Городской музей Коррера (Civico Correr). Витторе Карпаччо

На видном месте Большого канала расположен Музей Коррер - огромная сокровищница произведений искусства, которые представляют историю, быт, искусство и культуру Венеции. В основу музея легло собрание венецианского патриция графа Теодоро Коррер, принадлежавшего к знатному старинному роду, из которого происходили генералы, главы магистрата , папа Григорий XII и несколько кардиналов. Сам Теодоро Коррер, следуя традициям семьи, был членом Совета десяти, и положение высокого государственного лица давало ему много возможностей для собирательства. Он не только покупал, но и обменивал произведения искусства, картины поступали к нему и из частных собраний.

Когда в Италию вступили французские войска, Теодоро Коррер старался спасти памятники искусства и воспрепятствовать вывозу во Францию как частных коллекций, так и сокровищ из церквей и монастырей. Сам он все свои богатые собрания завещал городу, и в 1836 году в Венеции был открыт Музей Коррер, который впоследствии постоянно рос и пополнялся, так что теперь он объединяет несколько коллекций. В 1840-е годы в музей поступило много работ из церквей и монастырей, чему немало способствовал в свое время П. Эдварде. Всячески стремилась пополнить коллекции музея и городская коммуна, в ведении которой он находился. Она приобрела для музея здание палаццо Фондако деи Турки, и в 1880 году в нем открылась экспозиция. Поступали в музей и коллекции частных лиц, например, Цоннетти пожертвовал богатейшее собрание антиков, а Контарини - орнитологическую коллекцию.

В настоящее Музей Коррер состоит из нескольких залов и представляет собой богатую сокровищницу скульптур из мрамора, кости, дерева, бронзы и других материалов; бесценную коллекцию средневекового оружия, редких старопечатных книг и рукописей; целые кабинеты китайского и японского фарфора, терракоты, изделий из венецианского стекла (из Мурано); собрание монет, медалей и гемм… В коллекцию оригинальных рисунков и гравюр входят шесть досок, резанных Альбрехтом Дюрером во время его пребывания в Венеции; доски эти представляют «План города Венеции в 1500 году».

Для богатых коллекций музея экспозиционных площадей не хватало, поэтому собрание разъединили. Живописные произведения получили новое помещение, в котором они находятся и в настоящее время. А в 1922 году музей получил здание Новых Прокураций, которое было устроено с использованием нового оборудования. Сейчас в нем помещаются и запасники живописи, в том числе и произведения XVI-XVII веков.

Картинная галерея занимает одно из центральных мест в музее. Первой в музейном каталоге значится картина «Христос передает ключи св. Петру», написанная художником Лоренцо Венециано в 1369 году. Искусствоведы считают, что, скорее всего, она является центральной частью полиптиха, где Иисус Христос, передающий св. Петру ключи от рая, сидит в окружении ангелов и апостолов с открытым Евангелием в руках. Согласно византийской традиции, образ Христа величаво суров, но в Нем ощущаются и некоторая мягкость и задумчивость. Для создания декоративной красоты художник использовал золотой фон; так, он оттеняет одежды Иисуса Христа и Его голубой плащ, затканный золотым узором.

Из произведений известных мастеров XVI века самое раннее принадлежит Джованни Беллини, написанное, вероятно, около 1400 года. На нем «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами» представлен в типичной для художника композиционной форме - срезанной снизу. Это полотно одно время считалось произведением немецкого художника А. Дюрера, хотя искусствоведы полагают, что и композиция картины, и образ Христа ближе к скульптуре Донателло в Падуе. Четкий контур, контрастность светотени и некоторая жесткость линий сочетаются на этой картине с прозрачной далью пейзажа. Присутствует здесь и наивная трогательность ангелов, держащих руки Христа…

Другое полотно Джованни Беллини, представленное в Музее Коррер - «Преображение», было написано под влиянием Мантеньи, как и большинство ранних работ художника. Еще до поступления в музей картина была обрезана, но это не нарушило основных ее достоинств - гармоничности и мягкости чуть приглушенных тонов, а также особой роли света в мягком и светлом пейзаже. Присутствует в картине и поэтическая деталь - тоненькое деревце с редкими ветвями, которая впоследствии стала часто встречаться во многих композициях мастера.

