Фаберже. Девять яиц, возвращенные в Россию

Роскошь, блеск и великолепие - те слова, которыми можно сопровождать разговор о яйцах Фаберже. Удивительная коллекция, созданная именитыми ювелирами для императорского двора, сегодня известна во всем мире. История яиц Фаберже, насчитывающая более 100 лет, окутана тайной, и содержит в себе немало фактов, секретов и загадок.

Кто такой Фаберже?

Появился на свет в 1846 году в Санкт-Петербурге. В юном возрасте он переехал с семьей в Германию, где и нашел свое призвание. Он получал уроки ювелирного мастерства у самых знаменитых мастеров Германии, Англии и Франции. В возрасте 26 лет Фаберже вернулся на родину, где женился и начал работу в семейной ювелирной фирме. В то время его компания занималась реставрацией различных экспонатов из Эрмитажа. Карл задумал расширить деятельность своей компании и решился на изготовление оригинальных украшений. В 1882 году он изготовил запонки по заказу а еще через три года - и первое яйцо, сделавшее его знаменитым на весь мир. В 1918 году, опасаясь ареста, мастер сбежал из России сначала в Ригу, а затем в Германию. Великий ювелир не смог оправиться от тех потрясений, которые ему пришлось пережить, и в 1920 году умер от болезни сердца.

Как возникла знаменитая коллекция?

Коллекция яиц Фаберже началась с создания в 1885 году первой модели. В те времена было принято преподносить дорогие презенты в день воскресения Христа. И уж, конечно, правители Российской империи делали своим супругам царские подарки. Заказана первая работа была Александром III в качестве подарка на Пасху жене Марии Федоровне. Исполнителем работы стал Карл Фаберже, известный в то время петербургский ювелир немецкого происхождения. Очаровательное яйцо с желтком из золота, внутри которого была спрятана курочка с рубиновой короной, пришлась по душе императрице, и Фаберже был оставлен при дворе в качестве придворного ювелира. С тех пор ежегодно мастер изготавливал новое яйцо с сюрпризом. После смерти Александра III традиция пасхальных подарков сохранилась, и вплоть до 1917 года Николай II каждую весну дарил яйца Фаберже своей жене и матери. До сегодняшнего дня сохранилось немало таких изделий в сокровищницах различных частных коллекций и музейных фондов. По различным документальным источникам, всего был изготовлен 71 экземпляр этих оригинальных реликвий. Из них 52 - для членов императорской семьи. Однако сколько их на самом деле, пока остается загадкой. Дело в том, что работы, изготовленные по заказу императора, вносились в официальные документы. Изделия же, выполняемые для частных коллекций, сохранялись незапротоколированными. Поэтому многие работы автора долгое время оставались неизвестными. Подобная история связана с «яйцом Ротшильдов», хранящимся более 100 лет среди семейного имущества заказчиков. Весь мир узнал о новой работе известного мастера лишь в 2007 году, когда оно было выставлено на продажу.

Где сегодня находятся раритеты?

Из 71 модели до наших дней сохранилось только 62. Остальные работы, известные по старым фотографиям, считаются утерянными. Большая часть знаменитых яиц хранится в государственных музеях различных стран мира: США, Монако, Швейцарии. После расстрела царской семьи многие работы Фаберже были перепроданы, попали в частные коллекции. Наибольшее количество ювелирных работ удалось выкупить за годы своей жизни американскому миллиардеру Форбсу. Позднее, в 2004 году, коллекцию яиц, собранную магнатом, приобрел россиянин Вексельберг. Сегодня яйца Фаберже в России можно увидеть в Москве, в Оружейной палате Кремля. Здесь можно встретить не только пасхальные подарки императора, но и другие изделия, созданные фирмой Фаберже: ювелирные украшения, часы, портсигары и разнообразные миниатюрные фигурки. Также вас ждет с выставкой работ известного мастера в Санкт-Петербурге Шуваловский дворец. Яйца Фаберже, представленные здесь, являются частью частной коллекции господина Вексельберга. Серия знаменитых яиц, выкупленных у Форбса, ежегодно пополняется олигархом.

Самые известные изделия

Работы знаменитого мастера хранятся в музеях различных стран, а также у частных лиц. Коллекционеры всего мира следят за аукционами, на которых выставляются работы популярного ювелира, а охотники за сокровищами мечтают найти утерянные императорские драгоценности. Посмотрим, какие работы Фаберже считаются самыми известными на сегодняшний день.

«Курочка»

Яйцо, изготовленное из золота, с оригинальным сюрпризом - курочкой и рубиновой короной - было заказано Александром III в дар на Пасху 1885 года царице. Фаберже создал копию модели, которую сама Мария Федоровна увидела, еще будучи в раннем возрасте. Датское яйцо было изготовлено из слоновой кости, а в качестве сюрприза внутри у него было кольцо. В память этих детских воспоминаний и была выполнена новая работа. Уникальная фигурка курочки Фаберже имеет сложный механизм, с помощью которого открывается доступ к сюрпризам, спрятанным внутри изделия. Первый - миниатюрная императорская корона, а второй - цепочка с кулоном. На сегодняшний день второй сюрприз считается утраченным. После смерти императорской семьи яйцо кочевало по Франции, Германии, Америке. Сегодня работа знаменитого мастера находится в коллекции Вексельберга, выкупленной им у Форбса. Таким образом, уникальный раритет вернулся на родину.

«Яйцо с бутоном розы»

Еще одна работа именитого мастера. Изготовлена она в необычном для того времени стиле - неоклассицизме. Внутри яйца спрятан Работа была выполнена Фаберже по заказу Николая II для его жены, Александры Федоровны, уроженки города Дармштадт. Ее родной город славился чудесным розарием, по которому скучала молодая императрица. В добрую память о близких сердцу образах и был задуман оригинальный пасхальный подарок. В лепестках бутона была спрятана миниатюрная корона и кулон с рубином. Оба сюрприза считаются утерянными. Яйцо вместе с остальными экземплярами коллекции Форбса были выкуплены Вексельбергом почти за 100 миллионов долларов.

