Характеристика гостей Фамусова на балу. А.С

Горичи

Молодая дама Наталья Дмитриевна и её муж Платон Михаилович. Оба старые знакомые Чацкого, что становится известным в 5 явлении третьего действия. Горичей Грибоедов изображает, иронически улыбаясь.

Чацкий
Моложе вы, свежее стали;
Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах.
Наталья Дмитриевна
Я замужем.
Чацкий
Давно бы вы сказали!

Тугоуховские

Тугоуховские приезжают на бал к Фамусову одними из первых. Они супруги, и приехали сюда главным образом для поиска богатых женихов для своих дочерей. В их поле зрения попадает и Чацкий, но так как тот не богат, они быстро теряют к Чацкому интерес. Князь Тугоуховский, следуя логике фамилии, глух. Почти все его реплики - междометия. Он подкаблучник, ни в чём не ослушивается жену. Княгиня отличается злым нравом и язвительностью.

Хрюмины

Графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка - злая старая дева. На её едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Её он сравнивает с французскими модистками.

Загорецкий

Особое место в комедии занимают Репетилов и Загорецкий.Критики относят их к второстепенным героям, но они не ярые его защитники, явным образом они ничего плохого Чацкому не делают, но именно их «молчаливое согласие» решает важные вопросы в жизни других людей. Загорецкий представляется автором как завсегдатай гостиных и столовых, «лгунишка, картежник и вор».

Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий - сатира на московское общество тех времен.

Репетилов

Репетилов появляется в комедии в четвертом действии в качестве гостя на балу у Фамусова. Грибоедов в "Горе от ума" дает говорящие фамилии многим персонажам, так в переводе с французского фамилия Репетилов означает "повторять". Так автор подчеркивает, что Репетилов способен лишь повторять на словах высокие идеи декабристов, не вникая в их истинный смысл. Он становится центральной фигурой четвертого действия. Около него останавливаются разъезжающиеся с бала гости, начиная с Чацкого, и из разговоров гостей с Репетиловым до него доходит сплетня о сумасшествии.

Петрушка

Слуга в доме Фамусова. К нему обращается Фамусов со словами, ставшими крылатыми: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.»

Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» женские образы занимают особое место. Создавая женские образы, автор отдает дань классицизму, сохраняя традиционные амплуа: Софья- главная героиня, имеющая двух поклонников, Лиза - субретка, веселая горничная, помогающая своей госпоже в ее любовных делах. Однако драматург вводит и новаторские приемы: главная героиня далеко не идеальна, а из «влюбленных» соперников она выбирает не лучшего, а худшего, что уже более характерно для реализма. В комедии есть также и другие проявления этого направления: женские образы типичны для своей эпохи и помещены в типичную, обыкновенную обстановку, хотя каждый из женских образов обладет индивидуальностью.

Московские дворянки представлены графиней Хрюминой, Натальей Дмитриевной Горич, графиней Тугоуховской и Хлестовой, все они воплощают собой «век минувший» в комедии.

Графиня-внучка Хрюмина отличается от Натальи Дмитриевны, княгинь Тугоуховской и Хлестовой своей озлобленностью; Наталья Дмитриевна выделяется своим кокетством и «мягкостью», княгиня - «командирством», а Хлестова - резкостью суждений и выражений. Все они обладают разными характерами, но при этом типичны, так как выражают одни идеи. Все эти дамы принадлежат к «веку минувшему» и тем самым участвуют в социальном конфликте пьесы. Именно женские образы помогают лучше понять устои и жизненные принципы Москвы 10-20-х годов XIX века.

Дамы тоже чтят чины и ценят людей не по их заслугам, а по материальному благосостоянию. Например, княгиня Тугоуховская, которая оценивает всех молодых людей как возможных женихов для своих дочерей, спрашивает: «Он камер-юнкер?.. Богат?» Узнав же, что Чацкий не богат и не занимает никакого поста, перестает им интересовать-, ся. В пьесе говорится об этом так: «И в женах, в дочерях к мундиру та же страсть». Не только мужчины «века минувшего» сгибаются «вперегиб» перед вышестоящими. Так, Наталья Дмитриевна разговаривает с княгинями «тоненьким голоском» и «лобызается» с ними -они князья.

