Где памятник александру 3. В этот день был открыт памятник Александру III

Наиболее важная заслуга Императора Александра III (1845 - 1894) заключается в том, что за все годы его царствования Россия не вела войн, он доныне остается единственным правителем нашего государства, начиная с IX века, при котором не было ни одной войны. За это он и получил свое прозвание "Миротворец". Другой значительной заслугой Императора является основание Великого Сибирского железнодорожного пути от Санкт-Петербурга до Владивостока.

25 ноября 1899 года Министерством финансов был объявлен конкурс на создание памятника Императору Александру III - Державному основателю Транссибирской магистрали. Окончание строительства дороги предполагалось в 1902 году и к этому же году намеревались приурочить открытие монумента на Знаменской площади (ныне пл. Восстания), перед зданием Николаевского (ныне - Московского) вокзала. Заказчиками памятника были Император Николай II и члены царской семьи.

Предпочтение отдали проекту итальянского скульптора П.П. Трубецкого - сыну князя П.И.Трубецкого, служившего в русском посольстве во Флоренции, и американки Ады Винас. Приехав в Россию 1897 - 1906 годах, Паоло Трубецкой стал одним из членов-учредителей общества "Мир искусства". Сам он, как скульптор, создал несколько памятников: Л. Толстому и А.С. Пушкину, но прославился именно созданием памятника Александру III. П.Трубецкой был первым и наиболее последовательным представителем направления импрессионизма в скульптуре.

Для работы над памятником была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте, неподалёку от Александро-Невской лавры. В подготовительной стадии, которая длилась восемь лет, Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

Великий князь Владимир Александрович видел в "модели Трубецкого карикатуру на его брата". Однако вдовствующая Императрица нашла вполне выраженным портретное сходство скульптуры и способствовала завершению работ над монументом. Для фигуры всадника Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов, обладающий большим внешним сходством с Императором. Моделью коня служил собственный конь Александра III.

По первоначальной идее по бокам постамента должны были размещаться сюжетные барельефы, изображающие покорение Сибири Ермаком и встречу жителями Сибири первого железнодорожного поезда. Но впоследствии скульптор от них отказался.

Отливка памятника осуществлялась в Петербурге итальянским мастером-литейщиком Э. Сперати, специально приглашенным из Турина. Монумент переводился в бронзу по частям: фигура Императора - в мастерской литейщика К.Робекки, а фигура коня - на Обуховском сталелитейном заводе.

Пьедестал более трёх меров в высоту был выполнен из валаамского красного гранита, по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля. На лицевой стороне постамента была выбита надпись: "ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ".

На Знаменской площади под памятник был создан сложный фундамент. Создание бронзового памятника Александру III обошлось казне в 1 200 000 рублей.

23 мая (5 июня н.ст.) 1909 года памятник был освящён и торжественно открыт. На церемонии присутствовал Император Николай II. Богослужение возглавлял митрополит Антоний (Вадковский). По желанию сына Александра III императора Николая II на постаменте создали надпись: "Любящий сын - возлюбленному отцу".

Мнения о памятнике были очень противоречивыми.

В городе бытовало мнение, что памятник Александру III предполагали установить в Уральских горах, на границе Европы и Азии, и потому он создан таким массивным и тяжеловесным. Считалось, что на памятник будут смотреть из окон мчащегося поезда, с большого расстояния, так что массивность статуи будет не так бросаться в глаза.

При жизни Император Александр III отличался недюжинной физической силой и исполинским ростом: 193 см. Он голыми руками ломал монеты и гнул подковы, а с годами сделался ещё более коренастым и громоздким. С.Ю. Витте писал о нём: "По наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошёл бы костюм: полушубок, поддевка и лапти".

