Готовые проекты по мхк. Проект по мхк для старших классов

«Преподавание МХК в школе» - Интеграция работы кружков в рамках общешкольного проекта по МХК -. Содержание тематических блоков. Исследовательская работа- творческий проект. Тема1: Первобытное и традиционное искусство. Тематическое планирование по историческим блокам. Мировая художественная культура как школьный предмет. Тема 9: Русское искусство и народные традиции.

«Электронные учебники по МХК» - Великий Эрмитаж. Электронный ресурс. Что такое искусство. Борис Кустодиев. Учимся понимать архитектуру. Русский музей. Русский музей. Сальвадор Дали. Иван Айвазовский. Русские императорские дворцы. Музыкальный класс. Современное российское искусство. Учимся понимать музыку. Шедевры архитектуры. Учимся понимать живопись.

«Проекты по МХК» - Проект. Творческий проект. Мультимедийная презентация. Искусство. Культурная адаптация школьников. Проектная компетентность. Основные требования к проекту. Планирование. Проект в рамках курса МХК. Творческий проект на уроках мировой художественной культуры.

«Программа по художественной культуре» - Музыка. Искусство – вид духовного освоения действительности. Раздел 1. Основные жанры музыкального и изобразительного искусства. Раздел 3. "Музыкальная живопись" сказок, притч и былин. Задачи. Условия реализации Программы. Живопись. Результаты исследования. МХК - как комплексное освоение видов искусства.

«Уроки искусства» - Сдала зачеты по основным дисциплинам и программам: Награждение. Итоги внеклассной работы. Методическая проблема: 6б класс. Повышение профессионального мастерства: Методы работы: Научно- исследовательская работа. Профессиональная педагогическая деятельность. Львенок на острове. Фотография. Подводный мир.

«Урок-игра по МХК» - Создание Русского национального гимна. Николай I почтил память умершего Пушкина. Картина Ильи Ефимовича Репина. Император Николай I. Беседы. Классицизм. Картины. Социальный статус артистов. Сын боевого генерала всю жизнь лепивший лошадей. Французский архитектурный стиль. Музей. Он строился сорок лет и являлся самым большим зданием.

Всего в теме 14 презентаций

Проект по мировой художественной культуре по теме: «Скульптура» ученицы 11 -А класса Анищенко Анны

Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются способами вытачивания, литья, резьбы, лепки из твердых или пластичных материалов(камня, металла, дерева, глины)

Скульптура древней Месопотамии почти лишена статичности и уравновешенности, которые были присущи египетскому искусству. Рельефы и росписи дворцов, древние скульптуры правителей или животных изображали в движении. Искусные мастера Шумера владели навыками изготовления удивительных по красоте и тонкости ювелирных изделий. Они прекрасно умели чеканить и делать не простые сплавы драгоценных металлов. В отличие от архитектуры изобразительное искусство Шумера выглядит сравнительно бедно и примитивно. О развитии изобра зительного искусства можно судить по маленьким фигуркам животных и, позже, по небольшим, размером в 35- 40 см, статуэткам из мягких пород камня и глины.

Скульптура Древнего Египта Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле играет важнейшую роль. Согласно представлениям египтян, одна из человеческих душ — обладает способностью пребывать сразу в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а также создание большого количества скульптур, которые могут служить оболочкой для души.

Абсолютное большинство скульптур Древнего Египта статичны. Чаще всего цари и боги изображаются сидящими на троне, или стоящими, руки фигур покоятся на коленях, или скрещены на груди, взгляд устремлен прямо перед собой. Подобный ракурс создавал удивительный эффект, зрителю кажется, что статуя смотрит прямо на него, с какого бы ракурса он не смотрел на скульптуру. Огромные глаза скульптур — также имеет культовое значение. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Поэтому все скульптуры раскрашивались очень тщательно.

Античная скульптура Создание обобщенного человеческого облика, возведенного к прекрасной норме- единству его телесной и духовной красоты, - почти единственная тема искусства и главное качество греческой культуры в целом. Это обеспечило греческой культуре редчайшую художественную силу и ключевое значение для мировой культуры в будущем.

Периоды, на которые принято делить историю и искусство античного мира: Древний период - эгейская культура: III тысячелетие-XI в. до н. э. Гомеровский и раннеархаический периоды: XI-VIII вв. до н. э. Архаический период: VII-VI вв. до н. э. Классический период: с V в. до последней трети IV в. до н. э. Эллинистический период: последняя треть IV-I в. до н. э. Период развития племен Италии; этрусская культура: VIII-II вв. до н. э. Царский период Древнего Рима: VIII-VI вв. до н. э. Республиканский период Древнего Рима: V-I вв. до н. э. Императорский период древнего Рима: I-V вв. н. э.

АРХАИКА В своей работе мне хотелось бы рассмотреть греческую скульптуру периодов архаики, классики, а также скульптуру эллинистического периода. В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи стройных обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек - куросы и коры. Для архаических скульптур характерна некоторая схематичность, непропорциональность. С другой стороны, каждая работа скульптора притягательна своей простотой и сдержанной эмоциональностью. Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, придающая работам некоторую загадочность и глубину.

Богиня с гранатом», которая хранится в Берлинском государственном музее, одна из наиболее сохранившихся архаических скульптур. При внешней грубоватости и «неправильных» пропорциях, внимание зрителя привлекают руки скульптуры, выполненные автором блестяще. Выразительный жест скульптуры делает ее динамичной и особенно выразительной.

