Есть ли бог на земле. Высказывания современных учёных-исследователей о Боге

Абсолютным потрясением для научного мира стало выступление известного профессора философии Энтони Флю. Ученый, которому сегодня далеко за 80, долгие годы был одним из столпов научного атеизма. На протяжении десятилетий Флю издавал книги и читал лекции, построенные на тезисе о том, что вера во Всевышнего неоправданна.

Однако серия недавних научных открытий заставила великого защитника атеизма изменить свои взгляды. Флю публично заявил, что ошибался, а Вселенная не могла возникнуть сама по себе - она, очевидно, была создана кем-то более могущественным, чем мы можем себе представить.

По словам Флю, ранее он, как и прочие атеисты, был убежден, что когда-то давным-давно из мертвой материи попросту появилась первая живая материя. «Сегодня невозможно себе представить построение атеистической теории возникновения жизни и появления первого организма репродуцирования», - говорит Флю.

По словам ученого, современные данные о строении молекулы ДНК неопровержимо свидетельствуют о том, что она не могла возникнуть сама по себе, а является чьей-то разработкой. Генетический код и буквально энциклопедические объемы информации, которые хранит в себе молекула, опровергают возможность слепого совпадения.

Британский физик Мартин Джон Рис, который стал лауреатом Темплтоновской премии этого года, считает, что Вселенная - очень сложная штука. Ученый, на счету которого более 500 научных работ, получил $1,4 млн за то, что доказал существование Творца. Хотя сам физик является атеистом, добавляет издание Корреспондент.

Существование Бога доказано научными методами, заявил директор Международного института т
еоретической и прикладной физики, академик РАЕН Анатолий Акимов, сообщает ИНТЕРФАКС.

«Бог есть, и мы можем наблюдать проявления Его воли. Это мнение многих ученых, они не просто верят в Создателя, а опираются на некие знания», - сказал он в интервью, которое публикует в пятницу газета «Московский комсомолец».

При этом ученый отметил, что и в прошлые века очень многие ученые-физики верили в Бога. Более того, до времен Исаака Ньютона разделения между наукой и религией не существовало, наукой занимались священники, поскольку они были самыми образованными людьми. Сам Ньютон имел богословское образование и часто повторял: «Законы механики я вывожу из законов Божьих».

Когда около 300 лет назад ученые изобрели микроскоп и стали изучать, что происходит внутри клетки, процессы удвоения и деления хромосом вызвали у них ошеломляющую реакцию: «Как такое может быть, если б все это не было предусмотрено Всевышним?!»

«Действительно, - добавил А. Акимов, - если говорить о том, что человек появился на Земле в результате эволюции, то с учетом частоты мутаций и скорости биохимических процессов для создания человека из первичных клеток понадобилось бы времени много больше, чем возраст самой Вселенной».

Кроме того, продолжил он, были выполнены расчеты, показавшие, что количество квантовых элементов в объеме радионаблюдаемой Вселенной не может быть меньше чем 10155 и она не может не обладать сверхразумом.
«Если все это единая система, то, рассматривая ее как компьютер, спросим: а что же не под силу вычислительной системе с таким количеством элементов? Это же неограниченные возможности, больше самого навороченного и современного компьютера в несоизмеримое число раз!» - подчеркнул ученый.

По его мнению, то, что разными философами называлось Всемирным Разумом, Абсолютом, - это и есть сверхмощная система, которая отождествляется у нас с потенциальными возможностями Всевышнего.

«Это, - считает А. Акимов, - не противоречит основным положениям Библии. Там, в частности, говорится, что Бог вездесущ, он присутствует всегда и везде. Мы видим, что это так: Господь обладает неограниченными возможностями воздействия на все, что происходит».

А. Акимов крестился в 55-летнем возрасте. «Вы поверили в Бога?» - спросил его священник, когда он пришел в церковь. «Нет, я просто понял, что его не может не быть!» - ответил ученый.

Часто называется «Апологетика».


В действительности ли какое-то существо создало вселенную? Знает ли оно, как это сделало, а также имеет ли силы, чтобы, возможно, сделать это снова? Явило ли себя это существо человечеству через личность Иисуса Христа и продолжает ли управлять миром через Святого Духа, как утверждает Библия? Является ли Бог Библии лучшим из возможных объяснений существования? Это основные утверждения христианства, а данная статья позволит вам представить убедительные доказательства того, что все вышеизложенные рассуждения – действительно правда.

Шаги

    Используйте Библию как повествовательный, верный и поэтический источник для понимания божественного вмешательства (влияния) в повседневные события (но не принуждение) и развития иудаизма через раннее христианство, и что это также духовная дорожная карта сотворения и открывает высшую цель и план Бога для человечества. Вступительное слово Библии гласит: «Вначале Бог сотворил небо и землю». (Книга Бытия 1:1) Вопрос: «Кто или что может сказать, кто или что действительно положило начало вселенной?» Современная наука – хотя она и не абсолютно уверена что именно, когда и как: ~ Излагайте научные теории, которые постулируют, что известная вселенная действительно берет свое начало с того, что называется «теорией Большого Взрыва». Не имеет никакого логического смысла утверждать, что «абсолютно ничто» могло бы произвести тот начальный взрыв или что-нибудь еще: «что-то существовало» и «стало этому причиной» - создавая те вещи, с которых мы думаем все началось.