«Ландыши»

Яйцо, выполненное в стиле модерн из розовой эмали, на золотой подставке, с ландышами из жемчуга и золота, было подарено императрице Александре Федоровне в 1898 году в качестве пасхального презента. Как и все работы популярного мастера, оно имеет свой оригинальный сюрприз. При нажатии на жемчужины из яйца появляются медальоны с изображением Николая II и его сестер: княжны Ольги и княжны Татьяны. Медальон императора венчает корона с рубином и бриллиантами. Яйцо, попавшее в коллекцию Форбса, было выкуплено также Виктором Вексельбергом. Сегодня «ландыши» и другие яйца Фаберже, выставка которых организована олигархом, может посмотреть любой желающий в Санкт-Петербурге.

«Московский Кремль»

Самое большое из яиц Фаберже. Выполнено по заказу Николая II в качестве подарка жене в 1906 году. Пасхальная фигура покрыта белой эмалью снизу, а сверху украшена золотым куполом. Подставка выполнена в виде Спасской башни Кремля, а через окошечки можно разглядеть интерьер собора. Сюрприз яйца представляет собой из золота, которая играет пасхальные мелодии. Эта музыка очень нравилась самому императору. «Московский Кремль» - одна из нескольких работ великого мастера, никогда не покидавших Россию. Сегодня шедевр можно увидеть в Оружейной палате Кремля.

«Александровский дворец»

Украшенное золотом, драгоценными камнями, а также миниатюрными портретами детей Николая II, было подарено жене императора в 1908 году. Над каждым портретом алмазами выложены заглавные буквы имен цесаревичей. Сюрприз подарка - миниатюрная модель Александровского дворца, загородной резиденции Николая II. Дворец, выполненный из золота, серебра и укреплен на золотом столике. Сегодня работа хранится в Оружейной палате Кремля.

Сколько стоит яйцо Фаберже?

Работы известного мастера постоянно дорожают. За более чем 100-летнюю историю ювелирных шедевров их цена «подскочила» в среднем в 1000 - 3000 раз. Например, из документальных источников известно, что «яйцо Ротшильдов» в 1902 году оценивалось в 6500 рублей. Через 106 лет, в 2008 году, оно было куплено за 12 миллионов долларов. Самым дорогим на сегодняшний день считается Коронационное яйцо. Выполненное из золота и алмазов, с сюрпризом в виде миниатюрной императорской кареты, оно было изготовлено для жены Николая II в 1896 году. Тогда его стоимость составляла 6700 рублей. В 2004 году яйцо было продано Вексельбергу за 24 миллиона долларов. Российский олигарх выкупил у семьи Форбс и другие яйца Фаберже, цена которых в общей сложности составила 100 млн долларов.

Сколько стоят копии яиц Фаберже?

Существует немало поделок работ знаменитой фирмы. Некоторые из них сделаны талантливыми мастерами. Однако только именное клеймо Фаберже увеличивает рыночную стоимость изделия. В 1990 году в Нью-Йорке была даже организована выставка подделок ювелирных работ автора. Одна из подобных копий, яйцо «Курочка Кельха», была приобретена и Малькольмом Форбсом. Лишь через много лет исследователи смогли доказать истинное авторство работы. Сегодня копии работ известного мастера можно приобрести во многих интернет-магазинах. Визуально такие модели в точности повторяют работы Фаберже. Яйца, фото которых представлены здесь же, в этом случае можно приобрести гораздо дешевле. Стоимость копий «Курочки», «Ландышей» или «Московского Кремля», в зависимости от материала и сложности работы, колеблется от 1000 до 10 000 рублей. Интересен и тот факт, что в 2008 году было решено восстановить компанию Фаберже и начать производство новых коллекций знаменитых яиц. На данный момент новые изделия под знаменитой маркой выпускает талантливый французский мастер Фредерик Заави. Сегодня яйца Фаберже являются образцами высокого искусства и ценятся коллекционерами всего мира.

«Back in business!» - восклицает аукционист Джеймс Брюс-Гардайн, встречая первый ювелирный лот «русских торгов» Christie’s. К этому времени торги идут уже третий час, сменившая дорогую живопись череда дешевых рисунков и деревянной мебели в русском стиле вызывает зевоту в зале. Но на очереди изделия фирмы Фаберже, так что монотонный процесс мгновенно сменяется цепочкой яростных сражений.

Представители миллиардера Виктора Вексельберга, партнеры фонда Aurora Fine Art Investments Владимир Воронченко и Андрей Ружников отчаянно бьются за один из топ-лотов - подарочную табакерку Фаберже с драгоценными камнями, эмалью и портретом императора Николая II. Но побеждает клиент, участвующий в торгах по телефону, - за £937 200 табакерка уходит техасскому промышленнику и крупному коллекционеру Арти Макферрину. Кажется, фонду Aurora вот-вот достанется вторая императорская табакерка - после недолгой торговли все конкуренты сдаются. Но тут за спинами Воронченко и Ружникова появляется взбежавший по лестнице запыхавшийся мужчина в неброском пиджаке и вскидывает руку, привлекая внимание аукциониста. Вновь прибывший с легкостью поднимает цену, прыгая сразу на десятки тысяч фунтов, и за £505 250 табакерка достается ему. «Поздравляю, хорошая вещь», - Воронченко пожимает руку победителю, его лицо при этом не выражает большого радушия.

