Фрэнсис Бэкон: биография в фотографиях. Фрэнсис бэкон, великий и ужасный

Просмотр фильма «Любовь, это дьявол» о драматических взаимоотношениях английского художника Фрэнсиса Бэкона и его любовника, Джоржа Дайера, натолкнул меня на некоторые мысли. О том, насколько в современном обществе осталось актуальным распределение гендерных ролей, и это явление приобретает одну новую характеристику в третьем тысячелетии – вуайеризма.

Желание видеть и наслаждаться повседневно «правильным образом человека», людям присуще на протяжении всей истории существования цивилизации. Вуайеристская эстетика полов, всегда служила механизмом получения комфорта в обществе себе подобных, давая возможность быть «красивым», так сказать быть равным среди равных. Не правда ли, удобная и очень сильная мотивация?

Но цена реализации на практике подобной эстетики, человеку обходится слишком дорого. Побочные эффекты всем известны. Фрустрации, комплексы, вызванные каждодневной визуальной экспансией «правильного» гендерного поведения, помноженное на принудительный вуайеризм, эталонов красоты твоего пола, приводят к пандемии современности – депрессии. Человек попадает в замкнутый круг зависимости сексизма, желания нравиться и быть привлекательным для многих.

Сексизм, давно перешел воображаемую границу принадлежности гетеросексуального полового поведения, и укоренился как доминирующая прерогатива в мужском гомосексуализме. Пожалуй, что в этом соревновании сексизма в нашу эпоху, гомосексуализм смог получить «лавровый венок» в состязании с гетеросексуализмом.

История Фрэнсиса Бэкона и Джорджа Дайера иллюстрируют как новые гендерные шаблоны поведения полов, приводят в тупик. Бекон, не отличавшийся ни красотой, ни атлетическим сложением, будучи полной противоположностью сексистскому культу мускулинности, и в поведении в том числе, иронично именовал себя «старым крашеным педиком».

Но …. Бэкон научился жить с фактом не соответствия эстетики сексуальности, принятой в сообществе людей сделавших свой выбор сексуальной идентичности.

Можно сказать, что для многих гомосексуалов — современников манерность Бэкона, была чем-то вроде насмешки над самой природой мужского гомосексуализма. Но, здесь появляется второе «но», Бэкон был сформированной личностью, не просто умевшим принимать свою сексуальность, вернее её комичность, а первую очередь работать над своей личностью художника, оставляя сексуальность как явление бытового порядка и приобретающий заветную асексуальность, только на время, время когда творческий акт искусства давал возможность познавать себя как личность, не привязанная к половым признакам.

Трагедия Дайера, заключается лишь в том, что он не смог стать личностью. Джордж Дайер, предпочел быть обычным гомосексуалом, гендерно правильным. Мускулинным и спортивным, с подчеркнутым социальным поведением мужчины не дающего повода усомнится в его «не мужской сексуальной ориентации». Дайер просто проживал сою сексуальность как повседневную привычку, основанную на гендерной роли.

Вот только, находясь с сильной личностью как Бэкон, пусть даже и такой вуайеристско не правильной для гей сообщества, без «4-рех кубиков», бицепсов и трицепсов, красящим ресницы он не смог сам стать личностью. Суицидальные попытки Дайера, и усталость от них Бэкона вызвана не безразличием, а невозможностью Дайера принять античное понимание гомосексуальности согласно Платону .

Дайер, безусловно, был музой гения Бэкона, но музой «по вызову». И только пожалуй в эти моменты, когда Бэкон писал очередной образ возлюбленного, Дайер ощущал, что он становится личностью.… Но, увы, диссонанс этого ощущения привел Дайера к пропасти, заключавшийся в том, что в реальной жизни он только сексуальный партнер.

PS: Выставка Бэкона в Нью-Йорке, Фрэнсис заказывает билет Джорджу, комментируя его присутствие на публике как «пусть думают, что это мой телохранитель» …. И в правду, наличие крепких мышц и мускулинно — брутальное поведение рядом с гением по другому и не может быть воспринято.

Специально для «Русского монитора»

Вацлав Юташ -Зюзин.

Увлекшись чтением Джона Ричардсона, биографа Пикассо, я перешел по каким-то ссылкам к Бэкону. В общих чертах я его работы знал, но как-то в детали биографии никогда не погружался. А тут, шаг за шагом, стал попадать в такие биографические дебри, что невольно увлекся. Увлекла, например, история написания его знаменитого триптиха — «Три этюда в ногах Распятия» (1944). Впрочем, все это может быть любопытно лишь тем, кто хоть как-то интересуется современным искусством. Погрузившись в биографию Бэкона, стал вглядыватсья в его портреты и в лица его друзей — отсюда получился большой объем фотографий, которые я из жадности все и запостил. Так что может быть и не спешите открывать страницу...