    Попросите тех, кто не верит в Бога принять во внимание точность Библии, т. е. о том, что:

    Покажите изображение Бога, которого Библия описывает словами, как откровение единственного Бога. Он всеведущий (все знает, наблюдает и все испытывает), всемогущий, имеющий образ, но не имеющий обычной физической плоти и крови, вездесущий, вечный, неизменный, неделимый, дающий свободу выбора (свободу) со многими вытекающими последствиями/наградами, а все его заботы являются причиной его совершенной любви. Библия говорит: «Бог есть дух...» (Иоанн 4:24), и она говорит: «Бог есть любовь...» (1 Иоанн 4:8), и что «совершенная любовь изгоняет страх». Благоговейная взаимозависимость/взаимоотношения и удивительное изящество, заполняя всю вселенную, наводят на мысль о планировщике, творце, сверхчеловеческом архитекторе, имеющем неограниченные знания и силы. Разум людей требует времени и, возможно, вечности, чтобы узнать, чего исходный разум (божественный разум) на самом деле достиг в создании вселенной и всего, что она содержит. Библия говорит, что Бог создал человечество по своему образу (Книга Бытия 1:26-27), и логично осознавать, что человеческий разум способен все больше и больше преуспевать, продвигаться в понимании вселенной, потому что человеческий ум имеет сходство с божественным разумом.

    Обсудите то, как один человек, известный под именем Иисус, исполнил множество ветхозаветных мессианских пророчеств и делал вещи, которые никакой обычный человек не мог бы сделать. Было написано, что Иисус родился в Вифлееме (Михей 5:2) из колена Иудиного (Книга Бытия 49:10), и пришел в храм (Малахия 3:1) и воскрес из мертвых (Исайя 53:11). Исторические источники и археологические доказательства устанавливают легитимность Иисуса из Назарета, как действительно существующего человека, настолько реального, как и любые другие известные исторические фигуры. Книги, называемые евангелиями, документируют жизнь и учение Иисуса, а также существование и распространение христианства, как основной религии, показывающей цель Христа - дать свободный доступ ко всем чудесам через его поддержку/заступничество.

    Развейте тему о несовершенном мире, но о том, где возможность сосредоточиться на «хорошем» (или оптимальном) результате заметно превышает беспросветную жизнь, которую любой мог бы себе представить, возможно, гораздо хуже - если бы она была просто случайной или непреднамеренной и зависела от милости материальных неживых аспектов вселенной. Ей свойственно упадок, угасание, поломки, разрушение против удивительно самовосстанавливающихся форм жизни и человеческого бытия, которые могут визуализироваться, подавать надежду, построить и улучшить многие вещи. В то время как материальная вселенная обеспечивает нас всем необходимым для поддержания, улучшения и наслаждения жизнью, есть также изысканные предметы роскоши, которые не являются необходимыми для выживания и размножения, например, знания: искусство, музыка и постоянно развивающиеся технологии. Служит ли это признаком равнодушного космоса или является показателем существования кого-то весьма дружески расположенного к самообучающимся людям? Кажется разумным вывод, что вселенная материализовалась благодаря присутствию интеллектуальной силы/источника. Когда кто-то тратит время, чтобы узнать, как так много вещей работает правильно, чтобы мы были здесь, и как было бы трудно, возможно, объяснить, как ни что из этого взаимозависимого не будет работать неправильно без обращения к Богу за или против этого (или к верованиям). Также, кажется, как будто вселенная была придумана для людей, учитывая, насколько они феноменальные создания с редкой способностью «быть преуспевающими», чтобы максимально развить отчасти скрытый потенциал мироздания.

    Объясните, что есть много примеров, показывающих существование Бога, но нужно уметь смотреть и осознавать их правдивость. Примите их вместо того, чтобы сомневаться, постарайтесь увидеть их вместо того, чтобы закрывать глаза, и вы поверите, что Бог существует. Обсудите, насколько полезность и привлекательность созданных людьми вещей при представлении не имеют случайных качеств, но являются результатом нашей интеллектуальной природы и нашего естественного восхищения порядком, равновесием и красотой. Подобным образом, было бы неразумно утверждать, что исключительная полезность и привлекательность вещей в природе является случайной, но, скорее всего, разумнее сделать вывод, что они являются результатом существования непревзойденного интеллекта, который также восхищается порядком, равновесием и красотой. Творчество является основой и вершиной существования всего живого и неживого, и это дело каждого человека - попытаться объяснить его или ее естественное благоговение перед этим известным положением дел. Библия говорит, что Бог создал все и был вполне доволен своей работой.

    Планы, предписания, обретенные только в течение жизни:

    1. Посоветуйте людям оглянуться вокруг и посмотреть на мир. Видит ли он или она только деревья, а не взаимозависимый лес? Очевидно, что Бог существует, потому что его творение - это не только что-то одно, но и предписания для всего живого в биосфере мира, для галактики, в которой мир находится, и вселенной, в которой расположена галактика - и Он является движущей силой всего этого. Живые клетки, которые были придуманы и созданы, чтобы быть самовоспроизводящимися клетками или организмами.

      • Каждая система смешивается, является взаимосвязанной с другими. «Вселенная жизни» осуществляет свою деятельность в соответствии со сложными и точными инструкциями к формированию триллионов клеток, чтобы правильно сконструировать одну жизнь, например, человека. Кто или что разработал концепцию и сформулировал эти взаимосвязанные инструкции? Библия указывает, что Бог - это существо, которое произнесло первые слова и, что Бог является источником всей жизни (который содержит в себе все планы, гены и живые клетки, необходимые для воплощения планов).
    2. Покажите, как эти естественные, взаимозависимые системы указывают на Бога, когда вы смотрите на маленькие фабрики, необходимые в клетке, чтобы построить и запустить одну из них (или из других клеток в организме и больше ниоткуда в природе). Например, проследите взаимозависимость последовательности событий, когда белки собираются исключительно в живой клетке (что было в первую очередь: клетка или законы, работающие только внутри нее и нигде больше).

