Факультатив по литературе. Факультативные занятия по литературе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ждановская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/Спиридонова О.А./

«_____»__________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Ждановская ООШ»

_____________/ Асташенкова Ю.В../

«_____»__________20___г.

Рабочая программа

факультативного курса

«Внеклассное чтение»

6 класс

2016/2017 учебный год

СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Асташенкова Ю.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интерес к урокам (т.е. внеклассное чтение) возникает у учащихся потому, что

    книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения;

    обстановка на занятиях по внеклассному чтению непринужденная, здесь много спорят, здесь можно высказать свою точку зрения и аргуументировать ее, можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать ее, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов и т.д.;

    успех занятий по внеклассному чтению зависит от мастерства учителя, богатства его методической палитры, от того, насколько удастся сделать эти занятия яркими, неприглаженными, дающими простор искренности суждений без страха получить «двойку» даже за явно несуразное мнение о книге или герое;

    успех этих занятий зависит от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки и живописи, удачны ли будут занятия в композиционном и логическом отношении

Уроки внеклассного чтения на всех этапах обучения несут одну идею – привитие интереса к книге, к чтению, поэтому целесообразнее проводить однотемные занятия. Это позволяет сделать программный материал интересным, так как темы занятий в разных классах перекликаются. Кроме этого необходимо ввести занятия по изучение произведений писателей Архангельской области. Литература Русского Севера – это творчество писателей, которые здесь родились и выросли; это и произведения писателей, которые здесь жили, бывали, путешествовали.

Цель занятий по факультативу: обеспечивать полноценное литературное развитие школьников через:

    формирование привычки у детей, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать книги;

    углубленное знакомство учащихся с детской и юношеской литературой;

    воспитание вдумчивых. творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре русского Севера, людям и традициям северного края;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений

    развитие нравственно-эстетических ценностей, духовной культуры учащихся, культуру чувств и общения.

Задачи факультативного курса:

    Знакомить с книгами классической и современной детской и юношеской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения.

    Побуждать детей к самостоятельному чтению.

    Создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.

    Формировать умения сознавать свои мысли и чувства, доказательно высказывать свои суждения.

    Формировать навыки применения учащимися читательских знаний, умений и навыков в общешкольном аспекте.

    Воспитывать привычки обращаться к книге как источнику знаний.

    Воспитывать у детей интереса к учению как средства успешного обучения в среднем звене школы.

Количество часов занятий по данному факультативу – 1 час в неделю в 6 классе. В год 34 учебных часа.

Организационно – методическая структура урока внеклассного чтения:

1. Решение задач по ориентировке в книгах. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем и углубление читательского кругозора.

2. Чтение учителем произведений илли отрывков из произведений вслух.

3. Беседа-рассуждение о прочитанном, анализ художественного произведения, характеристика героев.

4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.

5. Чтение учащимися названного произведения про себя.

Описание ценностных ориентиров факультативного курса.

Основными задачами Федерального компонента государственного стандарта второго поколения являются:

Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению;

Формирование желания и умения учиться;

Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления

Данный факультатив расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся, оказывает влияние на формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного факультативного курса ученик должен знать:

    основные факты жизненного и творческого пути писателей;

    основные теоретико-литературные понятия;

    работать с книгой

    определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    выражать свое отношение к прочитанному;

    владеть различными видами пересказа;

    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Личностными результатами выпускников 6 класса, формируемыми при изучении факультатива «Внеклассное чтение», являются:

– совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения факультатива «Внеклассное чтение», должны проявиться:

– в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

– умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

– умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать на уровне своего развития, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты учеников 6 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– умения анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

– определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

– владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

– приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

– формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

3) в коммуникативной сфере:

– восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

– умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;

– написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

– понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Внеклассное чтение» В 6 КЛАССЕ

1.Устное народное творчество

2. И.А. Крылов. Басни

3.А.С.Пушкин «Повести Белкина», роман «Дубровский»

5. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения

6.Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Миргород»

7.А.В. Кольцов. Стихотворения

8.Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

9. Н.С.Лесков «Человек на часах»

10.А.С.Грин «Алые паруса»

11. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

12. К.М.Станюкович «Максимка»

13.М.М.Пришвин «Море»

14. А.А.Лиханов «Последние холода»

15. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

17. О.Генри «Вождь краснокожих»

18.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

19.Э.Сетон-Томсон «Снап»

20. Стихотворения о ВОВ

Календарно – тематическое планирование

по факультативу «Внеклассное чтение»

1

Детский фольклор. Загадки

Мир басен И.А. Крылова

Басни Эзопа

Тема дороги в лирике А.С. Пушкина

А.С.Пушкин

А.С.Пушкин «Повести Белкина» проблемы, герои

Осень в музыке и стихах

Осень в музыке и стихах

И.С. Тургенев «Записки охотника»

И.С. Тургенев «Записки охотника»

А.С. Пушкин «Дубровский» (просмотр видеофильма)

Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий», «Воздушный корабль»

Выразительное чтение эпических произведений Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Выразительное чтение эпических произведений Н.В. Гоголя («Миргород»)

Выразительное чтение стихотворений А.В. Кольцова «Лес», «Песня».

