Главное, что нужно знать о мэтте дэймоне. Почему «Джейсона Борна» не хотели снимать и почему его все-таки сняли Мэтт дэймон где живет

— исключение. Он всегда был правильным мальчиком: учился в Гарварде, за первый же сценарий получил «Оскар», в скандалах не участвовал, в драках замечен не был. Но неизменно пользуется популярностью у девушек. Мы говорим с Мэттом в номере отеля с видом на море, я слушаю его и пытаюсь понять: в чем подвох? Ну должна же быть в этом голливудском везунчике хоть какая-то червоточинка! Ведь и на солнце есть пятна!

— О, каких только титулов мне не присваивали! Всех сейчас точно не припомню. Как к этому относиться? Да никак! Правда, для моих друзей — это лишний повод для шуток. Вот Джордж (Клуни. — Прим. «ТН») любит поддеть меня.

Я не знаю, что во мне такого особенного. (С улыбкой оглядывает себя.)

— Да, что в вас такого?

— Мне кажется, что противоположный пол привлекает мой образ парня с соседнего двора. Моя жизнь по сути не представляет ничего интересного — я просто работаю, а после еду домой, к жене и дочкам. Может, как раз это и нравится женщинам? Хотя точного ответа на этот вопрос я дать не могу. Женщин ведь не разберешь! (Смеется.)

Мэтт Деймон действительно не привык разбираться в женщинах. Одно время он менял их как перчатки, крутил роман почти с каждой партнершей по фильму. В списке его побед Клэр Дэйнс, Патриция Аркетт, Вайнона Райдер, Пенелопа Крус. Но своих возлюбленных этот идеальный мужчина буквально носил на руках: заваливал цветами, пел серенады под окнами и всячески потакал их желаниям. В новые отношения он окунался как в омут с головой. Но после череды романов актер зарекся иметь дело с голливудскими дивами. В «Шоу Опры Уинфри» Мэтт заявил: «Я больше никогда не стану заводить отношений с женщинами-знаменитостями!» Сказал — сделал. 27-летнюю Лусиану Барросо актер встретил в баре в Май­ами — девушка, аргентинка по происхождению, разливала коктейли. Разговорились, слово за слово… И скоро поженились. Пятилетнюю дочь Лусианы от предыдущего брака Деймон усыновил. Молодой женщине несказанно повезло. Деймон, кажется, и по сей день влюблен в нее, как будто встретил вчера. В Канкун, где мы встретились с актером, Мэтт прилетел представлять фильм «Элизиум: Рай не на Земле». В отличие от своих коллег по цеху, которые предпочли оставить вторые половины дома, Мэтт прилетел с Лусианой. Пока актер раздавал интервью, супруга загорала в шезлонге (поражая всех окружающих прекрасной фигурой — и это после рождения четверых детей). В перерывах актер подходил к ней, чтобы принести воды или намазать спину кремом. Ни малейшего повода для ревности или недовольства собой голливудская звезда первой величины Лусиане не дает.

— Вы учились в Гарварде, но так его и не окончили. Жалеете, что не получили степень?

— Нет-нет. Я проучился в университете около четырех лет. И за эти годы получил знания и опыт, которые мне реально пригодились в жизни. Что, пожалуй, самое главное. Может, получение степени дало бы мне ощущение выполненного долга. Но я решил не сдавать экзамены и ушел под конец семестра. Тем не менее считаю, что в Гарварде я отлично провел время, обучение там мне, несомненно, пошло на пользу. И конечно, я буду рассказывать об этом своим детям, когда они станут немного старше. Просто тогда мне очень хотелось сниматься в фильмах.

— Хорошо помните свой первый съемочный день?

— Это была работа над картиной «Мистическая пицца». Наверное, вы меня даже в титрах не заметите. У меня там всего одна реплика: «Мама, хочешь мою зелень?» Сцену с моим участием мы снимали около трех часов ночи. Помню, что, несмотря на сонное состояние, я не хотел, чтобы съемочный процесс заканчивался. Понимаете, да? Мне нравилось то, что мы делаем, я наслаждался каждым моментом. Мне было всего 16 или 17 лет, и уже тогда я понял, что хочу заниматься этим всю жизнь.

— Несмотря на название, как я помню, «Мистическая пицца» — совсем не мистический фильм. Сейчас вас все больше тянет сниматься в картинах в жанре научной фантастики. Чем привлекают подобные ленты?

— Я всегда любил научную фантастику. Но, к сожалению, действительно стоящие картины в этом жанре встречаются редко. Если задуматься, то за последние 30 лет было не так уж много заметных лент. Мне лично вспоминаются «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Чужие» Джеймса Камерона, его же «Терминатор», «Матрица» братьев Вачовски. Создать целый мир в деталях, соотнести его с миром, в котором живем, — это ведь сложная задача для режиссера. С « » мне очень повезло, вернее, с Нилом (Бломкампом — режиссером картины. — Прим. «ТН»). Он как раз из тех немногих талантов, которые могут создать в воображении отдельный мир. Когда я спрашивал у него, что и как будет устроено в мире, где существует мой герой Макс, он так четко это описывал, словно сам только что вернулся оттуда. Потрясающая детализация! После пяти минут разговора с Нилом я понял, что его идея с «Элизиумом…» грандиозная. Нил, на мой взгляд, наследник Джеймса Камерона, которого я очень уважаю. Он предлагал мне сниматься в «Аватаре», но у меня было много работы, и я вынужден был отказаться.

— Не жалеете?

— Я действительно никак не мог тогда броситься еще и на съемки в «Аватаре». Хотя, конечно, понаблюдать за процессом работы над такой масштабной лентой было бы любопытно. Но момент уже упущен.

— Ваш Макс в «Элизиуме…» — бритый накачанный парень. Вам нравится, как он выглядит?

— Макса жизнь побила. Он не может выглядеть по-другому. Мой герой немало времени провел в тюрьме. Он хочет добраться до «Элизиума…», так как только там его могут излечить от смертельной болезни. Ему приходится много преодолевать, поэтому, да, выглядит он своеобразно. Ну и что? Подобных героев я еще не играл, так что получил огромное удовольствие.

— Значит, новая прическа — под ноль — вам тоже нравилась?