В 1919 году музею была подарена картина Джованни Беллини «Мадонна с младенцем», которая относится к числу ранних произведений художника. Написана она была под впечатлением от работ Донателло и Мантеньи, и это сказалось в первую очередь в отчетливой трактовке простых форм. В то же время Дж. Беллини использует в этом полотне очень мягкий свет, объединяющий всю композицию, а цвета картины так нежны, что кажется, будто зритель рассматривает ее сквозь прозрачное венецианское стекло.

С именем Витторио Карпаччо в Музее Коррер связаны лишь две картины, но обе они примечательны даже после знакомства с собранием Галереи Академии художеств. В «Двух венецианках» художник предстает как родоначальник собственно жанровой живописи, так как эта его картина не обусловлена ни религиозным, ни мифологическим сюжетом. С левого края картина была обрезана, но в какое время - сейчас уже установить невозможно. Долгое время считалось, что на картине изображены две венецианские куртизанки (картина так и называлась - «Due Cortigiane»).

Английский искусствовед Джон Рескин, некоторые работы которого посвящены специально Венеции, считал это полотно лучшим в мире: «Я не знаю никого другого, кто обладал бы всеми поддающимися определению способностями живописца в такой высокой степени - тут размах и нежность, блеск и спокойствие, смелость и точность, цвет и светотень… Я не знаю другой картины в мире, которая сравнилась бы с этой».

Впоследствии искусствоведы установили, что на картине представлены знатные венецианки из семьи Торелли. Об этом можно судить по гербу на белой вазе, которая стоит на балюстраде. Одна из сидящих на террасе дам играет с собакой; здесь же изображены птицы, за которыми следит мальчик. Слева изображена собака, но сейчас видны только ее морда и лапа, которой она держит листок с подписью художника… Можно предположить, что утраченная часть картины была весьма значительной и составляла половину композиции, равную правой. Если проследить за взглядом дамы, сидящей ближе к переднему краю, то очевидно, что внимание ее привлечено не тянущей палку собакой, а каким-то объектом, который зрителю не виден.

Кисти Карпаччо приписывается и небольшой «Портрет мужчины в красном берете» (35х23 см) - традиционное для XV века изображение волевого и решительного мужчины. К сожалению, эта картина находится не в очень хорошем состоянии.

Среди произведений венецианцев XV века следует выделить «Мадонну с младенцем» кисти Бартоломео Виварини, написанную в 1460-1470-е годы. Насыщенные тона, столь любимые художником, на этом полотне сдержанны и сведены к немногочисленным оттенкам вместо обычных для него локальных красочных пятен.

В 1921 году семья Веньер передала в музей «Портрет дожей Антонио Веньер и Микеле Стено», написанный Л. Бастиниани. Раньше это полотно хранилось в одном из залов Дворца дожей; в пожаре 1577 года картина была повреждена, но семья Веньер позднее сохранила фрагмент ее как память о деятельности одного из своих предков.

Среди картин с интересной судьбой можно выделить и «Св. Себастьяна» кисти художника С. Дзуккато - ломбардца по происхождению, приехавшего в Венецию в конце XV века. «Св. Себастьян» - единственная подписанная и написанная на дереве его картина. Стоящий на коленях перед св. Себастьяном заказчик изображен очень крупным, а святой по сравнению с ним выглядит более хрупким, хотя в картинах подобного рода заказчик всегда изображался в некотором отдалении от святого и никогда не превышал его размером.