В.В. Розанов в своей статье "Paolo Trubezkoi и его памятник Александру III " так описывает впечатление от памятника: «Конь уперся... Голова упрямая и глупая. Чуть что волосы не торчат ежом. Конь не понимает, куда его понукают. Да и не хочет никуда идти. Конь - ужасный либерал: головой ни взад, ни вперед, ни в бок. "Дайте реформу, без этого не шевельнусь". - "Будет тебе реформа!"... Больно коню: мундштук страшно распялил рот, нижняя челюсть почти под прямым углом к линии головы. <...> голова у коня упрямая и негениальная, "как мы все", "как Русь", как "наша интеллигенция". - "Пустите к свету!" А хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы. Между хвостом - или, лучше сказать, "недостатком хвоста" - и злой, оскаленной головой помещено громадное туловище с бочищами, с ножищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет, и Трубецкой... явно рисовал не лошадь, а черт знает что! "Вдохновение", бессознательность!.. Именно так и нужно было: ну, какой "конь" Россия, - свинья, а не конь. <...> Трубецкой <...> посадил упрямую, злую, почти ослиную голову ("уперлась вниз по-ослиному") на громадную полулошадь, полу... Бог знает что... Помесь из осла, лошади и с примесью коровы...
<...>"Ничего не поделаешь, - говорит Всадник, - никуда не едет; одни либералишки, с которыми каши не сваришь"... Благородный, полугрустный, точно обращенный внутрь себя, взгляд Императора удивительно передает его фигуру, его "стиль", как я его помню; и удивительным образом это уловлено и передано в таком грубом, жестком материале, как бронза. Произошло это оттого, что взгляд Александра III был художественным центром его фигуры и, должно быть, до того выражал его душу, - ту "единую душу", которая сказывалась и в жестах, в манерах, в постановке шеи и груди...
<...>Упрям конь и ни под шпорами, ни под музыкой не танцует. На сем "чудище облом" царственно покоится огромная фигура, с благородным и грустным лицом, так далеким от мысли непременно кого-нибудь задергивать, куда-нибудь гнать. Хотя "ведь нужно же куда-нибудь ехать"... Между добрым, "благим предначертанием" Всадника и злым конем с раскрытою пастью есть какое-то недоумение, что-то несоответствующее. Конь, очевидно, не понимает Всадника, явно благого, предполагая в нем "злой умысел" всадить его в яму, уронить в пропасть. Конь так туп, что не видит, что ведь с ним полетит и всадник туда же, и, значит, у него явно нет "злого умысла", не может его быть.
<...> видя, что конь храпит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и недвижно. Так все это и остановилось, уперлось...»

Парный монумент Императору был установлен в другой части Транссибирской магистрали - в городе Иркутске. Сибирский монумент был уничтожен при советской власти.

После революции об основателе важнейшей транспортной артерии страны предпочитали не вспоминать. В 1919 году на мраморном постаменте памятника было выбито стихотворение Демьяна Бедного "Пугало". В 1927 году, к десятилетию Октября, монумент был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись " СССР ". В ночь на 15 октября 1937 года, под предлогом реконструкции площади Восстания и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту, монумент был разобран и передан на склад. Хотя к тому времени трамваи по площади ходили уже тридцать лет и скульптуру не задевали.

В 1939 году памятник передали Государственному Русскому музею. Монумент переместили в Михайловский сад. Во время блокады работники музея создали вокруг памятника защитные сооружения из бревен и мешков с песком. Во артобстрела памятнику пришлось пережить прямое попадание снаряда, но это прошло для него бесследно.

После Великой Отечественной войны в 1950 году из разобранного на блоки постамента изъяли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову.

В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея. Монумент был виден через чугунную решетку, благодаря чему, был прозван в народе "узником".
В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак.
В 1990 году вновь открыли.
В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец (филиал Русского музея). Ранее в Мраморном дворце размещался музей В.И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик "Враг капитала" (ныне перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск). Новым постаментом памятнику Александру III послужил пьедестал "ленинского броневика". В данный момент памятник Императору является музейным экспонатом и внесен в федеральный реестр музейных ценностей.