      • Эти белки, как им и положено, становятся частью структуры организма и выполняют множество функций, но их формирование требует поэтапной переработки веществ нуклеиновых кислот, называемых «нуклеотиды», сахара плюс азота и фосфатов - вот откуда те берутся. Все они были произведены одной клеткой (или взаимодействующими клетками многоклеточного организма), следуя вполне конкретным планам.
    3. Обговорите, откуда появились важные планы (целенаправленные инструкции) для существования жизни: в «живых» клетках. Инструкции имеют смысл только когда обрабатываются существующими «живыми» клетками, и они действуют только там.

      Осознайте, что сложность не имеет значения, только взаимозависимость материалов и инструкций (планов) функционирует для конкретной системы. Почему? Мертвые/неживые клетки не нуждаются и не используют планы, никаких процессов, ничего конструктивного (не могут прочитать и следовать генетическим планам).

      • Представьте себе, как существующей, живой клетке было необходимо использовать ДНК и РНК (молекулы кислоты). Они работают, как сборочный конвейер, в соответствии с инструкциями к этой «автоматизированной линии сборки» (объясняется ниже), путем сопоставления противоположных нуклеотидов ДНК и «информационной РНК» плюс «транспортной РНК» вместе с «рибосомой» (формой РНК), которая идет по конвейеру: что является информационной РНК. На каждом третьем нуклеотиде информационной РНК, рибосома останавливается и транспортная РНК присоединяет аминокислоты, как очередное звено в растущую цепь, которая, в конце концов, сойдет с конвейера, как один из триллиона белок, формирующий живые системы.
      • ДНК-полимераза катализирует образование ДНК. В этой связи возникает вопрос, что было первым, ДНК или ДНК-полимеразы? Это только одна из многих подобных функций и циклов, которые составляют химическое устройство, обнаруженное во всех живых клетках. Если бы любой из этих циклов нарушился, жизнь не могла бы существовать. Либо существуют инструкции, либо не существует жизнь. Вот еще один пробел, который нельзя объяснить.

    Человеческие особенности и другие мысли

    1. Упомяните, что все мы рождаемся со знанием, что есть что-то правильное и неправильное, с множеством возможностей оценить простоту и элегантность, общаться, анализировать, синтезировать и вычислять - плюс проектировать и строить. Так что людям свойственно получать удовольствие от творчества, а не от бессмысленного разрушения. Прочитайте Библию и узнайте, откуда исходит познание добра и зла: от Бога.

      Обсудите тот факт, что у каждого из нас есть желание искать любовь и признание (Бог есть любовь. ..). С детства мы пытаемся заполнить пустоту, которая существует внутри нас. Стремление делить жизнь с другим человеком, наслаждаясь общением, происходит от Адама и Евы, которые мечтали любить и быть любимыми, как дополняющие друг друга и как средство для создания человечества. Христианская идея, что человечество - это самое ценное творение Бога, вполне логична. Нам нужен воздух и он окружает планету, которую мы называем своим домом. Мы нуждаемся в воде, и она падает в очищенном виде с неба. Мы должны потреблять пищу, чтобы жить, и она прорастает из земли и находится в воде и на суше в изобилии. А модель семьи, состоящей из родителей, супругов и детей, существует, чтобы удовлетворить нашу величайшую потребность в любви. Примите во внимание, что сила, красота и знание одного существуют для наставления, развития и возвышения всего человечества. Ни одна другая религия, кроме христианства, очень убедительно доказывает, что жизнь - это дар любви от Бога, и наша жизнь должна быть прожита в служение человечеству (и приписывают это Богу). Если мы верим, что всему происходящему есть причина, значит, если вещи создаются, то у них есть строитель и изобретатель: Бог творения.

      Ознакомьтесь с некоторыми мыслями, известными цитатами, которые можно использовать, чтобы доказать, что христианский Бог существует.

