Характерные черты архитектурного стиля барокко. Россия в XVIII в Стиль отличается грандиозностью пышностью размахом

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Архитектура барокко

Архитектура барокко - период в развитии архитектуры стран Европы и Америки, охвативший примерно 150-200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре и архитектуре.

Характерные черты барокко Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.

Типы сооружений барокко Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

Возникновение барокко Стиль барокко рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.

Шедевры итальянского барокко Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, - Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

Борромини по возможности избегает прямых линий - вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам Франческо Барромини Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане - пример радикальной интерпретации стиля со стороны Борромини

Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая - в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь.

Московское барокко Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском, или московском, стиле. Свое название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники Петра I . По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.

Церковь Покрова в Филях. 1693-1694. Москва. Блестящим образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях. Она стоит на невысоком холме, над речным берегом, повторяя себя причудливым отражением в воде.

Плоскость стены почти исчезла за обилием карнизов, пилястр, полуколонн, наличников и порталов. Храм венчали декоративное пятиглавие и три ряда кокошников, придающих особую праздничную торжественность. Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.

Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прошу быть снисходительными к моему скромному труду, это всего четвертый мой мультфильм и первый в технике объемной анимации. Он представляет из себя размышления на музыку композитора Сильвиуса Леоп...

Общее ухудшение состояния здоровья является в настоящее время одной из наиболее важных проблем человечества.При этом быть здоровыми хотят все.Прежде всего, хорошее здоровье необходимо человеку, чтобы...

в) Екатерины II;

г) Елизаветы Петровны.

20. По его скульптурным портретам можно представить облик государственных деятелей екатерининской эпохи (Г.А. Потемкина, Павла I и др.):

а) Ф.И. Шубин;

б) И.П. Мартос;

в) Э.М. Фальконе;

г) К.Б. Растрелли.

21. Самый знаменитый российский архитектор середины XVIII в., создавший Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском селе, достигший наивысшего звания – обер-архитектора:

а) Д.В. Ухтомский;

б) Б.Ф. Растрелли;

в) А. Ринальди;

г) В.И. Баженов.

22. Его творчество развивало классические традиции в русской архитектуре, отразившиеся в Доме Пашкова в Москве.

Это сказано об архитекторе:

а) В.И. Баженове;

б) М.Ф. Казакове;

в) Д.В. Ухтомском;

г) Д. Кваренги.

23. Мастер скульптурного портрета, он оставил потомкам бронзовое и чугунные бюсты государственных деятелей и восковой портрет Петра I:

а) Ф.И. Шубин;

б) Э.М. Фальконе;

в) К.Б. Растрелли;

г) И.П. Мартос.

24. Идеи организации и открытия Кунсткамеры и Академии наук в Петербурге принадлежали:

а) Петру I;

б) Анне Иоанновне;

в) Елизавете Петровне;

г) Екатерине II.

25. На красной площади Петр I распорядился построить:

а) «Комедиальную храмину»;

б) Спасскую башню;

в) «Придворный театр»;

г) Лобное место.

26. Назовите архитектурный стиль, важнейшей чертой которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эталону:

а) барокко;

б) рококо;

в) классицизм;

27. Назовите архитектурный стиль, отличавшийся грандиозностью, пышностью, размахом, причудливой пластикой фасадов, сложными ломаными линиями:

а) барокко;

б) рококо;

в) классицизм;

28. Укажите направление в литературе второй половины XVIII в., для которого характерно изображение интимной жизни, семейного быта людей:

а) классицизм;

б) художественно-реалистическое;

в) сентиментализм;

г) реализм.

29. «Он создал первый университет. Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом», – эти слова А.С. Пушкина относятся к:

а) М.В. Ломоносову;

б) И.И. Шувалову;

в) И.П. Кулибину;

г) Н.И. Новикову.

30. Ломоносов М.В. стал первым русским профессором, членом Академии наук:

а) в 1742 г.;

б) в 1745 г.;

в) в 1749 г.;

Рабочий лист Впишите слова в обозначенные цифрами клеточки и в выделенных клеточках прочитаете фамилию одного из первых художников петровского времени.

1. Название увеселительного собрания. 2. Знаменитый токарь-механик. 3. Первый русский музей. 4. Первая русская печатная газета. 5. Исследователь, именем которого назван пролив между Азией и Америкой. 6. Исследователь, именем которого назван самый северный мыс Евразии. 7. Сборник образцов писем.