В 2013 году министр культуры Владимир Мединский предложил вернуть памятник Александру III на историческое место. Из вероятных мест размещения памятника были названы также Конюшенная и Троицкая площадь.

После обсуждения в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, перенос памятника на площадь Восстания был отвергнут, а перенос на Конюшенную посчитался несвоевременным.

Адрес: Мраморный дворец, Миллионная ул., 5/1.
Ближайшие станции метро: Невский Проспект (выход на Гостиный двор и Садовую улицу).


Двор Мраморного дворца. Фото 2014 г.

Памятник Императору Александру III во дворе Мраморного дворца. Фото 2014 г.

"...я увидел... массивного всадника, с знакомыми очертаниями лица, на замечательно некрасивой лошади" (В.В. Розанов).

Фрагмент памятника. Голова лошади.

Фрагмент памятника.

"Конь уперся... Голова упрямая и глупая. Чуть что волосы не торчат ежом... не хочет никуда идти" (В.В. Розанов).

Фрагмент памятника.

"Огромно, могуче, некрасиво, безобразно даже. И отрубленный хвост, - до чего нужен этот отрубленный хвост!.."
"...Зад, - главное, какой зад у коня!" (В.В. Розанов).

Фрагмент памятника. Лошадь.

"...не конь, а "чудище обло"...." (В.В. Розанов)

"Тут все мы, вся наша Русь от 1881 до 1894 года, - чаяния, неуклюжие идеалы, "тпрр-у", "стой" политики и публицистики, в которой и я так старался, бывало... Да и все мы, сколько нас!!.. Боже, до чего это верно! До чего это точно! " (В.В. Розанов).

"«Ничего не поделаешь, - говорит Всадник, - никуда не едет; одни либералишки, с которыми каши не сваришь»... Благородный, полугрустный, точно обращенный внутрь себя, взгляд Императора удивительно передает его фигуру, его "стиль", как я его помню; и удивительным образом это уловлено и передано в таком грубом, жестком материале, как бронза. Произошло это оттого, что взгляд Александра III был художественным центром его фигуры и, должно быть, до того выражал его душу, - ту "единую душу", которая сказывалась и в жестах, в манерах, в постановке шеи и груди, - что, смотря лишь на эти части фигуры в бронзе, вспоминаешь и его взор..." (В.В. Розанов).

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

"...монумент Трубецкого, - единственный в мире по всем подробностям, по всем частностям, - есть именно наш русский монумент. И хулителям его, непонимающим хулителям, ответим то же, что простой Пушкин ответил на "великолепные" рассуждения Чаадаева: "Нам другой Руси не надо, ни другой истории".
Некрасивы наши матушки родные: и стары, и в болезнях, и без наряда, а ни на кого мы их не променяем. Вот и все". (В.В. Розанов)

Памятник Александру III. Вид со стороны набережной.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015

Памятник Александру III – конная статуя Царя-Миротворца, имеющая весьма непростую судьбу.

Изначально скульптура находилась на Знаменской площади. Конкурс на создание проекта памятника был инициирован лично Николаем II. Из многочисленных работ авторитетная комиссия выбрала макет скульптора П. Трубецкого.

Отливка статуи началась в 1899 году, ею руководил известный итальянский литейщик Э. Сперати. Постамент высотой в 3 метра выполнил из красного гранита архитектор Ф. Шехтель.

Работа над статуей продолжалась вплоть до 1909 года. Чтобы создателям было удобнее, власти разрешили построить на Невском проспекте литейную мастерскую. Трубецкой в процессе подготовки к литью основного памятника изготовил 8 моделей, из которых четыре были выполнены в натуральную величину. Также скульптор отлил 2 копии монумента.

Уже на подготовительном этапе будущий памятник подвергся критике. Увидев макет скульптуры, брат Александра III заявил, что он видит перед собой карикатуру. Все работы могли быть остановлены, если бы статуя не приглянулась вдове императора, увидевшей в ней близкое сходство с мужем.

