Герои баранкин будь человеком. Энциклопедия сказочных героев: "Баранкин, будь человеком!"

Медведев В.В. повесть "Баранкин, будь человеком!"

Жанр: литературная сказочная, фантастическая повесть.

Главные герои повести "Баранкин, будь человеком!" и их характеристики

  1. Юра Баранкин. Двоечник, лодырь, лентяй, любитель подраться. Смелый и находчивый, фантазер. очень интересный, творческий мальчик.
  2. Костя Малинин. Лентяй и рохля. Всего боится, всего. опасается. Во всем подчиняется Баранкину.
  3. Зинка Фокина, староста класса.
  4. Мишка Яковлев, отличник, который должен был заниматься с ребятами
  5. Венька Смирнов, безобразник. Гроза воробьев, бабочек и муравьев.
План пересказа повести "Баранкин, будь человеком!"
  1. Две двойки по геометрии
  2. Собрание
  3. Обещание исправить двойки
  4. На скамейке
  5. Вручение лопат
  6. Заклинание
  7. Два воробья
  8. Бесхвостый воробей
  9. Кошка Муська
  10. Воробей-старичок
  11. Рогатка Веньки Смирнова
  12. Мама-воробьиха
  13. Как вить гнездо
  14. Драка за скворечник
  15. Воздушный перевертон
  16. Превращение в бабочек
  17. Старый знакомый воробей
  18. Кепка Веньки Смирнова
  19. Бабочки для коллекции
  20. Новое превращение
  21. Рабочие муравьи
  22. Палка Веньки Смирнова
  23. Бунт муравьев
  24. Война муравьев
  25. Последнее превращение.
Кратчайшее содержание повести "Баранкин, будь человеком!" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Юра Баранкин и Костя Малинин получают двойки и их ругают на собрании
  2. Юра и Костя не желая учиться и трудиться превращаются в воробьев
  3. Они дерутся, в них стреляют из рогатки, на них охотится кошка и другие воробьи и они превращаются в бабочек
  4. У бабочек нет спокойной жизни - воробьи, мальчишки, девочки, которые ловят бабочек для коллекции
  5. Ребята превращаются в муравьев, трудятся на благо муравейника и чуть не гибнут на войне
  6. Ребята превращаются в людей и становятся отличниками.
Главная мысль повести "Баранкин, будь человеком!"
Человек должен трудиться и учиться, иначе он не заслуживает права называться человеком

Чему учит повесть "Баранкин, будь человеком!"
Эта повесть учит нас любить учебу, любить трудиться. Учит помогать другу в трудную минуту и никогда не бросать товарища в беде. Учит тому, что к природе и ее обитателям следует относится бережно. Учит не стрелять в воробьев из рогатки, не ловить бабочек, не разорять муравейники.

Отзыв на повесть "Баранкин, будь человеком!"
Это очень смешная и вместе с тем поучительная повесть, которая мне очень понравилась. Ее главные герои понимают, что любое животное в природе трудится, иначе просто невозможно. И нет животного, у которого была бы совсем простая и легкая жизнь. Герои повести понимают, что и человек должен трудиться, что в этом и есть прелесть жизни.
Мне понравилось, что мальчики перевоспитались, что они многое поняли и стали другими людьми.

Пословицы к повести "Баранкин, будь человеком!"
Человек - это звучит гордо.
Без труда не вынешь рыбки из пруда.
Землю красит солнце, а человек труд.
Делу время, потехе час.