Рабочий лист Укажите, кто изображен на фотографиях.

Русский поэт (1743 – 1816 гг.). Слава пришла к нему после появления его «Фелицы» (1782 г.), знаменитой оды, обращенной к Екатерине – просвещенной «матери отечества». Занимал высшие государственные должности – сенатора, государственного казначея, министра юстиции. Был Тамбовский губернатором с 1786 – 1788 гг.

Русский архитектор (1700–1771 гг.), главный представитель русского барокко середины XVIII в.

По его проектам возвели Зимний дворец в Петербурге, дворец Бирона в Митаве, Андреевский собор в Киеве и т.д.

Писатель, великий историк (1766 – 1826 гг.), главный труд, прославивший его, – двенадцать томов «Истории государства Российского».

Живописец – портретист (1757 – 1825 гг.), одновременно занимался иконописью и живописью, наиболее известные портреты «М.И. Лопухиной», «В.И. Арсеньевой», «Екатерины II». Исполнял живописные работы в Казанском соборе в Петербурге.

Государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I (1681 – 1736 гг.), написанный им трактат «О поэтическом искусстве» заложил теоретические основы русской литературы нового времени. Обосновывал проведение суда над царевичем Алексеем и доказывал необходимость создания Синода.

Князь, сенатор, действительный тайный советник (1750 – 1831 гг.). С 1791 по 1799 гг. – директор императорских театров; один из самых богатых людей своего времени, владелец знаменитой усадьбы Архангельское и собственного театра.

Русский поэт, филолог (1703 – 1768 гг.). Особый интерес представляет его ода «Торжественная о сдаче города Гданска» (1734 г.), это произведение фактически стало первой русской одой. В 1752 г. выпустил первый учебник силлаботонического стихосложения.

Князь, поэт, дипломат (1708 – 1744 гг.). Сатира «На хулящих учения» (1729 г.) принесла автору известность. Всего написано пять сатир, которые были одобрительно восприняты российским народом.

Великий баснописец, прозаик, драматург, журналист (1769 – 1844 гг.). Первый литературный опыт относится примерно к 1783 г. – комическая опера «Кофейница». В начале XIX в. обратился к жанру басен, которых написал более двухсот, среди них – «Лебедь, щука и рак», «Ворона и лисица» и т.д.

Русский просветитель, писатель, журналист, издатель (1744 – 1818 гг.). Выпустил первый русский журнал для женщин – «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» и первый в России специальный детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», а также ряд журналов, посвященных отдельным отраслям знаний.

Русский живописец, портретист (1735 – 1822 гг.). Углубленностью и многообразием индивидуальных характеристик отмечены его камерные портреты 1770-х гг. «Дидро», «М.А. Дьякова», «Я.Е. Сиверс». В 1780-х гг. появляются произведения «Екатерина II», «Портрет дочери Агаши в русском костюме» и т.д.

Первый русский писатель-профессионал (1717 – 1777 гг.). Его перу принадлежат девять трагедий («Хорев», «Синав и Трувор», «Мстислав» и др.), двенадцать комедий («Опекун», «Лихоимец» и др.), либретто двух опер и балета и т.д. В 1759 г.

он издает в России первый частный журнал «Трудолюбивая пчела».

Русский живописец (1701 – 1739 гг.). Выполнял декоративные росписи в Петербурге и в Москве, а также станковые композиции, иконы. Наиболее известные портреты И.А. и А.П. Голицыных, «Автопортрет с женой».

Мыслитель, писатель (1749 – 1802 гг.). Наиболее известное его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».

Граф (1751 – 1809 гг.), владелец крупнейшего в России крепостного театра. В 1769 – 1773 гг. знакомился с театральной жизнью Англии, Голландии, Швеции, в его театре ставились оперы, балеты, комедии. Современников поражали масштаб и великолепие постановок.

Писатель, просветитель, создатель русской социальной комедии (1745 – 1792 гг.). Его сатирическое мастерство проявилось в комедиях «Бригадир» и «Недоросль».

Русский актер и театральный деятель (1729 – 1763 гг.). Организовал в Ярославле любительскую труппу, на основе которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый постоянный профессиональный русский публичный театр.