Художник Фраэнсис Бэкон не только полный тезка философа (1561-1626), но и его прямой потомок. В 1925 году родители выгнали его из дома. Через год отец отправил его в Берлин под присмотр дяди. Через два месяца Бэкон переехал в Париже, где изучал французский язык и работал декоратором и дизайнером. После посещения выставки Пикассо (1927) он решил стать художником, вернулся в Лондон и устроил в одном из гаражей, в районе South Kensington, мастерскую, где работал до 1932 года. В 1946-м году его работа «Живопись 1946» была куплена немецкой галерейщицей Эрикой Браузен за 200 долларов. С этой суммой Бэкон уехал в Монте-Карло и пребывал там до 1950 г. Потом вплоть до 1960 г. он жил в Танжере (Марокко), где подружился с Уильямом Берроузом и Алленом Гинсбергом. В 1960 г. в том же районе, в South Kensington, где и раньше, он устроил новую мастерскую, в которой работал до своей смерти (сейчас там музей Бэкона). В 1960-х годах Бэкона уже осыпают почестями и премиями, от которых он обычно отказывается: например, премию Рубенса Бэкон отдал на реставрацию флорентийской живописи эпохи Возрождения.

1. Three Studies for Figures at the Base of a Crucifixion (1944):

«Это действительно мои первые картины. До этого я сделал очень много вещей. Но потом уничтожил все, что смог. Я показал эти работы впервые в галерее Лефевр в 1946. Тогда все абсолютно возненавидели их. Я думаю, что они ненавидят их сейчас. Я собирался сделать тогда целое распятие, а эти работы были бы образами вокруг него, но я никогда не сделал все остальное...» Francis Bacon, Carcasses and crucifixes, The Times, Monday May 20, 1985.

«Бэкон работал над этим триптихом в последние годы войны. Он признавался, что попал в это время под влияние Пикассо, но пошел дальше в искажении органических форм, которые связаны с человеческим образом. Триптих был встречен враждебно, один критик писал, что Бэкон обнаружил „искусство живописца в исполнение смертного приговора, равно как его ближайшие предшественники называли искусством абажуры, сделанные из человеческой кожей“. Он вызвал шок своими работами». Michael Peppiatt, Francis Bacon in the 1950s, Yale University Press, 2006.

«Найти Бэкона было трудно. Никто не был знаком с ним или с его работами. После долгих поисков я все же нашел того, кто знал Бэкона, это был художник Майкл Вишарт. Моя интуиция была правильной. Моложавый мужчина оказался Фрэнсисом Бэконом, и дом напротив нашего принадлежал его кузине мисс Уотсон, которая владела всем тем, что осталось после ста уничтоженных Фрэнсисом картин. «Забудь о ней, — сказал Майкл, — пойди познакомься с Фрэнсисом.» Фрэнсис жил через дорогу от станции South Kensington в огромной мрачной студии, которая когда-то принадлежала художнику-прерафаэлиту Джону Милле. Майкл рассказал мне о подпольных вечеринках, которые Фрэнсис, бывший опытным крупье, любил здесь организовывать. Кроме того, он рассказал о местных пьянках и любви к ажурным чулкам.

Но он не упомянул о том, что у Фрэнсиса была незрячае старая няня, Джесси Лайтфут, которая занималась вязанием, сидя в кресле-качалке и все время бормотала о греховности герцогиня Виндзор: «Лучшее для нее — это виселица». Ночью стол на кухне превращался в ее постель. И я вдруг понял, что как раз няня Лайтфут и дала Фрэнсису идею центральной части его раннего шедевра «Три этюда фигур в ногах Распятия». Должно быть именно она научила его той игре, которой многие старые няни (в том числе и моя) учили в прежние годы своих подопечных: как превратить кулак в лицо. Надо было сделать кулак, постом зажать кончиками пальцев палочку, концы которой вытащить между средним и указательным, а позже задрапировать кулак платком, после чего он и превращался точно в такую же голову, как была изображена на картине Бэкона. Я подумал, что разумно сохранить это открытие для себя«. John Richardson, The Sorcerer’s Apprentice, Alfred A. Knopf, New York, 1999.

Считается, что эти три фигуры, некие биоморфные существа, написанные под влиянием Пикассо, передают ощущения Бэкона от только что закончившейся Второй мировой войны и являются для художника символами Эриний (Эвменид) — богинь мстительниц из древней мифологии, которые в трагедии Эсхила «Эвмениды», преследовали Ореста, за убийство матери, Клетемнестры. Позже Бэкон создал отдельный цикл и назвал его «Триптих по мотивам „Орестеи“ Эсхила».Тема возмездия, преследования никогда не покидала его и была тесно связана с обстоятельствами его жизни.

