Главный герой романа родион раскольников совершил. Характеристика и образ раскольникова в романе преступление и наказание достоевского сочинение

/ / Радион Раскольников

Достоевский Федор Михайлович – великий, творческий человек, писатель–философ, который создал десятки грандиозных литературных произведений. И что свойственно всем его работам – это смысл бытия, которые ищут главные герои его произведений. Все представленные публике личности совершают негодные поступки, мучаются и страдают, ищут истину после содеянного. И все это превращает сюжет произведений в необычайно интересные и увлекательные события. Одним из таких героев является Раскольников Родион Романович из великого текста «Преступление и наказание».

Раскольников был бедным, он уединялся от людей, прятался от окружающих и никак не мог поправить свое положение. Отрешенность от мира порождает в нем страшные мысли. Он затевает теорию о сверхчеловеке, которому под силу абсолютно все. И эту теорию он хочет проверить на себе.

Мысли об убийстве стали менять его. Он вынашивал их, сидя взаперти от окружающего мира. И, в конечном итоге, Раскольников решается на преступление. Он выбирает старушку-процентщицу, которую считает абсолютно ненужной и никчемной.

Что же стало тем толчком, который подвигнул Раскольникова на такое злодеяние? Конечно, его бедность, его бессмысленное существование, социальная несправедливость. Чтобы хоть как-то себя оправдать и проявить в этом обществе, Родион Романович и решил совершить преступление.

Но что же происходит дальше? Облегчения не наступает. Все наоборот становится еще страшнее. Раскольников избегает близких, лучших друзей. Он не хочет впутывать их в свой грех. Есть только один персонаж произведения, которого Раскольников подпустил к себе и поведал правку. Это Соня Мармеладова. За ее душей также таяться грехи. Вот она и проникается к бедному Родиону, жалеет его душу, которая разрывается на части.

Все предположения Раскольникова о сверхчеловеке, который ни за что не отвечает, вмиг рассеиваются. Он понимает, что за все совершенные поступки нужно отвечать и расплачиваться. Его мысли об убийстве породили не просто злодеяние. Ему пришлось убить двоих людей.

Он не ждал сестру Лизавету во время совершения убийства, поэтому решился на продолжение ужасного греха. Убийство двоих людей не дает ему жить, и, в конечном итоге, он все рассказывает следователю, кается перед обществом.

В конце романа мы узнаем про оптимистические мечты героев. Они, находясь на каторге, думают о счастье. Достоевский создал великий творческий шедевр. Он вложил в него глубокий смысл. Никакое преступление и злодеяние не может быть безнаказанным. Но, человек, который раскаивается в содеянном, может рассчитывать на прощение.

Которого практически сразу стал нарицательным в русской литературе. Этот персонаж в начале романа стоит перед дилеммой - сверхчеловек он или обычный гражданин.

В романе «Преступление и наказание» Федор Достоевский проводит читателя по всем этапам принятия решения и раскаяния после содеянного.

Преступление и наказание

Теория преступления Родиона Раскольникова, которой он пытается решить более глобальные вопросы, впоследствии проваливается. Достоевский в своем романе показывает не только вопросы зла и добра и преступления с ответственностью. Он на фоне моральных разногласий и борьбы в душе у юноши показывает повседневную жизнь петербургского общества девятнадцатого века.

Раскольников, образ которого буквально после первого выхода романа стал именем нарицательным, страдает от несовпадения своих мыслей и планов с реальностью. Он написал статью об избранных, которым позволено все, и пытается проверить, принадлежит ли он к последним.

Как мы убедимся позже, даже каторга не изменила то, что мыслил о себе Раскольников. Старуха-процентщица стала для него всего лишь принципом, через который он переступил.

Таким образом, в романе Федора Михайловича Достоевского сквозь призму страданий бывшего студента раскрываются многие философские и морально-этические вопросы.

Прелесть произведения заключается в том, что автор показывает их не с точки зрения монологов главного героя, а в столкновении с другими персонажами, выступающими как двойниками, так и антиподами Родиона Раскольникова.

Кто такой Раскольников?

Родион Раскольников, образ которого потрясающе описан Федором Михайловичем Достоевским, был бедным студентом. Жизнь в Санкт-Петербурге никогда не была дешевой. Поэтому без постоянного заработка этот молодой человек скатывается в беспросветную нищету.

Родион был вынужден даже бросить учебу в университете, так как не хватало средств ни на что. Впоследствии, когда разберемся с разными гранями его личности, мы убедимся, что этот студент долгое время жил в мире иллюзий.

Итак, почему же Раскольников убийство считал единственным правильным шагом к будущему? Неужели невозможно было пойти другим путем? Далее мы разберемся с мотивами поступка и ситуациями в жизни, которые привели к подобной задумке.

Для начала дадим описание Раскольникова. Он был стройным молодым человеком в возрасте двадцати трех лет. Достоевский пишет, что рост у Родиона был выше среднего, глаза темные, а цвет волос - темно-русый. Далее автор рассказывает, что из-за бедственного одежда студента больше напоминала лохмотья, в которых обычному человеку совестно будет на улицу выйти.

В статье мы рассмотрим какие события и встречи повлекли преступление Раскольникова. Сочинение в школе обычно требует раскрытия его образа. Данная информация способна помочь выполнить это задание.

Итак, в романе мы видим, что Родион, начитавшись западных философов, склонен делить общество на людей двух типов - «твари дрожащие» и «право имеющие». Здесь находит отражение ницшеанская идея сверхчеловека.

Вначале он даже относит себя ко второй категории, что собственно и приводит к убийству им старухи-процентщицы. Но после данного злодеяния Раскольников оказывается неспособным выдержать груза преступления. Оказывается, что юноша изначально относился к обычным людям и не был сверхчеловеком, которому все дозволено.

Преступные прообразы

Литературоведы долгие годы спорили, откуда появился такой персонаж, как Родион Раскольников. Образ этого человека можно проследить как в сообщениях прессы того времени, в литературных произведениях, так и в биографиях знаменитых людей.

Получается, что своим появлением главный герой обязан различным людям и сообщениям, которые были известны Федору Достоевскому. Сейчас мы осветим преступные прообразы Родиона Раскольникова.