«Курос из Пирея», украшающий коллекцию Афинского музея, представляет собой позднее, а значит более совершенное произведение древнего скульптора. Перед зрителем мощный молодой воин. Нарушенные пропорции уже не так бросаются в глаза. А черты лица не так обобщены, как у ранних скульптур архаического периода.

Классика Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой. Именно классический период характерен появлением первых обнаженных женских фигур (Раненая Амазонка, Афродита Книдская), которые дают представление об идеале женской красоты расцвета античности. В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи: Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие.

Эллинизм Поздняя греческая античность характеризуется сильным восточным влиянием на все искусство в целом и на скульптуру в частности. Появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали. В спокойствие и величественность классики проникает восточная эмоциональность и темперамент.

Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма – «Лаокоон и его сыновья» Агесандра Родосского (шедевр хранится в одном из музеев Ватикана). Композиция полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.

Эпоха Вохрождения Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Главное в Возрождении - это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности.

Донателло работал и в классическом стиле и в реалистическом, часто удачно комбинируя эти два стиля. Одними из самых знаменитых его работ стали: статуя св. Георгия, статуя Давида, статуя апостола Марка и многие другие.

Барокко – стиль, в котором воплотилась воедино: торжественность, пышность, жизнеутверждающий характер, динамика. В основу барокко были положены религиозные идеи. Скульптуры барокко изготавливались, благодаря безграничной фантазии мастеров.

«Давид» Бернини

Макеева Юлия

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Языковка

Исследовательский проект по МХК

«Храмы России»

Выполнила:

ученица 8 класса

Макеева Юлия

Руководитель:
Ануфриева Т.В.

февраль 2013 г.

Введение

  1. Православные храмы России.
  1. Особенности храмовой архитектуры.
  1. Внешнее и внутреннее устройство храма.
  1. Самые известные храмы России.
  1. Изображения храмов в декоративно-прикладном творчестве. Творческая работа по созданию образов православных храмов.

Вывод

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Наши предки не могли себе представить жизнь без веры, без храма, который являлся для них в буквальном смысле вратами в мир небесный. Храм сопутствовал каждому православному человеку в течение всей его жизни: здесь регистрировались и рождение, и крещение, и упоение.

Строительство любого города, села или завода сопровождалось возведением церкви. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая каменная церковь. Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь создается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

Храмы на Руси посвящались Христу Спасителю, Богородице или святым. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги.

Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество.

Храм в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры. Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века - церковно-приходские школы.

Храм всегда был не только местом служения, но и больницей, где излечивались духовные и телесные недуги, и школой, учившей наших прапрадедов не только читать и писать, но и молиться, верить, любить Бога и ближнего.

Храм - это место особенное, специально предназначенное:

1) для встречи с Богом каждого человека;

2) для соборных молитв;

3) для совершения богослужений;

4) для совершения Таинств Православной Церкви (Крещения, Покаяния, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства и Брака, или Венчания).

Лучшие русские храмы стали славой России. Памятниками мировой культуры признаны Киевский и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Владимирский собор Киева и многие другие храмы России. Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях - многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

ЦЕЛЬЮ работы является следующее:

Изучить особенности архитектуры православных храмов;

Ознакомиться с внешним и внутренним устройством храма;

Узнать о самых известных храмах России и Саратовской области;

Провести творческую работу по созданию образа православного храма.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ по изучению православных храмов. Изучение истории России, культуры нашей страны неразрывно связано с изучением православных святынь, храмов и икон. Каждый из православных храмов имеет свою судьбу, свой неповторимый характер. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов. В своей практической работе я попытался передать красоту православного храма на основе декоративно-прикладного творчества.

1. Православные храмы России

Далеко не каждому известно, как устроен православный храм. А ведь каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол - это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов.

1.1.Особенности храмовой архитектуры.

Вместе с Православием Русь приняла от Византии образцы церковной архитектуры. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор , София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора. Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это классический тип белокаменного прямоугольного храма, или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной. В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части. Князь Владимир и его преемник, князь Ярослав Мудрый, стремились органически включить Русь в организм христианства.

В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов. Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями - гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц. Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.

Особый стиль обрела русская деревянная архитектура . Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер . Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).

Шатровые каменные храмы на Руси появились на рубеже XV – XVI веков. Возникновение шатровых храмов связано с одной стороны с традицией строительства храмов-памятников, приуроченных к какому-либо важному событию. С другой стороны, к этому виду храмов русское каменное зодчество шло, во-первых, от деревянного, а во-вторых, от форм сводов каменных храмов, которые постепенно, с развитием строительства, все больше вытягивались вверх. Первым каменным шатровым храмом считается Вознесенская церковь в Коломенском, построенная в 1532г. Василием III. По другим данным, первым каменным храмом с шатровым завершением был храм Вознесения в Вологодском посаде, построенный в 1493г.

Шатровая форма церквей оказалась наиболее подходящей для строительства храмов-памятников – они должны были быть высокими, видными издалека, а вот небольшая площадь храма роли не играла, так как они создавались не для огромного скопления народа. В XVI-XVII веках на Руси было построено немало шатровых храмов-памятников. Шатровое завершение было придано и центральной части самого известного из них – собору Покрова на Рву (Василия Блаженного) на Красной площади в Москве, построенному в 1552г. в честь взятия Казани.

Основа всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик, служащий опорой для высокого восьмигранного шатра. При этом зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно. Это стало причиной обрушения слишком большого и широкого каменного шатра Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском монастыре ; после обрушения шатер был заменен на более легкий деревянный, обшитый железом.

Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей. Русские храмы столь разнообразны в общем облике, деталях убранства и украшения, что можно бесконечно удивляться выдумке и искусству русских мастеров, богатству художественных средств русской церковной архитектуры, ее самобытному характеру. Все эти храмы традиционно сохраняют трехчастное (или двухчастное) символическое внутреннее деление, и в устройстве внутреннего пространства и внешнего оформления следуют глубоким духовным истинам Православия. Например, символично количество куполов: один купол знаменует единство Бога, совершенство творения; два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения; три купола знаменуют Святую Троицу; четыре купола - Четвероевангелие, четыре стороны света; пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь куполов знаменуют семь таинств Церкви, семь Вселенских Соборов.

В конце XIX века появилась тенденция к ослаблению жесткого запрета на строительство шатровых храмов, популярность набрал псевдорусский стиль, поэтому на рубеже XIX-XX веков снова стали появляться церкви с шатровым завершением, хотя и заметно отличающиеся от своих предшественниц XVI-XVII веко

Неоготика (псевдоготика, ложная готика) – архитектурное направление, возникшее в XVIII веке в Великобритании и распространившееся в Европе и в России. Из названия ясно, что этот стиль связан с использованием деталей готической архитектуры; обращение архитекторов к средневековому европейскому зодчеству было вызвано общей тенденцией к возрождению старинных традиций не только в архитектуре, но и в ландшафтном дизайне etc. Общее название этой тенденции – всем известный романтизм. В романтически-готическом стиле начали строиться и некоторые храмы в России. Их крайне немного, и далеко не во всех можно сразу и безошибочно угадать неоготические черты, но тем не менее храмы этого стиля существуют и очень интересны не только своим обликом, но и своей историей. Как правило, это не простые приходские церкви, а усадебные храмы известных людей. В Москве неоготических церквей практически нет, зато в Московской области их немало; есть они и в других областях, и в открытом новым веяниям Петербурге. Настоящей готики в России нет – по объективным историческим причинам, поэтому зачастую неоготику в России для краткости именуют просто готикой.

Храмы «под звоном» , или «иже под колоколы», − это столпообразные храмы, у которых ярус звона помещен на основном объеме, под главой. Замечательные образцы древнерусской архитектуры этого типа появились на Руси в XIV веке – предположительно, первым из них был храм Иоанна Лествичника в Московском Кремле, построенный еще при Иване Калите в 1329 году и не дошедший до наших дней. Известно, что это было столпообразное здание девяти метров в диаметре, в форме неправильного восьмигранника в плане. Замечательный образец несколько более позднего времени – Свято-Духовская церковь в Троице-Сергиевой Лавре.

Ряд превосходных храмов «под звоном» дало русской архитектуре московское (нарышкинское) барокко. Это касается тех храмов, авторство которых принадлежит (или приписывается) зодчему Якову Бухвостову : Покрова в Филях, Бориса и Глеба в Зюзино, Троицкая в Троице-Лыково, Спаса в Уборах, Знамения на Шереметевом дворе. Стройные, высокие барочные храмы становятся еще выше благодаря дополнительному ярусу звона – пирамидальные строения, похожие на свечи, великолепно смотрятся издалека. В Москве из барочных церквей «под звоном», кроме нарышкинских, есть современная им знаменитая Меньшикова башня (церковь Архангела Гавриила), украшенная в стиле западного барокко и близкая по архитектуре не только к культовым, но и к светским постройкам.

В конце XVIII − XIX веках, в эпоху классицизма, архитекторы также обращались к типу храма «под звоном». На ажурные барочные церкви их произведения уже не были похожи; они композиционно ближе к древним образцам: звонница на массивном четверике. Таковы церкви в Наро-Фоминске, в Ершово (восстановлена), в Воздвиженском.

Среди новопостроенных храмов тоже встречаются церкви «иже под колоколы»; они представляют собой контаминацию различных стилей или стилизации под древнерусские храмы.

1.2. Внешнее и внутреннее устройство храма.

Храм воздвигается на самом высоком месте и своей алтарной частью обращен к востоку, символизирующему Рай. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом , изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою , на которой ставится крест, во славу главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы - три Лица Св. Троицы; пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы - символ пламени свечи. Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Цвет купола также важен в символике храма. Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами. \ см приложение 1\

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница , то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву , к богослужению , равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется "благовест" (благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называется "трезвон" . Звон колоколов по поводу печального события называется "перезвон" .

Православный христианский храм делится на три части: . Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами .

Православные храмы строятся алтарем на восток - в сторону света, где восходит солнце: Святилищу соответствует, в нашем православном храме средняя часть храма .

При входе в храм снаружи устраивается паперть - площадка, крыльцо.

Главнейшая часть храма - это алтарь , место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю. Самое важное место в алтаре - престол - особо

освященныйчетырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. \см. приложение 2\

Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом .

В иконостасе имеются три двери , или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т. е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя , а налево от царских врат - икона Божией Матери .

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь , а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь . На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил , или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами , так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона , то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников , в третьем - иконы апостолов , в четвертом - иконы пророков , на самом же верху - всегда помещается крест.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах , т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях , т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

1.3. Самые известные храмы России

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.

25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I , в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа. Идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества. Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. Над созданием Храма трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. На всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках , расположенных в нижней галерее Храма.

Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.

В начале 1918 года в связи с гонениями на Церковь и изданием Декрета Советской власти "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" Храм полностью лишился помощи от органов власти. 5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.

Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории.

В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Христа Спасителя . И вот в наше время вознесся из небытия Великий Храм - Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик - Храм Христа Спасителя.

