Евгений шварц интересные факты. Шварц евгений львович краткая биография

В Казани в семье врача.

Его отец, выпускник Казанского университета, принимал участие в деятельности левых социал‑демократических организаций, подлежал гласному надзору полиции. Мать была актрисой‑любительницей, в юности играла в спектаклях драматического кружка известного театрального деятеля барона Николая Дризена. Детство Шварца прошло в Майкопе.

В 1913 году Евгений Шварц окончил Майкопское реальное училище.

В 1914‑1916 годах он учился на юридическом факультете Московского университета.

Играл в актерских коллективах Екатеринодара (ныне ‑ Краснодар). В 1917 году участвовал в создании театра "Театральная мастерская" (Ростов‑на Дону) под управлением Павла Вейсбрема.

С 1920 года Шварц был зачислен в политотдел Кавказского фронта артистом и театральным инструктором. Играл в Театре новой драмы "Пролеткульта".

В 1922 году переехал в Ленинград , работал продавцом в книжном магазине на Литейном проспекте, секретарем Корнея Чуковского. В этот же период он сблизился с группой "Серапионовы братья". Шварц выступал как актер‑импровизатор, конферансье, режиссер и автор совместно с Михаилом Зощенко и Львом Лунцем шуточных представлений в Доме искусств.

В 1923 году Шварц в печати как фельетонист и автор стихотворных сатирических обозрений в газете "Кочегарка" в городе Бахмут (ныне Артемовск).

В 1924 в журнале "Воробей" вышла написанная в стихах первая сказка Шварца "Рассказ старой балалайки". Сказка получила одобрение поэта Сергея Маршака, ее отметил Осип Мандельштам.

В 1925‑1931 годах Шварц был редактором детского отдела Госиздата.

В конце 1920 х годов Шварц обратился к драматургии. Большинство его пьес было поставлено в Ленинграде. В 1929 году он написал свою первую пьесу "Ундервуд", в 1933 году вышла его вторая пьеса — "Клад", в 1934 году в журнале "Звезда" была напечатана сатирическая пьеса "Похождения Гогенштауфена", рассказывающая о жизни одного из советских учреждений.

Шварц использовал сюжеты народных сказок и сказок Ганса Андерсена для создания собственного художественного мира и живых оригинальных характеров. В этой манере он написал пьесы "Голый король" (1934, опубликована 1960), "Красная шапочка" (1937), "Снежная королева" (1938), "Тень" (1940).

В годы Великой Отечественной войны (1941‑1945) писатель создал пьесу "Одна ночь" (1942) о защитниках блокадного Ленинграда, пьесу "Далекий край" (1942) об эвакуированных детях. В 1944 году он завершил ранее начатую пьесу‑памфлет "Дракон"? одно из самых глубоких и самобытных произведений советской драматической сатиры. Ее постановка была осуществлена режиссером Николаем Акимовым в 1962 году в Ленинградском театре комедии.

В послевоенные годы в драматургии Шварца усилилось внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека. В этой манере написаны пьесы "Обыкновенное чудо" (1956), "Повесть о молодых супругах" (1958).

Всего Шварц написал около 25 пьес.

С 1930‑х годов писатель сотрудничал с киностудией "Ленфильм".

По сценариям Шварца были созданы фильмы, отличающиеся тонким юмором, необычностью ситуаций, живостью характеров: "Доктор Айболит" (1939), "Золушка" (1947), "Марья‑искусница" (1960), "Каин XVIII" (1963, совместно с Николаем Эрдманом), "Снежная королева" (1967). Герои его сценариев — добрые и смелые люди, борющиеся за высокие благородные идеалы, побеждающие зло. С особой силой это проявилось в его последнем сценарии "Дон Кихот" по Мигелю Сервантесу. В 1957 году по нему был снят одноименный фильм режиссером Григорием Козинцевым. Среди других сценариев — "Разбудите Леночку" (1934, совместно с Николаем Алейниковым), "Первоклассница" (1948). По пьесам Шварца постановлены фильмы "Сказка о потерянном времени" (1964), "Обыкновенное чудо" (1965 и 1978 — телефильм), "Тень" (1972).

В конце 1950‑х годов писатель жил в поселке Комарово, работал над книгой мемуаров и дневниками, которые были опубликованы после его смерти в книге "Живу беспокойно" (1990).