К военному мундиру уважение тоже велико: «К военным людям так и льнут, а потому что патриотки», - с иронией замечает автор. Да, дамы любят военных, потому что «и золотой мешок, и метит в генералы», а генеральский чин - это и почет, и богатство. Везде один расчет!

Однако московское общество, и в особенности женское, довольно романтично. Оно увлекается всем «новым», «неизведанным» - иностранным:

Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;
Своя провинция...
Такой же толк у дам, такие же наряды...

Так характеризует дамское общество Чацкий в своем монологе о французике из Бордо.

Героини комедии читают французские романы, им «сна нет от французских книг», а потом влюбляются в вымышленных героев или, как Софья, в «безродных», в тех, кого они могут облагодетельствовать. Эта «высокая» культура и чувствительность порождены отсутствием знания каких бы то ни было русских традиций. Все очень поверхностно, все напускное, но все «с ужимкой и прыжком».

Московские барышни очень кокетливы, причем слово «барышня» следует употреблять и в отношении замужних дам. В обществе ведутся разговоры о нарядах: «о тюрлюлю атласном» и о складочках, стонут, охают, страдают. Но кокетничают не только девицы на выданье. Наталья Дмитриевна замужем, но это не мешает ей получать удовольствие от балов и приемов, флиртовать. Ей весело: «Признайся, весело у Фамусовых было?» - спрашивает она у мужа, который ей вовсе не мешает.

В Москве муж низведен до положения домашней собачки. Молчалин отзывается о шпице Хлестовой точно так же, как Наталья Дмитриевна о своем муже:

«Ваш шпиц-прелестный шпиц», «Мой муж - прелестный муж».

Мужчины не имеют никакого права голоса. Женщины правят домом и обществом. Княгиня Тугоуховская командует мужем: «Князь, князь, назад», а жена Платона Михайловича обращается с ним как с ребенком, не давая и рта раскрыть: «Послушайся разочек, мой милый, застегнись скорей».

«Муж - мальчик, муж - слуга из жениних пажей» -так можно охарактеризовать положение московских мужчин. Они бесправны, вся власть находится у женщин.

Впрочем, дамы Москвы обладают властью еще более страшной - они судьи всему, именно они создают общественное мнение. В обществе «злые языки страшнее пистолета», поэтому мнение других так важно. Ведь одним неосторожным словом можно загубить жизнь человеку, испортить его репутацию. Фамусов трепещет перед тем, что станет говорить княгиня Марья Алексевна! Он знает, что стоит ей что-нибудь обронить о ком-то, как сразу об этом будет знать вся Москва. Так Софья, сказав: «Вот нехотя с ума свела», - заклеймила Чацкого навеки, объявив сумасшедшим.

Сплетни расползаются по городу моментально, так как все хотят показать свою осведомленность. И хотя нельзя сказать, что только дамы разносят сплетни по Москве, они играют в этом немаловажную роль. Причем в комедии упоминаются и внесценические персонажи, которые имеют немалую власть в обществе. Например, взбалмошная Татьяна Юрьевна, «из Петербурга возвратясь», приносит разные «новости», в ее власти и возможность «раздавать чины» и, бесспорно, создавать репутацию.

В комедии есть образ, который нельзя полностью отнести к «веку минувшему», но тем не менее он принадлежит фаму-совскому обществу. Это-образ Софьи.

Софья Павловна выросла в типичном московском барском доме. Ее отец - столп московского общества. Он практичен, рачительный хозяин, держит дом В Москве, искренне любит свою дочь и желает ей счастья, но к своей цели он идет любыми путями. А Софья -дочь своего отца: она любит комфорт, но «шляпки и булавки» обременительны для кошелька Фамусова. Героиня умна, целеустремленна, умеет лгать и изворачиваться во имя своей цели. Она обманывает отца, не смея сказать ему о своей любви к Молчалину.