Александр Иванов утверждает, что владеет крупнейшей в мире коллекцией изделий Фаберже. Фото Романа Шеломенцева для Forbes

Он уже проигрывал этому человеку три года назад, когда в том же самом зале особняка Christie’s на лондонской Кинг-стрит за $18,5 млн было продано пасхальное «яйцо Ротшильда» (ценовой рекорд за отдельный предмет, сделанный мастерской российского ювелира). Победитель тем временем садится в зал и с той же небрежностью скупает большую часть выставленных на «русские торги» изделий Фаберже. Человека зовут Александр Иванов. У него есть собственный музей Фаберже в немецком городе Баден-Баден, и он утверждает, что владеет самой крупной в мире коллекцией этих изделий - около 3000 предметов.

Треугольник для ценителей Фаберже

В истории России нет более известной ювелирной фирмы, чем Фаберже. На мировом уровне имя Петера Карла Фаберже звучит не менее внушительно, чем имена Чарльза Тиффани или Луи-Франсуа Картье, а стоят изделия русского ювелира - портсигары, часы, резные фигурки, брошки - уже гораздо дороже, чем продукция его давнишних конкурентов. Российские коллекционеры развернули настоящую охоту за Фаберже: одни скупают его совсем тихо и не показывают никому, другие, как Александр Иванов, действуют мощно и открыто, как бульдозер. Самые заметные покупки совершаются на аукционах. Но куда чаще сделки оформляются в тишине частных домов или в удобных офисах специализированных салонов.

Один из них - всего в 10 минутах ходьбы от лондонского зала Christie’s. В середине декабря в Лондоне полным ходом идут рождественские распродажи, главные торговые улицы перекрыты для автомобильного движения и заполнены десятками тысяч людей, переходящих из магазина в магазин. Витрина фирмы Wartski, «Поставщиков Ее Величества Королевы и Его Королевского Высочества Принца Уэльского», скидок не обещает: не видит смысла зазывать случайных прохожих. Здесь особые клиенты. Вот директор Wartski Киран Маккарти почтительно сопровождает от стенда к стенду обвешанную дорогими украшениями пожилую даму. За стеклом выставлены десятки изделий Фаберже - портсигары, часы, цветы, фигурки зверей. Из них 56 предметов - собрание одного из русских коллекционеров. Это называется выставкой, но все продается, хотя ценников нет. «Сколько это стоит, кто продавец, кто покупатели?» На все три вопроса Маккарти отвечает: традиции фирмы исключают разглашение подобной информации. Но мир Фаберже тесен, все знают всех, и сразу несколько приехавших на «русские торги» охотников за Фаберже рассказывают Forbes, что выставленную в Wartski коллекцию собрал лондонский арт-дилер Виктор Илюхин (сам он от общения с Forbes уклонился), за все про все он хочет выручить не меньше £20 млн. Например, за фигурку богомольца из яшмы, нефрита и оникса в Wartski просят £2,5 млн, а за букетик ландышей из золота, нефрита и розовых бриллиантов - £1 млн.

У Wartski почти всегда дороже, чем на аукционах, но фирма торгует Фаберже уже более 80 лет и гарантирует качество и подлинность, говорят коллекционеры. К тому же таков нынешний уровень цен: те же ландыши в 1994-м купили за $18 000, в 1998 году - уже за $180 000. Есть ли покупатели сегодня? «Конечно, и мы уже продали несколько предметов из этой коллекции по очень хорошей цене», - отвечает Маккарти, элегантный мужчина средних лет, автор нескольких исследований о самом известном российском ювелире. У Wartski есть клиенты, покупающие одно изделие Фаберже раз в несколько лет, и есть те, кто ежегодно покупает десяток-другой. Среди постоянных клиентов много русских, уточняет Маккарти, но купленное ими, как правило, остается здесь же - в хранилищах фирмы или аукционных домов. «Если вы начертите условный треугольник между Wartski, Christie’s и Sotheby’s, то внутри этого треугольника окажется больше предметов Фаберже, чем во всей России», - говорит директор Wartski. Входит ли в число русских клиентов Александр Иванов? С разрешения последнего Маккарти подтверждает - да, в лондонской фирме его знают уже 10 лет.

Коллекция Иванова за $2 млрд

Если пройти метров сто от московского ЦУМа до Пушечной улицы, то справа от вас будет двухэтажное старое здание. На одном из его подъездов висит маленькая табличка «Русский национальный музей». Но это не музей, в здании нет экспозиций, а название - торговая марка, зарегистрированная Александром Ивановым еще в 1993 году. За прозрачной входной дверью длинный коридор, по бокам несколько лавок, предлагающих стандартный для Москвы набор антиквариата. Стоят стенды с книгами, написанными владельцем музея, - о ювелирном деле, о пробирном деле, о Фаберже. Парадный кабинет Иванова находится в соседнем здании, но сам он, по его признанию, предпочитает сидеть здесь, в крошечном закутке, заваленном пыльными каталогами, книгами, брошюрами и плакатами. Ничто вокруг не выдает в хозяине помещения человека, оценивающего свою коллекцию минимум в $2 млрд. «Эти деньги мне уже сейчас предлагают арабские шейхи, но я не продам, она стоит дороже», - уверяет Иванов.