    • Признайте, что Бог может существовать в форме, которая значительно отличается от того, что вы в настоящее время осмысливаете, ибо Божьи пути настолько возвышены над нашими, насколько небо простирается вокруг и за пределы земли.
    • Дайте им знать, что чудо получить силу Бога через Святой Дух доступно всем, кто просит. (Лука 11:13)
    • Для большего богословского/философского подхода, ознакомьтесь с вступлениями к произведениям Клайва Стейплза Льюиса «Просто христианство» и «Страдание». Для строго философского подхода, следует изучить космологическое доказательство (Фома Аквинский или позднее Уильям Лейн Крейг, Александр Прус и Ричард Тейлор) или телеологический аргумент (Робин Коллинз). Онтологический аргумент, хотя и доказывает, что вера в Бога рациональна, и обоснованные доводы, как правило, не убеждают людей из-за их сложных философских рассуждений (Алвин Плантинга и Роберт Мейдол). Остерегайтесь искаженных аргументов (например, шипы на розах не являются доказательством того, что Бог не существует).
    • Обсудите тот факт, что человеческие существа кажутся предрасположенными к вере в Бога. Способность человека размышлять означает, что люди способны признать необходимость определенных вещей, чтобы вызвать некоторые другие. Спросите, является ли это каким-либо образом логически заключить, что случайный взрыв мог бы привести к чему-то тщательно организованному. Является ли космос наиболее вероятнее результатом интеллекта и планирования или слепого случая?
    • Если вы надеетесь, что люди будут уважать ваше мнение, уважайте в первую очередь их точку зрения на пути к Иисусу Христу.
    • Покажите абсурдность отрицания существования Бога. Какова вероятность того, что торнадо, пролетающий над свалкой, случайно соберет из валяющихся там материалов Боинг-747? (Фред Хойл) Каковы шансы, что жизнь была сформирована случайно? Смысл в том, что есть определенные вещи, которые неразумным силам просто не по плечу.
    • Будьте скромным и кротким, давая ясные последовательные ответы.
    • Если люди заводят разговор о «Христианских крестовых походах» (1095-1291), во время которых множество людей были убиты, а развитые цивилизации уничтожены, отвечайте им, объясняя насколько эти действия (хотя иногда и сделанные во имя христианства) на самом деле противоречат христианской доктрине. Все люди падшие, и, таким образом, склонны к аморальным поступкам.
    • Поставьте под сомнение идею, что религия - это «ненаучно». Гравитация - это невидимая сила, которая дает понять, почему все предметы падают на землю, тогда как Бог - это невидимая сила, которая объясняет существование вселенной, живых существ и выживание, рост, а также размножение организмов. Неужели присваивание чему-либо понятия «естественный» избавляет от необходимости в Боге? Исследуйте тайну сознания. Насколько вероятно то, что материя сама по себе породила разум? Многие физики считают, что любая теория была бы неполной, если она в какой-то мере не учитывала бы существование сознания.
    • Поднимите вопрос о том, почему существует нечто, а не ничто? Вопрос «почему» подразумевает признание альтернативных возможностей. Может ли мироздание не существовать? Нелогично предполагать, что существование было спровоцировано, потому что для того, чтобы что-то вызвало чье-то существование, оно должно существовать до этого, таким образом лишая это возможности быть причиной существования. Однако, возможность предшествует всему. Какова субстанция возможности? Утверждайте, что Бог - это вечный источник бесконечных возможностей.
    • Поймите, что, строго говоря, если вы хотите, чтобы ваша информации рассматривалась как знание или факт, или истина, она должна быть получена путем собственного наблюдения и опыта. Однако, возможно, существует достаточно доказательств, имеющих отношение к теме, чтобы убедить человека прийти к логичному заключению, а в некоторых случаях доказательства могут быть настолько чрезвычайными, чтобы можно было бы сказать, что верно предположить, будто индивидуальная точка зрения является точной. Рассматривая доступные аргументы, для всех заинтересованных сторон лучше начать с предположения, что существование или не существование Бога - это спорный вопрос.
    • Если вас критикуют за вашу веру в Бога, вы можете отметить, что полагать, будто самое невероятное произошло само по себе, требует больше веры, чем поверить в то, что сверхчеловеческая сила, такая как Бог, создала сверхчеловеческое изобретение, такое как вселенная. В этой связи возникает вопрос, кто придумал Бога? Некоторые люди придерживаются мнения, что если Бог может существовать без создателя, тогда почему этого не может вселенная? Вы не должны иметь ответы на все вопросы. Вселенная, кажется, подходит человеку, как перчатка на руку. Спросите возможно ли это, что нам действительно могло бы так повезти?
    • Объясните, как теории креационизма и эволюции не являются взаимоисключающими. Обсудите несходство каждой отдельной части материи во вселенной, генерирующей спонтанно. Например, действительно ли все «органические» соединения углерода во вселенной возникли без какой-либо помощи, формируясь случайно? Это выходит за пределы эволюции, потому что как появились взаимозависимые компоненты первой клетки? Эволюция детализирует, как выживание наиболее приспособленных особей приводит к появлению сильнейших, но она не описывает подробно рождение первого живого, самовоспроизводящегося, умеющего выживать, целеустремленного организма.
    • Некоторые люди могут возразить: «Если христианский Бог существует, тогда где все чудеса, о котором говорится в Библии?» Дайте им знать, что эти чудеса происходят, и покажите примеры

Георгий Хлебников,
кандидат философских наук.

ОТ РЕДАКЦИИ. Публикуя этот материал, мы во многом рискуем. Рискуем потому, что сегодня как многие верующие, так и не верующие, согласны с тем, что рационально доказать существование Бога нельзя. Правда, по разным причинам. Если первые считают, что это невозможно, так как Бог открывается сердечной чистоте, а не хитросплетениям разума, то вторые убеждены, что раз научно засвидетельствовать факт существования Бога нельзя, то и Бога нет, т.к. лишь наука объективна.

Однако не все знают, что в христианской культуре существует многовековая традиция . В эпоху Средневековья такие доказательства стали популярны благодаря католическим богословам-схоластам, прежде всего Ансельму Кентерберийскому и Фоме Аквинскому.

Правда, свои аргументы схоласты как правило обращали не к атеистам – какие атеисты в средние века! – а к верующим, для того, чтобы рациональным способом подтвердить веру. Поскольку существование Бога представлялось очевидным, «разумным», то и в мире, в жизни философы стремились отыскать очевидные, разумные тому подтверждения.

Интересно отметить, что в православной традиции не возникло подобной школы «доказательств бытия Бога». Православие исходило и исходит из иного понимания соотношения веры и разума (хотя ни православные, ни католики, как правило, не противопоставляют разум и веру). Главным доказательством в православии был и остается сам человек, в сердце своем встретившийся с Богом. И если этой встречи не произошло, как можно уверовать? А если она случилась, то любящему сердцу уже не нужны еще какие-то аргументы!

Но ведь многие из нас обучались именно западной философии. И само мышление наше приобрело такой западный «привкус». Сколько раз нам приходилось слышать: а вы докажите, рационально обоснуйте, что Бог есть! И если по большому счету подобные доказательства вряд ли способны привести человека к Богу (такова позиция редакции), то это не значит, что они абсолютно бесполезны. Ведь для кого-то они могут стать первым шагом на пути к вере…

Мы сегодня живем не в средневековой Византии или Руси, но и не в средневековой западной Европе. Много воды утекло с тех пор, но верующий разум не переставал пытливо искать рациональные основания своей веры, находя новые и новые доказательства присутствия в мире Творца.

Нижеследующая статья – попытка перечисления и (для начала) краткого описания поисков в этой области. Конечно, не со всеми аргументами можно согласиться, и если кого-то заинтересует то или иное доказательство, редакция готова предоставить как автору, так и его оппонентам возможность для дискуссии.

16 ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОГА

1. Первое доказательство, которое можно назвать «экзистенциальным» (то есть «доказательством от существования»), формулируется так: Почему все, что есть, скорее есть, чем нет?