Ф.А.Абрамов. Жизнь и творчество

Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

Н.С.Лесков «Человек на часах»

Сказочная феерия А.С. Грин «Алые паруса

Л.Н.Андреев «Ангелочек»

К.М.Станюкович «Максимка» (просмотр видеофильма, сопоставит. анализ)

М.М.Пришвин «Море»

Знакомство с писателем А.А. Лихановым

А.А. Лиханов «Последние холода»

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

О.Генри «Вождь краснокожих»

Юмор и ирония в произведении О.Генри

Э.Сетон-Томсон «Снап»

Дж.Лондон: биография и творчество

Дж.Лондон «Любовь к жизни»

Стихи, посвященные ВОВ

Стихи, посвященные ВОВ

Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение

    Учебник для общеобразоват. Организаций в 2 ч. В. П. Полотухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин; под ре. В.Я. Коровиной.- 5-е изд.- М.: Просвещение, 2015.

    Поурочные разработки по литературе 6 класс Н.В. Беляев, Москва «Просвещение», 2016

    Рабочая тетрадь по литературе 6 класс, Р.Г. Ахмадулина в 2 частях, Москва «Просвещение», 2015

Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

Раздаточный материал по темам курса

Репродукции картин художников

ПК, мультимедийный проектр

Интернет-ресурсы

Книжный фонд библиотеки

Факультативные занятия по русс. лит. направлены на развитие интереса к предмету, формирование учебно-исследовательской деятельности и креативного мышления школьников, их духовного обогащение. Школьные программы основного курса не могут удовлетворить всё возрастающий поток информации, как в литературоведении, так и в смежных дисциплинах. Поэтому образовательные и воспитательные функции факультативов постоянно возрастают.

Факультативные курсы решают след. задачи:

Углубляют интерес учащихся к словесному искусству, знакомят их с более значительными явлениями в литературе, закономерностями литературного процесса;

Повышают уровень художественного восприятия литературных произведений в единстве логико-интеллектуального и эмоционального осмысления;

Учат рассматривать художественное произведение как межкультурный универсум, анализировать в контексте диалога культур и цивилизаций;

Развивают креативные способности и мышление, формируют художественный вкус.

Практика факультативов в школе даёт основание определить их содержательную и организационную структуру. Это, во-первых, дополн. материал к программным темам; во-вторых, спецсеминары, углубляющие тот или иной раздел основного курса; в-третьих, спецсеминары по межнациональным литературным связям; в-четвёртых, художественно-творческие факультативы (лит.-творческие семинары, практикумы по художественному переводу и др.).

Факультативы первого типа предполагают более углубленное ознакомление с творчеством выдающихся русских художников слова, представленных в основном курсе. В ряде случаев участники факультатива обращаются к художественному наследию тех авторов, имена которых в основной программе не названы и их произведения вообще не изучаются, или даются в обзоре.

Факультативы второго типа – спецкурсы – ориентированы на углубленное изучение какого-либо программного раздела. По своей структурно-содержательной направленности спецкурсы могут представлять собой: а) монографическое освещение жизни и творчества писателя; б) раскрытие специфики интерпритации и анализа худ. произведения в поликультурном образовательном пространстве; в) обзорное рассмотрение художественно-стилевых течений в русской поэзии ХХ1 века.

Факультативы третьего типа формируют представления об основных закономерностях литературного процесса 21 века.

Факультативы четвёртого типа способствуют развитию художественно-творческих потенций старшеклассников, совершенствуют восприятие литературных произведений.

Если ученики планируют дальнейшее обучение в гуманитарных факультетах, тогда целесообразны факультативы первого типа. Если возникает необходимость придать занятиям поисковый, исследовательский характер, максимально активизировать самостоятельную работу, тогда предпочтение нужно отдать факультативам второго и третьего типа. Факультативы, стимулирующие литературное творчество, результативны в гимназиях, лицеях, где школьники обладают художественными данными и стремятся проявить себя в сочинении стихов, очерков, рассказов и т.д.

Успех факультатива во многом обусловлен не только педагогически мотивированным выбором его содержания, но и обоснованными организационно-педагогическими решениями.

Факультативная группа формируется из числа учащихся одного класса или параллельных. В сельской местности, где недоступны практикумы в музеях, архивах, научно-исследовательских учреждениях, могут быть предложены семинары по основам теории и практике художественного перевода, сопоставительному анализу русских и национальных текстов, межнациональным литературным отношениям.

Если факультативные группы создаются в каждом из старших классов, становится целесообразной циклизация занятий. И здесь важно подчинить одной концепции все три года обучения в факультативном курсе по одной проблеме, которая будет дополняться новым литературным материалом из года в год. Это будет системный и целостный курс по изучению современной лит-ры, рассчитанный на 3 года обучения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ пос. Уральский»

Свердловской области

Программа факультативного курса

«Познай радость чтения» по литературе для 5 класса

Пос. Уральский

2012г.

Введение.

Чтение-это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни.

Каждого учителя русского языка и литературы, принимающего из начальной школы 5 класс, волнует вопрос: «Умеют ли дети читать?». Разумеется, речь идет о беглом, правильном, выразительном и осознанном чтении. Прекрасно, если учитель начальной школы сформировал у каждого ученика полноценный и обстоятельно усвоенный навык чтения. Если же по каким - либо причинам этого не произошло, то над формированием данного навыка продолжают трудиться учителя средней школы, особенно словесники.

Что же делать, если ученик 5 класса читает по слогам? Какие методы и приемы использовать в работе с учащимся, у которого сам процесс чтения вызывает раздражение, а иногда и отвращение?