Внешнюю скромность хозяин помещения объясняет стилем бизнеса. «Я никогда не покупал самолетов, президентских номеров, я езжу на «тойоте», я не трачу деньги на ерунду, у меня все вложено в антиквариат», - говорит он. По словам Иванова, собирать антикварные вещи он стал еще в конце 1980-х годов, будучи студентом юрфака МГУ и успешным кооператором. Созданный им кооператив «Селена» ввозил в СССР компьютеры, в обмен поставляя удобрения, и зарабатывал на разнице внешних и внутренних цен огромную прибыль: в одном 1988 году, по словам Иванова, она составила $6 млн. «Деньги буквально не на что было тратить, и я начал скупать антиквариат, который стоил копейки», - продолжает он. Где-то рядом, говорит он, работал кооператив «Техника» Артема Тарасова. «Первый советский миллионер» и нынешний советник главы финансовой корпорации «Метрополь» Тарасов не помнит Иванова, но подтверждает: такие деньги в этом бизнесе заработать было вполне реально и антикварные шедевры стоили тогда очень дешево. «Один человек купил картину Малевича за $3000, привез мне, она у меня долго лежала в Англии, в сейфе, потом я ее перепродал за $150 000, - рассказывает Тарасов. - А сейчас она, насколько я знаю, стоит $10–20 млн». Еще один пионер отечественного капитализма, создатель Российской товарно-сырьевой биржи Константин Боровой рассказал Forbes, что помнит кооператив под названием «Селена»: «Это была стопроцентно кагэбэшная структура, они не боялись вообще ничего, вывозили сырье в больших объемах, ввозили компьютеры, я их несколько раз покупал у «Селены». Заработать $6 млн в год? «Без проблем, в месяц можно было такие деньги заработать, особенно если за тобой стоял понятно кто», - добавляет он.

Иванов говорит, что из бизнеса ушел в начале 1990-х и с тех пор не занимается ничем, кроме купли-продажи антиквариата. Начав с изобразительного искусства, в 1990-х годах он переключился на Фаберже, который стал со временем делом всей его жизни. «Но у меня есть и другие собрания - большая коллекция старых автомобилей, золото доколумбовой эпохи, большая коллекция старых мастеров, включая несколько работ Леонардо да Винчи», - неожиданно добавляет он. На его лице нет ни тени иронии.

У владельца «Русского национального музея» необычная репутация на российском антикварном рынке: о нем неохотно говорят коллеги по цеху, а те, кто что-то рассказывает, запрещают упоминать их имена. «Не хочу, чтобы мне потом проломили голову ломиком в подъезде», - говорит один из них. Этот источник и еще несколько опрошенных Forbes участников арт-рынка полагают, что Иванов преувеличивает и коллекции такого масштаба у него нет, а купля-продажа антиквариата в принципе не может приносить доходы, которые позволяли бы тратить десятки миллионов долларов на покупку Фаберже. «Он действительно покупает много хороших, качественных вещей, но я не знаю, чьи это деньги, может быть, тайных партнеров или людей в погонах, я даже не хочу этого знать», - говорит один из участников антикварного рынка.

Иванов все эти предположения напрочь отметает. «Никаких партнеров у меня никогда не было, к правоохранительным органам отношения не имею, в КГБ никогда не служил, про меня еще много подобного рассказывают», - говорит он. Все это он называет сплетнями, основанными на зависти. «У меня действительно есть много друзей в высоких сферах, в том числе во властных, я их знаю еще с конца 1980-х годов, иногда продаю им что-нибудь или консультирую, но не более того», - продолжает Иванов. Но одно лишь «яйцо Ротшильда» и открывшийся полтора года спустя музей Фаберже в Баден-Бадене обошлись ему примерно в $50 млн. Откуда такие деньги у человека, который не занимается бизнесом с начала 1990-х? «Я все время покупаю недооцененные вещи и через какое-то время перепродаю с большой выгодой, ну, продал несколько десятков вещей Фаберже калибром поменьше», - отвечает Иванов.

Кто покупает Фаберже? В России множество частных собраний антиквариата и искусства, о которых порой ничего не известно не только широкой публике, но даже самим специалистам, говорит вице-президент Ассоциации антикваров Санкт-Петербурга Михаил Суслов. Хороший пример - бывший глава «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев, об оцениваемой в сотни миллионов долларов коллекции живописи которого стало известно только благодаря его бракоразводному процессу, считает он. «Наш мир очень маленький, мы всех знаем, а тут все делалось настолько тихо, что не знал вообще никто, хотя Рыболовлев открытый бизнесмен, официальный миллиардер, ему вроде нечего опасаться», - подчеркивает Суслов. У кого только нет Фаберже. Когда готовился к печати этот номер, в информационные агентства поступило сообщение об ограблении дома основателя компании «Русское золото» Александра Таранцева. Среди похищенного - изделия петербургской ювелирной фирмы.

Участникам рынка известно о коллекциях Фаберже, собранных девелопером Шалвой Чигиринским и бывшим президентом «Спартака» Андреем Червиченко, но они допускают, что в России могут быть и другие крупные собиратели. Иванов уточняет: «Антиквариат покупает очень много людей, в том числе чиновники, за такие колоссальные деньги - караул. Кроме того, чиновники у нас очень любят подарки, очень дорогие подарки».

Стремительный рост цен на Фаберже объясняется не только интересом со стороны богатых россиян. Изделия этой фирмы в равной степени привлекательны и для иностранцев. Причина - в истории.

Коллекция Вексельберга за $350 млн

По мировым меркам рынок русского искусства невероятно мал, а признанные за рубежом его разделы можно пересчитать по пальцам одной руки: немного классической русской живописи, немного авангарда, иконы, фарфор и Фаберже. «Фаберже - единственный рынок русского искусства, где есть серьезные зарубежные коллекционеры, готовые платить большие деньги и даже покупать «против» русских», - рассказывает глава русского отдела Christie’s Алексей Тизенгаузен. Более того, нынешний рынок Фаберже в решающей степени был сформирован усилиями западных антикваров и коллекционеров, поскольку именно на Западе после 1917 года оказалось значительное количество изделий фирмы. Советская власть не нуждалась в украшениях, но ей требовалась валюта. В числе прочих произведений искусства СССР продал за границу много работ Фаберже. Точные данные об объемах и адресатах таких продаж не обнародованы до сих пор, но известно, что многие предметы продавались буквально «на вес».