Three Studies for Figures at the Base of a Crucifixion 1944

2. Биография в картинках

Francis Bacon in Vogue 1952 by John Deakin

Figure with Meat 1954 Francis Bacon

В 1952 году Бэкон познакомился с бывшим летчик-истребителем ВВС Великобритании Питером Лейси. В середине 1950-х годов Лейси переехал в Танжер, куда следом за ним поехал и Бэкон. Лейси был предметом целого ряда картин Бэкона. Их отношения продлились до 1962 года, года смерти Лейси.

Питер Лейси

Francis Bacon and the Moroccan painter Ahmed Yacoubi in Tangier, 1956

Бэкон не рисовал с натуры, а снимал интересных людей и потом по фотогрфиям делал свою живопись.


with Lucien Freud 1953

Francis Bacon and Cecil Beaton 1960

A 1962 Irving Penn photograph of Francis Bacon with a Rembrandt self-portrait.

Francis Bacon in 1963 by Bill Brandt

Francis Bacon in 1979 by Dmitri Kasterine

Francis Bacon at the Claude Bernard Gallery in 1977 by John Minihan

Francis Bacon outside the Claude Bernard Gallery in 1977 John Minihan

Francis Bacon at the Claude Bernard Gallery Paris in 1977 by John Minihan

Francis Bacon in the kitchen of 7 Reece Mews in 1984 by John Minihan

Francis Bacon by James Hyman

Бэкон в своей мастерской. Ее стены обычно служили для художника палитрой.

3. Джордж Дайер (George Dye)

1 июля 2008 года на Sotheby"s на торги была выставлена самая редкая работа Фрэнсиса Бэкона (1909-1992) «Набросок головы Джорджа Дайера».

Эта картина — один из немногих известных прижизненных портретов любимого человека Бэкона — Джорджа Дайера. Она была написана в 1967 году, когда художник находился на пике творчества. «Набросок головы Джорджа Дайера» был написан по фотографии Джона Дикина, сделанной в конце 1940-х. Бэкон и Дикин были завсегдатаями клуба Colony Room в Сохо, где фотограф сделал множество портретов друзей и собутыльников художника. Многие фотографии Дикина послужили основой для знаменитых портретов представителей лондонской богемы, созданных Бэконом. По словам художника, ему было гораздо легче писать портреты по памяти, имея в качестве зрительной опоры только фотографии.

Бэкон познакомился с Джорджем Дайером осенью 1963 года в баре лондонского богемного района Сохо. Когда они встретились в 1964 году Бэкон был уже известным художником. Дайер был уроженцем пролетарского Ист-Энда. Дайер был не очень образован и к тому времени уже отсидел несколько сроков в тюрьме за кражи и мелкие преступления. Но он был очень красив и хорошо одет, что вскоре позволило ему занять место умершего в 1962 году любимого мужчины Бэкона Питера Лейси. Взаимоотношения Бэкон и Дайер длились почти семь лет. Художнику нередко приходилось вызволять своего друга из сомнительных ситуаций. Кроме того, Дайер страдал паранойей, алкоголизмом и депрессией. 24 октября 1971 года, накануне ретроспективной выставки Фрэнсиса Бэкона в Гран-Пале, он покончил жизнь самоубийством в гостиничном номере. Дайер пытался покончить жизнь самоубийством несколько раз и раньше, но Бэкон всегда спасал его в самый последний момент.

Бэкон и Джордж Дайер


Джордж Дайер и Бэкон


Джордж Дайер

Фрэнсис Бэкон. Портрет Джорджа Дайера. 1968 год.
Фото из каталога Tate Britain

George Dyer in the reece mews studio, 1964

Two Figures 1953 Francis Bacon

Смерть Дайера наступила от передозировки бренди и снотворного (он умер, сидя на унитазе в парижском отеле). «Если бы я остался с ним, вместо того, чтобы думать о выставке, он был бы сейчас здесь», говорил позднее художник. Чувство вины будет преследовать его всю оставшуюся жизнь. Бэкон регулярно рисовал Дайера в прошлом и продолжал делать это после его смерти. Он говорил, что это способ запоминания его.

После смерти Бэкона в его студии было обнаружено 129 фотографий Джорджа Дайера (Бэкон никогда не писал портреты с натуры, пользуясь исключительно фото), но прижизненных портретов человека, которого многие исследователи жизни и творчества Бэкона считают самым важным в жизни художника, известно всего два.