В прессе девятнадцатого века известны три случая, которые могли повлиять на формирования сюжетной линии главного героя «Преступления и наказания».

Первым было описанное в сентябре 1865 года в газете «Голос» преступление молодого двадцатисемилетнего приказчика. Его звали Чистов Герасим, и среди знакомых юноша считался раскольником (если свериться по словарю, этот термин в иносказательном понимании означает человека, который поступает вразрез с общепринятыми традициями).

Убил топором двух старых прислужниц в доме одной мещанки, Дубровиной. Кухарка и прачка помешали ему ограбить помещение. Преступник вынес золотые и серебряные предметы и деньги, которые украл из обитого железом сундука. Старух обнаружили в лужах крови.

Злодеяние практически совпадает с событиями романа, однако наказание Раскольникова было немного другим.

Второй случай известен из второго номера журнала «Время» за 1861 год. Там был изложен знаменитый «процесс Ласенера», происходивший в 1830-х годах. Этот человек считался серийным французским убийцей, для которого жизни других людей не значили ровным счетом ничего. Для Пьера-Франсуа Ласенера, как говорили современники, было одинаковым «что убить человека, что выпить стакан вина».

После ареста он пишет мемуары, стихи и прочие произведения, в которых старается оправдать свои преступления. По его версии, он был под влиянием революционной идеи «борьбы с несправедливостью в обществе», которую ему внушили социалисты-утописты.

Наконец, последний случай связан с одним знакомым Федора Михайловича Достоевского. Профессор истории, москвич, родственник купчихи Куманиной (тетки писателя) и второй претендент на ее наследство (наравне с автором «Преступления и наказания»).

Его фамилия была Неофитов, а задержан он был в ходе процесса о выпуске фальшивых билетов внутреннего займа. Считается, что именно его случай натолкнул писателя вложить в мысли Родиона Раскольникова идею мгновенного обогащения.

Исторические прототипы

Если говорить о знаменитых людях, которые повлияли на формирование образа молодого студента, то здесь речь пойдет больше об идеях, чем о реальных событиях или личностях.

Давайте познакомимся с рассуждениями великих людей, которые могли сформировать описание Раскольникова. Кроме того, все их трактаты просматриваются на страницах романа в репликах второстепенных персонажей.

Итак, без сомнения, на первом месте находится произведение Наполеона Бонапарта. Его книга «Жизнь Юлия Цезаря» быстро стала бестселлером девятнадцатого века. В ней император показал обществу принципы своего мировоззрения. Корсиканец считал, что среди общей массы человечества изредка рождаются «сверхлюди». Главное отличие этих индивидуумов от других в том, что им позволено нарушать все нормы и законы.

В романе мы видим отражение этой мысли постоянно. Это и статья Родиона в газете, и размышления некоторых персонажей. Однако Федор Михайлович показывает разнообразное понимание смысла фразы.

Наиболее циничный вариант воплощения идеи в жизнь у бывшего студента. Кого убил Раскольников? Старуху-процентщицу. Однако сам Родион видит событие по-разному в отдельных частях романа. Вначале юноша считает, что «это ничтожнейшее создание» и «убив одно существо, он поможет сотням жизней». Позже мысль перерождается в то, что жертва была не человеком, а «раздавленной вшой». И на последнем этапе молодой человек приходит к выводу, что убил свою собственную жизнь.

Свидригайлов и Лужин также внесли наполеонские мотивы в свои поступки, однако о них речь будет идти позже.

Кроме книги французского императора, похожие идеи были в работах «Единственный и его собственность» и «Убийство как одно из изящных искусств». Мы видим, что в течение романа, студент носится с «идеей-страстью». Но данное событие больше похоже на неудачный эксперимент.

В конце романа мы видим, что на каторге Раскольников понимает ошибочность поведения. Но окончательно юноша не расстается с идеей. Это видно из его мыслей. С одной стороны он сокрушается о загубленной молодости, с другой - сожалеет о том, что признался. Если бы выдержал, может и стал бы для себя «сверхчеловеком».

Литературные прототипы

Описание Раскольникова, которое можно дать образу персонажа, аккумулирует в себе различные мысли и поступки героев других произведений. Федор Михайлович Достоевский через призму сомнений молодого юноши рассматривает многие социальные и философские проблемы.

Например, одинокий герой, бросающий вызов обществу, существует у большинства писателей-романтиков. Так, лорд Байрон создает образы Манфреда, Лары и Корсара. У Бальзака мы узнаем сходные черты в Растиньяке, а у Стендаля - в Жюльене Сореле.

Если учесть, кого убил Раскольников, можно провести аналогию с пушкинской «Пиковой дамой». Там Германн старается обрести богатство за счет старой графини. Примечательно, что старуху у Александра Сергеевича звали Лизаветой Ивановной и юноша ее убивает морально. Достоевский же пошел дальше. Родион реально забирает жизнь женщины с таким именем.

Кроме этого, достаточно большое сходство есть с персонажами Шиллера и Лермонтова. У первого в произведении «Разбойники» есть Карл Моор, который сталкивается с такими же этическими проблемами. А в «Герое нашего времени» Григорий Александрович Печорин находится в схожем состоянии морального экспериментирования.

Да и в других произведениях Достоевского существуют похожие образы. Прежде это «Записки подполья», позже - Иван Карамазов, Версилов и Ставрогин.

Таким образом, мы видим, что Родион Раскольников совмещает в себе противостоящего обществу, и реалистического персонажа со своим окружением, происхождением и планами на будущее.

Пульхерия Александровна

Мать Раскольникова своей провинциальной наивностью и простодушием оттеняет образы столичных жителей. Она воспринимает события более упрощенно, на многое закрывает глаза, кажется, не в состоянии понять. Однако в конце романа, когда вырываются в предсмертном бреду ее последние слова, мы видим, насколько ошибались в предположениях. Эта женщина воспринимала все, однако не показывала водоворот страстей, который бушевал у нее в душе.

В первых главах романа, когда нам представляется Родион Раскольников, письмо матери оказывает значительное влияние на его решение. Сведения о том, что сестра готовится «пожертвовать собой ради блага брата», повергают студента в мрачное настроение. Он окончательно утверждается в мысли убить старуху-процентщицу.