Тогда Фаберже воспринимался не более чем «товар секонд-хенд», говорит совладелец нью-йоркской антикварной галереи A La Vieille Russie (ALVR) Пол Шеффер. «У нас сохранились инвойсы от советского правительства: фигурки зверей продавались по цене до $2, цветы - по $2–5, множество объектов по цене около $1», - продолжает Шеффер. В 1930-х годах ALVR и Wartski стали крупнейшими покупателями Фаберже, а затем - его крупнейшими продавцами, которые сумели удержать и продвинуть это имя на западном рынке, после того как фирма Фаберже перестала существовать.

Над созданием репутации изделий Фаберже как уникальных символов роскоши исчезнувшей империи антиквары трудились неспешно и бережно. Круг покупателей постепенно ширился - в основном это были крупные промышленники и звезды шоу-бизнеса. Росла и цена. В начале 1960-х годов фигурки зверей продавались за $500–800, цветы - за $850, пасхальные яйца - по $1000–2000. Больших коллекций почти не было. Задачу собрать системную коллекцию первым поставил перед собой издатель журнала Forbes Малкольм Форбс.

Купив в 1960 году в одном из лондонских антикварных магазинов за $1000 портсигар Фаберже (он не знал такой марки, просто понравилось), Форбс заразился тем, что сам иронично называл Faberge bug, «вирусом Фаберже». К концу жизни у него было более 300 предметов, включая крупнейшую в мире частную коллекцию пасхальных яиц. То, что Форбс покупал за тысячи и десятки тысяч долларов, к концу 1980-х годов стоило уже сотни тысяч и миллионы. Когда через 14 лет после его смерти, в 2004 году, наследники решили выставить на Sotheby’s большую часть коллекции, называемой к тому времени не иначе как легендарной, этих торгов ждали буквально все серьезные собиратели Фаберже, рассчитывая купить хоть что-нибудь. Продажа коллекции целиком за несколько дней до аукциона российскому бизнесмену Виктору Вексельбергу стала шоком для этого сообщества.

«Никто не думал, что так произойдет, потом даже были жалобы, какие-то сутяжнические обращения в Sotheby’s, но юридически все было сделано чисто», - говорит Владимир Воронченко. Он не только представитель Aurora Fine Art Investments, но и президент учрежденного Вексельбергом фонда «Связь времен», а также ближайший партнер и консультант этого миллиардера на арт-рынке. Двести пятнадцать изделий Фаберже из самой известной в мире частной коллекции, включая девять императорских пасхальных яиц, - Вексельберг просто не мог упустить такой шанс. «Он как раз хотел приобрести что-то уникальное, значимое, с чего-то начать новое увлечение, а такие коллекции позволяют сократить время и дают фору, ведь мы, к сожалению, не так уж молоды», - поясняет Воронченко. Оценки суммы сделки колеблются от $130 млн до $250 млн. И это было только начало - фонд Вексельберга продолжил скупать лучшие изделия Фаберже, появляющиеся на рынке. На сегодняшний день его коллекция насчитывает около 700 предметов. «Это, безусловно, крупнейшая частная коллекция Фаберже не только в России, но и во всем мире», - говорит гендиректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

По оценкам, на это собрание было потрачено в общей сложности более $350 млн. Изделия Фаберже должны были стать основой созданного в 2005 году фонда Aurora Fine Arts Investments. Замысел был в том, чтобы собрать несколько коллекций предметов искусства и потом перепродать их с выгодой, поделив прибыль между пайщиками. Однако около года назад фонд был фактически ликвидирован, а коллекция Вексельберга станет экспозицией двух частных музеев, которые в ближайшие годы откроются в Санкт-Петербурге и Москве.

В любом случае в ближайшее время Вексельберг не планирует продавать своего Фаберже, уверяет Воронченко, но объемы покупок изделий знаменитого ювелира в последнее время значительно снизились. «Что бы сейчас ни появилось на рынке, у нас это есть и, как правило, лучшего качества», - поясняет Воронченко. Однако продававшееся в декабре 2007 года «яйцо Ротшильда» - предмет уникальный, почему же после длительной борьбы представители Вексельберга все же уступили его Иванову? «Я думаю, мне просто повезло, может быть, они замешкались или слишком долго думали, стоило им только захотеть, я бы его не получил», - говорит об этих торгах Иванов. Воронченко говорит, что биться до конца не стремился: «У нас и так уже 15 пасхальных яиц, и это все-таки не «императорское» яйцо».

Антиквары - клубок змей

«После продажи «яйца Ротшильда» были разные статейки: вот, сам руку на аукционе поднимал, понтовался и так далее - но мне-то что скрывать?» - разводит руками Иванов. «Если чиновники скрывают свои доходы, берут отдельную комнату и оттуда тихо покупают, это их дело», - добавляет он.

На декабрьские торги Christie’s 2010 года Иванов опоздал, потому что застрял в пробке, он едва успел к продаже императорской табакерки. Но, включившись в игру, коллекционер потратил более полутора миллиона фунтов стерлингов. «Приходи завтра на Christie’s - я буду забирать то, что купил на прошлых торгах, посмотришь», - предлагает Иванов, когда публика покидает зал. В последние годы он, по собственному утверждению, покупает на аукционах по 40–50 изделий Фаберже в год.

Экспозиция музея Фаберже в Баден-Бадене насчитывает сейчас около 700 предметов, и их постоянно ротируют. Эта ротация, рассчитывает Иванов, позволит ему поднять цену на работы из своей коллекции. «Музей работает на создание имиджа вещей. Если у «музея Фаберже» будет история, цена будет в разы выше, это понятно», - поясняет коллекционер. Недруги Иванова полагают, что наравне с действительно качественными вещами так можно подмешать в коллекцию и фальшивки; это позволит потом сбыть последние. Иванов над этим только смеется. «На фальшаке не сделаешь больших денег, все же всплывет рано или поздно, все откроется, да и зачем мне это нужно, когда вокруг столько настоящего Фаберже!» - восклицает он.