Некоторые живописные полотна Музея Коррер, не будучи высокохудожественными произведениями, очень интересны с исторической точки зрения. Значение такого исторического свидетельства имеет полотно «Процессия на площади Св. Марка», написанное Чезаре Вечеллио - двоюродным братом Тициана, работавшим в мастерской великого венецианца. Дож проходит во время торжественной процессии в сопровождении сенаторов и членов магистрата по площади Сан-Марко, где уже выстроены Новые Прокурации, да и весь ансамбль знаменитой площади весьма близок ее современному виду.

Одно время это полотно находилось во флорентийской коллекции, где его приписывали кисти Тинторетто, однако имя этого художника никак не может возникнуть в связи с этой картиной, так как характер ее живописи прямо противоположен манере художника. Тинторетто в Музее Коррер представлен картиной «Св. Юстина с тремя казначеями», которая была написана для дворца Камерленги. Затем полотно поступило в Галерею Академии, а оттуда в 1948 году было передано в музей. На полотне св. Юстина осеняет плащом казначеев, изображенных в красных одеждах, отороченных мехом. За ними видны два секретаря в черном, еще дальше - голова молодого практиканта. Внизу помещены три герба семей, члены которых представлены на полотне - это Марко Джустиниани, Анджело Морозини и Алессандро Бадоер. Среди полотен XVII века наиболее интересными являются пейзажи, но все они, как правило, включены в музейное собрание не его основателем.

В парадных залах второго этажа музея экспонируются работы известного и модного тогда Антонио Кановы, который прославился еще в юности, а впоследствии стал любимым скульптором Наполеона. Здесь выставлена и модель созданного им надгробия Тициана, которая впоследствии была использована в надгробии самого Кановы в церкви Фрари.

Гордостью музея является карта Венеции работы Якопо де Барбари (1497-1500), кропотливо выгравированная на шести панелях из грушевого дерева.

На втором этаже музея расположена и историческая коллекция - венецианские костюмы (например, чепчик дожа), предметы по истории мореплавания, географические карты и т. д.; миниатюрные ручки, служившие для подсчета голосов на выборах; огромный ключ, выпускавший отравленные стрелы; молитвенник, в котором помещался пистолет, принадлежавший Франческо Морозини. В одном из залов выставлен «рог легендарного единорога»; на самом же деле это 1,6-метровый клык нарвала, на котором великолепно выгравировано родословное дерево Иисуса Христа. Среди экспонатов музея следует назвать деревянные сандалии высотой 60 см (вот уж поистине «высокая мода»!), инкрустированные перламутром.

Во внутреннем корпусе Музея Коррер разместился Музей Рисорджименто, в котором экспонируются материалы о борьбе Венеции и Италии за независимость против Наполеона и Австрии. Некоторые залы музея содержат в числе своих экспонатов документы периода Первой мировой войны и итальянского движения Сопротивления в годы Второй мировой войны.

Музей Коррер в Венеции носит имя Теодоро Коррера (1750-1830), страстного коллекционера произведений искусства и члена одной из старинных аристократических семей города. Коррер завещал Венеции не только все свое богатейшее собрание живописи, но также дворец в районе Сан Дзан Дегола, в котором оно хранилось, и приличную сумму для дальнейшего расширения коллекции. Единственным его условием было, чтобы коллекция носила его имя. Именно это собрание произведений искусства стало тем ядром, вокруг которого впоследствии сформировался Фонд Городских Музеев Венеции. Интересно, что в своем завещании Коррер дотошно расписал, когда и на каких условиях его коллекция может быть доступна для публики, сколько людей могут работать в музее и даже сколько денег должно быть потрачено для этих целей. Несмотря на это, первоначально собрание Коррера было выставлено лишь частично, и только при третьем кураторе, Винченцо Лазари, было преобразовано в собственно музей. Благодаря усилиям того же Лазари музей стал не только местом для проведения научных изысканий в области искусства, но и выставочной галереей с бесценными экспонатами. Уже к середине 19-го века Музей Коррер стал обязательной остановкой для всех гостей Венеции. Параллельно коллекции музея росли благодаря пожертвованиям и новым приобретениям. Современный Фонд Городских Музеев Венеции, выросший из коллекции Коррера, состоит из 11 отдельных музеев, разбросанных по всему городу.