Здесь к его замыслам добавляется стремление уберечь Дуню от проходимцев. Награбленного, по рассуждению Раскольникова, должно хватить, чтобы не нуждаться в финансовых подачках будущего «мужа» сестры. Впоследствии Родион знакомится с Лужиным и Свидригайловым.

Сразу после того, как первый пришел к нему представиться, юноша принимает его в штыки. Почему так поступает Раскольников? Письмо матери прямо говорит, что подлец и плут. Он развивал при Пульхерии Александровне мысль, что лучшая жена - из бедной семьи, так как она полностью во власти мужа.

Из того же письма бывший студент узнает о грязных домогательствах помещика Свидригайлова к сестре, которая работала у них гувернанткой.

Поскольку у Пульхерии Александровны не было мужа, то Родя становится единственной опорой семьи. Мы видим, как мать опекает и заботится о нем. Невзирая на его грубое поведение и необоснованные упреки, женщина стремится помочь всеми силами. Однако она не может пробиться сквозь стену, которую сын выстроил вокруг себя в попытке оградить семью от будущих потрясений.

Дуня

В романе Федор Михайлович Достоевский иллюстрирует различные жизненные позиции и личные философии через противопоставление персонажей. Например, Дуня и Раскольников. Характеристика брата и сестры схожа во многих моментах. Они внешне привлекательны, образованы, мыслят самостоятельно и склонны к решительным поступкам.

Однако Родиона подкосила нищета. Он разуверился в доброте и искренности. Мы видим постепенную деградацию его социальной жизни. В начале романа сообщается, что Раскольников - бывший студент, однако сейчас он вынашивает планы «получения богатства в одночасье».

Авдотья Романовна же, его сестра, стремится к лучшему счастливому будущему, но на более реалистичных позициях. Она, в отличие от брата, не мечтает о моментальном богатстве и не питает романтических иллюзий.

Кульминация их противопоставления выражается в готовности к убийству. Если Раскольникову удается и он идет на это, чтобы доказать себе собственное превосходство, то у Дуни дела обстоят совершенно иначе. Она готова забрать жизнь Свидригайлова, но только из-за самозащиты.

Наказание Раскольникова мы видим в течение большей части романа. Оно начинается не на каторге, а сразу после смерти старухи. Терзающие сомнения и переживания по поводу хода следствия мучают студента больше, чем последующие годы в Сибири.
Дуня же, отстояв свое право на свободу, получает в награду счастливую жизнь в Петербурге.

Таким образом, сестра Раскольникова оказывается более активной, чем мать. И ее влияние на брата сильнее тем, что они обоюдно заботятся друг о друге. Он видит определенную отдушину в том, что помогает ей найти вторую половинку.

Раскольников и Мармеладов

Мармеладов и Раскольников фактически являются полной противоположностью. Семен Захарович является вдовцом, титулярным советником. Он достаточно пожилой для этого чина, однако его поступки объясняют подобный поворот событий.

Мы узнаем, что он безбожно пьет. Взяв в жены Екатерину Ивановну с детьми, Мармеладов переезжает в столицу. Здесь семья постепенно опускается на дно. Доходит до того, что родная дочь идет на панель, чтобы прокормить семью, пока Семен Захарович «валяется пьяненький».

Но в формировании образа Раскольникова имеет значение один эпизод с участием этого второстепенного персонажа. Когда юноша возвращался с «рекогносцировки» будущего места преступления, он оказался в трактире, где познакомился с Мармеладовым.

Ключевой является одна фраза из исповеди последнего. Он, обрисовывая вопиющую нищету, говорит «нет совершенно никаких преград». Родион Романович оказывается в мыслях в этом же положении. Бездействие и мрачные фантазии привели его в крайне бедственное положение, из которого он видел только один выход.

Получается, что разговор с титулярным советником накладывается на отчаяние, которое испытывал бывший студент после прочтения письма от матери. Вот с такой дилеммой сталкивается Раскольников.

Характеристика Мармеладова и его дочери Сони, которая впоследствии станет окном в будущее для Родиона, сводится к тому, что они покорились фатализму. В начале юноша пытается повлиять на них, помочь, изменить жизнь. Однако в конце он гибнет под прессом вины и отчасти принимает взгляды и жизненную философию Сони.

Раскольников и Лужин

Лужин и Раскольников похожи в неуемном тщеславии и эгоизме. Однако Петр Петрович намного мельче душонкой и глупее. Себя он считает успешным, современным и респектабельным, говорит, что создал сам себя. Однако по факту оказывается всего лишь пустым и лживым карьеристом.

Первое знакомство с Лужиным происходит в письме, которое Родион получает от матери. Именно от брака с этим «подлецом» юноша пытается спасти сестру, что и подталкивает его на преступление.

Если сравнить эти два образа, оба мнят себя практически «сверхлюдьми». Но Родион Раскольников более молодой и подвержен романтическим иллюзиям и максимализму. Петр Петрович же, наоборот, все старается загнать в рамки своей глупости и узколобости (хотя сам себя считает очень умным).

Кульминация противостояния этих героев происходит в «нумерах», где незадачливый жених по собственной жадности поселил невесту с будущей тещей. Здесь в крайне мерзкой обстановке он показывает свое истинное лицо. И результатом становится окончательный разрыв с Дуней.

Позже он попытается скомпрометировать Соню, обвинив ее в воровстве. Этим Петр Петрович хотел доказать несостоятельность Родиона в выборе знакомых, которых он вводит в семью (ранее Раскольников познакомил дочку Мармеладова с матерью и сестрой). Однако его гнусный план проваливается, и он вынужден сбежать.

Раскольников и Свидригайлов

В романе «Преступление и наказание» Раскольников, образ которого проходит эволюцию в процессе развития событий, сталкивается со своими антиподами и двойниками.

Однако прямого сходства нет ни с одним персонажем. Все герои выступают как противоположность Родиона или имеют более развитую определенную характеристику. Так Аркадий Иванович, как мы знаем из письма, склонен к постоянной погоне за наслаждениями. Он не гнушается и убийством (в этом его единственное сходство с главным героем).

Однако Свидригайлов предстает персонажем с двойственной натурой. Он вроде и рассудительный человек, но разуверившийся в будущем. Аркадий Иванович пытается принуждением и шантажом заставить Дуню стать его женой, но девушка дважды стреляет в него из револьвера. Ей не удалось попасть, но, как результат, помещик теряет всякую надежду на возможность начать жизнь с нуля. В итоге Свидригайлов совершает самоубийство.