Софья, как и остальные дамы, увлекается чтением сентиментальных французских романов, где описывается «неравная» любовь между прекрасной богатой девушкой и безродным юношей. Именно из книг она почерпнула свой идеал, воплощенный в образе Молчалина.

Все это роднит героиню с другими представительницами московского общества, но, в отличие от них, она способна на глубокие чувства. Ее любовь к Молчалину действительно искренна и сильна настолько, что она готова забыть о предрассудках:

Что мне молва: кто хочет - так и судит.

В Софье нет стремления подняться по социальной лестнице. Она не преклоняется перед чинами. Говоря о Скалозубе:

Он слова умного не выговорил сроду.
Мне все равно, что за него, что в воду.

Героиня отвергает устои «века минувшего»: ей нужен человек, а не только мундир.

Однако Софья не может увидеть в Чацком свой идеал (его резкий ум пугает ее), а видит его в Молчалине, оставаясь поэтому представительницей «века минувшего», а со временем она, возможно, станет копией Натальи Дмитриевны.

Образ Софьи в комедии Грибоедова неоднозначен. В ней есть и хорошее и плохое.

Вся галерея женских образов, выведенных в комедии, нова для литературы первой четверти XIX века. Героини - не абстрактные образы, а живые люди с их недостатками и достоинствами. Несмотря на то что все они типичны, все же каждая из них - это индивидуальность. В этом и заключается заслуга Грибоедова, автора бессмертной комедии «Горе от ума».

В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов показал столкновение извечно противоборствующих между собой старого и нового поколения, идеологий века прошлого и века нынешнего. На бал Фамусова приезжают люди, которые составляют этакая московская столичная элита. Они многолики и совершенно не скрывают своих крепостнических взглядов, в них полно невежества, пошлости, корыстолюбия и чинопочитания. Описание всех гостей Фамусова говорит само за себя. Чацкий немало посвятит им своих крылатых высказываний.

Характеристика гостей Фамусова на балу

В доме Фамусова еще до приезда гостей появляется полковник Скалозуб - огромный невежда и карьерист, у которого в мечтах - заставить все российское общество жить по казарменном уставу. Он убежденный сторонник старых порядков, богат и метит в генералы. Он стал самым желанным гостем в доме Фамусова. Поводом для приезда Скалозуба стал поиск богатой невесты. Поэтому Фамусов тут же его заприметил и посчитал его очень перспективным женихом для своей дочери Софьи.

Горичи

Затем гости Фамусова один за другим стали съезжаться на бал. Самой первой прибывает чета Горичей. Это ничем не примечательная типичная Вообще характеристика гостей Фамусова на балу достаточно интересна: Грибоедов тонко подчеркнул в них типажи людей из того времени. Так вот, в продолжение, Чацкий хорошо знаком с Платоном Михайловичем Горичем, они служили вместе и даже дружили. Это был очень веселый, энергичный и бодрый человек, но после женитьбы на женщине с характером - Наталье Дмитриевне - он изменился, стал подкаблучником и мальчиком-слугой. Теперь она не дает ему даже рта раскрыть. Но Горич уже привык к этому и даже смирился со своим положением. Чацкому Платон Михайлович жалуется, что, мол, не тот уже он, что был когда-то раньше.

Тугоуховские

Вслед за семьей Горичей на бал к Фамусову приезжает княжеский род Тугоуховских. Мать семейства очень сильно озабочена поиском жениха для своих дочерей. Она сразу заприметила молодого Чацкого и хотела было пригласить его к себе в гости, но, узнав, что он небогат и не имеет высокого чина, сразу передумала. По ее мнению, лучше пусть будет плохенький, но чтобы хоть тысячи две крепостных души имел.