В 1887-м году фонды музея были перевезены в здание Фондако дей Турки. Еще пару лет спустя к ним добавился значительный архив семейства Морозини, а в годы проведения Второй Венецианской Биеннале было положено начало коллекции современного искусства. В 1902-м году эта коллекция была помещена в барочный дворец Ка’ Пезаро, завещанный городу герцогиней Феличита Бевилаква Ла Маза. В 1922-м году Музей Коррер вновь переехал – на площадь Пьяцца Сан Марко, где он находится и сегодня, а в Фондако дей Турки в 1923-м году разместился Музей естественной истории. Тогда же коллекции изделий из стекла были помещены в Палаццо Джустиниани на острове Мурано.

Нынешнее здание Музея Коррер было построено в самом начале 19-го века на месте старинной церкви Сан Джеминиано, которая в середине 16-го века была перестроена по проекту Якопо Сансовино и стояла между Прокуратие Веккие и Прокуратие Нуове – двух длинных арочных зданий, тянувшихся вдоль всей Пьяцца Сан Марко. В этих зданиях размещались офисы и резиденции влиятельнейших политических деятелей Венецианской Республики. Новый дворец строился как резиденция Наполеона, но был завершен уже в годы австрийского господства и служил резиденций двора Габсбургов в Венеции. Архитекторами этого здания с монументальным двойным фасадом, каким-то мистическим портиком, просторной лестницей и роскошным бальным залом были Джованни Антонио Антолини, Джузеппе Соли и Лоренцо Санти. Над декорациями дворца работал венецианский художник Джузеппе Борсато, который тщательно воспроизвел в интерьере императорский стиль, а потолок над парадной лестницей в 1837-38-м годах был расписан фресками Себастьяно Санти.

Венецианский музей Коррер был назван так в честь представителя одной старинной аристократической семьи и коллекционера произведений искусства - Теодоро Коррера (1750-1830). Однажды Теодоро Коррер сделал городу на воде великолепный подарок, завещав ему свою грандиозную коллекцию и дворец в венецианском районе Сан Дзан Дегола, а также выделив значительную сумму денег, предназначавшуюся на дальнейшее пополнение коллекции. Взамен он попросил лишь об одном - коллекция живописи должна носить его имя. Интересным является тот факт, что при написании своего завещания Теодоро очень детально расписал, сколько работников может быть в музее, когда его картины могут быть показаны людям и какое количество денег следует потратить на расширение коллекции и работу музея. Однако изначально картины коллекционера были представлены широкой публике лишь частично. Все изменилось с приходом третьего куратора - Винченцо Лазари, который преобразовал здание в музей, полностью посвященный коллекции Коррера.

Именно благодаря стараниям Винченцо Лазари музей стал пользоваться особой популярностью среди местных жителей и гостей города, а также стал местом, где довольно часто проводились различные научные изыскания в области искусства. Бесценные экспонаты, выставляемые в музее, очень полюбились многим представителям знати, а также туристам, приезжающим в город. Благодаря пожертвованиям небезразличных людей коллекция постоянно пополнялась. Важно сказать, что картины, собранные Коррером позволили создать Современный Фонд Городских Музеев Венеции, который в наши дни состоит из 11 музеев, разбросанных по всей Венеции.

В 1887 году экспонаты музея были перемещены в Фондако дей Турки. Спустя пару лет их количество возросло, благодаря архиву, предоставленному семьей Морозини. В 1902 году коллекцию поместили в дворец Ка’ Пезаро, который ранее герцогиня Феличита Бевилаква Ла Маза завещала Венеции. Спустя двадцать долгих лет музей Коррер вернулся на Пьяцца Сан Марко, где и находится до сих пор. В 1923 году освобожденное здание Фондако дей Турки занял Музей естественной истории.