Родион Раскольников видит в решении Аркадия Ивановича свое возможное будущее. Он уже несколько раз ходил смотреть на реку с моста, подумывая прыгнуть вниз. Однако Федор Михайлович помогает юноше. Он дает ему надежду в виде любви Сонечки. Эта девушка заставляет бывшего студента признаться в преступлении, а после следует за ним на каторгу.

Таким образом, в данной статье мы с вами познакомились с ярким и неоднозначным образом Родиона Раскольникова. В романе «Преступление и наказание» Достоевский с хирургической точностью препарирует душу преступника, чтобы показать эволюцию от решимости, навеянной иллюзиями, к подавленности, после столкновения с реальностью.

Не раз обращался к изображению таких героев, которые достигли нравственного совершенства, пройдя через большие испытания. В черновых тетрадях прямо говорится о Раскольникове: «С самого этого преступления начинается его нравственное развитие, возможность таких вопросов, которых прежде бы не было.

В последней главе, в каторге, он говорит, что без этого преступления он бы не обрел в себе таких вопросов, желаний, чувств, потребностей, стремлений и развития».

Фёдор Достоевский. Портрет работы В. Перова, 1872

История Раскольникова разыгрывается в Петербурге. Самый фантастический на свете город порождает фантастического героя. В мире Достоевского место и обстановка мистически связаны с действующими лицами. Это – не нейтральное пространство, а духовные символы. Как Герман в «Пиковой даме » Пушкина, Раскольников – «петербургский тип». Только в таком угрюмом и таинственном городе могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента. В «Подростке » Достоевский пишет: «В такое петербургское утро, гнилое, сырое и туманное, дикая мечта какого-нибудь пушкинского Германа из «Пиковой дамы» (колоссальное лицо, необычайный, совершенно петербургский тип – тип из петербургского периода) мне кажется, должна еще более укрепиться». Раскольников – духовный брат Германа. Он тоже мечтает о Наполеоне , жаждет силы и убивает старуху. Его бунтом завершается «петербургский период русской истории». На протяжении романа – несколько кратких описаний города. Они напоминают театральные ремарки; но этих немногих острых черт достаточно, чтобы мы почувствовали «духовный пейзаж». Раскольников в ясный летний день стоит на Николаевском мосту и пристально вглядывается в «эту действительно великолепную панораму». «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы, духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». Душа Петербурга – душа Раскольникова: в ней то же величие и тот же холод. Герой «дивится своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывает разгадку его». Роман посвящен разгадке тайны Раскольникова – Петербурга – России. Петербург так же двойствен, как и порожденное им человеческое сознание. С одной стороны – царственная Нева, в голубой воде которой отражается золотой купол Исаакиевского собора, – «великолепная панорама», «пышная картина»; с другой – Сенная площадь с улочками и закоулками, населенными беднотой; мерзость и безобразие. Таков и Раскольников: «Он замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен»; мечтатель, романтик, дух высокий и гордый, благородная и сильная личность. Но у этого «прекрасного человека» есть своя Сенная, свое грязное подполье: «мысль» об убийстве и грабеже. Преступление героя, отвратительное и низкое, имеет сообщниками трущобы, подвалы, кабаки и притоны столицы. Кажется, что ядовитые испарения большого города, зараженное и лихорадочное его дыхание проникли в мозг нищего студента и породили внем мысль об убийстве. Пьянство, нищета, порок, ненависть, злоба, разврат – все темное дно Петербурга – ведут убийцу в дом жертвы. Обстановка преступления, квартал и дом, в котором живет процентщица, вызывают в герое не меньшее «омерзение», чем его «безобразная мечта». Вот он идет «делать пробу» . «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и особенная летняя вонь. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, завершали отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека...». Дом, в котором живет старуха, выходит одной стеной на канаву: «Он стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами».

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

После «пробы» Раскольников восклицает: «О Боже! как все это отвратительно». Его охватывает «чувство бесконечного отвращения». Сенная площадь со своими девицами, пьяницами и «промышленниками» и идея преступления – два образа одного душевного состояния. Другой пример воплощения духа и одуховления материи – описание комнаты Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Бывший студент спит на «неуклюжей большой софе, обитой ситцем, обыкновенно не раздеваясь, без простыни, покрываясь ветхим студенческим пальто». Автор сравнивает эту «желтую каморку» со шкафом, сундуком и гробом.

Такова материальная оболочка «идеи» Раскольникова. Его комната – келья монаха-аскета. Он заперся в своем углу, в своем «подполье», улегся в «гроб» и думает. Вся жизнь его ушла в мысль; внешний мир, люди, действительность – перестали существовать. Он мечтает о богатстве, будучи совершенно бескорыстным, о практическом деле, будучи теоретиком. Ему не нужно ни еды, ни платья, потому что он – бесплотный дух, чистое самосознание . В нем продолжается тот процесс мышления, о котором нам рассказывал «человек из подполья». Только в такой тесной и низкой каморке могла родиться дикая идея о преступлении. Мышление разъедает старую мораль, разлагает психофизическое единство человека. Раскольников должен пройти через аскезу, дематериализироваться, чтоб почувствовать в себе демоническую силу и восстать на Бога. «Желтая каморка» – символ бесовского, завистливого отъединения. Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Так же «психологично» описание квартиры старухи-ростовщицы: темная и узкая лестница, четвертый этаж, слабо дребезжащий колокольчик, дверь, приотворяющаяся на крошечную щелочку, томная прихожая, разгороженная перегородкой, и, наконец, комната «с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах». «Мебель вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана, с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам, да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель. В углу, перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто – и мебель, и пол были оттерты под лоск: все блестело». Герой сразу же переводит свое впечатление на язык психологии: «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота». Поразительна безличность этой обстановки, бездушность порядка, мещанская пошлость «немецких барышень» и ханжеское благочестие лампадки.