С деятельностью этого человека (1704 – 1794 гг.) связано появление новых учебных заведений в России: училища при Академии художеств, Воспитательного дома для незаконнорожденных, Коммерческого училища, Института благородных девиц в Смольном и т.д. Основой его педагогических воззрений была глубокая вера в то, что «корень всему злу и добру – воспитание». Отсюда вытекала практическая задача – воспитать новую породу детей.

Идеолог консервативного дворянства (1733 – 1790 гг.). В Уложенной комиссии и в публицистических сочинениях развивал два тезиса: о необходимости сохранить господствующее положение в обществе дворян и оставить неизменными крепостнические порядки. Представления об идеальном государстве он изложил в сочинении фантастического жанра – «Путешествие в землю Офирскую». Перу этого автора принадлежит и «История Российская от древнейших времен», доведенная им до 1613 г.

Рабочий лист Изучите приведенные ниже репродукции и выполните задания.

На данном полотне мастера изображен Российский император Павел I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. Кто автор портрета Укажите знаменитое скульптурное творение Э.М. Фальконе.

Это здание было открыто в Петербурге в 1757 г., с его деятельностью связано творчество большинства художников. Определите, что это за здание Кто является автором проекта Данная работа Левицкого вдохновила Г.Р. Державина на сочинение оды «Видение Мурзы». Укажите название картины.

Работа французского скульптора Н.Ф. Жиле посвящена российскому императору. Какому _ Образцом для создания данного архитектурного сооружения послужил собор Святого Петра в Риме.

В Петербурге это здание строилось с 1801 до 1811 гг. Определите автора проекта и название сооружения.

Исторический жанр данной картины А.П. Лосенко сочетается с тенденциями классицизма. Укажите название произведения искусства.

Данное архитектурное сооружение А.Ф. Кокоринова выполнено в стиле классицизм. Что это за здание Портрет данного автора отличается редкой для своего времени психологической глубиной. В суровых мужественных чертах гетмана словно живет отзвук самой эпохи бурных петровских преобразований и битв. Кто автор портрета Данное великолепие было спроектировано французским архитектором Ж.Б.А. Леблоном. Укажите местонахождение архитектурного ансамбля.

Идеал человеческого достоинства и красоты воплотился в портрете «Князь Д.М. Голицын». Укажите автора.

Данное архитектурное сооружение В.И. Баженова было построено в Москве в стиле классицизм. Укажите название здания.

Данная гравюра М.И. Козловского посвящена русскому писателю – автору комедии «Недоросль».

Укажите, кто изображен.

Архитектурное сооружение В.В. Растрелли в Петербурге проникнуто мощью и величием эпохи. Что это за здание Скульптор реалист Ф.И. Шубин увлекался и созданием портретов. Один из них он посвятил русской императрице. Какой _ Данное здание – одно из самых значительных сооружений И.Е. Старова в Петербурге, состоящее из трех самостоятельных корпусов, строилось в 1783 – 1789 гг. Укажите данное архитектурное сооружение.

Судьба автора портрета необычна. Он выходец из семьи крепостных крестьян. Граф П.Б. Шереметев сделал его «домовым» художником. Портрет графини В.А. Шереметевой – одна из ярчайших его работ. Определите, кто автор данного портрета Данный портрет принадлежит перу А.П. Антропова. Император изображен как бы «вбежавшим в пышные покои»: неуверенность, душевная дисгармония на фоне роскошного интерьера – вот что прозорливо увидел автор. Укажите название портрета.

Здание Сената в Кремле – одно из самых известных его построек. Укажите автора проекта.

Данный бюст работы Ф.И. Шубина посвящен выдающемуся русскому ученому XVIII в. Укажите имя ученого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. История и культура Отечества / под ред. В.В. Гуляевой. – М. : Академический проект, 2005. – 752 с.

2. История Отечества с древнейших времен до наших дней / сост. Б. Ю. Иванов. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1999. – 656 с.

3. История Отечества / сост. Б.Ю. Иванов. – М. : Эксмо, 2003. – 704 с.

4. История России с древнейших времен до 1861 года / под ред. Н.И. Павленко. – М. : Высшая школа, 2004. – 536 с.

5. История России / сост. : А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. – М. : Проспект, 2005. – 520 с.

6. История российской культуры: имена и факты XIV – XX вв. / под ред. В.П. Мещерякова. – М. : Московский лицей, 1999. – 624 с.