Безусловно, существует взаимосвязь между умением читать и желанием читать. Если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. С другой стороны, пока он не преодолеет эти трудности, получить радость от чтения он не сможет. Хорошо известны слова И.Гете: «Научиться можно только тому, что любишь». Научить ребенка читать с радостью, с увлечением, воспитать любовь к чтению невозможно только словами. Нужен целый комплекс действий по решению этой важнейшей задачи.

Необходимость разработанного факультативного курса заключается в объединении двух важнейших направлений деятельности учителя литературы в 5 классе: одновременно совершенствовать навыки чтения и формировать любовь к книге.

Пояснительная записка.

Стержнем содержания литературы как учебного предмета составляются чтение и изучение художественных произведений, формирующих фонд русской классики. Овладение умениями чтения художественных произведений – одна из важнейших целей изучения литературы на ступени основного общего образования. Основы овладения навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. В связи с тем, что учебный план начальной школы предполагает занятия по литературному чтению три часа в неделю, а среднего звена – два часа в неделю (что явно недостаточно), и возникла необходимость для разработки данного факультативного курса.

Цель курса : формирование читательской деятельности учащихся 5 класса.

Основные задачи факультативного курса « Познай радость чтения» :

    совершенствовать навыки осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения;

    способствовать формированию и развитию у учащихся художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении;

    способствовать развитию речи учащихся;

    развивать интерес, любовь к чтению, потребность в самостоятельном чтении, литературную эрудицию и грамотность.

Программа рассчитана на 34 часа. Содержание курса включает следующее:

- значение успешного чтения в жизни человека;

- основные составляющие успешного чтения;

Способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее продуктивный способ чтения;

Скорость чтения;

- правильность чтения.

Осознанность чтения;

Выразительность чтения

- самоконтроль и самооценка навыка чтения.

Все занятия факультативного курса имеют интегрированную (литература, русский язык, риторика) и практическую направленность. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом, речью с помощью способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осознанность, технику, выразительность); создаются условия для реализации практических действий учащихся.

Важно творчески использовать различные приемы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их подготовки.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Необходима психологическая готовность ребенка к работе над совершенствованием навыков чтения. Существенно, чтобы занятия были не утомительны, интересны, познавательны. Не стоит забывать о правильном подборе интересной литературы (сказок, детских историй, стихов). Нужно помнить о смене деятельности. Лучше большее количество коротких упражнений по 5-6 минут, чем одно, но длительное. На занятиях используются разнообразные виды работ: упражнения, игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, скороговорки и ролевое чтение, ребусы, кроссворды, сказки, творческие работы, конкурсы и т.д.

Ценна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Для успешного овладения навыками правильного чтения и осмысливания полученной информации заниматься этим процессом необходимо постоянно, причем кроме чтения во время уроков, факультатива большое значение отводится самостоятельному обучению дома с родителями. Программа предусматривает посещение занятий родителями учащихся и рекомендации для родителей.

Программой курса предусмотрены текущие и итоговые проверки навыка чтения. При проверке навыка чтения рекомендуется сообщать ребенку его результаты, сравнивать их с предыдущими и выражать свое одобрение в случае их улучшения.

Программа факультативного курса «Познай радость чтения ».

Вводное занятие. Значение успешного чтения в жизни человека.

Знакомство с задачами и целями факультативного курса. Практическая направленность курса.

Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития. Книга - источник знаний, духовного и умственного развития человека.

Вступительная беседа о видах чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее); об основных составляющих успешного чтения: осознанность, скорость, правильность, выразительность чтения.

Высказывания учащихся о неразрывности чтения и учебной деятельности. Доказательство правильности собственного суждения.

Чтение целыми словами и группами слов.

Способы чтения: непродуктивные (побуквенный, слоговой) и продуктивные (слоговой с прочтением сразу целых слов, чтение целыми словами и группами слов).

Способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее желательный и продуктивный способ чтения.

Отработка навыка плавного чтения целыми словами и группами слов с учетом правильности интонации и эмоционального восприятия прочитанного текста.

Упражнения: дыхательная гимнастика и подготовка голоса; чтение блоков; отработка дикции; работа со скороговорками, упражнения для развития оперативной памяти, интонационная разминка и другие.

Роль родителей в правильном руководстве детским чтением. Беседа с родителями о необходимости систематических занятий с детьми для совершенствования навыков осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения. Знакомство родителей с рекомендациями учителя.

Скорость чтения.

Темп (скорость, беглость) чтения. От чего зависит скорость чтения? Способы чтения. Понимание содержания текста. Развитие оперативной памяти.

Совершенствование внимания и угла зрения.

Упражнения для развития оперативного поля чтения и памяти: зрительные диктанты И.Т. Федоренко, И.Г. Пальченко, таблицы Шульте, Дынко, Швайко.

Упражнения и игры , развивающие скорость чтения:

сравнение скорости чтения известного и незнакомого текста; чтение за диктором; чтение в паре; чтение хором и цепочкой по одному слову; многократное чтение; чтение текста с прикрытой верхней частью строчки; чтение с пропусканием одного или нескольких слов; замена слов синонимами при почтении вслух; чтение перевернутого текста; корректировка деформированных предложений; поиск в тексте слов с определенными параметрами; « Бросок-засечка»; «Кто быстрее?»; «Разведка»; «Спринт»; «Жужжащее чтение»; «Молния»; «Фотоглаз»; «Буксир»; «Игра в прятки»; «Мнимое слово» и другие.

Правильность чтения.