— Прическа — это что! (Смеется.) Волосы уже отрасли. А тренировки в спортзале были недетские. В самом начале тренер Национальной футбольной лиги, с которым я занимался, сказал: «Я собираюсь сделать тебя не только сильным, но и быстрым». Ему удалось!

— Вы говорили, что съемки «Элизиума…» были одними из самых сложных в вашей жизни. А казалось, чего уже только не перенесли. Что особенного было на съемочной площадке?

— Полуразрушенную Землю мы снимали в Мексике. А рай, то есть «Элизиум» — в Канаде. Между этими странами в реальной жизни — огромная пропасть. Знаете, Нилу удалось в жанре научной фантастики еще и затронуть социальные проблемы. Наш мир уже сейчас разделен пополам: одни живут в идеальном мире, другие — практически в клоаке. Одну из сцен мы снимали на свалке в Мехико. Вертолеты поднимали ветер, чтобы на нас летел мусор. Именно эта сцена мне тяжело далась. Весь мусор жутко токсичный. Мы провели там несколько часов и едва вытерпели все. Но ведь на этой свалке огромное количество людей, которые там родились, жили и умрут. Вот это страшно!

В «Элизиуме…» затрагиваются и проблемы экологии. Население планеты стало очень эгоистичным, живем по принципу: после нас хоть потоп! Пора задуматься над этим, поменять отношение к окружающему миру. Иначе Лос-Анджелес лет через сто будет похож на современный Мехико. А это, скажу я вам уже как эксперт, страшное зрелище­.

— Вы много снимаетесь. Не пора ли в отпуск?

— Почему-то у всех создается впечатление, что я круглыми сутками работаю. На самом деле перерывы у меня случаются гораздо чаще, чем вы думаете. Я закончил работать над сериалом «За канделябрами» в прошлом году где-то в начале сентября. Потом было четыре дня в фильме Терри Гиллиама в ноябре, а потом опять начал сниматься в фильме «Хранители наследия» Джорджа (Клуни. — Прим. «ТН») в марте. Получается, шесть месяцев был перерыв в работе! В июне завершились съемки картины Джорджа. И теперь у меня куча свободного времени, потому что планов нет никаких! Так что время на отдых есть. Я думаю, что впечатление, словно меня везде много, создается, потому что мои фильмы выходят один за другим.

— Планируете получить очередной «Оскар»?

— Даже не знаю. (Смеется.) Я до сих пор не могу забыть вечер, когда получил первый. Помню, просидел до четырех часов утра в спальне: был слишком взволнован, чтобы заснуть. Знаете, о чем думал? «Слава Богу, что ради этого мне не пришлось никого затащить в постель!» (Смеется.) А если серьезно, ведь мне повезло получить эту награду в 27 лет. А есть же достойные актеры, которые всю жизнь мечтают об «Оскаре». Они ставят на него всю свою карь­еру! На данный момент для меня важна не очередная, пусть и очень почетная награда, а сама работа. Погоня за признанием — не мой удел. Я живу нормальной жизнью, делаю дело, которое люблю, и получаю от этого удовлетворение.

Мэтту сложно не поверить. На интервью он появился в обычной белой футболке (но даже она его красила!) и в джинсах. Оскароносный актер выглядел так, словно вот только что косил траву во дворе своего дома, его попросили отвлечься и ответить на несколько вопросов, а он не отказался. Умница Голливуда, как его называют коллеги, обладатель многомиллионного состояния выглядит как простой парень. Накануне интервью Мэтт Деймон со всеми отрывался на танцполе. Гости не сразу признали в нем звезду. Поняли только, когда актер Ченнинг Татум подошел к нему с видеокамерой, от которой танцующий Деймон отмахивался, как от назойливой мухи. Оба актера вели себя словно мальчишки на школьной дискотеке в спортзале: дурачились, залазили друг другу на шею, снимали себя на камеру телефона.

— Вот вы говорите, что для вас «Оскар» не важен. Но признайте, переживали, что долгое время не оценивала Киноакадемия?

— Каждый раз, когда его даже не номинировали, я приходил в бешенство! Вы не представляете, сколько этому парню пришлось вынести. Черт побери, он давно был достоин «Оскара»! Конечно, я переживал. Люди, которые толком-то ничего и не знали о нем и обо мне, о нашей совместной работе над сценарием «Умницы Уилла Хантинга», говорили что-то типа: «Он, наверное, не написал и половины сценария». Некоторые позволяли себе в лицо ему это высказывать. И конечно, когда Бен в этом году получил «Оскар» (за «Операцию «Арго» в номинации «Лучший фильм года». — Прим. «ТН»), я был счастлив. Прекрасно помню этот момент. Мы с детьми остались в Нью-Йорке, жена улетела по делам. Я уложил малышей спать, сам сидел в гостиной и смотрел телевизор. И тут мне звонит супруга и говорит: «Он получил «Оскар» за лучшую картину». Вот в тот момент я был чертовски рад, как за самого себя! Вы понимаете, это вершина в нашем бизнесе! Выше этой награды нет ничего! А Бен, думаю, до сих пор пребывает в шоке. Он сказал мне: «Не хочу казаться мелочным человеком, для которого так важны награды, но эта повлияла на меня».

— Мэтт, а вы способны на романтические поступки?

— Тут я вообще полный лох. В этом деле от меня никакой пользы. Я иногда и хочу придумать что-то, порадовать жену, но как-то все не выходит.

Деймон, конечно, лукавит. Он — мас­тер широких жестов. В апреле актер и его супруга Лусиана во второй раз сказали взаимное да перед алтарем на острове Сент-Люсия в Карибском море. Знающие Деймона рассказывают, что это была его затея — организовать вторую свадьбу. Конечно, первым делом на остров прибыли лучшие друзья пары — Бен Эффлек с супругой Дженнифер Гарнер. На церемонии присутствовали четверо детей новобрачных: Алексия, Изабелла, Джиа Завала и Стелла Завала. Девочки, одетые в белоснежные наряды, судя по фотографиям, были несказанно рады этому событию.

— Вы сейчас с семьей переехали жить в Лос-Анджелес. Почему решили снова вернуться в Калифорнию? Ведь вы не раз признавались в любви к Нью-Йорку.

