Фриденсрайх хундертвассер произведения. Фриденсрайх Хундертвассер — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Художник с таким уникальным именем родился в простой семье со смешанными корнями: отец – австриец, а мать – еврейка. Но его личная история и талант были совсем непростыми. Не зря же говорят, что дети от смешанных браков отличаются или невероятной красотой, или ярким талантом. Этому ребенку суждено было стать гениальным бунтарем от искусства.

Потрясения в его жизни начались еще в младенческом возрасте, когда неожиданно скончался отец. Матери с месячным малышом на руках пришлось вынужденной выживать самостоятельно.

Родился будущий художник в 1928 году и носил он тогда более привычное имя и фамилию – Фридрих Штовассер. Когда начались гонения на евреев, мать настояла на католическом крещении мальчика. Неординарный талант у него был с детства, который получил развитие в школе по системе Монтессори, куда ребенок начал ходить в 1936 году. Возможно, благодаря матери мир и получил такого неординарного мастера, как Хундертвассер.

После окончания Второй Мировой Войны молодой человек посветил свою жизнь искусству. В 1948 году он некоторое время занимался в Академии изящных искусств в . Вкратце сформулировать принцип искусства мастера можно его же декларативной фразой: «В прямой линии Бога нет!». Он считал, что мир вокруг не должен убивать все человеческое в людях прямыми, жесткими линиями и мертвенными безжизненными цветами. Возможно, так проявилось в художнике его детство, пришедшееся на жуткие довоенные и военные годы.

Тусклое, серое однообразие он ненавидел столь же яростно, как и другой бунтовщик от искусства – Антонио Гауди. Оба мастера высоко ценили текучие природные линии и особенно сочные и яркие краски, часто использовали в своих работах мотив спирали и бесконечности, битую цветную плитку и объемные бетонные конструкции.

Еще в 21 год художник поменял свое слишком ординарное имя на более звучное и оригинальное, отталкиваясь от его звучания и значения. Получившийся псевдоним можно условно перевести как «богатый миром в сто источников вод». Это тоже отражает его жизненную позицию – мастер считал, что человечество просто обязано компенсировать тот урон, который оно причиняет живой природе индустриализацией. Отсюда его причудливо расписанные яркие и жизнеутверждающие фасады домов, здания с растущими из них деревьями, а также знаменитый дом-холм в Новой Зеландии. Он буквально сливается с окружающей природой, а на покрывающем его дерне пасутся столь распространенные в этой стране овцы.

За годы своей жизни Хундертвассер прославился как художник, график, неординарный декоратор. Он иллюстрировал Библию, раскрашивал дома в невероятные цвета, много лет преподавал в венской Академии искусств. Его талант признали, мастер был награжден несколькими премиями, в том числе и за защиту природы.

Скончался художник в Новой Зеландии в возрасте 71 года, оставив после себя почитателей, последователей и уникальное по своим качествам и свойствам наследие – не только материальное, но и духовное.

На протяжении пятидесяти лет Хундертвассер оставался преданным своему делу художником и ремесленником, завоевавшим упорным трудом место в первых рядах тех, кто сам творит свое искусство, а не просто предлагает его в качестве иллюстрации неких идей. Сияющая яркость красок Хундертвассера приобретает новых почитателей благодаря силе контраста.

В архитектурных объектах Хундертвассера прослеживается определенное сходство с творениями Антонио Гауди — это не только применение керамики в декорировании зданий, криволинейные формы и разноразмерные элементы, но и сама концепция организации жилого пространства, предполагающая встраивание здания в окружающий ландшафт и использование непосредственным образом природных компонентов — лужаек на крышах, живых деревьев, как частей здания и т. д.

«Пусть все зарастет. ...Мы живем в условиях чрезвычайного положения, когда озеленение в любом случае должно получить приоритет над любыми правилами либо безымянными владельцами, которым не следует предоставлять право на использование внешних стен.... Мы должны благосклонно взирать на такое озеленение, поскольку оно никому не вредит...»

Вена, 1980 год.

Кроме того, Хундертвассер, как и Гауди видел смысл архитектуры в служении потребностям человека, поэтому его дома комфортны и прагматичны. Однако, в отличие от Гауди, Хундертвассер сторонник «технологии с полки». Он не считает обязательным применение элементов ручной работы, из-за чего стоимость строительства может увеличиться астрономически. Он использует массовые элементы, совмещая их самым неожиданным образом.

Не навязывая конкретный стиль архитектурного элемента всему зданию, смешивая готовые, но произведенные в разных местах части, Хундертвассер достигает удивительной гармонии в несочетаемом: с одной стороны, он использует индустриальные возможности, чтобы произвести недорогие детали, но при этом в каждом элементе дома присутствует роскошь разнообразия.

Одним из ярчайших примеров такого подхода стал многоквартирный «Дом Хундертвассера» в Вене по адресу Kegelgasse 36-38, заказанный ему муниципалитетом в 1983 году. Со дня смерти Гауди современным зданиям не хватало роскоши внешней поверхности. Железобетон дома сделан Хундертвассером цветным, так что погодные условия не влияют на его колористику и внешний вид уже более 30 лет. «Лоскутное одеяло» разноцветных изразцов с использованием металлизированных пигментов и глазурей, освежает фасад, придавая ему богатый вид, ассоциирующийся с княжеским образом жизни.

Керамике Хундертвассер придает особое значение — ее неблекнущий столетиями цвет и пластичность позволяют идеально декорировать любое здание . Поэтому Хундертвассер активно применяет керамику в каждом своем доме, реализуя таким образом в архитектуре свою экспрессию живописца. Кроме керамических изразцов на фасаде, в Доме множество керамических колонн, каждая из которых отличается от другой и по форме и по цвету.

На крыше дома, расположенного в самом центре города, высажены деревья, к которым имеют доступ все жильцы дома — и это тоже элемент городской роскоши, присущий ранее только лендлордам, владельцам собственных земельных участков.
Хундертвассер применяет десять разных размеров окон, которые уменьшаются по размеру снизу вверх. За счет этого здание получило дополнительную перспективу и выглядит, как пирамида на широком основании.
Окнам Хундертвассер придает особое значение. Его «манифест окон» реализован в этом доме в полном объеме.

«Манифест окон» или «Оконные права» — житель дома имеет право высовываться из окна и изменять все, до чего может дотянуться его рука, на стене снаружи так, как это ему понравится. Все проходящие по улице должны издалека видеть, что в этом окне кто-то живет».

Секау, 1958 год.

На фасаде размещено множество криволинейных полос из глянцевой керамической мозаики , сверкающей цветом и контрастирующей своей поверхностью с матовой фактурой бетона. Эти волнообразные полосы придают зданию эффект нестабильности, здание зрительно как бы «плывет». Вообще, отношение Хундертвассера к прямым линиям полностью нетерпимое. Можно сказать, что и в этом он солидарен с Гауди.

По сравнению с историей жизни на Земле, прямая линия кажется идеальной выдумкой с чисто концептуальным существованием. С точки зрения Хундертвассера, это выдумка и фикция, которая «существует везде, где мы живем. Вся наша цивилизация основана на прямой линии» . Прямую линию человечество обрело вместе с кирпичом и модульным строительством.

Хундертвассер считает конструктивистов вандалами, а их архитектуру «невыносимой». Протест художника против бесконечных повторений модернистских прямолинейных зданий реализовался в практическом решении: проект во Франкфурт-Хеддернхайме стал такой альтернативой, где Хундертвассер построил Детский центр, в котором два пандуса скользят вниз, превращаясь в лужайки на склоне холма, но являясь в действительности крышами всего комплекса.

Полотна Хундертвассера нередко являлись своего рода эскизами к будущим зданиям. Так, в картине «Дома висят над лугами» художник продемонстрировал две возможности существования зданий, основанных на его формуле, согласно которой «горизонталь принадлежит природе, а вертикаль человеку ». В последствии Хундертвассер разработал макеты таких зданий. А в 1983 году для международной садовой ярмарки была построена пятиметровая бетонная модель.

В 1989 году Хундертвассер проектирует Дом искусств в Вене (Kunst Haus ), ставший впоследствии галереей художника. В этом здании по адресу Unteren Weißgerberstraße, 13 полностью реализованы все идеи Хундертвассера. В нем можно найти очень немного прямых линий и поверхностей. Неровный пол, волнистые керамические фасады с мозаикой, большое количество растений в интерьере. Изогнутая лестница ведет на верхние этажи, два из которых предназначены для работ Хундертвассера. Для того чтобы все помещения были достаточно освещены, Хундертвассер сделал над крыльцом стеклянный эркер по всей высоте дома.

В 1991 году Кунстхаус был открыт.
Хундертвассер так говорил об этом доме: «Дом искусств — это дом, где восстановлено человеческое достоинство, подавленное в людях в процессе развития города. Это дом неправильностей и неровных полов, жильцов-деревьев и танцующих окон. В этом доме совесть человека чиста по отношению к природе».