Виды ошибок при чтении: пропуски, изменения, перестановки, замены, искажения, добавления букв, слогов, слов; неправильная постановка ударения; неверное прочтение окончаний слов; повтор букв (звуков, слогов, слов).

Приемы, предупреждающие ошибки при чтении текста: предварительное прочтение по слогам слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав; выяснение лексического значения незнакомых слов; предварительное чтение текста про себя.

Упражнения по отработке речевого слуха, дикции, правильного литературного произношения; самооценке и взаимооценке правильности чтения, в том числе с использованием а удио-, видеотехник и; практическая работа со словарями и словарной статьей и другие.

Осознанность чтения.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное.

Три уровня восприятия текста: фактическое содержание; понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей; собственная оценка действующих лиц и их поступков.

Содержание произведения: тема, основная мысль, события, их последовательность. План текста (простой и сложный).

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы.

Виды пересказа: краткий, подробный, выборочный, с творческим заданием.

Упражнения по развитию осмысления чтения: ответы на вопросы по содержанию произведения; определение темы и основной мысли текста; нахождение опорных слов; составление плана текста; различные виды пересказа текста; подбор и выполнение иллюстраций, рисунков к различным фрагментам текста и обратное действие (составление предложений по рисункам); включение пропущенных слов в предложение; составление предложений из отдельных слов; составление викторин и кроссвордов по прочитанному материалу; корректировка и контроль (умение перечитать текст с целью уточнения его содержания, соотнесения с первичным представлением, проверки по тексту выделенных смысловых частей, соответствие пересказа авторскому тексту).

Выразительность чтения.

Выразительность чтения. Связь выразительности чтения с уровнем понимания смысла текста, отношением к читаемому и желанием сообщить данное отношение слушателям.

Средства выразительности: интонация, пауза, логическое ударение, темп, громкость. Свойства голоса: тембр, диапазон, сила, высота.

Влияние жанра, темы, основной мысли, идеи произведения на выразительность чтении. Жанры произведений: сказка, рассказ, басня, стихотворение.

Постановка задачи чтения. Задача чтения как выражение понимания учеником смысла текста, его отношения к читаемому и желание сообщить его слушателям. Видение текста путем привлечения воссоздающего воображения: представление героя, какой он, как говорит, в какой обстановке находится.

Смысловой анализ текста – понимание фактов, обобщений, основных мыслей и чувств, состояния героев, их мыслей и слов; проявление к ним личностное отношение; выявление подтекста на основе слов героя; осмысление характера персонажа.

Упражнения по восприятию содержания текста: определение жанра произведения; смысловой анализ текста, способствующий пониманию фактов, обобщений, основных мыслей и чувств, состояния героев, их мыслей и слов; проявлению к ним личностного отношения; выявлению подтекста на основе слов героя; осмыслению характера персонажа.

Упражнения по совершенствованию выразительности звучащей речи: чтение скороговорок, варьирование интонаций, изменение логических ударений в тексте, чтение с нужными темпом и громкостью, чтение произвольного текста на мотив любой мелодии, звукоподражающие игры, чтение сложных слов и слов с трудными окончаниями, ролевое чтение, выразительное чтение наизусть и другие.

В результате занятий факультативного курса «Познай радость чтения» учащиеся должны:

знать :

    значение книги и чтения в жизни человека;

    основные составляющие успешного чтения: осознанность, скорость, правильность, выразительность чтения;

    способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее продуктивный способ чтения;

    виды чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное.

    виды ошибок при чтении и приемы, предупреждающие данные ошибки;

    жанры произведений;

    что такое тема, основная мысль, опорные слова;

    средства выразительности чтения: интонация, пауза, логическое ударение, темп, громкость ;

    способы самоконтроля за навыками чтения;

уметь :

    правильно, бегло, выразительно читать текст;

    использовать приемы, предупреждающие ошибки при чтении текста;

    использовать средства выразительного чтения;

    понимать и воспроизводить текст;

    определять тему, основную мысль текста;

    представлять героя, какой он, как говорит, в какой обстановке находится;

    делить текст на смысловые части и составлять план текста;

    находить опорные слова;

    соблюдать нормы литературного произношения при чтении;

    работать с толковым и орфоэпическим словарями.

применять полученные знания в жизненных ситуациях:

    для самостоятельного выбора и чтения книг;

    для высказывания собственного суждения о прочитанном произведении;

    длясамоконтроля и самооценки скорости, правильности, выразительности чтения и понимания прочитанного.

Примерное планирование занятий

факультативного курса «Познай радость чтения»

1.Введение. Значение успешного чтения в жизни человека. Основные составляющие успешного чтения: осознанность, скорость, правильность, выразительность чтения (1 час).

2.Творческая работа «Как хорошо уметь читать…». (Роль книги, чтения в жизни человека» (1 час) .

3.Проверка техники чтения (скорость, правильность, осознанность чтения, выразительность). Анализ результатов проверки (1час). Приложение 1,2,3.

4. Игра «Шерлок Холмс в стране книг» (представление загадок, кроссвордов, викторин, созданных учащимися по прочитанным книгам) (1час).

5. Способы чтения. Способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее желательный и продуктивный способ чтения (1час).

6. Практическое занятие по отработке фонационного дыхания (дыхания при речи) (1час).

7. Практическое занятие по развитию речевого слуха, дикции (1час).

8.Темп (скорость, беглость) чтения. От чего зависит скорость чтения?(1час).