Ведь как создавать что-либо, так и поддерживать существование чего бы то ни было куда сложнее, чем вообще ничего не иметь. Попробуйте, например, самостоятельно спроектировать коттедж, выбрать для него подходящее место, построить и постоянно поддерживать в нем порядок… Или, к примеру, чтобы Ваш огород был действительно огородом, его нужно регулярно вскапывать, засаживать, пропалывать, поливать и т.д. Если этого не делать, огород тут же зарастет сорняками, одичает и превратится в обыкновенное поле без какого-либо следа разумного попечения.

Другими словами, существование любой вещи или структуры требует непрерывных затрат энергии; когда ее внутренний запас истощается или прекращается ее приток извне, структура разрушается. Поэтому вечное бытие Вселенной противоречит, например, второму началу термодинамики, согласно которому все звезды во Вселенной должны были бы давно погаснуть и даже атомы – распасться, если бы, как утверждают материалисты-атеисты, природа существовала вечно.

Так почему же она все-таки существует как БЫТИЕ, как прекрасный и чудесный Космос? Несомненно, только потому, что была Кем-то сотворена и с тех пор поддерживается Им.

Этот Творец – Бог, о котором сэр Исаак Ньютон (1642-1727), сформулировавший законы всемирного тяготения и движения, открывший дифференциальное исчисление, сказал: «Он пребывает во веки; присутствует везде; Он конституирует длительность времени и пространство».

2. Второе доказательство звучит следующим образом:

Почему все, что есть, закономерно и поразительно упорядочено, несет на себе несомненный отпечаток разумного плана устройства целого? Ведь такой план не может не предполагать существования сверхчеловеческого по своим возможностям Ума, подлинно божественного Планировщика (так как закономерность – свойство разума)?

Так, Николай Коперник (1473-1543), создавший теорию о том, что в центре универсума находится Солнце, а Земля только вращается вокруг него, полагал, что эта модель демонстрирует мудрость Божию в мироздании, ибо «кто еще мог бы поместить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую позицию?»

Когда часовщик собирает механизм часов, он скрупулезно прилаживает одну деталь к другой, берет пружину точно рассчитанной длины, определенных размеров стрелки, циферблат и т.д. В результате получается прекрасный механизм, который уже самим фактом целесообразности и рассчитанности своего устройства указывает на создавший его ум.

Но насколько же сложнее, гармоничнее и разумнее устройство всей окружающей нас Вселенной, этого прекрасного Космоса!

Альберт Эйнштейн (1879-1955), сформулировавший теорию относительности, так выразил эту мысль: «Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».

Вселенная, как говорили еще древние греки, является «Космосом», то есть прекрасно упорядоченной и гармоничной комплексной системой, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых подчинена особым законам, а все в целом управляются комбинацией общих законов, так что преследование какой-либо частной цели удивительным образом способствует достижению общей цели целого.

Поэтому невозможно допустить, чтобы все это было делом случая, а не разумного Провидения, то есть Промысла Божия.

3. «Космологическое доказательство» бытия Бога было разработано еще древними (в частности, Аристотелем) и чаще всего встречается в следующем виде: каждая вещь в мире и все, вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя – где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, «повисает в воздухе».

О такой Причине говорят не только философы, но и многие естествоиспытатели и ученые. Так, знаменитый Луи Пастер (1822-1895), разработавший, между прочим, всемирно известный процесс очищения молока, который с тех пор носит его имя, часто упоминал «космическую асимметричную Силу», которая создала жизнь. Он полагал, что понятие ПРИЧИНА «следовало бы резервировать для единственного божественного импульса, который сформировал эту Вселенную».

Понятно, что такой беспричинной причиной является Бог: «Бог не человек» – Он духовен («идеален», как мысль), то есть находится вне времени и пространства, поэтому не возникает, а существует вечно, являясь не причиной в физическом значении этого слова, но Создателем видимой Вселенной и ее законов.

4. «Антропный принцип Вселенной» как доказательство существования разумного плана устройства Вселенной и Бога был, – наверное, невольно – выдвинут современной наукой, которая внезапно выяснила, что жизнь на Земле, появление человека и развитие цивилизации возможны только при наличии и сочетании чрезвычайно жестких и парадоксально маловероятных условий, которые как бы изначально заложены в самой природе: фиксированного расстояния от Солнца(немного ближе к нему – и живые организмы сгорели бы, немного дальше – замерзли, превратившись в бесчувственные глыбы льда); наличие вращения Земли, без которого на одной половине планеты царила бы невыносимая жара, в то время как другая была бы скована вечным льдом; существование у нее определенных размеров спутника, обеспечивающего сложную систему циркуляции водных потоков; полезные ископаемые и ресурсы: уголь, металлы, нефть, воды и т.п., без которых не могла бы возникнуть и развиваться техногенная цивилизация, и т.д.

Более того, у современных ученых складывается впечатление, что вся Вселенная расположена и ориентирована таким образом, чтобы на нее можно было смотреть человеческими глазами! Существующая координация, взаимосвязанность и взаимозависимость этих факторов такова, что возможность ее «случайного» появления полностью исключается.

5. Следующее доказательство созданности Космоса разумной волей также сформулировано на переднем крае современной космологии и физики, которые обратили внимание на парадоксальность существования Вселенной в том виде, в каком она существует: выяснилось, что только по четырем основным базовым физическим константам, без которых она не могла бы длительно существовать в качестве структурно организованного целого, вероятность их «случайного» возникновения и координации между собой равна примерно 10 в минус 100-й степени. А ведь базовых констант не четыре, а еще больше…

6. Следующее «телеологическое» (от греч. «телос» – исполнение, результат) доказательство бытия Бога в общем виде известно со времен античности, когда Аристотель впервые заметил наличие в организме некоторых животных и в природе явно выраженных целесообразностей. Однако только современные открытия в биологии бесспорно доказали системный характер этих телеологических механизмов и их необходимость для существования и выживания практически всех видов живых существ.