— Как ни крути, а сердце Голливуда в Лос-Анджелесе. Я арендовал там офис для кинокомпании. Управлять процессом, находясь в Нью-Йорке, для меня не представляется возможным, вот и пришлось вернуться в Калифорнию. В планах у меня срежиссировать и спродюсировать несколько хороших проектов. Я не хочу работать над 40 проектами сразу. Это значит, что мне придется разговаривать с 40 разными писателями, держать все в голове, контролировать. А делать это в таком объеме на отлично не получится. Я хочу брать пример с Джорд­жа Клуни или с Клинта Иствуда. Знаете, у них всегда есть парочка потрясающих проектов. Все остальное они просто-напросто отметают.

Мы с женой решили, что в Лос-Анджелесе детям будет лучше. Они же еще маленькие, им нужен дворик, в котором смогут бегать и играть. В Нью-Йорке, увы, с этим трудно, хотя мы с супругой действительно любим этот город. Там ощущаешь себя свободнее, за тобой не следят круглыми сутками папарацци. Ты можешь спокойно отвести детей в школу, посидеть в кофейне. Может, когда дети станут постарше, мы вернемся туда.

— А на родине супруги, в Аргентине, ваши дети бывают часто?

— Они ездили туда несколько лет наза­д. Младшую, потому что была совсем крохой, правда, пришлось оставить дома. Конечно, мы хотели бы бывать в Аргентине чаще. Но работа, учеба… Знаете, сложно выкроить время. Перелет долгий, поэтому хотелось бы лететь не на неделю, а на две-три, а найти время — большая проблема.

— Девочки говорят по-испански?

— Ну, в разной степени. Младшая знает язык лучше всех. Мы их заставляем говорить, но они упираются. В школе, на улице — они повсюду окружены английским, им проще и удобнее на нем изъясняться. Они знают, что мама тоже говорит по-английски и поймет их, поэтому у них нет необходимости учить язык. Но, поверьте, мы сделаем их билингвами! (Смеется.)

— Вы состоявшийся счастливый человек. Что дальше? Думали уже о том, чем будете заниматься лет так через пятнадцать?

— Мне бы хотелось продолжать работать с теми же режиссерами, с которыми имею возможность работать сейчас, и самому состояться как режиссер. Помню, как Клуни во время съемок «Одиннадцати друзей Оушена» сказал мне: «Если ты сможешь продержаться в этом бизнесе десять лет, то это уже чего-то стоит!» И мы стали перебирать актеров, которые нам нравились несколько лет назад, а сейчас о них никто не вспоминает. С того нашего разговора прошло лет 12-13, а мы еще в обойме. Что дальше? Кто знает! Но я понимаю, чувствую нутром, что мне пока везет. И хотелось бы, чтобы дальше было так же. Я просто хочу продолжать заниматься любимым делом, пить хорошее вино, есть вкусную еду и быть нужным своей семье.

Семья: жена — Лусиана Барросо, домохозяйка; приемная дочь — Алексия (от первого брака Лусианы); дочери — Изабелла (7 лет), Джиа Завала (4 года), Стелла Завала (2 года)

Образование: учился в Гарвардском университете

Карьера: снимался в фильмах: «Умница Уилл Хантинг», «Спасти рядового Райана», «Догма», «Талантливый мистер Рипли», «Одиннадцать друзей Оушена», в трилогии о Джейсоне Борне, «Отступники» и др.

Его деньги

$20 млн — просит актер за дом в пригороде Майами

$15 млн — стоимость дома в калифорнийском Пасифик-Палисейдс, который Мэтт купил для семьи в 2012 году

$600 тыс. — стоимость аренды отеля Sugar Beach Resort, где прошла повторная церемония бракосочетания Мэтта и Лусианы в апреле 2013 года

$33 тыс. — собрал для своей благотворительной акции, нацеленной на привлечение внимания людей к нехватке туалетов и чистой воды

$500 — выиграл во время участия в чемпионате мира по покеру в 2012 году

$200 — было в кармане у Мэтта, когда он переехал в Нью-Йорк из родного штата Массачусетс

Его женщины

с 1990 по 1997 год

Модель была первой подругой, которую Деймон завел после переезда в Нью-Йорк. Отношения не выдержали проверку работой Мэтта и ее соблазнами.

1997 год

Актриса стала тем самым соблазном. Они познакомились во время работы над фильмом «Благодетель». Роман был скоротечным и закончился вместе со съемками.

1997 год

Роман начался на съемках картины «Умница Уилл Хантинг». Страсть играть не пришлось — поцелуй актеров претендовал на звание лучшего в номинации МTV Movie Awards.

с 1998 по 2000 год

Актеров познакомила Гвинет Пэлтроу, бывшая в то время девушкой Бена Эффлека. Настроены Деймон и Райдер были весьма серьезно — даже купили общую квартиру, но все равно разошлись.

с 2001 по 2003 год

С ассистенткой Бена Эффлека Деймон сблизился, пока навещал друга в клинике, где тот лечился от алкоголизма. Мэтт и Одесса даже наметили дату свадьбы, но помолвка была расторгнута.

2002 год

На съемках фильма «Неукротимые сердца» актеры так вошли в роль возлюбленных, что не хотели расставаться с ней и за пределами площадки.

с 2003 года по настоящее время

На съемках картины «Застрял в тебе» в Майами Деймон познакомился с барменшей, работавшей в одном из курортных клубов. В декабре 2005 года они поженились в Нью-Йорке. «Моя жена заслуживает сюрпризов, охапок цветов и других приятных мелочей. Всего самого лучшего!» — говорит Мэтт.

«Можно ходить по Голливуду с чековой книжкой и предлагать миллион долларов тому, кто скажет дурное про Мэтта, и быть совершенно уверенным в том, что чек выписывать не придется», - сказал как-то Стивен Содерберг. Действительно, у Мэтта Дэймона положительная репутация, и бесспорно, это тот самый случай, когда она заработана честным путем. ELLE выбрал 15 интересных фактов об актере, сегодня отмечающем 47 день рождения.