Строительство современного здания музея Коррера было закончено в начале XIX столетия. Он находится на месте, где раньше стояла старинная базилика Сан Джеминиано, которая была перестроена по проекту, разработанному Якопо Сансовино в середине XVI столетия и располагалась между двумя арочными зданиями - Прокуратие Нуове и Прокуратие Веккие. На территории упомянутых зданий находились резиденции и офисы, в которых работали влиятельные политические деятели Венеции.

Новый дворец планировалось использовать под резиденцию Наполеона Бонапарта, однако после строительства он стал венецианской резиденцией двора Габсбургов. Архитекторами, создавшими это роскошное здание с большим бальным залом и монументальным двойным фасадом, были - Лоренцо Санти, Джузеппе Соли и Джованни Антонио Антолини. Декорировал дворец известный художник Венеции - Джузеппе Борсато. А потолок над парадной лестницей украсили фрески, созданные рукой Себастьяно Санти.

Адрес, часы работы, как добраться

  • Museo Correr
  • Адрес : Museo Correr, Piazza San Marco, 52, 30124 Venezia, Италия
  • 123 4567
  • Координаты : 45.433611 , 12.337132
  • http://сайт/crop_t/200/150/images/places/1955_3.jpg

Оценить!

Пожалуй, одной из основных и интереснейших достопримечательностей Италии можно назвать музей Коррер. Галерея, основанная в 1830 году, считается лучшим из венецианских божественных и исторических собраний.

Его отцом-основателем стал Теодоро Коррера, который являлся страстным коллекционером различных произведений искусств. Все свое богатейшее собрание он завещал после смерти городу. Музей находится на площади Сан Марко и является сложным историческим комплексом. Его разнонаправленные выставочные залы точно передают посетителям культурный и исторический дух Венеции.

Богатство экспозиций музея Коррера

Парадные залы музея Коррер поражают с первого взгляда своим изысканно строгим стилем ампир и роскошью архитектурного великолепия. Здесь представлены скульптуры Антонио Кановы, главным украшением галереи является самая известная работа - надгробие Тициана.

Вся коллекция музея разбита на три части: исторический музей, картинная галерея и музей Рисорджименто, а вся экспозиция занимает 33 выставочных зала. Одна из коллекций представлена историческими документами и ведутами, играющими большую роль в начальной организации столь удивительной достопримечательности Венеции, а также рассказывающие о развитие города. В этом же зале расположена экспозиция монет, праздничной одежды и оружия.

Историческая часть музея

В музее Коррера хранятся предметы старины, которые были свидетелями важнейших, а иногда и решающих исторических событий, многие из них принадлежали великим венецианцам. Например, здесь можно увидеть миниатюрные ручки, которыми во время выборов производили подсчет голосов, а также оружие адмирала Франческо Морозини. Историческая ценность пистолета заключается в его оригинальном исполнении в виде молитвенника. Адмирал опасался за свою жизнь и боялся покушений, поэтому оружие его не покидало даже при посещении церкви.

Картинная галерея

Венцом коллекции можно назвать Картинную галерею, где собраны уникальные произведения живописи знаменитых художников Виварини, Беллини, Лоренцо Венециано, Ло Скьявоне и Пьетро Лонги. Все картины выставлены согласно эпохам, к которым они относятся. Особое внимание привлекают работы Беллини: "Распятие" и "Преображение", считающиеся шедеврами живописи 15 века. Среди произведений художников второй половины 15 века выделяют работы Пиеты Антонелло да Мессины и знаменитое полотно Карпччьо "Две куртизанки".

Информация для посетителей

Адрес: Piazza San Marco, 52, Венеция, Италия.

Режим работы:

  • с 1 ноября по 31 марта - 10:30 - 17:00 (последний вход в 16:30);
  • с 1 апреля по 31 октября - 10:00 - 19:00 (последний вход в 18:30).

Контактный телефон: +39 041 2405211.