Разновидностью деятельности этих механизмов является, например, «предустановленная гармония» развития различных живых организмов, которым еще в эмбриональном состоянии как бы заранее известно, с чем им придется столкнуться после рождения.

И, – чего уже совершенно не в состоянии объяснить дарвиновская эволюционная теория, – исследования ископаемых организмов показали, что многие из них обладают органами, на тысячелетия предвосхищающими внешние условия среды, органами, которые в актуальных условиях существования этих животных абсолютно бесполезны, но действительно понадобятся данному виду через сотни поколений, когда условия существования радикально переменятся!

Возникает правомерный вопрос, на который у современной эволюционной теории нет ответа: откуда у лишенного разума тела может быть такое удивительное пред-знание грядущих перемен и как оно может само вызывать в себе требуемые благоприятные мутации?!

Этот поразительный факт однозначно указывает на наличие в мире определенной и разумной программы развития, то есть Провидения, которое и называется Промыслом Божьим.

7. «Трансцендентальное» доказательство существования идеального мира и Бога, отчасти было открыто Кантом и может быть представлено следующим образом: существует мир вне пространства и времени – духовный мир, мир интеллекта, мысли и свободы воли, – что доказывается наличием в каждом человеке мыслей, которые могут относиться к прошлому и будущему, то есть «путешествовать» в прошлое и будущее, а также мгновенно переноситься в любую точку пространства.

Каждый из нас, обратив сознание к источнику возникновения своих мыслей, может без труда заметить, что они появляются как бы откуда-то извне, мысль оказывается как бы проецируемым откуда-то духовным лучом, который освещает материальное бытие как солнечный зайчик – его никак, никому и никогда не удается накрыть рукой, он всегда оказывается сверху…

Таким образом человеческая мысль, якобы рождающаяся в мозгу, оказывается одновременно внутри и вне материи – она будто бы возникает благодаря нейрофизиологическим процессам в тканях мозга, окружена костями черепа, но, одновременно, принципиально существует вне любой материи, вне пространства и времени.

Благодаря этому человек ясно сознает, что обладает духовной природой, которая принципиально иная, чем физический мир, который его окружает. Но из этого следует, что эта иная природа, этот Дух, проявлением которой является человек, так же обладает и разумом, и свободой воли – как сам человек.

8. Следующее доказательство можно было бы, наверное, назвать «креационистским» – оно основывается на факте существования в природе организмов и живых систем, которые принципиально не могут развиться в подобное целое из частей эволюционным путем так, как считает дарвинизм, а могут быть только созданы вместе, как именно такое органическое целое.

К ним, например, может быть отнесена взаимосвязанная система сердца, легких и кровообращения у живых существ: невозможно представить, чтобы сначала, предположим, появилось одно только кровообращение без сердца, затем к нему постепенно «приставилось» сердце и начало перекачивать кровь и только после этого только начали развиваться легкие.

9. Доказательство существования Бога и духовного мира из личного опыта – большинство людей встречалось в своей жизни со «странными» проявлениями божественного и сверхчеловеческого: как благотворного, Божественного, так и зловредного, демонического, или, наверное, чаще всего, того и другого вместе.

Чтобы не касаться для многих сомнительных «преданий старины глубокой», расскажу о случае, который произошел с моим коллегой. Он происходил из верующей семьи, но в свое время много лет преподавал «научный атеизм» в ВУЗе и, как большинство советских интеллигентов, вел отнюдь не благочестивый образ жизни. Пережив несколько личных трагедий, он осознал порочность своей жизни и решил пойти в храм.

– Когда батюшка, – рассказывал он мне, – прочитал над моей головой молитву, отпускающую грехи, и я стал вставать на ноги, какая-то неведомая сила внезапно стала бросать меня из сторону в сторону так, что я не мог стоять на ногах: прихожане поддерживали меня с обеих сторон, у меня тряслись колени и, в довершение всего, меня неожиданно охватила странная слабость. Так я впервые на самом себе ощутил демонов, находящихся в грешнике, – заключил он.

Подобных примеров можно было бы привести довольно много.

10. Доказательство от существования у ВСЕХ наций и народов представлений о Боге и сверхчеловеческих силах в той или иной форме; если индивидуумы-атеисты и встречаются у многих народов, то «атеистических» наций на Земле не бывает.

11. Доказательство от веры в Бога большинства выдающихся гениев человечества. Например, абсолютного большинства Нобелевских лауреатов.

Следует также помнить, что все ученые, способствовавшие своими открытиями появлению и развитию современной науки (Коперник, Кеплер, Ньютон, Бойль, Бэкон, Пастер, Эйнштейн) верили в Бога.

Так, родоначальник современной химии Роберт Бойль (1627-1691) начинал каждый день с молитвы; более того, 2/3 доходов его имения в Ирландии шли на помощь бедным и поддержку Церкви, а 1/3 – на распространение христианства и миссионерскую деятельность среди индейцев.

Френсис Коллинз, один из основателей генетики, говорил: «Когда мы узнаем о человеческом геноме что-то новое, я каждый раз испытываю чувство благоговения от того, что человечество теперь знает нечто такое, что до сих пор знал только лишь Бог. Я не верю в то, что научные исследования могут как-то угрожать Богу. Напротив, я думаю, что Бог только выигрывает от нашего любопытства».

12. Несомненным доказательством бытия Бога является также регулярное появление в истории человечества великих святых и религиозных деятелей, которые непосредственно имеют духовные откровения свыше и свидетельствуют тем самым о Его бытии.

Это не только такие пророки, как, например, Моисей, Исайя, Иезекииль, постоянно общавшиеся с Богом, но и праведники, озарявшие и направлявшие своим светом жизнь людей во все времена.