7. История русской культуры IX – XX вв. / под ред. Л.В. Кошман. – М. : Дрофа, 2004. – 480 с.

8. Карпушина, С.В. История мировой культуры / С.В. Карпушина, В.А. Карпушин. – М. : Nota-bene, 1998. – 536 с.

9. Кондаков, И.В. Культурология / И.В. Кондаков. – М. : ОМЕГА-Л, 2003. – 613 с.

10. Культурология / под ред. А.Н. Марковой. – М. : ЮНИТИ, 1998. – 576 с.

11. Мир русской культуры: энциклопедический справочник. – М. : Вече, 2000. – 624 с.

Итоговое тестирование по МХК для 11 класса

( От XVII века до современности )

1 вариант

XVI века в недрах итальянского

А) барокко,

Б) маньеризм,

В) классицизм,

Г) рококо.

2. Стиль, отличающийся грандиозностью, пышностью, причудливой

богатства и парадности

А) эклектика,

Б) барокко,

В) рококо,

Г) модерн.

3. Какая страна обогатила ландшафтную архитектуру пейзажным парком?

А) Англия,

Б) Россия,

В) Франция,

Г) Италия.

4. Голландский художник реалистического направления, автор известной

картины «Возвращение блудного сына»

А) Никола Пуссен,

Б) Рембрандт Ван Рейн,

В) Антуан Ватто,

Г) Вермер Делфтский.

5. Композитор, прошедший путь от классицизма к новому стилю

романтизму, автор «Лунной сонаты»

А ) Моцарт,

Б) Гайдн,

В) Людвиг ван Бетховен,

Г) Глюк.

6. Представитель направления романтизма, художник, автор

картины «Девятый вал»

А ) Айвазовский,

Б) Кипренский,

В) Карл Брюллов,

Г) Щедрин.

7. Основоположник реализма в русском изобразительном

искусстве, автор картины «Сватовство майора»

А ) Репин,

Б) Перов,

В) Венецианов,

Г) Федотов.

8. Мастер реалистического пейзажа

А ) Васнецов,

Б) Левитан,

В) Крамской,

Г) Суриков.

9. Основоположник русской музыкальной классики

А ) Даргомыжский,

Б) М.И. Глинка,

В) Бородин,

Г) Мусоргский.

10. Выдающийся русский композитор, автор шести симфоний,

создатель музыки к балетам «Спящая красавица», «Лебединое

озеро», «Щелкунчик»

А ) Чайковский,

Б) Римский-Корсаков,

В) Балакирев,

Г) Шостакович.

11. Соотнесите авторов и направления зарубежной живописи XX века, в

в которых они работали

А ) Анри Матисс, 1) кубизм,

Б) Пабло Пикассо, 2) сюрреализм,

В) Сальвадор Дали, 3) фовизм.

12. Мастер русского авангарда, автор картины «Красный квадрат»

А ) Кандинский,

Б) Малевич,

В) Трутовский,

Г) Филонов.

13. Композитор, автор Седьмой симфонии, написанной в блокадном

Ленинграде

А ) Дунаевский,

Б) Прокофьев,

В) Шостакович,

14. Главная идея картины К. Брюллова «Последний день Помпеи» заключается в

стремлении отразить

1)зависимость людей от природной стихии

2)торжество христианской идеи воздаяния

3)крушение прекрасного, но обречѐнного на гибель античного мира.

4)передать с фотографической точностью реальные исторические события.

1)Н..А. Римский-Корсаков

2)П.И. Чайковский

3)А.П. Бородин

4)М.П. Мусоргский

16. Ниже приведены названия картин. Все они, за исключением одной, написаны

И.Репиным

1) «Крестный ход в Курской губернии»,

2) «Боярыня Морозова»,

3)«Бурлаки на Волге»,

4)«Иван Грозный и сын его Иван»,

5) «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Найдите и запишите порядковый номер картины, принадлежащей перу

другого художника.

Ответ: __________ .

17. Итальянский мастер, работавший в России, ставшей его второй родиной,

Петербурге

А) Лоренцо Бернини,

Б) Доменико Трезини,

В) Варфоломей Растрелли,

Г) Карл Росси.

18. Организатором и идейным вдохновителем «Могучей кучки» являлся:

А) М.П.Мусоргский

Б) Н.А.Римский-Корсаков

В) А.П.Бородин

Г) М.А.Балакирев

19.