За свою жизнь Хундертвассер спроектировал, построил или реконструировал более 50 объектов в разных странах мира. Он придумал себе новую профессию «доктор архитектуры», цель которой «лечить» здания — делать более прекрасными уже существующие дома, дома стерильные и бездушные. В этом качестве он работал над преображением фасада фабрики Розенталя в Зельбе, над фасадом музея «Рупертинум» в Зальцбурге, здание зернохранилища в Кремсе, где архитектор наносит на существующий фасад огромные «языки-бороды» из керамической мозаики.

«Наши дома больны с тех пор, как их сооружением занялись тщательно обученные градостроители и подчиняющиеся стандарту архитекторы. …. Если мы разрешим окнам танцевать, проектируя их в различном стиле, если мы разрешим появление возможно большого числа неправильностей, как на фасадах, так и в интерьерах, дома поправятся, дома начнут жить...»

Одним из его последних домов, которые достраивались уже после смерти архитектора, стал дом «Зеленая Цитадель» в Магдебурге. Этот дом является поистине гимном философии Хундертвассера. В нем, кроме традиционных искривлений пространств, выраженного в отсутствии прямых углов, изогнутых стенах и «танцующих» окнах, жители дома обязаны ухаживать за деревьями, растущими иногда прямо в квартирах.

Крыша покрыта газоном, и никто не вправе ремонтировать фасад здания, поскольку его «старение» и изменение внешнего вида предусмотрено Хундертвассером и жестко закреплено в соглашении с муниципалитетом. Однако, жители по «праву окон» вправе украсить фасад вокруг них по своему усмотрению. Правда, до сих пор никто не воспользовался этим правом. Ни одна из квартир в доме не имеет себе подобной — все 42 квартиры оформлены абсолютно индивидуально. Лестницы в доме отлиты изначально искривленными, как бы уже изношенными временем.

В доме есть два внутренних дворика с фонтанами и колоннами. Колоннада этого дома перекликается в залом «Сто колон» Гауди в Барселоне. И конечно дом полон керамикой. Она повсюду. Ею облицован фасад, полы, стены. Обычный прием облицовки стен и полов керамической мозаикой во имя живописности архитектуры применен Хундертвассером и в Зеленой Цитадели. В здании реализован любимый символ Хундертвассера — спираль, закручивающая балюстрады верхних этажей и поддерживаемая диагональными декорами из керамической мозаики.

Необыкновенно хорош пивной завод в Абенсберге, башня которого была спроектирована архитектором еще в 1990 году. Строительство завершилось только в 2006 году. Рядом с заводом был построен также центр искусств Хундертвассера, спроектированный в стиле архитектора его другом и сподвижником Петером Пеликаном (Peter Pelikan).

Работы Хундертвассера — ответ бессмысленному эстетству постмодернистского искусства. Его творчество основано на правильно понятой традиции. Он не высмеивает традицию, превращая ее в пародию, и это ощущение живого наследия и родословной художника в особенности редко встречается в современном мире.

Художник оставил после себя не только большое число работ. Главное, что он сделал для человечества — это «развернул мозги» таким образом, что на первое место вышли эргономика и экология архитектуры — в широком смысле этих слов, когда удобство и экономичность строительства совмещены с безусловной красотой здания. Пожалуй, Хундертвассер был первым архитектором, который смог достичь такого результата и фактически объять необъятное. Поэтому совершенно неудивительно, что архитектор имеет преданных последователей.

«Искусство должно быть позитивным, свободным, романтическим, прекрасным, должно напоминать драгоценность, должно быть чем-то, без чего нельзя прожить».

Фриденсрайх Хундертвассер, 1993 год .

В статье использованы материалы интервью с Хундертвассером доктора искусствоведения Смитсоновского университета Гарри Ранда в 1993 году.

Сто вод архитектора-натуралиста Фриденсрайх Хундертвассера

Фриденсрайх Хундертвассер - архитектор-сказочник, эксцентричный и гениальный, провокатор, фанатик, бродяга, художник-фантаст, артист и космополит в творчестве и жизни. И не понемногу, а на всю катушку. Это настоящий философ, в двойном псевдониме которого переплелись яркость, романтичность и самобытность его натуры. Он был признан гражданином мира, : кардинально изменил принцип красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии. Он говорил, что «дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон». Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике.

.

Хундертвассер перед открытием своей выставки в Студии Поля Фачетти, Париж. 1954

Хундертвассер родился в 1928 году в Вене в еврейской семье, и звали его без всяких затей - Фридрих Стовассер. Через 20 лет этот мальчик стал редчайшим и гигантским генератором идей абстракционизма. Творческая звезда его взошла в 1949 году, когда Фридрих Стовассер приехал в Париж и сменил имя, взяв себе труднопроизносимый псевдоним Фриденсрайх Хундертвассер, что, по его собственному признанию, больше соответствует его мировоззрению. Friedensreich - «царство мира», Hundertwasser - «сто вод»…

-Это был уже не первый эксперимент со сменой имени, среди более ранних псевдонимов были, например, Дункельбунт или Регентаг. Однако вариант Фриденсрайх Хундертвассер стал окончательным.

На фотографии Фриденсрайх Хундертвассер с матерью на море. 1932 год

Отец — австриец, мать — еврейка. С 1936 года посещал венскую школу с обучением по системе Монтессори, учителя которой отмечали у мальчика особое ощущение цветов и форм.

Детство его складывалось далеко не безоблачно. Отец, скончался от аппендицита, когда Фридриху был всего год. Еврейское происхождение обрекло семью в годы войны практически на уничтожение: в 1943 году в концлагере погибло 69 еврейских родственников по материнской линии, в том числе бабушка и тетя.

Ф. Хундертвассер в своей квартире на Obere Donaustrasse. Вена, 1952

Однако испытания не остановили и, возможно, даже подстегнули развитие творческого начала, его стремление в рисунке выразить свои чувства. В гимназии юноша начинает писать природу, что стало основой для всего последующего творчества. Сдав выпускные экзамены, в 1948 году Фриденсрайх Хундертвассер в течение трех месяцев посещает Венскую Академию. Тогда же он отправляется в свои путешествия по другим странам.

Дерево-спираль (Spiralbaum). Почтовая марка. Вена (Австрия), 1975

После своей первой выставки, которая состоялась в Венском арт-клубе в 1952 году, Хундертвассер активно включился в культурную и общественную жизнь. В 1961 году посещает с выставкой Японию (в Токийской галерее), 1962 году представляет ретроспективную экспозицию на биеннале в Венеции, 1969 — выставки в музеях США…

Собственный графический стиль, в основе которого лежит так полюбившаяся мастеру спираль, стал визитной карточкой художника. Спираль стала на всю жизнь любимой темой, формой и содержанием, воплощением мировой гармонии, которая характеризовала и его взаимоотношения с природой. В настоящее время его графические работы занимают почетное место в Венском доме искусств (KunstHausWien).


Автопортрет. Вена (Австрия), август 1948. 62 x 43 см. Пастельные карандаши на рисовальной бумаге

Бурные водовороты напоминают перипетии личной жизни. Хундертвассер был дважды женат, первый брак был заключен на Гибралтаре, второй — в Японии, но оба не продлились долго. Зато позже художника постоянно окружали сменяющие друг друга молодые подруги, что было предметом постоянного любопытства и зависти.

Эпатаж как средство

Свои рассуждения относительно теории искусства и архитектуры Хундертвассер выражает в манифестах, с которыми активно выступает на публике, причём, большинство из них носят эпатажный характер. Так художник и архитектор протестовал против обыденности и равнодушия к окружающему, привлекая внимание к своим тезисам относительно роли природного в городской среде, нового смысла искусства, поиска искры творческого духа, заложенной в каждом человеке. Первый манифест, воплотивший его архитектурную концепцию, был направлен против рационализма в архитектуре и провозглашен в Зеккау, бенедиктинском монастыре.

Хундертвассер с Renе Brü в павильоне Castiglione в Saint- Mandö возле Парижа рядом с фреской, которую они красили вместе, 1950г

Параллельно с чтением лекций в гамбургской художественной Академии, продолжал развивать выдвинутую им в конце 50-х теорию трансавтоматизма, который призван высвобождать природные энергии, заблокированные цивилизацией. В 1959 году, будучи приглашённым лектором Академии изящных искусств в Гамбурге, Хундертвассер устроил перформанс, который закончился публичным скандалом.


Ползая под ногами столпившихся зрителей, он и два его друга, Харальд Шульц и Базон Брох, в течение двух суток непрерывно рисовали линию на стенах — сначала чёрным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Художники вынуждены были прервать своё занятие, когда линия достигла высоты 2,5 метров, при этом Хундертвассер сокрушался о том, что не смог достичь цели — точки в центре потолка.