Краткое содержание, краткий пересказ повести "Баранкин, будь человеком!" по главам
Часть первая "Баранкин к доске".
1. Две двойки.
Юра Баранкин и его друг Костя Малинин получают двойки по геометрии. Староста класса Зинка Фокина стыдит их, фотограф Алик Новиков снимает их физиономии и прикрепляет к стенгазете, редактор стенгазеты злится на мальчиков, что те испортили такую газету.
В общем, все пошло как-то не так с самого начала учебного года.
2. Не дают даже опомниться.
После уроков одноклассники собрали собрание. Большинство ребят возмущалось и особенно Юра и Костя.
3. Как в опере получается.
На собрании ребята ругают мальчиков и называют их оболтусами, тунеядцами, трутнями. Используют стандартные клише из газет. Баранкина злит, что громче всех орет Венька Смирнов, тоже двоечник и оболтус. Но оказывается. Венька орет за Баранкина, о том, что нельзя сразу после каникул к доске вызывать.
Юра и Костя обещают исправить двойки в четверти, но староста Фокина требует, чтобы они исправили двойки завтра. Им дают на помощь отличника Яковлева.
4. А если я устал быть человеком?
После собрания ребята расходятся, а Юра и Костя сидят потрясенные за партой. К ним подходит Фокина и начинает требовать от Баранкина, чтобы он стал человеком, чтобы он был человеком, чтобы он по-человечески разговаривал.
Баранкин думает о том, что сильно устал быть человеком.
5. Лопаты все-таки вручают И Мишка вот-вот появится.
Утром в воскресенье Юра и Костя сидят на лавочке и ждут Мишку Яковлева. Погода стоит прекрасная. Во дворе появляется староста Фокина и фотограф Новиков. Фокина несет лопаты и вручает их Баранкину. Она требует, чтобы позанимавшись, мальчики пришли озеленять школьный двор.
6. Семь выходных в неделе, вот что поразило мое воображение
Юра смотрит как вокруг порхают воробьи и бабочки, как по земле снуют муравьи и сильно завидует всем этим животным, у которых выходит не жизнь, а сплошной выходной. И вот Баранкин решает именно в этот день осуществить гениальную идею, которую давно обдумывал.
7. Единственная в мире инструкция.
Юра рассказывает Косте о том, что если чего-то очень сильно захотеть, то это обязательно случится. Он предлагает превратиться в воробьев, и провести хоть один выходной по-человечески.
Юра протягивает Косте тетрадь, на которой написано "Инструкция".
8. Не хочу учиться, хочу быть птицей.
Ребята начинают решать как лучше и в кого превратиться. Костя предлагает в бабочек, но Юра настаивает на воробьях. На прошлом уроке он слышал, что воробьи очень хорошо живут. Костя соглашается, говоря что играл в спектакле ворона, и в воробья ему превратиться будет легко.
Ребята тренируются скакать по земле и начинают читать заклинание.
Часть вторая. Чик-чирик! Жизнь прекрасна!
9. Стоит захотеть по-настоящему и
Юра зажмурился и сильно захотел стать воробьем. Он почувствовал, что у него появились странные желания - вспорхнуть на веточку, полетать по воздуху. Потом он захотел овса.
Наконец Юра открыл глаза и осмотрел себя. Он действительно превратился в воробья.
А вот Костя Малинин так и сидел в образе человека.
10. Что на воробьином языке означает
Костя видит воробья-Баранкина и пытается поговорить с ним. Но воробей только чирикает. Костя обижается, что воробей называет его чепчиком
Костя снова начинает твердить заклинание. В этот момент из-за угла показывается Яковлев на велосипеде, но когда он подъезжает к скамейке там никого нет. Только лопаты и учебники. Мишка берет учебники и идет к Юре домой.
Баранкин и Малинин счастливы.
11. Встреча с бесхвостым.
Юра превратился в воробья с курносым клювом, а у Кости остались необычные голубые глаза. Мальчики-воробьи попили воды из лужи и стали искать овес.
Почему-то семечки их не устроили.
Костю прогоняет от овса большой бесхвостый воробей. Потом он начинает напрыгивать на Юру. Но Юра тоже распушил перья и подставил большому воробью подножку. Тот упал и испуганно притих.
Но ребята предложили ему овса, ведь лежачих не бьют. Воробей улетел, а Костя закричал Юре, что рядом кошка.
12. Кошка Муська хочет меня съесть.
Баранкин обернулся и увидел любимую мамину кошку Муську. Он не испугался и даже начал говорить с кошкой, не обращая внимания на крики Кости, который предусмотрительно улетел на дерево.
В итоге кошка прыгнула на Баранкина и подмяла под себя. Юра успел вывернуться и взлетел, оставив в когтях кошки несколько перьев.
13. О чем чирикают бабушки.
К Юре и Косте подлетел старик-воробей и начал их отчитывать. Он возмущался, что мальчики так легкомысленно себя вели с кошкой. Говорил, что у воробьев не может быть знакомых кошек. Требовал назвать родителей.
Костя и Юра спешно улетели, недовольные воробьиной жизнью. Они сели на пустое дерево и мимо Юры что-то просвистело.
14. Дальнобойная рогатка с оптическим прицелом.
Юра видит, что в него целится из рогатки его сосед по квартире, Венька Смирнов. Причем эту рогатку сделал сам Баранкин.
Они с Костей спешно улетают и с высоты птичьего полета замечают, что в городе полно кошек и мальчишек с рогатками. Это открытие их удручает. Они устают и вдруг их окликает воробьиха.
15. Что бывает, когда сыновья отрекаются от своей матери.
Толстая воробьиха называет ребят своими деточками и зовет вить гнездо. Костя и Юра говорят воробьихе, что она ошиблась, и они не ее дети. Воробьиха негодует, призывает в свидетели других воробьев и задет мнимым детям хорошую трепку.
Костя и Юра соглашаются быть ее детьми и летят вить гнездо.
16. Мы с Костей учимся вить гнездо.
Воробьиха учит ребят вить гнездо, время от времени клюет их, а мальчики удивляются. Оказывается воробьям тоже приходится учиться и работать.
В это время прилетает толстый рыжий воробей, который оказывается папой мальчиков - Чикой.
17. Драка за скворечник.
Чика увлекает все свое семейство в драку за скворечник, из которого улетели на юг стрижи, Малинин не умеет драться, но Баранкин тащит его за собой.
Воробьи сходу врезаются в стаю дерущихся воробьев.
Малинин цепляется за хвост Баранкину и Юра вытаскивает его из драки.
18. Костя Малинин начирикался.
Ребята пытаются улететь с места боя, но их преследует четверка воробьев, которые кричат, что эти двое громче всех чирикали.
Баранкин применяет хитрый прием - переворачивается в полете на спину и лягается ногами. Так он раскидывает преследователей и ребята улетают.
Уставший и озлобленный Костя предлагает сейчас же превратиться в бабочек, которых не едят кошки, которые не строят гнезд.
Юра сомневается, но решает поддержать друга. К ним подкрадываются три кошки и мальчишки спешно читают переделанное заклинание.