А) М.П.Мусоргский Б) П.И. Чайковский В) Н.А.Римский-Корсаков

20. В каком городе находится один из шедевров архитектуры классицизма-

Луврский дворец?

А) в Бордо,

Б) в Париже,

В) в Риме.

Ответы:

1 – Б

2 – Б

3 – В

4- б

5 - в

6 - а

7 - б

8 - б

9 - б

10 - а

11 - а-3; б-1;в-2

12- б

13 - в

14 -4

15 -1

16 - 2

17 - а

18 -г

19 -б

20 - б

2 вариант

1 -

2 -б

3 - а

4 - могучая кучка

5 - а

6- б

7- б

8 -а

9- б

10 - б

11- в

12 - в

13 - в

14 - а

15- б

16- в

17- а

18- б

19- б

20- б

2 вариант

1. Стиль, возникший в середине XVI века в недрах итальянского

Возрождения, отражавший кризис искусства Ренессанса

А) барокко,

Б) маньеризм,

В) классицизм,

Г) рококо.

2. Мастером лирического пейзажа был

1)И. Левитан

2)И. Шишкин

3)В. Перов

4)И. Репин

3. Мир русских сказок всегда привлекал этого композитора. Семь из 15 опер, созданных им, посвящены сказочным и легендарным сюжетам. Речь идѐт о

1)Н.А. Римском-Корсакове

2)М.А. Балакиреве

3)А.П. Бородине

4)М.П. Мусоргском

4 М.А. Балакирев был идейным вдохновителем творческого объединения, получившего название

____________________.

5. Какое искусство византийцы называли «вечной» живописью?

А) фреску, Б) мозаику, В) иконопись.

6. На каком материале в Китае преимущественно писали картины?

А) на бумаге, Б) на шёлке, В) на холсте.

7. Стиль, отличающийся грандиозностью, пышностью, причудливой

пластикой фасадов, обилием скульптуры, производящий впечатление

богатства и парадности

А) эклектика,

Б) барокко,

В) рококо,

Г) модерн.

8. Представитель направления романтизма, художник, автор

картины «Девятый вал»

А) Айвазовский,

Б) Кипренский,

В) Карл Брюллов,

Г) Щедрин.

9. Кто НЕ является представителем Венской классической школы?

А) Йозеф Гайдн Б) Фридерик Шопен

Б) Вольфган Амадей Моцарт Г) Людвиг ван Бетховен

10. Какая тема была самая главная в творчестве И.Е.Репина?

А) портрет Б) изображение народа

В) историческая тема Г) мифологическая тема

11. К мастерам скульптурного портрета XVIII века можно отнести:

А) Ф.С.Рокотова Б) Г.Курбе В) Ф.И.Шубина

12. Рембрандт Харменс ван Рейн, Франс Халс, Виллем Хеда, Питер Класс являются представителями:

А) изобразительного искусства барокко

Б) изобразительного искусства классицизма

В) реалистической живописи Голландии

Г) художниками-передвижниками

13. Действие какой картины В.И.Сурикова происходит на фоне Собора Василия Блаженного и башен Кремля?

А) «Боярыня Морозова» Б) «Взятие снежного городка»

В) «Утро стрелецкой казни» Г) «Степан Разин»

14. Наиболее яркий представитель живописи барокко:

А) П.П.Рубенс Б) Н.Пуссен В) В.Л.Боровиковский Г) Н.Н.Ге

15. Кто создал музыку к произведениям «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Времена года»?

А) М.П.Мусоргский Б) П.И. Чайковский В) Н.А.Римский-Корсаков

16. Итальянский мастер, работавший в России, ставшей его второй родиной,

самым блестящим творением которого стал Зимний дворец в Санкт-

Петербурге

А) Лоренцо Бернини,

Б) Доменико Трезини,

В) Варфоломей Растрелли,

Г) Карл Росси.

Ленинграде

А) Дунаевский,

Б) Прокофьев,

В) Шостакович,

Г) Кабалевский.

18. В каком городе находится один из шедевров архитектуры классицизма-

Луврский дворец?

А) в Бордо, Б) в Париже, В) в Риме.

19. Откуда прослеживаются истоки джаза?

А) григорианские хоралы, Б) африканские духовные песни, В) рок-музыка

20. В чём заключается основа метода К. Станиславского?