Собор Василия Блаженного - один из самых ярких и знаменитых памятников древнерусской архитектуры. Уже в 16 веке собор восхищал путешественников и гостей Москвы, а для россиян стал символом отечественной истории и национального характера.

В 1552 году в честь победы войск Ивана Грозного в войне за покорение Казанского и Астраханского ханства был заложен храм, освященный в честь Святой Троицы. В 1554 году Иван Грозный велел построить на его месте собор Покрова Богородицы с приделами, прославлявшими победу над татарами. Храм в народе именовался Покрова на Рву: собор был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля. Позднее в одном из пределов храма был похоронен юродивый Василий Блаженный, благодаря которому собор приобрел свое новое название.

Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих - Постника и Барму. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый - самый высокий - храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного; центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери - именно в этот день Казань была взята приступом. Пределы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров.

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов - потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

В середине 20-х годов 20 века собор Василия Блаженного получил статус музея. С 1934 года он числится филиалом Государственного Исторического музея.

Успенский собор долгое время считался главным храмом Кремля и являлся религиозным и культурным центром русского государства. История Успенского собора начинается с XII века, когда на месте нынешнего каменного собора стояла деревянная церковь. Спустя примерно столетие, по указу московского князя Даниила Александровича, на месте деревянной церкви возвели первый Успенский собор. Уже в XIV веке Иван Калита решил перестроить каменный храм и сделать его более величественным и роскошным. В XV веке появилась возможность воплотить идею Ивана III в жизнь. Таким образом, в 1470-х годах началась перестройка Успенского собора, для чего в Москву были приглашены русские зодчие Кривцов и Мышкин. В 1473-1474 годах стены собора и его своды были возведены, но собор внезапно рухнул, когда приступили к кладке верха. Причиной этого стал плохой раствор и нерациональное устройство лестницы, ведущей на хоры. Для возобновления строительства в Москву указом Ивана III были приглашены мастера из Пскова, но, увидев руины храма, они наотрез отказались достраивать собор. Для завершения перестройки ансамбля московского Кремля Иван Калита пригласил в Москву теперь уже архитекторов из Италии, и в марте 1475 года в Москву прибыл Аристотель Феораванти со своим сыном Андреа и молодым помощником Пьетро. А. Фиораванти отразил в новом соборе все лучшие достижения древнерусского зодчества, использовал элементы новгородской, владимиро-суздальской и итальянской архитектурных школ. Также он предложил множество новых технических идей, которые затем прочно вошли в практику русского строительства: густой раствор, сочетание белого камня и нового по формату кирпича, железные связи, толщина сводов стала намного меньше - в один кирпич.

В связи с тем, что Успенский собор строился как главный храм русской земли, особое внимание уделялось и его внутреннему убранству, над которым трудились лучшие мастера того времени. Его интерьер был равномерно освещен и напоминал огромный торжественный зал. Уникальная роспись стен, многочисленные иконы и различная церковная утварь причисляются к бесценным произведениям мирового искусства.

Говоря о внутреннем облике Успенского собора, стоит отметить, что архитектура и стенопись храма создают образ космоса. Своды собора символизируют небо, поддерживаемое столпами собора. Считается, что изображения святых мучеников на столпах символизирует то, что они так же поддерживают православную Церковь, как столпы - весь храм.

Во время Отечественной войны 1812 года здание Успенского собора сильно пострадало, так как захватившие Москву французы использовали его в качестве конюшни, а перед бегством вывезли из собора более пяти тысяч тонн серебра и около трехсот килограммов золота. После войны серебро вернули и отлили из него центральную люстру успенского собора. В марте 1918 года первое Советское правительство переехало в Москву и разместилось в Кремле, в связи с чем Кремль перестал быть доступным для свободного посещения. Кремль был вновь открыт в 1955 году, а 1970-1980-х здесь были проведены уникальные по масштабу ремонтно-реставрационные работы, которые затронули и Успенский собор.

Закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года. До этого на участке около Невского проспекта стояла небольшая каменная церковь Рождества Богородицы.

На возведение собора понадобилось десять лет - довольно небольшой срок для столь значительного сооружения. Интересно, что собор строился из материалов исключительно отечественного производства и усилиями преимущественно русских мастеров. Были задействованы тысячи рабочих, в основном крепостные крестьяне. Строительные работы велись круглосуточно в крайне тяжелых условиях.

Согласно церковным канонам, алтарь храма должен быть ориентирован на восток, соответственно, главный вход и фасад - на запад. Следуя этим канонам, получалось, что собор будет обращен к главной магистрали Петербурга, Невскому проспекту, не фасадом, а боком. Воронихин блестяще справился с этой проблемой, украсив северный фасад собора колоннадой, повернутой к Невскому проспекту. По замыслу зодчего, еще одна такая же колоннада должна была украсить противоположный, южный фасад храма, но планы Воронихина не были воплощены в жизнь.

В 1811 году перед горожанами предстал величественный храм, самый большой на тот момент в Петербурге. Высота собора достигала 71,5 метров. Внутри и снаружи собор украшали уникальные колонны, высеченные из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая.

Решающую роль в судьбе собора сыграла Отечественная война 1812 года. Храм, построенный первоначально для чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, превратился в хранилище священных реликвий победоносной войны и стал своего рода музеем воинской славы. В 1813 году в Казанском соборе было решено похоронить фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Благодаря этому событию мемориальное значение собора еще больше возросло.