После гибели Дайера все свои работы Бэкон стал посвящать памяти друга. Не стал исключением и монументальный «Триптих, 1976», который в мае был куплен на «Сотбис» Романом Абрамовичем за 86 миллионов 281 тысячу долларов, — это стало рекордной суммой как для самого Бэкона, так и для произведения послевоенного периода в целом.

Смерть Дайера послужила темой и для самой грандиозной работы Бэкона «Триптих май — июнь 1972»: на одной из боковых панелей запачканная, искаженная фигура Дайера сидит на унитазе; на другой — Дайер блюет в песок. Центральная панель изображает Дайера, исчезающего в темноте...

В 2002 году английский режиссер Джон Мейбери снял психологическую драму «Любовь — это дьявол» о взаимоотношениях Бэкона и Дайера. Роль Дайера в фильме сыграл актер Даниэль Крейг, ставший «нынешним» Джеймсом Бондом. Дневник Бэкона, в котором содержится упоминание о самоубийстве Джорджа Дайера, был продан недавно на аукционе за 2 000 фунтов стерлингов (4 000 долларов). Этюд «Набросок головы Джорджа Дайера» был продан за 13,7 миллионов фунтов (27,4 миллионов долларов).

4. Джон Эдвардс

К 1974 году относится знакомство Бэкона с Джоном Эдвардсом, который сначала стал его новой моделью, а потом и наследником. Как в свое время и Дайер, Эдвардс познакомился с Бэконом в Colony Club в Сохо. Это произошло благодаря его старшему брату Дэвиду Эдвардсу, который был другом Мюриэл Белчер.

Бэкон с Джоном Эдвардсом в начале 1970-х.

С середины 1970-х Джон Эдвардс стал компаньоном Бэкона, именно компаньоном, приемным сыном, а не любовником. В отличие от Джорджа Дайера, мелкого преступника, или Питера Лейси, игравшего на фортепиано в ночных барах, Эдвардс не было ни самоубийцей ни пьяницей. Он стал «самым мудрым решением» Бэкона последнего периода. Бэкон стал во всем доверяться Эдвардсу, особенно «в прополке» не всегда адекватного окружения художника. У друзей Бэкона не было иного выбора, как принять Эдвардса. Хотя и неохотно.

Джон Эдвардс

Джон Эдвардс стал не только самым близким помощником Бэкона, но позднее и единственным его наследником и распределителем имущества художника. В 1998 году он пожертвовал все содержимое студии Reece Mews в Южном Кенсингтоне (включая фотографии, эскизы и т.п.) — Hugh Lane Gallery в Дублине. (Эдварадс спрашивал Бэкона — «Как ты мог работать здесь? Ведь тут так ужасно!» — «Я здесь был счастлив...», — отвечал ему Бэкон.)

Когда они встретились, Эдвардсу было двадцать шесть, Бэкон был старше его на сорок лет. В какой-то степени Эдвардс действительно стал сыном Бэкона. Но для нас важнее, что Эдвардс стал «героем» более двадцати картин Бэкона... Эдвардс был опустошен смертью дргуа и вскоре после нее переехал из Лондона сначала во Флориду, а потом в Таиланд (1993). Он любил Таиланд и свой дом, находящийся недалеко от Паттайи. Он даже основал и частично финансировал приют по уходу за местными бездомными животными.

В 1997 году, будучи обеспокоен тем, как галерея Мальборо ведет учет его наследства, Эдвардс обратился за помощью к своему другу художнику Брайану Кларку. Кларк помог ему связаться с соответствующим юридическим представителем и взял на себя ведение всех последующих долгих юридических баталий. К сожалению, Эдвардс, которому было пятьдесят два и который выглядел значительно моложе своих лет, умер в 2002 году от рака. Единственным, кто был с ним рядом в его последние часы, оказался Брайан Кларк.
После смерти Джона Эдвардса наследство Бэкона перешло к его компаньону Филипу Мордуе , двадцатисемилетнему молодому человеку сомнительной репутации.


Когда Бэкону предлагали титул, он отказался. «Я верю в упорядоченный хаос, — заявил он, — твердые правила случая». Он умер 28 апреля 1992 года в Мадриде от инфаркта миокарда, сразу же после смерти превратившись в Британии в культовую фигуру и став самым дорогим в мире современным художником.

P.S.
Подробности биографии Бэкона можно найти на его

Сегодня несколько картин Фрэнсиса Бэкона входят в список самых дорогих картин мира - Бэкону, напомним, принадлежит рекорд мировой аукционной цены (речь об открытых аукционах, точная информация о закрытых аукционах недоступна):

В ноябре 2013 года триптих Бэкона «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969 года) был продан на Christie’s за $142,4 млн., тем самым был побит предыдущий рекорд аукционной цены, когда в 2012 году знаменитая картина “Крик” Эдварда Мунка была продана за $120 млн.