Монумент Александра III сильно отличается от памятников, которые в России принято было возводить государям. Трубецкой изобразил императора по-простому, без парадного лоска, лести и приукрашиваний. Человек с большим животом, в простой бараньей шапке и грубой одежде, сидит на коне-водовозе: самодержец получился похожим на городового.

Скульптура является точным отражением творческой методики Трубецкого, который считал, что в портрете должны присутствовать черты, свойственные изображаемому человеку.

Николая II памятник разочаровал. Царь даже планировал отправить скульптуру для установки в Иркутск. Тем не менее, под давлением вдовствующей императрицы, государь разрешил разместить статую в Петербурге.

Установка монумента прошла в 1909 году и была приурочена к юбилею основания Александром III Транссибирской магистрали. Трубецкого на церемонию открытия не пригласили.

Народ отнесся к статуе прохладно. Скоро шутники сочинили юмористический стишок, в котором гранитный постамент сравнивался с комодом, конь-водовоз – с бегемотом, а император – с обормотом в шапке.

Пришедшие к власти большевики не стали церемониться со скульптурой. Бронзовый щит с надписью в честь царя был демонтирован, а на его место поместили доску с издевательскими стихами поэта Демьяна Бедного, в которых Александр III был назван «пугалом».

В 1937 году монумент был демонтирован и отправлен в запасники Русского музея. Постамент был раздроблен на несколько кусков для установки на них бюстов.

В 1994-ом году было принято решение о реставрации монумента и установки его перед входом в Мраморный дворец. Здесь скульптура и стоит до сих пор.

Правление Александра 3 длилось 13 лет. Его называли императором-миротворцем. Именно он своим указом дал начало строительству Транссибирской железной магистрали в 1886 году. Его считали покровителем Сибирской дороги. Он понимал всю важность и особенный характер такого строительства, поэтому распорядился, чтобы оно было заложено его сыном - цесаревичем Николаем. Произошло это в мае 1891 года, когда во Владивостоке начали строить фундамент будущего железнодорожного вокзала.

Планирование

Над постаментом трудился архитектор Ф. О. Шехтель, который высек его из красного валаамского гранита. Он был больше 3 м в высоту. На нем была высечена надпись «Императору Александру III - державному основателю Сибирского пути».

Надо сказать, что с самого начала работой Трубецкого был очень недоволен Великий князь Владимир Александрович. Он заявил, что этот памятник является карикатурой на его брата. Но в защиту скульптора выступила вдова императора, которая увидела явное портретное сходство со своим покойным мужем. Именно она поспособствовала тому, чтобы монумент был завершен. Наконец 23 мая 1909 года памятник Александру 3 в Петербурге был открыт в торжественной обстановке.

Судьба монумента

В 1919 году, после победы большевиков, на пьедестале выбили стихи, написанные Д. Бедным, под названием «Пугало». Через 8 лет, когда праздновали десятилетие революции, для украшения площади памятник заключили в металлическую клетку, а рядом с ней водрузили серп и молот с надписью «СССР».

Через 20 лет после свершения Октябрьской революции памятник и вовсе демонтировали. До 1953 года он хранился в запасниках Русского музея, а затем его подняли и поставили во внутреннем дворе. В середине 90-х годов было принято решение перенести памятник Александру 3 в Петербурге. У Мраморного дворца, прямо перед его входом, где сейчас располагается филиал Русского музея, стоит этот монумент. Не так давно власти задумались о его переносе на прежнее место, т. е. на площадь Восстания, но решение по этому вопросу еще не принято.

Памятник императору в Москве

Работа над этим монументом длилась почти 12 лет, начиная в 1900 года. Над проектом памятника трудились, кроме скульптора А. М. Опекушина, зодчий А. Н. Померанцев как главный архитектор и инженер К. А. Грейнерт, отвечавший за производство работ. На его возведение было собрано более 2,5 млн рублей, а это колоссальная сумма по тем временам.