С 1955 года по 1956 год Шварц вел дневниковые записи, ставшие основой его "Телефонной книжки" — уникальной формы мемуаров, изобретенной им самим. "Телефонная книжка" впервые полностью опубликована в 1997 году.

15 января 1958 года Евгений Шварц скончался в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.

Писатель и драматург был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями "За оборону Ленинграда" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ

«Сказка - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим. словом».

Родился в Казани в семье Льва Борисовича Шварца, и Марии Федоровны Шелковой. Отец учился на медицинском факультете Казанского университета врач-хирург), мать окончила акушерские курсы

С РОДИТЕЛЯМИ

В конце 1910-х годов Евгений учился на юридическом факультете МГУ, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе

С ДРУЗЬЯМИ ДЕТСТВА

Весной 1917 года был призван в армию. В апреле 1917 находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в военное училище в Москву.

Участвовал в «Ледяном походе» Корнилова, где при взятии Екатеринодара получил контузию, последствиями которой, тремором рук, мучился всю оставшуюся жизнь.

После армии поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».

В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы.

Некоторое время Шварц работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны.

Мир сказок Е. Шварца необычен, разнообразен. Мы открываем его книгу и встречаем ваших ровесников: школьники ищут потерянное время, которое когда-то бездумно тратили.

В сказках Е. Шварца мы видим Красную Шапочку, Снежную Королеву, Золушку. Известные и неизвестные герои в незнакомых сказках.

Е. Шварц перепутывает время, включает новых героев в известные сказки, придумывает новые сцены, и его герои, кажется, вышли из реальной действительности. Многие сказки Е. Шварца экранизированы.

Герои его сказок учат нас. В сказке Е. Шварца «Золушка» запоминается новый герой - мальчик-паж, а король, обращается к нам и говорит: «Никакие связи не сделают ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым».

Сказки Е. Шварца нужны и взрослым и детям. В последней его сказке «Обыкновенное чудо» звучат такие слова: « Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».

Е. ШВАРЦ И ДЕТИ

НАДПИСЬ НА ДОМЕ ГДЕ ЖИЛ ПИСАТЕЛЬ

«Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

Презентацию подготовила Демьянова Ольга Григорьевна


Биография и эпизоды жизни Евгения Шварца . Когда родился и умер Евгений Шварц, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя и драматурга, фото и видео .

Годы жизни Евгения Шварца:

родился 9 октября 1896, умер 15 января 1958

Эпитафия

«Он ведь из мира древнейшего,
из недр человеческих грез
свое волшебство вернейшее,
слово свое нежнейшее
к нашим сердцам пронес.

К нашим сердцам, закованным
в лед (тяжелей брони!),
честным путем, рискованным
дошел,
растопил,
приник».
Из стихотворения Ольги Берггольц «В день шестидесятилетия», посвящённого Е. Шварцу

Биография

Замечательный отечественный сказочник Евгений Шварц писал и для детей, но никто бы не назвал его детским писателем. В форме притчи, лёгким языком, с мягким юмором он говорил об очень глубоких вещах. Его «Золушку» полюбили все - за простоту и безыскусность, за ненавязчивое очарование. Но и «Обыкновенное чудо», гораздо более сложное, глубокое, даже философское, ему удалось сделать понятным для всех.

В юности Шварц решил, что должен стать юристом, и отучился два года в университете. А потом понял: это не его. Он любил краски жизни, вкус жизни; считал мир удивительным чудом и рвался участвовать в том, что в нём происходило. Юный Шварц оказался в Добровольческой армии, принимал участие в «Ледяном походе» генерала Корнилова; был тяжело контужен (последствия контузии так никогда и не прошли). После демобилизации он начал писать для газет и журналов и одновременно - для театра.

Шварцу довелось поработать с Корнеем Чуковским и Самуилом Маршаком. Возможно, именно это помогло ему развить в себе талант говорить просто о сложном, передавать атмосферу сказки и тайны, которую можно увидеть в самых обыденных вещах. Это необычайно ценное качество, которым наделены дети, так редко используется во взрослом мире, что Шварц, овладев этим умением, стал первым и единственным. В СССР никто не писал так, как мог написать он.