на фото: фрагмент портрета Фрэнсиса Бэкона, художник Реджинальд Грей

Также, по данным открытых аукционов, в 2007 году семья шейха Катара приобрела "Этюд к портрету папы Иннокентия X на красном фоне" Бэкона за $53 млн., а в следующем году картина "Триптих, 1976" Бэкона была куплена на аукционе Sotheby s Романом Абрамовичем за $86,3 млн. В феврале 2014 года анонимный покупатель из США приобрёл "Портрет говорящего Джорджа Дайера" (1966 года) за $70 млн. В мае 2014 года триптих "Три этюда к портрету Джона Эдвардса" (1984 года) был приобретён тайваньским коллекционером за $80,8 млн.

Творчеству художника посвящаются всё новые и новые выставки, одна из них - “Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого” - проводится в настоящее время Эрмитаже, в здании Главного штаба на Дворцовой площади (д.6/8), с 07 декабря 2014 года по 08 марта 2015 года.

"Три наброска к портрету Люсьена Фрейда", 1969, холст, масло, Художественный музей, Портленд (Орегон), США

Выставка “Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого”, одно из наиболее масштабных и значимых культурных событий уходящего года, проводится в рамках перекрестного Года культуры Великобритании и России 2014, а также в рамках празднования 250-летия Эрмитажа, - подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Центром изобразительных искусств Сейнсбери, Университет Восточной Англии.

Фрэнсис Бэкон (1909-1992) - один из крупнейших мастеров XX века. Его произведения являются важнейшими экспонатами залов современного искусства мировых музеев, частные коллекционеры выкладывают за его картины целые состояния. В молодости Бэкон не получил художественного образования и долгое время находился в неведении относительно своей будущей профессии, экспериментируя с различными родами деятельности, поэтому его стиль - особое смешение его собственного восприятия и ярких заимствованных образов, которые прослеживаются во многих работах художника. Основной темой его работ является человеческое тело - искаженное, вытянутое, заключенное в геометрические фигуры, на лишенном предметов фоне.

В экспозиции выставки “Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого” представлены тринадцать картин Фрэнсиса Бэкона из собрания Центра изобразительных искусств Сейнсбери. Они происходят из коллекции Лизы и Роберта Сейнсбери, его первых и самых щедрых меценатов, оказавших художнику существенную моральную и финансовую поддержку в сложные для него годы. Картины были написаны, в основном, в 1950-е - начале 1960-х годов и являются той основой, вокруг которой собирались остальные произведения художника.

На выставке будут представлены живописные произведения из галереи Тейт (Лондон), Художественной галереи и музея Абердина, Йельского центра британского искусства в Нью-Хейвене, галереи Хью-Лейн в Дублине, а также из собраний частных коллекционеров. Выставку прекрасно дополняют художественные произведения из собрания Государственного Эрмитажа, начиная от египетского искусства и образцов греко-римской пластики до живописи Веласкеса и Рембрандта, Матисса и Пикассо, скульптуры Микеланджело и Родена.

Согласно одному из мнений, концепция выставки в Эрмитаже заключается в том, чтобы представить творчество самого дорогого аукционного художника современности в контексте его предшественников, которыми он восхищался — от Рембрандта до Дега. А основная цель - заставить людей задуматься об искусстве и творчестве. Ничто не способствует мыслительному процессу так, как сравнение. Именно эта выставка дает для этого необходимую почву.

Возвращаясь к Фрэнсису Бэкону, напомним, что будущий художник родился в Дублине в семье военного, происходившего из старинного, но обедневшего рода. Однако, несмотря на благородное происхождение, художник не получил даже систематического образования, ему помешали слабое здоровье и частые переезды семьи, связанные сначала с Первой мировой войной, а потом - с войной за независимость Ирландии. Из-за серьезных разногласий с отцом он оставил дом в возрасте семнадцати лет. Живописью Бэкон начал заниматься, побывав на выставке Пикассо в Париже в 1928 году. Но переломный момент в его творчестве наступил на полтора десятилетия позже, в 1944 году, с созданием триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия», который получил высокие оценки критиков, и Бэкона стали считать одним из ведущих британских художников XX века.