Часть третья. Я - капустник, и Костя - махаон.
19. Вредитель, известный населению.
Кошки подкрадываются к мальчикам, а те продолжают отчаянно читать заклинание. Кошки разделяются и готовятся к прыжку. Баранкин думает, что все пропало, но кошки вдруг разворачиваются и убегают.
Баранкин осматривает себя и понимает, что превратился в бабочку. Он оглядывается в поисках Кости и видит чудесную бабочку. Оказывается Костя Малинин превратился в махаона, а сам Баранкин в капустника, во вредителя.
Костя зовет Юру за собой, обещая угостить нектаром.
20. Спящая красавица
Мальчики полетели за нектаром, но вдруг Костя заметил в желобе красивую желтую бабочку, крушинницу, и решил с ней познакомится. Баранкин обозвал его девчатником, но из знакомства ничего не вышло. Бабочка спала. Костя рассказал, что таков закон природы и зимой бабочки спят. Баранкин расстроился, ведь ему не хотелось проспать зимние каникулы.
Тут появился знакомый бесхвостый воробей и Костя спрятался. Баранкин не подозревал об опасности и начал говорить с воробьем, но Костя вовремя утащил его под крышу.
Баранкин решил молча переносить трудности жизни бабочек.
21. Кепка-зенитка.
Ребята прилетели к большой клумбе от которой аппетитно пахло нектаром. Баранкин начал уже есть, когда услышал, крики "Дави непарного шелкопряда". Он не обратил на них внимания, ведь он был капустник. Но рядом упала кепка. Мальчишки охотились именно за ним. Это снова казался Венька Смирнов и еще один мальчик. Они обрадовались, что сбили Баранкина и искали его в траве.
Юра сложил крылья и спрятался. А когда ребята отвернулись взлетел и сел на столбе с часами, рядом с Костей.
22. Прощайте, ребята, может больше не увидимся
Баранкин предложил слетать на огороды, но Костя сказал, что туда нельзя, там бабочек травят химикатами. И предложил полететь на школьный сад, заодно посмотреть на ребят.
Костя летел быстро и Баранкин стал отставать. Тогда он схватил Костю за лапки и так на буксире долетел до школы. Они сели на подоконники и смотрели как работают ребята в саду.
Потом приехал Яковлев и поднялась суета. Ребята явно искали Баранкина и Малинина.
Костя позвал Юру на цветы и они стали спускаться.
23. Противочихательная прививка.
Юра выбрал огромный цветок и залез внутрь. Он стал есть нектар и расчихался. Тут его кто-то боднул и Юра боднулся в ответ.
Но когда он вылез из цветка, то увидел пчелу, которая смотрела на него. Юра испугался и отлетел. Он посмотрел где Костя, и увидел, что того тоже загнала в цветок пчела.
Баранкин схватил легкий сучок и ударил пчелу сзади. А потом упал в траву от голода.
24. Я понимаю свою ошибку, но в действие вступает ужасный закон природы.
Баранкин пришел в себя возле лужи с водой и стал пить воду. Он понимал, что превращение в воробьев и бабочек было ошибкой, но не знал в кого надо превратиться. Юра посмотрел на муравьев и решил, что не стоит превращаться в этих работяг.
Вдруг Баранкин вспомнил, как на собрании его обзывали трутнем и крикнул Малинину, что им надо срочно превратиться в трутней, которые точно ничего не делают.
Но ребята не помнили, как выглядят трутни. Наконец Костя сказал, что трутни это такие пчелки.
Юра увидел, что Костя засыпает и понял, что тот может проспать всю зиму. Он хотел облить его водой из лужи.
25. Такая бабочка как я, у них в коллекции уже есть.
Ребята из класса ругали Баранкина и Малинина, не подозревая, что те у них под ногами. Фокина и другие девочки сели в кружок и стали читать доклад про бабочек.
Баранкин хотел прикрыть Малинина клочком бумаги, чтобы его не заметили и потащил обрывок газеты. Его заметили, но Фокина сказала, что капустник у них уже есть.
Тут заметили и Костю, и Фокина разволновалась. Как так, в нашем городе настоящий махаон из Уссурийского края.
Девочки с сачком стали подкрадываться с Косте.
26. В морилку, потому в сушилку, и в распрямилку.
Девочки готовили Косте страшную смерть и Баранкин решил действовать. Он бросился на Костю и толкнул его, Потом крикнул делать ему свечку и бабочки взмыли в небо.
Но Костя все еще хотел спать и упал в кусты, рядом с муравьями.
Баранкин стал щекотать его и Костя снова проснулся. Юра рассказал ему про морилку и коллекцию и Костя проснулся окончательно.
Он стал читать заклинание, чтобы превратиться в мураша. Баранкин хотел стать трутнем, но не мог бросить товарища и тоже стал мурашом