Каморка Раскольникова – гроб, квартира старухи – опрятная сеть паука, комната Сони – уродливый сарай. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четыреугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, другой же угол был уж слишком безобразно тупой... Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели... желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам...». Изуродованная Сонина судьба символизирована нежилой комнатой с уродливыми углами. У Раскольникова, отъединившегося от мира, тесный гроб, у Сони, обращенной к миру, – «большая комната с тремя окнами». Свидригайлов загадочно говорит Раскольникову: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху». Идейный убийца задыхается в своем гробу, в безвоздушном пространстве мысли. Он приходит к Соне в ее просторный сарай с тремя окнами подышать воздухом земли .

Раскольников-индивидуалист тяжело переживает крушение веры в свое превосходство над окружающими . В то же самое время он мучается потерей нравственной чистоты, ибо человек, уничтоживший человека, – это, с точки зрения Достоевского, прежде всего самоубийца. Достоевский исходит из абстрактных «христианских» моральных норм, вечных и неизменных. «Несчастным слепым самоубийцей» называет он, например, Каракозова , совершившего 4 апреля 1866 года неудавшееся покушение на Александра II (Записные тетради Ф. М. Достоевского, 1935, стр. 341).

Георгий Тараторкин в роли Раскольникова в фильме «Преступление и наказание» 1969 г.

Герои Достоевского в своей духовности мало зависят от времен года и перемен погоды. В романах его очень редки метеорологические указания. Но когда они встречаются, в них всегда заключена транскрипция душевных состояний. Явления природы, так же, как и пейзаж, существуют только в человеке и для человека. Раскольников совершает преступление «в начале июля, в чрезвычайно жаркое время». Он бродит по городу. «Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца ». Когда, после преступления, убийца идет в контору, его слепит солнце: «На улице опять жара стояла невыносимая, хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные... Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась – обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день». Раскольников – ночной человек; в его каморке почти всегда темно; он – гордый дух тьмы, и его мечта о господстве порождена мраком. Ему чужда земная жизнь, освещенная солнцем, он отрезан от «дневного сознания». Но вот «идея» толкает теоретика на действие: ему приходится из сумерек отвлеченной мысли выйти в жизнь, столкнуться с реальностью. Свет дня ослепляет его, как ночную птицу. Из холода абстракции он попадает в летний Петербург – жаркий, зловонный, душный. Это усиливает его нервную раздражительность, развивает зародыш болезни. Солнце обличает его беспомощность и слабость. «Он даже убить не умеет», совершает промах за промахом и, как муха на свечку, летит прямо в сети Порфирия Петровича. Солнце у Достоевского – символ «живой жизни», побеждающей мертворожденную теорию. Раскольников входит в комнату старухи, ярко освещенную заходящим солнцем. В уме его мелькает страшная мысль: «И тогда , стало быть, так же будет солнце светить!». В ужасе преступника перед солнцем уже заключается предчувствие гибели.

Достоевский долго не мог решить, как закончить роман. Во всех черновых тетрадях писателя есть записи и о необходимости покаяния Раскольникова, и о бегстве его за границу, и даже о самоубийстве. Так, в самой ранней, Второй записной книжке читаем: «К утру, сквозь сон, мне мерещился все проект уехать, убежать... сначала в Финляндию, а потом в Америку» (стр. 31). В Первой: «Всем мешаю: пулю в лоб. Приходит прощаться» (стр. 122). В Третьей: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет» (стр. 150). Писатель понимал, что раскаянье противоречит характеру Раскольникова, логике развития этого художественного образа. Очень любопытна одна из черновых записей о покаянии Раскольникова: «Прощения просит у народа... Соня и любовь сломали» (Первая зап. кн., стр. 133). И в окончательной редакции Раскольников далек от полного раскаяния даже тогда, когда он идет «предавать себя», даже тогда, когда отбывает каторжные работы.

Родион Раскольников – один из центральных персонажей романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Персонаж Раскольникова взят из жизни. Во второй половине девятнадцатого века произошло ограбление богатого дома. В процессе этого ограбления преступник топором убил двух служанок. Именно этот грабитель стал прототипом Родиона Раскольникова.

Раскольников в произведении «Преступление и Наказание» - противоречивый персонаж. Читая книгу, читатель будет задаваться важным вопросом: Как человек из приличной семьи смог пойти на преступление?

Ответ не так прост, как кажется. Родион был приверженцем теории Наполеона третьего. Теория заключалась в том, что существуют обычные люди и те, кто творят историю. Для тех, кто творит историю, не писаны никакие законы. Они торжественно идут к своей цели.

Родион хотел проверить, каким человеком он является. «Обычной тварью дрожащей» или человеком, имеющим право. Родион думал о том, что он – человек, который творит историю.

Убив старуху, Родион пытается доказать себе не только то, что он – необычный человек, но и то, что, совершив убийство, избавляет мир от тирана, наживающегося на чужом горе.

После убийства Родион чувствует угрызения совести. Родион думает о том, сможет ли жить дальше с клеймом убийцы. Он понимает, что он не такой, как его герои, которые спокойно спят, посылая тысячи невинных людей на смерть. Он убил всего лишь двух женщин, но уже ищет искупления.

Погружаясь в свои мысли, Родион начинает отдаляться от людей. Ему необходимо найти человека, который сможет понять его. Этим человеком является Соня Мармеладова.

Заблуждения Родиона хорошо раскрываются, когда читатель видит перед собой другого персонажа – Свидригайлова. Его идеи очень схожи с идеями Родиона. Свидригайлов считает, что можно творить зло, если цель является благой. Отличает его от Родиона то, что Свидригайлов не раз совершал преступления. Он был убийцей и жуликом.

В отличие от Свидригайлова, Родион понимает, что все его теории и истины – ложь. Сонечка Мармеладова помогает ему в раскаянии. Родион понимает, что нет большей истины, чем вера в Бога. Он отправляется на казнь, полюбив Соню.

Таким образом, Раскольников – это человек, глупо веровавший в теорию о разделении людей. Это человек, у которого есть совесть, который подвергает сомнению свои догмы, когда в его жизни появляется настоящая любовь.

Вариант 2

В романе «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского центральным персонажем является Родион Романович Раскольников.

Родион вырос в любящей, но бедной семье. Ему 23 года, он студент юридического факультета, но учёбу пришлось забросить, так как молодой человек живёт на грани нищеты.

Юноша скудно одет, но хорош собой: имеет стройную фигуру, высокий рост, тёмные глаза и русые волосы.