9. Практическое занятие по развитию оперативного поля чтения и памяти(1час).

10.Практическое занятие по отработке приемов увеличения скорости чтения (1час).

11. Проект "Папа, мама, я - читающая семья" (1час).

12. Нормы литературного произношения. Ударение в слове. Орфоэпические нормы. Орфоэпический словарь (1час).

13. Слово и его лексическое значение. Толковый словарь (1час).

14. Практическое занятие по работе с орфографическим и толковым словарями (1час).

15. Приемы, предупреждающие ошибки при чтении текста (1час).

16. Практическое занятие по совершенствованию правильности чтения (1час).

17. Тест по культуре речи. Анализ результатов теста (1 час). Приложение 4.

18. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное (1час).

19.Тема, основная мысль (идея) произведения (1час).

20. Практическое занятие по определению темы, основной мысли (идеи) произведения (1час).

21.План текста (1час).

22. Практическое занятие по делению текста на смысловые части, составлению плана текста (1час).

23. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы (1час).

24. Практическое занятие по смысловому анализу текста (1час).

25.Виды пересказа: краткий, подробный, выборочный, с творческим заданием (1час).

26. Жанры произведений: сказка, рассказ, басня, стихотворение (1час).

27. Практическое занятие по определению жанра произведения (1час).

28. Интонация – основное выразительное средство звучащей речи (1час).

29. Практическое занятие по интонированию чтения: пауза, логическое ударение, темп речи (1час).

31. Практическое занятие по отработке выразительности чтения (1час).

32. Конкурс чтецов « Весна идет, весна идет!» (1час).

33. Проверка техники чтения (скорость, правильность осознанность, выразительность чтения). Анализ результатов проверки (1час). Приложение 5.

34.Литературный КВН «В мире литературных героев» (1час).

Литература.

1.Безруких М.М. Формирование навыка чтения и письма в процессе обучения детей. var.alexrono.ru images/op.doc .

2.Бондаренко Г.С. «Формирование навыка техники чтения младших школьников…», var . alexrono . ru images / op . doc .

3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. Под редакцией– Москва: Педагогика, 1997.

4.Вересова Н.А. Программа факультативного курса «Живое слово», nsportal . ru

5.Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: в 2ч. - М.: Вентана-

Граф, 2007.

6.Музыка Л.И. Интерес к чтению: как его пробудить?/Начальная школа.-2002, №5, с.99-101

7.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва: АРКТИ, 2001.

Приложение 1.

Проверка техники чтения (1- ая четверть).

Ветер и солнце.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померят ься силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(К. Д. Ушинский.)

I . Прочитайте вслух сказку К.Д. Ушинского «Ветер и солнце».

1. Посчитайте вместе с учителем , сколько слов вы прочли за 1 минуту.

2. Разберите вместе с учителем, какие ошибки вы сделали при чтении (ударение, изменение окончаний, пропуск букв, неправильное произношение слов).

II

    Ветру удалось сдернуть плащ с путешественника.

    Путешественник обрадовался ветру.

    Ветер и солнце поспорили о том, кто сильнее.

    Солнце рассердилась на ветер.

2. Почему путешественник снял свой плащ?

3. Составь план, указав, в каком порядке встречаются части текста.

1. Гнев ветра.

2. Спор ветра и солнца.

3. Солнце улыбнулось.

4. Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

1

2

3

4

4. Какие слова помогают нам понять состояние путешественника при встрече с ветром?

5. Выпишите из текста предложение, в котором рассказывается о том, что сделало солнце, видя гнев ветра?

6. Закончите предложение: Тут уж ветер и сам убедился, что…

    он всесилен.

    путешественник готов снять плащ.

    ему плаща не сдернуть.

    солнце сердится на него.

7. Каким словом можно заменить выделенные слова в выражении «начал дуть, что было мочи »?

    слабо

    очень быстро

    очень сильно

    тихонько

8. В предложении «Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее» автор описывает ветер. Найдите в тексте эти слова и запишите их через запятую.

9. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

    Сказки

    Рассказы о природе.

    Басни

    Рассказы о путешествиях.

10. О чём главным образом хотел рассказать автор?

    О странствующем путешественнике.

    О злом ветре.

    О ласковом солнце.

    О силе ласки и доброты.

11. Какое предложение лучше других

    Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.

    Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

    Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

    Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

12. Какова главная мысль этого текста?

    Во время путешествия можно встретиться и с ветром, и с солнцем.

    Ветер в гневе силен и страшен.

    Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем злом и гневом.

    Солнце ласковое и кроткое.

13. Выскажите (письменно) ваше отношение к высказыванию «Добро сильнее зла».

Ш. Прочтите текст вслух еще раз. Старайтесь читать текст правильно, бегло, выразительно.

Приложение 2.

Нормы техники чтения. 5-9 классы.

Нормы техники чтения (количество слов/мин.)

по А.А. Акишиной и В.Н. Зайцеву.

Следует учитывать, что акцент делается не на скорость,

а на продуктивность (техника + осмысленность).

Акишина

Зайцев

5 кл.

104

114

6 кл.

114

128

7 кл.

128

150

8 кл.

151

150

9-11 кл.

150-160

Приложение 3.

Таблица оценки техники чтения.

Критерии оценивания.

Скорость чтения.

Правильность чтения.

Осмысленность чтения.

Выразительность чтения.

Итого

Оценка

Нормы оценивания .

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

3и более ошибок

1-2 ош.