Писатель был очень критичен по отношению к самому себе и очень болезненно воспринимал критику со стороны. Наверное, поэтому творческое наследие Шварца не столь огромно, как хотелось бы нам. Он стал автором более чем 20 пьес, примерно 15 сценариев, нескольких рассказов. Возможно, это не так много. Но пьесы Евгения Шварца ставят и сегодня в современных театрах. Одна его «Марья-Искусница» или «Снежная королева» стоят того, чтобы показать их современным детям вместо десятка американских мультфильмов. А пьесы «Дракон» и «Тень», несомненно, достойны внимания всех взрослых.

Здоровье сказочника было, увы, не таким уж сказочным. Шварц перенёс несколько инфарктов. Один из его друзей, Л. Пантелеев, вспоминал, как драматург, которому врачи отмерили считанные часы, просил карандаш с бумагой, чтобы записать «о бабочке». Близкие были уверены, что это горячечный бред. Но потом сам Шварц, немного оправившись, объяснил: внезапно он понял в точности, какими словами описать бабочку, и было ужасно думать, что он не успеет этого сделать.

Наверное, ушедший в возрасте 61 года Шварц не успел многого. Но на главное - подарить людям сказку и волшебство - у него хватило времени.

Линия жизни

9 октября 1896 г. Дата рождения Евгения Львовича Шварца.
1914 г. Поступление на юридический факультет Московского народного университета им. А. Л. Шанявского.
1917 г. Призыв в армию. Произведение в прапорщики. Вступление в Добровольческую армию.
1921 г. Первый приезд в Петроград.
1923 г. Первые публикации фельетонов Шварца.
1924 г. Окончательный перезд в Ленинград.
1934 г. Создание сказки «Голый король».
1940 г. Создание сказки «Тень».
1944 г. Создание сказки «Дракон».
1945 г. Написание сценария к фильму «Золушка».
1956 г. Создание сказки «Обыкновенное чудо».
15 января 1958 г. Дата смерти Евгения Шварца.

Памятные места

1. Казань, где родился Евгений Шварц.
2. Майкоп, где прошли детство и юность драматурга.
3. Московский народный университет им. Шанявского, где Е. Шварц проучился 2 года.
4. Екатеринодар, в операции по взятию которого во время «Ледяного похода» участвовал и был контужен Е. Шварц в 1918 г.
5. Ростов-на-Дону, где Е. Шварц после демобилизации в 1918 г. учился и работал в «Театральной мастерской».
6. Дом № 9 по наб. кан. Грибоедова в Санкт-Петербурге, где Е. Шварц жил с 1935 г. по 1955 г.
7. Дом № 8 по Малой Посадской ул. в Санкт-Петербурге, где Шварц жил в 1955-1958 гг.
8. Богословское кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронен Евгений Шварц.

Эпизоды жизни

Многие вспоминали о том, с какой добротой Шварц относился к людям. Он помогал Михаилу Зощенко, когда тот попал в опалу в 1946 г., покупал продукты оставшемуся без работы профессору Ленинградского университета Борису Эйхенбауму, да и вообще, старался помочь всем, кто в этом нуждался.

Долгое время Шварц считал, что как писатель он не состоялся. Даже само это слово он не хотел употреблять по отношению к себе, считая, что можно назвать себя членом Союза писателей, но нельзя называть себя писателем, как нельзя самому звать себя гением.

Евгений Шварц читал, что называется, всё подряд, начиная от классической литературы и заканчивая трудами по физике. Притом он буквально «глотал» книги, мог прочесть полновесный роман за одну ночь, если текст его увлекал.


Документальный фильм «О чём молчал сказочник. Евгений Шварц»

Заветы

«Быть настоящим человеком - очень нелегко».

«Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему. Из любви к родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад - из любви к истине. Землю перестраивают из любви к прекрасному».

«Давайте принимать жизнь такой, как она есть. Дождики дождиками, но бывают и чудеса, и удивительные превращения, и утешительные сны».