А) внешняя точность мимики, Б) перевоплощение, сопереживание, В) сложная жестикуляция.

Россия в XVIII в.

Вариант I

Вариант III
1. В чем выразилось ухудшение положения народных масс при Петре I? Какие вы знаете крупные восстания в этот период?

2. Назовите архитектурные стили, о которых говорится в пунктах а) и б):
а) стиль отличается грандиозностью, пышностью, размахом, причудливой пластикой фасадов, сложными ломаными линиями;
б) одной из важнейших черт этого стиля было обращение к формам античного искусства как к идеальному эталону.

3. Кто:
а) Рассматривался в XVIII в. как «главный и честнейший стан государства»?
б) Был первым российским императором ?
в) Был назван «бунтовщиком хуже Пугачева» ?
г) Был зодчим дома Пашкова в Москве?

Вариант IV

1. Составьте характеристику личности Петра I.

2. Какие привилегии получило дворянство в середине XVIII в.?

3. Укажите, с каким видом искусства (архитектура, скульптура, театр, музыка, живопись) связаны имена деятелей культуры XVIII в.
а) В.И.Баженов д) Ф.Г.Волков
б) В.В.Растрелли е) Д.С.Бортнянский
в) Ф.С.Рокотов ж) Ф.И.Шубин
г) В.Л.Боровиковский

Вариант V
1. Охарактеризуйте основные направления и важнейшие события внешней политики России во второй половине XVIII в .

2. Кто такие «капиталистые» крестьяне? Какая выгода от них была помещикам?

3. Кто из названных пар исторических деятелей были современниками?
а) Екатерина II и Елизавета Петровна
б) А.В.Суворов и Ф.Ф.Ушаков
в) Анна Иоанновна и Алексей Михайлович
г) патриарх Никон и А.Д.Меншиков

Вариант VI

1. Охарактеризуйте основные изменения в экономическом положении России во второй половине XVIII в. Что препятствовало развитию России?

2. Каковы были итоги Северной войны? Повлияли ли они на международное положение России?



© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008

Итоговое тестирование по МХК для 11 класса
(От XVII века до современности)
1 вариант
1. Стиль, возникший в середине XVI века в недрах итальянского
Возрождения, отражавший кризис искусства Ренессанса
А) барокко,
Б) маньеризм,
В) классицизм,
Г) рококо.

2. Стиль, отличающийся грандиозностью, пышностью, причудливой
пластикой фасадов, обилием скульптуры, производящий впечатление
богатства и парадности
А) эклектика,
Б) барокко,
В) рококо,
Г) модерн.

3. Какая страна обогатила ландшафтную архитектуру пейзажным парком?
А) Англия,
Б) Россия,
В) Франция,
Г) Италия.

4. Голландский художник реалистического направления, автор известной
картины «Возвращение блудного сына»
А) Никола Пуссен,
Б) Рембрандт Ван Рейн,
В) Антуан Ватто,
Г) Вермер Делфтский.

5. Композитор, прошедший путь от классицизма к новому стилю
романтизму, автор «Лунной сонаты»
А) Моцарт,
Б) Гайдн,
В) Людвиг ван Бетховен,
Г) Глюк.
6. Представитель направления романтизма, художник, автор
картины «Девятый вал»
А) Айвазовский,
Б) Кипренский,
В) Карл Брюллов,
Г) Щедрин.
7. Основоположник реализма в русском изобразительном
искусстве, автор картины «Сватовство майора»
А) Репин,
Б) Перов,
В) Венецианов,
Г) Федотов.
8. Мастер реалистического пейзажа
А) Васнецов,
Б) Левитан,
В) Крамской,
Г) Суриков.
9. Основоположник русской музыкальной классики
А) Даргомыжский,
Б) М.И. Глинка,
В) Бородин,
Г) Мусоргский.

12. Мастер русского авангарда, автор картины «Красный квадрат»
А) Кандинский,
Б) Малевич,
В) Трутовский,
Г) Филонов.
13. Композитор, автор Седьмой симфонии, написанной в блокадном
Ленинграде
А) Дунаевский,
Б) Прокофьев,
В) Шостакович,
14.Главная идея картины К. Брюллова «Последний день Помпеи» заключается в
стремлении отразить
1)зависимость людей от природной стихии
2)торжество христианской идеи воздаяния
3)крушение прекрасного, но обреч