Часть четвертая. Караул! Мимрики"
27. Неприятное для Фокиной и спасительное для нас событие
Девочки подкрадывались к кустам, но там уже не было бабочек, а сидело два муравья.
Юра сделал выговор Косте, за то, что тот превратился в муравьев, но тот отмахнулся. Сказал, что в инстинкт не верит, а сегодня выходной день и муравья тоже отдыхают.
Мальчики нашли круглое семечко и стали играть в футбол. Их увидели настоящие муравьи и пошевелили усами.
Костя и Юра вышли из кустов и увидели как по дорожке бегут муравьи, которые что-то несли. Они все трудились.
Мальчики хотели быстро уйти, но инстинкт заставил их двинуться к муравейнику.
28. Мы ремонтируем муравейник
Ребята не хотели работать, но инстинкт заставил их схватить веточку и потащить ее к муравейнику. Они начали сновать к муравейнику туда и обратно, перетаскивая разные тяжести. Они пытались освободиться от действия инстинкта, но у них ничего не получалось.
А тут мимо муравейника проходил Венька Смирнов и ткнул в муравейник палкой.
Он словно переключил муравьев на третью скорость и они стали интенсивно восстанавливать муравейник.
29. Это был, наверное, единственный в своем роде бунт на земле.
Баранкин понимает, что не о такой жизни о мечтал. Он пытается бороться с инстинктом и решает устроить бунт. Он бросает сосновые иголки и требует, чтобы Малинин бросил лист. Костя тоже бросает лист и мальчики бегут в кусты. Они уже начинают читать заклинание, чтобы превратиться в человека, но тут их хватают какие-то муравьи.
30. Неожиданное спасение от неожиданной угрозы.
Старый муравей стал допытываться у ребят, почему они не работают. Баранкин сказал, что сегодня воскресенье и сегодня выходной. Таковы правила в кирпичном муравейнике.
Муравьи зашумели и стали подозревать мальчиков.
А старые муравьи посовещались и сказали, что это неслыханное преступление и за него эти два муравья-бездельника приговариваются к смерти.
Костю и Юру потащили прочь от муравейника.
31. Вот что такое мирмики и вот что таков Костя Малинин.
В это время дозорный муравей поднял тревогу - показались мирмики. Костя и Юра залезли на цветок и стали смотреть сверху. Они увидели как появились огромные рыжие муравьи и быстро откусили головы черным.
Потом ребята увидели настоящую войну муравьев. Рыжие муравьи окружили муравейник черных и атаковали. Но черные не сдавались и воспользовались своим численным перевесом. Черные стали теснить рыжих.
В это время мальчики заметили огромный отряд рыжих, которые спешили к муравейнику.
Юра сказал, что надо срочно превращаться в человека, но Костя схватил сучок и бросился в гущу сражения, с криком "Смерть мирмикам!"
32. Мы попадаем в окружение
Костя один с дубинкой наперевес бежал навстречу мирмикам. Он бы наверняка погиб, но Баранкин успел схватить его и оттащить в лес.
Но и тут их нашли рыжие муравьи.
Баранкин скомандовал Косте лезть на цветок и срочно превращаться в человека, и сам полез следом.
Мимрики стали подниматься по стеблю за мальчиками.
33. Десять больших на двух маленьких и паутинка-самолет.
Рыжие муравьи упорно лезли на цветок и Юра бил их сучком, пока сучок не сломался. Мальчики отступали к середине цветка и Костя наотрез отказался превращаться в человека без друга.
Тут Баранкин увидел паутинку над цветком и ребята быстро на нее вскочили. Юра перекусил паутинку и ее понесло ветром. Рыжие муравьи не успели схватить мальчиков.
С высоты ребята увидели, что война муравьев уже закончилась и черные, победив, вернулись к обычной работе.
Мальчики начали читать заклинание, но тут стриж на лету схватил Костю и унес его.
Часть пятая. Баранкин, будь человеком!
34. Загробный голос.
Баранкин переживает смерть друга, который умер как герой. Он обнаруживает, что превратился в человека и никого не замечая идет домой. Юра садиться на лавочку и ревет во все горло.
Но тут слышит голос, который спрашивает, чего он разревелся.
35. Мы существуем!
Это был голос Малинина. Баранкин решил, что друг говорит с ним с того света, ведь он видел, как его съел стриж. Но и Малинин видел, как стриж съел Баранкина.
Наконец Юра открыл глаза и увидел Костю.
Ребята радуются. кричат, ощупывают друг друга. они в восторге, что снова стали людьми.
Тут приходят остальные ребята и мальчики обнимают их всех с криками "Человек это звучит гордо".
Они спешат начать заниматься.
На лестнице Юра видит Веньку Смирнова, дает ему подзатыльник и ломает рогатку.
36. Я хочу навеки быть человеком.
В тот день Юра и костя четыре часа делали уроки. Потом с азартом трудились в школьном саду.
На следующее утро друзья первыми приходят в школу.
Жизнь мальчиков меняется. Они начинают хорошо учиться, исправляют двойки и все у них хорошо.