"Три этюда к фигурам у подножия распятия", 1944, галерея Тейт, Лондон

Осенью и зимой 1949 года в Лондоне прошла его первая персональная выставка, о нем заговорили, как об одном из ведущих художников Британии, а его работы стали неотъемлемой частью выставок современного искусства во всем мире. С 1961 года художник обосновался в Южном Кенсингтоне, в Лондоне, где оставался до конца жизни и где создал знаменитые большие триптихи, ставшие его излюбленной композиционной формой («Три этюда человеческого тела», 1970, собрание Ордовас, Англия). Умер Фрэнсис Бэкон в Мадриде в 1992 году.

Всегда ощущая неудовлетворенность своей работой, он почти каждую свою вещь называл этюдом. Часто он уничтожал свои произведения полностью или частично. На выставке представлена его картина с вырезанным фрагментом и холсты, которые он использовал, как палитру (Галерея Хью Лейн, Дублин). Изображенные Бэконом фигуры и лица людей, как правило, деформированы, перекручены, искажены. Но те, кого он писал, признавали свое сходство с изображением и точность отражения их личности (на выставке представлено несколько портретов Лизы и Роберта Сейнсбери, Изабель Роусторн). По словам художника, создавая образы, он отдавался случаю и воображению. Его мало интересовало, как выглядит тело, ему было важно передать, что и как оно чувствует.

Мощным источником вдохновения для Бэкона стало искусство Ван Гога. Бэкон создал серию картин под впечатлением от работ и писем Ван Гога к брату Тео, в которых Ван Гог излагал свое отношение к копиям с картин предшественников. Будучи больным, он утешался копированием с черно-белых репродукций Делакруа и Милле, которые использовал, как источник для сюжетов. Он объяснял брату, что импровизирует с цветом, стараясь припомнить их картины. Бэкон по-своему интерпретировал Ван Гога в этюдах «Портрет Ван Гога I» (1956, собрание Сейнсбери) и «Ван Гог IV» (1957, Галерея Тейт).

Портрет Ван Гога, Фрэнсис Бэкон

Архивные материалы из мастерской Бэкона - фотографии, книги, вырванные листы из альбомов по искусству и журналов, газеты, испорченные и незаконченные картины, - как и фотографии Перри Огдена самой мастерской, зафиксировавшие творившийся в ней беспорядок, позволяют проникнуть в психологию художника и отчасти являются ключом к пониманию метода его работы. Бэкон признавался, что “в этом хаосе чувствует себя, как дома”, что хаос рождает в нем образы.

Попасть в это “сугубо личное пространство”, сохраняющее отпечаток яркой индивидуальности Фрэнсиса Бэкона и таящее разгадки к пониманию его творческого гения, можно будет до 08 марта 2015 года. Далее выставка из Питера должна будет поехать в Норвич.

а втор: Галина Малашенко

Искусство славится красотой, но и уродства в нем достаточно, даже в работах самых известных художников. Не говоря уж о крови, кишках и экзистенциальном ужасе. Итак, представляем вам 13 жутких картин!

1. «Фигура с мясом», Фрэнсис Бэкон (1954). Картина - аллюзия на портрет папы Иннокентия X авторства Диего Веласкеса.

2. «Несколько маленьких щипков», Фрида Кало (1935). Эта картина основана на газетной новости о том, как мужчина убил свою подругу, 20 раз ударив ее ножом. Когда его допрашивали, он сказал: «Я лишь немного ущипнул ее!»

3. «Лицо войны», Сальвадор Дали (1940). Это самое страшное сюрреалистичное произведение Дали, написанное сразу после окончания испанской гражданской войны.

4. «Сатурн, пожирающий своего сына», Франсиско Гойя (1819-1823). Основана на греческом мифе о Кроне, поедающем своих детей, чтобы они не свергли его (один из них выжил и поступил именно так - ну, знаете Зевса). Это одно из полотен, которые Гойя написал прямо на стенах своего дома.

5. «Ребенок с игрушечной гранатой», Диана Арбус (1962). Многие из работ Арбус пугают, но эта особенно страшна. Диана ходила вокруг ребенка, Колина Вуда, и засняла его в момент, когда ему это надоело. «Делайте уже фото!» - закричал он.

6. «Юдифь и Олоферн», Караваджо (1598-1599). Эту сцену рисовали многие художники, но нам кажется, что картина Караваджо - самая страшная.

7. Густав Климт (1901). Обратите внимание на Тифона, самого страшного монстра в греческой мифологии, и человекоподобные существа: они воплощают собой болезнь, безумие, смерть (слева), распущенность, сладострастие и чрезмерность (справа).

8. «Тысяча лет», Дэмьен Херст (1990). Что бы вы ни думали про Херста, он, во-первых, известен, а во-вторых, ужасающ, потому он в списке. Это картина о жизненных циклах: мухи откладывают яйца в отрезанной коровьей голове, яйца превращаются в личинки и снова умирают от мухобойки.