Хрюмины

А потом и две дамочки Хрюмины заявились на бал. Это внучка Хрюмина, вечно недовольная всем и обозлившаяся на весь мир из-за того, что не может найти себе жениха, и ее наполовину глухая бабка. Не успев приехать на бал, Хрюмина-внучка сразу же пожалела о том, что появилась очень рано и что ей не с кем говорить и не с кем танцевать. Да и познакомиться с кем-нибудь, за кого можно было выйти замуж, шанса совершенно не представлялось. Она высказывает восхищение от всего заграничного и выдает свое пристрастие к «модным лавкам». Ее высокомерие задевает Чацкого, и тот сыплет в ее адрес колкие замечания.

Загорецкий и Хлестова

На балу у Фамусова оказывается и Загорецкий - прощелыга, лгун, картежник, плут и мошенник. Однако, несмотря на всю его уничтожающую характеристику, его все же принимают в высшем обществе, и двери Фамусова тоже оказались для него открытыми. Его низкая, но очень услужливая натура в буквальном смысле всех располагает и обольщает. Он всегда появляется в самый нужный момент и в самое нужное время, чтобы услужить какому-нибудь достопочтимому дворянину.

На бал непременно заехала и деспотичная грубая барыня Хлестова 60 лет. Она всегда придерживается своего мнения и знает себе цену. С крепостными она не церемонится. И на бал Хлестова взяла собачку и арапку-девку. Для этой особы нет разницы между крепостным и собакой, все ей в развлечение.

Остальные гости Фамусова

Самым последним гостем бала стал Репетилов. Он представляет собой человека очень ненадежного, дискредитирующего и опошляющего идеи того времени. Репетилов постоянно говорит о каких-то «секретных союзах» и «тайных собраниях», где пьют много шампанского и разговаривают на запрещенные темы. Он в своих корыстных целях использует благосклонность к нему людей из высшего общества.

Характеристика гостей Фамусова на балу не исчерпана, там было еще много других персонажей из светского общества, но Грибоедов отметил их буквами N и D. Они-то и стали распространителями слуха о сумасшествии Чацкого, хотя сами в это не поверили, но с удовольствием слушали, что говорят другие. В образе этих мелких сплетников показаны интересы в стремлении к богатству, почестям и сплетням.

Чацкий - один из немногих, кто отличался от фамусовских гостей. В его натуре прослеживались типичные декабристские черты. Он пылок, вольнолюбив и открыто высказывает свое мнение. Ему не нравится преклонение перед иностранцами, он выступает против крепостничества и презирает низкопоклонство, а не служение делу.

Чацкий

Характеристика гостей Фамусова на балу в буквальном смысле классическая. В кругу этой толпы Чацкий провел всего лишь день и сразу осознал ее истинные ценности, после чего надежды встретить единомышленников уж совсем не осталось. Чацкий не мог равнодушно смотреть на все это, и в итоге после нескольких нелицеприятных реплик он требует карету и покидает Москву.

Бал в доме Фамусова - очень важная составляющая произведения «Горе от ума». Чацкий не приезжал в Москву три года и не давал о себе никакой весточки. И вдруг очень неожиданно для всех он появляется в доме Фамусова. И то, что он видит, его совсем не устраивает, а может, даже шокирует.

Характеристика гостей Фамусова на балу показывает, что такое общество постепенно изживало себя, его взгляды уже очень сильно устарели, а передовые идеи только начали пробиваться сквозь толщу лицемерия, выгоды и коварства. Грибоедов написал пьесу «Горе от ума» в отместку, ведь в обществе он также чувствовал себя «сумасшедшим» Чацким, неготовым мириться с существующим положением дел.