В 1837 году, в 25-ю годовщину победы над Наполеоном, перед собором были установлены памятники фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли. Выполненные по моделям скульптора Орловского, они настолько органично вошли в архитектурный ансамбль Казанского собора, что многие петербуржцы до сих пор уверены, что они были изначально включены в проект Воронихина.

После революции 1917 года собор был отобран у православной церкви. В 1932 году в нем был открыт Музей истории религии и атеизма.

Дата 4 ноября 1990 года вошла в историю собора как день его возрождения. Тогда в праздник Казанской иконы Божьей Матери впервые после более чем семидесятилетнего перерыва в здании собора была отслужена Божественная литургия.

  1. Православные храмы Саратовской области.

Скоропослушница церковь. Саратов :Построена в 2001 году.
Из истории храма: Храм небольшой, однопрестольный, построен как временный до постройки на Танковой горе церкви во имя св. вмч. Георгия. Сейчас на месте будущей церкви стоит поклонный крест.

В честь Рождества Христова церковь. Саратов

Построена: в 1906-1907 годах на средства саратовского купца Чукалина (по другим данным, построена раньше, в 1896 г).
В годы Советской власти: Здание сохранилось в измененном виде. В здании располагался областной кожно-венерологический диспансер. В наши дни: Началась реставрация храма и он был заново освящен. Реставрация продолжается до настоящего времени, но богослужения не прекращаются.

Агриппины мученицы единоверческая церковь. Саратов

Находилась на старообрядческом кладбище за вокзалом.
Построена В 1841 году на средства почетного гражданина города Саратов Никанора Горбунова на кладбище была построена каменная церковь, с каменной же колокольней. По определению Священного Синода в 1853 году церковь была передана в ведение православных церквей. Рядом с церковью располагалась каменная часовня,построенная почти в тот же период, что и сама церковь. Тут же в 1904-1906 годах были построены корпуса богадельни. На месте церкви Агриппины Мученицы было развернуто промышленное строительство. Здание богадельни заняло железнодорожное ГПТУ № 11 (ул. Краевая, 85).

Благовещения Пресвятой Богородицы храм.
Вольск город, Ленина улица, 100.

Престолы: (всего 2) главный - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в приделе - во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Построена: в 1907 - 1908 гг. Освящена: в 1908 г.

В честь Владимирской иконы Божией Матери храм. Саратовский район, Багаевка село.

Построенный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Багаевка Саратовского района - единственный приход в округе. 6 июля 2011 года на церемонии освящения и последующем богослужении присутствовали жители областного центра, Багаевки и других сел благочиния.
Владимирский храм возводился с сентября 2010, и до завершения строительства службы проводились в здании сельского Дома культуры - сообщает пресс-служба Саратовской епархии.
В честь иконы Божией Матери Утоли моя печали Архиерейский Крестовый храм.
Саратов город,

Престолы: Основной престол храма освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали" архиепископом Саратовским и Вольским Александром (Тимофеевым) в середине 90-х годов XX столетия. Престол придела освящен во имя преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского архиепископом Саратовским и Вольским Пименом (Хмелевским) в 1993 году. Также имеется приставной престол.
Построена: 1903 - 1906 гг. Архитектор: Петр Митрофанович Зыбин.

В честь Покрова Божией Матери храм.Вольский район, Белогорное село,

Из истории: Первое документальное свидетельство о существовании храма относится к 1791 г. Во время пожара 14 мая 1839 г храм сгорел. Для православных вскоре была построена небольшая деревянная часовня, в которой с 1839 и по 1868 г. приходские священники совершали богослужение. Вновь храм был отстроен и освящен в 1868 году.
В годы Советской власти: храм был разрушен.
В наши дни: 11 декабря 1999 г. в с. Белогорном был освящен новый Православный храм в честь Покрова Божией Матери. Храм представляет собой кирпичное здание, построенное по канонам церковной архитектуры, увенчано тремя куполами. В барабане одного из куполов размещена звонница. Храм имеет правильно устроенный иконостас, полностью расписан, оборудован всем необходимым для совершения богослужений.

В честь Пресвятой Троицы храм. Энгельс,

Храм в честь Пресвятой Троицы в городе Покровск (ныне Энгельс) был восстановлен трудами приснопоминаемого протоиерея Александра Керимова.
Престолы: (всего 3) главный - в честь Пресвятой Троицы, в правом приделе - во

имя святой великомученицы Екатерины, в левом - в честь Казанской иконы Божией Матери

В честь Преображения Господня храм.
Пристанное село

Построен в 1997 г. Архитектор Д. В. Голубинов. Храм построен на месте разрушенного при Советской власти храма в честь Преображения Господня, построенного в 1822 г стараниями титулярного советника Григория Игнатьевича Попова.

В честь Святой Троицы (старый) собор.Саратов

Престолы: (всего 2) в верхнем храме - в честь Святой Живоначальной Троицы, в нижнем - в честь Успения Божией Матери.
Построена: окончание строительства относится к 1722-1723 гг.
Из истории собора: За время своего существования собор имел несколько названий - Троицкий, Свято-Троицкая церковь, Старо-Соборная церковь и Саратовский Троицкий (Старый) собор. Здание собора построено в стиле московского или "нарышкинского" барокко. Троицкий собор - памятник архитектуры XVII века. Возведен на месте сгоревшей в 1684 году деревянной церкви. Ни проектных данных, ни фамилии зодчего не сохранились. Существует предположение, что автором проекта и строителем был крепостной графа Голицина. Престолов в ней четыре: в верхнем один, в честь Святой Троицы, в нижнем три: в честь Успения Божией Матери, в правом приделе - во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и в левом - во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии.
Особенно чтимая святыня Троицкого собора - чудотворный образ Нерукотворенного Спаса за правым клиросом нижнего храма. Образ представляет собой хорошо выполненную репродукцию Нерукотворенного Образа Спаса Андрея Рублева со стены Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.
В годы Советской власти: В 1937 г. храм был закрыт, но во второй половине 1942 г. передается в аренду, а в 1947 г. окончательно возвращается Православной Церкви, из краеведческого музея передается чудотворный образ Спаса Нерукотворенного.
В наши дни: До 2001 г. был кафедральным. Сейчас в соборе проводятся ремонтно-восстановительные работы. Богослужения не прекращаются и проходят в верхнем храме.