Рисунки и иллюстрации к повести "Баранкин, будь человеком!"

1. с сайта: labirint.ru

Хорошая, веселая книга, сын прочитал за 2 дня! Хотим еще посмотреть, что написал этот автор.

2. с сайта: labirint.ru

Книга - классика детской литературы.

По ней снят популярнейший советский рисованный мультфильм «Баранкин, будь человеком! ».

Мультфильм и книга - о приключениях двух школьников - лентяев, которые чтобы не ходить на уроки превращались в воробьёв, бабочек и муравьёв. Но в конечном итоге поняли, что лучше всего оставаться людьми.

Качество обычное для серии "Школьная библиотека", но для прочтения этой повести ребенком хотелось бы приобрести более красочную книгу...

3. с сайта: labirint.ru

У меня издание 2008г (как и написано в аннотации) - бумага серая, рыхлая, не смотря на плотность - просвечивает текст с оборотной стороны. Шрифт обычный, а за счет просвечивания - очень не комфортно для чтения показалось даже мне. Иллюстрации очень редкие, черно-белые, правда на страницу. Так что, как минимум, мой экземпляр книги не соответствует описанию одного из рецензентов. Текст, беспорно, замечательный, но издание сильно подкачало.

4. с сайта: labirint.ru

Очень хорошее произведение, его должен прочесть каждый ребенок, что бы иметь понятие о дружбе, о нравственности.

В этом произведении В. В. Медведева рассказывается о приключениях двух друзей, Юрки и Кости. Они мечтают жить не трудясь, превращаются по своему хотению сначала в воробьёв и убеждаются, что праздной и беспечной доли нет ни у кого на свете. Человеком быть очень тяжело. Именно поэтому Юра Баранкин и Костя Малинин на протяжении всей повести увиливают от того, чтобы быть людьми. Мы весело смеёмся над главными героями, попадающими в различные комические ситуации. Но самое интересное то, что, в кого бы ни превращались мальчишки, поведение их остаётся человеческим. И читатель симпатизирует героям, потому что они смело, встречают все грозящие им опасности, рискуя жизнью, приходят на помощь друг другу. Изолированные на время от реального мира, ребята благодаря собственной дружбе поняли, как трудно, но как здорово быть человеком.

Повесть Медведева весёлая, добрая и мудрая.

Само издание достойное. Обложка плотная, бумага белая, шрифт крупный. Все что надо для учеников начальных классов. Формат книги стандартный, что тоже немало важно, так как огромную книгу не возьмешь с собой на дачу или дорогу. А здесь все супер. Соответствие цены и качества

5. с сайта: labirint.ru

Увлевательная и поучительная повесть-сказка об удивительном приключении советских школьников - Юры Баранкина и Кости Малинина, которое началось с того, что они умудрились получить двойки по геометрии в самом начале учебного года.

Может быть, современному ребенку, лишенному пионерского детства, будет и не совсем понятна реакция одноклассников и, соответственно, причина желания главных героев не быть больше людьми, однако, увлекательности и поучительности повести это, на мой взгляд, не умаляет.