Памятник Александру 3 в Москве открывали в самом конце мая 1912 года, на Пречистенской набережной, на площади возле храма Христа Спасителя. Сама церемония была весьма помпезной. На ней присутствовал император Николай 2 с женой и детьми, все члены Госсовета и Госдумы, генералы, адмиралы, уездные и губернские предводители дворянства, представители различных общественных организаций и мн. др.

Описание московского памятника

Монумент был выполнен из бронзы и изображал императора, восседавшего на троне. Здесь он был во всех царских регалиях, включая державу и скипетр в руках, а также корону на голове, с наброшенной на плечи порфирой, т. е. мантией монарха, которая спускалась на пьедестал из красного гранита. Цокольную часть постамента украсили четырьмя двуглавыми коронованными орлами с распростертыми крыльями, отлитыми из бронзы. Над ними работал скульптор А. Л. Обер.

Надо сказать, что памятник Александру 3 значительно обогатил общий ансамбль храма Христа Спасителя. Рядом со статуей императора была устроена гранитная балюстрада, а также великолепная лестница, ведущая к самой воде.

К большому сожалению, этот красивейший монумент простоял всего лишь 6 лет. Он был разрушен летом 1918 года, когда советское руководство перебралось в Москву. Но все же сохранилось несколько его фото. Памятник Александру 3 в Москве был, пожалуй, самым величественным. Постамент, оставшийся после его разрушения, простоял вплоть до 1931 года, когда снесли и сам храм Христа Спасителя.

Памятник в Новосибирске

Считается, что появление этого города было предопределено именно указом императора Александра 3 о начале строительства Транссибирской магистрали. Первый железнодорожный поселок в этих местах назвали Александровским в честь царя. Затем он превратился в город и его переименовали в Новониколаевск, так как строительство Транссиба курировал будущий император Николай 2. Теперь же это полуторамиллионный современный город.

Памятник Александру 3 в Новосибирске получился довольно величественным - его высота достигает 13 м. Монумент установили на живописной набережной Оби. Он выполнен из бронзы, а постамент - из гранита. Нижнюю его часть украсили надписью, взятой из высочайшего рескрипта царя о том, что начинается строительство Транссиба. Автором проекта является народный художник России Салават Щербаков.

Открытие памятника Александру 3 было приурочено к Дню города, которому исполнилось 119 лет. Церемония началась в полночь с 23 на 24 июня 2012 года. Зрителям были представлены фотодокументы и кинохроника, продемонстрированные на огромных экранах. Они посвящались богатой истории этого города. На сам памятник Александру 3 в Новосибирске и на его открытие пришло посмотреть около 5 тыс. человек. Присутствовал здесь и правнук Александра 3, являющийся гражданином Дании. Очевидцы утверждают, что его внешнее сходство с императором весьма велико.

Памятник императору Александру III, который стоит сейчас во дворе петербургского Мраморного дворца — самый многозначительный и неожиданный среди памятников русским царям, установленных в Российской империи до 1917 года. Его можно считать одним из последних царских монументов. Через три года после него, в 1912-м, памятник Александру III поставили и в Москве , но он был безвозвратно разрушен большевиками в 1918-м.

Даже если бы помпезный московский памятник сохранился, Александр III работы Паоло Трубецкого все равно остался бы шокирующим скульптурным итогом царствования Романовых. Таких изваяний русских монархов еще не было: грузный богатырь в шароварах и папахе, похожий на упитанного городового, сидит на таком же тяжелом коне, подбоченившись и натянув узду. Ни дерзости Медного Всадника , ни парадности бронзового Николая I — только тупая сила. Конная статуя водружена на прямоугольный пьедестал из красного валаамского гранита. На пьедестале было высечено посвящение — «державному создателю Великого Сибирского пути». То есть император почтен как строитель Транссиба.