Возможно, достаточно будет просто напомнить читателю о таких великих русских святых, как или Иоанн Кронштадский, чтобы понять, что Бог и сейчас так же часто обращается к нам, как и в далекие библейские времена, – были бы глаза, чтобы видеть и уши, чтобы слышать.

Бог всегда с нами, это мы, по своей немощи, то удаляемся, то вновь пытаемся возвратиться к Нему.

13. Доказательство от противного: трагическая судьба проектов (и, часто, собственной жизни и судьбы) выдающихся атеистов. Самым ярким примером здесь может быть пример «дела Ленина-Сталина» и их последователей, впервые в истории попытавшихся построить атеистическое государство на «научной основе» как на территории России, так и других стран Европы и Азии.

Трагичной оказалась, например, и судьба самого лучшего философа-материалиста СССР – Эвальда Васильевича Ильенкова, сына известного советского писателя, лауреата Сталинской премии по литературе. Всю жизнь обосновывая атеистический тезис о «саморазвитии материи», которая для своего существования не нуждается ни в каком духовном основании, Эвальд Васильевич нигде не мог найти в советской атеистической действительности нравственной опоры, впал в глубокую депрессию и покончил с собой…

14. Широко известно и «этическое доказательство» бытия сверхчувственного мира, которое исходит из объективного существования морали и этических законов, регулирующих поведение человеческих существ.

Исследования многих философов указывают на то, что события и воздействия окружающей среды только до определенной степени могут предопределять поведение людей и принуждать их к тем или иным поступкам: как бы ни было сильно давление извне, у человека всегда есть возможность разорвать причинно-следственную связь, которой подчиняется неразумная природа и поступить как свободное существо, то есть как существо иного, нездешнего мира!

Для иллюстрации этого можно привести простой пример: почему одни люди подают милостыню, а другие нет? Казалось бы, последние поступают вполне логично и разумно – зачем же расставаться со своими средствами, деньгами, заведомо зная, что вы не получите никакой компенсации?!

Так что же принуждает первых все-таки подавать милостыню, иногда даже в значительных размерах? В физическом мире, в природе нет ничего, что могло бы объяснить подобное «нелогичное» поведение – это объяснение лежит вне этого, в сверхчувственном мире, где находятся великие нравственные идеи любви, добра и милосердия.

К этому же типу доказательств бытия Бога относится и знаменитое рассуждение Иммануила Канта, ясно показавшего, что человек в своих поступках и действиях руководствуется ценностями, которые не принадлежат материальному миру.

15. Большое распространение получило также доказательство бытия Бога под названием «эстетический аргумент», которое гласит: в природе существует удивительная сверхъестественная красота звездного неба, закатов и рассветов, Северного сияния, гармоничных картин природы, совершенного устройства прекрасных тел живых существ и т.д., которая будто специально предназначена для эстетического наслаждения разумного существа – человека – потому что помимо него в самой природе созерцать ее просто некому.

Уже упоминавшийся Роберт Бойль испытывал такое благоговение перед красотой природы, что часто говорил: «Когда я изучаю книгу природы… то часто принужден воскликнуть вместе с псалмопевцем: О, сколь многообразны Твои творения, Господи, в мудрости Твоей Ты создал их всех!»

16. Доказательство бытия Бога «от реального к абсолютному совершенству», его выдвинул Фома Аквинский: в природе существует ясно наблюдаемая градация совершенства внутри различных видов бытия, которая может быть понята только при наличии абсолютно совершенного Существа, то есть Бога.

Это доказательство сначала может показаться довольно сложным, но простой пример поможет понять его суть: если у вас есть линейка, предположим, длиной в 30 сантиметров, а у вашего коллеги – в 50 см, если существуют свернутые в рулончики метры и другие средства измерения, то все это есть только потому, что реально существуют размерность пространства (его протяженность в разных направлениях) и идея длины.

Точно так же можно было бы привести аналогичные примеры с мерами веса, времени и т.п. Но в природе наблюдаются и более сложные виды градаций, среди которых уникальное место принадлежит «восходящей лестнице» совершенства как в неживой и живой природе, так и в человеческом обществе, а также среди самих людей: есть, к примеру говоря, кривые и уродливые деревца, есть обычные, ничем не примечательные, есть «просто» красивые, но встречаются и необычно прекрасные, совершенные экземпляры. И так не только среди различных видов деревьев, но и среди различных пород рыб, зверей, внутри человеческих рас и т.д. – повсюду можно найти более и менее совершенные особи. Но эти разные степени совершенства в неживой природе (например, среди камней!), между отдельными видами предметов, живых существ и т.п., не могли бы существовать, если бы для них не было реально существующей меры абсолютного совершенства, которую, правда, мы не находим в материальном мире, но которая не может не существовать, и это совершенство – Бог!
В этом и заключается суть данного доказательства.

Таким образом, мы видим, что откуда бы и как бы мы ни начали рассматривать окружающий человека мир, все дороги неизбежно ведут к Тому, Кто его создал и украсил, Кто его постоянно поддерживает и направляет, и без Кого он бы не мог просуществовать и мгновения – к Богу.

Хотите - верьте, хотите - нет

Существует ли Бог? Это довольно актуальный вопрос всех времен и народов. Конечно, религия дает на него только положительный ответ. Если человек не является атеистом, то верит во Всевышнего, независимо от того, существует он или нет! До недавнего времени невозможно было доказать существование Господа при помощи математических расчетов и физических формул. Единственным и неоспоримым доказательством существования Создателя считалась твёрдая вера в него и знания, почерпнутые из Библии... Но обо всем по порядку.