Первую роль Дэймон сыграл в фильме «Мистическая пицца». На момент съемок ему было 17 лет, он только поступил в университет, и наверняка был рад появиться в голливудском кино, пускай даже с одной лишь репликой в кадре. Кстати, главную роль в «Мистической пицце» сыграла Джулия Робертс (для которой эта лента была всего лишь четвертой). Спустя 14 лет Мэтт и Джулия встретились вновь - в «Одиннадцати друзьях Оушена».

Когда Мэтт еще учился в школе, мама сказала ему, что наверняка он станет актером. Мама не ошиблась. Впрочем, она отказалась поддерживать сына в его желании поехать в Нью-Йорк и учиться там в актерской школе, так что пришлось Мэтту зарабатывать деньги самостоятельно, танцуя на улицах брейк. Что довольно сложно представить.

Всем известно, что Мэтт - лучший друг Бена Аффлека. Парни учились в одной школе, вместе пробивались в кино (даже жили в одной квартире, прихватив с собой младшего Аффлека, Кейси), вместе написали сценарий «Умницы Уилла Хантинга», в одночасье изменивший их жизнь. Однако в их совместной, так сказать, биографии, есть не самые очевидные факты. Например, то, что из них двоих наиболее активным по части девушек был именно Мэтт, а Бен сильно смущался, и Мэтт таскал друга по свиданиям, чтобы излечить от застенчивости.

Оба, еще учась в школе, пытались попасть в знаменитое шоу «Клуб Микки Мауса», где начинали Джастин Тимберлейк, Бритни Спирс и Райан Гослинг. Но их не взяли.

Конечно же, это случайность, но в фильмографии Деймона полно фильмов, в названиях которых есть имя или фамилия его персонажа. Начинаем перечислять: «Умница Уилл Хантинг», «Спасти рядового Райана», «Талантливый мистер Рипли», «Спирит: Душа прерий», «Идентификация Борна», «Ультиматум Борна», «Превосходство Борна», «Джейсон Борн».

Дважды худел ради ролей - сначала для военной драмы «Мужество в бою», затем для съемок в фильме «Талантливый мистер Рипли». В первом случае Мэтт сбросил 20 килограммов с помощью разработанной им диеты (куриное мясо, яичные белки и капуста). Вес ушел всего за сто дней, и Дэймон чуть не испортил себе здоровье - у него начались проблемы с сердцем. Неудивительно, что после премьеры актер, в реальной жизни обожающий поесть и предпочитающий пиццу, заявил, что больше ни за что не станет себя истязать. Прошло три года и обещание было нарушено - перспектива сыграть Тома Рипли в экранизации романа Патриции Хайсмит сподвигла Мэтта вновь сесть на диету. Итог - 13,5 кг долой.

Кадр из фильма «Мужество в бою»

Мало кто знает, но Дэймон - и Джейк Джилленхол - были первыми и главными кандидатами на роль Джейка Салли в «Аватаре». Тем не менее, Джеймс Камерон неожиданно выбрал начинающего австралийского актера Сэма Уортингтона. От другой громкой роли - в фильме «Боец» - Мэтт оказался сам, уступив Марку Уолбергу.

У Дэймона и его жены Лусианы Босан Барросо есть жесткое семейное правило - не расставаться больше чем на две недели. Так что когда Мэтту пришлось для съемок в «Непокоренном» отправиться в Южную Африку, он оплатил переезд всего класса, в котором училась его приемная дочь, да еще с учительницей вместе. Правила есть правила, Мэтт их не нарушает.

Мэтт Дэймон с супругой

Роль Джейсона Борна, перезагрузившая карьеру Дэймона, которая начала подкисать в начале нулевых, досталась ему в какой-то степени благодаря Брэду Питту. Питт долго тянул с решением - браться ему за «Идентификацию Борна» или нет, и в итоге выбрал «Шпионские игры», проект более серьезный. Тогда режиссер Дуг Лайман предложил роль Дэймону.

Отвечая в разгар президентской кампании в США на вопрос, хотел бы он стал президентом, Мэтт сообщил, что политика его не привлекает, но если Бен Аффлек (который больше для этого подходит), попадет в Белый Дом, то он, Мэтт, не против сесть в кресло вице-президента.

Мэтт Дэймон и Бен Аффлек

Когда Аффлек только начинал встречаться с Дженнифер Лопес, Дэймон посоветовал ему быть осторожным, и если тот может, то и вовсе расстаться с новой подругой. Бен не послушал, о чем впоследствии сильно сожалел.

В свое время Мэтт возглавил список знаменитостей, от которых женщины хотели бы иметь детей.

Актер долгое время курил как паровоз, но очень быстро бросил - после нескольких сеансов гипноза.

», третий фильм из цикла о бывшем суперагенте Джейсоне Борне, они объявили, что не будут работать над четвертой серией. Одно время проходили сообщения, что Гринграсс и Деймон передумали, но те все же настояли на своем, и студия Universal в 2012 году выпустила «Эволюцию Борна » без Гринграсса и Деймона. Казалось бы, на этом их отношения с сериалом закончились. Однако в 2014-м Гринграсс и Деймон объявили, что работают над новым фильмом цикла. Сейчас, когда «Джейсон Борн » выходит в российский прокат, стоит разобраться, почему актер и режиссер не хотели над ним работать и почему они все же его создали.

В случае Мэтта Деймона ответить на вопрос, почему актер передумал, очень просто. Во-первых, среди его фильмов, вышедших после «Ультиматума Борна», бесспорными большими успехами стали лишь «Железная хватка », «Интерстеллар » и «Марсианин ». При этом Деймон лишь в «Марсианине» сыграл главную роль. Когда карьера актера развивается таким образом, ему важно напомнить публике и продюсерам о своей коронной роли, принесшей студии большую прибыль.

Во-вторых, играть Борна интересно и нелегко - много «физики» и мало пустых разговоров. Чем старше становится Деймон, тем приятнее ему чувствовать, что он все еще может достоверно играть столь атлетичного персонажа. И, конечно, для него важно, что поклонники верили в него и все эти годы спрашивали, когда же выйдет новый «Борн» с его участием.

Наконец, Деймон не раз подчеркивал, что так уважает Гринграсса, что вернется в цикл, если режиссер объявит, что готов рассказать новую историю о блудном сыне тайной программы ЦРУ. Когда Гринграсс взялся за «Джейсона Борна», Деймон сдержал слово и тоже занялся картиной.