В начале романа, автор описывает Раскольникова как доброго, отзывчивого, умного, но гордого человека. Ему не чуждо сострадание к другим. Из-за сложного материального положения, которое оставляло желать лучшего, Родион замкнут в себе и угрюм. Он считает унизительным принимать помощь от своего друга или пожилой матери.

Отчаяние и беспомощность приводят к разрушению моральных принципов Раскольникова. Он разрабатывает собственную теорию, касающуюся современного общества: делит людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые, по его мнению, являются бесполезными и «второстепенными», а вторым позволено всё, даже игнорирование моральных принципов для достижения «высшей цели». Разумеется, себя Родион относит ко второй категории.

Раскольников придумывает способ проверить границы дозволенного и идёт на сделку с совестью – решается на убийство. Долгое время молодого человека терзают сомнения, он переживает сильную внутреннюю борьбу и даже думает отказаться от ужасной затеи, но нищета, влекущая за собой гнетущее отчаяние, доводит его до безумия от безысходности. Он переходит черту нравственности и человечности, убивая старую процентщицу и воруя её деньги. Родион лишает жизни не только пожилую Алёну Ивановну, а и её беременную сестру Лизавету.

Раскольников так и не смог воспользоваться украденными деньгами, хотя очень в них нуждался. После совершения преступления он переживает надлом личности: его терзают мучительные угрызения совести, а непрекращающиеся ночные кошмары заставляют вновь и вновь переживать случившееся.

После убийства Родион становится ещё более нелюдимым, ему тошно от самого себя. Одиночество подводит его к грани безумия. Он боится разоблачения, пытается выведать, подозревают ли его в совершении преступления. Молодой человек доверяет свою тайну Соне Мармеладовой, девушке, живущей по «жёлтому билету». Она убеждает Раскольникова во всём признаться, ведь, по её мнению, только таким образом можно начать путь к исправлению и исцелению души.

Родион сдаётся полиции. Он раскаивается в своих деяниях. Теперь его теория кажется молодому человеку бессмысленной, жестокой и безнравственной и Раскольников отрекается от неё. Его отправляют на каторгу, где Родион становится на путь духовного перерождения и искупления вины.

Сочинение Образ и характеристика Родиона Раскольникова

Раскольников – красивый молодой человек с аристократическими чертами лица. Он снимал крохотную каморку на чердаке пятиэтажного дома.

Раскольников погряз в нищете, бедственность его положения, вечные долги, привели молодого человека к мысли о преступлении. Ему хочется помочь материально своей семье, но не находит способа. В Раскольникове рождается и крепнет мысль о мгновенном обогащении, он создает теорию, в которой убийство будет оправдано. Студент думает, что если он убьёт старуху-процентщицу, то принесёт пользу обществу. Обладая расчётливым, пытливым умом и холодным сердцем, сам себе Раскольников пытается доказать, что он смелый и решительный человек, а не «тварь дрожащая».

Родион целый месяц вынашивает идею убийства, продумывает каждый шаг, обращая внимание на мельчайшие подробности преступления. Иногда в нём просыпается истинный разум, и он отрекается от своей теории, осознавая неправомерность своих действий. И всё-таки желание почувствовать себя вершителем судеб, преобладает над рассудком, и Раскольников совершает преступление.

В нём присутствует и трусливое начало, создав свою теорию, он идёт убивать не какого-нибудь сильного и богатого человека, а беспомощную старуху, о которой, может, никто и не вспомнит. Всё-таки его гложет мысль, что за содеянное нужно отвечать. Отставив в сторону сомнения, думая лишь о лёгкой и быстрой наживе, молодой человек отправляется к старухе.

При совершении убийства на него нападает страх и паника, Раскольников действует, забыв о мерах предосторожности, что приводит ко второму убийству.

Раскольников не раскаялся в убийстве, он признал своё преступление лишь в том, что не выдержал, и явился с повинной. Только чувства к Соне начали переламывать его душу, значит, Родион ещё не совсем конченый человек, и имеет право на духовное и нравственное воскрешение. Любовь Раскольникова к Сонечке затронула какие-то новые струны в душе молодого человека. Он ощутил Соню как единое целое с самим собой, и с этого момента началось перерождение человека, Раскольников понял всю жестокость и бессмысленность своей безумной теории.

Вариант 4

В 60-х годах 19 века реформы произвели огромные изменения в стране. Началось резкое социальное расслоение. Особенно это было заметно в крупных городах. Одни богатели, стремительно поднимаясь вверх, а другие оказывались в бедственном положении. Началось время вседозволенности, денежных отношений. Для Достоевского необходимо было понять, к какому результату может привести человека нравственный нигилизм. Именно этой теме и посвятил писатель свое произведение «Преступление и наказание».

У теории главного героя были личные и социальные мотивы для того, чтобы совершить убийство. Человеком Раскольников был гордый, честолюбивый, и в то же время он болезненно относился к чужим страданиям. Бедный студент стал искать путь, который поможет ему избавиться от этой нищеты. Однако, он хочет найти выход из этого положения не только в свою пользу, но и помочь другим людям. Почему же такая дикая теория вдруг появилась в мыслях у воспитанного и умного студента? Неужели из-за нищеты, в которой он не может больше жить? Нет. Раскольников, совершая преступное действие, идет против законности, обретая себе свободу. Неспроста в романе возникает образ Наполеона. Ведь тот равнодушно относился к судьбам отдельных личностей, однако его путь помогал образованному человеку найти выход из сложившейся ситуации. Раскольников же, в отличие от императора, хочет сделать счастливым не только себя, но и остальных людей. Он думает, что совершив преступление, искупит этот грех множеством добрых поступков, ведь жизнь простой процентщицы не стоит и ломаного гроша по сравнению со многими счастливыми жизнями.

Однако холодный расчет и благородная душа не могут разом совмещаться в Родионе. Его доброта, сострадание к чужому горю конфликтуют с гордостью и тщеславием, что приводит нашего героя к таким нравственным переживаниям, что не дают ему превратиться в Наполеона. После того, как Раскольников убил старуху, его грызет чувство того, что он отдалился от родных людей. Ради них юноша пошел на это преступление и сейчас они стали чужими. И молодой человек, вместо того, чтобы гордиться содеянным, оказывается в полном одиночестве. Он как бы полон мечтами, повторить судьбу Наполеона, и в тоже время сомневается в своем выборе. Он не может сделать определенный выбор.

