Фотовыставка между прошлым и будущим. Выставка «Между прошлым и будущим

18 января — ИА « News » . В Союзе художников Петербурга состоялось торжественное открытие выставки Елены Марттилы «Миг между прошлым и будущим», посвященной 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда и 95-летию художницы.

В рамках экспозиция представлены работы из Ленинградской серии 1941-1942 ггодов: зарисовки, гравюры на картоне и литографии, а также портреты, натюрморты, пейзажи, гравюры по мотивам романа Булгакова «Мастер и Маргарита», театральные эскизы и монотипии.

18-летняя студентка Ленинградского художественного училища Елена Марттила, была в осажденном городе в страшную зиму 1941-1942 годов. И не переставала рисовать, используя любые материалы, которые могла найти. Во время блокады молодая художница написала портреты своих знаменитых современников: поэтессы Ольги Берггольц, чьи радиопередачи помогали поддерживать боевой дух жителей города, и композитора Дмитрия Шостаковича - автора знаменитой Ленинградской симфонии.

И все же самыми волнующими работами Елены Марттилы стали ее зарисовки о жизни простых ленинградцев. Вот музыкант, из последних сил тянущий на санках свою виолончель, вот водитель грузовика, эвакуирующий детей через Ладожское озеро, а вот люди, умирающие в снегу от истощения и холода.

Блокада Ленинграда, которую увидела Елена, категорически не совпадала с официальной версией властей, где будни погибающего города было принято описывать исключительно в ярких, героических сюжетах. Поэтому после войны художница получила настоятельную рекомендацию уничтожить свои зарисовки. Однако Елена воплотила наброски в полноценные картины с помощью техники литографии и гравюры на картоне. Это позволило очень точно передать настроение блокадного времени. Все образы и события, отраженные в работах художницы, видятся словно через пелену тумана. Именно так воспринимали страшную реальность ленинградцы. А теперь и мы, спустя десятилетия, благодаря уникальной графике Елены Марттилы, можем увидеть блокаду глазами тех, кто ее пережил.

В январе 2018 года Елене исполнилось 95 лет, она продолжает заниматься творчеством, участвует в российских и зарубежных выставках. Ее работы хранятся в Русском музее, Театральном музее, в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, в ряде областных художественных музеев России и СНГ, а также в частных коллекциях в России, Латвии, Эстонии, Финляндии, Великобритании, США. В 2015 году Елена Оскаровна Марттила была награждена Золотой медалью Союза художников России. В 2017 году прошла персональная выставка художницы в Кембридже (Великобритания). Ее работы произвели эффект разорвавшейся бомбы. Многие посетители признавались, что, только увидев картины Елены Марттилы, они поняли всю глубину страданий ленинградцев во время блокады.

— Я счастлива, что выставка пошла по миру, — говорит один из организаторов экспозиции Маргарита Изотова. — Надеюсь, что и по нашему городу она будет шествовать как передвижная. Работы Елены Оскаровны должны быть в постоянной экспозиции Русского музея, потому что это корни нашей духовности, наши устои. В советские времена были те, кто считал, что не нужно никому показывать эти работы, ведь, по их мнению, таких страданий не было в блокаду. Нынче другая крайность, говорят, что не следовало защищать Ленинград, а лучше было сдать город немцам, это позволило бы избежать такого количества жертв. Сейчас легко рассуждать, а попробовали бы они выжить в блокадном городе и остаться человеком. А ведь Елена Оскаровна и другие художники, работавшие в Ленинграде, не просто выжили, но и создавали такие произведения искусства. Это бесценные люди для нашего города и для страны. Они должны наконец занять то место, которое заслужили своей жизнью и творчеством.

2016 год – год 170-летия со дня рождения Карла Фаберже. В связи с этим центральное место в экспозиции займут произведения мастеров, продолжающих традиции ювелирного дома, основанного великим мастером.

На выставке будут представлены экспонаты по таким направлениям, как ювелирное, камнерезное, эмальерное и декоративно-прикладное искусство, лаковая миниатюра, резьба по кости и дереву, православное искусство.

Посетители увидят работы выдающихся современных художников: Александра Агафонова и Олега Сенькина – камнерезное искусство, Дмитрия Климова – ювелирное искусство, Аллы Козловой – эмальерное искусство, Виктора Полякова – финифть, и многих других. Всего свои работы представят более семидесяти мастеров.

Выставка произведений декоративно-прикладного искусства, это особое событие, она преподносит зрителю рукотворное художественные произведения, в которых материализована творческая энергия художника. В эпоху, когда виртуальная реальность заполняет информационное пространство, выставка становится уникальной средой непосредственного общения и сопереживания художника и зрителя.

В рамках выставки состоятся благотворительные мероприятия и просветительские лекции.