Проблема в том, что никто не знает, сколько вокруг настоящего Фаберже. Нет даже единого мнения о том, сколько предметов за всю свою историю сделала фирма: оценки колеблются в пределах от 120 000 до 400 000–500 000 изделий. «Обнаружена только часть архивов, и до сих пор не найдены товарные книги, по которым можно определить, что было сделано в Москве и Санкт-Петербурге и когда кто что и за сколько купил», - рассказывает Тизенгаузен. Полного каталога фирмы, как у Cartier или Boucheron, и вовсе не существует, добавляет он. После революции десятки тысяч предметов Фаберже могли быть переплавлены, уничтожены, разобраны, а могли сохраниться и ждать своего часа в частных руках. Есть ли они и где - загадка.

С середины 1960-х на аукционах появилось всего 35 000 лотов Фаберже. Большая их часть осела в коллекциях, а меньшая - регулярно меняет владельцев. 3000 предметов Фаберже, о которых говорит владелец «Русского национального музея», в одних руках - это очень много, никто до Иванова не заявлял об обладании такой коллекцией. Из опрошенных Forbes коллекционеров и дилеров никто не видел коллекцию Иванова целиком, поэтому многие сомневаются в достоверности этой цифры. Иванов отвечает, что не собирается никого убеждать. «Антикварный рынок - это клубок змей, поэтому мы ото всех абстрагируемся, общаемся только маленьким кругом и нам все равно, что все они говорят», - говорит Иванов, протягивая толстую пачку инвойсов в кассу аукциона Christie’s.

Http://www.newsru.com

2004 NEWSru.com

Российский бизнесмен оптом купил яйца Фаберже: уникальная коллекция возвращается в Россию

(2004-02-05)

Коллекция императорских пасхальных яиц работы Карла Фаберже возвращается в Россию.

В Нью-Йорке совершена беспрецедентная сделка: российский бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел уникальную коллекцию ювелирных изделий Карла Фаберже у семьи Форбс. В коллекции - девять императорских пасхальных яиц. Господин Вексельберг заплатил за коллекцию более 100 млн долларов и пообещал вернуть ее в Россию.

Виктор Вексельберг - председатель совета директоров и совладелец ЗАО "Ренова". Компания является крупным акционером "СУАЛа" и ТНК-BP, владеет контрольным пакетом акций порта Восточный (Приморский край) и 50% акций Первого контейнерного терминала в Санкт-Петербурге, Коломенским заводом (тепловозы, двигатели к ним) и рядом более мелких активов.

Императорские пасхальные яйца оптом еще никто не покупал, отмечает газета "Коммерсант". Даже в безумные 1920-1930-е, когда большевики взялись распродавать царские сокровища, западные коллекционеры приобретали их по одному. И вот теперь Виктор Вексельберг купил девять императорских, самых лучших и дорогих пасхальных яиц Фаберже и еще около 190 предметов - брошей, табакерок и чернильных приборов.

Причем купил не просто оптом, а буквально увел из-под носа сотен коллекционеров Фаберже, которые с вожделением ожидали аукциона Sotheby`s.

Аукционный дом Sotheby"s планировал выставить коллекцию изделий Карла Фаберже, принадлежавшую семье Форбс, на аукционе в Нью-Йорке в конце апреля. Основу коллекции из 200 предметов составляют девять пасхальных яиц, выполненных Карлом Фаберже по заказу российской императорской семьи. В их числе самое знаменитое произведение ювелира - Коронационное яйцо, сделанное для Николая II. Это крупнейшая частная коллекция императорских пасхальных яиц.

Газета "Известия" полагает, что Виктор Вексельберг купил императорские яйца, чтобы возвратить ее на родину, то есть из патриотических побуждений.

Патриотические чувства, отмечают российские газеты, не дешево обошлись господину Вексельбергу.

Точная сумма сделки сохраняется в тайне. Известно, что оценочная сумма яиц - 90 млн долларов, однако представитель Вексельберга в среду признался, что было "заплачено намного больше 90 миллионов". - Насколько больше?" - "Намного больше".

Семья Форбсов тоже хранит конфиденциальность, однако расширяет диапазон оценочной стоимости яиц - от 90 до 120 млн долларов. По другим оценкам, яйца Фаберже были куплены за 150 млн долларов, отмечает газета "Ведомости".

Снятие лота с торгов - беспрецедентное явление для аукциона Sotheby`s

"Продажа лотов до аукциона - это очень необычный шаг. Чтобы заставить Sotheby"s сделать это, нужно было предложить им сумму, которая превысила бы все возможные ожидания", - объясняет сотрудник Министерства культуры.

Один из коллег Андрей Шторх говорит, что Вексельберга впечатлили уникальность и ценность этой коллекции.

"Могу сказать только, что он потратил на покупку весьма значительную часть своего состояния", - сказал Шторх.

В связи с продажей коллекции президент Sotheby`s Билл Рупрект выступил с заявлением, в котором назвал это событие "неожиданным и исключительным".

По его словам, Sotheby`s готовился к аукциону, когда получил столь необычное предложение со стороны российского предпринимателя. Этот факт, а также то, что императорские пасхальные яйца Фаберже вернутся в Россию, заставили, по его словам, "серьезно" отнестись к этому вопросу.

Рупрект выразил благодарность Вексельбергу за то, что он согласился провести выставку работ Фаберже в Нью-Йорке, чтобы "люди получили последнюю возможность увидеть эти работы перед их возвращением в Россию".

С заявлением по поводу продажи коллекции выступила также семья Форбсов. "Семья Форбсов рада, что наступление новой эры в России сделало возможным возвращение этих выдающихся произведений, - говорится в заявлении. - Это - изумительное по своей романтичности завершение одного из величайших событий в истории искусств".