Итак, чтобы понять решение Деймона, нам нужно понять решение Гринграсса. Но давайте перед этим разберемся, почему сведущие в сценарном мастерстве режиссер и актер (у Деймона, напомним, даже есть сценарный «Оскар»!) настаивали, что история Джейсона Борна завершилась в «Ультиматуме Борна».

Что делает киноцикл подходящим для выпуска множества сиквелов? Присмотримся к «бондиане», самому успешному и самому длинному циклу блокбастеров. Джеймс Бонд - профессиональный спаситель мира. Работа на британскую корону позволяет ему странствовать по всему миру, сражаться с самыми разнообразными врагами, «кадрить» самых красивых женщин, использовать удивительные гаджеты, выполнять невероятные трюки и так далее.

Можно любить или не любить сагу о британском суперагенте, но нельзя отрицать, что это идеальная концепция для создания бесконечного количества одновременно схожих и несхожих фильмов. Известная голливудская мудрость гласит, что публика ждет от сиквела, чтобы он и был, и не был повторением предыдущей картины, и именно это «бондиана» вот уже полвека гарантирует зрителям.

Теперь взглянем на «борниану». Джейсон Борн - тоже суперагент, но он больше не состоит на службе ЦРУ и не странствует по миру, чтобы убивать врагов Америки. Наоборот, потеря памяти позволила ему переосмыслить прошлые убеждения, и с тех пор он в основном сражается со своими прошлыми нанимателями, которые пытаются его поймать и вернуть в программу.

Фото со съемочной площадки фильма "Джейсон Борн"


Это драматичное противостояние - маленький человек против огромной «машины», - но оно быстро выдыхается, потому что Борн из серии в серию сражается с одной и той же организацией (за вычетом «Превосходства Борна », где ему противостоит агент ФСБ) и использует одни и те же методы. При этом он минимально применяет гаджеты, не спит со всем, что движется, и даже не разбавляет свои приключения шутками. C Бондом его роднит только то, что Борн тоже действует по всему миру. Но бондовского разнообразия пейзажей в его фильмах все же быть не может, потому что ЦРУ лучше всего контролирует ситуацию в странах НАТО, и это значит, что режиссеры цикла должны в основном показывать натовские государства, где у управления явное преимущество. Чем труднее задача героя, тем явственней его героизм!

Хуже же всего то, что в «борниану» с первого фильма вмонтирована бомба с часовым механизмом. Лишившись памяти, Борн пытается вспомнить прошлое. И когда в «Ультиматуме Борна» он объявляет, что вспомнил все, сюжет естественным образом подходит к концу. Квест выполнен, можно уходить на пенсию.

В «Джейсоне Борне» эту загвоздку пытаются обойти, объявляя, что Борн вспомнил все о себе, но не о своей семье, и что ему еще есть что вспоминать и выяснять. Но сколько протянет эта сюжетная идея? Она уже воспринимается как «мыльная опера». В «Джейсоне Борне» герой разбирается в гибели своего отца, а что дальше? ЦРУ окажется причастным к гибели его троюродного деда? Это же ерунда, а не сюжет для якобы реалистичного шпионского триллера.

Можно не сомневаться, что Гринграсс отлично все это понимает. Вышеизложенное отчасти основано на интервью Деймона, а то, что знает актер, знает и его режиссер. Так почему же Гринграсс вернулся в «борниану»?

Потому что то, что плохо для искусства, порой хорошо для политики. Напомним, что, прежде чем взяться за «борниану», британец снял политическую драму «Кровавое воскресение» - кино о том, как 30 января 1972 года британские войска расстреляли демонстрацию в Северной Ирландии. В первую очередь Гринграсс - политический режиссер, и ему нравится регулярно напоминать публике об опасности абсолютной власти, на которую претендуют силовые структуры. Разумнее всего это делать не в артхаусных драмах, а в развлекательных блокбастерах, которые смотрят по всему миру. Так что то, что Борн из серии в серии противостоит ЦРУ, для Гринграсса куда лучше, чем если бы герой сражался с «очевидными» врагами цивилизованного мира, в чьем злодействе никого не нужно убеждать.

Фото со съемочной площадки фильма "Джейсон Борн"


Имея это в виду, легко понять, что Гринграсс вернулся в «борниану», потому что скандал со Сноуденом дал ему новый материал для разоблачений. «Джейсон Борн» рассказывает о тесной спайке интернет-компаний и спецслужб (это как раз то, о чем поведал миру Сноуден), и показательно, что к истории Борна эти разоблачения не имеют почти никакого отношения. Борн преследует главу ЦРУ из-за его прошлых, а не нынешних козней, и ему нет дела до социальных сетей, которыми суперагент не пользуется.

Звезда Голливуда Мэтт Дэймон не из тех, кто застревает в одном амплуа: фильмы о Джейсоне Борне не сделали из него типичного актёра боевиков, а «Умница Уилл Хантинг» и «Талантливый мистер Рипли» не превратили в драматичного умника. Сам Дэймон признаётся, что ему всё равно, кого играть, главное, чтобы это был фильм хорошего режиссёра.

Сегодня принципиальному и талантливому артисту исполняется 45 лет. В день рождения голливудской звезды АиФ.ru вспоминает, как филолог Гарвардского университета стал одним из самых востребованных актёров современности.

Гарвардский мальчик

Мэттью Пейдж Дэймон родился 8 октября в 1970 году в американском Кембридже штата Массачусетс, известном благодаря Гарвардскому университету. Он рос в самой обыкновенной семье: отец — налоговый инспектор, мать — специалист в области образования в младших классах, и старший брат, который впоследствии стал скульптором. Однако брак Дэймонов не был счастливым — ссоры в их доме не прекращались. А когда к громким крикам уже привыкли соседи, его мать не выдержала и навсегда покинула дом вместе с детьми. Будущей звезде на тот момент не было и трёх лет.

Воспитание матери-одиночки, которая получала одно образование за другим, сказалось на интересах Дэймона: он был очень сообразительным и начитанным ребёнком. Сразу после школы юноше не составило никакого труда поступить в один из лучших университетов страны. Однако Гарвард звезда Голливуда так и не окончил...