0 ош.

6 и менее отв.

7-11 отв.

12-13 отв .

Невыра

зитель

ное чтение

Есть недоче

ты в выра

зитель

ности чтения

Выра

зи

тель

ное чтение

7-8б.-«5»

5-6б.- «4»

3-4б.-«3»

0-2б.– «2»

Баллы.

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

Мин.- 0б.

Мах.-

8 б

Васильев Н.

1

2

2

2

7б.

«5»

Иванов А.

1

2

1

1

5 б.

«4»

Петрова М.

0

1

1

1

3б.

«3»

Сидоров И.

1

1

0

0

2б.

«2»

Приложение 4.

Тест по культуре речи.

      В каком слове правильно поставлено ударение?

А. БАловать.

Б. ЗАнята.

В. КрасИвее.

Г. КатАлог.

2. В каком слове неправильно поставлено ударение?

А. НамерЕние.

Б. СОздал.

В. СтАтуя.

Г. СтолЯр.

3. Как правильно произнести слово «скучно»?

4. Какое прилагательное верно в словосочетании со словом «колбаса»?

А. ЯзыкОвая.

Б. ЯзыковАя.

5. Какая форма слова «помидоры» верна в родительном падеже?

А.Помидор.

Б. Помидоров.

6. Какая форма слова «носки» верна в родительном падеже?

Б. Носков.

7. Какой фразеологизм записан неправильно?

А. Как снегом на голову.

Б. Намять бока.

В. Обвести вокруг пальца.

Г. Яблоку негде упасть.

8. Укажи верное толкование слова дипломат.

А. Должностное лицо, в надлежащем порядке уполномоченное главой данной страны, ее правительством на осуществление различного рода официальных сношений.

Б. Человек, награждённый дипломом за успешное выступление на конкурсе, соревновании или фестивале.

9.В каком лексическом значении употреблено слово «акварель» в предложении «В музее мне больше всего понравились акварели В.М. Васнецова».

А. Краски, разводимые в воде.

Б. Картина, написанная такими красками.

10. Какая пара слов не синонимы, а антонимы.

А. Добрый – ласковый.

Б. Красный – алый.

В. Бежать – нестись.

Г. Друг-враг.

Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – А; 4 – А; 5 – Б; 6 – Б; 7- А; 8 – А; 9 – Б; 10 – Г.

Приложение 5.

Проверка техники чтения (4-ая четверть).

Что легче?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся:

Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

В.А. Осеева.

I . Прочитайте вслух рассказ В.А. Осеевой «Что легче?».

1. Посчитайте вместе с учителем, сколько слов вы прочли за 1 минуту.

2. Разберите вместе с учителем, какие ошибки вы сделали при чтении (ударение, изменение окончаний, пропуск букв , неправильное произношение слов).

II . Выполните тест по содержанию текста.

1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.

    Мальчики с радостью возвращались домой.

    Все мальчики решили сказать правду.

    Один мальчик решил сказать, что на них в лесу напали разбойники.

    Третий мальчик сказал дома правду.

2. Почему мальчики загулялись в лесу?

3. Укажите, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.

1. Поворчала на него тётка да и простила.

2. Идут домой – боятся.

3. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

4. - Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3

4

4. Два мальчика решили дома сказать неправду. Как вы думаете, почему?

    Потому что так было интереснее.

    П отому что любили фантазировать.

    Потому что считали, что ложь лучше правды.

    Потому что играли в разведчиков.

5. Выпишите из текста предложение, в котором третий мальчик объясняет свое решение.

6. Какими словами можно заменить выделенные слова в выражении «А дед тут как тут …»

1. на следующий день

2. моментально

3. через некоторое время

4. скоро

7. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

      Сказки

      Рассказы о честности и лжи.

      Басни

      Рассказы о животных.

8. Объясните, как вы понимаете предложение « А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился».

9. Как повела себя тетка третьего мальчика, когда он рассказал правду?

1. Рассердилась.

2. Поворчала и простила.

3. Наказала.

4. Не поверила.

10.О чём главным образом хотел рассказать автор?

    О любви детей к лесу.

    О том, как родители сердятся на детей.

    О том, что правда лучше лжи.

    О трех мальчиках.

11. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?

    Попадет нам дома.

    Загулялись мальчики.

    А я правду скажу, - говорит третий.

    Нет в этих местах волка.

12. Какова главная мысль этого текста?

    Нельзя долго гулять в лесу.

Аккольская средняя школа

календарно-тематический план факультатива

«Природа в литературе»

Учитель русского языка и литературы Айталиева Зульфия Сарсембаевна

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира., постоянном внимании в эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Реальность современного мира такова, что приходится констатировать беспрестанно снижающийся интерес к поэзии во всем мире. Чтобы понимать и любить поэзию, человек должен остановиться в повседневной круговерти, задуматься о смысле всего сущего, вслушаться в музыку слов, выражающую чувства другого человека. Поэтому считаю целесообразным для пяти- и восьмиклассников начать знакомство с изображениями природы в литературе с наиболее привычных им форм – произведений поэтов 19 века о природе. Многие из этих стихотворений уже знакомы ученикам, поэтому есть возможность использовать в качестве момента успеха радость узнавания.

Работа со стихотворными текстами не ограничивается чтением, анализом, поиском изобразительно-выразительных средств. Практическая направленность деятельности, несомненно, заинтересует не только традиционных ценителей поэзии – девочек, но и мальчикам позволит проявить свои таланты. Не секрет, что именно мальчики более склонны к самостоятельному художественному творчеству, в то время как девочки предпочитают действовать по готовому образцу.