9. «Любовники», Рене Магритт (1928). Вы с бойфрендом переоделись на Хеллоуин и решили, что, если вы никого не видите, вас тоже никто не видит.

10. «Без названия #140», Синди Шерман (1985). Почти все ее работы страшны, но это, наверное, самая ужасная.

11. «Яйцо», Альфред Кубин (1901-1902). Символист Кубин был одержим женским телом как телом одновременно жертвы и агрессора и зачастую рисовал смерть и беременность вместе.

12. «Самоубийство», Энди Уорхол (1964). В начале 60-х Уорхол стал интересоваться всякими ужасами. Это работа из серии «Смерть и катастрофа».

13. «Три этюда к фигурам у подножия распятия», Фрэнсис Бэкон (1944). Извините, снова Бэкон. От этой картины становится не по себе. Бэкон был одержим религиозными мотивами и иконографией и планировал изобразить сцену распятия целиком. Этот триптих - его первая зрелая работа.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на нашу страницу в

"My painting is a representation of life, my own life above all, which has been very difficult. So perhaps my painting is very violent, but this is natural to me." Francis Bacon

Здесь привожу, конечно, не все картины, - множество интересного о художнике, его моделях и творчестве смотрите на сайте галереи Тэйт (по ссылке внизу). Выставка в Метрополитен Музее в НЙ по размещению и составу очень сходна с последней выставкой Ф.Бэкона прошедшей в галерее Тэйт в Лондоне в 2008г. Это, возможно, одна и таже выставка, которая путешествует. Тем, кто заинтересуется, очень рекомендую найти время и "заглянуть"-это http://www.tate.org.uk/britain/exhibitions/francisbacon/interactive/ прекрасный сайт о выставке Фрэнсиса Бэкона в галерее Тэйт, который проведет вас по всей выставке с помощью навигатора, вы увидите фотографии знаменитых фотографов, которые он использовал для работы, услышете голос его самого, рассказывающего о своих картинах, здесь же много другой интересной информации. (Картины организованы в виртуальные "комнаты", в соответствии с темой и временем создания, -правая кнопка мышки показывает меню, из которого можно легко управлять страничкой этого вебсайта).

http://www.francis-bacon.com/paintings/triptych-1991/?c=85-92 -это непосредственно, сайт о художнике, где наиболее полно можно посмотреть его картины в хронологии.

Вот здесь http://rockkent.narod.ru/Becon/becon.htm несколько неплохих статей и линков (окно меню справа внизу) на русском язык
е

Crusifiction / Распятие, 1933 Three Studies for Figures at the Base of a Crucifixion/ Три этюда фигур в ногах Распятия, 1944 Бэкон не был верующим, но тема распятия интересовала его на протяжение жизни, так как была тесно связана с идеей самопожертвования. В этой картине и многих других, написанных позднее, присутствуют зловещие, навевающие ужас, биоморфные существа. Бэкон написал их впервые, под влиянием картин Пабло Пикассо. Они передают его ощущение времени -только что закончилась Вторая мировая война. Они также были для него символами Эриний (Эвменид) - богинь мстительниц из древней мифологии, которые в трагедии Эсхила "Эвмениды", преследовали Ореста, за убийство матери, Клетемнестры. Гораздо позже он создал отдельный цикл и назвал его "Триптих по мотивам "Орестеи" Эсхила".Тема возмездия, преследования не покидает его и тесно связана также с обстоятельствами его жизни. Это второй вариант картины

Head I , 1947-1948 Крик, как предельное выражение эмоций, и кричащий рот - аттрибут многих картин Бэкона. Многие детали он заимствовал из медицинской книги с картинками о болезнях полости рта, на которую он набрел на раскладке.

Head III, 1949 Эта картина написана под впечатлением от фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин", которым Бэкон восхищался. Пробитые пулей очки няни в одном из эпизодов были его излюбленным мотивом из картины в картину.

Study for the Nurse in the film "The Battleship Potemkim / Этюд к портрету няни из фильма "Броненосец Потемкин", 1957

Фотографии почти везде, к сожалению, не передают цвет и связанные с ним эмоции: зловещие, яростные и
исступленные..

Painting / Живопись, 1946 - смотреть на это, все равно, что заглянуть в бездну ада, но мастерски написанную

Study for Crouching Nude Без аудиогида и сопроводительных текстов мне было бы сложнее понять, что происходит, хотя картины нравились и без объяснений-я затрудняюсь объяснить понятие "нравится", но написано все превосходно и передает эмоции так, что становишься причастным к происходящему.