Современный пьедестал уже обходится без надписи и вообще несколько смазывает впечатления. Изначально он был втрое выше, стоял не на газоне, а посреди Знаменской площади (нынешняя площадь Восстания), откуда начинается железнодорожный путь на восток, и законно ассоциировался у современников с комодом. О чем был сложен известный стишок:

Стоит на площади комод,
На комоде — бегемот,
На бегемоте — обормот,
На обормоте — шапка.

Памятник вызвал скандал, очень не понравился сыну «обормота» Николаю II, зато был одобрен вдовой Марией Федоровной — похож. А скульптор Паоло Трубецкой, как известно, сказал, что не интересуется политикой, а «просто изобразил одно животное на другом».

Что касается животных, то конь Александра III — не карикатура и не «бегемот», а лошадь французской породы першерон, очень выносливая и ценная. Предпоследний российский император, человек очень высокого (193 см) роста, солидного веса и огромной физической силы, на таком коне и ездил.

После революции 1917 года над памятником показательно поглумились — написали на постаменте «Пугало» и издевательское четверостишие Демьяна Бедного, посадили в железную клетку, но уничтожать не стали. Просто убрали с площади, передав в Русский музей , в Михайловский сад . Примечательно, что из-за тяжести огромную статую не смогли зарыть в землю во время блокады — пришлось просто обложить бронзового царя и его коня мешками с песком.

С 1994 года Александр III стоит в парадном дворе Мраморного дворца. Разговоры о перемещении памятника на историческое место ведутся регулярно, но пока ни к чему не привели.

Местные особенности

Памятник стоит во внутреннем дворе Мраморного дворца, и подойти к нему можно только, если двор открыт. То есть в часы работы музея: понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье — с 10:00 до 18:00, четверг — с 13.00 до 21.00.
Вторник — выходной день.

Новости

В вольере спасённого леопарда фотоловушка зафиксировала лесного кота.

0 0 0

Части самолёта А321 – не для музея, а для утилизации

Из частей севшего на кукурузное поле в Подмосковье А321 не будут делать экспонаты для музея.

0 0 0

Власти Москвы составили типичный портрет туриста, посещающего Москву.

0 0 0

Алтай ищет подрядчика строительства участка трассы к туркластеру.

0 0 0

Археологи нашли в Кремле следы пожара времён набега Девлет-Гирея.

0 0 0

Памятник Александру III в Москве - памятник российскому императору Александру III (1881-1894), открытый в 1912 году в Москве на Пречистенской набережной (близ Всехсвятского проезда), возле Храма Христа Спасителя (у юго-восточного угла храма); разрушен большевиками летом 1918 года.

Работа над сооружением памятника длилась около 12 лет с 1900 по 1912 год. На строительство было собрано по подписке гигантская сумма в почти два с половиной миллиона рублей. В качестве места для памятника была выбрана площадка перед Храмом Христа Спасителя на Пречистенской набережной, лицом к Москве-реке.

30 мая 1912 года состоялось открытие и освящения памятника. Церемониал представлял несколько более скромный и видоизменений в соответствии со светским характером торжества ритуал освящения Храма Христа Спасителя. В 8 часов утра пятью пушечными выстрелами с Тайницкой башни Кремля возвестили о начале торжества. Около памятника выстроились войска. К 10 часам к памятнику прибыла императорская чета со свитой. Помимо Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны присутствовали члены Государственного Совета, Государственной Думы, сенаторы, генералы и адмиралы, фрейлины и статс-дамы, губернские и уездные предводители и представители дворянства, московские, губернские и земские власти, представители сословий и общественных организаций, депутации от учебных заведений. Митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) встречал императорскую чету в Храме Христа Спасителя. Начался крестный ход из Храма во главе с Митрополитом и царствующими особами, который сопровождался колокольным звоном близлежащих церквей. У памятника состоялось благодарственное молебствие с коленопреклонением. По возглошении вечной памяти Императору Александру III по команде Императора Николая II войска отдали честь. После 360 салютационных выстрелов и исполнения Преображенского марша с памятника было снято покрывало, и Митрополит Владимир окропил монумент святой водой, провозгласил многолетие российскому войску и верноподданным и возвратился в Храм. К монументу было возложено 86 венков от всех российских и зарубежных депутаций. Вечером город и памятник были иллюминированы.