Мэтт Дэймон и Бен Аффлек. Фото: www.globallookpress.com

«Оскароносная» дружба

Прямое отношение к тому, что Дэймон на последнем курсе бросил университет, имеет звезда «Армагеддона» Бен Аффлек . Будущим популярным актёрам было около 10 лет, когда они познакомились и выяснили, что живут на соседних улицах. Долгие годы их объединяла не только крепкая дружба, но и увлечение кинематографом, которое постепенно переросло в мечту покорить Голливуд.

Дэймон во время обучения в Гарвардском университете дебютировал с эпизодической ролью в фильме «Мистическая Пицца», а Аффлек с самого детства играл небольшие роли в кино. Однако друзья понимали, что хотят большего, и пришли к простому выводу: если нет фильма, в котором их ждут главные роли, то они напишут его сами.

Уже в 1997 году на столе продюсера кинокомпании «Miramax» лежал сценарий «Умница Уилл Хантинг» с именами двух неизвестных авторов — «Мэтт Дэймон и Бен Аффлек». Рукопись успели оценить во многих киностудиях, но отказывались её покупать из-за того, что юные сценаристы сами хотели играть в фильме.

По счастливой случайности в «Miramax» пошли навстречу целеустремлённым парням, и в результате сотрудничества появилась картина с бюджетом $10 млн, которая в мировом прокате собрала аж $225 млн. Друзья всегда верили в свой успех, но даже не мечтали, что их совместная работа будет удостоена премии «Оскар» за лучший сценарий, а они так быстро попадут в список ведущих актёров Голливуда.

После премьеры фильма «Умница Уилл Хантинг» Дэймон делился своими впечатлениями от съёмок: «На словах “Эпизод 1. Дубль 1. Мотор”, у меня, как в романах, покатились слёзы по щекам. Четыре года мы писали этот сценарий. Четыре года возлагали на него все наши надежды. И вдруг услышали, как Робин Уильямс произносит выстраданные нами фразы. Тут уж невозможно было больше сдерживаться. Я искоса взглянул на Бена, он тоже стоял и плакал. А Робин потом обнял нас, по-отцовски потрепал по головам и сказал: “Это не сон, мальчики, вы действительно добились успеха”».

Мэтт Дэймон и Робин Уильямс «Умница Уилл Хантинг», 1997 год. Фото: www.globallookpress.com

Актёр на миллион

После выхода фильма «Умница Уилл Хантинг» на Дэймона буквально посыпались предложения о съёмках: «Спасти рядового Райана», «Талантливый мистер Рипли», «Догма», «Неукротимые сердца», «Одиннадцать друзей Оушена». За один год артист успевал поработать сразу в нескольких картинах. Тем не менее, количество никогда не сказывалось на качестве.

Актёр очень серьёзно подходил к своим ролям и для полного соответствия образу был готов практически на всё. Чтобы исполнить главную роль в фильме «Талантливый мистер Рипли», Дэймон научился играть на пианино и всего за пару месяцев похудел на 13 кг. А для роли Марка Уитекера в картине «Информатор», наоборот, поправился на 15 кг. Неудивительно, что режиссёры до сих пор считают большой удачей заполучить к себе на съёмочную площадку голливудскую звезду. Во-первых, он гарантирует кассовый успех картине, а во-вторых, с уважением относится к работе команды. По мнению Дэймона: «Фильм — это всё равно что магический трюк, в котором задействованы сотни людей. А актёр — это кролик, которого должны вытащить из шляпы. Ему остается сидеть, не дергаясь, и пытаться не запороть всё на свете».

В августе 2007 по версии журнала Forbes Дэймон вошёл в список самых кассовых актёров современности. И это только начало. Артист не перестаёт сниматься в голливудских блокбастерах. Последний из них — «Марсианин» Ридли Скотта — выходит на российские экраны 8 октября, как раз в день рождения Дэймона.

Помимо огромных гонораров и престижных наград, Дэймон уже давно заслужил самое ценное — признание и любовь публики, которой он на собственном примере доказывает, что «попасть в Голливуд, да хоть в Букингемский дворец “с улицы” можно. Нужно для начала просто встать и пойти».

Он не похож на своих звездных коллег, скромен и сдержан. Никаких скандалов и интриг. Но и на солнце есть пятна!

Мэтт Дэймон. Фото: Rex Features/Fotodom.ru.

Будущий «король сердец», как окрестили Дэймона после его голливудского триумфа, рос покладистым и тихим мальчиком. Родители его развелись, когда Мэтту было всего три года, но всю жизнь поддерживали дружеские отношения. Наш герой жил вместе с мамой и братом в Кембридже, где находится известный университет Гарвард. Там же восьмилетний Дэймон встретился со своим лучшим другом (и по совместительству дальним родственником) Беном Аффлеком, который жил по соседству. Судьбоносный союз состоялся: мальчишки решили, что обязаны покорить кино-Олимп. Только вот Бен сразу ринулся в бой, а более спокойный и уравновешенный Мэтт остался учиться… в том самом Гарварде! Правда, до получения степени не дошло: Дэймон оставил факультет английского языка, окончательно решив, что его будущее связано с актерством. Родители крайне негативно отреагировали на такой финт, поставив однозначное условие: их сын может делать что хочет, но спонсировать сомнительное мероприятие они не будут.

На свои немногочисленные сбережения — двести долларов — Мэтт отправился в Нью-Йорк, где и встретился с Аффлеком. Дальнейшую историю знают все. Амбициозные парни написали сценарий, который сначала не брала ни одна студия, ведь непременным условием авторов были совместные съемки в главных ролях. Затем компания Miramax, ставшая родной для актеров, реализовала написанную ими историю. За «Умницу Уилла Хантинга» молодые люди получили высшую награду в киноиндустрии, золотую статуэтку «Оскара», и добились сердец всех голливудских красоток.

Мэтт оказался на редкость влюбчивым и романтичным: признавался в чувствах каждой своей партнерше по съемочной площадке, задаривал подругу цветами, красиво ухаживал… и снова влюблялся, уже в другую. Он крутил романы с Клэр Дэйнс и Пенелопой Крус, Патрицией Аркетт и Вайноной Райдер. Но при всей любвеобильности Мэтт ни разу не был героем желтой хроники. А вскоре и вовсе закончил с любовными похождениями, сосредоточившись на карьере. «Спасти рядового Райана», «Талантливый мистер Рипли», «Догма», серия фильмов о друзьях Оушена, «Отступники» и, наконец, шпионский триквел о Джеймсе Борне — вот неполный список его профессиональных побед.