Об этом сообщил в четверг руководитель департамента сохранения культурных ценностей Минкультуры РФ Анатолий Вилков, передает "Интерфакс".

"Право на выбор музея для предоставления коллекции в экспозицию, разумеется, за ним. Если он обратится к нам за рекомендацией, то мы взвесим все обстоятельства и условия и предложим наш вариант. Учитывая исторически сложившуюся традицию хранения яиц Фаберже в Кремле, конечно, наиболее эффектно было бы представить коллекцию именно там", - сказал Вилков.

"Если эта выставка состоится, то она будет фантастической - мы воссоединим 10 яиц, хранящихся у нас, с девятью, возвращенными в Россию", - подчеркнул Вилков.

Покупка коллекции Фаберже и ее возвращение в Россию стала возможна благодаря новому таможенному кодексу

С 1 января 2004 в России действует новый Таможенный кодекс. В нем предусмотрено полное освобождение от налогов и таможенных платежей на ввоз культурных ценностей - разумеется, при условии их специальной регистрации. И при подтверждении Минкульта, что предмет действительно является произведением искусства.

Раньше такое было невозможно из-за высокого НДС. Если человек ввозил картину или иное какое произведение искусства, он обязан был предъявить чек и заплатить 30% стоимости (для физических лиц), либо Комитет по культуре правительства Москвы присылал своего контролера, который оценивал картину на месте.

Такое положение вещей, конечно, коллекционеров не устраивало. Те, кому никак не хотелось расстаться с любимой картиной, вынуждены были искать поддельные чеки у знакомых галерейщиков на Западе, либо прибегать к взяточничеству "на месте", пишет "Независимая Газета".

Остальные выбирали для себя третий путь: купленные вещи покупатели оставляли на Западе. Особую трудность составляли предметы, приобретенные на знаменитых аукционах, - цена лотов объявлялась во всеуслышание, умалить ее было уже нельзя. Аукционные шедевры почти все оставались в банковских сейфах, в хранилищах аукционных домов и галерей. В итоге никто ничего не платил и никто ничего не получал. За незаконный вывоз по российскому законодательству полагалось только изъятие, а "неправильный" ввоз подпадал под уголовную статью.

Фаберже является и сегодня, пожалуй, одним из самых известных ювелирных брендов. А всё благодаря драгоценным яйцам, которые выпускались этим ювелирным домом для российской императорской семьи. Сегодня эти произведения искусства являются огромной редкостью, овеяны тайнами, а их стоимость доходит до десятков миллионов долларов. В нашем обзоре малоизвестные факты о самых известных в мире яйцах.

1. Первое яйцо было сделано в 1885 году по заказу Александра III

Традиция разрисовывать пасхальные яйца существовала в России издревле. Следовала ей и императорская семья. Но в 1885 году царь Александр III, сам того не подозревая, традицию эту несколько трансформировал. Решив удивить свою супругу, императрицу Марию Федоровну, он сделал ей особый подарок – яйцо с секретом.


Это было драгоценной яйцо, покрытое белой эмалью, поперёк которого шла золотая полоса. Оно открывалось, а внутри находился золотой «желток». В нём в свою очередь сидела золотая курочка, внутри которой были рубиновые корона и подвеска. Императрица от такого подарка пришла в полнейший восторг.

2. У первого яйца был прототип

Вообще-то Фаберже не сам придумал эту пасхальную матрёшку. По задумке Александра III, пасхальное яйцо с секретом должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня.

Они находятся: в замке Розенборг (Копенгаген); в музее Истории искусств (Вена) и в частной коллекции (ранее - в художественной галерее «Зелёные своды», Дрезден). Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней - кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

3. Во всех яйцах Фаберже есть сюрприз

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, сделавший яйцо, моментально превратился в придворного ювелира и получил пожизненный заказ. Он должен был изготавливать по яйцу ежегодно. Условие было только одно – яйцо должно содержать какой-то сюрприз. То, что оно должно быть сделано в единственном экземпляре, даже не обсуждалось.

С тех пор Александр III на каждую Пасху преподносил своей супруге новое драгоценное яйцо. Продолжил эту традицию сын Александра III, Николай II, который в пасхальным праздникам дарил драгоценные яйца своей матери и супруге.


В каждом яйце Фаберже было спрятано крошечное чудо: миниатюрная копия королевской короны, рубиновая подвеска, механический лебедь, слон, золотая мини-копия дворца, 11 крошечных портретов на мольберте, модель корабля, точная рабочая копия королевской кареты и т.д..

4. Большевики недооценили яйца Фаберже и тем самым спасли их


После Октябрьского переворота большевики пытаясь пополнить казну «первого в мире коммунистического государства» распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея «Эрмитаж» и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу.

В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов.

Впрочем, именно благодаря этой нелестной для создателя ювелирных шедевров оценке, яйца Фаберже были спасены от переплавки.


Таким образом сохранилось одно из самых невероятных творений Фаберже - яйцо «Павлин». Внутри шедевра из хрусталя и золота находился эмалированный павлин. Причем эта птичка была механической - когда её снимали с золотой ветви, то павлин поднимал свой хвост подобно настоящей птице и даже мог ходить.

5. Судьба нескольких яиц неизвестна

Всего для Российского императорского двора Фаберже изготовил 52 яйца, 19 других были выполнены по заказам частных лиц. После революции 1917 года многие были утеряны. До наших дней дошли 62 яйца, из них 10 изделий находятся в коллекции Кремля, часть принадлежит ювелирному дому Fabergé, остальные – в музеях и частных коллекциях.

О нахождении нескольких императорских яиц доподлинно неизвестно. Например, тайной овеяна судьба яйца-несессер, созданного в мастерской Фаберже в 1889 году.


В последний раз это яйцо якобы видели в одном из лондонских магазинов в 1949 году. По слухам оно было продано неизвестному за $1250.