Соболезнования

«Как жаль, что он унес с собой в могилу тайну чудесного сказочника - певца любви, дружбы и человеческой доброты».
Юрий Слонимский, историк театра, драматург

«Есть мнение, что Евгений Шварц будет первым из немногих советских драматургов, оставшихся в нашей литературе вне зависимости от того, какой на улице политический строй».
Вера Камша, писательница

«В советской литературе проработал он лет тридцать пять, но только к концу этого периода стали понимать, как значительно, важно, своеобразно и неповторимо все, что он делает. Сначала это понимали только несколько человек, да и то не в полную меру. Потом это стали понимать довольно многие. И с каждым годом становится все яснее, что он был одним из замечательнейших писателей России».
Николай Чуковский, писатель и переводчик

«Я вдруг увидел Шварца вплотную, заглянул ему поглубже в глаза и понял, что он не просто милый, обаятельный человек, не просто добрый малый, а что он человек огромного таланта, человек думающий и страдающий… Был ли он добрым? Да, несомненно, он был человек очень добрый. Но добряком (толстым добряком), каким он мог показаться не очень внимательному наблюдателю, Евгений Львович никогда не был. Он умел сердиться (хотя умел и сдерживать себя). Умел невзлюбить и даже возненавидеть подлеца, нехорошего человека и просто человека, обидевшего его (хотя умел, когда нужно, заставить себя и простить обиду)».
Леонид Пантелеев, писатель

Личное дело

Евгений Львович Шварц (1896 - 1958) родился в Казани в семье студента-медика, но практически все его детство прошло на юге России, в городе Майкопе, где отец Евгения Львовича работал земским врачом. Изначально Лев Шварц получил назначение на работу в подмосковный Дмитров, но вскоре был там арестован за участие в социал-демократическом кружке. После недолгого тюремного заключения он был выслан из города с запретом жить и практиковать в окрестностях столиц, а также в губернских городах. Так семья оказалась в Майкопе.

Приехав в Москву в 1913 году, Шварц поступил на юридический факультет народного университета Шанявского, позднее перешел на юридический факультет Московского университета. Но театр интересовал его куда больше, чем учеба. Осенью 1916 года студента Шварца призвали в армию. В начале гражданской войны Шварц оказался в Екатеринодаре. В 1918 году вступил в Добровольческую армию и участвовал в знаменитом Ледяном походе генерала Корнилова. В боях под Екатеринодаром был сильно контужен, после чего был уволен с военной службы. Евгений Шварц оказался в Ростове-на-Дону, где поступил в Театральную мастерскую режиссера Павла Вейсбрема. Он участвовал в различных постановках, как пьес Пушкина, так и авторов того времени: Хлебникова, Гумилева, Ремизова. Позднее Шварц не рассказывал о службе в белой армии даже близким друзьям, и в его биографиях, изданных в советское время, об этом не упоминается.

В 1921 году вместе с ростовской труппой Евгений Львович приехал в Петроград. Театральная мастерская была преобразована в Литературный театр при Петроградском Союзе поэтов. Просуществовал этот театр недолго, но после его закрытия Шварц так и остался в Петрограде. Некоторое время играл в небольших театрах, работал продавцом в книжном магазине, был секретарем Корнея Чуковского. Быстро стал известен как блестящий рассказчик, импровизатор. Писать он начал лишь в 1923 году. Тогда он решил уехать на лето в Донбасс. Там в газете «Всероссийкая кочегарка», выходившей в городе Бахмут (ныне Артемовск), работал поэт-обэриут Николай Олейников. Там же начал сотрудничать и Шварц, выпускавший литературное приложение к газете - «Забой». После возвращения из Донбасса появилось первое детское произведение Шварца. «Рассказ старой балалайки» вышел в июльском номере детского альманаха «Воробей» за 1924 год. Рассказ одобрил редактор альманаха Самуил Маршак. Уже на следующий год Шварц был постоянным сотрудником детских журналов «Еж» и «Чиж», а первый его рассказ вышел отдельной книжкой. За ним последовали новые книги для детей: «Война Петрушки и Степки-растрепки», «Лагерь», «Шарики» и другие. В 1929 году Ленинградский ТЮЗ ставит первую пьесу Шварца - «Ундервуд». С тех пор Шварц работает много и плодотворно. Он сочиняет повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, смешные подписи к рисункам в журналах «Чиж» и «Еж», сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра Сергея Образцова, киносценарии. Среди фильмов, снятых по сценариям Шварца, знаменитая «Золушка», где главные роли исполнили Янина Жеймо, Фаина Раневская и Эраст Гарин, а также фильм режиссера Григория Козинцева «Дон Кихот».