Во имя святого благоверного великого князя Александра Невского храм.
Ртищево

Из истории: Каменная церковь с каменной же колокольней на железнодорожной станции Ртищево была построена в 1889 году в память чудесного избавления семьи Императора Александра III при крушении поезда на станции Борки 17 октября 1888 года. Храм был построен на пожертвования

железнодорожных служащих и частных лиц, а в 1910 году был перестроен на средства Общества Рязанско-Уральской железной дороги. Престол в храме был один, во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. В штате храме состояли священник и псаломщик. На станции была устроена железнодорожная двухклассная церковно-приходская женская школа.
В годы Советской власти: Церковь была закрыта в 1924 году, однако здание разрушению не подвергалось. Храм был вновь открыт в 1944 году. В наши дни: Здание храма признано памятником архитектуры и искусства. В настоящее время проводится капитальный ремонт храма.
Службы, действующие при храме: Двухклассная воскресная школа для детей; еженедельно организуются беседы духовенства храма с прихожанами.
Церковно-социальная деятельность: Духовенством и прихожанами храма осуществляется попечение о больных, неимущих и престарелых.

Дата постройки деревянной Михаило- Архангельской церкви в городе Балашове в точности не известна. В 1842 году она была поправлена.
В 1887 году - полностью перестроена тщанием балашовского купца Ивана Петровича Бородулина.
В 1929 году храм был закрыт. 1 апреля 1945 года православной общине по договору было передано в безвозмездное пользование другое здание для обустройства в нем храма.
Здание храма является объектом историко-культурного наследия.

Фото православных храмов Саратовской области \см приложение 3\

2. Творческая работа по созданию образов православных храмов.

Памятники русской народной деревянной архитектуры будь то изба, сторожевая башня или величественный храм имеют свои неповторимые формы. До нашего времени дошло сравнительно немного старинных образов народной деревянной архитектуры. Многие из них сохранились только на фотографиях и рисунках. А с помощью макета можно передать неповторимую красоту и зрелищность сооружения. Но для того чтобы построить макет необходимо исследовать основные формы построек, которые содержит храм.

Вот и одной из задач данного исследования является практическая работа по созданию образа православного храма средствами декоративно-прикладного творчества. Наиболее простая модель может быть создана из картона – это точная копия храмов: Часовня Архангела Михаила в Кижах и Часовня Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге. Особенность этих моделей в том, что они разработаны на основе чертежей и фотографий оригинала с высокой достоверностью.

Для создания художественного изображения храма мной был выполнен рисунок с использованием аппликации из бисера. Данная техника исполнения дает большой простор для творчества.

Наиболее трудоемкой, но одновременно, и наиболее интересной является модель храма, выполненная из деревянной соломки. Изготовление представленной модели потребовало большой точности и кропотливости.

ВЫВОД

В результате данного исследования установлено следующее:

  1. Архитектура православных храмов в разное время имела свои характерные особенности, постепенно переходя от византийского стиля к шатровому и позднее – к храму «под звоном».
  2. Внутреннее устройство храма строго организованно, подразделяясь на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор .
  3. Лучшие русские храмы стали славой России, памятниками мировой культуры - Храм Христа Спасителя, Собор Василия Блаженного, Успенский собор , Казанский Собор.
  4. Создание образов православных храмов возможно с использованием различных приемов декоративно-прикладного творчества, а знание особенностей храмового зодчества и устройства храмов помогает создать макет храма с максимальной точностью.

Список литературы

  1. Архитектура православного храма. Х - ХХ вв. // Православная энциклопедия. Том "Русская православная церковь. Русское церковное искусство Х - ХХ вв.": Интернет-ресурс.
  2. Бологов А. А. Псков на ладони: Путеводитель по памятникам древности. - Псков, 2004.
  3. Вагнер Г. К. О своеобразии стилеобразования в архитектуре Древней Руси (возвращение к проблеме) // Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. С. 22-38.
  4. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. - М.: Высш. шк., 2003.
  5. Канаев И.П. Архитектура современных православных малых храмов и часовен: Автореф. дисс. - М., 2002.
  6. Материалы лекций по истории русской архитектуры (Музей архитектуры).
  7. Матрынов А. И. Археология. - М.: Высш. шк., 2000.
  8. МДС 31-9.2003. Православные храмы. Т. 2. Православные храмы и комплексы: Пособие по проектированию и строительству. - М.: АРХХРАМ, 2003.
  9. Михайлов Б. Современная иконопись: тенденция развития // Церковный вестник. 2002. Июнь. № 12-13.
  10. Москва златоглавая. Монастыри, храмы, святыни: Путеводитель. - М.: УКИНО "Духовное преображение", 2007.
  11. Опыт строительства православных храмов // Технология строительства. № 1. 2004.
  12. Петкова С. М. Справочник по мировой культуре и искусству. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  13. Православные храмы Смоленска. - Смоленск, ООО "Русь"; ООО "Кантилена", 2003.
  14. Современная церковная архитектура: Круглый стол радио "Радонеж". 27.06.2007
  15. Сокольникова Н. М., Крейн В. Н. История стилей в искусстве. - М.: Гардарики, 2006.
  16. Цветков С. Э. Русская история. Кн. 3 - 4. М.: Центрполиграф, 2006 - 2008.