6. Одно из императорских яиц купил скупщик лома драгметаллов за 8000 фунтов

Одно из утерянных императорских пасхальных яиц было найдено совершенно удивительным образом. Это яйцо, принадлежавшее императрице Марии Федоровне, а затем бесследно пропавшее более чем на 90 лет, было приобретено на блошином рынке в США скупщиком драгоценного лома.

Последний раз это изделие Фаберже видели в 1922 году в Москве. Яйцо, изготовленное из золота и украшенное бриллиантами и сапфирами, высотой 8,2 см, было конфисковано большевиками. Дальнейшая его судьба долгое время оставалась неизвестной, пока в 1964 году уникальное произведение ювелирного искусства не пошло с молотка на нью-йоркском аукционе под названием «золотые часы в форме яйца» – за 2 450 долларов.


Американец, купивший золотое яйцо за 8 тысяч фунтов ($ 14 000) не мог знать его истинной ценности. В течение нескольких лет он пытался продать яйцо, храня его у себя на кухне. Устав от безуспешных попыток, он попытался что-то выяснить про изготовителя и набрал в поисковой системе выгравированное на встроенных часах имя. Так он наткнулся на статью Кирана Маккарти, директора королевского ювелирного дома «Вартски» (Wartski). Он позвонил Маккарти, а затем приехал в Лондон с фотографиями своей покупки.

Эксперт сразу узнал на них одно из яиц, созданных известным ювелиром для членов российской императорской семьи.

«Наверно, схожие чувства испытал Индиана Джонс, когда он нашел потерянный ковчег», – так описал свои эмоциижурналистам глава ювелирного дома.

7. Королева Елизавета II владеет тремя императорскими яйцами Фаберже

В коллекции британской королевской семьи есть три императорских пасхальных яйца Фаберже: «Колоннада», «Корзина цветов» и «Мозаика». Цветочная корзинка – самый известный шедевр в этой тройке. Миниатюрный букетик цветов невероятно реалистичен!


Британская коллекция изделий Фаберже является одной из самых больших в мире. Кроме легендарных яиц, в ней есть несколько сотен ювелирных шедевров: шкатулки, рамки, фигурки животных и личные украшения членов Императорских домов России, Великобритании и Дании. Несмотря на размер британской коллекции, это лишь малая часть из 200 000 ювелирных изделий, выпущенных ювелирным домом Фаберже.

4 февраля 2004 аукционный дом Sotheby"s объявил о продаже по частному соглашнию коллекции Фаберже Форбса российскому промышленнику Виктору Вексельбергу, который вернул яйца в Россию. До возвращения в Россию коллекция, включающая легендарные девять Императорских Пасхальных Яиц, была представлена на общественной выставке в Сотби в Нью-Йорке. Эта часть коллекции, состоящая из девяти яиц, была оценена в 90 миллионов долларов, окончательная сумма сделки не разглашается. Аукционный дом Сотби осуществлял эту частную сделку от имени семейства Форбс.

Виктор Вексельберг купил девять императорских, самых лучших и дорогих пасхальных яиц Фаберже и еще около 190 предметов – брошей, табакерок и чернильных приборов. Причем купил не просто оптом, а буквально увел из-под носа сотен коллекционеров Фаберже, которые с вожделением ожидали аукциона Sotheby`s, с пафосом заявленного на апрель 2004 года.

Распродаваться должна была коллекция Малькольма Форбса, основателя журнала Forbes. Свой первый предмет Фаберже он купил в 1960 году – это был золотой портсигар. Через пять лет мистер Форбс приобрел свое первое яйцо герцогини Мальборо. Еще через 20 лет он купил первое императорское пасхальное яйцо – "Яйцо с кукушкой". Коллекционирование предметов Фаберже, в первую очередь сделанных для императорской семьи, стало страстью господина Форбса. По числу яиц он даже обошел коллекцию Кремля – так как нашел еще и два яйца-сувенира, сделанных для промышленника Кельха.

После смерти "старика" Форбса (он умер от инфаркта в 1990 году) его наследники стали распродавать коллекцию. В апреле 2002 года на торги Christie`s было выставлено "Зимнее яйцо" и еще 68 предметов из собрания. Тогда это было сенсацией – "Зимнее яйцо" даже привозили в Россию "на смотрины". В итоге яйцо купили за $9,6 млн, все остальное – за $5,1 млн. И вот теперь на Sotheby`s должны были выставить оставшуюся часть собрания с девятью яйцами во главе.

Давайте посмотри, что же вернулось в Россию.

1. Самое дорогое и знаменитое яйцо - "Коронационное"

2. Самое первое простое императорское Яйцо с курочкой, которое Александр III заказал у Фаберже в 1885 году

3. Немного эклектичное "Ренессансное" (1894 год)

4. Скромное яйцо с розой (1895 год)

5. "Ландышевое" (1898 год)

6. "К 15-й годовщине коронации" (1911 год)

7. "Померанцевое дерево", увешанное розовыми бриллиантами (1911 год)

8. Барочное "Петушок", которое Николай II подарил матери (1903 год)

9. Яйцо с орденом святого Георгия, единственное покинувшее Россию в руках владельца (императрица Мария Федоровна увезла его в Данию; 1916 год).

Заказ, по которому Фаберже делал яйца для царя, содержал выполнение трех условий: яйцеобразная форма; сюрприз, содержащий связь с каким-либо событием царской семьи и третье условие - чтобы произведение не имело повтора. Таким образом, эти пасхальные подарки были созданы украшенными царскими монограммами или датами, на некоторых имелись миниатюрные портреты детей и самого императора или изображения царских резиденций, два из них содержали в себе модели кораблей, на которых плавал последний русский император. Яйцо торжественно преподносилось царю либо самим Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением и неизменно встречалось с большим восторгом, так как при этом все могли увидеть сюрприз, скрытый в подарке.