Впрочем, сам Дэймон считает главным достижением свою семью — гармонию с женой Лусианой и четырьмя (!) дочками. И даже премьеру фильма «Марсианин», которую весь мир ждал затаив дыхание, Мэтт встретил спокойно, с присущей ему сдержанной полуулыбкой.

Мэтт, по части съемок в научно-фантастических фильмах вы просто-таки профессионал! Математик в «Умнице Уилле Хантинге», астрофизик в «Интерстелларе», астронавт в «Марсианине»… Вы наверняка уже погрузились в науку чуть глубже, чем среднестатистический человек?
Мэтт Дэймон:
«Ну, я узнал, что если астронавт ест только сублимированные продукты, протянет он недолго! (Смеется.) Стараюсь как следует изучить, проникнуть в тему, которую буду отыгрывать. То есть не хотелось бы стоять перед камерой и думать про себя: „Вообще не имею понятия, что я здесь несу“. Я очень люблю жанр научной фантастики, и мне повезло сниматься и в „Интерстелларе“, и в „Элизиуме“, и вот в „Марсианине“. Действительно стоящих картин в этом ключе очень мало снимается, так что я рад, что был частью этого».

Вы сразу согласились участвовать в «Марсианине»?
Мэтт:
«О, да! Сценарий — это ведь адаптация книги Энди Уира — был написан просто потрясающе, у меня не было шанса отказать. Это же большая редкость, давайте признаемся друг другу, — когда книги переносят на экран так точно, тонко, четко, с уважением к писательскому труду».

И книга, и фильм получились не такими пугающими, как могло бы показаться, — все-таки там поднимаются темы депрессии, одиночества. А вас чуть ли не в лучшие комедийные актеры начали записывать после премьеры…
Мэтт:
«Рад, что нам удалось! С Ридли Скоттом (режиссером фильма „Марсианин“. — Прим. авт.) мы имели впечатляющие по своей длительности беседы, пытаясь найти верный путь. Хотелось сохранить юмор, присущий книге, и при этом не лишить картину напряженности, реальности происходящего. В конце концов парень остался на Марсе один-одинешенек! Так что Ридли создавал эдакий коктейль из страха и веселья. Ты остался на негостеприимной планете, ты напуган, в исступлении — но живешь, не теряя удовольствия и жажды жизни».

Понравилось работать с Ридли Скоттом? О нем ходит немало слухов! Мол, он и несговорчивый, и вздорный, и очень строгий.
Мэтт:
«Столько, сколько ругается Ридли, не ругается никто в Голливуде! От него только и слышишь, что проклятья в адрес всех. Но он делает это шутя, игриво, совершенно без злобы. Его вроде как боятся, но совсем напрасно: добрейший души человек».

Как вы готовились к роли?
Мэтт:
«Вспоминал свою юность! (Cмеется.) Дело в том, что нет более страшного и одинокого места на земле, чем Голливуд, когда ты безработный. Сейчас-то побыть одному мне практически негде, разве что на Марсе. С четырьмя детьми только это и остается».

Если бы вы, настоящий Мэтт Дэймон, оказались на пустынной планете — какую музыку вы бы взяли с собой?
Мэтт:
«Я голосую за U2! Мощный звук, накал — все под стать ситуации. Люблю этих ребят. Думаю, они бы не наскучили, потому что у U2 каждый альбом — как отдельная книга».

Хорошо, а если бы пришлось выбирать блюдо, которое вам предстояло бы есть на этой планете, — только одно, до конца жизни?
Мэтт:
«Так. Наверное, пицца. А что? Это же универсальная еда! Мы же не говорим здесь про пользу или правильное питание, верно? Чисто для удовольствия я выбрал бы пиццу, однозначно!» (Смеется.)

Кстати, недавно вы сделали достаточно внушительный перерыв в карьере: не появлялись на публике почти полгода! С чем это связано?
Мэтт:
«Проводил время с женой и дочками. Перевозил семью из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Я стараюсь не расставаться с ними даже во время съемок, поэтому они мотаются за мной, куда бы я ни поехал. Вот купили с Лусианой дом в пригороде, помогал детям адаптироваться в новой школе. Я скучный семьянин, если вас это интересует. Меня даже папарацци больше не преследуют, что, конечно, немножко обидно. (Смеется.) С другой стороны, я их понимаю. Любой фотограф сразу заскучал бы. Что нового и „горяченького“ они могут найти, снимая меня? Женатика с дочками? Никаких скандалов, никакой мистики, все ровно и спокойно. Все как я люблю».

Ну, не скажите! Бывало время, вы находились в списках самых желанных холостяков, крутили романы с актрисами первой величины…
Мэтт:
«Да, и вот уже тринадцать лет как не делаю этого, а мне все никак не могут простить тот период. Чего вы хотите от мальчишки, которому вскружили голову слава и деньги? Я просто был отчаянным романтиком, влюбчивым и наивным. В каждой своей женщине-коллеге по площадке видел ту самую, единственную. Но очень быстро понял, что отношения со знаменитыми красотками — не по мне. Помню, даже сделал признание на каком-то ток-шоу: не буду больше даже пытаться строить любовь с коллегами».

Сказал — и сделал!
Мэтт:
«Но, прежде чем я встретил Лусиану, пришлось некоторое время провести в одиночестве. И вот что я вам скажу: мужчине это очень полезно. Сразу все становится на свои места, понимаешь, что на самом деле ценно и нужно».

Многие журналисты и ваши коллеги сомневались в вашем союзе. Все-таки голливудская звезда — и простая официантка…
Мэтт:
«Что ж, по-моему, мы сполна доказали всем (хоть это и не их дело), что в любви совершенно не важно, на какой должности ты работаешь и сколько зарабатываешь. Между прочим, у нас четверо детей — тут уже не в чем сомневаться!»