Study after Velazquez / Этюд по мотивам Веласкеса , 1950 Бэкон был в Риме, но в галерею Дориа-Памфили, где находится оригинал картины Веласкеса "Портрет Папы Иннокентия Х", не зашел. По его словам, в этом не было смысла, так как лучше написать было невозможно. Он писал свои серии картин по репродукциям, которые отличались в передаче цвета.

Two Figures, 1953

Study of a Baboon, 1953 По этой фотографии трудно уловить удивительный серебристый блеск шкурки бабуина, напружившего в изгибе тело, и еще что-то, неуловимо мистическое в этой картине...

Study for a Portrait of Van Gogh V, 1957

Study for a Portrait of Van Gogh VI, 1957 -этюды к портрету Ван-Гога. У Бэкона почти нет пейзажей, это - один из немногих

Head III, 1961

Study after Vélázquez"s Portrait of Pope Innocent X / Этюд по мотивам "Портрета папы Иннокентия Х" Веласкеса, 1953 Пятна крови на рясе кардинала, в зале притягивали взгляд. Бэкон рисовал картины сериями, спонтанно, повинуясь цели, которая, по его словам диктовала ему развитие событий, неведомое ему самому. Иногда он даже страдал оттого, что на его долю ничего не оставалось-картины "заполняли" себя сами, без его участия. Серию нельзя было прервать, пока реальность не выстраивалась в соответствии со своими законами, по формулам, которые он открывал, как ученый, изучающий строение мира. Восемь картин серии с папой Иннокентием Х Бэкон написал в 1953г. за две недели. Вот эта серия "Три этюда к Распятию" считается знаменательной для середины его творчества

Triptih- "Three Studies for a Crucifiction",1962 Внизу отдельные части триптиха в большом масштабе

Эти две фигуры имеют отношение к факту встречи Черчилля с Гитлером, запечатленной на одной из военных фотографий, которые были в коллекции Бэкона. Но смысл ее выходит далеко за рамки этого события. Фигуре слева также приписывают сходство с отцом художника, который был военным в отставке и был очень жесток в отношениях с сыном. Бэкон, по его словам, воспринимал людей, как куски плоти, "мясо" и "каркасы", на которых это мясо развешено.

В его распоряжении была обширная коллекция фотографий с криминальными сценами, к которым у него было особое пристрасти

Вот эта, распластанная, кровавая масса, искаженная страданием, в триптихе изображает тело Христа, сползающее с креста вниз. Многие его картины ничто иное, как сцены из бойни, но и мир тоже, в конечном счете, бойня...

Three Figures in a Room / Три фигуры в комнате , 1964 Этот триптих посвящен Джорджу Дайеру - Бэкон провел с ним семь лет жизни, вплоть до его трагического самоубийства.

Henrietta Moraes/Генриетта Моралес/ Этюд к портрету Генриетты Моралес, 19 66 Бэкон также не мог работать, когда его модели находились в студии, по его выражению, он был слишком "нервным"- они мешали ему искажать реальность, в соответствии с тем, что он видел и должен был передать. Он начинал с набросков, а заканчивал писать по фотографиям, предварительно выполненным с моделей.

"Portret of Isabella Rawshorne Standing in a Street in Soho", 1967 Художница Исабель Роусхорн была в 1950-х любимой моделью скульптора Джакометти, работы которго я впервые увидела в МоМА и сразу поддалась их магии. Любил ее рисовать и Френсис Бэкон. Хороша, не правда ли?

Two Studies for a Portrait of George Dyer, 1968 Наличие монохромных плоскостей воссоздает замкнутое, изолированное "пространство", внутри которого происходит "действие".

Study of George Dyer in Mirror ,1968

Self Portrait, 1973 Знаменитый "Автопортрет", написан через год после смерти Джорджа Дайера.

Oedipus and the Sphinx (after Ingres)/ Эдип и Сфинкс (по мотивам Энгра) На этой картине видны "метки", выделив их, художник убирал с картины "все лишнее" - в этом заключался его метод.

Черная стена неотвратимо поглощает фигуру

Portrait of Michel Leiris, 197 6

Искажая пропорции лица, Бэкон "лишал" человека возможности видеть, дышать, осязать, делал его "беспомощным" перед стихией Three Studies for a Self Portrait, 1979-1980/ Три этюда к Автопортрету Triptych Inspired by Oresteia of Aeschylus, 1981 -триптих по мотивам трилогии Эсхила "Орестея"

Portrait of John Edwards, 1988 Джон Эдвардс - фотограф и последняя "муза" художника

Jet of water Triptych, 1991 Одна из последних работ-страсти все также остры и вызывающи - Бэкон остается собой до конца.