Шварц продолжал работать в блокадном Ленинграде. Николай Акимов писал о тех днях: «Изредка встречаясь с Евгением Львовичем, я замечал в нем эпическое спокойствие духа, сочетавшееся с сильнейшим отощанием, принимавшим угрожающие формы. Однажды я узнал, что, получив предложение эвакуироваться, Шварц отказался. Меня очень встревожило это сообщение, и я предпринял поход на канал Грибоедова (эта формулировка вполне точная!) для личного воздействия на него. Застал я его в том самом, опасном в данном случае спокойствии, в которое в те времена впадали многие. На счастье, наши личные отношения сложились так, что подвергаться нажимам с моей стороны у него вошло уже в привычку. Привычка эта сложилась на почве создания пьес, но в данном случае она очень пригодилась. Сопротивляясь и ворча, обвиняя меня в том, что я хочу нарушить уже выработанный им ритм существования, искренне недовольный моими приставаниями, Шварц все-таки согласился на отъезд. Я был по-настоящему счастлив. Я чувствовал, что одна из самых драгоценных частиц нашего театра сохранится для тех времен, когда снова можно будет работать в полную силу».

Так Евгений Львович попал в город Киров. Там он создал пьесы: «Одна ночь» - о защитниках Ленинграда - и «Далекий край» - об эвакуированных детях. Когда немного позднее в Душанбе был эвакуирован Ленинградский театр Комедии, Шварц приехал туда. После войны им было написано еще несколько пьес, среди которых «Обыкновенное чудо». Умер Евгений Львович Шварц в Ленинграде 15 января 1958 года.

Чем знаменит

Евгений Шварц

Наиболее известны пьесы Шварца, созданные, когда для Ленинградского театра комедии, который возглавлял Николай Акимов. Именно Акимов во многом убедил Шварца попробовать свои силы в комедийно-сказочной «взрослой» драматургии. Но путь этих пьес к зрителям оказывался трудным, а порой и очень долгим. В 1934 году был написан «Голый король», но при жизни Евгения Львовича так и не был разрешен к постановке. Пьеса «Тень» была поставлена в Ленинградском театре комедии в 1940 году. Она шла с аншлагами несколько месяцев, но потом цензура все-таки сочла пьесу недопустимой. Первая постановка пьесы «Дракон» в 1944 была закрыта после нескольких спектаклей. Борясь за спектакль в официальных инстанциях, Николай Акимов утверждал, что Дракон в пьесе - это фашизм, Ланцелот - Советский Союз, а бургомистр - Америка, мечтающая Гитлера победить руками СССР и присвоить все лавры себе. Начальство соглашалось, но требовало переделки текста пьесы, чтобы эти аллегории были очевиднее для зрителей. Шварц переделывать пьесу не стал.

В 1949 году Акимов был снят с должности главного режиссера. Вернулся он в свой театр лишь в 1956 году, и вновь на сцене была поставлена пьеса Евгения Шварца - «Обыкновенное чудо». В 1960 появилась вторая постановка пьесы «Тень», а в 1962 - «Дракона». В 1960 году в московском «Современнике» Олег Ефремов и Маргарита Микаэлян впервые поставили пьесы «Голый король». Короля играл Евгений Евстигнеев, первого министра - Игорь Кваша. «Голый король» стал одним из лучших спектаклей театра и много лет пользовался успехом у зрителей.

Пьесы Шварца неоднократно экранизировались. Первый фильм «Обыкновенное чудо» был снят Эрастом Гариным в 1960 году. Но больше всего зрителям запомнился двухсерийный фильм, снятый по этой пьеса Марком Захаровым в 1978. В 1988 году по сценарию Григория Горина и Марка Захарова был снять фильм «Убить дракона» - экранизация пьесы «Дракон». Пьеса «Тень» дважды была экранизирована: в 1971 и 1991 годах. Всего по пьесам Шварца были сняты 11 фильмов и пять мультфильмов.

О чем надо знать

Есть еще одно произведение Евгения Шварца, о котором читатели узнали с большим опозданием. Хотя многим именно оно может показаться самым интересным в его наследии. Это записи, которые много лет Шварц делал для себя. Они включают бытовые зарисовки, дневниковые записи, воспоминания о детстве, портреты современников. «Только не мемуары! Терпеть не могу это слово: мэ-му-ары!» - говорил Шварц Леониду Пантелееву, в результате он стал называть свои записки ироничным словечком «Ме». Часть записей, посвященных друзьям и знакомым Шварца, известна под названием «Телефонная книжка».