В Союзе художников Санкт-Петербурга (Залы Трапеция и Длинный) открыта для посетителей выставка графики Елены Оскаровны Марттилы «Миг между прошлым и будущим». Выставка посвящается 95-летию художницы и открывается накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда
18-летняя студентка Лениградского художественного училища, Елена Марттила, была в осажденном городе в страшную зиму 1941-42 гг. И не переставала рисовать, используя любые материалы, которые могла найти под рукой.
Во время блокады молодая художница написала портреты своих знаменитых современников: поэтессы Ольги Берггольц, чьи радиопередачи помогали поддерживать боевой дух жителей города, и композитора Дмитрия Шостаковича — автора знаменитой Ленинградской симфонии.
И всё же самыми волнующими работами Елены Марттилы стали её зарисовки о жизни простых ленинградцев. Вот музыкант, из последних сил тянущий на санках свою виолончель, вот водитель грузовика, эвакуирующий детей через Ладожское озеро; а вот люди, умирающие в снегу от истощения и холода.
Блокада Ленинграда, которую увидела Елена, категорически не совпадала с официальной версией властей, где будни погибающего города было принято описывать исключительно в ярких, героических сюжетах. Поэтому после войны художница получила настоятельную рекомендацию уничтожить свои зарисовки. Однако Елена воплотила наброски в полноценные картины с помощью техники литографии и гравюры на картоне. Это позволило очень точно передать настроение блокадного времени. Все образы и события, отражённые в работах художницы, видятся словно через пелену тумана. Именно так воспринимали страшную реальность ленинградцы. А теперь и мы, спустя десятилетия, благодаря уникальной графике Елены Марттилы, можем увидеть блокаду глазами тех, кто ее пережил.
В январе 2018 Елене исполнилось 95 лет, она продолжает заниматься творчеством, участвует в российских и зарубежных выставках. Ее работы хранятся в Русском музее, Театральном музее, в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, в ряде областных художественных музеев России и СНГ, а также в частных коллекциях в России, Латвии, Эстонии, Финляндии, Великобритании, США. В 2015 году Елена Оскаровна Марттила была награждена Золотой медалью Союза Художников России. В 2017 году прошла персональная выставка художницы в г. Кембридже (Великобритания).
В Выставочном центре Союза художников будут представлены работы из Ленинградской серии 1941-1942 гг.: зарисовки, гравюры на картоне и литографии, а также портреты, натюрморты, пейзажи, гравюры по мотивам романа Булгакова «Мастер и Маргарита», театральные эскизы и монотипии.

Дата проведения: 18 МАЯ - 18 ИЮНЯ, 2017
Адрес: MMOMA, ЕРМОЛАЕВСКИЙ 17

КУРАТОР: ВЛАДИМИР ЛЕВАШОВ

Московский музей современного искусства представляет персональный выставочный проект Александры Митлянской «Между прошлым и будущим», который объединяет работы, созданные художницей за последние 10 лет, в масштабную видео-инсталляцию на два этажа музея.

Видео работы Александры Митлянской - между статичным кадром и движущимся изображением. Ее медитативные видео-зарисовки - предельно замедленные, либо, наоборот, интенсивные и динамичные - стирают в человеческом сознании представление о таких категориях, как «сейчас» и «всегда», создают иллюзию отсутствия времени и нарратива. При этом повседневные действия, лишенные, казалось бы, законченности, а значит и цели, обнажают новые смыслы, подчеркивая способность окружающего мира к бесконечным изменениям, адаптации и эволюции.

Главный герой произведений Митлянской, основа ее художественного поиска - время. Острота его восприятия напрямую зависит от меры движения в кадре. Чем движения меньше, чем больше оно размазано в пространстве, тем сильнее эффект безвременья. Аналогичным образом чем короче динамический цикл, тем неизбежнее «сейчас» сливается со «всегда». Демонстративное отсутствие рассказчика - еще одна особенность работ Митлянской. О присутствии камеры и, следовательно, автора догадаться почти невозможно: горизонт в кадре объективно- горизонтален и нет никаких явных ракурсов или монтажных склеек. Иначе говоря, не заметно никакого присутствия субъективного взгляда, место наблюдателя никем не занято и ничто не мешает зрителю сохранять иллюзию того, что это реальный мир, открытый ему одному. С другой же стороны, подобные картины - точь-в-точь образы сознания, которые именно так и прокручиваются у нас в голове. Цикличные образы наслаиваются друг на друга, с трудом поддаются идентификации, сменяя друг друга будто воспоминания или миражи воображаемого будущего. Таким образом, оказывается, что видеоизображения Митлянской могут восприниматься - на выбор - и как чистая фиксация фрагмента физической реальности, и как проекция внутреннего мира их зрителя со всеми нюансами его эмоционального интонирования. Именно возможности подобной эмоциональной нюансировки позволили разделить экспозицию
на пространственные зоны, совпадающие с двумя этажами музейного здания: на «верхний мир» и «нижний мир». В верхнем преобладают просветленные, идиллические «тональности», тогда как в нижнем - сумрачные интонации тревоги и эмоционального напряжения.

Выставка Александры Митлянской в MMOMA - это изучение категории времени и его соотношения с действиями человека, перевод всего многообразия свойственных ему чувств и состояний в визуальную форму. Всего в экспозиции представлено более 30 работ, каждая из которых отражает, как правило, лишь один образ, но передает его точным и ярким, как сама жизнь. Одушевленное существо, предмет, пейзаж или случай - здесь все, прокручиваясь раз за разом на экране, апеллирует к жизненному опыту зрителя, обретает новые трактовки, вызывает сугубо личные ассоциации.