала в вашу коллекцию ее дочь Оксана Лукьянова, были наряды от кутюр?

    — Нет, Клара Степановна одевалась в прет-а-порте де люкс. Ее дочь (когда Оксану в детстве спрашивали о любимом занятии мамы, девочка отвечала: "Она любит мерить". — Т. Ч.) в свое время вышла замуж за югослава и эмигрировала с ним в Канаду, где стала хозяйкой магазина готовой одежды. Она одевала маму, как куколку, — Карл Лагерфельд, Прадa... Эти наряды Оксана передала мне вместе к красным драпированным платьем, в котором Лучко — "самые красивые ноги Советского Союза" — поехала на Каннский фестиваль, когда там представляли фильм "Возвращение Василия Бортникова".

    Кстати, Клара Степановна рассказывала мне, почему не сохранился гардероб Орловой, с которой они вместе были в Каннах и жили в одном отеле. Войдя в номер Любови Петровны, Клара увидела у нее на коленях кружевные юбку и блузку, которые звезда шила на живую нитку. Оказывается, Орлова многократно распарывала и перешивала свои наряды, а такие вещи долго не живут.

    А Оксане Лукьяновой я пообещал, что в ближайшее время заеду за обувью и шляпками ее мамы...

    — Дочь легко расставалась с памятью о матери?

    — Думаю, она была рада, что могла избавиться от обилия нарядов и передать их в хорошие руки, — они ведь будут у меня не просто храниться, но и выставляться по всему миру — в Австралии, Южной Америке, Бельгии, Франции, Англии, Швейцарии...

    — Вам так же охотно отдает свои вещи Плисецкая?

    — ...и Наталья Фатеева, а собираются это сделать Людмила Гурченко и Лидия Смирнова...

    — Но ведь Людмила Марковна почти не изменилась со времен "Карнавальной ночи", зачем же ей лишать себя эксклюзивного гардероба?

    — Многие платья морально устаревают, но главное — их может побить моль. А моя коллекция находится в специально оборудованном хранилище, которое я снимаю под Парижем.

    "У ГАЛИНЫ ВИШНЕВСКОЙ 13 ДОМОВ, А В ГОДУ ТОЛЬКО 12 МЕСЯЦЕВ"...

    — Якобы, кроме парижских апартаментов, у вас еще четыре пристанища, в том числе фамильное имение в Литве и швейцарское "Жизель Илларион" в Сент-Морице.

    — А у Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича — 13! По этому поводу моя приятельница Майя Плисецкая шутит: "Какая жалость, у Галины 13 домов, а в году только 12 месяцев"...

    Все свои дома я обставил стариной, ем из фарфоровых тарелок, у меня хорошее столовое серебро, сижу не на пластике — на красном дереве. А начинал с нуля...

    В 1980 году я окончил Школу-студию МХАТа, а через два года переехал во Францию, где работал как театральный художник. Это Париж дал мне мои знания. Семь языков, которыми я владею, позволили получать разнообразную информацию. Но, едва эмигрировав, я не мог себе купить даже табуретку — нашел ее, засиженную тараканами, на парижской помойке, помыл-почистил, и она оказалась вполне приятна...

    — Говорят, за границу вы попали благодаря фиктивному браку с француженкой...

    — Мы прожили с ней три года, причем спали в одной постели и, заметьте, прекрасно провели время (смеется). Сейчас у нее трое детей, мы до сих пор дружим, как и с моей второй бывшей женой — исландкой, у которой теперь тоже трое детей...

    С детства я знал, что буду существовать среди красоты и жить во всем мире как человек мира. К счастью, я не привязан ни к одной стране.

    — Чтобы учить миллионерш не быть вульгарными и расставаться с норковыми манто прошлого сезона, нужно самому, как минимум, быть человеком не бедным...

    — Я не очень богат — у меня много средств, вложенных в вещи, но не наличности. Конечно, если бы я распродал недвижимость или часть коллекции, в которой есть вещи по эскизам Бакста, наряды из гардероба Книппер-Чеховой, жены Максима Горького Марии Андреевой и внебрачной дочери этого пролетарского писателя парижской балерины Нины Тихоновой... Но я отношу себя к высшей прослойке среднего класса.

    — Вы ведь были едва ли не самым юным коллекционером антиквариата — пока пионеры собирали марки и спичечные коробки, Саша Васильев положил глаз на фарфор и кружева.

    — Лет с 10-12-ти... Я учился в английской школе в центре дворянской Москвы, где еще стояли старые особняки, нещадно рушенные при Хрущеве и Брежневе. Когда их жителей переселяли в пригородные хрущобы, многие избавлялись от старых вещей...

    — Теперь понятно, почему одноклассники дразнили вас "помоечником"...

    — На тогдашних помойках можно было найти больше, чем сейчас в антикварном магазине, — выбрасывали альбомы, посуду, платья, веера, зонты, шляпы... Людям казалось, что это просто старый хлам, а я был тут как тут — подбирал, чистил, реставрировал.

    Мне помогли мои родители — мама Татьяна Ильинична Васильева, урожденная Гулевич, была актрисой и профессором Школы-студии МХАТа, отец Александр Павлович Васильев — театральным художником, членом-корреспондентом Академии художеств. Родители очень любили старину, это передалось мне. Сейчас в моей коллекции около 10 тысяч единиц: что-то покупаю на аукционах, антикварных и блошиных рынках, многое мне дарят — приносят пакет, букет цветов и записку: "от поклонницы"...