И как вам теперь живется в девичьем царстве?
Мэтт:
«Ну, с утра я не могу попасть в ванную комнату, которая оккупирована моими дочками. Зато я окружен красивыми девушками каждый день — кому еще так повезло? Я просто
счастливчик!»

Вы очень органично смотритесь в роли отца.
Мэтт:
«Я всегда хотел им быть. И надеюсь, что действительно справляюсь. Планирую быть лучшим папой на свете. (Улыбается.) Думаю, каждый мужчина и боится, и хочет этого — и в то же время это главная его работа».

Если бы мы заглянули в гости к Мэтту Дэймону в обычный будний день — что бы мы увидели?
Мэтт:
«О, скорее всего, я бы заставил вас помогать мне в смене подгузников! (Смеется.) Совершенно точно вы были бы окружены детьми, которые бы ползали у вас под ногами. Вы увидели бы меня пишущим сценарий и облепленным в это же время малышами. Не поверите, но я обожаю так работать! Обычно происходит так: я вожусь с дочкой, катаю ее на загривке, изображая пони, а потом быстро сажусь к ноутбуку с мыслью: „Знаю, какой должна быть следующая строка!“ — и так вот, с небольшими перерывами, мы и трудимся».

А как, при таком ритме жизни, вы умудряетесь сохранять романтику и чудесные отношения с вашей женой?
Мэтт:
«У нас с Лусианой есть правило двух недель. Мы не расстаемся больше чем на четырнадцать дней. Уверен, ты должен находиться рядом с тем, кого любишь, так долго, как это возможно. Банально, неоригинально, но моя жена — это моя половина, моя родственная душа. Очень не люблю находиться далеко от нее».

Каков ваш идеальный отдых?
Мэтт:
«Ну, вы уже поняли, что я совершенно определенно семьянин со стажем. Так что — с семьей, на пляже. Лучшего и придумать не могу».

Вы и ваши ближайшие друзья и коллеги уже отпраздновали сорокалетие. Какие ощущения?
Мэтт:
«Точно знаю, что Джордж (Клуни. — Прим. авт.) наслаждается своим возрастом. А вот я хотел бы, чтобы цифра „40“ была опечаткой. Я немного озадачен, ведь совершенно не ощущаю этого, не понимаю, что означает мой возраст. Пазл не складывается. (Улыбается.) Оглядываешься и понимаешь: столько картин, столько сценариев, столько детей! Когда все это произошло? Как так вышло?» (Смеется.)

Не могут не спросить вас о ваших недавних комментариях по поводу сексуальных меньшинств…
Мэтт:
«Ну вот, а я считал, что никаких скандалов, связанных с моим именем, не будет! На самом деле я просто призвал своих коллег-актеров сохранять тайну личной жизни. Мне кажется, что чем более закрыты вы для общественности, тем лучше. Нет никакой нужды объявлять о своих сексуальных предпочтениях миру! Ведь это такая интимная сторона вашей жизни, и посторонние люди не должны ничего знать об этом. Ведь зритель так или иначе проецирует ваш реальный образ на ваших героев — это же мешает играть!"

Ваша сексуальная ориентация не помешала вам сыграть с Майклом Дугласом пылких любовников?
Мэтт:
«Я говорю ровно об этом! На то я и актер. После фильма „За канделябрами“ все просят меня прокомментировать сцену поцелуев с Майклом. Ну что я могу сказать? Кэтрин Зета-Джонс — счастливица! (Смеется.) Хотя сказать по правде — никогда не думал, что буду целоваться с Дугласом. Такой вот необычный эксперимент».

Ваш ближайший друг и соратник переживает сейчас не лучшие времена. Как вы поддерживаете товарища?
Мэтт:
«В нашей с Беном истории эта любовная мелодрама — далеко не первый случай. Не хочу комментировать их разрыв с Джен (Дженнифер Гарнер, жена Бена Аффлека. — Прим. авт.), но могу сказать, что Бен постоянно оказывается непонятым, виноватым. И он очень тяжело переживает романтические неудачи. Мне больно вместе с ним, но я рад, что работа вытягивает его изо всех жизненных неурядиц. После расставания с Лопес он был раздавлен, но посмотрите, чего Аффлек добился благодаря разбитому сердцу! Он же на вершине — с «Оскаром» за «Арго», с успехом после «Исчезнувшей»…

Ваша дружба прошла испытания огнем, водой и медными трубами. Как вам удалось сохранить близкие отношения?
Мэтт:
«Сам иногда удивляюсь, ведь у меня всегда был несносный характер. Это только кажется, что я пай-мальчик с прекрасным, спокойным нравом. Когда мы с Беном начинали свой путь, он был более сдержанным, уверенным, он взял на себя роль моего старшего товарища (несмотря на то что Аффлек младше Дэймона. — Прим. авт.). А вот я был проблемным товарищем, быстро выходил из себя, постоянно рвался спорить и соперничать. Честно говоря, что-то такое до сих пор осталось во мне».

Мэтт, у вас огромное количество фанатов. А кого вы сами почитаете, кем восхищаетесь?
Мэтт:
«Певец Брюс Спрингстин — бог в моих глазах! Он не делает вид, ничего из себя не строит, он реальный, настоящий. Брюс верит в то, что делает, — и это становится ядром его творчества».
Как вы воспринимаете критику? Наверняка есть много охотников рассказать вам, как надо жить.
Мэтт: «Мне все равно. Лучше быть плохим собой, чем хорошим тем, кем ты на самом деле не являешься».

Ну и наконец, как вы относитесь к собственному звездному статусу? Привыкли быть знаменитостью Голливуда?
Мэтт:
«Слава — вещь действительно странная. Еще вчера вы были никому не известны, и вот сегодня толпа в восторге от вас. Хотя ни интеллектуально, ни физически вы не поменялись. То, что для вас было важным вчера, остается таким и сегодня. Но правила игры уже другие — и вы в центре внимания. Я до сих пор не понимаю: как такое возможно? Знаете, бывают парни, которые входят в комнату — и комната меняется. Брэд Питт, Джордж Клуни… Я не из таких ребят! Может, не средненький, но совершенно точно обычный человек. Что касается женского внимания — до сих пор не могу понять, что их во мне привлекает. Женщин не разберешь, и я даже не пытаюсь!»