Приложение 1

Приложение 2

1. Алтарь 2. Средняя часть 3. Притвор
4 . Иконостас 5. Престол 6. Жертвенник 7. Горнее место 8. Ризница

9. Солея 10. Амвон 11. Клиросы

приложение 4

Скоропослушница церковь. В честь Рождества Христова

Солнечный м/р. Церковь. г. Саратов.

Благовещения Пресвятой Богородицы храм. В честь Владимирской иконы Божией Матери

Храм


В честь иконы Божией Матери

Утоли моя печали Архиерейский В честь Покрова Божией Матери храм

Крестовый храм.

В честь Пресвятой Троицы храм. В честь Преображения Господня храм.
Энгельс город, Свободы площадь, 5. Пристанное село, Советская улица

В честь Святой Троицы (старый) собор. Во имя святого благоверного великого князя.

Саратов Александра Невского храм

Во имя святого Архангела Михаила церковь. Балашов

Подписи к слайдам:

Храм
в
честь Преображения Господня.
Целью работы является следующее:
- изучить особенности архитектуры православных храмов.
- ознакомиться с внешним и внутренним
устройством храма.
- узнать о самых известных храмах России и Саратовской области.
- провести творческую работу

по созданию образа православного храма.

Актуальность исследовательской работы по изучению православных храмов: Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов.
Храм в честь Пресвятой Троицы.
«Храмы
россии
»
Храм в честь Покрова Божией Матери.
В честь Владимирской иконы Божией Матери храм.
Храм « Утоли моя печали».
Храмы Саратовской области.
Церковь в честь Рождества Христова.
Агриппины
мученицы единоверческая церковь.

Старый собор в честь Святой Троицы.

Разделы: МХК и ИЗО

Мировая художественная культура – учебный предмет, растущая значимость которого в образовании определяется его интегрированным и синтезирующим характером. Он является той информационной фундаментальной базой, где концентрируется важнейший опыт человечества, так как художественная культура – это не история искусств, а единый процесс познания, выраженный специфическим языком. Для учащихся изучение данного предмета является поиском путей выхода из сложных жизненных ситуаций, а навыки общения с искусством создают среду, богатую ценностными отношениями и стимулирующую положительные эмоции.

Проектная деятельность по мировой художественной культуре является средством активизации познавательного интереса и расширения кругозора учащихся. Метод проектов ориентирован на исследовательскую деятельность учащихся. Его применение предполагает конструктивное влияние на социализацию личности, развитие самостоятельности в принятии решений; критический анализ информации, полученной при изучении научной, искусствоведческой, публицистической, художественной литературы, а также информации средств массовой коммуникации. Участвуя в проектной деятельности, учащиеся показывают владение основными исследовательскими методами, компьютерную грамотность, умение работать с аудио, видео и мультимедийной техникой, умение применять знания для решения познавательных задач. Метод проектов позволяет организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся и интегрировать учебную и самостоятельную поисковую внеурочную деятельность.

Результативным проектом по МХК является тот, в котором учащиеся понимают, как объект изучения (художественный образ или произведение) отражает эпоху, исторические и нравственные искания конкретного времени.

В учебной деятельности для создания проекта могут быть выбраны темы, завершающие изучение конкретного раздела, углубляющие и расширяющие содержание или представляющие возможность дополнительной творческой работы.

Собственный опыт педагогической деятельности показывает, что проекты по МХК, как правило, кратковременные, рассчитанные на срок от двух до пяти недель, так как практическая деятельность в данном направлении минимальна и не требует длительного ожидания результатов (как в биологии, химии и других естественных науках).

Работа над проектом строится поэтапно.

На первом этапе определяется тема проекта, формируется творческая группа на основе интереса к заявленной проблеме (до 4 человек). Далее составляется план работы, формулируются задачи, отбираются источники информации и прогнозируется результат - конечный продукт исследования (при этом форму представления результата предлагают сами дети, выбирая ту, которая ближе им). Результатом может быть проблемный урок, проводимый учащимися; выпуск газеты; постановка спектакля, презентация видеофильма или выставки, мультимедиа – шоу, проведение экскурсии, теоретический трактат и т.д.

На втором этапе планируется индивидуальная и коллективная деятельность и распределяются обязанности внутри группы. Происходит конкретизация задач каждого участника проекта и согласование процедуры их взаимодействия.

На третьем этапе осуществляется работа по сбору и обработке информации, формулируются выводы. Результаты проекта оформляются с учетом выбранной формы.

Четвертый этап - защита проекта и обратная связь с другими учащимися, слушателями, зрителями, экспертами по глубине содержания и эффективности выбора формы представления материала.

Как правило, проектную деятельность осуществляют учащиеся одной возрастной группы, т.е. класса, параллели. Однако во внеурочной деятельности возможен другой состав учащихся.

В гимназии № 20 города Саранска создано исследовательское общество “Истина”, где учащиеся занимаются поисково-исследовательской деятельностью в секциях по различным направлениям. Секция “Искусствоведение” является одной из самых многочисленных. Ежегодно ребята представляют свои проекты на конференциях разного уровня, причем исследования проводятся разновозрастными группами. Это имеет ряд преимуществ:

1. Во-первых, во время работы над проектом осуществляется наставничество, или “шефство”. Каждый участник проекта получает свою область исследования, и в результате обмена информацией старшие могут дать рекомендации или высказать свое мнение относительно материалов сверстников или младших по возрасту (не исключается и обратная связь). Это воспринимается адекватнее и имеет более эффективное действие, чем коррективы, вносимые педагогом.