Ф. Хундертвассер со своими картинами в Вальдфиртеле, Австрия. 1978




Сочинив очередной манифест под названием «Право на третью кожу», Хундертвассер прочел его обнаженным в Мюнхене в 1967 году, вызвав крайнее изумление у публики. Второй подобный акт назывался «Loose from Loos». И, если верить легендам, это было не последнее его общественное выступление нагим.


Ф. Хундертвассер. Портрет. 1985

Свою концепцию и свои философские взгляды мастер отразил в нескольких манифестах. Его перу принадлежит книга «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре» (Verschimmelungsmanifest gegen den Rationalismus in der Architektur, 1958) и сборник эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни» (Schцne Wege. Gedanken ber Kunst und Leben, 1983).

«Архитекторы никуда не годятся. Они заорганизованы нормами и планами, а продукт для жизни может создать только художник».

«Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде»

«Живопись и скульптура — свободны. Каждый может создать свое произведение и показать его. Но в архитектуре нет этой фундаментальной свободы, которую нужно рассматривать, как основу любого искусства»


Хундертвассер в Кауринуи, Новая Зеландия. 1978

«Каждый должен иметь возможность строить и пока эта свобода не существует современную архитектуру нельзя считать искусством вообще. Не надо сдерживать желание человека строить что-либо. Каждый должен иметь возможность проектировать и строить и нести ответственность за те четыре стены, в которых он живет…» В дальнейшем прагматизм победил и Хундертвассер заявил, что архитекторы могут выполнять функции технических консультантов, но должны быть подчинены жителю и его желаниям.


«Сегодня мы живем в хаосе прямых линий. Если вы не верите — сосчитайте все прямые линии, которые вас окружают. Эти прямые линии связывают нас как пленников в тюрьме и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия - это не линия творчества, это — линия подражания».

Стратегическая дискуссия с экологом Петером Вейшем на сидячей демонстрации за сохранение парка Hainburg Au, 1984

Вся жизнь Хундертвассера была такой же пестрой, насыщенной, нетрадиционной и яркой, как его сочные картины, раскрашенные самолеты, флаги и знамена, почтовые марки, «пряничные» дома, церкви, оздоровительные центры в Австрии, Германии, Японии, США и других странах.


Он выступал против заплесневелости в архитектуре, говорил, что возможность проектировать должен иметь каждый. Считал, что, возводя дом, люди забирают часть природы и это необходимо компенсировать, предоставив деревьям и траве место в своем жилище. В гармонии, он верил, не должно быть прямых линий.


Посадка деревьев перед фарфоровой фабрикой Розенталя в Селбе (слева - Ф. Хундертвассер, справа - владелец фабрики Филипп Розенталь). 1981

Любимое животное Фриденсрайха - улитка с домиком на спине. Его дизайн - это захватывающий аттракцион, спроектированные им здания вызывают эстетический шок, его жизнь - неприкрытое чудачество.

Ф. Хундертвассер. 1985

Фриденсрайх Хундертвассер придумал флаг Новой Зеландии, обыграв образ улитки, он не гнушался рисовать марки и разрабатывать дизайн телефонных карточек и жетонов для казино, будучи известнейшим архитектором.


Часть Вены невероятно гордится им, вторая часть возмущается, полагая, что, если дать архитектору возможность, он сломает старый имперский стиль, уничтожит знаменитый стиль бидермайер и застроит классическую Вену своими разноцветными зданиями, похожими на жилища гномов из сказок братьев Гримм.


«Хундертвассер - это кич!» - восклицают противники. «Хундертвассер - гений!» - парируют сторонники. Из всех реализаций архитектора наиболее известен Дом Хундертвассера в Вене. Этот семиэтажный дом издалека бросается в глаза своей пестротой и вычурными формами. Это даже не дом, а чудо. Расчерченный асимметричными четырехугольниками фасад, керамическая плитка как ключевой элемент декора. Интересно, что в отделке здания применен строительный хлам.

В этом доме вы не найдете и двух окон одинаковой формы и размера. И весь этот миракль украшен сумасшедшей буйной растительностью всех оттенков зеленого. Это сказочное жилье - одно из самых дорогих в Вене, но когда Дом достроили в 1986 году, от желающих купить квартиру отбоя не было. В нем живут, прежде всего, люди искусства. Каждый собственник квартиры, как уже было сказано, имеет право перекрасить свою часть фасада, но только насколько сможет достать вытянутой рукой. Внутри многих комнат посажены деревья.

Здесь неровные полы как символ лесных и горных троп, а кривые и неравномерно оштукатуренные и окрашенные стены - водопады и морские волны, из осколков керамической плитки в виде аппликации сделаны деревья, бабочки, лебеди, совы и утки.

Здесь действительно нет прямых линий и острых углов, даже произвольно расположенные окна прячут остроконечные рамы под карнизами и нишами, украшенными кеглями для боулинга, греческими статуями и шапочками Санта-Клауса.

Из многих квартир можно выйти в зимний сад или на террасу. Хундертвассер после завершения строительства отказался от гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-либо уродливое. В доме расположено 52 квартиры, 4 офиса, 16 приватных и 3 общие террасы и 250 деревьев и кустов. Говорят, не все жильцы могут прожить тут долго.

Архитектор был убеждён, что люди должны хоть как-то компенсировать тот урон, который наносило природе индустриальное общество. Поэтому он отводил деревьям и траве место при планировке своих домов и на доме, и прямо в нем. Например, посреди комнат растут деревья, выпуская из окон наружу свои ветви, а крыши зданий покрыты дёрном.

Фриденсрайх Хундертвассер с радостью занимался всем, что его увлекало. Преуспел в изготовлении эскизов для почтовых марок, за что получил гран-при филателистов в 1997 году в Германии. Рисовал марки для республики Берега Слоновой кости, Сенегала, островов Кабо-Верде и ООН. По его образцам японские зодчие создавали резные скульптуры из дерева.

Разрабатывает дизайны для самолетов линии «Боинг» и «Кондор». Строит рынки, летние деревни, оформляет энциклопедии и обложки для книг.

Купол под золотым дождем. Золотая монета. Вена, 1978

Фреска для станции столичного метро Лиссабона, 1996-1998

Родина отвечает мастеру признательностью, устраивая тур выставок «Австрия представляет Хундертвассера континентам». Начиная с Парижа, он проехал по городам Европы, затем побывал в Мексике, США, Канаде, Северной Африке. Произведения Фриденсрайха Хундертвассера щедро разбросаны по всему миру. В Токио и Лиссабоне, Вене и Магдебурге, да и во многих других городах можно увидеть творения мастера.

Последние годы жизни художник провел в Новой Зеландии. Он скончался 19 февраля 2000 года, на борту лайнера «Королева Елизавета», по дороге между двумя своими домами на разных материках Земли.

Дерево тюльпана, растущее на его могиле.

Я собираюсь породнится с землей

Быть похороненным голым, без гроба

Под деревом, на своей родине Маори



Яхта Хундертвассера «Regentag»


За свои 72 года жизни Фриденсрайх Хундертвассер (реальное имя Фридерик Стовассер) был признан гражданином мира, кардинально изменил красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии. Он говорил, что "Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон". Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике - строя дома из окон.

С полузакрытыми глазами,
Также как я постигаю рисунки
Вижу и дома Данкельбунта
Вижу луга на крыше
Вместо безобразного кремового бетона

Фриденсрайх Хундертвассер (Fridensraih Hunderwasser) (15.12.1928 - 19.02.2000). Часть Вены невероятно гордится им, вторая часть возмущается, полагая, что, если дать архитектору возможность, он сломает старый имперский стиль, уничтожит знаменитый стиль бидермайер и застроит классическую Вену своими разноцветными зданиями, похожими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. "Хундертвассер - это кич!" - восклицают противники. "Хундертвассер - гений!" - парируют сторонники. Эксцентричный, гениальный, провокатор, фанатик, космополит, бродяга и артист. И не по немногу, а на всю катушку

Дом Хундертвассера в Вене (его так и называют в путеводителях) - зрелище потрясающее. Это даже не дом, а чудо. Его расчерченный асимметричными четырехугольниками фасад, керамическая плитка как ключевой фрагмент декора. В этом доме вы не найдете и двух окон одинаковой формы и размера. Все стены неровные, полы больше походят на лесную тропинку. И все это чудо украшено сумасшедшей буйной растительностью всех оттенков зеленого.


Это напоминает известную сказку "Ганс и Гретель": стены там были сделаны из печенья, крыша покрыта пряником, а окна - прозрачные леденцы. Это сказочное жилье - одно из самых дорогих в Вене, но когда Дом достроили в 1986 году, от желающих купить квартиру отбоя не было. Говорят, не все жильцы могут прожить тут долго. Во-первых, под окнами постоянно бродят туристы, во-вторых, наверное сложно передвигаться по неровным полам. Все зависит от того, кто перевешивает в душе жильца - эстет или обыватель.