После исследования музеев Венеции можно отправиться на место проведения фестивалей, в Венецианские сады . На территории этого парка расположено 30 павильонов, которые используются для проведения выставок национального искусства разных стран.

Вообще музеев в Венеции не так уж и много, и к тому же столько красоты в самом городе, да и еще церкви и соборы - сами как музеи, что о выставках думаешь совсем не в первую очередь. Но заранее мы для себя запланировали два музея, одним из которых был как раз Коррера. Находится он на площади Сан-Марко и билет сюда совместный с Дворцом Дожей. В Коррера, помимо картинной галереи, представлены еще различные собрания бытовых вещей, тут и монеты, и посуда, и книги, и одежда разных времен, его так и называют - краеведческим.

Много тут ценных экспонатов и представлены художники известные, но, если честно, впечатление от музея, скажем так, сдержанное.
Есть залы очень красивые и все там хорошо устроено, а есть как будто вот временные или какие-то недоорганизованные, недушевные...
А потом не можем мы уже не сравнивать с тем, что уже видели, в той же, например, Флоренции.
Но придираться не будем, покажу что мы там видели и что интересно посмотреть.

Музей носит имя Коррера, потому что возник он благодаря венецианскому патрицию графу Теодоро Корреру, из старинного рода, а котором были генералы, главы магистрата Венеции, папа Григорий XII и несколько кардиналов. В последствие коллекция была "скорректирована" Наполеоном, а в итоге передана городу.

На первом фото - одна из ранних работ скульптора (и, кстати, любимца Наполеона) Антонио Кановы - "Орфей и Эвридика".
Основные его произведения хранятся в Лувре и Эрмитаже, но и здесь есть несколько.

Тоже из раннего - "Дедал и Икар". И "Венера" в греческом зале.

Большая библиотека старинных книг, глобусы и нарядное венецианское стекло

Здесь монеты, монетнопечатные станки, а на стене "Св. Юстина с тремя казначеями" Тинторетто


А это я ооочень обрадовалась, что Андрей увидел «рог единорога», я бы точно мимо прошла, а увидеть его хотелось.
На самом деле это бивень нарвала, длиной более 1,6 метра, на котором выгравировано родословное дерево Иисуса Христа

О картинах. Много не известных (не только нам, но и вообще) художников, показывающих бурную венецианскую жизнь разных эпох, в основном, конечно, морскую

Но и не только морскую. Вот, например, «Процессия на площади Св. Марка», написанная Чезаре Вечеллио — двоюродным братом Тициана.

И вот прошло с тех пор почти 500 лет, а ничего почти и не изменилось. Это Сан-Марко из окошка музея

А тут мы удивлялись, вроде бы вот она, площадь Сан-Марко, и Дворец дожей, и башня часовая, а откуда арка триумфальная взялась?

Потом подслушали случайно (уже в другом месте) экскурсовода, оказывается, ставили такие временные арки, из папье-маше, по особым случаям.

Из знаменитых произведений в Коррера можно увидеть Лоренцо Венециано "Христос передает ключи св. Петру" (еще византийский стиль)

Несколько работ Джованни Беллини, среди которых "Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами" и "Мадонна"

Тут же и известная картина "Поклонение волхвов" Питера Брейгеля-мл.

Одна из тех картин, которую увидишь и запомнишь, наверное, на всю жизнь - "Оплакивание Христа ангелами" Антонелло да Мессины

И вот даже "Мадонна" Лотто

Одним словом, художников представлено много и из разных эпох.
И мои любимые музейно-дворцовые потолки, на которых и росписей много, и украшений

Из необычного в музее видели еще вот такие женские туфельки

носили их в средние века то ли только куртизанки, то ли вообще венецианки, деревянные, с перламутровыми цветочками, но уж очень они высокие.
Были даже до 60 см в высоту, на них ведь даже не устоишь!

Но ловкими были венецианки, и поэтому высокими!))

И вот на этом краткая экскурсия по музею Коррера завершается!