"Седьмое доказательство"

Помните, как булгаковские герои - редактор Берлиоз и поэт Бездомный - в главе под названием "Седьмое доказательство" (роман "Мастер и Маргарита") заверяли самого Сатану (Воланда) в том, что ни дявола, ни бога не существует? Правда, им стоит отдать должное: они не знали, кто перед ними. Но Воланда это оправдание ничуть не тронуло. Эти атеистические речи, направленные в адрес Всевышнего, ему не понравились. Воланд - злой, но справедливый! Он твёрдо знает, что Бог существует, и подобные речи, опровергающие подобные истины, не приемлет! В общем, вышеупомянутые литературные деятели были наказаны - каждый по-своему: Берлиозу отрезало трамваем голову, а Бездомный стал шизофреником и, уж простите за каламбур, обрел свой дом в... психиатрической больнице. Понимаете, к чему я клоню? Если вдруг вы оказались вовлеченными в дискуссию на тему "А существует ли Бог?", не стоит яростно, с пеной у рта отрицать сам факт его существования! Это может выйти вам боком! Лучше выкрутиться с помощью шутки, ответив "Не видел - не знаю"...

Поверим на слово

Существует Бог или нет - каждый решает для себя сам. Статистика говорит, что во Всевышнего сегодня верят почти 90% мирового населения. Остальные 10% разделяются примерно поровну на тех, кто верит не столько в Господа, сколько в существование каких-либо высших сил, и на тех, кто верит только в себя, называя все разговоры о Творце - выдумками религиозных фанатиков. Как бы то ни было, но нельзя с полной уверенностью доказать, существует ли Бог. Точно так же, как и нельзя это опровергнуть. Священная православная Книга (Библия) говорит, что человек должен принять существование Создателя как неоспоримый факт самой своей верой в Господа, что многие люди и делают с большим удовольствием.

Есть или нет?

Итак, мы выяснили, что факт существования или отсутствия Творца недоказуем с точки зрения рационального логического разума, его можно принять лишь на веру. Получается своего рода "аксиома". Теперь поговорим о том, что, возможно, в скором времени перевернет некоторые наши религиозные представления, приятно удивив верующих людей. Наука доказала существование Всевышнего!

Научное обоснование существования Господа

Долгое время учёные мужи не касались данного аспекта. Поскольку предназначение науки - изучение материального мира при помощи рациональных эмпирических методов, а Господь - не материален, то и научных объяснений этому не приводилось. Вопрос "существует ли Бог" полностью был отдан религии. Однако сегодня именно ученые берут на себя смелость однозначно утверждать, что Творец есть! Чем же они это доказывают?

Доказательство

Они говорят, что материальный мир был создан нематериальным Господом, что соответствует закону о сохранении энергии (первый закон термодинамики), который гласит, что энергия (материя) не возникает самостоятельно, то есть "из ниоткуда". Действительно, в настоящее время больше нет никакой материи, кроме существующей. Это соотносится с библейскими утверждениями, что Творец завершил свое созидание в первые шесть дней. Другими словами, с того времени Бог больше не творит новую материю. Второй закон термодинамики отчетливо прослеживается в "проклятии", упомянутом в Библии. Его Господь наложил на материальный мир.

В виде заключения

Именно эти размышления приводятся в качестве основного довода касательно существования Всевышнего. Это - логическое следствие двух фундаментальных и научно доказанных законов термодинамики, установленных эмпирически.

Доказательства существования Бога как Абсолюта, то есть носителя всех качеств в превосходной степени, восходят к древнегреческому философу Анаксагору. Он полагал, что сложный и многообразный (универсум, как скажут позднее) упорядочен благодаря тому, что его и управляет им всевышний ум («Нус»). Позднее развитие теории Абсолюта появится у Аристотеля, считавшего, что каждая материальная вещь имеет свою причину, та – свою причину и так далее – до Бога , который имеет первопричину в себе самом.

В XI веке Ансельм Кентерберийский предлагал свой онтологический аргумент в пользу бытия Бога . Он утверждал, что Бог есть Абсолют, обладающий всеми атрибутами (качествами) в превосходной степени. Так как существование является первым атрибутом любой субстанции (что предложил еще Аристотель в категориальной структуре), то Бог с необходимостью обладает бытием. Однако Ансельма критиковали за то, что не всякая вещь, которую может помыслить человек, существует в реальности.

Аристотелевские идеи, равно как и его логическая структура были близки по духу средневековым схоластам. «Божественный » Фома Аквинский сформулировал в «Сумме теологии» пять классических доказательств бытия Бога . Первое: каждая вещь имеет причину движения вне себя, перводвижителем, который сам не движется, является Бог. Второе: каждая вещь имеет сущностную причину вне себя, кроме Бога , который есть сущность, а и причина всего в мире. Третье: все существующие вещи берут свое от высшей сущности, которая обладает абсолютным бытием – она и есть Бог. Четвертое: земные вещи характеризуются различной степенью совершенства и все они восходят к абсолютно совершенному Богу. Пятое: все сущности в мире связаны целеполаганием, эта начинается от Бога , который задает цель всему. Это так называемые апостериорные доказательства, то есть идущие от данного к умопостигаемому.

Иммануил Кант, которому приписывают создание знаменитого шестого доказательства бытия Бога , поднимает эту тему в своей «Критике практического разума». Идея Бога по Канту присуща каждому человеку. Наличие в душе категорического императива (представления о высшем моральном законе), побуждающего порой действовать вопреки практической пользе, свидетельствует в пользу существования Всевышнего.

Позднее Паскаль рассматривал вопрос о целесообразности веры в Бога с точки зрения теории игр. Можно не верить и вести себя аморально или же быть благонравным, пусть и испытывая некоторые тяготы праведной жизни. В конце человек, выбравший сторону Бога , или ничего не потеряет, или обретет рай. Неверующий же не потеряет, либо попадет в ад. Очевидно, что вера принесет больше пользы в любом случае. Однако религиозные философы (в частности, Франк) поставили под сомнение «качество» такой веры и ее ценность для Бога .