Каждый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию. Эпизодические персонажи оттеняют и дополняют черты главных героев. Внесценические персонажи хотя и не действуют прямо, но играют важную роль: они свидетельствуют о том, что Чацкому противостоит мощная и действенная реакционная сила. Все герои, вместе взятые, создают яркую, полнокровную картину московского дворянского общества. На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех них есть общие черты: крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие. Эпизодические персонажи появляются в комедии, сменяя друг друга. Рассмотрим их в той последовательности, в которой они изображены в комедии. Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до вступления последнего в брак. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под каблук своей жены, стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть»: она отвечает за него на вопросы Чацкого, разговаривает с ним в приказном тоне: «Послушайся разочек, милый, застегнись скорей». Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот». Вообще мотив подчинения мужа жене проходит через все произведение. Грибоедов проводит параллель между Платоном Михайловичем и Молчал иным. Супруг Натальи Дмитриевны говорит: «Есть-таки занятье: / На флейте я твержу дуэт / А-мольный». Автор этой фразой отсылает читателя к началу комедии, когда Молчалин и Софья за сценой играют дуэт на фортепьяно и флейте. Софья отдает предпочтение Молчалину, хотя она могла выбрать Скалозуба или Чацкого. Молчалин заслужил ее любовь тем, что он «враг дерзости». Софья воспитана в фамусовском духе, и ей нужен такой же муж, как Горич, - «муж-мальчик», «муж-слуга». Лакей Петруша в комедии почти не говорит, им распоряжается Фамусов, который приказывает ему: «Поди», «Пошел же, торопись». И он подчиняется. Однако же Лизанька говорит о нем: «А как не полюбить буфетчика Петрушу?» Петруша умеет подчиняться, этим он тоже нравится: его полюбила Лизанька. На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспокоена поиском женихов для своих дочек. Читатель понимает это почти с первых ее слов. Едва завидев Чацкого в узнав, что он не женат, она посылает своего мужа, такого же «мужа-мальчика», «мужа-слугу», пригласить потенциального жениха к себе. Но как только она узнает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, она «что есть мочи» кричит: «Князь, князь! Назад!» Фигура княгини Тугоухов-ской помогает глубже понять характер Фамусова. Павел Афанасьевич хочет выдать свою дочь замуж за богатого, обладающего властью, заметного в обществе человека. Княгиня Тугоу-ховская преследует те же корыстные цели. Через фигуру княгини Грибоедов подчеркивает в характере Фамусова такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание. В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу: * Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, * Тот и жених, а также «Кто беден - тот тебе не пара». На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окружающий мир Хрюмнна-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Уезжая же с бала, графиня-внучка так отзывается о нем: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!» Ее злит, что на балу она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка выказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «модным лавкам». Она часто употребляет французские слова, даже произносит несколько целых фраз по-французски, чего в комедии больше никто не делает. В ее лице Грибоедов высмеивает еще одну характерную черту дворянства того времени: преклонение перед всем иностранным. Чацкий в своем монологе рассказывает о «французике из Бордо», который чувствует себя в России «маленьким царьком», хотя покидал он свою страну «со страхом и слезами». Этот французик не только не встретил в России «варваров», но и услышал везде свой родной язык, увидел, что дамы носят такие же платья, как во Франции. С помощью образа «французика из Бордо» Грибоедов показывает, что дворянское общество так подражает французским нравам и обычаям, что русских дворян невозможно отличить от французов - они « офранцузились ». Загорецкий больше других эпизодических героев «задействован» в комедии. Это едва ли не самый порочный человек из присутствующих на балу у Фамусова. Про него все откровенно говорят: «Отъявленный мошенник, плут», «Лгунишка он, картежник, вор». Но, несмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты, про него даже Хлестова сказала доброе слово: «Дай бог ему здоровья!» Загорецкий откупается своей услужливостью, он говорит Софье, что ей никто бы так не услужил, что он «всех сбил с ног», доставая билеты на спектакль, сознается, что «похитил уже силой». В этой фразе раскрывается низость характера Загорецкого. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент. Когда старуха Хлестова хотела «от него и двери на запор», он услужил ей, подарив арапчонка, которого он, по-видимому, достал каким-то нечестным путем, тем самым расположив ее к себе. Характерная черта одного из основных героев комедии - Молчалина - совпадает с главным свойством характера Городецкого. Молчалин говорит: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятая». Чацкий выражает свое мнение о Молчалине: «В нем Загорецкий не умер». Действительно, Грибоедов показывает Загорецкого «отъявленным мошенником», «лгунишкой», «плутом», чтобы яснее выявить ту же низость души в Молчалине - будущем Загорецком. На бал приезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова. Это крепостница, властная и своевольная, по словам Гончарова, «остаток екатерининского века». В образе Хлесто-вой Грибоедов раскрывает жестокость крепостных устоев, при которых к людям относятся, как к собакам. Хлестова берет с собой на бал «арапку-девку да собачку». Для нее крепостной человек - все равно что собака. Она просит Софью: «Вели их накормить ужо, дружочек мой» - и тотчас про них забывает. В комедии незримо присутствует еще один персонаж, который относится к подвластным ему людям, как к собакам. О нем рассказывает Чацкий, называя его «Нестором негодяев знатных». Этот человек поменял своих верных слуг, которые спасали его жизнь и честь, на охотничьих собак. Образ «Нестора» тоже свидетельствует, как жестоко обращаются люди, имеющие власть, с теми, кто им подчинен. В разговоре с Софьей Чацкий упоминает несколько людей, с которыми он был знаком до отъезда за границу. Он вспоминает о человеке, который живет за счет своих артистов («сам толст, его артисты тощи»), только развлекается. Чацкий говорит про него: «На лбу написано: «Театр и маскерад». Этот «Театр и маскерад» запомнился ему потому, что на каком-то балу спрятал человека в «комнате посекретней», чтобы тот «щелкал соловьем». Потом Чацкий рассказывает про человека, который согнал на «крепостной балет» детей, «отторжен-ных» от родителей, и «заставил всю Москву дивиться их красе», а потом распродал их поодиночке. Так Грибоедов выявляет социальное неравенство, при котором можно детей разлучать с родителями. Еще один знакомый Чацкого «поселился в ученый комитет» и «с криком» протестовал против образования. Этот персонаж выявляет невежество и необразованность фамусовского общества. Самым последним, к «Шапочному разбору», на бал является Репетнлов. Этот персонаж в изображении Грибоедова - человек, опошляющий и дискредитирующий идеи времени, он с его «секретнейшим союзом» и «тайными собраниями по четвергам», где только «шумят» и «пьют шампанское на убой», выступает как ни к чему не годный человек, болтун, для которого все передовые идеи не более чем модное увлечение. Ре-пе’шлов называет Чацкому каких-то людей, которые авторитетны в «секретнейшем союзе», но читатель понимает, что все эти люди не могут принести обществу реальное обновление: один отличается тем, что «сквозь зубы говорит», другой - тем, что поет, еще двое - просто «чудесные ребята», а Ипполит Маркелыч Удушьев - «гений», потому что написал в журнале «отрывок, взгляд и нечто». В образе Репетилова Грибоедов высмеивает случайных людей в кругах прогрессивного общества. На балу множество других представителей фамусовского общества. Грибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N. и Б. Про них автор не говорит ничего, но они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого. Господин ^. не верит этому, но его интересует, что об этом говорят другие. Софья прекрасно знала весь этот механизм, и стоило ей сказать двум «господам» несколько слов, как все фамусовское общество в полный голос заговорило о сумасшествии Чацкого. В образах этих мелких сплетников Грибоедов показывает, чем занимается дворянское общество: распространением сплетен и слухов.