Евгений Шварц вел дневники с 1926 года, но, покидая блокадный Ленинград, он не захотел оставлять свои записи на произвол судьбы и уничтожил их. Впрочем, они погибли бы в любом случае, так как в дом Шварца вскоре попала авиабомба. Добравшись до Кирова, он возобновил ведение дневника и занимался этим все последующие годы. С 24 июня 1950 года Шварц каждый вечер заполнял две страницы конторской амбарной книги. «Надо отработать этот урок, который задаю я себе ежедневно на старости лет, чтобы научиться наконец писать в лоб о себе, связно рассказывать о самых обыкновенных вещах... Зачеркивать, переписывать и обрабатывать по условиям, что я поставил сам себе, не разрешается». Последнюю запись Шварц сделал 4 января 1958 года - за 11 дней до смерти. Всего им за 16 лет было заполнено 37 конторских книг большого формата, общим объемом в 160 авторских листов. Существует несколько изданий дневниковой прозы Шварца разной степени полноты.

Прямая речь

Меня Господь благословил идти,

Брести велел, не думая о цели.

Он петь меня благословил в пути,

Чтоб спутники мои повеселели.

Иду, бреду, но не гляжу вокруг,

Чтоб не нарушить Божье повеленье,

Чтоб не завыть по-волчьи вместо пенья,

Чтоб сердца стук не замер в страхе вдруг.

Я человек. А даже соловей

Зажмурившись поёт в глуши своей.

«Конечно, никому не возбраняется втайне, в глубине души надеяться, что он недурен собой и что кто-нибудь, может быть, считает его красивым. Но утверждать публично: я — красивый — непристойно. Так и пишущий может в глубине души надеяться, что он писатель. Но говорить вслух: я — писатель нельзя. Вслух можно сказать: я — член Союза писателей, потому что это есть факт, удостоверяемый членским билетом, подписью и печатью. А писатель — слишком высокое слово...» Евгений Шварц

«В двадцатых годах в этом доме [«Дом искусств» ] были размещены писатели всех поколений, приобщившиеся к молодой советской литературе. В нашем коридоре жили М. М. Лозинский, М. М. Зощенко, В. А. Рождественский, М. Л. Слонимский и многие другие. И вот сюда к нам часто заходил желанный гость — молодой Евгений Шварц. Я помню его юношески худым, с глазами светлыми, полными ума и юмора. В первом этаже в большом, холодном и почти пустом зале мы читали и обсуждали наши произведения. Здесь мы экспромтом разыгрывали без всяких репетиций сценки-пародии Шварца на свою же писательскую семью, ее новую, трудную, еще такую неустроенную, но веселую и необыкновенную жизнь. Шварц изумлял нас талантом импровизации, он был неистощимый выдумщик. Живое и тонкое остроумие, насмешливый ум сочетались в нем с добротой, мягкостью, человечностью и завоевывали всеобщую симпатию». Ольга Форш

5 фактов о Евгении Шварце

  • В детстве родители заметили, что маленький Женя не переносит историй с плохим концом. В результате, когда мальчик отказывался есть котлеты, его мама тут же начинала рассказывать сказку, в которой герои попадали в безвыходное положение. «Доедай, а то все утонут», - говорила она. И сын послушно доедал.
  • В 1915 году студент-юрист Евгений Шварц неоднократно пытался сдать экзамен по римскому праву. О результатах он сообщал родителям в Майкоп телеграммами: «Римское право умирает, но не сдается!».
  • Ольга Форш написала книгу «Сумасшедший корабль» о жизни Дома искусств в Ленинграде в 1920-е годы. Среди ее героев есть Геня Чёрн - прототипом его послужил Евгений Шварц.
  • В 1978 году в Австрии был снят телефильм Die verzauberten Brüder («Заколдованные братья») по пьесе Шварца «Два клена».
  • Актриса Марина Неелова в экранизации пьесы «Тень» 1971 года исполнила роль Аннунциаты, а в фильме 1991 года - роль Юлии Джули.