Что же так повлияло на творчество этого, несомненно талантливого и самобытного архитектора? Для ответа на этот вопрос нужно углубиться в историю… Хундертвассера отличают энтузиазм, фантазия, неповторимый стиль и необычная архитектурная концепция. Родился он в 1928 в Вене, в детстве учился в школе Монтессори. Возможно, именно эта школа и повлияла на приверженность архитектора ярким цветам и привила любовь к природе. Когда ему было 20 лет, во время путешествия по Италии, сменил своё имя на более благозвучное с его точки зрения - Фриденсрайх Хундертвассер. Хундертвассер учился в Академии изящных искусств в Вене, где испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле, много путешествовал, и всего один день проучился в школе изящных искусств Парижа. Позже основал универсальную академию всех творческих областей под названием “Пинторариум”. В любви был несчастлив, два раза женился, браки продлились год и пять лет. Долгие годы он шокировал общественность неординарными поступками. К примеру, Хундертвассер постоянно одевал разные носки. Составил манифест “Право на третью кожу”, прочитав его в обнаженном виде в 1967 году в Мюнхене, прямо перед изумленной толпой. А после семидесяти лет Фриденсрайх стал везде появляться в сопровождении молодых девушек.
На фотографии Фриденсрайх Хундертвассер с матерью на море. 1932 год


Хундертвассер с Ren? Br? в павильоне Castiglione в Saint- Mand? возле Парижа рядом с фреской, которую они красили вместе, 1950

Hundertwasser на своей выставке в Студии Поль Facchetti, Париж, 1954

Свою архитектурную концепцию он описал в нескольких манифестах и реализовал в десятках различных проектов. Его Идеальный Дом - это безопасная комфортная нора, сверху покрытая травой, и с множеством глаз-окон. В Новой Зеландии он построил дом такой формы, где крыша плавно переходит по бокам в холм. Сверху растёт трава, которую частенько приходят пощипать бараны. Хундертвассер был уверен, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право выглянуть из своего окна и разукрасить или как-то изменить стену вокруг него, до куда рук и кисти хватит. Он воплотил в жизнь несколько проектов по реставрации бывших фабрик и заводов - скучных коробок, которые художник превращал в сказочные дворцы. Как и Гауди, Хундертвассер почти везде использовал битую керамическую плитку: создавал из неё мозаику, украшающую до этого ровную и унылую поверхность. Он также вершил дома золотыми или голубыми куполами-маковками, меняющими монотонность ровной крыши, и создавал в стенах ниши для деревьев. Самый образцовый такой проект - KunstHausWien - выставочный зал в Вене. Идея с деревьями не случайна: Хундертвассера очень интересовала экология, и он считал, что дать деревьям и траве место в доме и сверху - хоть какая-то компенсация за вред, нанесенный природе. Из интересных фактов стоит еще раз напомнить, что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди интересовались: "почему, вы носите разные носки?" Он каждый раз отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!" Графика Хундертвассера всецветна и геометрична. Сперва может показаться, что это абстракционизм, но это совсем не так: за каждой картиной закреплена целая концепция. В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге непрерывное представление на два дня. Пока зрители скопились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох и Харальд Шульт, постоянно рисовали линию на стенах - сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс был прерван, когда линия достигла высоты в 2,5 метра. Хундертвассер был недоволен, что ему не позволили закончить задуманное и постепенно добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение. Ниже на фото видны эти непрерывные линии.


Hundertwasser в Tokиo, 1961

Hundertwasser на Евровидении, Дюссельдорф, 1972


Hundertwasser с его живописями в Австрии, 1978


Трехмерные образцы монет, 1978

Марки Хундертвассера

Любимое животное Фриденсрайха - улитка с домиком на спине.


Хундертвассер много работал также над проектами государственных флагов, монет, почтовых марок. В 1999 г. он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга».

Спираль была его любимой темой, он рисовал ее, являясь чуть-чуть сюрреалистом, немного абстракционистом и даже отчасти авангардистом. Хундертвассер создавал картины и графику «психоделически» яркие по краскам, с вьющимися линиями. Его стиль «бесконечной линии» вошел в число художественных эмблем Австрии.


В ХОЛМАХ ЛУГА, модели Архитектуры, 1989



Проекты телефонных карт, 1992


Фонтан 1993/94


КОНДОР БОИНГА 1995 год.


Фреска для станции столичного метро Лиссабона, 1996-1998


Дерево тюльпана, растущее на его могиле.

Я собираюсь породнится с землей

Быть похороненным голым, без гроба

Под деревом, на своей родине Маори

Он похоронен душа в душу с природой на его земле в Новой Зеландии, в Саду Счастливых Умерших.

Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов:


In the Meadows Bad Soden 1990-1993


Living Beneath the Rain Tower, Plochingen 1991-1994(“Дождевая башня”)


Children"s Day-Care Centre Heddernheim 1988-1995 (Детский центр)


Thermal Village Blumau - The Rolling Hills 1993-1997(Отель)


Дом Хундертвассерa 1983-1986 (Жилое Здание Города). Дом Хундертвассера (Hundertwasserhaus) - жилой дом в Вене. Здание выделяется «холмистой» этажностью, крыша укрыта землей и травой. Внутри многих комнат посажены деревья. Хундертвассер после завершения строительства отказался от гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-либо уродливое. В доме расположено 52 квартиры, 4 офиса, 16 приватных и 3 общие террасы, и 250 деревьев и кустов.

Kids Plaza Osaka - A Children"s Adventure Architecture 1996/97(Детская игровая площадка)


Текстильная фабрика Rueff и художественное оформление номеров домов (Textilfabrik Rueff Muntlix), Цвишенвассер (Zwischenwasser), Австрия 1988 Завод по сжиганию мусора Spittelau, Вена, Австрия (District Heating Plant Spittelau, Vienna, Austria) 1988-1992 Детский сад Хеддернхайм, Франкфурт-на-Майне, Германия (Kindergarten Heddernheim, Frankfurt) 1988-1995 Придорожный ресторан в Бад-Фишау, Австрия (Autobahnraststätte, Bad Fischau-Brunn, Austria) 1989-1990 Галерея KunstHaus, Вена, Австрия (KunstHausWien, Vienna, Austria) 1989-1991 «Дом на лугах» в Бад-Зоден, Германия (Wohnen in den Wiesen Bad Soden, Taunus) 1990-1993 Дом «Wohnen unterm Regenturm», Плохинген на Неккаре (Plochingen), Германия 1991-1994 Целебный источник, Цветль, Австрия (Brunnenanlage Zwettl), 1992-1994 Винокурня «Дон-Кихот» в долине Напа, США (Quixote Winery, Napa Valley) 1992-1999 Онкологическая больница (Krankenstation Onkologie), Грац (Graz), Австрия 1993-1994 Отель и оздоровительный центр на термальных источниках Rogner Bad Blumau, Бад-Блумау, Австрия (Hot Springs Village Bad Blumau; Thermendorf Blumau, Styria, Austria) 1993-1997 Игровая площадка детского развлекательного центра Kids Plaza Osaka, Осака, Япония 1996-1997 Гимназия Мартина Лютера, Виттенберг, Германия (Martin Luther Gymnasium in Wittenberg), 1997-1999 Завод по сжиганию мусора MOP, Осака, Япония (MOP Maishima Incineration Plant, Osaka) 1997-2000 «Лесная спираль» Хунтертвассера, Дармштадт, Германия (Hundertwasserhaus Waldspirale, Darmstadt, Germany) 1998-2000 Кафе Ottensen в Гамбурге, Германия (Café in Hamburg Ottensen) 1998-2000 Крытый рынок в Альтернхайне, коммуна Таль (Санкт-Галлен), Швейцария (Markthalle, Altenrhein, Switzerland), 1998-2001 Общественный туалет в г. Кавакава, Новая Зеландия (Public toilets, Kawakawa) 1999 Городской вокзал, Ильцен, Германия (Hundertwasser environmental railway station, Uelzen) 1999-2001 Maishima Sludge Center ,Осака, Япония 2000-2004 Детский сад Düsseler gate, Вюльфрат, Германия (Kindergarten Düsseler gate in Wülfrath), 2001 Зелёная цитадель, Магдебург, Германия (Die Grüne Zitadelle von Magdeburg, Magdeburg, Germany) 2004-2005 Семейный центр Ronald McDonald. Hundertwasser-Haus der McDonald"s Kinderhilfe in Essen/Grugapark, Германия 2004-2005 Mierka Getreidesilo Кремс-на-Дунае (Krems), Австрия 1982-1983
Rupertinum, Зальцбург (Zungenbart), Австрия 1980-1987
Торгово-выставочный центр (деревня Хундертвассера - Village beim Hundertwasser-KrawinaHaus Wien), Вена, Австрия 1990-1991
Pavillon bei der DDSG Blue Danube Ponton Wien, Австрия 1992-1994
Спиральный источник I, (SpiralflussTrinkbrunnen I), Линц (Linz), Австрия 1993-1994
Экологический дом, Хамм, парк Максимилиана, Германия (Öko-HausHammMaximilianpark) 1981-1982
Монумент XXI века (Countdown 21st Century monument for Tokyo TBS), Токио, Япония 1992
Спиральный источник II (Spiral river drinking wells), Тель-Авив, Израиль 1994-1996
Музей Хундертвассера в Абенсберге, открыт 23 апреля 2007




Фриденсрайх Хундертвассер (нем. Friedensreich Hundertwasser, настоящее имя Friedrich Stowasser - Фридрих Штовассер; 15 декабря 1928, Австрия (Вена) - 19 февраля 2000, Новая Зеландия) - австрийский архитектор и художник, создатель оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле.