Горечи в произведении "горе от ума"

Ответы:

Вот он, на цыпочках и не богат словами. Молчалины блаженствуют на свете. А. С. Грибоедов Одна из любимых тем великих писателей XIX века - становление молодого че­ловека, выбор им жизненного пути. Разнообразие человеческих судеб рисуют нам такие всемирно прославленные романы, как пушкинский «Евгений Онегин», «Обыкновен­ная история» и «Обломов» И. А. Гончарова, «Красное и черное» Стендаля, «Челове­ческая комедия» Бальзака и многие другие. Среди этих бессмертных книг и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, не роман, а «высокая» комедия, в которой, по-моему, очень мало смешного, кроме некоторых ситуаций, зато поставлены важнейшие социально- политические и нравственные проблемы, многие из которых волнуют нас и сегодня. Каким должен быть человек? Как прокладывает он свой жизненный путь? Что на этом пути можно себе позволить и чего нельзя позволять никогда? Что важнее - че­ловеческое достоинство или карьера? На эти и многие другие вопросы отвечает автор комедии образом Алексея Степановича Молчалина. По происхождению и социальному положению он не принадлежит к столичной знати. «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секре­тари» московский туз Фамусов. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением: это скромный молодой человек, благообразный, молчаливый, вкрадчивый. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки, старается всем угодить. Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Но, читая комедию, мы убеждаемся, что благопристой­ность Молчалина - искусно подобранная маска, скрывающая подлого, лицемерного, фальшивого человека. В минуту откровенности он признается, что руководствуется в жизни заветом отца «угождать всем людям без изъятья», даже собаке дворника. Цель жизни Молчалина - сделать карьеру, желательно блестящую, добиться чи­нов, богатства. Высшее счастье, свой жизненный идеал он видит в том, чтоб «и награжденья брать, и весело пожить». На пути к этой цели для него все средства хороши. При этом Молчалин избирает самый верный способ выслужиться - лесть, низкопо­клонство, угодничество. Он почтителен и предупредителен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной барыне Хлестовой, не отходит от богатых старичков, играет с ними в карты. Льстец и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (еще бы, ведь она дочь его всемогущего начальника) и тут же говорит Лизе, что любит хозяйскую дочь «по должности». Его жизненные «принципы» просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самоуничижение: «Ведь надобно зависеть от других» или: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Молча­лин не знает, что такое честь, честность, искренность, и подличает просто так, на всякий случай. Такое поведение принесло ему известный успех: ничтожный секретарь не только живет в доме своего покровителя, но и принят в его обществе. Мало того, «умерен­ность и аккуратность» уже обеспечили ему «три награжденья» по службе, располо­жение и поддержку влиятельных господ. Читатель комедии понимает и другое: жизненный «опыт» Молчалина - приго­вор не только ему, но и обществу, которое его одобряет и поддерживает. Люди, орга­низовавшие травлю искреннего, честного Чацкого, объявившие его, умного, образо­ванного человека, сумасшедшим, не считают зазорным общаться с бесчестным подлецом, покровительствовать ему, и это прекрасно их характеризует. «Молчалины блаженствуют на свете», - один из самых горьких выводов Чацкого после дня обще­ния с фамусовским обществом. Молчалин не беспомощен и не смешон - по-моему, он страшен. Роль этого героя в комедии определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, перед нами человек, ко­торый, живя в фамусовском обществе, обязательно «дойдет до степеней известных». Его не погубит даже разоблачение, потому что, униженно кланяясь и ползая на коле­нях, «деловой» секретарь снова отыщет путь к сердцу своего начальника: ведь он ну­жен Фамусову, да и заступиться есть кому! Нет, Молчалин непотопляем. Во-вторых, рассказывая о «становлении» Молчалина, автор разоблачает московское барство (а оно, в свою очередь, представляет общественный строй фамусовской Рос­сии), «мучителей толпу», боящуюся людей с передовыми взглядами и твердыми, не­сгибаемыми характерами и принимающую как своих многочисленных молчалиных. «Великая способность нравиться» многих в этом беспринципном обществе вывела в люди. Грибоедов убеждает и в том, о чем прямо не говорит: избранная Молчалиным так­тика нужна ему только до поры до времени. Добившись своего, он сбросит личину скромности и почтительности - и горе тем, кто встанет на его пути. К сожалению, такой человеческий тип не ушел в прошлое. И сегодня под маской благопристойности и скромности может скрываться современный Молчалин, умеющий всем угодить, не брезгующий никакими средствами для достижения своих целей. Автор бессмертной комедии учит разбираться в людях, видеть под маской, если она надета, истинное лицо человека.