Материалы о Евгении Шварце

Советская литература

Евгений Львович Шварц

Биография

ШВАРЦ, ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ (1896−1958), русский драматург. Родился 9 (21) октября 1896 в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в г. Майкопе. Шварц не окончил юридический факультет Московского университета, где учился в первые годы после Октябрьской революции 1917, поскольку начал играть в театрах-студиях - сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 в Петрограде, в «Театральной мастерской». В рецензиях на спектакли «Театральной мастерской» критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актерское будущее. Несмотря на это, он оставил сцену в начале 1920-х годов и работал литературным секретарем К. И. Чуковского, а в 1923-1924 - журналистом различных изданий г. Донецка, в том числе журнала «Забой» и известной за пределами Донбасса газеты «Кочегарка», для которой сочинял стихотворные фельетоны под псевдонимом Дед Сарай. Сотрудничал с журналом «Ленинград».

В 1924 Шварц вернулся в Ленинград, работал в детской редакции Госиздата под руководством С.Маршака. Одной из главных его обязанностей была помощь дебютантам, многие из которых вспоминали о том, что Шварц отличался редкостной способностью развивать и дополнять чужие замыслы, помогая таким образом новичкам прояснить их индивидуальные возможности и намерения.

В эти годы Шварц был близок к группе ОБЭРИУ. Как и многие обэриуты, писал детские рассказы и стихи для журналов «Чиж» и «Еж» (Рассказ старой балалайки, 1925, и др.), издавал детские книги. Вспоминая общественную обстановку тех лет, Шварц писал: «Противники антропоморфизма, сказки утверждали, что и без сказок ребенок с трудом постигает мир. Им удалось захватить ключевые позиции в педагогике. Вся детская литература была взята под подозрение. Единственное, что, по их мнению, разрешалось делать детским писателям, это создавать некоторые необязательные довески к учебникам». В такой атмосфере рождалась драматургия Шварца.

В 1929 Шварц написал свою первую пьесу Ундервуд. Сюжет ее прост: студент Нырков получил для срочной работы на дому пишущую машинку «Ундервуд», жулики решили ее украсть, а пионерка Маруся помешала им. Детский образ, воплощающий в себе дружбу и самоотверженность, благодаря которым развеиваются силы зла, стал сквозным образом пьес Шварца - подобно Марусе из Ундервуда и девочке Птахе, героине пьесы Клад (1933).

В 1934 режиссер Н. Акимов уговорил драматурга попробовать свои силы в комедийной драматургии для взрослых. В результате появилась пьеса Похождения Гогенштауфена - сатирическое произведение со сказочными элементами, в котором борьба добрых и злых сил происходила в реалистически описанном советском учреждении, где управделами Упырев оказывался настоящим упырем, а уборщица Кофейкина - доброй феей.

Пьеса Тень (1940), написанная, как и некоторые другие пьесы Шварца, по мотивам сказок Х. К. Андерсена, была снята с репертуара сразу после премьеры, т.к. в ней сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире. Возможно, этим объясняется обращение Шварца к современной теме с «идеологически выдержанных позиций» и без сказочных элементов. Незадолго до Великой Отечественной войны он написал пьесы Брат и сестра (о спасении детей со льдины) и Наше гостеприимство (о бдительности советских людей накануне войны). В годы войны написал пьесу о блокаде Ленинграда Одна ночь (1942), в которой также не было элементов сказки.

В годы Великой Отечественной войны Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров (Вятку) и Сталинабад (Душанбе). Работал над пьесой Дракон (1943), которая была поставлена уже после войны. Спектакль был снят с репертуара сразу после премьеры в Ленинградском театре комедии. Пьеса оставалась под запретом до 1962. Содержание пьесы не сводилось к победе доброго рыцаря Ланцелота над злым правителем Драконом. Могущество Дракона было основано на том, что он сумел «вывихнуть людские души», поэтому сразу после его смерти началась борьба за власть между его приспешниками, а народ по-прежнему довольствовался своим убогим существованием.