В итоге главные герои становятся сначала воробьями, затем бабочками, муравьями, и только в конце приходят к выводу - как же все-таки это прекрасно - БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!

Кроме того, побывав в месте с героями повести "в шкуре" беззащитных существ, ребенок должен задуматься о более бережном отношении к живой природе.

Об авторах книги " Баранкин, будь человеком!"

На этой вкладке вы найдете информацию об авторе (или авторах) книги " Баранкин, будь человеком!". Это может быть подробная биография писателя или только какие-то отдельные факты из его жизни. К сожалению, о некоторых авторах (как правило, молодых) нам известно очень мало или совсем ничего не известно.

Особое внимание мы уделили поиску фотографий писателей, ведь всегда интересно увидеть человека, который создал понравившееся (или не понравившееся:) вам произведение или написал книгу, о приобретении которой вы сейчас размышляете.

Медведев Валерий Владимирович

Агенство ФТМ: ...родился в городе Ишим Тюменской области. В 1940 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. Учеба прерывается во время войны. После окончания института работал в Театре им. Моссовета, снимался в кино.

В детскую литературу Валерий Медведев пришел в 1957г. Книга "Баранкин, будь человеком!" переведена более чем на 25 языков мира и была удостоена диплома Международного конкурса им. Г.Х.Андерсена. В 1983 году его книга "Фантазии Баранкина" была удостоена Государственной премии им. Н.К.Крупской.


На этой вкладке мы стараемся собирать различную полезную информацию из интернета о книге Баранкин, будь человеком!". Например о том, где эту книгу можно почитать бесплатно онлайн: причем это может быть ссылка на чтение самой книги, или на какое-то произведение, опубликованное в этой книге, или на другое издание этой книги.

Также мы стараемся находить и публиковать ссылки о том, где ее можно скачать бесплатно и в хорошем качестве на компьютер, планшет, смартфон, iPhone, iPad или другое устройство. Мы стараемся также выкладывать здесь ссылки на подробные обзоры книги (если таковые имеются) и на какую-то другую интересную информацию о ней.

К сожалению, этот раздел пока заполнен не для всех книг, представленных в каталоге на сайте сайт, но он постоянно обновляется и наполняется новыми полезными ссылками.

  1. http://litrus.net/book/read/52807 (цена: 0.00)
  2. Баранкин, будь человеком! читать онлайн бесплатно: http://flibusta.net/b/381485/read (цена: 0.00)
  3. Баранкин, будь человеком! скачать бесплатно в формате fb2, mobi, epub (эти форматы подходят для планшетов, iPad, iPhone): http://flibusta.net/b/381485/
  4. Баранкин, будь человеком! читать онлайн бесплатно: http://likebook.ru/book/view/19255/?page=1 (цена: 0.00)

Вступление об авторе.
Повесть В. Медведева появилась более 40 лет назад (1961 год). Но среди тех, от кого зависела её публикация, вышел спор: напечатать повесть о Баранкине или вернуть ее автору.
Смущала многих эта сказка – не сказка, быль-небыль. Обыкновенные строптивые ребята закоренелые двоечники, без вмешательства каких-либо волшебников, при помощи придуманных ими самими незатейливых заклинаний превращаются то в … воробьев, то в … бабочек, а потом в … муравьев.

К счастью, книга была напечатана и стала любимой для ребят уже нескольких поколений.
Книга выдержала ряд изданий; она переведена более, чем на 20 языков. Был снят мультфильм, и даже появилась оперетта.
Прошли годы, и автор решил продолжить приключения Баранкина. Появилась вторая часть под названием «Сверхприключения сверхкосмонавта».
Обе повести Валерия Медведева полны юмора и фантазии.

Давайте мы тоже призовем на помощь наше воображение и прокатимся на литературной карусели.
Слоны, лошадки, верблюды, обезьянки ждут своих друзей ребятишек. Но на нашей сказочной литературной карусели свои персонажи. Кто на чем прокатится – определит жребий:
- кто на бабочках,
- кто на воробьях,
- кто на муравьях.

В добрый путь, наша литературная карусель!
Каждая команда по очереди отвечает на вопросы.