При выборе места для монумента исходили из того, что «Государи… выступают как ходатаи перед Богом и вечные напоминатели, что в мире нет высшего училища и нравственного завета кроме Божьего храма и что вне этих заветов нет правильной жизни для России» (Иван Владимирович Цветаев, 1897 год). После обсуждения нескольких мест установки памятника, включая Кремль, была выбрана площадка около Храма Христа Спасителя на Пречистенской набережной, лицом к Москве-реке, как имеющая бесспорное преимущество с идеологической, архитектурной, административной, экономической и иных точек зрения.

Памятник, выполненный из бронзы, изображал Императора восседающим на троне во всех царских регалиях — со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой — мантией монарха. Порфира спускалась одним концом на пьедестал из красного гранита. Гранитный пьедестал покоился на таком же гранитном постаменте. На уступе цокольной части помещались четыре бронзовых коронованных двуглавых орла с распростертыми крыльями (работы скульптора А.Л. Обера). На пьедестале была высечена надпись:

Благочестивейшему, Самодержавнейшему Великому Государю Нашему

Александру Александровичу

всея России.

1881-1884

Установка памятника обогатила общий ансамбль Храма. Одновременно с памятником были устроены гранитная балюстрада и величественная, ведущая к воде лестница. Невысокая стенка из серого гранита, устроенная по бокам памятника, не изолировала его от общей площади, и вместе с тем выделяла и подчеркивала его самостоятельное значение.

Правление Императора-миротворца продлилось 13 лет. Александр III скончался 20 октября (ст. стиль) 1894 года. В этом же году была объявлена всенародная подписка на памятник ему в Москве. Наряду со скульптором А.М. Опекушиным, автором памятника А.С. Пушкину в Москве, к выполнению проекта был привлечен в качестве главного архитектора московский зодчий А.Н. Померанцев, автор Верхних торговых рядов (нынешний ГУМ), а производителем работ был назначен инженер-архитектор К.А. Грейнерт. После некоторого перерыва работа над памятником была возобновлена в 1900 году и длилась около двенадцати лет. За это время по подписке было собрано почти два с половиной миллиона рублей — сумма по тем временам колоссальная.

Памятнику Александру III была уготована короткая жизнь — его разрушили летом 1918 года, вскоре после переезда Советского правительства в Москву. На месте монумента, на том же постаменте, планировалась установить памятник «Освобожденному труду». Была даже произведена закладка памятника, на которой присутствовал В. Ленин. Позднее, когда возник и стал воплощаться проект строительства дворца Советов на месте Храма, мысль об этом памятнике была оставлена. Сам постамент монумента Императору Александру III — Миротворцу простоял до уничтожения Храма Христа Спасителя в 1931 году.

Столь многочисленны, что о них знает только государственный реестр, но не люди для которых они и были установлены.

В те же дни был открыт Музей изящных искусств Александра III (ныне ГМИИ им. Пушкина), созданного И.В. Цветаевым. Открытие памятника Александру III стало частью торжественных мероприятий по случаю столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года. В ознаменование спасения России в этой войне и был воздвигнут Храм Христа Спасителя. Предполагалось, что вблизи от Храма (рядом с Музеем изящных искусств) будет создан величественный Музей Отечественной войны 1812 года, который должен был стать народным музеем и находится в идейной и архитектурно-художественной связи с Храмом Христа Спасителя. Однако начавшаяся в 1914 году Первая мировая война отодвинула этот план на неопределенный срок, а совершившаяся революция 1917 года закрыла этот вопрос окончательно.