Вот эта сомнительность и нерешительность и привела его в полицейский участок. Достоевский здесь четко показал, что наказание персонажа состоит в его нравственных страданиях и пребывании в одиночестве. Лишь внимание и забота Сонечки Мармеладовой помогли вернуть его к жизни. Страдая сам, он мучает и девушку. Однако, через некоторое время Раскольников поймет, что только любовь поможет искупить все его душевные мучения. В конце концов, молодой человек обращается к вечной силе добра через библейские учения.

Образец 5

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» вызвал много противоречивых мнений в обществе из-за главного героя.

Родион Раскольников – центральный герой романа. Он очень хорош собой, волосы тёмно-русые, глубокие тёмные глаза, высокий и стройный. Вместе с тем, он умный, образованный, гордый. Любит независимость. Но окружающая его обстановка сделала его очень замкнутым и раздражительным.

Молодой студент, мечтающий стать великим юристом, был нищий. Из-за нехватки денег, он вынужден бросить обучение и жить в небольшой комнате с минимальной обстановкой. Его одежда изрядно поношена, но новую он не может себе позволить. С первого взгляда заметно, что он постоянно задумчив и замкнут. Настроение его всегда плохое. Раскольников перестал общаться с людьми. Его унижала помощь со стороны посторонних.

Главный герой делить всех людей на две группы и никак не может понять к какой относится он сам: «тварь ли я дрожащая или право имею?». Эти мысли не дают ему покоя. Для проверки своей концепции Раскольников решается на убийство бабки – процентщицы. Родион думает, что забрав ценности, он осчастливит не только себя, но и всё человечество.

Реальность оказалось совсем другой. Вместе с бабкой Раскольникову пришлось убить и её сестру Лизовету, которая никогда в жизни никого не обидела. Награбленным он так и не смог воспользоваться, спрятав его. Ему страшно и плохо. Совесть главного героя, не даёт ему покоя и приводит к сумасшествию. Ему пытаются помочь друзья, но это оказывается безуспешным.

К концу романа у Раскольникова совсем не остаётся сил. Он понимает, что не может уже ничего исправить и жить с такой ношей он не сможет. Родион идёт с повинной и его приговаривают к 8 годам каторги. Но он принимает приговор с энтузиазмом и с гордостью отбывает срок. Ведь на воле его ждёт совершенно иная жизнь, с новыми и чистыми мыслями, а также с Соней Мармеладовой, которая смогла поверить в то, что в Раскольникове остались человеческие качества.

Фёдор Михайлович Достоевский в образе Родиона Раскольникова хотел показать, что каждый человек способен раскаяться в совершённых деяниях и стать полноценным членом общества.

Сочинение 6

В образе этого героя психологического романа автор поднял проблемы нравственности и дал свой анализ популярной в его время идеи сверхчеловека с христианской точки зрения.

Родион Раскольников – типичный бедный студент, погруженный в модные тогда философские и политические идеи радикального характера. Он лишь по необходимости заботится о пропитании и необходимом для жизни. В его лице писатель, который был сам в свое время приговорен к смертной казни, замененной каторгой и отдачей в солдаты, за участие в деятельности тайного общества, показал достоверный образ борца за переустройство мира.

Как и многие народовольцы и другие политические радикалы, Раскольников является в некоторой степени чистым и идейным человеком. Он убивает старушку-процентщицу, чтобы проверить может ли он менять мир, относится ли к способным править и преобразовывать или же просто представитель управляемой массы. Показательно, что, несмотря на свою крайнюю бедность, Раскольников, присвоив крупную сумму денег после совершенного убийства, не только не тратит их, но и, вообще, как бы забывает об их существовании. Он остается погруженным в свои идеи и размышления. Для него, как и для представителей радикальной молодежи того времени, только это и имеет ценность.

Однако, в отличие от другого романа «Бесы», в данном произведении автор ставил своей главной целью не показать страшное лицо народника, готового переступать через кровь и мораль, такого как Нечаев. В образе Раскольников писатель, сам прошедший через увлечение радикальными идеями, стремился показать выход для многих молодых людей. Для этого Достоевский подробно описывает крах воззрений Раскольникова, которому не удалось стать сверхчеловеком.

Достоверно неизвестно, убил ли кого-либо сам писатель, но, в любом случае, в образе Раскольникова много вложено пережитого самим автором романа.

Достоевский достоверно изобразил момент раскаяния, к которому затем приходит его герой, призывая читателей прочувствовать пережитое Раскольниковым и, отринув модные идеи переустройства общества, пойти за Христом.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Николая Ростова в романе Толстого Война и мир сочинение

    В романе Л.Н.Толстого присутствует множество персонажей и их образов, которые автор выделяет по-особенному и с мастерством. Несмотря на то, что Николай Ростов является не основным персонажем, он тоже сыграл немалую роль в этом произведении.

  • Сочинение Письмо Чацкому из 21 века

    Благодаря современным средствам связи могу тебе отправить электронное письмо. Представь себе, в наше время люди совсем разучились писать письма. Специальной бумаги для письма не сыщешь.

  • Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке (описание) 4 класс

    Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке.

  • Комедия «Ревизор» - произведение написанное Николаем Васильевичем Гоголем в первой половине девятнадцатого века. Вот уже долгое время произведение ставится на сценах больших и малых театров нашей родины.

  • Анализ произведения Слова о полку Игореве

    В основе «Слова о полку Игореве» незамысловатая сюжетная линия: в нем описывается неудачный поход на половцев 1185 года князя Игоря Святославовича вместе с его братом Всеволодом

Раскольников в романе

Раскольников - бывший студент-юрист из Санкт-Петербурга, из-за нехватки средств вынужденный оставить учёбу в университете. Живёт крайне бедно.

«Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.

Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт огромные проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. „Она никуда не годна“, „для чего она живет?“, „Полезна ли она хоть кому-нибудь?“ и т. д.» .

«Даёт вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берёт в месяц и т. д.» ( ).