Свою концепцию и свои философские взгляды мастер отразил в нескольких манифестах. Его перу принадлежит книга «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре » (Verschimmelungsmanifest gegen den Rationalismus in der Architektur, 1958) и сборник эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни » (Schцne Wege. Gedanken ber Kunst und Leben, 1983).

«Архитекторы никуда не годятся. Они заорганизованы нормами и планами, а продукт для жизни может создать только художник».

«Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде»

«Живопись и скульптура - свободны. Каждый может создать свое произведение и показать его. Но в архитектуре нет этой фундаментальной свободы, которую нужно рассматривать, как основу любого искусства»

«каждый должен иметь возможность строить и пока эта свобода не существует современную архитектуру нельзя считать искусством вообще. Не надо сдерживать желание человека строить что-либо. Каждый должен иметь возможность проектировать и строить и нести ответственность за те четыре стены, в которых он живет…» В дальнейшем прагматизм победил и Хундертвассер заявил, что архитекторы могут выполнять функции технических консультантов, но должны быть подчинены жителю и его желаниям.

«Сегодня мы живем в хаосе прямых линий. Если вы не верите - сосчитайте все прямые линии, которые вас окружают. Эти прямые линии связывают нас как пленников в тюрьме и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия - это не линия творчества, это - линия подражания».

Хундертвассер подчеркивал, что есть то, в чем человек испытывает необходимость, - мирный договор с природой. Нужно отложить все споры между людьми в сторону и заключить мирный договор с природой, которая и является вышестоящей силой, и от которой зависит человек.

Этот мирный договор с природой должен содержать следующие пункты:
- Мы должны учить язык природы, для того чтобы понимать ее.
- Мы должны вернуть природе территории, которые человек незаконно использует и над которыми совершает насилие. (Все, что лежит под небом - принадлежит природе. Все, что затронуто лучами солнца, всюду, где падает дождь - это священная природа).
- Терпимость к спонтанной растительности.
- Искусство как творение человека и творения природы должны быть снова объединены. Разрыв между ними может иметь катастрофические последствия для человечества.
- Жить в гармонии с законами природы.
- Мы только гости у природы и должны себя вести подобающим образом. Человек - это опаснейший вредитель, который опустошает Землю. Человек должен сам себе поставить экологические рамки ограничения, для того чтобы Земля могла отдохнуть.
- Человеческое общество должно опять стать безотходным. Только тот, кто уважает свои отходы и использует их снова в безотходном обществе, преобразует смерть в жизнь и имеет право на продолжение существования. И если человек признает этот круговорот, он позволяет совершиться возрождению жизни.

В манифесте «Право на третью кожу » Хундертвассер декларировал - «человек окружен тремя слоями: кожа, одежда и стены дома». И одежда, и стены зданий за последнее время претерпели множество изменений и больше не соответствуют естественным потребностям человека. Окна - это мост между внутренним и внешним пространством. Как первая кожа пронизана порами, так и третья - окнами. Окна - эквивалент глаз. Так же как выражение глаз важно для лица, также и окна важны для фасада дома. По словам Хундертвассера, «рай может быть сделан только нашими собственными руками, с помощью нашего творческого потенциала в гармонии с творческим потенциалом природы».

ФРИДЕНСРАЙХ ХУНДЕРТВАССЕР. БИОГРАФИЯ:

1928 - Родился 15 декабря в Вене, получил имя Фридрих Стовассер.
1929 - Смерть отца, простого государственного служащего и офицера I Мировой войны.
1934 - Первые юношеские рисунки.
1936 - Посещает Школу Монтессори (Montessori School) в течение одного года. В его школьной характеристике появляются такие слова: «необычное ощущение цвета и формы».
1938 - В связи с аннексией Австрии, срочно переезжает в дом дяди и бабушки на Obere Donaustrasse.
1943 - Первые осмысленные карандашные рисунки с натуры. В течение этого года депортированы и убиты 69 его родственников по материнской линии, включая дядю и бабушку.

1948 - Окончил школу. Проводит три месяца в Академии изящных искусств Вены (Academy of Fine Arts, Vienna), руководитель - профессор Робин Кристиан Андерсен (Robin Christian Andersen). Постоянно находится под впечатлениями от выставок Вальтера Кампманна и Шиле в «Альбертине». Произносит речь Everybody must be Creative в замке Леопольдскрон в Зальцбурге (Leodoldskron Castle, Zalzburg).

1949 - Отправляется в большое путешествие: Северная Италия, Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилия. Встречается во Флоренции с Рене Бро и вместе с ним отправляется в Париж. Находит свой собственный стиль и меняет имя на Хундертвассер (Hundertwasser).

1950 - Задерживается в Париже с Бро и семьей Дюмаж (Dumage). Уходит из Ecole des Beaux Arts в самый первый день. Рисует две фрески в Сан-Манде (Saint-Mande) вместе с Бро. Встречает Шинкичи Таджири (Shinkichi Tajiri).

1951 - Проводит зиму и весну в Марокко и Тунисе. Становится членом Art Club в Вене. Короткий декоративно-абстрактный период.

1953 - Рисует свою первую спираль. Вторая остановка в Париже. Работает в студии Бро, Сан-Мориц (Saint-Maurice). Вторая выставка в Вене в Art Club.

1954 - Первая выставка в Париже в Студии Поля Фачетти (Paul Facchetti). Госпитализирован в больницу Spedale Santo Spirito в Риме с диагнозом «желтуха». Проводит в больнице сентябрь и октябрь. В больнице рисует огромное количество акварелей. Разрабатывает теорию «трансавтоматизма» и начинает нумеровать все свои работы.

1955 - Выставка в Галерее Карла Кардаццо в Милане (Carlo Cardazzo’s Galeria del Naviglio).

1956 - Вторая выставка в Париже в Студии Поля Фачетти. Летом в роли палубного матроса ходит на судне «S.S. Bauta» вместе с Гансом Нойффером (Hans Neuffer) от Сёдерхамма (Soderhamm), Швеция до Халла (Hull), Великобритания. Публикует статью La Visibilite de la creation (The Visibility of Transautomatic Creation) в журнале Cimaises и статью Cinema individual transautomatique (The Individual Transautomatic Cinema) в Phases в Париже. Устанавливает дружеские отношения с коллекционером Зигфридом Попе (Siegfried Poppe) из Гамбурга.

1957 - Покупает La Picaudiere, дом на ферме в Нормандии. Публикует Grammaire du Voir (The Grammar of Seeing) в Париже. Выставка в Галеее Св. Стефана в Вене (Galerie St. Stephan).

1957-1960 - Контракт с Галереей Х. Крамера в Париже (Galerie H. Kramer) и выставка

1958 - Женится в Гибралтаре (развелся в 1960 году). 4 июля читает свой манифест Mouldiness Manifesto against Rationalism in Architecture на симпозиуме в Монастыре Секау (Seckau).

1959 - Получает Sambro Prize на 5-й биеннале в Сан-Пауло, Бразилия. Вместе с Эрнстом Фукс (Ernst Fuchs) и Арнальфом Рейнер (Arnulf Rainer) основывает Pintorarium, универсальную академию всех креативных направлений. В качестве приглашенного лектора Академии изящных искусств в Гамбурге рисует Endless Line (вместе с Базон Броком (Bazon Brock) и Гербертом Шульдом (Herbert Schuldt)). Отказывается от чтения лекций в связи со скандалом.

1960 - Кампания Nettle Campaign в Париже в союзе с Antiproces Алена Жофруа (Alain Jouffroy) (“how one can live independently”). Выставка в Galerie Raymond Cordier, Париж.

1961 - Посещает Японию. Получает Mainichi Prize на 6-й Международной арт-выставке в Токио. Успешная выставка в Токийской галерее (Tokyo Gallery). Рисует на Хоккайдо и возвращается в Вену через Сибирь (!).