2. Во-вторых, области исследования распределяются исходя из возрастных и психологических особенностей. Так, для старших учащихся определяется более глобальная и сложная задача, требующая анализа и обобщения. А для младших – сбор информации, работа со словарями, подбор иллюстраций. Также направления могут определяться по интересам: кому-то ближе исторические события, определяющие эпоху или стиль, кому-то культурологические понятия, а кто-то хочет заняться выявлением особенностей языка искусства и эстетическими проблемами.

Остановимся на условиях успешности проектов по МХК, опираясь на практический опыт.

1. Важно, чтобы тема проекта была близка всем участникам, независимо от возраста. Следовательно, она должна опираться на общечеловеческие ценности, региональную общность и особенность субкультуры учащихся (возможно, конкретного образовательного учреждения). Например: “Зачем люди украшают себя?”, “Почему Троянский конь не стал чудом света?”, “Кинематограф – это искусство или индустрия?”.

Например, проект 2007 года “Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова – объект исторического и культурного наследия” решает ряд вопросов, интересующих не только учащихся, но и часть населения республики Мордовия:

Почему Ф.Ф. Ушаков удостоен такого права и кто он – наш земляк или гордость России?

Какие исторические события, связанные с этой личностью, должны остаться в народной памяти?

Какая идея заключена в этом архитектурном объекте (духовно-нравственная, эстетическая, политическая и т.д.)?

2. Предпочтительнее возможность непосредственного контакта с объектом изучения (подлинник несравнимо лучше, чем самая прекрасная копия).

3. Необходимо максимально использовать возможность получения информации “из первых рук”: от архитектора-проектировщика, заказчика, конструктора, скульптора, живописца, искусствоведа и т.д.

4. Следует обратить внимание на имеющуюся литературу и её умелое использование. Для объективной оценки объекта или явления предполагается использование всех видов: библиографических источников, научно-популярной, учебной, художественной, публицистической, справочной и научной.

5. Необходимо ориентировать участников проекта на сочетание разнообразных методов исследования. Очень популярны методы беседы и интервьюирования. Например, у собора можно задать следующие вопросы: “Знаете ли вы, кому посвящен этот собор? Какое сооружение было на этом месте раньше? Какова идея строительства этой церкви? Знаете ли Вы, какие “раритеты” были найдены при закладке фундамента собора? Кем был Федор Федорович Ушаков?”.

Проект будет тем успешнее, чем больше творчества и инициативы при работе педагог предоставит самим учащимся. В виду того, что изучение художественной культуры изначально оцениваются учащимися как доступное, появляется их личная заинтересованность в результатах, повышается самооценка. Субъективный характер взаимоотношения с искусством обеспечивает вариативность и свободу выбора подростков в поиске своей культурной ниши.

Метод проектов является одним из источников формирования, у учащихся, интереса к изучению мировой художественной культуры. Это действенный способ разрешения противоречий между разрушением мировоззренческих ценностей в реальной жизни и необходимостью выработки у подрастающего поколения нравственных приоритетов. Знакомясь с культурным наследием разных цивилизации и осваивая их духовно-нравственные основы, школьники учатся более критично оценивать ценности текущего времени.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

В одном из ларцов передней комнаты была найдена большая подвеска в форме скарабея из золота (символ "Солнечного бога" и "бытия"), украшенная синей смальтой под лазурит (по-видимому, верхняя часть браслета). На оборотной стороне подвески изображен фараон в пышной парадной короне (атеф), стоящий между богами Атумом и Гором, подающим ему знак жизни. Над фигурами и по сторонам расположены короткие пояснительные надписи. Вверху солнечный диск со свисающими знаками жизни и двумя уреями, внизу - символ единения Египта. В одном из ларцов передней комнаты была найдена большая подвеска в форме скарабея из золота (символ "Солнечного бога" и "бытия"), украшенная синей смальтой под лазурит (по-видимому, верхняя часть браслета). На оборотной стороне подвески изображен фараон в пышной парадной короне (атеф), стоящий между богами Атумом и Гором, подающим ему знак жизни. Над фигурами и по сторонам расположены короткие пояснительные надписи. Вверху солнечный диск со свисающими знаками жизни и двумя уреями, внизу - символ единения Египта.

Слайд 11

Описание слайда:

К лучшим образцам мебели гробницы Тутанхамона относится изящный комод из красного кедра на четырех тонких ножках. К лучшим образцам мебели гробницы Тутанхамона относится изящный комод из красного кедра на четырех тонких ножках. На табличке, прикрепленной к сломанному комоду этого же типа, значилось, что в нем хранилась тонкая одежда царя. Крышка откидывается назад на бронзовых петлях. На крышке и передней стенке две кнопки (округлые ручки), обтянутые золотым листком. В средней части комода по всем четырем стенкам прорезан фриз из чередующихся черных знаков "жизнь" и золоченых "сила", установленных на знаках "неб" (владыка).

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Описание слайда:

1. С. И. Фингарет “Искусство древнего Египта в собрании Эрмитажа”, изд. 1. С. И. Фингарет “Искусство древнего Египта в собрании Эрмитажа”, изд. 2. «Искусство Древнего Мира», 2-е изд.- Детюлит., 1989. -207 с. 3. ru.wikipedia.org