На преступление, однако, не решается, пока не получает письмо от матери, в котором говорится о готовящемся бракосочетании его сестры с неким господином Лужиным . Понимая, что сестра не любит будущего мужа, а жертвует собой ради благополучия семьи и, в большей степени, ради самого́ Раскольникова, он обманом проникает в квартиру старухи, убивает и грабит её, попутно убивая случайную свидетельницу в той же квартире.

Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников до убийства причисляет себя ко второй категории; однако после убийства обнаруживает, что в полной мере относится к первой.

Внешность

Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу.

Прототипы

Герасим Чистов

Приказчик, раскольник 27 лет, убивший топором в январе 1865 г. в Москве двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. Из железного сундука были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Убитые были найдены в разных комнатах в лужах крови (газета «Голос» 1865 г., 7-13 сентября).

А. Т. Неофитов

Московский профессор всеобщей истории, родственник по материнской линии тётки Достоевского купчихи А. Ф. Куманиной и наряду с Достоевским один из её наследников. Неофитов проходил по делу подделывателей билетов 5 % внутреннего займа (сравните мотив мгновенного обогащения в сознании Раскольникова).

Пьер-Франсуа Ласенер

Французский преступник, для которого убийство человека было тем же самым, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами (изложение процесса Ласенера 1830-х годов на страницах журнала Достоевского «Время», 1861 г., № 2).

Литературоведы о персонаже

Исторические прототипы Раскольникова

Михаил Бахтин , указывая на исторические корни образа Раскольникова, отмечал, что нужно внести существенное исправление: речь идёт скорее о «прототипах образов идей» этих личностей, нежели о них самих, причём идеи эти трансформируются в общественном и индивидуальном сознании согласно характерным особенностям эпохи Достоевского.

В марте 1865 года выходит книга французского императора Наполеона III «Жизнь Юлия Цезаря», где отстаивается право «сильной личности» нарушать любые нравственные нормы, обязательные для обыкновенных людей, «не останавливаясь и перед кровью». Книга вызвала ожесточенную полемику в русском обществе и послужила идейным источником теории Раскольникова. «Наполеоновские» черты образа Раскольникова несомненно несут следы воздействия образа Наполеона в интерпретации А. С. Пушкина (противоречивая смесь трагического величия, подлинного великодушия и безмерного эгоизма, приводящего к фатальным последствиям и краху,- стихотворения «Наполеон», «Герой»), как, впрочем, и отпечаток эпигонского «наполеонизма» в России («Мы все глядим в Наполеоны» - «Евгений Онегин»). Сравните слова Раскольникова, втайне сближавшего себя с Наполеоном: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть». Сравните также провоцирующе-иронический ответ Порфирия Петровича «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» Реплика Заметова тоже пародирует повальное увлечение «наполеонизмом», ставшее пошлым «общим местом»: «Уж не Наполеон ли какой будущий нашу Алёну Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?»

В том же ключе, что и Достоевский, «наполеоновскую» тему решал Л. Н. Толстой («наполеоновские» амбиции Андрея Болконского и Пьера Безухова и их полное разочарование в «наполеонизме»). Достоевский, безусловно, учитывал, кроме того, комический аспект образа Наполеона, запечатленный у Н. В. Гоголя (Чичиков в профиль - почти Наполеон). Идея «сверхчеловека» , наконец, разрабатывалась в книге М. Штирнера «Единственный и его собственность», которая имелась в библиотеке Петрашевского (В. Семевский) и послужила еще одним источником теории Раскольникова, ибо статья его, разбираемая Порфирием Петровичем, написана «по поводу одной книги»: это может быть книга Штирнера (В. Кирпотин), Наполеона III (Ф. Евнин) или трактат Т. де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств» (А. Алексеев). Подобно тому как Магомет в пещере Хира испытывал муки рождения новой веры, Раскольников вынашивает «идею-страсть» (по выражению поручика Пороха, Раскольников - «аскет, монах, отшельник»), считает себя пророком и провозвестником «нового слова». Закон Магомета, по мысли Раскольникова, закон силы: Магомета Раскольников представляет с саблей, он палит из батареи («дует в правого и виноватого»). Выражение Магомета о человеке как «дрожащей твари» становится лейтмотивом романа и своеобразным термином теории Раскольникова, поделившим людей на «обыкновенных» и «необыкновенных»: «Тварь ли я дрожащая или право имею? < …> Велит Аллах, и повинуйся, „дрожащая“ тварь!» (Сравните: «И пришёл я со знаменем от вашего господа. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне», - Кор. , 2,44,50). Сравните также А. С. Пушкина: «Люби сирот, и мой Коран // Дрожащей твари проповедуй» (В. Борисова). Для Достоевского Христос и Магомет - антиподы, а Раскольников отпал от Бога, о чем говорит Соня Мармеладова : «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!».

Литературные предшественники Раскольникова

  • Библейский Иов (В. Этов). Точно Иов , Раскольников в состоянии кризиса решает «последние» вопросы, бунтует против несправедливого мироустройства. В эпилоге романа Достоевский подразумевал, что Раскольников, как и Иов, обретёт Бога.
  • Корсар, Лара, Манфред - герои-бунтари лорда Байрона .
  • Жан Сбогар - герой одноимённого романа Ш. Нодье , благородный разбойник и индивидуалист.
  • Ускок из романа Жорж Санд , пират, приобретший богатство и славу ценой преступления.
  • Растиньяк О. Бальзака .
  • Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и чёрное ».
  • Медард - герой романа Гофмана «Эликсиры сатаны ».
  • Фауст - герой трагедии Гёте .
  • Гамлет - главный персонаж трагедии Шекспира .
  • Франц и Карл фон Моор - персонажи одного из любимых произведений Ф. М. Достоевского драмы Ф. Шиллера «Разбойники ».

С образом последнего особенно тесно связана этическая проблематика романа: Карл Моор и Раскольников равным образом загоняют себя в нравственный тупик. «Карл Моор,- писал Г. Гегель ,- пострадавший от существующего строя, < …> выходит за пределы круга законности. Сломив стеснявшие его оковы, он создает совсем новое историческое состояние и провозглашает себя восстановителем правды, самозваным судьей, карающим неправду, < …> но эта частная месть оказывается мелкой, случайной - при ничтожности средств, которыми он располагает,- и приводит только к новым преступлениям».