1. Как назывался раздел в стенгазете, куда прилепили фотографии Баранкина и Малинина? /«Юмор и сатира».
2. «Как в опере получается…» Это о чем? /Утром в воскресенье – занятие с М. Яковлевым, а потом – деревья сажать. «Это, что же, получается, значит, как в опере, получается… «Ни сна, ни отдыха измученной душе!»
3. Какая надпись красовалась на стене дома, где жил Баранкин? /Баранкин фантазер несчастный!!!
4. Кто скрывался под видом воробья с голубыми глазами? /Костя Малинин.
5. Какие испытания выпали на долю «человекообразных бабочек»? /Воробей; мальчишки («Дави шелкопряда»); голод: огороды травят; пчелы, спячка; юннаты.
6. Кем и за что были наказаны муравьи Костя и Юра? /Прекратили работу, легли спать. Совет старейших муравьев.
7. Продолжите сравнение (по Баранкину):
«Сижу я на лавочке с закрытыми глазами, по телу у меня мурашки, словно сумасшедшие, носятся как… /ребята на большой перемене».

(При ответах можно воспользоваться текстом).

8. «Костя работал, как…/ самый заправский муравей».
9. «Баранкин! Ты что летишь, как… /пирог с капустой?/ Жми на все педали. Нектар близко!»
10. «От меня валил пар, а сердце прыгало, как… /крышка на кипящем чайнике».

1. Кому принадлежат слова: «Эх, вы, такую красивую газету испортили? /Эре Кузякиной - главному редактору стенгазеты.
2. «Уж чья бы корова, как говорится, мычала, а его бы молчала». В чей адрес звучали бы эти слова Юры и Кости и почему? /В адрес Веньки Смирнова. У этого Веньки успеваемость в прошлом году была еще хуже, чем у Баранкина и Малинина.
3. Баранкин предложил Малинину провести воскресенье по-человечески. А как это? /«Значит по-настоящему. Устроим себе настоящий выходной день, и отдохнем, как полагается, от этой арифметики, от Мишки Яковлева… от всего на свете отдохнем».
4. «Чеп-чеп-чепуховая нотация» - это о чем? . /Старик (= старый воробей) закатил глаза и стал чирикать о том, какие в его времена были прилежные и послушные воробьята, какие они все были умные, как они не чуфырились, а теперь все чуфырятся.
5. Какую страшную гибель готовила Косте староста класса Зинка Фокина? /«Поймаем – и в морилку, потом в сушилку, потом в распрямилку…».
6. Почему Костя вступил в драку с рыжими муравьями? Инстинкт? /Нет. В Косте заговорил че – ло – век. Несправедливость.

7. «Муська! – успел подумать я и рванулся изо всех сил в сторону и вверх по направлению к акации… Я летел, как…/камень из рогатки».
8. «Я поднялся на задние лапы. Я распрямил свою усталую спину. И закричал громко, на все поле, как…/Петр I под Полтавой».
9. «Бабочка угрожающе загудела и боднула меня, затем она уперлась своей головой в мою голову и выдавила меня из цветка наружу, как…/зубную пасту из тюбика».
10. «Цветков на клумбе было много – и красивых, и белых, и синих – и от всех шел такой чудесный нектарный запах, как…/от маминого печенья на кухне».



1. Какое предложение возникло у Юры Баранкина на этот счет? /«Предлагаю снять наши карточки, чтобы газета была опять красивой! Или, в крайнем случае, зачеркнуть лозунг! - «Учиться только на «хорошо» и «отлично».
2. Какие глаголы с утра до вечера сыпались на несчастную голову Ю. Баранкина? /^ Просыпайся, одевайся, пойди, принеси, отнеси, купи, подмети, помоги, выучи, не вертись, не списывай, не груби, не опаздывай…
3. Как Юра Баранкин понял, что он превратился в воробья? /Стали появляться нечеловеческие мысли: немного пощебетать на воробьином языке; нечеловеческие желания и намерения: вспорхнуть с лавочки и немного полетать по воздуху, то посидеть на самой вершине березы, то немного пожить в скворечнике, поклевать овса…
4. При каких обстоятельствах воробей Баранкин применил боевой прием «бочка»? /Бой за скворечник.
5. «Мы хотели попятиться прочь от муравейника, но здесь с нами случилась
6. непонятная вещь…» Какая? /Инстинкт
7. «Я закрыл лицо руками и заревел, заревел первый раз в жизни» Отчего ревел Баранкин? /Потерял друга.
8. «Воробьи стали ругать нас с Костей еще громче, а наша «мамочка» задала нам такую трепку, что из нас с Костей пух полетел, как… /из подушек».
9. «Он сидел на берегу лужи, весь перемазанный цветочной пыльцой, одно крыло у него торчало торчком, а другое повисло, как…/ухо у собаки».
10. «Костя Малинин стоял, напружинившись рядом со мной, но потом вдруг закружился на месте, как…/собака, которая хочет поймать себя за хвост».
11. «Я, кажется, начинаю уже сходить с ума от этого голода. Чтобы прийти в себя, я взял и встряхнулся, как…/собака после купания».