1962 - Женится на Юко Икевада (Yuko Ikewada) (развелся в 1966 году). Рисует на острове Guidecca - острове в лагуне Венеции. Очень успешная ретроспектива на Венецианской биеннале, организованной Винценцом Людвигом Оберхаммером (Vinzenz Ludwig Oberhammer).

1963 - Ездит в Грецию; представлен Зигфридом Адлером (Siegfried Adler).

1964 - Путешествие в тирольские Альпы. Большая ретроспектива в Kestner-Gesellschaft, Ганновер, организованная Вайландом Шмайдом (Wieland Schmied). Эта выставка также проходит в Берне, Хагене, Амстердаме, Стокгольме и Вене. Kestner-Gesellschaft опубликовывает первый oeuvre catalogue.

1965- Пишет эссе 35 Days in Sweden. Большой успех передвижной выставки в Moderna Musset (Музей современного искусства), Стокгольм.

1966 - Несчастлив в любви. Ферри Радакс (Ferry Radax) снимает первый документальный фильм о Хундертвассере в “La Picaudiere” и Вальдвиртель (Waldviertel), Нижняя Австрия. Выставка в Hammerlund’s, Осло.

1967 - Посещает Уганду и Судан. Передвижная выставка в галереях Парижа, Лондона, Женевы, Берлина. Выступление Speech in the Nude for the Right to a Third Skin в Galerie Hartmann, Мюнхен.

1968 - Вторая речь Nude Speech и декламация манифеста Architecture-Boycott manifesto Los von Loos “Loose from Loos” в Вене. Путешествует в Северную Каролину для подготовки каталога для его музейной выставки в Университете Калифорнии, Беркли, организованной Хершелом Чиппом (Herschel Chipp). Ходит на корабле “San Giuseppe T” от Сицилии до Венеции (“San Giuseppe T” – старый деревянный корабль для перевозки соли).

1968-1972 - Проводит реконструкцию корабля “San Giuseppe T” в доках в лагуне Венеции. Переименовывает корабль в “Regentag”.

1969 - Музейный тур экспозиции из Беркли: Санта-Барбара, Хьюстон, Чикаго, Нью-Йорк, Вашингтон.

1969-1971 - Создает графическую работу Good Morning City – Bleeding Town в 120 цветовых вариантах. Судебное разбирательство в Мюнхене на протяжении 5 лет. Представителем является Ханс Брокштедт (Hans Brockstedt). Живет и работает на борту судна Regentag в лагуне Венеции.

1970-1972 - Сотрудничает с Питером Шамони (Peter Schamoni) над фильмом Hundertwasser’s Rainy Day. Работает в Lengmoos (Бавария) над серией графических работ Look at it on a Rainy Day.

1971 - Работает в Lengmoos над постером Olympia для Мюнхенской олимпиады. Совершает плавание на борту Regetag вдоль далматинского побережья вместе с Петером Шамони и Манфредом Бокельманном (Manfred Bockelmann); путешествует с ними же на воздушном шаре из Баварии в Австрию.

1972 - Дружба с Joram Harel. В телевизионном шоу “Wündsch Dir was” (“Загадай желание”) демонстрирует проект озеленения крыши и индивидуальный проект фасада. Опубликовывает манифест Your Window Right – Your Tree Duty. Фильм Rainy Day показан в Каннах. Совершает плавание вокруг Италии до Эльбы на борту Regentag. Смерть матери.

1973 - Первая серия работ с использованием техники японской обрезной гравюры (ксилографии): Nana Hyaku Mizu. Ф. Хундертвассер был первым европейским художником, кто привлек к работе над своими графическими произведениями японских мастеров-резчиков. Путешествие к островам Зеленого мыса (Кабо Верде, Cape Verde Islands) и в Новую Зеландию на свою передвижную музейную выставку, организованную Гердой Дабберт (Hertha Dabbert), в Оклэнд, Нью-Плимут, Веллингтон, Кристчерч (Christchurch), Данедин (Dunedin). Принимает участие в Triennale di Milano, где 15 “Tree tenants” высажены в окнах домов на Виа Манцони (Via Manzoni) и опубликовывает манифест Inquilino Albero. Выставка в Aberbach Fine Art, Нью-Йорк.

1974 - Передвижная выставка по музеям Австралии: Мелтбурн, Канберра, Сидней, Морнингтон. Выставка Stowasser 1943 – Hundertwasser 1974 демонстрируется в Albertina State Collection of Graphic Art (Альбертина) в Вене, а также выставкаFriedrich Stowasser 1943-1979, в которую включены все его юношеские работы. Впоследствии выставка из «Альбертины» путешествует по Югославии. Рисует постер Conservation Week для Новой Зеландии и получает приз Conservation Award. Представляет свои предложения для пешеходной зоны в Вене на улице Seilergasse (были отвергнуты). Совершает плавание в Тунис, Кипр и Израиль на судне Regentag. Выставка в Facchetti’s, Париж.

1975 - Вторая серия работ в технике японской обрезной гравюры (ксилографии): Midori No Namida. Ретроспективная выставка в Haus der Kunst, Мюнхен. Публикует в Мюнхене манифест Humus Toilet. Выполняет дизайн марок для Австрии: марка Spiral Tree (гравер Wolfgang Seidel), которая открыла серию “Modern Art in Austria” (Современное искусство в Австрии). Начинает мировую музейную передвижную выставку “Austria Presents Hundertwasser to the Continents” в Musee d’art moderne de la Ville de Paris. Выставка продолжается до 1983 года и проходит в 27 странах и 43 музеях. В 1975 году выставка посещает Люксембург, Марсель, Каир. Выставкой полного собрания графических работ в «Альбертине» начинается тур по США: Нью-Йорк, Бостон. Выставка продолжается до 1992 года и проходит в 15 странах и более чем 80 музеях и галереях. Совершает плавание на Regentag через Атлантический океан в Карибское море и через Панамский канал в Тихий океан.

1976 - Совершает плавание на борту Regentag от Таити через Роротонга (Rorotonga) в Новую Зеландию. Мировая музейная передвижная выставка: Тель-Авив, Варшава, Рейкьявик, Копенгаген, Дакар. Передвижная выставка «Альбертины» в США: Ганновер, Бруклин, Мэрилэнд.

1977 - Из-за двух несчастных случаев попадает в больницу и проводит два месяца в госпитале города Кавакава (Новая Зеландия). Путешествует от Азии до Южной Америки: из Токио через Манилу, Бангкок, Чианг Май в Рио-де-Жанейро, Бразилиа.

1978 - Проводит январь и февраль в “Hähnsage” в Waldviertel, в Нижней Австрии, в снегах вместе со своим другом Бро (Brô) и рисует семь картин. После шести лет работы заканчивает трехмерный объект вместе с Альберто делла Виччия (Alberto della Vicchia) Fall in Cloud – Fall in Fog – Fall Out. Разрабатывает дизайн Флага Мира для Священной земли (Peace Flag for the Holy Land): зеленый арабский полумесяц и голубая звезда Давида на белом фоне; публикует свой «Манифест мира» (Peace Manifesto). Путешествует в Сенегал по приглашению президента Леопольда Седара Сеньгора (Léopold Sédar Senghor). Мировая музейная передвижная выставка: Мехико, Монреаль, Торонто, Брюссель, Бударешт. Передвижная выставка «Альбертины»: Канада, Германия, Марокко.

1979 - Путешествует в Нью-Йорк, Сан-Франциско, Таити, Новую Зеландию. Государственный канцлер Австрии Бруно Крейски (Bruno Kreisky) оправляет Флаг Мира и Манифест Мира главам государств Ближнего Востока. Отпечатаны три почтовые марки для Республики Сенегал и одна почтовая марка для Республики Островов Зеленого Мыса (гравер Вольфганг Сайдель). Создает пять монет для Вены: серия Like Entrance Money into Paradise. Проводит эксперименты с биотуалетом, в котором нет сливной трубы, а внутренняя и внешняя очистка производится растениями. Читает манифест об утилизации отходов Shit Culture – Holy Shit в Pfäffikon на Цюрихском озере. Разрабатывает дизайн для книги Ao Tea Roa под ред. Ганса Брокштедта (Hans Brockstedt). Проводит лето в Algajola на Корсике, рисует картины. Мировая передвижная выставка: Мадрид, Pfäffikon. Передвижная выставка «Альбертины»: Португалия, Испания, Германия, Италия, Великобритания. Передвижная выставка Hundertwasser Is Painting, в состав которой входят 40 работ, стартует в Aberbach Fine Art, Нью Йорк.