В процессе деятельности кружковцам придется отбирать стихотворения для выпуска литературно-художественного сборника, аргументируя свой выбор, иллюстрировать их, учиться выразительно читать стихотворения, выступать перед публикой.

Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста (5-8 класс)

Цели и задачи кружка

    Обучение учащихся приемам и навыкам работы с поэтическим текстом, умению элементарного анализа текста, видению средств выразительности поэтического языка.

    Развитие у детей чувства прекрасного; умения видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и на бумаге.

    Обучение учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы; первоначальное знакомство с мастерством художественного слова.

    Воспитание любви к родной природе через осмысление поэтической строки.

Дети, работающие по данной программе, к концу первого года обучения должны знать:

    Основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 5-8классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение)

    Поэтов XIX века, которые писали о природе

    Стихотворные размеры, виды рифм, предусмотренные для изучения программой по литературе

уметь:

    Выделять в тексте основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 5-8 классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение)

    Иллюстрировать поэтические произведения, чувствуя настроение, переданное поэтом

    Определять стихотворные размеры, виды рифм, предусмотренные для изучения программой по литературе

    Создавать собственные стихотворные произведения заданной тематики, опираясь на знания теории литературы

Новизна заключается в следующем:

данная программа создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

Материалы и инструменты: стихи русских поэтов XIX века о природе; материалы для иллюстрирования журналов: краски, фломастеры и т.д.

Документация: журнал, план

Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании

Директор зам.директора по М\О:

воспитательной работе Ф.И.руководителя М\О

Халменова Н.Х. Молдагалиева Э.З. Турахбаева Э.Т.

п/п

Тема занятия

Дата

Теоретическое

Практическое

Форма работы

1-2

Осень в лирике русских поэтов. Пейзажная лирика..

Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы

Осень в лирике А.С.Пушкина.

Работа со стихотворениями А.С.Пушкина: чтение стихотворений, выбор подходящих по тематике, анализ стихотворений, особенностей изображения осени у Пушкина.

4-5

Осень в лирике русских поэтов.

6-7

Осень в лирике казахских поэтов.

Подбор стихотворений для журнала

Выпуск журнала “Осень в лирике русских и казахских поэтов”

Работа над журналом

Литературные чтения “Провожаем нашу осень”

11-12

Зима в лирике казахских поэтов.

Проба пера.

Пишем стихотворения о природе

14-15

Зима в лирике русских поэтов.

Знакомство с русскими поэтами. Выразительное чтение.

16-17

Зима в лирике русских и казахских поэтов.

Выпуск журнала “Зима в лирике русских и казахских поэтов”.

Работа над журналом

Зимние забавы в лирике.

Подготовка к литературным чтениям..

Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений

Литературные чтения “Зиму провожаем – весну встречаем”.

Выразительное чтение наизусть

22-23

Весна в лирике казахских поэтов.

Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы.

Проба пера.

Иллюстрирование стихотворений.

Работа по иллюстрации

Средства выразительности языка при изображении картин природы.

Словесное описание

27-28

Проба пера.

Пишем стихотворения о природе.

Весна в лирике русских поэтов.

Знакомство с русскими поэтами. Выразительное чтение.

Весна в лирике русских и казахских поэтов.

Подбор стихотворений для журнала.

Выпуск журнала “Весна в лирике русских и казахских поэтов”.

Работа над журналом

Подготовка к литературным чтениям.

Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений.

Литературные чтения “Встречаем лето”.

Выразительное чтение наизусть

Творческий отчет о проделанной работе.

Отчет

Анна ШИПКОВА,
п. Хасан,
Приморский край

«Устное народное творчество»

Программа факультатива по литературе

Пояснительная записка

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов”. Так выразил своё отношение к устному народному творчеству русский писатель А.Н. Толстой.

Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений. Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества на уроках литературы. Им известны основные жанры фольклора, рассмотрены произведения народного творчества. Учитывая это, работу на факультативе «Устное народное творчество» следует проводить со следующими целями:

  1. Расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества.
  2. Показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка.
  3. Показать влияние произведений устного народного творчества на русскую литературу.

Программа факультатива рассчитана на учащихся 8–10-х классов. Исходя из возрастных особенностей школьников, работа на факультативе учеников 8-х классов будет более эмоциональной, учащихся 10-х классов - более научной. В связи с этим учитель может поставить перед собой дополнительную задачу - раскрыть творческий потенциал учащихся, позволить им показать в полном объёме свои возможности.

На занятиях факультатива учитель может использовать следующие виды работ:

Выразительное чтение текста;

Комментирование текста;

Сравнительный анализ текста;

Фольклорные праздники;

Театрализованное представление текста;

Иллюстрирование;

Заочные экскурсии и пресс-конференции с фольклорными персонажами.

Занятия факультатива следует проводить с привлечением произведений других видов искусства: музыки, живописи, прикладного искусства, кино.

Распределение часов по темам:
  • Введение (1 ч),
  • детский фольклор (2 ч),
  • загадки (1 ч),
  • пословицы и поговорки (1 ч),
  • народные сказки (3 ч),
  • фольклорный театр (1 ч),
  • былины (4 ч),
  • суеверные рассказы (1 ч),
  • предания и легенды (1 ч),
  • сказы Бажова (1 ч),
  • песенное и обрядовое творчество (8 ч),
  • народные заговоры (1 ч),
  • фольклор и русская литература (4 ч),
  • анекдот (1 ч),
  • фольклорные праздники (3 ч),
  • итоговое занятие (1 ч).
Примерное распределение часов по неделям:

1-я неделя. Вводное занятие. Что есть фольклор.