1. Назовите клички – дразнилки. /Пример-министр – М. Яковлев;
фото – граф, Ваше Проявительство – Алик;
юннатики - лунатики,
Яковлев из семейства отличников).
2. Какие заклинания звучали из уст Юры и Кости?

Не хочу учиться, хочу быть птицей! Я уверен без забот воробей живет! Вот я! Вот я превращаюсь в воробья!
Я уверен, без забот мотылек живет! Вот я! Вот я! Превращаюсь в мотылька!
Ни ночью, ни днем не хочу быть мотыльком! Всех на свете лучше быть, конечно, трутнем
Ой, мамочка! Я не хочу быть бабочкой! Хорошо быть мурашом! Бабочкой нехорошо!

3. Какое из них самое главное?
Ни ночью! Ни днем! Не хочу! Быть! Муравьем!
Я хочу! Навеки!
Быть Человеком!

Герои книги поняли простую истину – Прекрасно быть человеком.
Иногда мы устаем, хочется избавиться от повседневных хлопот, нам кажется, что в этом мире кто-то живет весело и беззаботно. Но это не так.


А в заключении – сюрприз: хрустящие баранки и мультфильм.

Здесь указывается о том, как на школьном собрании класс обсуждает учебу двоих мальчиков Баранкина и Малинина, им советуют исправить полученные двойки. Староста класса Фокина даже выпустила стенгазету, на которой красовались их фотографии.

После обсуждения на собрании, всем классом решили, что им будет помогать отличник Миша Яковлев, а потом все выйдут на улицу для посадки деревьев. Ребятам очень стыдно за свои оценки, к тому же к ним приходит Фокина и говорит: «Баранкин, будь человеком! Быстрее убирайте свои двойки». Мальчики настолько удивлены и в стопоре, ведь у них всегда были двойки, но до такого не доходило.

В воскресный день, они ждут своего товарища, но он не идет, а на улице стоит прекрасная погода, школьники выходят на улицу. Баранкин и Малинин начинают наблюдать за природой, видят, как беззаботно воркуют воробьи, летают бабочки, и занятые своим делом, ползают муравьи. Баранкин сидел и думал: «Как им все везет, у них всегда, наверное, воскресенье». Ему казалось, что у всех птиц и насекомых замечательная жизнь, не то, что у людей. Им не надо ходить в школу и учиться.

Затем происходят интересные и красочные события в жизни мальчиков. Расстроившись Баранкин, больше не собирается быть человеком. В воскресенье Баранкин предложил Малинину быть воробьями. Он соглашается, и они начинаю повторять заклинания, вести себя как воробьи. И вот чудо, они внезапно перевоплотились в птиц. Парочка воробьев беззаботно расположилась на ветках деревьев, думают: «Как хорошо, не надо делать уроков, сидишь себе спокойно, и никто тебя не трогает».

Увидев воробьев, на них накинулась кошка Муська, собиравшаяся их поймать и съесть. Они улетели, затем на них напал старый воробей, который тоже захотел им дать советы по жизни. А Сенька Смирнов стал охотиться за ними с рогаткой. Затем взрослая воробьиха, приняла их за своих детишек, стала учить, как правильно надо вить гнездышко. Затем примчался папа-воробей, и все полетели, чтобы подраться за еду в скворечнике. Еле от них всех ноги унесли вымышленные воробьи.

Мальчики настолько расстроились в воробьиной жизни, решили быть бабочками. С помощью заклинаний Баранкин стал бабочкой капустницей, а Малинин – махаоном. Они так радовались, что им не надо ничего делать, а только наслаждаться прекрасными цветами. Вдруг опять на них напал старый воробей, а когда пожелали пообедать, от пыльцы у них началось головокружение.

Внезапно за ними стали охотиться ребята из их класса, которые успешно сажали деревья. Они подумали, что это вредители для цветов. Еле успели спрятаться от Фокиной, которая хотела поймать махаона для своей коллекции, вдруг за ними погналась пчела. Еле от нее спрятались. Тут Малинин -махаон устал и заснул, а Баранкил стал его будить. Тут как назло пришла опять Фокина, и захотела бабочку махаона поймать и засушить. Еле как спас он мафаона от ребят, и они полетели в другую сторону. Много натерпелись они.

Разонравилось Баранкину и Малинину быть бабочками, захотели они стать муравьями. Они стали работать как все муравьи, что даже сами перепугались. Работали целый день, до самой ночи. Потом боролись вместе со всеми с другими муравьями. Затем их скушал стриж. И они обратно перевоплотились в людей.

Столько мальчишки перетерпели за свои приключения, и наконец осмыслили, что лучше всего быть людьми. После этих приключений, у них появилась ответственность, и они исправили свои двойки. Мальчишки переменились в лучшую сторону.