1980 - В начале года путешествует в Катар, Шри-Ланку, на Мальдивы и в Новую Зеландию. Представляет 5 моделей дизайна жилого дома в Löwengasse/Kegelgasse, заказанного муниципалитетом Вены. Мэр Вашингтона Мэрион Бэрри-младший объявлет 18 ноября «Днем Хундертвассера». Первая дюжина деревьев (из намеченных ста) высаживается на Judiciary Square в Вашингтоне. Антиядерный постер Plant Trees – Avert Nuclear Peril представляется в проект Ральфа Надера Critical Mass Energy в Вашингтоне и одновременно в Германии проходит презентация экологического постера Arche Noah 2000. Выступления об экологии, против ядерной энергии и за более человечную архитектуру в гармонии с природой в Сенате США, Corcoran Museum, Philipps Collection в Вашингтоне; выступления в Берлине по случаю 2-го Европейского экологического симпозиума, в Вене и Техническом университете Осло. Проводит за работой лето на острове Porquerolles. Мировая передвижная выставка: Рим, Милан, Осло, Кёльн. Передвижная выставка «Альбертины»: Франция, Германия, США. Передвижная выставка Hundertwasser Is Painting: Токио, Гамбург, Осло.

1981 - В начале года путешествует вместе с Рене Бро в Индию, Непал, Новую Зеландию. 14 мая получает премию 1980 Grand Austrian State Prize for the Arts; на церемонии вручения премии произносит речь On False Art, в которой выступает против атомной энергии, негативистского авангарда в современном искусстве. Получает премию Austrian Nature Preservation Prize. Читает лекции об окружающей среде, архитектуре и искусстве в Кёльне, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Граце, Вене, Восточном Берлине, Гамбурге. Проводит за работой лето на Wolfgangsee, Зальцбург. Мировая передвижная выставка: Вена, Грац, Восточный Берлин, Хельсинки, Бухарест. Передвижная выставка «Альбертины»: Франция, Южная Америка, США, Германия. Передвижная выставка Hundertwasser Is Painting: Вена. Назначен руководителем мастер-школы живописи в Академии изящных искусств в Вене. Пишет учебник Guidelines for the Hundertwasser Master School.

1982 - Завершает работу над 16 полотнами в Новой Зеландии и Венеции. Путешествует в Чианг Май в июне и на Сардинию в сентябре.В роли “архитектурного доктора” разрабатывает дизайн фасада для фарфоровой фабрики Розенталя в Селбе. Изготавливает модель для переделки завода Coal-Washing Plant в Хаме, Вестфалия и керамические композиции для фасада Музея Rupertinum, Зальцбург. Дарит постер “Artists for Peace” организации Krefeld Initiative. Лекции по архитектуре, защите окружающей среды и искусству в Сиднее, Маниле, Сиэтле, Сан-Франциско, Вашингтоне (ноябрь и декабрь).“Неделя Хундертвассера” в Сан-Франциско с 5 по 12 декабря, провозглашенная мэром Сан-Франциско Дайан Фейнштейн (Dianne Feinstein), отмечена презентацией двух постеров “Save the Whales” и “Save the Seas” для Greenpeace и Общества Жака-Ива Кусто. Презентация постера “You Are a Guest of Nature” для Центра образования по окружающей среде, Вашингтон. Путешествия на Таити и в Новую Зеландию. Мировая передвижная выставка: София. Передвижная выставка «Альбертины»: Франция, Германия, Южная Америка, США, Австралия. На выставке в Artcurial в Париже выставлено 20 новых и 20 старых работ. К выставке выпущен каталог, тексты которого написали Хундертвассер, Pieyre de Mandiargues и Alain Jouffroy.

1983 - Подготовлена серия из шести почтовых марок для ООН: по две для офисов в Нью-Йорке, Женеве и Вене. Изображения на марках были выгравированы Вольфгангом Сейделом. Создает комитет за сохранение старого почтового отделения Кавакавы (Новая Зеландия). Закладывается первый камень Дома Хундертвассера (Hundertwasser House) в Вене. Работает над шелкографией “Homo Homus Come Va How Do You Do”, которая будет напечатана в 10,002 вариантах в Spinea, Венеция. Переделывает внешние стены башни в Данубской бухте в Кремсе. Создает на открытом воздухе на выставке садового искусства IGA в Мюнхене модель дома “Highrise Meadow House”. Работает над книгой “Schone Wege – Gedanken uber Kunst und Leben“ (Великолепные дороги: размышления об искусстве и жизни). Выполняет дизайн флага для Новой Зеландии – Koru (распустившийся папоротник). Путешествует в Кению, на Сейшельские острова и в Новую Зеландию. Мировая передвижная выставка: Лондон, Йорк, Эдинбург. Лекции в Королевском колледже искусств в Лондоне.

1984 - Живет в Новой Зеландии, на Таити, в Венеции и в Нормандии. Телевизионная передача “The Fall of the Avant-Garde” (Упадок авангарда) в Мюнхене, в которой также принимают участие Арик Брауэр (Arik Brauer), Эрнст Фукс (Ernst Fuchs) и Альфред Хрдличка (Alfred Hrdlicka). Получает премию “City of Goslar’s Environmental Protection Prize”. Торжественная церемония открытия Дома Хундертвассера (Hundertwasser House) в Вене. Работает лично на строительной площадке. Получает премию за наиболее привлекательную почтовую марку от Президента Италии Пертини – за марку номиналом SFr 1.20 для ООН, Женева. Выставки в Вадузе, Берне, Вельсе, Цуге, Линдау. Принимает активное участие в кампании за сохранение хайнбургского прибрежного леса. Проживает неделю в лагере защитников леса. Создает постер “Hainburg – Die freie Natur ist unsere Freiheit” (Свободная природа это наша свобода); в знак протеста отказывается от Grand Austrian State Prize.

1985 - Весь год работает на строительной площадке Дома Хундертвассера в Вене вместе с архитектором Петером Пеликаном (Peter Pelikan), который становится самым близким единомышленником в области архитектуры. 70,000 гостей посещают “Открытый дом”. Объявлен министром культуры Франции Жаком Лангом “Officier dans l’ordre des arts et des lettres”, представлен к званию через французского посла в Вене в 1987 году. В конце года возвращается в Новую Зеландию через Торонто, Лос-Анджелес, Таити. Выставка графических работ в Музее Гогена на Таити (декабрь).

1986 - 17 февраля: Дом Хундертвассера представляется его жильцам. 1,000 зеленых Кору-флагов переслано в Новую Зеландию; население, пресса и парламент проявляют большой интерес к проекту флага. Разрабатывает флаг “Uluru – Down Under Flag” для Австралии. В декабре возвращается обратно в Новую Зеландию через Австралию, Индию и Непал. Мировая передвижная выставка: Чехословакия. Выставки в Швеции, Австрии, Германии, Швейцарии, Лихтенштейне. Работает над дизайном Энциклопедии Брокгауза в этом и следующем году. Рене Бро умирает в Париже, где он жил в студии Хундертвассера

1987 - В марте выпущена памятная почтовая марка номиналом 6 шиллингов – “Cept Europalia 1987”, на которой изображен Дом Хундертвассера. Разрабатывает дизайн постера для “Luna Luna” Андре Хеллера (André Heller). Переделывает “Palais des Beaux Arts” в Брюсселе для выставки Europalia. Реконструирует церковь Св. Варвары в Барнбахе (Штырия, Австрия) и выполняет планы для Детского центра в Хеддернхайме, Франкфурт-на-Майне. Мировая передвижная выставка: Чехословакия.

1988 - Рисует в Вальдвиртеле, Нижняя Австрия. По инициативе мэра Хельмута Цилька в содружестве с Петером Пеликаном работает над задачей реконструкции венского мусоросжигательного завода в Шпиттелау. Путешествует в Новую Зеландию; после его возвращения возобновляются работы на строительной площадке церкви Св. Варвары в Барнбахе. Создает цветной офорт “Bärnbacher Andacht” в качестве своего дара в фонд реконструкции церкви. Пишет манифест “Cultural Austria Against the Deportation and Destruction of Villages in Siebenbürgen, Rumania”. Архитектурная выставка в Галерее Хильгера, Франкфурт-на-Майне. Преподает в Международной летней академии в Зальцбурге, руководит вместе с Efthymios Warlamis и Irenäus Eibl-Eibesfeldt мастер-классом “Humane Architecture in Harmony with Nature”. Обряд освящения церкви Св. Варвары в Барнбахе. 20 декабря заложен первый камень в фундамент Детского центра в Хеддернхайме, Франкфурт-на-Майне. Выполняет дизайн и проводит кампанию за сохранение в Австрии черных номерных знаков для автомобилей. Работает над дизайном Энциклопедии Брокгауза. Получает Почетную золотую медаль города Вена и Почетную золотую медаль земли Штырия (Австрия).