    В 1997 году вдова художника Александра Павловича Васильева актриса Татьяна Ильинична, и сын, историк моды Александр Александрович передали в дар Самарскому художественному музею более трехсот живописных работ и предметов из мастерской: эскизы театральных постановок и костюмов А.П. и А.А. Васильевых, костюмы, предметы быта, книги и фотографии конца XIX - начала ХХ века.

    Александр Павлович Васильев (11 января 1911, Самара - 10 ноября 1990, Москва) - театральный художник, Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР. Закончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года . Работал в драматических театрах Архангельск а, Владивосток а, Киров а, Ростова-на-Дону .

    В сезон 1932-1933 году А.П. Васильев жил в Самаре, где на сцене Самарского краевого драматического театра (ныне Самарский академический театр драмы им. М. Горького) оформил спектакли «Князь Мстислав Удалой» И. Прута, «Свадьба Кречинского » А. Сухово-Кобылина и «Правда хорошо, а счастье лучше » А. Островского.

    В годы Великой Отечественной войны Александр Павлович Васильев был бойцом трудового фронта в Карелии, затем в должности главного художника фронтовых театров Всероссийского театрального общества с творческими коллективами побывал на всех фронтах. Минимальными средствами Александр Павлович умел создать костюмы к постановкам военного времени, придумал удобную в походных условиях систему разборных декораций.

    В 1945 году А. П. Васильев начал работать в столичных театрах - им. М.Н. Ермоловой , им. Моссовета . Создал декорации ко многим спектаклям, включая инсценировки пьес «Дали неоглядные» Н.Е. Вирты, «Леший» А. Чехова, «Василий Теркин» А. Твардовского, «Милый лжец» Дж. Килти, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, «Последняя жертва» А. Островского.

    А.П. Васильев достаточно поздно пришел к станковой живописи, писал портреты родных, друзей и просто вымышленных персонажей.

    Одной из важных тем его творчества стала тема человеческого одиночества, в том числе тема безысходной одинокой старости («Сверстница», 1977; Весна, 1978). Цикл его работ «Отшельники» являет яркие и выразительные социальные типы, тонко подмеченные автором («Отшельник Боб», 1978; «Художник», 1978, «Боря», 1978).

    Серия портретов современников отражает дух времени и характеры окружавших художника людей («Портрет художника», 1985; «Портрет Ольги Васильевой в театральном костюме», 1979; «Портрет девушки», 1979). Портретов сына, известного историка моды Александра Васильева, всего шесть. Один из них находится в нашем собрании. Как говорит Александр Александрович, что лучше, чем отец, его не смог написать никто, поскольку он его детище во всех смыслах.

    Часто Александр Павлович обращался к пейзажу «без актера», то есть без присутствия человека, чистому пейзажу, так как они позволяют зрителю окунуться в мир творческих поездок и вместе с автором побывать в Нидерландах («Вспоминая Амстердам», 1986), Японии («Токио», 1984, «Экспо-70. Осака», 1971), Афганистане («Кабул. Базарная улица», 1967), Канаде («Мост в Монреале», 1967), проникнуться атмосферой праздника и путешествия.

    На натюрмортах А.П. Васильева с особым вниманием и любовью изображены букеты полевых цветов («Полевые букеты и два помидора», 1980), предметы из мастерской художника, что подчеркивают интерес живописца к обычному миру вещей, в которых он видит нечто необычное, раскрывает их природу, их «душу».

    В любом его произведении чувствуется сценограф. Пластика и пропорции любого предмета, пространство картины создают впечатление организованной мизансцены. Формы сжимаются, увеличиваются, искажаются в зависимости от требований сценической перспективы, от роли предмета в сценическом действии. Художник создает собственный театр, где сам является автором, режиссером и исполнителем.

    Ярким выражением подобного отношения к живописи стала серия середины 1970-х годов с «балбетками», выдуманными А.П. Васильевым персонажами. Это предметы различной формы, выточенные из дерева и раскрашенные художником, напоминают кегли или кухонную утварь. В их названии объединены два понятия: «балбес» и «бабетка» — шляпка, модная в 1960-е. «Балбетки» играют в картинах А.П. Васильева самые разные роли: то служат частью натюрморта, то выступают в качестве гротескных обитателей «человеческого» мира. С их помощью художник наедине с собой разыгрывает пьесы в собственном театре. В серии ироничных фантазийных работ, показывающих вымышленную страну Балбетинию, внимательный зритель легко узнает пародию на реальный мир с его сложными отношениями и жизненными ситуациями.

    Театральную коллекцию музея дополняют работы Александра Васильева-младшего, известного историка моды и театрального художника. В собрании представлены эскизы костюмов к балетам «Спящая красавица» П.И. Чаковского (Анкара, Турция, 1993), «Золушка» С.С. Прокофьева (Цинциннати, штат Огайо, США, 1995), «Баядерка» Л. Минкуса (Анкара, Турция, 1997) и опере А.П. Бородина «Князь Игорь» (Сантьяго, Чили, 1994).