2-я неделя. Детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, пеструшки, потешки, считалки, дразнилки, заклички и приговорки).

3-я неделя. Колыбельная песня в творчестве русских поэтов (Майков. «Спи, дитя моё, усни...»; Л.Мей. «Баю-баюшки-баю...»; В.Брюсов. «Спи, мой мальчик...»; М.Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный...» и другие).

4-я неделя. Загадки. “Загадать вам загадку?” (Меткость, выразительность загадок, тематика.)

5-я неделя. Пословицы и поговорки. “Старинная пословица не мимо молвится”. Лаконичность, меткость, образность пословиц и поговорок, их тематика, отражение народного опыта. В.И. Даль и его книга «Пословицы русского народа».

6-я неделя. Народные сказки. “Что за прелесть эти сказки...” Народные сказители. Волшебные сказки. Социально-бытовые сказки. Докучные сказки.

7-я неделя. Персонажи сказок (Баба-яга, великан, волк, горе, Жар-птица, Змей Горыныч, Иван-богатырь, -дурак, -царевич, Кощей Бессмертный и другие).

8-я неделя. Влияние русской сказки на творчество русских авторов (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Ершов, Горький, Платонов и другие).

9-я неделя. Фольклорный театр. Народная драма. Раёк. Балаган. Темы и персонажи народного балагана. Театр Петрушки. Вертепные представления. Медвежья потеха («Петрушка», «Петрушка в Петербурге», «Барыня и Доктор», «Царь Ирод», Нижегородские ярмарочные райки и другие).

10-я неделя. Ярмарка - народное гулянье. (Фольклорный праздник.)

11-я неделя. Былины. “Русь богатырская”. Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор.

12-я неделя. “Три богатыря”. Главные герои русского эпоса - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

13-я неделя. Социально-бытовые былины: «Соловей Будимирович», «Иван Гостиный Сын», «Ставр Годинович».

14-я неделя. Былины в живописи (Васнецов, Н.Воробьёв, И.Щукин, К.Васильев и другие).

15-я неделя. Суеверные рассказы. (Клады и кладоискатели. Оборотни и заговорённые. Колдуньи и ведьмы. Водяные и русалки. Домашние духи.)

16-я неделя. Предания и легенды. Герои преданий и легенд (Иван Грозный, Ермак, Кудеяр, Пётр I, Суворов, Кутузов). «Иван Грозный в Новгороде», «Ермак под Казанью», «Клады Кудеяра и разбойников», «Петр I воюет со шведским королём», «Царь-работник» и другие.

17-я неделя. Влияние фольклора на творчество П.Бажова. Сказовая основа «Малахитовой шкатулки». Прославление Мастера. Хозяйка Медной горы.

18-я неделя. Фольклорный праздник «Крещенский вечерок». (Девичьи посиделки.)

19-я неделя. Песенное творчество русского народа. Артельные трудовые песни и припевки. Календарные песни. Шуточные и плясовые песни.

20-я неделя. Бунтарские, разбойничьи и тюремные песни и причитания о рекрутах и солдатах.

21-я неделя. Исторические песни («Кулачный бой братьев - Калашничков с Кострюком», «Авдотья Рязаночка», «Гнев Ивана Грозного на сына», «Дума Степана Разина», «Поход Степана Разина на Яик», «Под славным городом под Полтавой», «Разорённая путь-дорожка»).

22-я неделя. Лирические любовные и семейные песни («Не во далечем-далече», «По улице мостовой», «Как пойду я молоденька», «Красна девица во садику гуляла», «Ах, кабы на цветы не морозы»).

23-я неделя. Лирика русской свадьбы. (Свадебные песни, величания и причитания, образность лирических свадебных песен. Свадебные обращения.)

24-я неделя. Частушки, нескладухи, небылицы, страдания. Тематика, современность, язык частушек.

25-я неделя. Фольклорный праздник «Здравствуй, Масленица!».

26-я неделя. Жестокий романс (возникновение, сюжет, художественное своеобразие, романтика жестокого романса, жестокий романс в советское время).

27-я неделя. Народные лирические песни литературного происхождения (Ф.Мерзляков. «Среди долины ровныя»; К.Ф. Рылеев. «Ревела буря»; Ф.Глинка. «Вот мчится тройка удалая» и другие).

28-я неделя. Народные заговоры.

29-я неделя. Влияние устного народного творчества на поэзию XIX века (первая половина). А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, А.В. Кольцов, А.К. Толстой.

30-я неделя. Традиции устного народного творчества в поэзии Некрасова.

31-я неделя. Традиции устного народного творчества в прозе русских писателей (А.К. Толстой. «Встреча через триста лет»; А.А. Бестужев-Марлинский. «Страшное гаданье»; А.Погорельский. «Лафертовская маковница»; М.Загоскин. «Вечер на Хопре»).

32-я неделя. Традиции и новаторство в изображении фольклорных персонажей в произведениях Гоголя и Булгакова («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мастер и Маргарита»).

33-я неделя. Анекдоты (происхождение, тематика, персонажи, злободневность анекдотов).

34-я неделя. «К мудрости ступенька» (итоговое занятие).