Ознакомившись с режиссерской экспозицией Дракона, сделанной Акимовым, Шварц высказал в письме постановщику один из главных принципов своей драматургии: «Чудеса придуманы прекрасно. Но в самом обилии их есть оттенок недоверия к пьесе… Если чудо вытекает из того, что сказано в пьесе, - оно работает на пьесу. Если же чудо хоть на миг вызывает недоумение, требует дополнительного объяснения, - зритель будет отвлечен от весьма важных событий. Развлечен, но отвлечен». Читатель и зритель пьес Шварца мог делать выводы о позиции автора, исходя из конкретных образов и ситуаций, из последовательного раскрытия драматургом психологии персонажей. При наличии глубокого философского подтекста, пьесы Шварца Голый король (1934), Красная Шапочка (1936), Снежная королева (1938), Золушка (1946), Обыкновенное чудо (1954) и другие антидидактичны; необыкновенное, сказочное сочетается в них с реальным, узнаваемым. По аналогии с «комедиями характеров» критики называли их «сказками характеров». После войны общественное положение драматурга было нелегким. Об этом свидетельствует его Автобиография, написанная в 1949 и изданная в 1982 в Париже. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. За возвращение их на сцену выступила в 1954 Ольга Берггольц, назвав Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом. В 1956 был издан первый сборник его пьес, по ним снова начали ставить спектакли - и в СССР, и за рубежом. В 1955-1956 Шварц вел дневниковые записи, ставшие основой его Телефонной книжки - уникальной формы мемуаров, изобретенной им самим. Телефонная книжка (впервые полностью опубл. 1997) - это миниатюрные портреты современников, с которыми сводила Шварца творческая судьба, а также меткие характеристики всевозможных советских учреждений - творческих союзов, издательств, театров, вокзалов и т. п. Цель ведения Телефонной книжки Шварц определил в ней же самой: «Я пишу о живых людях, которых рассматриваю по мере сил подробно и точно, словно явление природы. Мне страшно с недавних пор, что люди сложнейшего времени, под его давлением принимавшие или не принимавшие сложнейшие формы, менявшиеся незаметно для себя или упорно не замечавшие перемен вокруг - исчезнут… Мне кажется, что любое живое лицо - это историческое лицо… Вот я и пишу, называя имена и фамилии исторических лиц». И. Эренбург охарактеризовал Шварца как «чудесного писателя, нежного к человеку и злого ко всему, что мешает ему жить». В. Каверин называл его «личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству». Шварц написал около 25 пьес, не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы Первоклассница, Золушка, Дон-Кихот, в которых снимались блистательные актеры Э. Гарин, Я. Жеймо, Ф. Раневская, Н. Черкасов, Ю. Толубеев и др. Умер Шварц в Ленинграде 15 января 1958.

Русский драматург Евгений Львович Шварц (1896 – 1958) родом из Казани. Отец его был врачом. Увлечение актерством не дало возможности окончить юноше Московский университет. В 1920 году Шварц бросает сцену, где ему прочили великую карьеру, и начинает работать секретарем К.И.Чуковского. Дальше он журналист различных донецких изданий. Для газеты «Кочегарка» сочиняет фейлетоны, подписываясь Дед Сарай.

В 1924 Шварц возвращается в Ленинград для работы в детской редакции Госиздата, которой руководит С. Маршак. Шварц часто помогал новичкам, сочинял рассказы и стихи для детей. Первым драматическим произведением Шварца была пьеса « Ундервуд». В 1934 году создает пьесу «Похождения Гогенштауфена». По мотивам сказок Г.К. Андерсена создана пьеса «Тень»(1940). Перед ВОВ Шварц пишет пьесы «Брат и сестра» и «Наше гостеприимство». Во время войны написана пьеса «Одна ночь», рассказывающая о блокаде Ленинграда. Пьесу «Дракон» (1943) запретили.

Драматические произведения «Голый король»(1934), «Красная Шапочка» (1936), «Снежная королева» (1938), «Золушка» (1946), «Обыкновенное чудо» (1954) считаются антидидактичными. В своей «Автобиографии», созданной в 1949 году и изданной в Париже, Шварц объясняет трудность своего общественного послевоенного положения. Пока был жив Сталин, пьесы Шварца на сцене не ставились. Только в 1956 году издается первый сборник пьес писателя, по которым вновь ставятся представления. Дневниковые записи Шварца позже станут основой его сборника « Телефонная книжка».

Шварцем написано приблизительно 25 пьес, по его сценариям сняты популярные фильмы «Первоклассница», «Золушка», «Дон-Кихот.