1989 - Дальнейшее вовлечение в кампанию за сохранение австрийской идентичности в вопросе номерных знаков для автомобилей. В ноябре появляется “Hundertwasser Brockhaus Encyclopaedia” (Энциклопедия Брокгауза). Создает серию “Semi-Dako” (японские воздушные змеи) для музейного шоу в Японии. Возводит архитектурную модель “In the Meadow Hills” для 22-го района Вены; проект отвергнут из-за боязни, что он станет чрезмерно притягательным для туристов. Лекция по архитектуре “The Green City” в Бадене, Швейцария. Переезжает в декабре в Новую Зеландию. Выставки в США, Франции, Германии, Швейцарии и Австрии. Музейная передвижная выставка в Японии

1990 - Работает над целым рядом архитектурных проектов: KunstHausWien; Motorway Restaurant, Bad Fishau; AGIP Service Station, Вена; In the Meadows, Бад Зоден, Германия; Village Shopping Mall, Вена; Textile Factory Muntlix, Voarlberg; Winery Napa Valley, Калифорния. Выставки: Франция, Австрия, Швейцария, Швеция, Германия. Проводит весну в Новой Зеландии, читает лекции в Веллингтоне, Christchurch, Dunedin, Auckland и Blenhei для программы “Living Treasure Programme” и съемок 30-минутного телевизионного фильма.

1991 - В апреле проходит церемония открытия KunstHausWien (Музей современного искусства, Вена). Возвращается в Новую Зеландию, возобновляет занятия живописью. Задумывает и разрабатывает архитектурный проект “Hot Springs Village Blumau” (Штырия, Австрия) для компании Rogner Austria, который является видоизмененной реализацией идеи Хундертвассера из проекта “In the Meadow Hills – Rolling Hills”. Готовит градостроительный план для города Гриффена (Каринтия, Австрия). Презентация жетона Art Jeton, разработанного Ф. Хундертвассером для Казино “Австрия”. Лихтенштейн обращается с предложением к Ф. Хундертвассеру разработать памятную почтовую марку и координировать работу над серией “Hommage au Leichtenstein” (Посвящение Лихтенштейну). Другие марки этой серии были созданы Jean Tinguely, Paul Wunderlich, Enrico Baj и Рене Бро.

1992 - Разрабатывает дизайн для 4 телефонных карточек для Австрийской почтовой службы и почтовую марку, посвященную венской встрече глав государств ЕС в 1993 году. Выставка “Creative Architecture – Ethernal Longing” проходит в ряде торговых центров Германии (в составе выставки 12 архитектурных моделей). Выставка в Токио: “Hundertwasser – His Art, His Ecology, His Architecture”. Презентация модели градостроительного плана для Гриффена и публичная дискуссия “The Rebirth of Griffen – Does Carinthia need a Hundertwasser Project?” (Возрождение Гриффена – Нужен ли Каринтии проект Хундертвассера?). Церемония открытия жилого дома в Бад Зодене, Германия. Презентация первой модели для проекта “Hot Springs Village Blumau”. Пресс-конференция по случаю завершения реконструкции мусоросжигательного завода в Шпиттелау, Вена. В Токио установлен монумент “21st Century Clock” (Часы XX века) работы Ф. Хундертвассера. Токийское телевидение демонстрирует документальный фильм об архитектуре Хундертвассера и его экологических взглядах.

1993 - Рисует в Новой Зеландии, работает над проектом “Hundertwasser Bible” (Библия Хундертвассера). Разрабатывает дизайн обложки для книги “Стовассер – Латинско-немецкий словарь”. Вовлечен в кампанию против вхождения Австрии в Европейский Союз. Торжественная церемония открытия жилого комплекса “Living Beneath the Rain Tower” в Плохингене, Германия. Выполняет человечный редизайн “Ракового корпуса” университетской больнице в Граце, Австрия. Проекты фонтанов в Zwettl, Нижняя Австрия и в Линце, Верхняя Австрия. По случаю 65-годовщины телевидения транслируется праздничный спектакль-концерт “Person-to-Person” в Theater in der Jisefstadt, Вена. Судебные разбирательства о клевете и вымогательстве по отношению к Ф. Хундертвассеру, которые завершаются тюремными сроками для преступников.

1994 - Продолжает участвовать в кампании против вхождения Австрии в Европейский Союз. Архитектурные выставки в Вене, в Историческом музее Будапешта и в Ганновере. Открытие питьевого фонтана в Линце, фонтана в Zwettl и комплекса “Living Beneath the Rain Tower” в Плохингене, Германия. Архитектурные проекты для Будапешта. Выставка в галерее “Landau Fine Art”, Монреаль, Канада.

1995 - Три почтовые марки для Люксембурга и более трех почтовых марок для ООН выпускаются в ознаменование Всемирного саммита по социальному развитию в Копенгагене. Памятное гашение почтовых марок по случаю 25-й годовщины “Prenio Internazionale Aslago d’arte filatelica”. Работает над проектом “Blumau Hot Springs Village”. Выполняет редизайн гимназии им. Мартина Лютера в Виттенберге, Германия. Архитектурная выставка в Роттердаме и Нюремберге. Презентация “Hundertwasser Bible” (Библии Хундертвассера). Разрабатывает внешнее оформление самолета “Боинг B-757” для немецкой авиакомпании “Condor”; проект отвергнут. Выполняет архитектурный дизайн для музея для детей “Kids Plaza” в Осаке, Япония.

1996 - Выставка в Городском музее Бауншвейга и в Schleswig-Holstein House, Шверин. Торжественное открытие корабля “MS Vindobona” на Дунае; редизайн выполнил Ф. Хундертвассер. Получает премию “Tourism Prize of the Viennese Industry 1996”.

1997 - Презентация архитектурного проекта “The Forest Spiral of Darmstadt”. Выставка дизайна почтовых марок, графических работ и архитектурных моделей на выставке “Philatelia” в Кельне. Получает премию “Grand Prix of German Philately” (Гран-при филателии Германии). Работает над 366 индивидуальными дизайнами обложек книг по заказу “Bertelsmann Book Club”. Короткое путешествие в залив Урупукапука в Новой Зеландии на корабле “La Guidecca” – небольшом стальном судне из Венеции. Поездки в Сингапур, долину Напа – архитектурная работа над винокурней “Quixote Winery” в Сан-Франциско и Нью-Йорке. Торжественное открытие “Hot Springs Village Rogner-Bad Blumau”, Австрия. Дизайны для архитектурных проектов: “MOP”, Осака, Япония, “Hohe-Haine-Dresden” (Высокие рощи), Германия, “Marhthalle Altenrhein” (Крестьянский рынок), Швейцария. Начало строительных работ в гимназии им. Мартина Лютера в Виттенберге, Германия. Получает премию “Grand Decoration of Honor for Services to the Republic of Austria” (посмертно награжден в марте 2000 года). Живет и рисует в доме на ферме “La Picaudière”, Нормандия.

1998 - Ретроспективная музейная выставка в Mathildenhöhe, Дармштадт, Германия. Музейный выставочный тур в Японию: Isetan Museum of Art, Токио; Музей “EKi”, Киото; Sakura City Museum of Art, Чиба. Вышел тираж постера, переданный Ф. Хундертвассером в фонд сбора средств для поддержки реконструкции Гимназии им. Мартина Лютера в Виттенберге, Германия. От имени Ассоциации немецких туристических агентств награжден в Берлине призом “VDRJ-Prize 1998” за выдающийся вклад в развитие туризма. Керамическая фреска “Submersion of Atlantis”установлена на новой станции метро “Oriente” в Лиссабоне. Создает и дарит постер “Among Trees You Are At Home” на поддержку экологического проекта лесонасаждения пустыни в Израиле. Архитектурный дизайн для насосной станции на острове Сакишима (Япония) и для Maishima Sludge Center, Осака, Япония. Работает над серией работ в технике шелкографии “La Guidecca Colorata”.

1999 - Работает над архитектурными проектами “The Green Citadel of Magdeburg” (“Зеленая цитатель Магдебурга”) и “Ronald McDonald-House” (“Дом Рональда Макдоналда”) в Эссене, Германия. Презентация архитектурного проекта “Железнодорожный вокзал Ильзена”, Германия. Работа по реконструкции общественного туалета в Кавакаве, Новая Зеландия. Музейные выставочные туры в Японии: Takamatsu City Museum of Art, Nagoya City Art Museum, The Hyogo Prefectural Museum of Modern Art, Кобе, The Museum of Modern Art Saitama. Пишет манифест “Creation Holds © Copyright”. Разрабатывает дизайн полос и обложки для своего Каталога-резоне и пишет комментарии к множеству своих работ, включенных в каталог.

2000 - Работает над архитектурным проектом для Тенерифе и Дилингена / Заара (Германия). Умирает от сердечного приступа в субботу, 19 февраля, в Тихом океане, на борту круизного лайнера “Queen Elizabeth II”. В соответствии с его последней волей, похоронен в гармонии с природой в своем поместье в Новой Зеландии, в Саду Счастливых Мертвецов (Garden of the Happy Deads), под тюльпанным деревом.